Научная статья на тему 'Экранная клип-культура: взгляд в историю'

Экранная клип-культура: взгляд в историю Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1991
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЭКРАННОЕ ИСКУССТВО / SCREEN ART / КЛИП-КУЛЬТУРА / CLIP CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Советкина Эрика Васильевна

Переход общества индустриального к обществу информационному привёл к жёсткой конкуренции массмедиа за внимание массовой аудитории. Информационные каналы вынуждены были трансформировать форму подачи своего материала, предлагая аудитории наиболее упрощенный вариант подачи информации в виде тезисов, отдельных коротких сообщений, фрагментов. Так появилось такое явление, как клип-культура, особое место в которой занимает экранная клип-культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A transition from industrial society to informational one led to a strict competition between mass media, which tried to capture the attention of the audience. Informational channels had to transform the manner of giving their material, offering the audience the most simplified types of information in such ways as outlines, short messages, fragments. In this way has such a phenomenon as clip culture arisen, where screen clip culture has its special position.

Текст научной работы на тему «Экранная клип-культура: взгляд в историю»

^КРАННАЯ КЛИП-КУЛЬТУРА: ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ

Э. В. Советкина

Ульяновский государственный университет

Переход общества индустриального к обществу информационному привёл к жёсткой конкуренции массмедиа за внимание массовой аудитории. Информационные каналы вынуждены были трансформировать форму подачи своего материала, предлагая аудитории наиболее упрощенный вариант подачи информации в виде тезисов, отдельных коротких сообщений, фрагментов. Так появилось такое явление, как клип-культура, особое место в которой занимает экранная клип-культура.

Ключевые слова: СМИ, общество, экранное искусство, клип-культура.

A transition from industrial society to informational one led to a strict competition between mass media, which tried to capture the attention of the audience. Informational channels had to transform the manner of giving their material, offering the audience the most simplified types of information in such ways as outlines, short messages, fragments. In this way has such a phenomenon as clip culture arisen, where screen clip culture has its special position. Key words: mass media, society, screen art, clip culture.

Сегодня мы живем в ситуации, когда изменениями общественно-политической, экономической и культурной жизни людей, и даже их сознанием руководят мощные информационные потоки, которые каждый день предлагают нам различные массме-диа. И несмотря на то, что пресыщение информацией ведет к неспособности концентрировать внимание на чем-то конкретном, адекватно воспринимать полученную информацию, использовать её в дальнейшей деятельности, в эпоху глобальной компьютеризации и интернетизации человек поддается соблазну объять необъятное. В погоне за новой информацией, сенсациями, развлечением современный человек научился вычленять из различных коммуникационных каналов необходимое с помощью фрагментарного, выборочного восприятия, довольствоваться «обрывками» информации, ее кусочками, частями.

В свою очередь СМИ, интернет-порталы

и другие информационные ресурсы трансформировали форму подачи своего материала, предлагая аудитории наиболее упрощенный вариант информации в виде неких тезисов, отдельных коротких сообщений, фрагментов вместо целого. Так, например, «... телевидение резко активизировало свою фрагментарную составляющую. Его передачи программно разнородны и раздроблены» (5, с. 68).

В связи с этим появились такие понятия, как клиповое мышление, клиповое сознание, клиповая культура и т.п. Необходимо отметить, что общепринятого определения этих феноменов пока не существует, хотя изучением этих феноменов занимаются специалисты разных направлений: философы, психологи, педагоги, культурологи, искусствоведы и др. Одни отождествляют клиповую культуру с деятельностью мультимедиа, другие — с конкретными экранными формами — клипами, некоторые ви-

82 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 82-86

И

г

дят в клиповом мышлении особый способ познания мира.

Так или иначе, но самое непосредственное отношение к распространившейся клиповости, несомненно, имеют экранные средства коммуникации с их природной зрелищностью, доступностью для человеческого восприятия и возможностью оперативного распространения на огромную аудиторию. В связи с этим необходимо конкретизировать явления, связанные с тотальной информационной фрагментарностью, присутствующей в нашей действительности и особо сосредоточиться на активном использовании клиповости в «экранной культуре» (2), поскольку она, в силу своей природы, особо подвержена революционным преобразованиям, связанным с научно-техническим прогрессом, перманентно происходящим как во всем современном мире, так и в медиапростран-стве в частности.

