Научная статья на тему 'Экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в республике Мордовия'

Экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОПЕДЕВТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / PROPAEDEUTICS OF PROFESSIONAL CHOICE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

В статье представлены основные результаты апробации региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников, нацеленной на пропедевтическую подготовку обучающихся начальных классов и их родителей к профессиональному выбору в современных условиях перехода к постиндустриальной экономике. дано описание задач и методики экспериментальной работы. Оценка педагогической результативности модели велась по критериям: целевому, мотивационно-ценностному, информационному, деятельностно-практическому, рефлексивному. Наиболее существенные результаты были получены в развитии мотивационно-ценностной составляющей пропедевтической готовности к профессиональному выбору. В целом проведённый эксперимент доказал высокую педагогическую результативность апробируемой модели и её положительное влияние на качество профориентационной работы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL APPROBATION OF THE REGIONAL INTEGRATED MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article presents the main results of the approbation of the regional integrated model of the organization of pedagogical support of professional self-determination of junior schoolchildren, aimed at the propaedeutic preparation of junior schoolchildren and their parents for professional choice in the modern conditions of transition to post-industrial economy. The tasks and methods of experimental work are described. The evaluation of pedagogical effectiveness of the model was conducted according to the criteria: target, motivational-value, information, activity-practical, reflexive. The most significant results were obtained in the development of motivational and value component of propaedeutic readiness for professional choice. In general the experiment proved the high pedagogical effectiveness of the tested model and its positive impact on the quality of vocational guidance work in the region.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в республике Мордовия»

проблемы современной Школы

Антонова М.В.

экспериментальная апробация региональной интегрированной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших Школьников в республике Мордовия

В настоящее время на разных уровнях управления, а также в научно-образовательном сообществе, всё чаще отмечается значимость трансформации традиционной профориентационной работы с обучающимися в систему непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека на всём протяжении его жизни. Особое место при этом отводится ранней профориентации, которая понимается как своевременная пропедевтическая подготовка растущего человека к профессионально-образовательному выбору, осуществляемая средствами педагогической поддержки в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

в целях системного и целостного решения проблемы ранней профориентации в масштабах субъекта федерации автором данной статьи была проведена работа по проектированию, обоснованию и экспериментальной апробации в Республике Мордовия региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников. Модель представляет собой описание и теоретическое обоснование региональной организационно-управленческой системы, обеспечивающей результативную реализацию обозначенного процесса. Функциональная структура модели включает в себя семь взаимосвязанных блоков (целевой, субъектный, ресурсный, научно-методический, содержательный, процессуально-технологический, результативно-оценочный); отдельным элементом модели выступает контур обратной связи - мониторинг, реализуемый на двух уровнях - региональном и локальном.

Наиболее существенными элементами модели являются: - педагогическая технология проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора, предназначенная для работы с учащимися 4-х классов и их родителями, предполагающая совместную работу школьников и

их родителей над проблемными ситуациями социально-профессионального самоопределения в современном мире и отвечающая основным идеям концепции педагогической поддержки и ценностно-смыслового подхода к профессиональному самоопределению (подробнее см.: [2]);

- профориентационная среда регионального детского технопарка - инновационного элемента инфраструктуры региональной системы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на детей дошкольного и младшего школьного возраста (подробнее см.: [1]).

Модель обладает следующими специфическими характеристиками: интегрированностью (повышением степени связности отдельных этапов и элементов единого процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в регионе); полисубъектностью (направленностью деятельности в рамках модели на все категории вовлечённых субъектов, в т. ч. не только на самих младших школьников, но и на их родителей); перспективностью (направленностью на подготовку младших школьников к профессиональному самоопределению в условиях постиндустриального общества завтрашнего дня). Последняя характеристика принципиально отличает рассматриваемую модель от имеющихся аналогов. Реализация модели обеспечивает актуализацию ценностно-смыслового самоопределения младших школьников по отношению к миру труда и профессий в контексте их более широкого профессионального самоопределения.

Конечный ожидаемый результат реализации модели - выпускники начальной школы, пропедевтически подготовленные к образовательно-профессиональному выбору в условиях динамично меняющихся технологий.

