Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗНАК / СИМВОЛ / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / SIGN / SYMBOL / SIGN-SYMBOLIC ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елкина Дария Николаевна, Антохина Валентина Александровна

Статья содержит результаты теоретико-экспериментального исследования по проблеме формирования универсальных знаково-символических действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка. В статье выявлены теоретические сведения, которые легли в основу разработки методики формирования названных универсальных действий по проблеме исследования. Представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, изложены основные положения экспериментальной методики формирования знаково-символических действий при изучении предмета «Русский язык» в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елкина Дария Николаевна, Антохина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF SIGN-SYMBOLIC UUD IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

The article contains the results of theoretical and experimental research on the problem of formation of universal sign and symbolic actions in primary school students in Russian language lessons. The article reveals the theoretical information that formed the basis for the development of the methodology for the formation of these universal actions on the research problem. The results of the ascertaining stage of the experiment are presented, and the main provisions of the experimental method of forming symbolic actions in the study of the subject "Russian language" in primary school are outlined.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

такой взаимосвязи обучающийся - это основной субъект образовательной деятельности, а образовательная программа - средство достижения целей студента. Также стоит обозначить, что магистратуру следует рассматривать в перспективе не более, чем на пять лет.

Литература:

1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Условия эффективной реализации магистерской подготовки в университете. Успехи современной науки и образования. 2017. Т.2. № 4. С. 191-195.

2. ЕкимоваК.В., Пирогова А.А. Моделирование нормативно-правового обеспечения деятельности образовательной организации. Гуманитарные науки и естествознание: проблемы, идеи, инновации. 2019. С. 128-131.

3. Питер Д., Джозеф М. 366 советов успешному менеджеру / - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 530 с.

4. Цыплакова С.А., Леонова В.Н., Пескова Н.В. Ведущие концепции оценки качества профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 284-287.

Педагогика

УДК 373.32

магистрантка Елкина Дария Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УУД

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья содержит результаты теоретико-экспериментального исследования по проблеме формирования универсальных знаково-символических действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка. В статье выявлены теоретические сведения, которые легли в основу разработки методики формирования названных универсальных действий по проблеме исследования. Представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, изложены основные положения экспериментальной методики формирования знаково-символических действий при изучении предмета «Русский язык» в начальной школе.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, знак, символ, знаково-символические действия.

Anmtation. The article contains the results of theoretical and experimental research on the problem of formation of universal sign and symbolic actions in primary school students in Russian language lessons. The article reveals the theoretical information that formed the basis for the development of the methodology for the formation of these universal actions on the research problem. The results of the ascertaining stage of the experiment are presented, and the main provisions of the experimental method of forming symbolic actions in the study of the subject "Russian language" in primary school are outlined.

Keywords: universal learning actions, sign, symbol, sign-symbolic actions.

Введение. В настоящее время приоритетной целью начального образования признано формирование функционально грамотной личности, способной к самообучению и саморазвитию. В связи с этим актуальной задачей становится развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предметному содержанию. Универсальные учебные действия представляют собой сложную систему, охватывающую разные стороны учебной деятельности. Знаково-символические действия образуют особую группу общеучебных универсальных действий, которые в свою очередь включаются в состав универсальных познавательных действий [1].

Владение знаково-символическими действиями предполагает умение получать информацию из источника (деятельность кодирования) и преобразовывать ее по форме (деятельность замещения) или по содержанию (деятельность моделирования, схематизации) [7].

Формирование знаково-символических УУД имеет важное значение для развития и обучения школьников. В научных трудах Выготского Л.С. [3], Асмолова А.Г. [1] отмечается, что знаково-символические УУД способствуют развитию семиотической функции человека, развивают его логическое и наглядно-образное мышление. П.Я. Гальперин подчеркивал, что знания у учащихся формируются посредством усвоения содержания, которое представлено в знаковой и символической формах. При выполнении знаково-символических универсальных действий полученная информация интегрируется в сознании учащихся [4]. В работах Салминой Н.Г. отмечается, что знаково-символические действия служат основным механизмом работы с информацией и лежат в основе других УУД [7].

Формирование универсальных знаково-символических действий предусмотрено Федеральным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения и подлежит контролю, однако результаты нашего экспериментального исследования свидетельствуют о низком уровне сформированности универсальных знаково-символических действий у учащихся начальной школы [8].

