усвоенное и уже имеющийся у учащихся практический опыт. Обучение действий с числовым материалом строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными применяются различные опорные сигналы. Продуктивным приемом для усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ является алгоритмизация (памятки, инструкции и т. д.). При решении составных арифметических задач эффективны наглядные действия или чертежи. Помощь может быть оказана через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения.
Успешность коррекционно-образовательного процесса при обучении математике для детей с ОВЗ будет при использовании таких мер, как: индивидуальный и дифференцированный подход; сниженный темп обучения; структурная простота содержания знаний и умений; повторность в обучении; самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения; наглядность; поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности. Важно чередовать обычные виды деятельности с необычными: оформление математических газет, проектная деятельность, творческие работы, математические игры, решение занимательных задач и т. д.
Поэтому успех в формировании необходимых в жизни вычислительных и измерительных умений зависит от правильного подбора заданий и упражнений, имеющих практическую направленность и способных убедить учащихся в необходимости получения знаний.
Список использованной литературы:
1. Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Л.В. Калиникова, Н.Д. Соколова. М.: ГНОМ и Д, 2001.
2. Сурова Р. З. Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ / Р.З. Сурова // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015.
© Миронюк Ю.Л., 2024
УДК 37.032
Присталова А.В.,
студент - магистрант 2 курса психолого-педагогического направления, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия,
митрополита Московского, Тольятти (Россия) Научный руководитель: Батарова Т.М. кандидат педагогических наук, доцент Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия,
митрополита Московского, Тольятти (Россия)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Аннотация
В статье рассматриваются авторские трактовки сущности категории «гражданская позиция» как одной из личностных характеристик подростка. Представлены промежуточные результаты экспериментального исследования сформированности когнитивного аспекта гражданской позиции студентов 1-го курса колледжа - отношения к патриотическим ценностям.
Ключевые слова
Гражданско-патриотическое воспитание, мировоззрение, ценностные ориентиры, подросток, гражданская позиция личности.
В контексте всестороннего развития личности обучающихся проблема гражданского становления подрастающего поколения, - одна из важнейших в сфере российского образования. Одной из главных задач современного образовательного процесса в условиях социальной и политической нестабильности является становление гражданской позиции личности. Безопасность и стабильность современного общества, перспективы его развития в значительной мере зависят от того, насколько точны и прочны убеждения, ценностные приоритеты россиян, понимание ими собственной гражданской позиции, их социально активная деятельность.
Сегодня приоритетность формирования гражданской позиции определена рядом значимых нормативно-правовых документов.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается: «воспитание гражданственности у подрастающего поколения является базовой национальной ценность, воспитание которой призвана обеспечить современная система образования» [1]. Для формирования гражданственности именно подростковый возраст является наиболее сензитивным, так как это время активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку, самоутверждения, стремления к самостоятельности.
Федеральный закон №685 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (утвержден 25 декабря 2023 года) устанавливает традиционные духовно-нравственные ценности в качестве основы российского образования. Данный законопроект основан на указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2022 года [2]. В первой части в пункте 4 сказано: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к профессиональной деятельности... » [3, с. 4]. Исходя из этого, можно заключить, что современное общество требует от образовательных организаций разработки теоретических и методических инструментов формирования активной гражданской позиции, соответствующей всем запросам гражданского общества.
Современное общество, образовательные организации, несомненно, должно воспитать и подготовить социально активного гражданина, соблюдающего нормы правопорядка и законы, соотносящего свои поступки с нравственными ценностями и идеалами, осознающего и выполняющего свои обязанности перед страной, своей семьей и обществом гражданина и патриота.
В контексте психолого-педагогических исследований особое внимание уделяется изучению становления гражданской позиции личности, влиянию форм, методов и средств, влияющих на формирование гражданской позиции обучающихся колледжа.
В литературе отсутствует единое определение понятия «гражданская позиция».