Экспериментальная работа по апробации региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников осуществлялась на базе 10 общеобразовательных школ Республики Мордовия, из которых 5 школ входили в состав экспериментальной группы (МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия №29» г. о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск, МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» г. Краснослободск) и еще 5 - в состав контрольной группы (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия № 12» г. о. Саранск, МБОУ «Поселковая средняя школа № 1» п. Атяшево, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск, МБОУ «Гимназия № 1» г. Ковылкино). Непосредственно в опытно-экспериментальной работе участвовало 23 класса (645 младших школьников, а также их родители). Срок проведения экспериментальной работы был определен в три года (сентябрь 2014 г. - май 2017 г.).

Для обеспечения качества опытно-экспериментальной работы в 2015 г. на базе ГБУ дПО «Мордовский республиканский институт образования»

была организована федеральная экспериментальная площадка по теме «Создание региональной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования».

в рамках экспериментальной работы решались следующие задачи:

- выявить исходный уровень пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению у младших школьников и их родителей на начальном этапе обучения в младшей школе и с учетом полученных данных сформировать состав экспериментальной и контрольной групп.

- Обеспечить комплекс инновационных условий, адекватных апробируемой Модели, в экспериментальной группе, при сохранении традиционных подходов к организации профориентационной работы с младшими школьниками в контрольной группе.

- Определить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в экспериментальной группе по результатам эксперимента, в соответствии с определенным набором критериев: (целевой, мотивационно-ценностный, информационный, деятельностно-практический, рефлексивный [7]). При этом для каждого из критериев были выделены четыре качественно различных уровня: высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий. Каждый из уровней для каждого из критериев был снабжен определенной характеристикой (дескриптором), позволяющей экспертам точно дифференцировать границы уровней и объективно осуществлять оценку пропедевтической готовности каждого обучающегося и его родителей к профессиональному самоопределению.

- Определить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в контрольной группе за то же время и в соответствии с теми же критериями.

- Сопоставить динамику развития готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся начальных классов и их родителей в экспериментальной и контрольной группах по каждому из выделенных критериев и в целом.

- На основе полученных количественных данных, их математической обработки и последующей интерпретации определить характер и степень влияния Модели на процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению у младших школьников и их родителей.

Для адекватного решения поставленных задач была разработана следующая методика экспериментальной работы.

1. В качестве контрольной и экспериментальной групп были отобраны учащиеся десяти школ республики Мордовия. Формирование экспериментальных и контрольных групп было осуществлено по результатам первого контрольного среза (сентябрь 2014 г.) таким образом, что в каждой из групп оказалось примерно равное долевое соотношение школьников и их родителей, обладающих определенным уровнем сформированности готовности

к профессиональному самоопределению по каждому из выделенных критериев. Данные о составах экспериментальной и контрольной групп приведены в таблице 1.

Таблица 1

Состав экспериментальной и контрольной групп

Характеристики Группы Итого

Экспериментальная Контрольная

Участвующие школы МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск, МОУ «СОШ № 28» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия №29» г. о. Саранск, МОУ «СОШ № 25» г. о. Саранск, МБОУ «Красносло-бодский многопрофильный лицей» г. Краснослободск МОУ «СОШ № 6» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия № 12» г. о. Саранск, МБОУ «Поселковая средняя школа № 1» п. Атяшево, МОУ «СОШ № 18» г. о. Саранск, МБОУ «Гимназия № 1» г. Ковылкино 10 школ

Кол-во классов 11 12 23 класса

Кол-во Первый контрольный срез (1Х.2014) 304 341 645 чел.

обучающихся Второй контрольный срез (У2017) 310 333 643 чел.

Изменение кол-ва учащихся с начала ОЭР, % +2,0% -2,3% -

Профориен-тационные курсы, включенные в учебный план 2-3 кл. «Профессии моей семьи» - первый блок Регионального образовательного модуля «Старт в профессию» Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий. 1-4 кл. (Используются учебные пособия для школьников, методические пособия для учителей и для родителей учащихся)

4 кл. Программа практико-ориентированной пропедевтики профессионального выбора для младших школьников (на основе книги для чтения и обсуждения в семье и в классе «Миша Кудашев и мир профессий») -

2. Первый (начальный) контрольный срез в каждой из групп проводился перед началом экспериментальной работы, в начале учебного года (сентябрь). В это время школьники начинали свое обучение во 2-м классе. Выбор начала эксперимента со второго, а не с первого класса был обусловлен известной спецификой первого года школьного обучения, связанной с приоритетной необходимостью решения задач адаптации первоклассников к школе [3]. В связи

с этим дополнительная нагрузка первоклассников, их родителей и учителей, связанная с их участием в опытно-экспериментальной работе, не имеющей непосредственного отношения к решению наиболее актуальных задач школьной адаптации, представлялась нам нецелесообразной.