В методике формирования универсальных знаково-символических действий остается нерешенным ряд вопросов: выделяются не все виды знаково-символических УУД, которые обеспечивают полноценное становление исследуемой деятельности; не выявлены методические инструменты, способствующие активному включению школьников в выполнение обсуждаемых действий во взаимосвязи с другими видами универсальных учебных действий. Таким образом, актуальность нашего исследования обусловливается социальной востребованностью и значимостью универсальных знаково-символических действий для развития учащихся и формирования предметных знаний; неразработанностью теоретической базы методики формирования универсальных знаково-символических действий.

Изложение основного материала статьи. Научные основы методики формирования знаково-символических действий составляет современное научное знание о видах, функциях исследуемых действий, их природе и закономерностях формирования [7].

Проблематика знаково-символической деятельности на протяжении многих лет находилась в центре внимания Салминой Н.Г. [7]. Автором выделены и описаны четыре вида знаково-символической деятельности: замещение, кодирование, моделирование, схематизация. Виды знаково-символической деятельности перечислены в порядке становления их в онтогенезе и, соответственно, в порядке увеличения сложности. Каждый последующий вид деятельности включает в себя предыдущий и формируется на его базе. Это означает, что порядок формирования обсуждаемых действий у младших школьников строится следующим образом: от обучения действию замещения к формированию действия схематизации. Высшими видами знаково-символических действий, формируемых в начальной школе являются моделирование и схематизация. Именно моделирование и схематизация позволяют представить сущность изучаемого объекта, то есть отобразить его части и связи между ними и на этой основе познать объект.

Салмина Н.Г. в своих научных трудах описала замещающую, развивающую, коммуникативную, познавательную функции [7]. Перечисленные функции реализуются рассмотренными знаково-символическими действиями. Каждое действие находится на определенном уровне, а значит, при переходе от низших уровней (действия замещения и кодирования) к высшим уровням знаково-символических действий (действия моделирования и схематизации) должны осуществляться расширение и изменение функций. При этом в основании должны находиться такие универсальные функции, как познавательная, коммуникативная, замещающая. Эти функции напрямую связаны не только со знаково-символическими действиями, но и с другими действиями, такими как анализ, синтез, извлечение необходимой информации, рефлексивное осознание способа действия и т.д. Вместе с группой логических действий знаково-символические действия образуют базу для реализации других универсальных действий. Все остальные универсальные действия -личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные (общеучебные и действия постановки и решения проблемы)- основаны на оперировании информацией (применение логических действий к закодированной информации), на ее поиске, анализе и преобразовании. Из сказанного нами делается методический вывод о необходимости формирования знаково-символических действий во взаимосвязи с другими познавательными и регулятивными УУД (анализа, синтеза, извлечения необходимой информации, рефлексивного осознания способа действия и т.д.).

Закономерности формирования исследуемых действий были описаны Блаусом А.Я. [2], Ломовом Б.Ф. [6]. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам выстроить последовательность формирования обсуждаемых действий: замещение - кодирование - моделирование -схематизация.

Наша экспериментальная работа началась с проведения констатирующего эксперимента, где на первом этапе нами осуществлена проверка уровня сформированности знаково-символических действий у младших школьников.

Разработанный диагностический инструментарий был предложен учащимся 2-4 классов МБОУ «СОШ №22» г. Калуги. Параллель 2-х классов- 94 человека, параллель 3-х классов - 87 человек, параллель 4-х классов - 96 человек. Всего в эксперименте приняли участие 277 школьников.

В процессе исследования нами установлено , что общий уровень сформированности знаково-символических действий у младших школьников находится на средних и низких позициях: 37% учеников справились с заданиями без ошибок, а у 63% принимавших участие в эксперименте школьников были выявлены ошибки. При выполнении задания на кодирование информации ошибки допустили 29% учеников, при выполнении задания на замещение информации неверные ответы были даны 36% школьниками, при чтении готовых моделей и схем ошибки допустили 61% испытуемых, при самостоятельном составлении моделей и схем - 65% опрошенных учеников.

Младшие школьники испытали значительные затруднения при обозначении мягких согласных в транскрипции, при обозначении йотированных гласных в процессе выполнения действий кодирования и замещения. Обучающиеся не разграничивали звук и букву; выделяли не все звуки в слове и, следовательно, неправильно составляли звуковые модели слов при выполнении действия моделирования; неверно составляли схемы заданного предложения при выполнении задания на схематизацию.

