Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ТАДЖИКСКАЯ ШКОЛА / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / COGNITIVE ACTIVITY / RUSSIAN LANGUAGE / PRIMARY CLASSES / TAJIK SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаджанова Дилрабо Шамсиевна

В статье рассматривается обучение младших школьников русскому языку на основе личностно-ориентированного подхода; анализируется развитие учащихся в процессе познавательной деятельности, а также соответствующие педагогические условия, необходимые для этого; показано, как связана мотивация с трансформацией познавательных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS: LEARNER-CENTERED APPROACH AT THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL IN THE TAJIK SCHOOL

The article deals with the teaching of Russian language to younger students on the basis of personality-oriented approach; analyzes the development of students in the process of cognitive activity, as well as the appropriate pedagogical conditions necessary for this; shows how motivation is related to the transformation of cognitive interests.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ»

Д.Ш. Бабаджанова

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: Личностно-ориентированный подход, познавательная деятельность, русский язык, начальные классы, таджикская школа.

Аннотация: В статье рассматривается обучение младших школьников русскому языку на основе личностно-ориентированного подхода; анализируется развитие учащихся в процессе познавательной деятельности, а также соответствующие педагогические условия, необходимые для этого; показано, как связана мотивация с трансформацией познавательных интересов.

Предметом нашего сообщения мы хотели бы сделать особенности познавательной деятельности учащихся младших классов таджикских школ на уроках русского языка и их развитие при использовании личностно-ориентированного подхода, учитывая все педагогические и психологические аспекты данного процесса.

Чтобы развить познавательные интересы у учащихся младших классов в процессе обучения, как один из важных факторов успешности учения, педагогу для формирования у детей какого-либо представления или понятия нужно приложить все усилия, так как если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений, то дело педагога будет обречено на неудачу,

Интерес как феномен является предметом исследованият множества научных дисциплин. В психологии и педагогике этому явлению посвящены целые тома, дается следующее определение: познавательный интерес как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности [4]. Именно благодаря познавательному интересу у учащихся начинаются формироваться черты, позволяющие им находить новые грани в предмете, привлекающем их внимание, помогают устанавливать более глубокие связи и отношения между различными явлениями. По выражению Л.С. Выготского, в основе культурного и психического развития ребенка лежат интересы, которые имеют большое значение в жизни детей [2]. Они как универсальные ориентиры направляют их, мотивируют их исследовать окружающую действительность. Включение же субъекта в какую-либо деятельность, формирующей его отношение к этой деятельности и социальную позицию, происходит из-за того, что интерес становиться его личностным свойством.

Одной из версий происхождения слова «интерес» является латинское слово interesse, которое переводится на русский язык как «иметь большое значение».

Также интерес обусловливает такой форму отражения объективной действительности, которая направляет ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.

И хочется подчеркнуть, что мы говорим именно о познавательном интересе, который не связан ни с внешней привлекательностью задания, ни с интересной формой его подачи.

В человеческом мозге, где локализуется сознание, интерес возникает до того момента, когда происходит познание окружающей среды или какого-либо объекта.

Таким образом, мы считаем, что интерес формирует не только внешние условия важности воспринимаемого, но и внутренние принципы отбора материала при восприятии.

Научные исследования, которые проводили и психологи, и педагоги, давно доказали существование явной корреляции между процессами развития мышления ребенка и его познавательными интересами. Чем выше интерес, тем совершеннее мышление, и чем ниже развит познавательный интерес, тем развитие мышления ребенка было серьезно нарушено.

Связь между функциями мышления и интересом настолько существенна, что если будет отсутствовать аффективная поддержка со стороны интереса, то возникает угроза развитию интеллекта, болеше, чем разрушение тканей мозга, считает американский психолог, автор известных книг по интеллектуальному развитию детей Глен Доман [3]. Большинство психологов соглашается с данным утверждением, подчеркивая, что именно интерес оказывает влияние на направленность внимания и мыслей ребенка и влияет на его интеллектуальную активность в целом.

Современные нейрофизиологи затрудняются определить, в какой части головного мозга локализован интерес как особое нейронное образование. Хотя еще И.П. Павлов утверждал, что физиологической основой познавательного интереса является безусловный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, в чем и заключается сложность его изучения, так как материально-вещественный интерес как некая нейронная субстанция не существует.

Само содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), до избирательного отношения (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова).

С точки зрения теории дифференциальных эмоций интерес определяется как одна из фундаментальных эмоций - основной компонент мотивации, который отвечает за доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности нормального человека.

Познавательный интерес, если рассматривать его психологическую природу, приводит исследователей к выводу, что это интегральное образование личности, состоящее из интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. Под интеллектуальным компонентом психологи подразумевают такой вид активности по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности, как активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, а также стремление передать их другим людям, а под эмоциональным - положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции (оживленность, выразительность речи, мимики). Подходы же к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины.

Рассматривают следующие ступени развития интереса: любопытство, любознательность, познавательный эмпирический интерес и познавательный теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно [6]. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение данных уровней.

