МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПОРНОГО
ГРЕБКА
Евгений Алексеевич Семизоров, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье разработана методика и представлен педагогический эксперимент, который был проведен в городе Тюмени на базе групп спортивно-оздоровительного плавания с целью обучения детей плаванию на основе опорного гребка.
Ключевые слова: дети, обучение плаванию, опорный гребок
EXPERIMENTAL CHECK OF THE METHODS OF TEACHING CHILDREN HOW TO SWIM ON THE BASIS OF SUPPORTING STROKE
Evgenie Alekseevich Semizorov, the competitor Military institute of physical training St. -Petersburg
Abstract
This article presents the pedagogical experiment, which was organized in Tyumen on the basis of groups of sport-recreational swimming for the purpose of teaching children how to swim on the basis of supporting stroke.
Keywords: children, training to swim, supporting stroke
Нами была предложена методика, позволяющая значительно сократить время обучения детей плаванию.
В целях освоения детьми умения находить опору в своей методике мы применяли следующее:
• имитационные упражнения на суше: воспроизведение гребка (после показа) с коррекцией преподавателем, у опоры, по заданному трафарету, у зеркала, без зрительного контроля и др.;
• у неподвижной опоры в воде (вводились со 2-4 занятия) выполнялись следующие упражнения:
o стоя лицом к опоре (по сливному желобу или бортику бассейна); o стоя боком к бортику бассейна в положении приседа, группировке, лежа на спине (в этих случаях одна рука выполняла опорный гребок, другая - удерживалась за опору); o стоя спиной к бортику бассейна (в приседе, в группировке);
• с использованием специальных лопаток различной формы для исключения наиболее типичных ошибок (выполнялись в положении приседа, группировки, у опоры, лежа на груди, на спине и др.);
• выполнение опорного гребка с различной скоростью, амплитудой (размахом), с различным ритмическим рисунком;
• переходы из положения группировки в положение «на спине», «на груди», вращения (выполнялись под счет 5, 10,15 и т.д.);
• выполнение заданий на удержание на поверхности воды в различных положениях сериями (три раза удержание по 20 секунд с отдыхом 10 секунд) с постепенным увеличением количества повторений и времени удержания (выполнялись с лопаточками и без них).
Предлагаемая нами программа обучения предполагала включение с 25 занятия блока упражнений, направленных на изучение различных модификаций опорного гребка. Эти гребки нами задавались в виде установок: «хлопай за головой», «проплыви ногами вперед», «проплыви головой вперед», «выполни опорный гребок под грудью».
Упражнения, выделенные в третий блок программы, предполагали обучение основам спортивных способов плавания - кролю на груди, кролю на спине.
Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос на освоение техники спортивного плавания.
На 25-27 занятиях 15-20% времени урока отводилось на освоение новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания.
Для проверки ее эффективности был организован и проведен педагогический эксперимент на базе групп спортивно-оздоровительного плавания (г. Тюмень) и проводился в течение 2006 года в процессе проведения занятий по плаванию.
Как показали результаты исследования, все дети экспериментальных групп, не имея существенных различий во времени удержания с помощью активных движений руками на первых занятиях, к 12 занятию освоили навык удержания на воде с помощью опорного гребка как в положении группировки, так и в положении «на спине». В контрольных же группах удерживать свое тело на поверхности воды с помощью активных движений руками могли немногим более 60% детей в положении группировки и 40% - в положении «на спине». Причем, дети экспериментальных групп могли удерживать себя на воде значительно дольше по времени, чем дети контрольных групп (табл. 1).