Слово клип (clip) в переводе с английского имеет несколько значений: 1) скрепка, зажим, клипса (сущ.); окружать, охватывать, зажимать, сжимать, скреплять (гл.); 2) стрижка, быстрое движение — разг., сильный удар — разг. (сущ.); стричь, обрезать, урезать — разг., сокращать — разг., быстро бежать — разг. (гл.). Этим словом можно назвать, например, вырезку из газеты, кусочек текста, фрагмент фильма.

Считается, что впервые клип-культура как принципиально новое явление было выделено американским писателем и футурологом Элвином Тоффлером на рубеже 70-х — 80-х годов XX века. В книге «Третья волна» он исследовал переход общества от индустриальной стадии к информационной и, в частности, уделил внимание клип-культуре как части общей информационной культуры: «Поскольку все общество движется в сторону разнообразия, привнесенного Третьей волной, новые средства информации отражают и ускоряют этот процесс... На личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей и обстрелива-

^ Теория и история культуры

ют нас разорванными и лишенными смысла "клипами", мгновенными кадрами. По сути дела, мы живем в "клип-культуре"» (4). Появление информационного общества Э. Тоффлер считал следствием развития средств массовой информации, и в первую очередь электронных СМИ с их многомиллионной массовой аудиторией. И если в Советском Союзе в это время деятельность СМИ была ограничена определенной идеологией, то на Западе, в частности в Америке, телекоммуникационные каналы уже вели настоящую борьбу в условиях жесточайшей конкуренции за свою аудиторию, поскольку вся их деятельность, как правило, неразрывно была связана с коммерческой выгодой.

Еще в начале 40-х годов ХХ века в США появились телевизионные станции, взимавшие плату за размещение в эфире рекламных объявлений. Массовый потребитель продукта, создаваемого средствами информации, являлся необходимым условием для привлечения спонсоров и рекламодателей к каналам коммуникации, выступая как предполагаемый потенциальный покупатель рекламируемых товаров и услуг. Но массовая аудитория всегда сложна, поскольку она не однородна. Угодить всем практически невозможно, поэтому приходится ориентироваться не на высокий интеллект, серьезный уровень образования и духовного развития человека, а на нечто усредненное, даже несколько заниженное. При этом рекламодатели непременно требовали, чтобы реклама была не только яркой, зрелищной, запоминающейся, но ещё и емкой, выдавая максимум информации за минимальное количество времени, чтобы зритель не переключил информационный канал, не отвлекся на что-нибудь более интересное и привлекательное. Так появилась новая, но уже привычная для нас форма подачи информации — в виде кратких сообщений, упрощенных, небольших по длительности. Их цели, как правило, просты — коротко сообщать, рекламировать.

Телевизионная реклама навязывалась аудитории искусственно. Рекламные ролики специально размещались в эфире вну-

три фильма, сериала, ток-шоу или другой интересной зрителям программы, поскольку предполагалось, что желание аудитории досмотреть прерванное будет превалировать над желанием выключить телевизор на рекламе. Но чем больше появлялось роликов, тем чаще должны были прерывать основной программный продукт. Режиссеры и продюсеры крупных экранных форм учли это обстоятельство: сериалы и программы начали создаваться с учетом их искусственного разрыва при показе. Таким образом, зависимая от социально-экономических факторов информация начинает целенаправленно подаваться аудитории не целостно, а кусочками, фрагментами.

Информационные каналы постоянно искали новые способы подачи своего материала, чтобы не просто завладеть вниманием потребителя, но и удерживать его как можно дольше в предлагаемом потоке информации. Определенная помощь создателям такого вида экранной продукции пришла от научно-технического прогресса с его новейшими разработками в области кино- и телеиндустрии. Появление цветного телевидения, видеозаписи, аппаратуры с возможностью создания новых визуальных спецэффектов расширило творческий простор при наполнении изобразительного ряда.