В исследованиях выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.

Все исследования, посвященные вопросам познавательного интереса, основаны на личностно-ориентированном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.

1. Его носителем может быть только человек.

2. Его проявления направлены на различные сферы человеческой деятельности.

3. Он не является имманентно присущим человеку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования.

4. Интересы можно и, более того, необходимо формировать.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на его развитие оказывает воздействие

педагогический журнпл епшкортоегпнп м з(аг), яо19

окружающих людей. К факторам социализации интересов ребенка относят социально-экономические условия, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Все это оказывает решающее влияние на развитие способности ребенка к переживанию интереса.

Перечислим основные правила, которыми может руководствоваться учитель, формируя познавательныеинтересы детей:

- необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;

- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;

- материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного стержня» (Л.С. Выготский) [2].

Элементарный познавательный интерес и любознательность сами по себе не являются врожденными качествами личности. Даже любопытство выступает как психическая реакция на новизну и отличается большей рефлекторностью, нежели любознательность и тем более -познавательный интерес. Но в процессе обучения, когда у учащихся начинает развиваться интерес, нам не удастся игнорировать стадию любопытства. Так как у младших школьников, в силу возрастных особенностей, бывает сложно сформировать теоретический интерес, то в данном случае оптимальным будет поставить и решить задачу выведения их интереса на уровень элементарного познавательного. Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Общий путь воспитания познавательного интереса у детей - от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира, к проникновению в их сущность и обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

Известно, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения русского языка как иностранного [5]. Мозг в детском возрасте, если не подвергался никаким физическим или физиолого-генетическим травмам, очень пластичен, что позволяет ребенку достаточно легко усваивать любой язык. Кроме того, ярко выраженные имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей системы ценностей и установок», отсутствие так называемого «языкового барьера» эффективно способствуют преподаванию русского языка в начальных классах национальной школы.

Задача, которую поставил перед собой учитель русского языка в начальных классах, будет заключаться в том, что сформировать у учащихся при овладении новым средством общения правильного понимания языка как общественного явления, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и так далее; дать дополнительный инструмент для развития когнитивных качеств, формирование которых осуществляется только с помощью родного языка. Если при этом школьник начальных классов начинает приобщаться к другой культуре с помощью иностранного языка, то это позволяет ему идентифицировать свою культуру, общество, осознать себя как личность, с одной стороны, а с другой - воспитать в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Все вышесказанное убедило нас в правильности нашего научного посыла и нашей экспериментальной базы. Авторам и педагогическим коллективом начальных классов с таджикским языком обучения общеобразовательной школы № 8 поселка Сырдарьинск города Гулистон (Кайраккума) и общеобразовательной школы № 1 города Гулистон (Кайраккума) была предпринята попытка изучить уровень познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и определить, оказывает ли влияние личностно-ориентированный подход или личность учителя русского языка на развитие познавательных интересов детей. Для этой цели были разработаны и составлены простые анкеты, где учащиеся должны были указать свое имя, фамилию, возраст и любимые

предметы, изучаемые в школе; план расписания уроков на неделю, где они могли бы составить свое личное расписание и лист-опросник, в котором они должны были написать, что им нравиться делать на уроках русского языка.

В эксперименте участвовали 9 начальных классов вышеуказанных школ - со второго по четвертый. Всего в исследовании участвовали 133 человека. Получены следующие результаты: примерно 80% учащихся довольно быстро заполнили анкеты, и так как эти анкеты нужно было заполнить на русском языке, то проблем не возникло. Многие ребята достаточно хорошо заполнили анкеты, но нами была выявлена одна очень интересная тенденция. При заполнении графы имя или фамилии некоторые их них написали буквами, которые есть в таджикском языке, но нет в русском, это такие буквы как «у с макроном» (у), «к с хвостиком» и так далее. Частота такой литерной интерференции была большой среди учащихся 2-х и реже - 3-х классов. Среди -х классов были выявлены всего два случая, что говорит об устойчивой сложившийся дифференциации навыков русского и таджикского письма.

Подтвердились наши гипотезы в определении любимых предметов: около 72% респондентов указали, что их любимыми предметами являются рисование, английский, физкультура. Только 46 %учащихся указали русский язык как любимый школьный предмет. Но опять же нами была выявлена очень интересная тенденция: большую частоту симпатий к русскому языку выражали учащиеся 3-х и 4-х классов и малую частоту - учащиеся 2-х классов. Учащиеся 2-х классов в выборе языковых предметов отдавали предпочтение английскому, чем русскому языку. Обработка материалов и анализ показали, что также большое влияние на интерес учеников имеет опыт, квалификация и частота проведения занятия педагога. Чем выше стаж педагога, квалификация и частое посещение занятий, тем выше симпатии и интерес учащихся к предмету. Также во время проведения устного опроса, ученики 3-4-х классов акцентировали свое внимание на языковую компетенцию учителя. Предпочтение они отдавали тем учителям, которые говорили «без акцента».