Таблица1
Показатели времени удержания (с) с помощью опорного гребка в положении группировки (х+m)____________
Участники гр. п Номер занятия
4 12 16 20 24
Мальчики 1 класс ЭГ КГ 18 17 2,8±0,17 2,8+0,14 18,7±0,91 2,9±0,14 28,4±2,15 44,5+2,49 62,6+3,16 9,2±0,18
2 класс ЭГ КГ 24 15 4,6±0,12 5,0±0,18 26,1+0,85 8,9+0,47 48,0±1,25 101,5+1,79 183,6+3,06 8,4±0,15
3 класс ЭГ КГ 17 15 11,8+0,52 9,0±0,22 64,6±2,42 9,4+0,23 81,7±2,31 146,5+1,60 248,2+4,06 12,8+0,22
Девочки 1 класс ЭГ КГ 12 15 2,58+0,15 2,6±0,08 17,3±0,5 4,7+0,09 29,9±1,85 52,8+3,88 90,0±6,47 10,2+0,09
2 класс ЭГ КГ 9 15 1,9±0,14 1,9+0,11 19,5±1,03 6,1±0,29 33,9±1,37 75,0+3,96 147,9+4,87 9,8±0,15
3 класс ЭГ КГ 9 15 3,2±0,22 3,2+0,13 17,6±0,28 9,3+0,72 54,2±3,34 106,5±6,62 148±6,26 11,6±0,16
Таблица 2
Показатели времени удержания (с) с помощью опорного гребка в положении «на спине» (х+m)_________________
Участники гр. п Номер занятия
4 12 16 20 24
Мальчики 1 класс ЭК КГ 18 17 Дети не умели удерживать себя на поверхности воды в данном положении 30,9+1,14 4,1+0,03 57,2+2,36 106,1±3,58 210+10,39 9,6+0,21
2 класс ЭК КГ 24 15 50,8±1,08 4,3±0,02 77,8±5,59 143,3±2,63 282,5±4,23 8,5+0,17
3 класс ЭК КГ 17 15 41,1±1,60 3,8+0,03 81,7±2,31 146,5±1,60 248,2±4,06 14,4±0,05
Девочки 1 класс ЭК КГ 12 15 28,4±0,69 3,4±0,03 44,2+2,54 81,4±4,93 146,1+6,62 12,2±0,11
2 класс ЭК КГ 9 15 33,1±1,50 5,0±0,02 53,8±3,74 107,7±6,10 154,9±6,00 10,7±0,19
3 класс ЭК КГ 9 15 44,2±2,28 5,1+0,04 64,0±4,93 113,0±5,93 151,4±5,24 13,7+0,05
Таким образом, к 24 занятию дети экспериментальных групп смогли изменить первоначальное время удержания на поверхности воды в положении группировки.
Аналогичная картина наблюдалась и при выполнении упора в положении «на спине». Так, к 4 занятию дети контрольных и экспериментальных групп не умели удерживать свое тело у поверхности воды в данном положении (табл. 2).
К 12 занятию наблюдались значительные различия между обеими группами во времени удержания на поверхности воды в положении «на спине» (табл. 2).
Подтверждением более рациональной техники плавания у детей экспериментальных групп могут служить и более высокие показатели коэффициента эффективности техники плавания (табл. 3).
Таблица 3
Качественные показатели овладения способом кроль на груди на 36 занятии
Участники Группа КЭТ КЭГУ
Мальчики 1 класс ЭК КГ 42,69±0,88 26,64±0,31 37,43+0,49 27,67+0,25
2 класс ЭК КГ 42,03+0,92 35,15±0,1б 39,40±0,46 28,63+0,33
3 класс ЭК КГ 39,49+0,28 30,78±0,21 38,98±0,46 28,68+0,38
Девочки 1 класс ЭК КГ 30,70+0,33 22,72+0,23 35,23±0,38 28,85±0,23
2 класс ЭК КГ 49,59±0,70 32,92±0,39 40,25±0,84 26,68±0,45
3 класс ЭК КГ 39,73±0,71 29,30±0,23 39,06±0,24 30,50+0,26
К концу курса обучения дети экспериментальных групп проплывали за одно занятие 1000-1500 метров. Все они смогли принять участие в соревнованиях, преодолев 50 метров вольным стилем.
Более высокие значения КЭТ и КЭГУ (табл. 3) свидетельствуют о более эффективной технике плавания у детей экспериментальных групп.
