Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / RUSSIAN LANGUAGE / TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова А.А.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по организации культурно-просветительской деятельности при обучении русскому языку. Необходимость формирования активной̆ познавательной̆ позиции школьника при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебный процесс культурно-просветительской деятельности, которая не только отвечает возрастным потребностям ребёнка, но и способствует повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся. Приведены аргументы, доказывающие эффективность данной работы и повышение развития мотивации обучающихся основного общего образования при использовании форм и методов культурно-просветительской деятельности на уроках по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBUT IN SCIENCE EXPERIMENTAL WORK ON THE ORGANIZATION OF CULTURAL EDUCATION ACTIVITIES IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

The article presents the results of experimental work on the organization of cultural and educational activities in teaching the Russian language. The need to create an active cognitive position of the student with a general decrease in the level of interest and motivation for the educational process determines the need to search for new, improved working methods that meet modern standards in the field of education. The inclusion of cultural and educational activities in the educational process, which not only meets the age needs of the child, but also helps to increase the level of cognitive activity, the development of general cognitive processes, creating new incentives for students, can serve as a similar method. Arguments are presented that prove the effectiveness of this work and increase the development of motivation for students of basic general education using forms and methods of cultural and educational activities in the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ДЕБЮТ В НАУКЕ

А.А. Шамсутдинова ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ключевые слова: русский язык, обучение русскому языку, культурно-просветительская деятельность, экспериментальная работа.

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментальной работы по организации культурно-просветительской деятельности при обучении русскому языку. Необходимость формирования активной познавательной позиции школьника при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, отвечающих современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебный процесс культурно-просветительской деятельности, которая не только отвечает возрастным потребностям ребёнка, но и способствует повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, создавая новые стимулы для учащихся.

Приведены аргументы, доказывающие эффективность данной работы и повышение развития мотивации обучающихся основного общего образования при использовании форм и методов культурно-просветительской деятельности на уроках по русскому языку.

Потребность в формировании познавательной активности обучающихся на фоне совокупного уменьшения степени заинтересованности в учебной деятельности устанавливает необходимость в отборе эффективных форм работы, которые бы соответствовали современным стандартам образования Российской Федерации.

В роли такой формы, несомненно, может выступать введение культурно-просветительской деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному. Нужно отметить, что культурно-просветительская деятельность не только формирует активную познавательную позицию, формирует потребность в получении новых знаний, умений и навыков, но и ориентирует обучающихся на повышение мотивации[1]. Именно поэтому в этом контексте убедительным представляется обращение к культурно-просветительской деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному.

Было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность уроков русского языка с применением форм и методов культурно-просветительской деятельности на примере экспериментального класса [4].

Организация констатирующего эксперимента.

Цель эксперимента - выявить исходный уровень мотивации обучающихся основного общего образования.

Для получения максимально объективных, достоверных результатов в процессе проведения анкетирования были соблюдены следующие требования:

- время проведения диагностики - первая половина дня;

- перед выполнением заданий анкетирования школьники получили подробные инструкции и разъяснения относительно процедуры его проведения;

- дети сидели по одному за партой и не имели возможности заглядывать в работы своих соседей либо советоваться с ними [2].

fr

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

В исследовании принимали участие ученики 5 «А» и 5 «Б» классов гимназии № 20 имени Ф.Х. Мустафиной города Уфы. В ходе опытно-экспериментальной работы 5 «А» класс был контрольным (28 чел.), а 5 «Б» класс - экспериментальным (28 чел.).

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

1. Констатирующий этап.

Цель констатирующего этапа исследования - изучение состояния работы в школе по изучаемой проблеме, а также выявление исходного уровня мотивации у обучающихся основного общего образования.

2. Формирующий этап.

Цель данного этапа эксперимента - разработка и апробация системы уроков русского языка с применением форм и методов культурно-просветительской деятельности, способствующих развитию мотивации обучающихся.

3. Контрольный этап.

Цель данного этапа эксперимента - обработать и систематизировать материал, полученный в процессе экспериментальной работы; обобщить и литературно оформить исследовательскую работу [3].