«Визуальный коллаж, созданный в особой манере, с непривычно быстрой сменой кадров, где соединялись отдельные фрагменты изображения вместо целого, где главным было не понять, а ощутить эмоционально предложенную с экрана информацию, стал нормой для создания рекламных роликов. Это повлекло за собой появление фрагментарного, клипового стиля монтажа. Кроме того, обрезая лишнее и оставляя так называемое главное, создатели рекламы сокращали общую длительность конкретного экранного произведения, экономя средства рекламодателей, идущие на оплату эфирного времени. Постепенно клиповая подача материала, а проще говоря — нарезка кадров, стала непременным атрибутом рекламных роликов, сама

же форма экрана получила название клип» (3, с. 48).

Но если западный зритель постепенно привыкал к внедрению различных новшеств в экранные произведения в течение нескольких десятилетий — от простых информационно-рекламных сообщений до перенасыщенных кадрами видеороликов, то отечественная массовая аудитория с переходом нашей страны к рыночным отношениям сразу же получила настоящий антикультурный шок от западной экранной продукции, мгновенно захватившей все информационный каналы. Неподготовленному обывателю трудно было смириться с обилием рекламы на телевизионных каналах, но еще сложнее было привыкать к учащенному ритму подачи визуальных сообщений, к нелогичному, фрагментарному построению изобразительного ряда. Неудивительно, что рекламные клипы вызывали у аудитории отрицательные эмоции: они раздражали, отталкивали, разочаровывали, вызывали гнев, негодование, откровенную злобу.

Необходимо также отметить особую роль в активном распространении клип-культуры музыкального видео. Любовь массовой аудитории к музыкальной культуре, несомненно, послужила поводом к появлению новой экранной формы — музыкального видеоклипа. Прообразами таких клипов можно считать и трех-четырех минутные «звуковые картины» начала прошлого века немецкого изобретателя О. Месстера, и голливудские киномюзиклы с роскошными зрелищными шоу, и трансляции музыкальных концертов, созданные специально для телевидения. Однако без развития шоу-бизнеса, без продвижения музыкального материала в массы с помощью визуальной упаковки, без активного распространения телевизионного вещания, наверное, становление музыкального видеоклипа как особой формы экранной продукции было бы затруднительно.

Знаменитые «Битлз» уже в 1960-х годах снимали фильмы со своим участием, для группы «ABBA» с середины 1970-х годов начали создавать специальное «экранное

оформление» песен, а всемирно известная группа «Queen» к началу 1980-х годов уже создавала такие оригинальные и новаторские музыкальные видеоклипы, которые впоследствии стали классикой экранного искусства.

С распространением в социуме плодов научно-технического прогресса в виде бытовых телевизоров, магнитофонов, а позже и компьютеров, появилась заинтересованность в создании и распространении такого рода экранной продукции среди массовой аудитории. Видеоклипы помогали конкурировать музыкальным коллективам, усиливали интерес аудитории к творчеству конкретных групп и исполнителей, являлись стимулом для поиска творческих идей для создания видеоряда.

Когда Э. Тоффлер, исследуя современные информационные потоки и в частности такое явление, как клип-культура, дал негативную оценку, он имел в виду не только конкретные экранные формы — клипы, с их отличительной организацией изобразительного ряда. «Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом "полос" идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации — рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки» (4). Мозаичность, некая кусочкообраз-ность подачи информации присутствовала также и в отдельных текстовых сообщениях, предназначенных большой аудитории, и в подборке материалов целых печатных изданий, и в формировании сетки вещания электронных СМИ.

