Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки'

Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТЬ ПЛАВАНИЯ / SWIMMING SPEED / SWIMMING PACE / "ШАГ" ПЛАВАНИЯ / SWIMMING "STEP" / ПЛОТНОСТЬ ГРЕБКА / STROKE DENSITY / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ТЕМП ПЛАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусев А.В., Иванов А.С.

The ability to swim is one of vital skills. Swimming is one of the most important means of physical education, so it is included in the content of preschool institutions, comprehensive and secondary schools and higher educational institutions. However, the data show the low percentage of children who can swim. Successful mastery of a motor action, namely the support stroke in the initial training stage, will help to significantly increase the level of swimming skills. The purpose of the study was the experimental verification of the effectiveness of swimming training program for children at the phase of basic training by controlling the main characteristics of the swimming technique of children of various ages (speed, pace, «step», stroke density). The experiment was organized on the basis of sports-therapeutic swimming groups of the children's sport school «Kometa» in the swimming pool of the Military Institute of Physical Culture (Saint-Petersburg) and was conducted from December 2013 to May 2014 during swimming classes. According to the conventional method, a group of exercises to get used to water implies introducing children with the physical properties of water, transfer of correct breathing skills and horizontal position in the water. The initial training was based on the principle of priority of studying the basic biomechanical element a support stroke The experimental results practically proved the expediency and necessity of using support stroke movements in various positions in mastering and enhancing children’s sports swimming technique at the phase of basic training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки»

УДК: 797.21

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки

Кандидат педагогических наук доцент А.В. Гусев А.С. Иванов

Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

EXPERIMENTAL VERIFICATION OF SWIMMING TRAINING PROGRAM FOR CHILDREN IN THE BASIC TRAINING PHASE

A.V. Gusev, associate professor, Ph.D.

A.S. Ivanov

Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Key words: swimming speed, swimming pace, swimming «step», stroke density, training process. The ability to swim is one of vital skills. Swimming is one of the most important means of physical education, so it is included in the content of preschool institutions, comprehensive and secondary schools and higher educational institutions. However, the data show the low percentage of children who can swim. Successful mastery of a motor action, namely the support stroke in the initial training stage, will help to significantly increase the level of swimming skills.

The purpose of the study was the experimental verification of the effectiveness of swimming training program for children at the phase of basic training by controlling the main characteristics of the swimming technique of children of various ages (speed, pace, «step», stroke density). The experiment was organized on the basis of sports-therapeutic swimming groups of the children's sport school «Kometa» in the swimming pool of the Military Institute of Physical Culture (Saint-Petersburg) and was conducted from December 2013 to May 2014 during swimming classes.

According to the conventional method, a group of exercises to get used to water implies introducing children with the physical properties of water, transfer of correct breathing skills and horizontal position in the water. The initial training was based on the principle of priority of studying the basic biomechanical element - a support stroke

The experimental results practically proved the expediency and necessity of using support stroke movements in various positions in mastering and enhancing children's sports swimming technique at the phase of basic training.

Ключевые слова: скорость плавания, темп плавания, «<шаг» плавания, плотность гребка, тренировочный процесс.

Актуальность. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Успешное овладение двигательным действием, а именно опорному гребку на начальной стадии обучения, позволит в значительной степени повысить уровень плавательной подготовленности.

Цель исследования - экспериментальная проверка эффективности программы обучения плаванию детей на этапе базовой подготовки за счет управления основными характеристиками техники плавания детей различного возраста (скорость, темп, «шаг», плотность гребка).

Методика и организация исследования. Эксперимент был организован на базе групп спортивно-оздоровительного плавания ДЮШ «Комета» бассейна Военного института физической культуры (г. Санкт-Петербург) и реализован с декабря 2013 г. по май 2014 г. в процессе проведения занятий по плаванию.

Группа упражнений по освоению с водой согласно общепринятой методике подразумевает ознакомление детей с физическими свойствами воды, привитие навыка правильного дыхания, горизонтального положения в воде.

В основу начального обучения (1-24-е занятия) был положен принцип первоочередности изучения основного биомеханического элемента - опорного гребка [2]. Качественно освоен-

ный опорный гребок позволяет ребенку не только удерживать себя на поверхности воды, но в дальнейшем и обеспечивать перемещение тела в водной среде.