3. Второй (итоговый) контрольный срез в каждой из групп осуществлялся после того, как трехлетний экспериментальный цикл был завершен - в конце учебного года (май), когда школьники завершали свое обучение в 4-м классе.

4. Субъектами оценки, осуществлявшейся в рамках экспериментальной работы, выступали:

при использовании экспертной оценки, позволяющей выявить уровень сформированности пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению у школьников и их родителей: в 7 школах - учителя начальных классов, работавшие с данными детьми; в 3 остальных школах - педагоги-психологи, осуществлявшие педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся в работе со школьниками и их родителями;

при использовании самооценки удовлетворенности результатами работы - учителя начальных классов, педагоги-психологи, родители школьников.

5. Основным показателем социально-педагогической результативности апробируемой модели была принята разность величин, характеризующих увеличение доли респондентов в составе экспериментальной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»), относительно соответствующей доли респондентов в составе контрольной группы. При этом использовались следующие математические формулы:

П = Аз- ак 0)

или

Р = (3! - Э0 ) - (К! - К0 ) (2),

где:

Р - социально-педагогическая результативность модели;

А3 - увеличение доли респондентов в составе экспериментальной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»);

АК - увеличение доли респондентов в составе контрольной группы, обладающих двумя верхними уровнями пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»);

Э1 - доля респондентов в составе экспериментальной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению по итогам эксперимента;

Э0 - доля респондентов в составе экспериментальной группы, показавших

один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению до начала эксперимента;

К1 - доля респондентов в составе контрольной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению по итогам эксперимента;

К0 - доля респондентов в составе контрольной группы, показавших один из двух верхних уровней пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению до начала эксперимента.

На основе формул (1), (2) рассчитывались значения показателя социально-педагогической результативности модели по каждому из пяти критериев отдельно для школьников (Рш) и для их родителей (Рр).

Обобщённые количественные результаты экспериментальной работы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Обобщенные количественные результаты экспериментальной работы

Критерии Доля респондентов, продемонстрировавших уровень готовности «высокий» или «выше среднего» (%)

Школьники Родители

Эш0 Эш1 ДЭш Кш0 Кш1 ДКш Рш Эр0 Эр1 ДЭр Кр0 Кр1 ДКр Рр

Целевой 17 69 +52 21 26 +5 +47 37 58 +21 41 45 +4 +17

Информационный 68 96 +28 73 83 +10 +18 89 95 +6 95 97 +2 +4

Мотиваци- онно-ценностный 34 77 +43 37 36 -1 +44 28 77 +49 36 24 -12 +61

Деятель-ностно-практический 30 94 +64 35 63 +28 +36 6 44 +38 4 5 +1 +37

Рефлексивный 24 47 +23 24 32 +8 +15 4 56 +52 5 10 +5 +47

Анализ полученных количественных данных позволил сделать следующие выводы.

1. По всем выделенным критериям пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению как для младших школьников, так и для их родителей (за одним исключением, о котором сказано ниже), в экспериментальной группе наблюдается более высокая динамика в повышении уровня готовности, чем в контрольной группе. Это - основной результат экспериментальной работы, свидетельствующий о более высокой педагогической результативности апробируемой модели в сравнении с имеющимися аналогами.

2. На основе анализа данных, приведенных в табл. 2, можно выделить

четыре различающихся группы количественных результатов, характеризующих динамику изменения доли респондентов, продемонстрировавших два высших уровня пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению («высокий» и «выше среднего»). А именно:

- кардинальные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило более 50%) - родители по мотивационно-деятельностному критерию;

- качественные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило от 30 до 50%) - школьники по целевому, мотивационно-ценностному и деятельностно-практическому критериям, и родители по деятельностно-практическому и рефлексивному критериям;

- заметные количественные различия в пользу экспериментальной группы (превышение в динамике над контрольной группой составило от 10 до 30%) -школьники по информационному и рефлексивному критериям и родители по целевому критерию;

- отсутствие заметных различий в результатах экспериментальной и контрольной групп - родители по информационному критерию.

