мероприятия по дессиминации инновационного опыта учреждения. С 2006 года по 2008 год было проведено 6 городских семинаров для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Обобщён опыт учителей по использованию современных образовательных технологий. Директор школы Борщегов-ский Григорий Михайлович активный участник Все-
российского семинара для директоров кадетских школ и корпусов в Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, образовательная среда, созданная в кадетской школе, направлена на создание новой школы как многомерного развивающего образовательного пространства, что отвечает задачам модернизации образования.
Автор делится результатами экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок».
Дельгас Галина Валентиновна,
заведующий высшей категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8 «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок»
г. Норильск
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Как экспериментальная работа может помочь развитию детского сада?
Ключевые слова: инновационная и экспериментальная деятельность педагогов; «комплексы» развития; базисная программа
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого инновационного потенциала, всех работников системы дошкольного образования.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а многие дошкольные учреждения. Инновационные преобразования приобретают системный характер, являются одним из условий реформирования детского сада, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Одним из важных моментов по внедрению инноваций должна быть подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. При этом важно создать условия для появления у воспитателей внутренней установки, своеобразного отношения к собственному развитию. За этим стоит огромный труд мой, как руководителя, по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.
Поэтому для развития учреждения был разработан целый комплекс условий для успешной работы в режиме инноваций и эксперимента:
1. Концепция и программа развития детского сада.
2. Моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающий саморазвитию личности.
3. Проведение в учреждении инновационной и экспериментальной работы.
4. Сплоченный общей целью коллектив - дети, педагоги, родители.
5. Организация оптимальной системы внутри садовского контроля и самоуправления.
6. Материально-техническая база, достаточная для оформления предметно-нравственной среды.
7. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами родителей.
Работа детского сада в инновационном и экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педаго-
гов, организацию психолого-педагогического просвещения родителей, развитие учреждения.
Для полноценного развития образовательного учреждения был разработан проект деятельности на перспективу.
Я, как руководитель, учитывала индивидуальные качества участников инновационного и экспериментального процесса, их профессиональный уровень, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Но при этом важно создать условия для появления у воспитателей внутренней установки, своеобразного отношения к собственному развитию. За этим стоит огромный труд мой, как руководителя, по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.
1. Практически всем сотрудникам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того, помощь была необходима и в нахождении этому применении в общей работе всего детского сада.
2. Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог.
При анализе практического опыта педагогов нашего учреждения были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.
При условии понимании инновационной опытноэкспериментальной деятельности проводимой в детском саду педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний. Именно этот факт подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, в детский сад были приглашены специалисты института повышения квалификации.
Охват повышения квалификации педагогов детского сада является обязательным условием развития учреждения и на протяжении трех лет остается стабильно высоким; на сегодняшний день составляет 100%.
Экспериментальная деятельность стала средством развития и помогла привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем детского сада.
Инновационная деятельность способствует достижению результатов работы в соответствии с ГОС стандартами и базисной программой развития дошкольника «Истоки».
Готовя коллектив к инновационной деятельности, мы провели беседу с коллективом, познакомили с целями и задачами инноваций, разъяснили преимущества, которые дает инновация детского сада, и каждому в частности. При этом важна всемерная поддержка новаторов.
Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития учреждения, оказания дополнительных образовательных услуг, осуществляемых в соответствии с уставными целями и задачами с учетом возможностей детей, создали в детском саду нормативноправовую базу, и разработали ряд локальных актов, которые позволили поставить на правовую основу исследовательскую деятельность в детском саду.
Для полноценного развития образовательного учреждения разработана система современной предметно-развивающей среды, соответствующей канонам хорошего вкуса, способствующей полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний у детей и педагогов в соответствии с разделами базисной программы.
Экспериментальная деятельность педагогов обогатила, пополнила базисную программу, расширила возможности педагогов, дала право обогащать дополнительными знаниями и материалами проводимые занятия с детьми.