Изучение исходного уровня мотивации у обучающихся основного общего образования осуществлялось с помощью методики Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации обучающихся», модифицированная Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования. Данная методика представляет собой анкету, состоящую из десяти вопросов, которые демонстрируют отношение обучающегося к учебному процессу и различным ситуациям в школе.

Аналитическая деятельность позволила выделить три основных уровня школьной мотивации: максимально высокий уровень учебной мотивации; средний уровень учебной мотивации; низкий уровень учебной мотивации.

Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, модифицированной Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования, в контрольной и экспериментальной группе представим в диаграмме (рис. 1).

Результаты исследования показали следующие результаты: высокий уровень учебной мотивации имеют 7 учеников 5 «А» класса и 6 учеников 5 «Б» класса, что составило 25% и 21% соответственно. Это обучающиеся, для которых характерным является наличие познавательных мотивов. Средний уровень учебной мотивации показали 16 учеников в 5 «А» классе и 15 учеников в 5 «Б» классе, что составило 57% и 54% соответственно. У таких обучающихся в целом сформировано позитивное отношение к учебному процессу, но школа для них - это, скорее, место, где можно общаться с друзьями. В данном случае можно сказать, что познавательные мотивы не являются определяющим фактором. Низкий уровень учебной мотивации показали 5 учеников из 5 «А» класса и 7 учеников из 5 «Б» класса, что составило 17,8% и 25% соответственно.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что нужно провести определённую работу по повышению учебной мотивации обучающихся. Одним из эффективных решений данной проблемы является организация уроков русского языка в нетрадиционной форме, то есть с использованием форм и методов культурно-просветительской деятельности.

Контрольная группа 5 "А"

■ Высокий а Средний ■ Низкий

Экспериментальная группа 5 "Б"

Низкий Высокий 25% 21%

■ Высокий ■ Средний ь Низкий

Рис. 1. Уровни учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой, модифицированной Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования, в контрольной и экспериментальной группе

в начале эксперимента

На формирующем этапе эксперимента была поставлена следующая цель: разработка и апробация системы уроков русского языка с применением форм и методов культурно-просветительской деятельности, способствующих повышению уровня мотивации у обучающихся основного общего образования. На основании выявленных интересов, склонностей и способностей обучающихся 5 «Б» класса на данном этапе эксперимента была разработана соответствующая система уроков. Контрольная же группа (5 «А» класс) продолжала изучение курса русского языка по традиционной программе образовательного процесса. В 5 «Б» классе было проведено 20 уроков с использованием форм и методов культурно-просветительской деятельности. Приведём фрагмент одного из уроков.

Урок в формате квеста. Квест содержит познавательные и увлекательные элементы, предполагает возникновение соревновательного момента, дает участникам творчески проявить себя, учит работать как и индивидуально, так и в команде [7]. Учитель должен продумать сюжет и маршруты, название, содержание и оформление станций игры, а также форму листа ответов команд. При этом важно, чтобы не только задания, но и сам маршрут продвижения команды не был простым перечислением известных пунктов, а заставлял задуматься и проявить смекалку. На каждой станции команду встречает ведущий, который объясняет задание [5].

Маршрут. Жила-была в Тридесятом царстве девица-красавица. И умна, и добра, и хороша собою. И вот однажды пошла она в тёмный лес, грибы-ягоды собирать — и не вернулась. И в сказку свою не вернулась. А ведь сказке без главной героини никак нельзя! Чтобы разыскать её, снарядим дружину мудрую, в загадках искушённую, да возьмём с собой смекалку, отвагу, бесстрашие. А волшебным клубком-помощником послужит

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

маршрутный лист нашего квеста. Не бойся дороги — были б кони здоровы! Ведь в игре да в попутье людей узнают.

Каждый раз, отвечая на задание, вписывайте ответы в специальный лист ответов.

1. Наш путь начинается от входа в терем, на котором золотыми буквами выведено: «Добро пожаловать!» Украшен терем богатой мозаикой с мозаичными буквами.

С одной из мозаичных букв начинается имя былинного злодея, «чуда поганого», побеждённого самым младшим из троих богатырей. Вспомните имя богатыря и злодея и впишите в лист ответов.

2. Войдите в терем. Вы видите указатель с тремя направлениями. Какое выбрать? А выбирайте тот путь, что ведёт в старинный русский город, где старший из трёх богатырей побил «силушку великую» и куда его звали быть воеводой.

