УДК 797.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© P.H. HIjihhkob
Shlyachkov R.N. The effectiveness of rapid swimming training technique for primary school children. The given article contains the peculiarities of traditional trainings in swimming that were put into the development of rapid swimming training technique for primary school children. The basic theses of the technique are concentrated training only in the one stroke (crawl on the back or breast) with the use of integral - separate method and mastering basic elements in sports swimming; the increase of technical exercises and the use of ancillary swimming devices.
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его ги-гиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Также плавание является единственно возможным видом физических упражнений, рекомендуемым людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), и инвалидам при реабилитации (ампутанты, слепые, больные церебральным параличом и др.).
Данные ЮНЕСКО свидетельствуют о том, из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, ежегодно тонут около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные навыку плавания. Таким образом, каждый не умеющий плавать или держаться на поверхности воды, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. Поэтому умение плавать является жизненно важным для каждого человека навыком. Вместе с тем проверка плавательной подготовленности городских школьников в возрасте
ских наблюдений были выявлены следующие недостатки в традиционной методике начального обучения детей плаванию: относительное однообразие используемых средств и методов; низкая общая и двигательная плотность занятий; низкая точность воспроизведения сложных координационных движений в воде; отсутствие дифференциации объема выполняемых упражнений в зависимости от способностей обучающихся. Все вышеизложенное поспособствовало разработке и обоснованию программно-методического обеспечения для обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
Так, предложенная нами методика ускоренного обучения плавания характеризуется следующими положениями: сокращение периода применения упражнений на освоение с водой; раннее обучение ныряниям; применение упражнений с увеличенной интенсивностью движений; плавание коротких отрезков дистанции с задержкой дыхания; использование поддерживающих средств, таких, как «пояс из пенопласта» и «поводок», «ласты» на начальном периоде обучения, обеспечивающих надежную страховку при формировании плавательного навыка и обучении технике спортивного стиля плавания.
плавать, а это часто приводит к возникновению несчастных случаев на воде. Поэтому квалифицированное обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
Современная методика обучения плаванию детей характеризуется широким применением общеразвивающих. специальных физических упражнений, а также технических средств обучения. Однако традиционный процесс обучения детей младшего школьного возраста начальному плаванию спортивными способами предполагает относительно длительный период обучения и адаптации к водной среде. Также наблюдения показывают, что эффективность этого курса крайне низка. Более 16 % детей завершают курс, не овладев элементарными навыками самостоятельного плавания.
На основе анализа исследований ведущих специалистов по плаванию и проведенных нами педагогиче-
ческий и контрольный разделы. Теоретический раздел предполагает сообщение о роли и значении плавания как вида физических упражнений, о влиянии занятий плаванием на организм занимающихся, ознакомление с требованиями методики ускоренного обучения (контрольные нормативы и техника изучаемых способов плавания); правила безопасности в бассейне; правила поведения на воде, особенности и методику проведения занятий.
Практический раздел направлен на повышение общего уровня функциональных показателей и физических способностей, необходимых для успешного освоения плавательных навыков, и обучение спортивным способам плавания. В поурочном распределении практического раздела представлено: наименование занятия с выделением его направленности, постановкой задач и дальнейшим их решением при дозированной физической нагрузке для занимающихся и выполнение конкретных домашних заданий.
Программа состоит из 12 занятий, в течение которых дети младшего школьного возраста должны успешно овладеть техникой одного стиля плавания (кроль на груди, кроль на спине) и сдать контрольные нормативы. Учебная нагрузка составляет 4,5 часа в неделю (3 занятия по 1,5 часа). Для проверки эффективности обучения в конце курса занятий приведен контрольный раздел, который включает в себя контрольный тест с экспертной шкалой оценки техники спортивных способов плавания.
В разработанной методике ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста применяется оптимальная последовательность решения задач. На первом этапе происходит ознакомление и освоение с водной средой, элементарные передвижения в воде, на втором этапе изучаются погружение, всплывание, лежание и скольжение, прыжки и кувырки. Третий этап направлен на обучение дыханию (при обучении стилю кроль на спине дыхание не изучается), работе ног, работе рук. На четвертом этапе происходит согласование работы ног с работой рук, при задержке дыхания. Пятый (заключительный) этап направлен на согласование дыхания, работы рук и работы ног, плавание в полной координации.
Данная методика основана на концентрированном обучении одному стилю плавания (кроль на груди, кроль на спине), с применением целостно-раздельного метода и освоением базовых элементов техники спортивного плавания. Ускоренное обучение плаванию обладает преимуществом за счет увеличения общей и двигательной плотности каждого занятия, а также увеличения применяемых технических упражнений за весь курс обучения на 40-46 %.
