Научная статья на тему 'Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития'

Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло Виталий Стилианович, Голошубова Светлана Владимировна, Тартышева Татьяна Васильевна

Статья содержит рассказ об экспериментальной работе Малой академии наук Ставропольского Дворца детского творчества с 1993 года. Характеризуются программы проводимых коллективом МАН экспериментов, цели, результаты и перспективы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игропуло Виталий Стилианович, Голошубова Светлана Владимировна, Тартышева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития»

Практика организации исследовательской деятельности

Опыт регионов

Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития

Игропуло

Виталий Стилианович,

кандидат физико-математических наук, доцент СГУ, научный руководитель МАН СДДТ

Голошубова

Светлана Владимировна,

заведующая отделом МАН СДДТ

Тартышева

Татьяна Васильевна,

педагог

дополнительного образования СДДТ г. Ставрополь

Статья содержит рассказ об экспериментальной работе Малой академии наук Ставропольского Дворца детского творчества с 1993 года. Характеризуются программы проводимых коллективом МАН экспериментов, цели, результаты и перспективы работы.

Малая академия наук - научное объединение учащихся, созданное в 1989 годуй являющееся структурным подразделением Ставропольского Дворца детского творчества. На начальных этапах возникновения МАН её создатели опирались на опыт Крымской и Молдавской малых академий, научных обществ учащихся Челябинска, Новосибирска, Москвы и других городов.

С 1993 года МАН работает в режиме краевого эксперимента по теме «Технология создания образовательной системы, позволяющей учащимся освоить методы научных исследований» (завершен в 2000-м году). Основным результатом эксперимента сталиразработкаиреализацияврамкахучреждениядополнитель-ного образования новой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Был создан авторский курс «Методы научных исследований» (B.C. Игропуло), построенный на междисциплинарной основе и позволивший учащимся старших классов освоить научно-деятельстностные методы мышления. Проработаны и подготовлены к печати методические рекомендации по технологии создания на базе школ и учреждений дополнительного образования образовательных систем, позволяющих учащимся освоить методы научных исследований. Полученные результаты не имеют известных нам аналогов в России.

Разработки участников эксперимента внедрены в практику деятельности научных обществ учащихся края и использованы при создании пятнадцати НОУ (филиалов МАН) Ставрополя и двадцати шести НОУ в городах и селах края. Все возникшие в рамках программы эксперимента филиалы успешно функционируют и развиваются, что подтверждается при проведении обучающих семинаров, круглых столов, на ежегодных научных конференциях учащихся. Рекомендации по внедрению результатов эксперимента вошли в методическое пособие «Освоение учащимися методов научных исследований в системе дополнительного образования» (Ставрополь: Сервисшкола, 2000).

Экспериментальная работа позволила распространить опыт МАН по вовлечению учащихся в научно-творческую деятельность, подготовить кадры для организации такой деятель-

186

Исследователь/Researcher * 1-2/2012

Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития

Игропуло Виталий Стилианович, Голошубова Светлана Владимировна, Тартышева Татьяна Васильевна

ности и руководства ею в образовательных учреждениях края, создать краевую общественную организацию «Союз молодых исследователей Ставрополья» («СМИС»). Издаются сборники исследовательских работ школьников, с 2001 года публикуется ежегодный литературно-художественный альманах «Вдохновение».

За последние годы в Малой академии наук произошли существенные изменения структуры, форм, содержания деятельности её слушателей и педагогов. Сегодня Малая академия -это многоступенчатая образовательная система, в которой работает более пятидесяти ученых, докторов и кандидатов наук. Регулярно члены МАНучаствуют в крупных региональных, федеральных и международных конференциях молодых исследователей. Активно развиваются связи академии со всеми вузами Ставрополя, разворачивается сеть ее филиалов, углубляется тематика исследований и расширяется круг изучаемых проблем; создается система постоянных контактов членов «СМИС» с научными учреждениями и вузами края; расширяются контакты с аналогичными российскими и международными организациями учащихся.

С 2002 года по 2008 год в Малой академии наук проходил эксперимент по теме «Личностный подход в сохранении и укреплении здоровья, формирование навыков здорового образа жизни в системе обучения и воспитания детей с опережающим интеллектуальным развитием в условиях учреждения дополнительного образования».