Г.М. Коджасперовой гражданская позиция рассматривается с позиции личностного подхода и определяется как «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение обязанностей перед государством и обществом» [4].
Е.Е. Болотина использует системный подход в рассмотрении гражданской позиции и трактует ее как «сформированного определенной системы отношений к самому себе как гражданину, а также к праву, гражданскому обществу и другим людям» [5, С. 125].
Мы согласны с авторской позицией А.Ф. Абзалова, который отмечает когнитивный аспект гражданской позиции. По его мнению, «Гражданская позиция - это гражданское мировоззрение индивида, в котором взгляды, убеждения, рассуждения, понимание взаимосвязаны с нравственными
качествами, которые, в свою очередь, проявляются в действиях, активности личности, деятельности, направленных на создание образцовых взглядов и достижение целей» [6]. Данная авторская позиция представляет для нас особый интерес.
Таким образом, гражданская позиция - это позиция, основанная на мировоззрении личности. Весьма значимым является условие, что взгляды, убеждения, ценности человека взаимосвязаны с нравственными качествами личности, проявляющимися в социальной активности личности, в различных видах деятельности.
В.В. Гаврилюк выделяет три компонента гражданской позиции: познавательный, мотивационно ориентировочный и поведенческий [7]. Особое внимание мы обращаем на сущность и специфику когнитивного компонента гражданской позиции личности обучающегося.
Когнитивный компонент предполагает формирование на основе знаний гражданского мировоззрения, основных ценностных ориентаций личности, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности.
Важной задачей образовательных организаций является диагностика уровня сформированности когнитивного компонента гражданской позиции старших подростков, сформированность патриотических знаний, взглядов и убеждений, их отношение к патриотическим ценностям. Данная информация позволит определять приоритетные направления в сфере гражданско-патриотического воспитания, выстраивать целенаправленную работу по воспитанию будущих граждан нашей страны.
Для проведения исследования была использована диагностическая методика «Отношение к патриотическим ценностям». Данный тест является модифицированным вариантом методики диагностики личностного роста (И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев). По средством этой методики можно выявить отношение студентов к гражданско-патриотическим ценностям, таким как: отношение к Отечеству, отношение к государству и отношение к знаниям и др.
Исследование формирования гражданской позиции обучающихся колледжа проводилось на базе среднего профессионального образовательного учреждения города Тольятти «Гуманитарный колледж». Респондентская составила выборка составила 37 обучающихся 1 курса по специальностям: «Преподавание в начальных классах» (П) и «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (КП), возраст респондентов 15-17 лет.
Представим обобщенные результаты диагностики обучающихся 1-го курса колледжа.
В таблице 1 представлены сводные количественные результаты, указывающие на отношение обучающихся к государству, Отечеству и знаниям.
Таблица 1
Сводная таблица отношения к гражданско-патриотическим ценностям обучающихся, %
Гражданско-патриотические Группа «КП» Группа «П»
ценности / Уровни Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Отношение обучающихся к 14,3 50 7,1 37,8 65,2 0
государству
Отношение обучающихся к 14,3 78,6 7,1 26,1 69,6 4,3
Отечеству
Отношение обучающихся к 7,1 64,3 14,3 21,7 69,6 8,7
знаниям
Из сводной таблицы мы можем увидеть, что во всех двух группах по отношению ко всем гражданско-патриотическим ценностям преобладает средний уровень.
Согласно характеристикам, данным авторами данной методики, средний уровень отношения к государству свидетельствует о том, что государство для обучающихся является определённой ценностью, но заботу государства старшие подростки воспринимают как обязанность с его стороны.
Обучающиеся, имеющий средний уровень по отношению к Отечеству, переживают чувство Родины как чувство родного дома. Однако обучающиеся встают, когда звучит гимн, скорее не по
душевному порыву, а потому что так принято в обществе
Средний уровень отношения старших подростков к знаниям характеризует их как студентов, которые могут неплохо учиться, но по своей инициативе не будут много времени уделять учебе. В их сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не много усилий они прикладывать не будут
Стоит отметить, что низкий уровень не в критических значениях, но все же присутствует и в большей мере проявляется в отношении обучающихся к знаниям.
