Вывод. Исходя из полученного и обработанного материала на сегодняшнее время на территории Волго-Ахтубинской поймы Волгоградской области зоны Нижнего Поволжья нами зарегистрировано 7 видов мышевидных грызунов и 8 видов блох Siphonaptera, являющихся эктопаразитами на этих грызунах. В видовом отношении блоха Ceratopyllus turbidus зарегистрирована на 4 видах мышевидных грызунов, таких, как домовая мышь Mus musculus L., полевая мышь Apodemus agrarius (Pallas), полёвка Microtus arvalis (Pallas), хомячок Эверсмана (Allocricetulus eversmanni). Вид блохи Leptopsylla bidentata присутствует только на землеройках. Блоха вида Ctenocephalides canis зарегистрирована нами только на хомячке Эверсмана. Остальные блохи присутствуют в той или иной степени на других видах грызунов, составляя доминирующие или субдоминирующие группы видов.
Литература
1. Блохи (Siphonaptera) мелких млекопитающих саратовского Заволжья / Т.В. Князева, А.М. Поршаков, А.А. Кузнецов [и др.] // Поволжский экологический журнал. 2012. № 2. С. 208-215.
2. Котти Б.К. Основные итоги изучения блох (Siphonaptera) в Кавказском регионе // Матер. I Всероссийского совещания по кровососущим насекомым. СПб.: ЗИН РАН. 2006. С. 93-96.
3. Медведев С.Г. Фауна и паразито-хозяинные связи блох (Siphonaptera) различных зоогеографических областей мира // Энтомологическое обозрение. 2006. Т. 79. Вып. 4. С. 812-830.
4. Чачина С.Б., Богданов И.И. Биотопические и паразито-хозяинные связи блох (Insecta, Siphonaptera) в различных ландшафтах Омской области // Матер. I Всероссийского совещания по кровососущим насекомым. СПб., 2006. С. 217-220.
5. Частная эпидемиология / Под ред. Б.Л. Черкасского. Т. 1. М.: ИНТЕРСЭН, 2002. 388 с.
6. Частная эпидемиология / Под ред. Б.Л. Черкасского. Т. 2. М.: ИНТЕРСЭН, 2002. 260 с.
7. Иофф И.Г., Микулин М.А., Скалон О.И. Определитель блох Средней Азии и Казахстана. М., 1965. 370 с.
8. Иофф И.Г., Тифлов В.Е. Определитель блох Юго-Востока СССР. Ставрополь, 1954. 201 с.
Экспериментально-микробиологическое обоснование нового способа лечения гнойных ран
О.Б. Нузова, д.м.н, профессор, А.В. Студеникин, аспирант, ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, А.А. Стадников, д.б.н., профессор, О.Л. Карташова, д.б.н., Т.М. Пашкова, к.б.н, ФГБУН ИКВС УрО РАН
Проблема лечения больных с гнойно-хирургическими заболеваниями, отягощёнными сахарным диабетом, не только не утратила своей актуальности, но и приобретает всё большое значение. Это обусловлено увеличением числа больных сахарным диабетом [1, 6, 7]. В настоящее время сахарный диабет приобрёл характер неинфекционной эпидемии [2, 3]. Большое значение в лечение гнойных ран имеет местное лечение.
Повышение эффективности лечения гнойных процессов любой локализации и генеза стало возможным благодаря использованию новых препаратов для местного лечения раневой инфекции с учётом стадии раневого процесса и видового состава микрофлоры ран.
Использование современных препаратов для местного лечения ран с антимикробными компонентами позволяет в значительной группе больных не проводить общую антимикробную терапию, что в настоящее время имеет большое значение, так как даёт возможность более рационально использовать антибактериальные препараты [4]. Поэтому очень важной является разработка новых методов и средств местного лечения [5].
Учёные Б.Г. Нузов и Л.Е. Олифсон разработали ранозаживляющий препарат милиацил — просяное масло (Miliacylum). В последние годы широко используются физические методы воздействия, в том числе КВЧ-терапия. Изучение
эффективности сочетанного применения милиа-цила и КВЧ-терапии не проводилось.