Цель этого эксперимента заключалась в создании технологий обеспечения и укрепления здоровья детей.

В его основе лежит исследование возможности внедрения в деятельность МАИ технологий «Школы здоровья». Во избежание перегрузок у подростков в учебно-воспитательный процесс включен комплекс мероприятий по снятию физического и эмоционального напряжения, проводится ознакомление учащихся с методами самоорганизации и саморегуляции в различных жизненных условиях. С этой же целью проводился анализ способов подачи учебного материала. В расписании занятий предусмотрено чередование физической активности, эмоциональной разгрузки и интеллектуальной работы. Эта методика рассматривается как основополагающий компонент здоровьес-берегающей технологии.

В ходе эксперимента были разработаны методические материалы, касающиеся психолого-педагогического сопровождения деятельности детей, технологического обеспечения педагогов, работающих с детьми опережающего развития; содержания, направлений и условий методической подготовки педагогов дополнительного образования; подходов к системе оценивания деятельности учащихся в Малой академии наук; технологии проектно-исследовательской деятельности учащих-

Опыт регионов

ся; подходов к построению индивидуальных образовательных маршрутов интеллектуально одаренных учащихся; формирования мотивов и норм здоровьесберегающего поведения.

На базе экспериментальной площадки проведены более двадцати семинаров различных уровней (городских, краевых, региональных), городская научно-практическая конференция педагогов «Опытно-экспериментальная работа в системе дополнительного образования: тенденции и перспективы развития», организована секция в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях перехода к профильному обучению», два раза в год проводится семинар для педагогов «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» (совместно с информационно-методическим центром Управления образования администрации города Ставрополя), издано учебно-методическое пособие «Организация научно-исследовательской деятельности школьников» (под редакцией B.C. Игропуло); подготовлено к изданию методическое пособие «Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни детей с опережающим интеллектуальным развитием» (в условиях учреждения дополнительного образования детей) (под редакцией М.Г. Водолажской), разработаны рекомендации для работы с одаренными детьми, рекомендации по введению портфолио Малой академии наук ипортфолиослушателяМАН;рекомендациидляпрофессиональ-ной подготовки педагогов. В период эксперимента выполнено и представлено на краевых научных конференциях школьников более шестидесяти исследований по его теме.

В ходе реализации программы эксперимента на базе Ставропольского Дворца детского творчества создано региональное отделение Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

Сегодня авторы пришли к выводу о необходимости проведения работы по теме «Формирование исследовательской компетентности школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования». Цель эксперимента: разработка технологии формирования исследовательской компетентности школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования. По окончании эксперимента будут разработаны:

• структура исследовательской компетентности школьников разных возрастов;

• формы интеграции основного и дополнительного образования;

• модель социального партнерства общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

• структура научно-методического обеспечения формирования всех компонентов исследовательской компетентности;

188

Исследователь/Researcher * 1-2/2012

Эксперимент в работе с детьми опережающего интеллектуального развития

Игропуло Виталий Стилианович, Голошубова Светлана Владимировна, Тартышева Татьяна Васильевна

• система психологической поддержки формирования исследовательской компетентности школьников (цель, направления, формы поддержки, содержание деятельности на каждом этапе формирования всех компонентов исследовательской компетентности);

• модель внедрения технологии формирования исследовательской компетентности школьников.

Помимо этого практическими результатами работы будут:

• диагностические методики для выявления уровня сформированное™ исследовательской компетентности школьников;

• методические рекомендации учителям-предметникам, психологам, руководителям секций учреждений дополнительного образования по организации исследовательской деятельности;

• программы элективных курсов для школьников;

• программы обучающих семинаров, тренингов для педагогов, психологов, методистов.

С первых дней своего существования Малая академия наук Ставропольского Дворца детского творчества работает в экспериментальном, инновационном режиме. Это не только способствует совершенствованию структуры, содержания, форм и методов работы, но и стимулирует педагогическое творчество, без которого невозможна работа с талантливыми детьми. СШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.