Значительная часть упражнений выполняется с помощью вспомогательных плавательных средств, таких, как: ласты, доска для плавания, «поводок», «пояс из пенопласта». Использование вспомогательных плавательных средств способствует более быстрому освоению техники плавания при фиксированном положении тела в воде, уменьшению чувства водобоязни, лучшей организации урока плавания.
Проверка эффективности предложенной методики осуществлялась в рамках педагогического эксперимента, в котором приняло участие 126 человек (63 мальчика и 63 девочки). Исходное состояние технической подготовленности испытуемых было одинаковым и оценивалось самой низкой оценкой, равной «единице» (не умеют плавать). В плавательном бассейне «Дельфин», в бассейне на базе СДЮСШОР № 6 г. Тамбова и в бассейне «Надежда» были сформированы по 2 экспериментальные группы (одна обучалась плаванию стилем кроль на груди; другая - плаванию стилем кроль на спине) и контрольная группа, где занятия проводились по традиционной программе (программа ДЮСШ, 1995 г.). Экспериментальные и контрольные группы формировались в каждом плавательном бассейне. Каждая группа была смешанной (7 мальчиков и 7 девочек).
За время эксперимента не освоили технику плавания спортивными способами в контрольных группах 3 занимающихся (7,14%), а в контрольных - 7 занимающихся (16.66 %). По способам плавания это выглядит следующим образом (см. табл. 1): в 1 экспериментальной группе (кроль на груди) - 2 школьника (4,76 %), во 2 экспериментальной группе (кроль на спине)-
Таблица 1
Количество детей, не освоивших начальные навыки плавания после прохождения курса обучения
Г руппы п % 1%
1 экспериментальная группа (кроль на груди) 2 4,76 7,14
2 экспериментальная группа (кроль на спине) 1 2,38
контрольная группа (кроль на груди) 4 9,52 16,66
(кроль на спине) 3 7,14
1 школьник (2,38 %), в контрольных группах (кроль на груди) - 4 школьника (9,52 %), (кроль на спине) -3 школьника (7,14%). Таким образом, дети младшего школьного возраста в экспериментальных группах достоверно в большем количестве освоили технику кроля на груди и кроля на спине на 4,76 %, по сравнению с контрольными группами.
Для контроля технической подготовленности детей младшего школьного возраста в спортивном плавании применялась экспериментально проверенная шкала экспертных оценок. Экспертная оценка техники плавания на дистанции 25 м производилась по следующим элементам техники по 5-балльной системе: положение туловища, положение головы, движение руки при гребке, пронос рук над водой, движение ног, общий рисунок стиля. Характеристику экспертной оценки (каждого стиля) давали 3 эксперта из числа квалифицированных тренеров, имеющие стаж работы не менее 7 лет. В экспериментальных группах, где детей обучали плавать кролем на груди, проплывали кролем на груди, а где изучали стиль кроль на спине, соответственно -кролем на спине. Контрольные группы проплывали дистанцию 25 м двумя способами, кролем на груди и кролем на спине (предусмотрено по программе ДЮСШ).
При экспертной оценке техники плавания стилем кроль на груди такой показатель, как нормальное положение туловища, в экспериментальной группе оказался значительно лучше, чем в контрольной. В экспериментальной группе получили оценку «пять» 52,38 % исследуемых против 19,04% юных пловцов из контрольной группы (при Р < 0,05). При оценке техники плавания стилем кроль на груди в контрольной группе такую ошибку, как колебания туловища в вертикальной плоскости, которая оценивается в «три» балла, допустили 23,81 %, а в экспериментальной - 14,28% (при Р < 0,05), что доказывает преимущество разработанной методики.
Такой недочет в технике плавания, как колебания туловища относительно продольной оси тела, оценивался на «два» балла, в контрольной группе составил 47,62 %, в экспериментальной группе этот недочет исправили, он составил 30,95 % (при Р < 0,05). Самую грубую ошибку «большой угол атаки» (также получил оценку «два») в контрольной группе показали 9,53 % школьников, что на 7,14 % больше, чем в экспериментальной группе (2,39 %) (при Р < 0,05).