В целях освоения детьми умения находить опору в воде в своей методике мы использовали следующие упражнения:

• имитационные на суше: воспроизведение гребка (после показа), с коррекцией преподавателем, у опоры, по заданному трафарету, у зеркала, без зрительного контроля и др.;

• у неподвижной опоры в воде (вводились со 2-4-го занятия) выполнялись следующие упражнения:

а) стоя лицом к опоре (по сливному желобу или бортику бассейна);

б) стоя боком к бортику бассейна в положении приседа, группировке, лежа на спине (в этих случаях, одна рука выполняла опорный гребок, другая удерживалась за опору);

в) стоя спиной к бортику бассейна (в приседе, в группировке);

• с использованием специальных лопаток различной формы для исключения наиболее типичных ошибок (выполнялись в положении приседа, группировки, у опоры, лежа на груди, на спине и др.);

• выполнение опорного гребка с различной скоростью, амплитудой (размахом), с различным ритмическим рисунком;

• переходы из положения группировки в положение «на спине», «на груди», вращения (выполнялись под счет 5, 10, 15 и т. д.);

• выполнение заданий на удержание на поверхности воды в различных положениях сериями (три раза по 20 с с отдыхом 10 с) с постепенным увеличением количества повторений и времени удержания (выполнялись с лопатками и без них).

Предлагаемая нами программа обучения предполагала включение с 25-го занятия блока упражнений, направленных на изучение различных модификаций опорного гребка. Эти гребки задавались нами в виде установок: «хлопай за головой», «проплыви ногами вперед», «проплыви

головой вперед», «выполни опорный гребок под грудью».

Упражнения, выделенные в третий блок программы, предполагали обучение основам спортивных способов плавания - кролю на груди и кролю на спине.

Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос навыка на освоение техники спортивного плавания.

На 25-27-м занятиях 15-20 % времени урока отводилось на освоение новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты исследования, все дети экспериментальных групп (ЭГ), не имея существенных различий во времени удержания на воде с помощью активных движений руками на первых занятиях, к 12-му занятию освоили этот навык с помощью опорного гребка, как в положении группировки, так и в положении на спине. В контрольных же группах, удерживать свое тело на поверхности воды с помощью активных движений руками могли немногим более 60 % детей в положении группировки и 40 % - в положении на спине. Причем дети ЭГ могли удерживать себя на воде значительно дольше по времени, чем дети КГ (табл. 1). При этом в КГ время удержания либо не увеличилось (мальчики 1-х и 3-х классов), либо увеличилось в три раза (девочки 2-го класса).

В ЭГ время удержания на воде в группировке возросло: у мальчиков 1-х классов - более чем в 6,6 раза, 2-х классов - в 5,7 раза, 3-х классов -в 5,5 раза. У девочек ЭГ прирост составил соответственно 6,9; 10,4; 5,5 раза.

Проследив за дальнейшей динамикой прироста данного показателя на 16, 20, 24-м занятиях, заметим, что темпы прироста несколько снизились, но составляли тем не менее 140-200 % к каждому тестированию.

Таким образом, к 24-му занятию дети ЭГ смогли изменить первоначальное время удержания на поверхности воды в положении группи-

Таблица 1. Показатели времени удержания на воде (с) с помощью опорного гребка в положении группировки, Х+m

Участники Гр. п Номер занятия

4 12 16 20 24

Мальчики 1-й класс ЭГ КГ 18 17 2,8±0,17 2,8+0,14 18,7±0,91 2,9±0,14 28,4±2,15 44,5+2,49 62,6+3,16 9,2±0,18

2-й класс ЭГ КГ 24 15 4,6±0,12 5,0±0,18 26,1+0,85 8,9+0,47 48,0±1,25 101,5+1,79 183,6+3,06 8,4±0,15

3-й класс ЭГ КГ 17 15 11,8+0,52 9,0±0,22 64,6±2,42 9,4+0,23 81,7±2,31 146,5+1,60 248,2+4,06 12,8+0,22

Девочки 1-й класс ЭГ КГ 12 15 2,58+0,15 2,6±0,08 17,3±0,5 4,7+0,09 29,9±1,85 52,8+3,88 90,0±6,47 10,2+0,09

2-й класс ЭГ КГ 9 15 1,9±0,14 1,9+0,11 19,5±1,03 6,1±0,29 33,9±1,37 75,0+3,96 147,9+4,87 9,8±0,15

3 класс ЭГ КГ 9 15 3,2±0,22 3,2+0,13 17,6±0,28 9,3+0,72 54,2±3,34 106,5±6,62 148±6,26 11,6±0,16

№ 9 • 2014 Сентябрь | Бер1етЬег

61

Таблица 2. Показатели времени удержания на воде (с) с помощью опорного гребка в положении «на спине», Х±т

Участники Гр. n Номер занятия

4 12 16 20 24

1-й класс ЭК КГ 18 17 30,9+1,14 4,1+0,03 57,2+2,36 106,1±3,58 210+10,39 9,6+0,21

Мальчики 2-й класс ЭК КГ 24 15 50,8±1,08 4,3±0,02 77,8±5,59 143,3±2,63 282,5±4,23 8,5+0,17

3-й класс ЭК КГ 17 15 Дети не умели держаться на 41,1±1,60 3,8+0,03 81,7±2,31 146,5±1,60 248,2±4,06 14,4±0,05