3. Наиболее значимые результаты опытно-экспериментальной работы со школьниками и особенно с их родителями получены в развитии мотивационно-ценностной составляющей их пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению. Прежде всего обращает на себя внимание, что до начала эксперимента во всех группах преобладали респонденты, имеющие уровень по мотивационно-ценностному критерию «ниже среднего» (школьники экспериментальной группы - 55%, школьники контрольной группы - 40%, родители экспериментальной группы - 38%, родители контрольной группы - также 38%). доля школьников и их родителей, имеющих низкий уровень готовности по данному критерию, до начала эксперимента также была высока. Это подтвердило наши предварительные выводы о преобладании невысокой профессионально-трудовой мотивации среди старшего поколения, доминировании внешних и ситуативных мотивов в оценке различных видов профессиональной деятельности, недостаточном понимании значимости профессионального самоопределения, распространенном стремлении «уйти от проблем». Подобные деформации родительского сознания неизбежно отражаются в сознании детей, подчас в гипертрофированной форме.

Проведенная в экспериментальной группе работа существенным образом изменила ситуацию: общая доля школьников, показавших по итогам эксперимента два верхних уровня по мотивационно-деятельностному критерию, составила 77%. Близкие значения были получены и при изучении родителей экспериментальной группы. Центральным фактором, оказавшим влияние на указанную динамику, стало, на наш взгляд, использование в рамках экспериментальной работы разработанной автором данной статьи технологии проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора.

Принципиально иная картина сложилась в контрольной группе, где за три года обучения показатели готовности к профессиональному самоопределению по мотивационно-ценностному критерию у школьников не изменились, а у родителей даже несколько снизились. Глубинное психолого-педагогическое изучение последнего факта, несмотря на его значимость, выходит за рамки данного исследования. Мы можем лишь выдвинуть гипотезу о том, что по мере приближения возраста оптации, в условиях деформированного общественного сознания и ситуации неопределенности будущего, родительская тревога о профессионально-образовательных перспективах детей постепенно возрастает, что приводит к усилению невротических реакций. Это и фиксируется экспертами, осуществлявшими внешнюю оценку, как определенное снижение уровня мотивационно-ценностной подготовленности к профессиональному самоопределению детей. Если у самих школьников контрольной группы за три года изменения в распределении по уровням мотивационно-ценностной готовности произошли на уровне статистической погрешности, то у их родителей негативная динамика уже более заметна: доля родителей, отнесенных к уровням «высокому» и «выше среднего», снизилась на 12%.

Педагогическая интерпретация приведенных фактов может быть дана следующим образом: традиционный подход к организации процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников и их родителей практически не решает задачи формирования мотивационно-ценностных основ профессионального выбора в современных социально-экономических условиях, характеризующихся сложностью, противоречивостью и непредсказуемостью. Иными словами, если в массовой школе и осуществляется подготовка школьников к профессиональному выбору, то это выбор, отвечающий условиям «вчерашнего дня» и не обеспечивающий успеха в новых и постоянно меняющихся условиях «завтрашнего дня».

4. Напротив, базовые профинформационные задачи в отношении как младших школьников, так и их родителей, на основе традиционных подходов решаются вполне удовлетворительно, в связи с чем различия в динамике по информационному критерию в экспериментальной и в контрольной группе по результатам эксперимента оказались незначительны. Но прежде всего, необходимо отметить достаточно высокий стартовый уровень информированности о мире труда и профессий как самих школьников, так и их родителей, что показали результаты первого контрольного среза. Перед началом эксперимента 60% школьников в составе экспериментальной и 65% в составе контрольной группы демонстрировали уровень готовности к профессиональному самоопределению «выше среднего» по информационному критерию. Столь же высокие значения демонстрировали их родители (57% и 65% соответственно). На наш взгляд, это объясняется уже налаженной к тому времени в Республике Мордовия широкой профинформационной работой дошкольных образовательных организаций со старшими дошкольниками, в результате чего уже в начале второго класса дети (и их родители) имеют достаточно широкие для

своего возраста представления о многообразии современных профессий.