Впишите имя богатыря в лист ответов - и смело следуйте в указанном направлении.

3. Вам нужно вспомнить сказку о злой мачехе, сгубившей ни в чём не повинное животное. Подсказку-иллюстрацию к этой сказке вы найдёте на одной из фотографий, развешанных по стенам вокруг вас. Назовите дерево, изображённое на этой картинке и упомянутое в сказке.

В лист ответов впишите название сказки и дерева.

4. Движемся дальше. Номер этажа, куда вам нужно подняться, совпадает с числом, имеющим сакральное значение в фольклоре, особенно в былинах и сказках. На этом этаже - дверь с номером, содержащим только это число. Нашли? Входите. Перед вами текст старинного фольклорного жанра. Как называется этот жанр?

Название жанра впишите в лист ответов.

5. Выходите из комнаты налево и вверх по ближайшей лестнице на следующий этаж. Вы оказались в небольшом пространстве, где на стенах - иллюстрации к сказкам. Рассмотрите их. В одной из этих сказок упоминается лиственное дерево, которое у славян считалось царем деревьев.

Запишите название сказки и дерева в лист ответов.

6. Вам нужна комната, в номере которой содержится число, равное числу ступеней в одном пролёте лестницы, по которой вы поднимались. Войдите в комнату. Перед вами изображение мифологической птицы, которой посвятил стихотворение Александр Блок.

Впишите в лист ответов имя чудесной птицы.

7. Выйдите из комнаты, поверните налево к главной лестнице. Здесь вы увидите «Избу». Постучитесь и войдите. Вокруг вас - предметы крестьянского быта. Найдите среди них предмет из бересты. Для чего он использовался? Вспомните пословицу или поговорку про то, для чего использовался предмет.

В лист ответов впишите предназначение предмета и пословицу.

8. Спуститесь по лестнице вниз на второй этаж. Вам нужен широкий коридор с большими окнами. Сразу слева от входа в коридор - стеклянный шкаф с различными предметами. Найдите среди них старинную народную картинку с надписью. Как называется такая картинка? Рассмотрите её. Вспомните, в какой народной сказке встречались персонажи с теми же качествами, что и герой картинки? Как называется сказка?

В лист ответов впишите название старинных картинок и название сказки.

9. Вернитесь на первый этаж и идите по длинному коридору без окон. Войдите в предпоследнюю дверь справа. Вам нужно среди предметов найти такие, которые использовались в особых ритуальных действах, проводимых зимой в течение двух недель перед праздником Крещения. Как называется в народе этот временной период? Как называются сами магические действа?

В лист ответов впишите название периода, название ритуала и предметы, которые для него использовался.

10. Вернитесь из коридора к лестнице. Поднимитесь на второй этаж. Вам нужна комната, в номере которой все числа чётные, два первых числа одинаковые, а последнее присутствует в «числе зверя». Войдите в комнату, оглядитесь. Найдите вещь, которой в народе приписывались волшебное свойство помогать людям. Считалось, что она имеет душу. У славян она сопровождала человека в течение всей жизни, от рождения до смерти. Эта вещь имела несколько разновидностей, ту, что вы ищете, называли «скрутка» или «кумоха».

Впишите название предмета в лист ответов.

11. Выйдя из комнаты, двигайтесь по часовой стрелке, и выйдете к большой светлой лестнице. Вам нужно на третий этаж, комната крайняя справа. В ней вы видите множество плакатов и картинок. Найдите картинку с фольклорным сюжетом, на которой изображены животные. Что это за животные? Сколько их? В каком жанре устного народного творчества они встречаются чаще всего? Вспомните хотя бы первые строчки этого жанра.

В листе ответов укажите название и количество животных, название жанра и его первые строчки.

12. Выйдите к ближайшей лестнице и поднимитесь на следующий этаж. Перед вами «Лавка собирателя древностей». Чего только здесь нет! Обратите внимание на предмет, который считался одним из главных в жизни русской женщины и служил ей для занятия основным народным ремеслом. Этим ремеслом также владела и героиня, которую вы ищете. Ознакомьтесь с предметом. Что на нём изображено и что символизируют узоры? Какие праздники в народном календаре связаны с узорами?