Цель исследования — оценить в эксперименте in vivo антимикробное действие милиацила и КВЧ-терапии.
Материал и методы исследования. Экспериментальное исследование проведено на 128 беспородных крысах. Подопытных животных содержали в клетках. В помещении поддерживали постоянную температуру — 17—20°С. Режим питания был одинаковым во все сроки исследования.
Все манипуляции с животными были выполнены в соответствии с требованиями «Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и других научных целей» (Страсбург, 1985), Хельсинкской декларации от 2000 г. «О гуманном отношении к животным» и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 708н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил лабораторной практики».
У подопытных животных после суточного голодания был вызван аллоксановый диабет путём введения подкожно 5-процентного раствора аллок-сана. С 6-х суток после возникновения диабета с целью его компенсации ежедневно в течение всего периода проведения эксперимента крысам вводили подкожно раствор протамин — цинк—инсулина в дозе 4ЕД. У крыс моделировали через 30 сут. после получения аллоксанового диабета гнойно-воспалительный процесс задних конечностей, вводя внутримышечно в область бедра взвесь S. aureus в количестве 1 мл и одновременно — 0,25 мл 25-процентного раствора сульфата магния, который обеспечивал образование некробиотических тканей.
Гнойный очаг у подопытных животных возникал через 5—7 сут. Он возвышался над окружающими тканями, выявлялась гиперемия, оёчность кожи, флюктуация.
В работе использованы стафилококки, полученные из коллекции микроорганизмов лаборатории по изучению механизмов и регуляции персистенции бактерий Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН.
После получения экспериментальной модели гнойно-воспалительного очага производилась его хирургическая обработка в объёме, обеспечивающем удаление нежизнеспособных тканей. Оперативное вмешательство проводили под общей анестезией.
У крыс основной (опытной) группы в местном лечении ран использовали милиацил и КВЧ-терапию от аппарата «Явь-1». В I контрольной гр. была исследована микрофлора ран без лечебной коррекции. Во II контрольной гр. лечение ран осуществлялось милиацилом. В III контрольной гр. применяли КВЧ-терапию от аппарата «Явь-1». В каждой группе было взято по 32 крысы.
У подопытных животных в динамике течения раневого процесса оценивали антимикробное воздействие при различных способах лечения. Для этого проведено бактериологическое исследование отделяемого гнойных ран по общепринятой методике перед началом лечения, на 7-й день и по окончании лечения. Идентификацию выделенных микроорганизмов проводили с использованием тест-систем фирмы Lachema (Чехия). Бациллы идентифицировали до рода.
Полученные данные были обработаны на ЭВМ с помощью программы «Статистика 6.1». Количественные признаки были подвергнуты статистической обработке путём подсчёта основных статистических характеристик: выборочного среднего, ошибки среднего (стандартной ошибки). Данные, полученные в результате исследования, анализировались с применением непараметрических и параметрических методов статистики согласно рекомендациям. В качестве непараметрических критериев применялись: критерий Вил-коксона (в случае зависимых выборок) и критерий Манна —Уитни (в случае независимых выборок). В качестве параметрического критерия использовался ^критерий Стьюдента.
Результаты исследования. Использование милиа-цила и КВЧ-терапии в местном лечении гнойных ран на фоне аллоксанового диабета у крыс основной (опытной) группы приводило на 4-е сут. к их очищению от гнойно-некротических масс, появлению розовых грануляций. На 6-е сут. лечения содержимое ран было скудным, серозного характера. Дно и стенки ран покрывались сочными грануляциями, наблюдалось появление краевой эпителизации, значительно уменьшались их размеры.
У крыс I контрольной гр. лечение ран не проводилось, на 7-е сут. они были покрыты
гнойно-некротическим содержимым. Появлялись грануляции на 9-е сут., очищение ран от гнойно-некротического содержимого наблюдалось к 10-м сут., начало эпителизации отмечали на 15-е сутки.