Имеет место проявление показателей высокого уровня. Высокий уровень в большей мере проявляется в отношении к государству и Отечеству.
Высокий уровень отношения обучающихся к государству характеризует ценность государства как высокую значимость для них. Студенты дорожат своей принадлежностью к нашему государству, уважают и соблюдают государственные традиции и устои. Принимают участие в государственных праздниках, а также оказывают помощь в подготовке и проведении данных мероприятий.
Высокий уровень проявления признаков отношения к Отечеству представлен у тех обучающихся, кому присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них является конкретной страной, где они собираются жить, которой они гордятся. Особо стоит отметить, что данные чувства имеют глубоко личностные побуждения.
Таким образом, по результатам проведенной в двух группах 1 курса диагностической методики «Отношение к патриотическим ценностям», мы можем отметить, что в группе, условно обозначенной нами как группа «П» показатели ценностного отношения как аспекта когнитивного компонента гражданской позиции выше, чем в группе, условно обозначенной как «КП». У этих обучающихся отмечено стремление к получению знаний, к соблюдению и уважению традиций и государственных праздников своей страны. Они испытывают чувство любви к своей Родине, своему Отечеству и стремление к нравственному образу жизни и стремлению к культуре. А также испытывают чувство гордости за принадлежность к своему народу, стране, в которой они живут.
Выявление ценностных ориентиров, отношения подростков к государству, Отечеству и к своей учебной деятельности на пути их профессионального становления как будущих учителей - есть та основа, которая должна быть учтена в процессе гражданско-патриотического воспитания. Создание условий для реализации системно-деятельностного и личностного подходов в формировании гражданского сознания, гражданской позиции обучающихся колледжа позволит комплексно решать задачи в области гражданско-патриотического воспитания. Таким образом, бесспорно, важна комплексная и целенаправленная работа образовательных учреждений, направленная на формирование когнитивного компонента гражданской позиции обучающихся колледжа - будущих учителей! Ведь будущее страны во многом зависит от того, как и каким будет воспитано подрастающее поколение.
Список использованной литературы:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
2. Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - 11 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. № 685-ФЗ «О Внесении в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - 4 с.
4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: Гардарики, 1994. 146 с.
5. Болотина Е.Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы /
Е. Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. Том 15. — С. 123-127.
6. Абзалов А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.
7. Плотникова Елена Юрьевна Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Ped.Rev.. 2019. №6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-grazhdanskoy-pozitsii-v-pedagogike-i-psihologii (дата обращения: 20.12.2023).
© Присталова А.В., 2024
УДК 796.92:577.121.9
Рыженко Н.
Инструктор по физической подготовке, база отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок,
г. Северодвинска Архангельской области
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Аннотация
Объектом исследования является процесс развития системы физической подготовки военнослужащих России. Предмет исследования - содержание «Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». В статье рассмотрены теоретические аспекты управления физической подготовкой военнослужащих подводных лодок в историческом контексте. Выявлены и проанализированы специфические особенности физической подготовки, ее направленность в различных условиях несения службы. Рассмотрены основные достоинства и недостатки современного состояния управления физической подготовкой военнослужащих. По результатам теоретического анализа выявлена необходимость адаптации системы контроля физической подготовки военнослужащих подводных лодок к условиям длительного автономного плавания.
Ключевые слова:
физическая подготовка, наставление о физической подготовке, подводная лодка, военнослужащие, боевые задачи, замкнутое пространство, автономное плавание, учебно-тренировочный процесс.
Ryzhenko N.
Physical training instructor, Basa of a separate brigade of submarines under construction and under repair,
Severodvinsk, Arkhangelsk region
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA
Abstract
The object of the study is the process of development of the system of physical training of Russian