Все, что, так или иначе, имело связь с массовой аудиторией, неминуемо приходило к упрощению предлагаемого на ее суд материала. История СМИ знает проблемы, имеющие место быть — в связи с так называемой бульварной «желтой» прессой. Такого рода информационная продукция, задолго до экранных СМИ, нащупала подходы к массовой, не обремененной интеллектом аудитории, которую инте-

^ Теория и история культуры

ресовало сиюминутное, «жареное», а зачастую откровенно низменное и пошлое. Примитивная, непритязательная аудитория не хотела анализа серьезных проблем или высокого искусства; в силу своей необразованности и духовной скудности ее больше привлекали примитивные развлечения, анекдоты, незатейливые сообщения о действительности, простота подачи материала. Марина Цветаева писала про таких «читателей газет»:

Что для таких господ Закат или рассвет? Глотатели пустот, Читатели газет! Газет — читай: клевет, Газет — читай: растрат. Что ни столбец — навет, Что ни абзац — отврат...

В начале ХХ века, когда газеты начали печатать краткие сообщения телеграфных агентств, тезисная подача материала, обусловленная техническими особенностями телеграфа, прочно закрепилась в печатных изданиях. Подборка информации для разнообразной массовой аудитории в одном издании уже изначально предполагала необходимость фрагментарности в подачи материала. Говоря современным языком, клип-культура уже в то время себя активно проявляла.

Но все же настоящим своим расцветом клиповая культура обязана экранным средствам коммуникации. Популяризация среди населения сначала кинематографа, а затем и телевидения с возможностью распространения на огромную массовую аудиторию специально созданного зрелищного продукта не могла не эксплуатироваться деятелями экранных СМИ. Засилье экранов малыми формами, подача целостной информации фрагментами, а также агрессивное использование клиповости в изобразительном ряде — все это вызывало к жизни такой феномен, как экранная клиповая культура. Можно констатировать, что в экранной культуре взросла и расцвела экранная клип-культура со своими особенностями, функциональным разнообразием и определенной зависимостью от

социально-экономических факторов.

Но так ли негативна клип-культура с ее малыми формами, в частности экранными, фрагментарной подачей материала аудитории? Зачастую оперативность доставки необходимой информации важнее, чем то, в какой форме она подается. Главное, конечно, ее объективность, актуальность, неискаженный смысл. Кроме того, ограниченность информации не повод не доводить ее до аудитории, если в этом есть срочная необходимость. Все должно быть взвешенно, аргументированно, сбалансировано. В этом случае клиповая подача материала себя оправдывает и дает главное — необходимую социуму информацию.

Но это, разумеется, в идеале. Как показывает практика, большинство информационных каналов, руководствуясь принципами «каждый за себя», не брезгует самыми нелицеприятными способами захвата внимания аудитории — от распространения примитивных «жареных» фактов, низко художественных программ до размещения на своих ресурсах откровенной лжи, сцен насилия и порнографии. «Клиповая культура — это один из вариантов, одна

из разновидностей массовой культуры, в которой слились реклама и примитивные потуги на художественность, где невозможно увидеть признаки какой-либо образности... Мелькания чего-то, похожего на картинки, кадры, музыкальные звуки и примитивная ритмика, пластика, обязательные сексуально-эротические элементы — основной набор средств выразительности клиповой культуры.» (1, с. 13).

К сожалению, в большинстве своем меркантильные интересы, желание получить материальную прибыль превалируют над здравым смыслом. Но если конкретная информация некачественна и пуста, то, наверное, нет столь существенного значения, как она подана — целостно или фрагментарно. Главное то, что такой информацией не нужно пользоваться, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми.

Клиповая культура как особая сфера человеческой деятельности напрямую зависит от тех, кто ею занимается. Пока деятели такой культуры не будут настроены на созидательные процессы в обществе, разрушительная сила фрагментарности будет все больше нарастать.

Примечания

1. Массовая культура: учебное пособие. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004.

2. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. — М.: РОССПЭН, 2010. — 287 с.

3. Советкина, Э. В. Эстетика музыкальных видеоклипов / Э.В. Советкина. — М.: Триада Лтд, 2005.

4. Тоффлер, Э. Третья волна: [пер. с англ.] / Э. Тоффлер. — М.: АСТ МОСКВА, 2010. — 795 с.

5. Экранная культура в XXI веке. — М.: ФГОУ ДПО ИПК работников телевидения и радиовещания, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.