У животных II контрольной группы, леченных местно милиацилом, на 5-е сут. наблюдалось очищение ран, снижение воспалительного процесса, определялись грануляции. На 8-е сут. лечения хорошо была видна краевая эпителизация, раны значительно уменьшались в размерах.
Крысам III контрольной гр. местно применяли только КВЧ-терапию. К 9-м сут. раны очищались от гнойно-некротического содержимого, грануляции обнаруживались на 7-е сут. На 11-е сут. лечения была хорошо видна краевая эпителизация.
Сроки заживления гнойных ран у крыс на фоне аллоксанового диабета в основной (опытной) группе (местное лечение милиацилом и КВЧ-терапией) оказались меньше (11,91+0,28 сут.) данного показателя у животных, которых лечили милиацилом (13,88+0,26 сут.) и которым лечение не проводили или использовали только КВЧ-терапию (не заживали к 28-м суткам).
Клинические исследования подтверждались микробиологическими исследованиями. Бактериологическое исследование показало, что микробный пейзаж при вскрытии гнойников у животных опытной группы представлен золотистым стафилококком (S. aureus). Через 7 сут. у 25 (78,1%) из 32 крыс рост микрофлоры в посевах из ран не был обнаружен. У 7 (21,9%) из 32 животных определяли S. аureus в монокультуре. По окончании лечения микрофлора не определялась.
У 32 крыс I контрольной гр. через 7 сут. в посевах из ран высевались S. aureus в монокультуре (12 наблюдений) и в ассоциации с другими микроорганизмами (20 наблюдений): 6 с S. еpidermidis, 4 с S. cohnii ssp. Urealyticum, 3 с E. rnli, 2 с P. alcaligenes, 3 с Bacillus spp., 2 с S. pyogenes. У 2 (25%) из 8 крыс этой группы не выявлен рост микрофлоры в посевах из ран по окончании лечения. У 6 (75%) из 8 животных микрофлора определялась, причём у 3 выделили S. aureus в монокультуре, у 3 — ассоциации S. aureus с другими микроорганизмами (из них: у 1 — в ассоциации с S. еpidermidis, у 1— в ассоциации с E. rnli, 1 — в ассоциации с S. pyogenes).
У 22 (68,8%) из 32 крыс II контрольной гр. через 7 сут. лечения рост микрофлоры в посевах из ран не был установлен. У 10 (31,2%) из 32 животных этой группы через 7 сут. в посевах из ран микрофлора определялась, причём у 7 выделили S. aureus в монокультуре, у 3 — ассоциации S. аureus с другими микроорганизмами (из них: у 2 — в ассоциации с E. rnli, у 1 — в ассоциации с S. еpidermidis). У 22 (91,7%) из 24 крыс по окончании лечения микрофлора в посевах из ран не была высеяна, только в двух наблюдениях выделен S. аureus в монокультуре.
Рост микрофлоры в посевах из ран не установлен у 5 (15,6%) из 32 крыс III гр. контрольной гр.
через 7 сут. лечения. У 27 (84,4%) из 32 животных этой группы выделяли микроорганизмы (из них: у 15 животных — S. aureus в монокультуре, у 12 — ассоциации S. аureus с другими микроорганизмами: 4 с S. еpidermidis, 3 с E. rnli, 2 с P. аlcaligenes, 3 с S. cohnii ssp. urealyticum. У 6 (75 %) из 8 крыс III гр. микрофлора в посевах из ран не была высеяна по окончании лечения. У 2 (25%) из 8 животных микрофлора определялась, у 1 крысы выделили S. aureus в монокультуре, у 1 — ассоциация S. аureus с S. еpidermidis.
На основании проведённого микробиологического исследования выявлено, что наиболее выраженный антимикробный эффект отмечен в основной (опытной) группе животных, в лечении ран которых использовали совместно милиацил и КВЧ-терапию.
В меньшей степени антимикробной активностью характеризовался милиацил, который использовали во II контрольной гр., в значительно меньшей степени — КВЧ-терапия, используемая в III контрольной гр.