В лист ответов впишите название упомянутого предмета быта и название праздников.

13. Приближается к концу долгий путь, совсем скоро вы увидите нашу пропавшую героиню. Спуститесь на второй этаж, перейдите по короткому коридору к другой лестнице, поверните налево. По пути вспомните, какой предмет-помощник вы видели в одной из комнат. Точно такой же есть и у нашей героини. А ещё её изобразил на одной из картин известный русский иллюстратор сказок и театральный декоратор начала XX века, носивший самое известное русское имя.

Вспомните имя героини и фамилию художника. Впишите их в лист ответов.

Вот и квесту конец, кто отгадал - молодец!»

После завершения квеста сдайте маршрутные листы ведущим, которые будут ждать вас в актовом зале.

Выигрывает в квесте команда, которая правильно и полно ответила на все вопросы.

Тематика квестов может быть различна, например: тема по русскому языку, творчество конкретного писателя и так далее. Квесты, ориентированные на активизацию общекультурных знаний (как приведённый выше фольклорный квест), подходят для разновозрастной аудитории.

После проведения формирующего эксперимента необходима повторная диагностика обучающихся. Целью контрольного этапа эксперимента - проверка эффективности уроков русского языка с применением форм и методов культурно-просветительской деятельности для повышения уровня мотивации у обучающихся основного общего образования. На контрольном этапе была использована та же методика, что и на констатирующем этапе эксперимента: методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации обучающихся», модифицированная Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования. Результаты анкетирования представлены на диаграмме (рис. 2).

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

Рис. 2. Уровни учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой, модифицированной Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования, в контрольной и экспериментальной группе на конец эксперимента

Были получены следующие результаты: высокий уровень учебной мотивации показали 13 учеников в 5 «Б» класса. Результаты контрольной группы остались без изменений -высокий уровень учебной мотивации показали 7 учеников. Средний уровень учебной мотивации показали 12 учеников в 5 «Б» классе. Результаты контрольной группы остались без изменений - средний уровень учебной мотивации показали 16 учеников. Низкий уровень учебной мотивации показали 3 ученика из 5 «Б» класса. Результаты контрольной группы остались без изменений - низкий уровень учебной мотивации показали 5 учеников [3]. Сравнительный анализ результатов (на начало и конец экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах) представлен в гистограмме (рис. 3).

100%

80%

60%

40%

20%

0%

Высокий

Начало ■ Конец

Средний

Низкий

57% 57%

54%

25% 25%

11%

*<о

(V

у

s

г?

/

4?

/ / /

X S /

S

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еГ

/

Рис. 3. Сравнительный анализ уровней учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой, модифицированной Е.И. Даниловой для обучающихся основного общего образования, в контрольной и экспериментальной группе на конец

эксперимента

Таким образом, можно констатировать, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились, а результаты контрольной группы остались на прежнем уровне. Следовательно, использование форм и методов культурно-просветительской деятельности целесообразно при обучении детей среднего школьного возраста на уроках русского языка [6]. То есть развитие мотивации у обучающихся основного общего образования возможно, если на уроках русского языка использовать формы и методы культурно-просветительской деятельности.

1. Банникова, О.В. Роль нестандартных уроков в развитии познавательной активности школьников [Текст] / О.В. Банникова // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2017. - №3. - С 70-75.

2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений. - Москва : Академия, 2001. - 386 с.

3. Кольберг, Н.А., Царева, С.В. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения [Электронный ресурс] / Н.А. Кольберг, С.В. Царева // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 698700. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/136/38250/ (дата обращения: 24.11.2019).

4. Крыжановская, Н.В., Млкеян, Л.А. Исследование учебной мотивации у младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Крыжановская, Л.А. Млкеян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т. 7. - С. 121-125. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56102.htm (дата обращения: 24.11.2019).

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

5. Кудрявцева, Б.Л. Современные игровые технологии в изучении и освоении языков / Кудрявцева Б.Л., Тимофеева А.А., Буланов С.В. - Москва, 2015. - 57 с.

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - Москва : Просвещение, 1990. -

96 с.

7. Рузиева, К.Э. Преимущество нетрадиционных уроков при проведении практических занятий // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 819-821.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.