Второй блок эксперимента, который уже проводился на родном языке, показал следующую закономерную ситуацию. Количество уроков в день ученики предлагали увеличить до 8-9 предметов, отдавая предпочтение рисованию, английскому языку, физкультуре, если это 2-е классы; физкультура, английский язык и русский язык, если 3-и и 4-е классы. Также в инструкции к заданию мы предложили школьникам включить в расписание не только традиционные уроки, но и нетрадиционные. Последние оказались двух видов: нетрадиционные для начальной школы и нетрадиционные вообще для школьного расписания. К традиционным урокам дети отнесли информатику, химию, кулинарию, ботанику, биологию, право, алгебру, геометрию и физику. Из нетрадиционных уроков второго вида в расписание вошли: «урок быть врачом», футбол, «урок войны», «урок таджикского гостеприимства (хола-хола)», «урок проведения свадьбы» «урок преподнесения подарков», «урок-экскурсия в городах России».

Собрав и обработав материал второго блока эксперимента, мы пришли к следующим выводам. В таджикских начальных классах четко варьируются гендерные предпочтения в выборе нетрадиционных уроков второго вида, девочки предпочитают такие уроки, как «урок быть врачом», «урок таджикского гостеприимства (хола-хола)», «урок проведения свадьбы» «урок преподнесения подарков»; то мальчики предпочли футбол, «урок войны», «урок-экскурсия в городах России». Также учащиеся 3-х и 4-х классов отдавали предпочтение тем школьным предметам, которые преподаются в старших классах и могут оказаться полезными при выборе профессии: врач, прокурор, судья, милиционер, программист, работник банка и другие. Более 50% учеников считают, что русский язык может помочь им в учебе, в профессиональной деятельности и лишь 15-16% - в быту.

Третий блок нашего эксперимента, в силу особых обстоятельств, мы провели для 2-х классов на таджикском языке, а для 3-х и 4-х классов - на русском. Именно в третьем блоке мы

педагогический журнпл епшкортоегпнп м з(аг), aoi9 assess«

планировали выявить те механизмы, которые позволят установить роль личностно-ориентированного подхода в развитии познавательного интереса учеников начальных классов на уроках русского языка, подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу о значительном влиянии личностно-ориентированного подхода на учебный процесс.

Ученикам были выданы листы-опросники, в которых были вопросы о симпатии к предмету, учителю; о том, какие виды деятельности учебного процесса им нравится, какие они хотели бы добавить; о манере преподавания учителя, и методов проведения опроса и так далее.

Анализ собранного материала показал, что ученикам нравится:

1) предмет - 85%;

2) учитель - 82%;

3) слушать и научиться правильно говорить - 89%;

4) манера преподавания - 46%;

5) методы опроса - 43%.

Между первым и вторым пунктами наблюдается тесная корреляция, к которой можно добавить и третий пункт. Однако тревожит одна тенденция, которую мы выявили во время устного опроса после проведения основного письменного. Более 75% респондентов высказали, что их учителя очень активны во время занятий, так как они сами используют ими же подготовленные наглядные пособия, выстраивают сюжет урока и комментируют его, применяя различные приемы работы, а дети в таком случае выступают только в роли послушных исполнителей, статистов, дисциплинированно выполняющих все указания учителей. Данное чрезмерное увлечение фронтальными формами работ, как мы считаем, создает лишь иллюзию активности каждого ученика и вряд ли содействует его творческому развитию. Того же мнения придерживаются и сами ученики.

Также мы считаем, и данные опроса подтверждают это, что учащимся 3-х и 4-х классов уже меньше нравится манера преподавания и методы опроса, которые учителя используют во время преподавания русского языка. Они хотели бы, что те методы, которые используют учителя в ходе преподавания, активизировали их устную речь, а не письменную. Чтобы учитель успевал опрашивать всех учеников, не реагируя бурно на речевые и письменные ошибки, деликатно исправляя их. Все эти и другие данные, которые мы собрали и обработали в ходе эксперимента, позволили сделать следующие выводы.

При личностно-ориентированном подходе во время преподавания русского языка в начальных классах таджикских школу учащихся действительно начинается складываться познавательный интерес на уровне любознательности. Также выявлена весьма интересная закономерность: познавательный интерес у учеников младших классов чрезвычайно широк, что не противоречит нормативным закономерностям развития интереса как психического компонента подрастающей личности. Также мы обнаружили, что чем старше становится ученик, тем прагматичнее и избирательнее становятся его познавательные интересы, а это может стать дополнительным фактором роста мотивации учащихся, являясь закономерной реакцией на информационную насыщенность окружающей действительности.

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под. ред. Д.И. Фельдштейна: Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - Москва: Московско-психологический институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинение: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики/под. ред. А.М. Матюшкина. - Москва: Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Доман, Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. - Москва: Теревинф, 2007. - 356 с.

4. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - Москва: Знание, 1979. - С. 48.

5. Шаклеин, В.М., Рыжова, Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб.пособие. -Москва: РУДН, 2008. - 258 с.

6. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: научное издание/Г.И. Щукина; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1988. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.