За три года экспериментальной работы степень профессиональной информированности школьников и их родителей еще более возросла. По данным итогового контрольного среза, в экспериментальной группе «высокий» уровень по информационному критерию показали 66% школьников и 82% их родителей; в контрольной группе - 43% и 75% соответственно. Таким образом, динамика школьников в экспериментальной группе оказалась в итоге заметно выше, чем в контрольной группе (свой уровень информационной готовности повысили до «высокого» 60% школьников в составе экспериментальной группы и лишь 35% в составе контрольной группы). Что касается динамики родителей, то по информационному критерию она оказалась одинаково высокой как в экспериментальной, так и в контрольной группах (различия находятся в пределах статистической погрешности). Этот факт является свидетельством в пользу высокого потенциала использовавшейся в классах контрольных школ программы и УМК О. Ю. Елькиной [5] для решения профинформационных задач в работе с родителями младших школьников. С другой стороны, этот же факт свидетельствует о том, что апробируемая модель обеспечила успешное решение новых задач (повышение мотивационно-ценностной готовности школьников и их родителей к профессиональному самоопределению) не в ущерб другим задачам (профессиональное информирование), уже имеющим эффективные средства решения.

5. Сравнение динамики пропедевтической готовности к профессиональному самоопределению младших школьников и их родителей в экспериментальной и контрольной группах по целевому и рефлексивному критериям показывает, что традиционные подходы не обеспечивают решения соответствующих педагогических задач. В контрольной группе прирост количества младших школьников и их родителей, демонстрирующих два верхних уровня готовности к профессиональному самоопределению по данным критериям, не увеличился или увеличился незначительно (на 1-6%).

Качественно иные результаты получены в экспериментальной группе. По целевому критерию до начала эксперимента большинство школьников демонстрировало низкий уровень (51%), по окончании - уровень «выше среднего»; доля учащихся, поднявшихся по результатам эксперимента на один из двух верхних уровней, составила 52%. По рефлексивному критерию доля обучающихся, демонстрирующих уровень «высокий» или «выше среднего», за время эксперимента увеличилась на 23%. Заметим, что невысокие абсолютные показатели по рефлексивному критерию по итогам работы в экспериментальной группе (высокий уровень - 20%, выше среднего и ниже среднего - по 27%, низкий - 26%) были вполне ожидаемы в связи с тем, что феномен рефлексии - достаточно позднее новообразование. Рефлексивные способности начинают проявляться у ребенка в конце младшего школьного возраста [4]. Однако в силу индивидуальных особенностей темпа психологического развития у многих школьников формирование комплекса рефлексивных способностей отодвигается

на более поздний этап развития.

Что касается родителей учащихся в составе экспериментальной группы, то здесь при достаточно низких стартовых условиях за три года работы также был получен заметный прирост. По целевому критерию 21% родителей экспериментальной группы повысили свой уровень до «высокого» или «выше среднего», по рефлексивному критерию - 52%.

6. Специфика результатов, полученных по деятельностно-практическому критерию, определялась трактовкой данного критерия. Основанием для отнесения школьников к верхним уровням готовности к профессиональному самоопределению по данному критерию являлось наличие, во-первых, опыта профориентационно значимой деятельности и, во-вторых, самостоятельно созданных профориентационно значимых продуктов. В этом отношении программа и УМК «Путешествие в мир профессий» О. Ю. Елькиной, используемые в контрольной группе, изначально представлялись весьма перспективными, поскольку предполагали организацию продуктивной деятельности школьников [6]. Это предположение получило подтверждение в ходе нашего исследования: за три года работы увеличение школьников в контрольной группе, демонстрирующих верхние уровни готовности к профессиональному самоопределению, составило 28%. Это максимальное значение, достигнутое в контрольной группе (по остальным критериям соответствующие значения не превышали 10%).

Однако результат, полученный в экспериментальной группе, существенно превосходит результат контрольной группы - соответствующий показатель составляет 64%. При этом сама доля школьников, отнесенная к уровням «высокому» и «выше среднего», по данным итогового среза составила для экспериментальной группы 94%, тогда как для контрольной - лишь 63%. Еще заметнее разница в пользу экспериментальной группы при оценке доли школьников, демонстрирующих на заключительном этапе высокий уровень по деятельностно-практическому критерию: 46% в экспериментальной группе и только 14% в контрольной группе. Кроме того, по результатам работы в экспериментальной группе не осталось школьников с низким уровнем по данному критерию, тогда как в контрольной группе доля таких школьников сохранилась на уровне 20%.