Достоверным стало преимущество детей экспериментальной группы над контрольной при экспертной оценке положения головы при плавании стилем кроль на груди. Оценку «пять» за нормальное положение
головы получили юные пловцы экспериментальной группы, показатель составил 47,61 , это на 26,19 % больше, чем в контрольной группе (21,42 %) (при Р < 0,05). Опущенная голова, которая считается ошибкой и оценивается в «четыре» балла, замечена в контрольной группе у 42,85 % детей, а в экспериментальной - у 28,57 % (при Р < 0,05), что является значительным улучшением в технике плавания. Значительно уменьшилось количество детей в экспериментальной группе, которые совершали резкое движение головой при вдохе (оценка «два») - 23,82 %, в то время в контрольной группе эту ошибку совершили 33,33 % испытуемых (при Р < 0,05). Незначительное изменение произошло в технике плавания стилем кроль на груди между экспериментальной и контрольной группами по высоко приподнятому положению головы, которая получила «два» балла. В контрольной группе эту ошибку допустил всего 1 ребенок, а в экспериментальной эту ошибку не совершил никто (при Р > 0,05).
Улучшились показатели в движении рук при гребке: «пять» баллов за нормальный гребок в экспериментальной группе получили 38,12% испытуемых, а в контрольной группе - 21.63 % (при Р < 0,05), что является преимуществом разработанной методики ускоренного обучения плавания. Выявлено преимущество экспериментальной группы над контрольной при совершении начального движения гребка (оценивается в «три» балла), 33,33 % юных пловцов контрольной группы «шлепают» по воде, а в экспериментальной этот показатель на 9,53 % меньше и составляет 23,8 % (при Р < 0,05). Незначительные изменения произошли при выполнении укороченного гребка, в экспериментальной и контрольной группах этот показатель был одинаковым - 19,04% (при Р > 0,05). Следующая ошибка - проваливание локтя при совершении гребка (оценка «два») - была допущена в контрольной группе у 26 % юных пловцов, в экспериментальной у 19,04 % испытуемых, что на 6,96 % меньше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05).
Анализ результатов работы ног при проплывании контрольной дистанции 25 м выявил, что эти показатели имеют выраженную тенденцию к различию между экспериментальной и контрольной группами. Наиболее существенно разработанная методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста повлияла на улучшение работы ног при плавании стилем кроль на груди.
Разница показателей контрольной и экспериментальной групп при нормальном выполнении движений ногами, что соответствует оценке «пять», составила
14,29 %. Преимущество экспериментальной группы при оценке движений ногами в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой статистически значимо (Р < 0,05).
Сопоставление оценок ошибки сгибание ног в коленном суставе, которой соответствует «три» балла, выявило достоверные различия между результатами экспериментальной и контрольной групп. Оценку «три», соответственно, получили в экспериментальной группе 42,85 %, в контрольной группе 47,62 % (Р < 0,05). В конце эксперимента обнаружились значительные преимущества экспериментальной группы над контрольной по допущенной ошибке при выполнении движений ногами слишком глубоко.
Так, при экспертной оценке плавания стилем кроль на груди данную ошибку в контрольной группе совершили 4 юных пловца, что составило 9,52 % (при Р < 0,05), а в экспериментальной группе никто не допустил эту ошибку, это является подтверждением результативности разработанной методики.
Достоверные различия были обнаружены при оценке проноса рук над водой. Оценку «пять» баллов в экспериментальной группе получили 33,33 % школьников, в контрольной группе на эту оценку проплыли только
23,8 % испытуемых. Разница составила 9,53 %, преимущество достигло достоверно значимых величин (Р < 0,05). Ошибку при проносе над водой прямой руки, которая имеет оценку «три» балла, в контрольной группе совершили 45,23 % занимающихся, в экспериментальной группе данная ошибка была отмечена у 42,86 % юных пловцов (при Р < 0,05). Сильно согнутая рука считается грубой ошибкой, которая оценивается на «два» балла. Данный недочет в технике плавания стилем кроль на фуди допустили в контрольной группе -30,97 %, в экспериментальной на 7,17 % меньше (23,8 %) (при Р < 0,05).
Давая экспертную оценку общему рисунку стиля кроль на груди, было выявлено преимущество экспериментальной группы над контрольной по четырем показателям. Согласованную работу рук и ног в экспериментальной группе продемонстрировали 40,47 % юных пловцов, а в контрольной группе на оценку «пять» проплыли 23,8 % детей (при Р < 0,05). Оценкой «четыре» оценивалось проплывание контрольной дистанции с чрезмерным напряжением мышц рук и ног, в контрольной группе эту ошибку допустили 30,95 % исследуемых, в экспериментальной группе - 23,8% (при Р < 0,05).
