Научная статья на тему 'Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития дошкольного образовательного учреждения'

Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / "КОМПЛЕКСЫ" РАЗВИТИЯ / БАЗИСНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дельгас Галина Валентиновна

Автор делится результатами экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад «Тундровичок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития дошкольного образовательного учреждения»

мероприятия по дессиминации инновационного опыта учреждения. С 2006 года по 2008 год было проведено 6 городских семинаров для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Обобщён опыт учителей по использованию современных образовательных технологий. Директор школы Борщегов-ский Григорий Михайлович активный участник Все-

российского семинара для директоров кадетских школ и корпусов в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, образовательная среда, созданная в кадетской школе, направлена на создание новой школы как многомерного развивающего образовательного пространства, что отвечает задачам модернизации образования.

Автор делится результатами экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок».

Дельгас Галина Валентиновна,

заведующий высшей категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 8 «Центр развития ребенка - Детский сад «Тундровичок»

г. Норильск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Как экспериментальная работа может помочь развитию детского сада?

Ключевые слова: инновационная и экспериментальная деятельность педагогов; «комплексы» развития; базисная программа

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого инновационного потенциала, всех работников системы дошкольного образования.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а многие дошкольные учреждения. Инновационные преобразования приобретают системный характер, являются одним из условий реформирования детского сада, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Одним из важных моментов по внедрению инноваций должна быть подготовка педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность. При этом важно создать условия для появления у воспитателей внутренней установки, своеобразного отношения к собственному развитию. За этим стоит огромный труд мой, как руководителя, по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.

Поэтому для развития учреждения был разработан целый комплекс условий для успешной работы в режиме инноваций и эксперимента:

1. Концепция и программа развития детского сада.

2. Моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающий саморазвитию личности.

3. Проведение в учреждении инновационной и экспериментальной работы.

4. Сплоченный общей целью коллектив - дети, педагоги, родители.

5. Организация оптимальной системы внутри садовского контроля и самоуправления.

6. Материально-техническая база, достаточная для оформления предметно-нравственной среды.

7. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами родителей.

Работа детского сада в инновационном и экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педаго-

гов, организацию психолого-педагогического просвещения родителей, развитие учреждения.

Для полноценного развития образовательного учреждения был разработан проект деятельности на перспективу.

Я, как руководитель, учитывала индивидуальные качества участников инновационного и экспериментального процесса, их профессиональный уровень, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Но при этом важно создать условия для появления у воспитателей внутренней установки, своеобразного отношения к собственному развитию. За этим стоит огромный труд мой, как руководителя, по созданию у педагогов стремления, желания начать эксперимент, понимания необходимости освоения его техники и методологии.

1. Практически всем сотрудникам была необходима помощь при собственном творческом раскрытии, более того, помощь была необходима и в нахождении этому применении в общей работе всего детского сада.

2. Осознать свои творческие возможности и применять их в работе с детьми может не каждый педагог.

При анализе практического опыта педагогов нашего учреждения были выявлены определенные закономерности, влияющие на творческую индивидуальность каждого воспитателя.

При условии понимании инновационной опытноэкспериментальной деятельности проводимой в детском саду педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний. Именно этот факт подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, в детский сад были приглашены специалисты института повышения квалификации.

Охват повышения квалификации педагогов детского сада является обязательным условием развития учреждения и на протяжении трех лет остается стабильно высоким; на сегодняшний день составляет 100%.

Экспериментальная деятельность стала средством развития и помогла привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем детского сада.

Инновационная деятельность способствует достижению результатов работы в соответствии с ГОС стандартами и базисной программой развития дошкольника «Истоки».

Готовя коллектив к инновационной деятельности, мы провели беседу с коллективом, познакомили с целями и задачами инноваций, разъяснили преимущества, которые дает инновация детского сада, и каждому в частности. При этом важна всемерная поддержка новаторов.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития учреждения, оказания дополнительных образовательных услуг, осуществляемых в соответствии с уставными целями и задачами с учетом возможностей детей, создали в детском саду нормативноправовую базу, и разработали ряд локальных актов, которые позволили поставить на правовую основу исследовательскую деятельность в детском саду.

Для полноценного развития образовательного учреждения разработана система современной предметно-развивающей среды, соответствующей канонам хорошего вкуса, способствующей полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний у детей и педагогов в соответствии с разделами базисной программы.

