Научная статья на тему 'Развитие исследовательской деятельности школьников в условиях интегрированной образовательной системы'

Развитие исследовательской деятельности школьников в условиях интегрированной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность школьников / взаимодействие образовательных организаций / интегрированная система / research activities of schoolchildren / cooperation of educational institutions / integrated system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло Виталий Стилианович

В статье рассматривается проблема проектирования новых подходов к развитию исследовательской деятельности в условиях интегрированной образовательной среды. Исследуются принципы и комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в развитии исследовательской деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игропуло Виталий Стилианович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of designing new approaches to the development of research activities of schoolchildren in the integrated educational environment is presented. The principles and a set of conditions for the successful implementation of the program of interaction of general, additional and higher education in the development of research activities of schoolchildren are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской деятельности школьников в условиях интегрированной образовательной системы»

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В. С. Игропуло

В статье рассматривается проблема проектирования новых подходов к развитию исследовательской деятельности в условиях интегрированной образовательной среды. Исследуются принципы и комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в развитии исследовательской деятельности школьников.

The problem of designing new approaches to the development of research activities of schoolchildren in the integrated educational environment is presented. The principles and a set of conditions for the successful implementation of the program of interaction of general, additional and higher education in the development of research activities of schoolchildren are considered.

Ключевые слова: исследовательская деятельность школьников;

взаимодействие образовательных организаций; интегрированная система.

Key words: research activities of schoolchildren; cooperation of educational institutions; integrated system.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследовательская деятельность школьников рассматривается как эффективная инновационная модель обогащения содержания образования через развитие деятельностных способностей учащихся. Перед научным и педагогическим сообществом, взявшим на себя ответственность за развитие исследовательской деятельности учащихся, встает целый ряд вопросов о ее ценностно-смысловых, организационно-содержательных и психологических основаниях [3].

Программа взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования в интегрированной образовательной системе по развитию исследовательской деятельности школьников представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления совместной деятельности по обучению, воспитанию, развитию учащихся, основные ожидаемые результаты, критерии их оценки. Цель программы взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования - создание системы непрерывного индивидуальнотворческого развития личности в научно-инновационно-образовательной системе интеграции общего, дополнительного и высшего образования.

Взаимодействия организаций общего, дополнительного и высшего образования по развитию исследовательской деятельности реализованы в работе Малой академии наук и искусств Дворца детского творчества г. Ставрополя. Новизна предлагаемой программы заключается в создании научно-образовательной интегрированной модели, ориентированной на обновленное содержание образования, в основе которого лежит учебноисследовательская деятельность учащихся как инновационная форма орга-

153

низации образовательного процесса. Основным считается не только получение знаний, формирование умений и навыков применять эти знания на практике, а создание у школьника представлений о закономерностях и законах развития, формирования причинно-следственных связей, представлений о возможности поливерсионного решения для множества задач [1].

Исследовательская работа школьников включена в образовательные программы многих образовательных учреждений России. Обычно речь идет о создании учащимися групповых или индивидуальных исследовательских проектов во внеурочное время, доказана эффективность данной технологии для повышения мотивации учащихся к образовательному процессу и развитию творческих способностей детей. Однако опыт работы Малой академии наук и искусств показывает, что для решения поставленных задач оптимальным является включение учащихся в исследовательскую работу не в рамках отдельных курсов, а при соответствующей трансформации организации образовательного процесса, в создании в образовательном учреждении особой развивающей среды, все элементы которой базируются на учебноисследовательской деятельности учащихся. Основная задача Малой академии наук и искусств - создание и апробация уникальной образовательной программы, в которой элементы исследовательской деятельности учащихся выступают как основа интеграции базового и дополнительного образования, учебного и каникулярного времени, образовательного и воспитательного процесса. При создании подобной программы элементы исследовательской деятельности включаются в преподавание всех предметов, реализуются в рамках объединений дополнительного образования, являются основой программ элективных курсов.

Развитие методов обучения в контексте личностно развивающей парадигмы образования движется в направлении преодоления фактологического догматизма, в частности с помощью включения методов научного познания в технологическую составляющую процесса передачи знаний. Заслуживает особого внимания разработка А. О. Карповым методов обучения через науку, имеющих существенные преимущества перед традиционными способами обучения. Карпов особо подчеркивает, что синхронизация обучения не с прошлым, а с будущим социальной природы преодолевает дихотомию учебного знания и инновационного социума и чрезвычайно актуализирует разработку открытой генеративной дидактики и реконструкцию архитектуры учебных сообществ в направлении интегрированных образовательных систем [2, с. 27]. Современная концепция исследовательского образования представляет развитие в новых социокультурных условиях идей В. Гумбольдта и их дальнейшей трактовки Ю. Хабермасом в контексте коммуникативной рациональности. Это не научные исследования и образование, а образование через научные исследования [4, с. 33]. Результат такого образования трактуется как овладение базовыми компетенциями - когнитивными, социальными и эмоциональными, обеспечивающими достижение постоянной востребованности в обществе знаний. Европейский социологический анализ показал высокую степень совпадения компетенций для трудоустройства с компетенциями, которые участвуют в проведении исследовательской деятельности [4, с.16, 29].

154

Анализ накопленного опыта позволяет выделить комплекс условий успешной реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств, Дворца детского творчества г. Ставрополя и вузов по развитию исследовательской деятельности учащихся:

(а) социально-психологические (создание в образовательных организациях дополнительного и высшего образования благоприятной атмосферы для инновационной педагогической деятельности; разработка системы мотивации и стимулирования творческой инициативы, поддержки новых начинаний педагогов, методистов дополнительного образования, профессорскопреподавательского состава вуза);

(б) научно-методические (определение научно обоснованной структуры программы взаимодействия, этапов её разработки, коррекции, контроля; формирование готовности педагогов дополнительного образования и преподавателей вуза к овладению современными технологиями развития исследовательской деятельности учащихся в единстве мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов);

(в) организационно-управленческие (разработка управленческого механизма реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств Дворца детского творчества г. Ставрополя и учреждений профессионального образования; чёткое распределение прав, обязанностей и ответственности социальных партнеров за целенаправленность и результативность программы сотрудничества в области развития исследовательской деятельности учащихся);

(г) нормативно-правовые (подготовка и утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих взаимодействие Малой академии наук и искусств, Дворца детского творчества г. Ставрополя и учреждений высшего образования в области развития исследовательской деятельности учащихся);

(д) финансовые условия (обеспеченность разработки и реализации программы взаимодействия Малой академии наук и искусств МБОУ дОд Дворец детского творчества г. Ставрополя и вузов необходимыми финансовыми средствами, оборудованием и материалами на основе сочетания бюджетных и внебюджетных ассигнований).

Ожидаемые результаты: (а) обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей, свободы выбора уровня и качества образовательно-развивающих и досуговых видов деятельности в соответствии с его индивидуальными ценностными ориентациями; (б) рост личностных и профессиональных достижений обучающихся, педагогов, методистов дополнительного образования, преподавателей вуза; (в) создание атмосферы успеха для каждого учащегося; (г) установление гуманных отношений партнерского сотрудничества между образовательными учреждениями города и региона.

Список литературы

1. Леонтович А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности

учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 2.

2. Карпов А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. -

2011. - № 3.

3. Клушина Н., Игропуло И. «Лицей-университет» - система научного образования //

Высшее образование в России. - 2006. - № 5.

4. Simons M. Education Through Research at European Universities// Journal of Philosophy of

Education. Oxford: Blackwell Publishing, 2006. - Vol. 40. - № 1.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.