Следующая ошибка в технике плавания стилем кроль на груди - это нарушенная согласованность движений рук и дыхания. Она оценивалась на «три» балла и была допущена у 19,04 % занимающихся контрольной группы и у 16,66% экспериментальной группы. Грубую ошибку (во время вдоха ноги не работают) при плавании стилем кроль на груди из контрольной группы совершили 26,21 % детей, в экспериментальной группе этот показатель заметно ниже и составил 19,07 % (при Р< 0,05).
Рассмотрим подробнее изменения техники плавания стилем кроль на спине в группах испытуемых детей младшего школьного возраста на контрольном уроке при проплывании дистанции 25 м. Изменения исполнения элементов техники стиля кроль на спине в группах детей 7-8 лет имели свои особенности. Анализ экспертной оценки техники плавания показал, что в экспериментальной группе результаты всех показателей достоверно улучшились (Р < 0,05) по сравнению с результатами контрольной группы.
Сравнительный анализ выполнения элемента техники (положение туловища) выявил, что нормальное положение туловища в экспериментальной группе продемонстрировали 57,16% юных пловцов, в контрольной несколько меньше - 52,4 % (при Р < 0,05). Оценку «три» балла за прогнутое туловище в контрольной группе получили 23,8 %, в экспериментальной группе эту ошибку допустили только 19,04 % детей. При оценке техники плавания было отмечено, что ошибку -«туловище согнуто» в контрольной и эксперименталь-
ной группах допустили равное количество юных пловцов - 23,8 % (при Р > 0,05).
Достоверным стало преимущество детей экспериментальной группы над контрольной при проплывании дистанции 25 м стилем кроль на спине по показателю «нормальное положение головы». В экспериментальной группе «пять» баллов получили 40,47 % испытуемых, в контрольной группе эту оценку получили только 33.33 % детей (при Р < 0,05). Незначительно отличались между собой оценки в экспериментальной и контрольной фуппах по приподнятому положению головы.
В контрольной группе эту ошибку допустили 21,42 %, а в экспериментальной этот показатель на 2,38 % меньше (19,04 %) (при Р < 0,05). Оценку «два» балла, которой оценивается опущенное положение головы, в контрольной группе получили 45,25 % школьников, в экспериментальной группе эту ошибку совершили 40,47 % детей (при Р < 0,05), что является подтверждением результативности разработанной методики.
Произошло изменение при выполнении вкладывания руки в воду при плавании стилем кроль на груди. Правильное выполнение вкладывания руки в воду у пловцов экспериментальной группы было отмечено у 54,76 %, а у детей контрольной группы - 50 % (при Р < 0,05). «Три» балла за допущенную ошибку (вкладывание руки в воду тыльной стороной кисти) получили в контрольной группе 28,58 %, в экспериментальной группе - 26,19%, что на 2,39% меньше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05). Ошибку, допущенную юными пловцами - вкладывание руки в воду большим пальцем кисти - которая оценивается в «два» балла, совершили в контрольной группе 21,42% исследуемых, в экспериментальной этот показатель оказался меньше и составил 19,04 % (при Р < 0,05).
Характерными оказались экспертные оценки техники плавания при проносе руки над водой. У экспериментальной группы на «отлично» продемонстрировали пронос руки над водой 59,52 % школьников, в контрольной этот показатель оказался несколько меньше и составил 52,41 % (при Р < 0,05). Пронос руки над водой через сторону, который оценивается в «три» балла, в контрольной группе был отмечен у 14,26% детей, а в экспериментальной группе у 11,9% (при Р < 0,05). Серьезный недочет - замедленный пронос руки в технике плавания стилем кроль на спине - был отмечен у контрольной группы у 33,33 % из числа испытуемых, в экспериментальной группе у 28,58 % детей (при Р < 0,05).
В конце эксперимента выявлено преимущество экспериментальной фуппы над контрольной и при экспертной оценке выполнении гребка. Нормальное выполнение гребка (на «пять» баллов) совершили в экспериментальной группе 33,33 % юных пловцов, что на 9,53 % больше показателей контрольной фуппы (Р < 0,05). Гребок по прямой линии, который считается ошибкой, в контрольной группе был отмечен у 45,25 %, в экспериментальной группе у 40,47 % школьников (при Р < 0,05), что является подтверждением преимущества разработанной методики ускоренного обучения плаванию. Укороченный гребок, который оценивался на «два» балла, наблюдался в контрольной фуппе у 30,95 %, в экспериментальной у 26,2 % юных пловцов (при Р > 0,05).