Необходимо отметить, что при плавании кролем на груди и кролем на спине дети экспериментальных групп оценивали собственную технику плавания довольно объективно. Их оценка, как правило, совпадала с оценкой преподавателя (табл. 4). У детей контрольных групп такого совпадения оценок не наблюдалось.
Таблица 4
Оценка и самооценка (балл) качества техники плавания способами кроль на груди, кроль на спине на 36 занятии (х+m)___________
Участники Группа Кроль на спине Кроль на груди
Оценка Самооценка Оценка Самооценка
Мальчики 1 класс ЭГ КГ 4,25+0,08 3,60+0,11 4,25±0,02 4,58+0,07 4,50+0,01 3,42±0,09 4,50±0,01 4,55+0,06
2 класс ЭГ КГ 4,42±0,06 3,96±0,08 4,46±0,05 4,73+0,04 4,17±0,05 3,59±0,И 4,42±0,02 4,50±0,04
3 класс ЭГ КГ 4,50±0,05 4,00±0,02 4,46±0,05 4,75±0,03 4,19+0,05 3,61+0,07 4,38+0,04 4,54±0,03
Девочки 1 класс ЭГ КГ 4,38±0,06 3,67+0,04 4,40±0,02 4,60+0,08 3,50±0,06 3,30+0,16 3,42±0,01 4,61 ±0,05
2 класс ЭГ КГ 4,75±0,07 4,10±0,06 4,72±0,03 4,71+0,02 4,38±0,12 3,78+0,08 4,25±0,07 4,57+0,06
3 класс ЭГ КГ 4,29±0,07 4,04±0,05 4,36±0,05 4,74±0,03 4,14+0,02 3,66±0,09 4,10+0,01 4,42±0,05
ВЫВОДЫ
Сравнивая соответствующие показатели с контрольной группой, заметим, что дети экспериментальной группы имели большую скорость плавания как в режиме «медленного», так и в режиме «максимального» плавания. Темп движений руками достоверно не различался ни в том, ни в другом случае.
Обращает на себя внимание и тот факт, что у детей экспериментальной группы выше показатель скорости движения кисти: как в целом (на 11,2%), так и в фазе захвата (на 10,8%), и в фазе подтягивания (на 27,З%).
Данный факт мы связываем с тем, что детям экспериментальной группы, умеющим находить опору о воду, не приходилось затрачивать время на поиски опоры, вероятно, они быстрее могли начинать прикладывать усилия в рабочей фазе гребка.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ
ДЗЮДОИСТОВ
Михаил Владимирович Скачков, соискатель Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье представлена методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов, что позволяет значительно повысить уровень специальной и технико-тактической подготовки, также представлены и обобщены результаты основного педагогического эксперимента.
Ключевые слова: методика, атакующие действия, дзюдо
EXPERIMENTAL CHECK OF EFFICIENCY OF THE METHODS OF JUDOIST ATTACKING TECHNIQUE EFFICIENCY
Michael Vladimirovich Skachkov, the competitor Military institute of physical training St. -Petersburg
Abstract
This article presents the proposed methods of qualified judoist attacking technique efficiency, allowing to significantly increase the level of special and tactical-technical training; it also presents and summarizes the results of primary pedagogical experiment.
Keywords: a technique, attacking actions, a judo
Основной задачей, которая решалась в педагогическом эксперименте, являлась проверка эффективности разработанной нами методики. Результаты педагогического эксперимента оценивались по изменению следующих показателей: уровню общей физической подготовленности; кинематическим и динамическим параметрам броска через бедро; эффективности выполнения атакующих действий в условиях контрольных схваток и соревнований.
Контрольная и экспериментальная группы до эксперимента были проверены на идентичность массы тела и уровень общей физической подготовленности путем тестирования с помощью стандартных контрольных упражнений.
Показатели спортсменов обеих групп достоверных различий не имели (Р>0,05). Проведенные перед началом педагогического эксперимента лабораторные исследования специальной физической подготовленности также не выявили достоверных различий (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группами по кинематическим и динамическим параметрам начальной стадии бросков.
До проведения основного педагогического эксперимента нами были организо-