Объяснение данному расхождению может быть дано путем анализа рамочных условий, созданных для осуществления процесса педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников. Те школьники, которые учились в экспериментальных классах, как и их педагоги, и их родители, уже были включены в формирующуюся региональную систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Республики Мордовия. Работа с ними велась на основе широко используемых механизмов сетевого сотрудничества, межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства. Соответственно, возможности для включения в профориентационно

значимую деятельность для этих школьников обеспечивались разнообразными ресурсами широкой профориентационно значимой среды, интегрирующей профессионально-образовательные среды колледжей и вузов, профессиональные среды предприятий экономической сферы, инновационную среду регионального детского технопарка и т.д. в то же время в классах контрольных групп среда профессионального самоопределения носила преимущественно локальный характер; вовлечение возможностей внешней среды традиционно обеспечивалось на основе персональной активности педагогов, в ряде случае - отдельных родителей учащихся, в отдельных случаях - на уровне социального партнерства конкретной школы. Ограниченный масштаб профориентационной среды и эпизодическое использование возможностей внешнего профориентационно значимого контекста в контрольной группе не обеспечили возможность для реализации деятельностно-практического потенциала, имеющегося в программе О. Ю. Елькиной.

По отношению к родителям обучающихся выраженность деятельностно-практического критерия оценивалась на основе следующей характеристики: «Наличие выработанных совместно с ребенком стратегий по преодолению типичных трудностей и проблем, которые ожидают человека на этапе профессионального выбора». Достижение этого показателя не было обеспечено в контрольной группе, где за три года распределение родителей по уровням деятельностно-практической готовности к профессиональному самоопределению сохранилось практически неизменным, при этом подавляющее большинство родителей (77%) на этапе итогового среза было отнесено к низкому уровню. в экспериментальной же группе доля таких родителей за время работы понизилась на 55% (с 75 до 20%); доля же родителей, демонстрирующих по данному критерию уровень «высокий» или «выше среднего», выросла на 38% (с 6 до 44%).

Обобщение результатов, полученных по итогам экспериментальной работы, позволило выделить факторы, вклад которых в обеспечение педагогической результативности апробируемой модели был максимальным.

Во-первых, сочетание полисубъектности и проблемной

ориентированности: активное вовлечение в деятельность по поддержке профессионального самоопределения младших школьников их родителей (и других членов их семей), с использованием педагогической технологии проблемно-ориентированной пропедевтики профессионального выбора; выведение проблемных вопросов профессионального самоопределения в современном мире из «зоны умолчания» в плоскость обсуждения, что отразилось в высокой динамике ценностно-мотивационной готовности школьников и особенно их родителей.

Во-вторых, сочетание практикоориентированности и открытости: расширение масштаба профориентационно значимой среды младшего школьника за счет использования механизмов государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия и сетевого сотрудничества; систематическое

использование ресурсов этой среды, в т.ч. специализированных (региональный детский технопарк), что повлияло на формирование деятельностно-практической готовности младших школьников и их родителей к профессиональному самоопределению.

В результате опроса региональных экспертов различного профиля (образование, кадры, экономическое развитие), в т.ч. руководителей образовательных организаций, а также анализа региональных СМИ, публичных выступлений руководящих лиц республики и других медийных персон, были выявлены образовательные эффекты различного масштаба, возникшие или укрепившиеся под влиянием апробированной модели. в том числе: повышение степени удовлетворенности учителей-предметников, работающих в 5-х классах, общими психолого-педагогическими особенностями школьников, проходивших обучение в составе экспериментальной группы, а также более высокой готовностью и заинтересованностью их родителей в конструктивном взаимодействии со школой; существенное повышение общественного внимания к профориентационной проблематике и, конкретно, к апробируемой Модели и ее отдельным составляющим; переход от конкурентных к коммуникативно-кооперативным стратегиям в деятельности институциональных субъектов, заинтересованных в результатах профориентационной работы; повышение степени подготовленности педагогического персонала республики к деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Таким образом, получены дополнительные свидетельства о положительном влиянии Модели на качество и результативность деятельности региональной системы образования в решении профориентационных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, М. в. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Антонова, О. И. Максимкина // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. : Педагогика и психология. М., 2017. № 2(40). С. 76-82.

2. Антонова, М. В. Проблемно-ориентированная педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: принципы и содержание / М. В. Антонова // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 11. С. 38-44.

3. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 66-74.

4. гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста : учеб. пособие / О. О. Гонина. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА ; Наука, 2016. 272 с.

5. Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий : уч. пособие / О. Ю. Елькина. - М. - Берлин: ДиректМедиа, 2015. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии : дисс. ... к. п. н. Новокузнецк, 1997. 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.