Значительные изменения произошли в показателях работы ног при плавании стилем кроль на спине у детей экспериментальной группы. Отличную работу ног в экспериментальной группе показали 45,25 % школьников, это на 21,45 % больше, чем в контрольной группе (при Р < 0,05). Сгибание ног в коленных суставах было отмечено в контрольной группе у 64,28 %, в экспериментальной группе эту ошибку допустили 47,61 % испытуемых (при Р < 0,05). Оценку «два» балла за то, что ноги выполняют движения слишком глубоко, в контрольной группе получили 11,92 % детей младшего школьного возраста, у детей экспериментальной группы этот показатель оказался значительно меньше и составил 7,14 % (при Р > 0,05).
Интересны также данные, полученные после экспертной оценки, при характеристике общего рисунка стиля. Согласованную работу ног и рук при плавании стилем кроль на спине (оценка «пять») показали дети в экспериментальной группе — 42,85 %, а в контрольной группе - 33,33 % школьников (при Р < 0,05). Частые движения руками по отношению к движению ногами совершили в контрольной группе 30,95 %, в экспериментальной группе эту ошибку допустили 26,2 % испытуемых (при Р < 0,05). На «три» балла оценили чрезмерное напряжение мышц тела при плавании стилем кроль на спине. Эту ошибку в контрольной группе совершили 19,04 %, в экспериментальной группе 16,66% юных пловцов (при Р > 0,05). Редкий темп движений руками по отношению к движению ногами оценивается на «два» балла, был допущен в контрольной группе 16,68 %, в экспериментальной группе -
14,29 % из числа исследуемых (при Р < 0,05).
Юные пловцы контрольных групп, изучающие технику спортивных способов плавания (кроль на груди; кроль на спине) по традиционной программе обучения (параллельно-последовательный метод), имели низкие оценки, чем школьники экспериментальных групп, которые обучались по разработанной методике ускоренного обучения плаванию (целостно-раздельный метод). Так, при экспертной оценке техники плавания стилем кроль на груди средняя оценка в экспериментальной группе составила 4,07 ± 0,022 балла, в контрольной фуппе 3,55 ± 0,021 балла (Р < 0,05). При проплывании контрольной дистанции 25 м стилем кроль на спине оценки также имели различия, в экспериментальной группе средняя оценка составила
4,08 ± 0,024 балла (см. табл. 2), а в контрольной группе -3,63 ± 0,038 балла (Р < 0,05).
Таблица 2
Результаты экспертных оценок техники спортивного плавания у детей младшего школьного возраста после курса обучения
Способ плавания Кол-во детей, освоивших способ плавания, % Оценка техники плавания (в баллах)
М ± т ! Р
Кроль на груди Э 95,24 4,07±0,022 2,23 <0,05
К 90,48 3,55±0,021
Кроль на спине Э 97,62 4,08±0,024 2,12 <0,05
К 92,86 3,63±0,038
Следует подчеркнуть, что от занятия к занятию по обучению технике спортивного плавания детей младшего школьного возраста экспериментальных групп отмечалось значительное увеличение времени, отведенного на изучение и совершенствование технических упражнений (8,3 %) и на координацию движений (36 %) в целом за весь курс обучения. Для юных пловцов контрольных групп этот процесс протекал плавно. В целом за весь курс обучения плаванию наблюдалось увеличение времени, отведенного на изучение технических упражнений (10%) и упражнений на координацию движений (23,5 %), что является педагогической особенностью разработанной нами методики ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста.
Общая плотность каждого практического занятия в экспериментальных группах составляла 97-98 %, двигательная плотность - 78-80 %, что было, соответственно, на 6-9 % и 8-10 % больше, чем в контрольных группах.
При проведении занятий по разработанной программе ускоренного обучения плаванию большинство тренеров отметили, что мальчики быстрее осваиваются с водной средой и ведут себя более раскрепощенно, а
также лучше усваивают спортивные способы плавания. Они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны и пунктуальны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием.
Одним из факторов, способствующих более быстрому приобретению плавательного навыка, становлению техники, явилось использование вспомогательных плавательных средств (доска для плавания, ласты, «пояс из пенопласта», «поводок»). Выполняя упражнения в бассейне, дети младшего школьного возраста в экспериментальной группе легче переносили ощущения водобоязни и страха, значительно раньше, чем юные пловцы из контрольной группы, начинали выполнять гребковые движения руками как в плавании стилем кроль на груди, так и в кроле на спине.
Таким образом, полученные результаты исследования показали, что разработанная методика ускоренного обучения спортивным стилям плавания целесообразнее и эффективнее, чем традиционная программа обучения ДЮСШ.
Поступила в редакцию 10 сентября 2006 г.