Экспериментальная деятельность педагогов обогатила, пополнила базисную программу, расширила возможности педагогов, дала право обогащать дополнительными знаниями и материалами проводимые занятия с детьми.

В связи с этим вся инновационная деятельность в нашем дошкольном учреждении реализуется через «комплексы» развития, соответствующие основным разделам базисной программы: художественноэстетический, физкультурно-оздоровительный, экспериментально-исследовательский и социальный, который включает в себя материально-техническую базу, развивающую среду, разработки творческих групп, методические технологии педагогов.

Инновационная деятельность выстраивается с целью обновления воспитательно-образовательного процесса, с учетом разнообразной детской деятельности.

Для развития учреждения и ведения проектной деятельности необходимо вовлечь всех педагогов детского сада, для этого разработано методическое обеспечение, которое включает в себя:

1. разработку подпроектов, соответствующих комплексом развития детей.

2. разработку программ дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках деятельности комплексов; что способствует эффективному руководству профессиональной деятельности педагогов.

Исследовательская деятельность для педагогов в деле обучения и воспитания детей, а так же широко используется в практике повышения квалификации педагогического состава дошкольного учреждения.

В нашем детском саду поощряется творческий поиск педагогов, который приобретает не спонтанный характер, а становится более продуманным и системным.

Главным критерием эффективности развития воспитательной системы- развития личности ребенка - станут условия для полноценного развития личности, хуже или они улучшатся, зависит во многом от тех людей, которые работают с этой личностью. Возможно, именно, создаваемые педагогами и их администрацией условия для собственного научного роста, творчества, самообразования и есть залог успешности личности не только педагога, но и ребенка-дошкольника в будущем.

Разрабатывая свой проект, авторский коллектив отметил, что при выходе из стен детского сада, выпускник дошкольного учреждения сталкивается с необходи-

мостью общаться с более широким кругом незнакомых людей, чем тот который его окружает в период нахождения в детском саду. В этой связи появляется проблема ориентироваться в окружающем его дом и школу районе, усваивать массу новых знаний о мире вообще, к которым ребенок подчас не готов. Достаточно эффективной социализацией детей дошкольного возраста наши педагоги - авторы исследовательского проекта видят в организации тесного взаимодействия детского сада с

городскими социальными институтами: школой, Домом Детского Творчества, Школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что проектирование воспитательного процесса позволяет не только спланировать работу и увидеть педагогам перспективу развития всего учреждения и собственный личный рост, но и является, некой моделью для создания целенаправленных ситуаций успеха и развития, как для дошкольников, так и для самих педагогов, и как следствие, развитие учреждения.

Проектная деятельность это повышение профессиональной компетенции и мастерства в детском саду. При этом повышается оперативность управленческих решений и носит опережающую функцию.

Проектный метод используется в практике нашего учреждения, как повышение квалификации педагогического состава.

Таким образом, экспериментальная деятельность педагогов в детском саду - это улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достичь качественно более высоких результатов образования, способствовать развитию учреждения.

В данной работе автор проводит исследование проблемы выявления, поддержки и развития одаренной молодежи и предлагает свою концепцию работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники. Центром внимания являются одаренность, способности, склонности, интеллект и талант.

Долинский Валерий Сергеевич,

педагог дополнительного образования Отличник народного просвещения МОУ ДОД «Центр детского творчества» Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Надым

КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЛАСТИ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Как же «увидеть» одаренных детей и поддержать их? Что выделять как главное: способности, талант или гениальность?

Ключевые слова: одаренный ребенок и одаренная молодежь; одаренность, способности и талант; пути и методы выявления одаренных детей; моделирование и конструирование развивающей образовательной среды; основные стратегии и методика обучения; комплексная лабораторная установка; творческие практические работы.

Во все времена общество занималось выявлением, поиском и развитием одаренной молодежи, так как способности, определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант, всегда ценились. Люди, обладающие талантом в той или иной мере, всегда принадлежали к элите общества, играли большую роль в развитии этого общества и страны, где они жили.

Прямых научно-методических исследований по проблеме выявления, поддержки и развития одаренной молодежи в России нет и не было. Данный вопрос является частью достаточно широкой проблемы дополнительного образования, что является не только научной проблемой, но и широко обсуждается в печати, по радио, на телевидении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.