УДК - 376.112.4
Миронюк Ю.Л.
учитель начальных классов г. Курск, РФ
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
Статья раскрывает проблему совершенствования математических способностей у детей с ОВЗ и пути её решения. В заключение автор приходит к выводу, что формирование и совершенствование математических способностей зависит от правильного подбора заданий и упражнений, имеющих практическую направленность и способных убедить учащихся в необходимости получения знаний.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, математические способности, начальная школа.
Одной из значимых теоретических и практических проблем коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий их развития, более успешной адаптации как к учебному процессу в начальной школе, так и социальной адаптации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ в большей степени испытывают затруднения при ориентации в пространстве, не только на листе бумаге, но на своём теле. Нарушение пространственно-временных представлений для таких детей не является редкостью. Также у них вызывает трудности действие по словесной инструкции или самостоятельное определение и называние пространственных и временных отношений. Дети с большим трудом овладевают количественными представлениями. У учащихся этой категории нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Такие затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что преимущественно доминирует непосредственное, конкретное восприятие, тем самым препятствуя усвоению даже элементарных математических представлений.
Несмотря на все сложности восприятия учебного материала и незрелость когнитивных функций, активность учеников с ОВЗ должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Безусловно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с направляющей помощью учителя. Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, которые способствуют активизации учебной деятельности.
Для реализации учебных задач и развития познавательных УУД эффективно применять следующие методы и приёмы обучения: использование сигнальных карточек, использование вставок (буквы, слова), узелки на память (составление, запись и демонстрация основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить), восприятие материала на определённом с закрытыми глазами, использование ИКТ, использование картинного материала, внедрение активных методов рефлексии. Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками выбираются те или иные методы для конкретного урока.
На уроках используется поэтапное распределение учебного материала. Акцентируется внимание на главное, при этом формулировки краткие и простые при введении правил и выводов, опора на ранее
усвоенное и уже имеющийся у учащихся практический опыт. Обучение действий с числовым материалом строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными применяются различные опорные сигналы. Продуктивным приемом для усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ является алгоритмизация (памятки, инструкции и т. д.). При решении составных арифметических задач эффективны наглядные действия или чертежи. Помощь может быть оказана через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения.
Успешность коррекционно-образовательного процесса при обучении математике для детей с ОВЗ будет при использовании таких мер, как: индивидуальный и дифференцированный подход; сниженный темп обучения; структурная простота содержания знаний и умений; повторность в обучении; самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения; наглядность; поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности. Важно чередовать обычные виды деятельности с необычными: оформление математических газет, проектная деятельность, творческие работы, математические игры, решение занимательных задач и т. д.
Поэтому успех в формировании необходимых в жизни вычислительных и измерительных умений зависит от правильного подбора заданий и упражнений, имеющих практическую направленность и способных убедить учащихся в необходимости получения знаний.
Список использованной литературы:
1. Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Л.В. Калиникова, Н.Д. Соколова. М.: ГНОМ и Д, 2001.
2. Сурова Р. З. Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ / Р.З. Сурова // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015.
© Миронюк Ю.Л., 2024
УДК 37.032
Присталова А.В.,
студент - магистрант 2 курса психолого-педагогического направления, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия,
митрополита Московского, Тольятти (Россия) Научный руководитель: Батарова Т.М. кандидат педагогических наук, доцент Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия,
митрополита Московского, Тольятти (Россия)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Аннотация
В статье рассматриваются авторские трактовки сущности категории «гражданская позиция» как одной из личностных характеристик подростка. Представлены промежуточные результаты экспериментального исследования сформированности когнитивного аспекта гражданской позиции студентов 1-го курса колледжа - отношения к патриотическим ценностям.