Следующим шагом нашего исследования стало выяснение причин низкого уровня сформированности знаково-символических действий у младших школьников в процессе анкетирования учителей, анализа реальной школьной практики. Мы предложили анкету 23 практикующим учителям начальных классов г. Калуги. В ходе изучения ответов учителей, мы получили следующие результаты. 96% учителей верно указали группу познавательных УУД. Практически все учителя (90%) верно выделили знаково-символическое действие моделирование и дали ему характеристику. Такие действия, как кодирование и замещение, отметили 17% учителей, но при этом они не раскрыли их суть. Большинство педагогов не назвали действие схематизации. 100% всех опрошенных считают, что знаково-символические действия необходимо формировать у учащихся, но тем не менее только 43% учителей смогли привести примеры методических инструментов формирования исследуемых действий. 37% опрошенных назвали имена психологов и педагогов, изучавших проблему формирования знаково-символических действий у младших школьников. 56% учителей затруднились перечислить операции, входящие в состав знаково-символичских действий, не описали методы и приемы формирования названных действий.

Проанализировав ответы учителей, мы пришли к выводу о том, что практикующие учителя не в полной мере осведомлены о методике формирования знаково-символических действий, не знают значимых для младших школьников видов знаково-символических действий, способов и приемов их формирования. Отметим, что в реальной школьной практике, к сожалению, не в полной мере реализуются имеющиеся возможности для формирования универсальных обсуждаемых действий. Современная организация учебного процесса требует от учителя умений планировать обучающую и развивающую деятельность школьников, отбирать упражнения и задания для учащихся, осмысливать методические рекомендации авторов программ. Поэтому следующим шагом нашего эксперимента стал анализ уроков русского языка, проводимых в начальных классах г. Калуги.

Целью данного этапа исследования стало выяснение того, какая работа проводится учителями для формирования исследуемых знаково-символических действий у младших школьников.

Наблюдение и анализ посещенных уроков свидетельствует о том, что формирование учителями знаково-символических действий у школьников чаще всего носит эпизодический, стихийный характер и не согласуется с современными научными представлениями о природе, их видах, о закономерностях и условиях становления, способах и приёмах формирования действий замещения, кодирования, моделирования и схематизации. Всё это ведет к массовым ошибкам учащихся при составлении фонетических моделей (транскрипции), при изучении морфемного состава слова (неправильное выделение частей слова), при составлении схем предложений, при поиске предложения к заданной схеме и т.д. Из-за отсутствия планомерной систематической работы по формированию действий кодирования, замещения, моделирования, схематизации, у учащих возникают трудности при написании всероссийских проверочных работ в 4 классе.

На данном этапе эксперимента мы делаем вывод о том, что целенаправленной, систематической работы по формированию знаково-символической деятельности на практике не осуществляется.

Следующий этап нашей научно исследовательской работы связан с разработкой экспериментальной методики формирования универсальных знаково-символических действий у младших школьников на уроках русского языка. Выделим ее ключевые положения.

1) Теоретической базой методики формирования универсальных знаково-символических действий служат научные знания о природе, закономерностях, этапах становления данных действий.

2) Поэтапное формирование знаково-символических действий,значимых для младшего школьного возраста , должно проходить во взаимосвязи с другими универсальными учебными действиями, что будет способствовать их интеграции в умение учиться.

3) Комплексное формирование у учащихся знаково-символических действий должно осуществляться системно, на разных этапах урока.

Нам представляется, что общий путь формирования знаково-символических УУД должен реализовать следующую последовательность формирования обсуждаемых действий : замещение - кодирование-чтение моделей - моделирование - схематизация.

Выводы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у учащихся начальной школы фиксируется низкий уровень сформированности знаково-символических действий, значимых для данной ступени обучения. Практикующие учителя имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку к формированию знаково-символических действий у школьников на уроках русского языка.

На формирующем этапе нашего исследования была разработана экспериментальная методика формирования универсальных знаково-символических действий, теоретическую основу которой составили знания о природе, видах, этапах и закономерностях их становления. Проверка её эффективности будет осуществлена позже. Но уже сейчас мы проводим отбор методических средств, разрабатываем упражнения, прямо направленные на комплексное формирование знаково-символических действий.

Литература:

1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 75 с.

2. Блаус, А.Я. Психология развития человека. История развития высших психических функций. / А.Я. Блаус. - Смысл, ЭКСМО, 2005. - 320 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. Педагогика-Пресс: 1996. - 480 с.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: 1985. - 280 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. — 444 с.

7. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgos.ru (Дата обращения: 17.10.2020 г.)

Педагогика

УДК 376.36(045)

кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье рассматриваются научные и методические аспекты коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра, освещаются особенности эмоционально-волевых нарушений у дошкольников данной категории, выявленные в ходе констатирующего эксперимента. Авторы раскрывают особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Результатами исследования стало проведение анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; дополнение имеющихся в литературе данных об особенностях эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.