1-й класс ЭК КГ 12 15 поверхности воды в данном положении 28,4±0,69 3,4±0,03 44,2+2,54 81,4±4,93 146,1+6,62 12,2±0,11

Девочки 2-й класс ЭК КГ 9 15 33,1±1,50 5,0±0,02 53,8±3,74 107,7±6,10 154,9±6,00 10,7±0,19

3-й класс ЭК КГ 9 15 44,2±2,28 5,1+0,04 64,0±4,93 113,0±5,93 151,4±5,24 13,7+0,05

£ л а

с

га &

О 0J л Н

ровки: мальчики 1-го класса - в 22,2 раза, 2-го класса - в 40,3 раза, 3-го класса - в 21,1 раза; девочки 1-го класса - соответственно в 35,7; в 79,1; в 46,5 раза. Во всех случаях различия достоверны (р<0,05).

Причем среди второклассников 56,2 % мальчиков и 50 % девочек удерживались на поверхности воды более 3 мин. Среди учеников 3-х классов таких было 100 % мальчиков и 62 % девочек. Часть детей (22 % второклассников и 53 % третьеклассников) спокойно удерживали себя с помощью опорного гребка более 5 мин. На фоне этих показателей время удержания на поверхности воды детей КГ выглядит более чем скромным (8-12 с).

Аналогичная картина наблюдалась и при выполнении упора в положении «на спине». Так, к 4-му занятию дети КГ и ЭГ не умели удерживать свое тело у поверхности воды в данном положении (табл. 2).

К 12-му занятию наблюдались значительные различия между обеими группами во времени удержания на поверхности воды в положении «на спине».

Дети из КГ изучали по общепринятой методике упражнение «лежание на спине». К 12-му занятию данный элемент освоили 47,1% первоклассников, 60% второклассников и 67% третьеклассников. Среди девочек эти показатели еще ниже (46,7% - 1-й класс, 40% - 2-й, 13,3% - 3-й). Причем время держания их на поверхности воды составляло в среднем 5,1 с (см. табл. 2).

В ЭГ все без исключения дети к 12-му занятию освоили навык удерживания своего тела на поверхности воды в данном положении. Причем время удерживания у них колебалось от 28,4 с (у девочки 1-х классов) до 50,8 с (у мальчиков 2-х классов). Проведенное в дальнейшем тестирование на 16, 20, 24-м занятиях показало, что темпы прироста данного показателя оставались довольно стабильными и составляли 140-200%.

К 20-му занятию 26,1% мальчиков 2-х классов, 29,4% - 3-х, 25,0% третьеклассниц смогли

держаться на поверхности воды в заданном положении более 3 мин. К 24-му занятию таких детей стало значительно больше: среди мальчиков 1-х классов - 60%, 2-х - 91,3%, 3-х - 100%. У девочек соответственно 62,5% (1-й), 75% (2-й), 62,5% (3-й).

Причем 56,5% мальчиков 2-х и 52,9% 3-х классов держались на воде более 5 мин, а некоторые из детей и более 10 мин. В КГ к 24-му занятию все дети освоили навык лежания в положении «на спине», но сохранить данное положение могли лишь 8-15 с.

Вывод. Результаты эксперимента практически доказывает целесообразность и необходимость применения опорных гребковых движений в различных положениях в освоении и совершенствовании техники спортивного плавания детей на этапе базовой подготовки.

Литература

1. Багин Н.А. Техника и последовательность обучения спортивным способам плавания: учеб. пособие. - СПб.: 40 Гос. НИИ МО РФ, 2004 г. - 145 с.

2. Гоинев В.Т. Биомеханические основы обучения плаванию: учеб. пособие / В.Т. Шринев, А.И. Погребной, Ю.И. Костюк, Т.М. Звягинцева. - Краснодар, 1990. - 82 с.

3. Меньшуткина Т.Г. Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта: учеб.-метод. пособие / СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 118 с.

4. Спортивное плавание: учебник для вузов физической культуры / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФОН, 1996. -430 с.

References

1. Bagin, N.A. Tehcnique and order of learning sports swimming methods: study guide. - St. Petersburg: 40 SRIMD RF, 2004. -145 P. (In Russian)

2. Grinyov, V.T. Biomechanical bases of learning swimming: study guide / V.T. Shrinev, A.I. Pogrebnoy, Yu.I. Kostyuk, T.M. Zvyagintseva. - Krasnodar, 1990. - 82 P. (In Russian)

3. Men'shutkina, T.G. Theory and methodology of health and fitness technologies of basic sports: guidance / St. Petersburg: Lesgaft SAPC, 2002. - 118 P. (In Russian)

4. Competitive swimming: a textbook for higher schools of physical culture / Ed. by N.Zh. Bulgakova. - Moscow: FON, 1996. - 430 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

vifk-nic@ya.ru, beast08@mail.ru

Поступила в редакцию 28.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.