Вывод. Полученные в данном исследовании результаты о выраженной антимикробной активности при сочетанном применении милиацила и КВЧ-терапии позволили разработать новый метод лечения гнойных ран.
Литература
1. Бахарева Л.И. Диагностика и лечение инфекционных осложнений в хирургии / В.Н. Бордуновский, В.А. Бычковских, Г.Р. Зарипова [и др.]. Челябинск: Издательство ООО «Фирма «ПИРС», 2015. 148 с.
2. Нелаева А.А., Хасанова Ю.В., Хоботова Е.С. Роль провос-палительных цитокинов в развитии и прогрессировании микро- и макроангиопатий у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа // Ангиология и сосудистая хирургия. 201 З.Том 19. № 3. С. 9-13.
3. Федоров В.Д., Светухин А.М. Избранный курс лекций по гнойной хирургии. М.: Издательство «Миклош», 2007. 364 с.
4. Блатун Л.А. Местное медикаментозное лечение ран // Хирургия. Журнал Н.И. Пирогова. 2011. № 4. С. 51-9.
5. Нузов Б.Г., Стадников А.А., Нузова О.Б. Оптимизация репаративной регенерации тканей М.: Медицина, 2012. 199 с.
6. Blueman D., Bousfield C. The use of larval therapy to reduce the bacterial load in chronic wounds // J Wound Care. 2012. № 5. Р. 244-53.
7. Frank D.N., Wysocki A., Specht - Glick D.D. et al. Microbial diversity in chronic open wounds // Wound Repair Regen. 2009. № 2. Р. 163-172.
Показатели аутоиммунных реакций на фоне применения Эраконда
В.Ю. Сафонова, д.б.н., профессор, ФГБОУ ВО Оренбургский ГПУ
Ядерная катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и авария на Фукусиме (2011 г.) послужили тому, что исследования в области радиационной биологии и экологии были направлены на изучение воздействия внешней радиации в небольших дозах на жизненно важные системы живого организма [1—3]. Среди таковых иммунной системе отводится первостепенная роль.
В основе развития иммунодефицита лежит аутосенсибилизация организма. Последняя влечёт за собой появление как оппортунистических инфекций, так и онкологической патологии, включая всевозможные осложнения [3—5]. Большое значение в этом процессе имеет уровень концентрации циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК).
Цель исследования — изучить влияние облучения и природного препарата Эраконд на концентрацию ЦИК в сыворотке крови животных. Повышенное содержание ЦИК отражает развитие аутоиммунных реакций в облучённом организме. Образование ЦИК обязано взаимодействию аутоантигенов и аутоантител при патологических процессах, обусловленных воздействием радиации. Что касается здорового организма, то в нём концентрация ЦИК незначительна.
Материал и методы исследования. В качестве подопытных животных нами были выбраны белые
нелинейные крысы-самцы с массой тела 179—190 r. Данный вид млекопитающих считается весьма удобной моделью для проведения экспериментальных исследований. Крысы, будучи признанными лабораторными животными, практически лишены сезонных изменений в процессе своей жизни.
Однократное внешнее облучение животных проводили на гамма-установке с источником излучения 137Cs в дозах от 2,0 до 4,0 Гр. Биологическим контролем являлись интактные крысы. Для установления эффективности препарата Эраконд контролем являлись облучённые крысы в дозе 4,0 Гр.
Подопытные группы формировали с учётом массы тела животных. Все животные содержались в одинаковых условиях вивария, с однотипным кормлением и поением.
Для коррекции содержания циркулирующих иммунных комплексов в крови подопытных животных использовали препарат Эраконд — экстракт люцерны посевной (Medicago sativa). Его получают путём гидробарометрической обработки наземной части люцерны. В полученный экстракт добавляют определённые микроэлементы. Препарат разработан в ТОО НВП «АПТ-Экология» (Екатеринбург). Эраконд имеет густую, стерильную консистенцию тёмно-коричневого цвета, приготовлен по ТУ 9337-004-12334249-97. В случае высушивания твердеет. Вкус горьковатый, хорошо растворяется в воде (допускается незначительный осадок). Подо-