В связи с этим вся инновационная деятельность в нашем дошкольном учреждении реализуется через «комплексы» развития, соответствующие основным разделам базисной программы: художественноэстетический, физкультурно-оздоровительный, экспериментально-исследовательский и социальный, который включает в себя материально-техническую базу, развивающую среду, разработки творческих групп, методические технологии педагогов.
Инновационная деятельность выстраивается с целью обновления воспитательно-образовательного процесса, с учетом разнообразной детской деятельности.
Для развития учреждения и ведения проектной деятельности необходимо вовлечь всех педагогов детского сада, для этого разработано методическое обеспечение, которое включает в себя:
1. разработку подпроектов, соответствующих комплексом развития детей.
2. разработку программ дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках деятельности комплексов; что способствует эффективному руководству профессиональной деятельности педагогов.
Исследовательская деятельность для педагогов в деле обучения и воспитания детей, а так же широко используется в практике повышения квалификации педагогического состава дошкольного учреждения.
В нашем детском саду поощряется творческий поиск педагогов, который приобретает не спонтанный характер, а становится более продуманным и системным.
Главным критерием эффективности развития воспитательной системы- развития личности ребенка - станут условия для полноценного развития личности, хуже или они улучшатся, зависит во многом от тех людей, которые работают с этой личностью. Возможно, именно, создаваемые педагогами и их администрацией условия для собственного научного роста, творчества, самообразования и есть залог успешности личности не только педагога, но и ребенка-дошкольника в будущем.
Разрабатывая свой проект, авторский коллектив отметил, что при выходе из стен детского сада, выпускник дошкольного учреждения сталкивается с необходи-
мостью общаться с более широким кругом незнакомых людей, чем тот который его окружает в период нахождения в детском саду. В этой связи появляется проблема ориентироваться в окружающем его дом и школу районе, усваивать массу новых знаний о мире вообще, к которым ребенок подчас не готов. Достаточно эффективной социализацией детей дошкольного возраста наши педагоги - авторы исследовательского проекта видят в организации тесного взаимодействия детского сада с
городскими социальными институтами: школой, Домом Детского Творчества, Школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что проектирование воспитательного процесса позволяет не только спланировать работу и увидеть педагогам перспективу развития всего учреждения и собственный личный рост, но и является, некой моделью для создания целенаправленных ситуаций успеха и развития, как для дошкольников, так и для самих педагогов, и как следствие, развитие учреждения.
Проектная деятельность это повышение профессиональной компетенции и мастерства в детском саду. При этом повышается оперативность управленческих решений и носит опережающую функцию.
Проектный метод используется в практике нашего учреждения, как повышение квалификации педагогического состава.
Таким образом, экспериментальная деятельность педагогов в детском саду - это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достичь качественно более высоких результатов образования, способствовать развитию учреждения.
В данной работе автор проводит исследование проблемы выявления, поддержки и развития одаренной молодежи и предлагает свою концепцию работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники. Центром внимания являются одаренность, способности, склонности, интеллект и талант.
Долинский Валерий Сергеевич,
педагог дополнительного образования Отличник народного просвещения МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Надым
КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Как же «увидеть» одаренных детей и поддержать их? Что выделять как главное: способности, талант или гениальность?
Ключевые слова: одаренный ребенок и одаренная молодежь; одаренность, способности и талант; пути и методы выявления одаренных детей; моделирование и конструирование развивающей образовательной среды; основные стратегии и методика обучения; комплексная лабораторная установка; творческие практические работы.
Во все времена общество занималось выявлением, поиском и развитием одаренной молодежи, так как способности, определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант, всегда ценились. Люди, обладающие талантом в той или иной мере, всегда принадлежали к элите общества, играли большую роль в развитии этого общества и страны, где они жили.
Прямых научно-методических исследований по проблеме выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в России нет и не было. Данный вопрос является частью достаточно широкой проблемы дополнительного образования, что является не только научной проблемой, но и широко обсуждается в печати, по радио, на телевидении.