Научная статья на тему 'ЭКОВАС как провайдер миротворческой помощи в Африке'

ЭКОВАС как провайдер миротворческой помощи в Африке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОВАС / миротворчество / вооруженные конфликты / Африка / Западная Африка / Совет Безопасности ООН / ECOWAS / peacekeeping / armed conflicts / Africa / West Africa / UN Security Council

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ютяева Ирина Романовна

В настоящей статье рассматривается опыт миротворческой деятельности Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Прослеживается эволюция объединения на миротворческом направлении – от первых миссий в Либерии и Сьерра-Леоне до операции в Гамбии. Анализируются достоинства и недостатки учрежденного в 1999 г. механизма обеспечения безопасности, принципы миротворческой деятельности организации и опыт осуществления операций. Дается комплексная оценка ЭКОВАС как провайдера миротворческой помощи в Африке с учетом сохраняющихся проблемных точек и объективных достижений в конфликтном урегулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOWAS as a Provider of Peacekeeping Assistance in Africa

This article examines the peacekeeping experience of the Economic Community of West African Countries (ECOWAS). It traces the entire evolution of the union in peacekeeping – from the first missions in Liberia and Sierra Leone to the operation in the Gambia. The advantages and disadvantages of the ECOWAS security mechanism, established in 1999, the principles of its peacekeeping activities and the experience of carrying out operations are analyzed. A comprehensive assessment of ECOWAS as a provider of peacekeeping assistance in Africa is given, taking into account the remaining problem areas and objective achievements of the organization in the conflict settlement.

Текст научной работы на тему «ЭКОВАС как провайдер миротворческой помощи в Африке»

ЭКОВАС КАК ПРОВАЙДЕР МИРОТВОРЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АФРИКЕ

О 2022 И.Р. Ютяева

ЮТЯЕВА Ирина Романовна, соискатель, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119454, Москва, просп. Вернадского, 76; e-mail: iutiaevairina@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье рассматривается опыт миротворческой деятельности Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС). Прослеживается эволюция объединения на миротворческом направлении - от первых миссий в Либерии и Сьерра-Леоне до операции в Гамбии. Анализируются достоинства и недостатки учрежденного в 1999 г. механизма обеспечения безопасности, принципы миротворческого деятельности организации и опыт осуществления операцгш. Дается комплексная оценка ЭКОВАС как npoeatidepa миротворческой помощи в Африке с учетом сохраняющихся проблемных точек и объективных достижений в конфликтном урегулировании.

Ключевые слова: ЭКОВАС\ миротворчество, вооруженные конфликты, Африка, Западная Африка, Совет Безопасности ООН

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-49-59

ЭКОВАС, основанный в 1975 г. 16 странами Западной Африки1 с целью продвижения региональной интеграции, давно перестал быть исключительно экономическим объединением и сегодня располагает одним из самых эффективных механизмов обеспечения безопасности в Африке. Вместе с тем миротворческую деятельность этой организации часто подвергают критике из-за проблем с логистикой и финансированием, нередко видят в ней инструмент продвижения интересов отдельных стран региона. В этой связи представляется важным рассмотреть процесс эволюции механизма обеспечения безопасности государств-членов ЭКОВАС, выявить его сильные стороны и определить, что препятствует повышению эффективности его деятельности.

Правовые основы миротворческой деятельности ЭКОВАС

Первым нормативным актом ЭКОВАС в сфере обеспечения безопасности стал протокол о ненападении (1978 г.), признавший наличие мира и взаимопонимания между государствами-членами необходимым условием достижения целей организации. Подписанный позднее протокол о взаимопомощи в обороне (1981 г.) касался преимущественно защиты от внешних по отношению к Сообществу угроз, но вместе с тем допускал коллективное вмешательство во внутригосударственный конфликт, «организованный и активно поддерживаемый из-за рубежа» (статья 4) [1, с. 37].

В начале 1990-х гг. стало очевидно, что ключевым фактором нестабильности в регионе в обозримом будущем будет не меж-, а внутригосударственная конфликтность. В частности, начавшаяся в 1989 г. в Либерии гражданская война в считанные месяцы

1 Лагосское соглашение, легшее в основу ЭКОВАС, 28 мая 1975 г. подписали Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. В 2000 г. состав ЭКОВАС покинула Мавритания.

обернулась существенной угрозой для всех соседних стран из-за хлынувшего через их границы потока беженцев.

Стремительное ухудшение ситуации в субрегионе и отсутствие интереса к ней со стороны внешних сил обусловили выбор в пользу коллективного вмешательства в либерийский конфликт на основании статьи 4 протокола 1981 г. Отсылка к этому документу, впрочем, не представляется достаточно убедительной в контексте ситуации в Либерии. Согласно статье 16 того же протокола глава государства, охваченного конфликтом, должен был запросить поддержку собственно у ЭКОВАС, в то время как президент Либерии С. Доу обратился за помощью лично к лидеру Нигерии И. Бабангиде.

Группа военных наблюдателей (ЭКОМОГ), развернутая в Либерии решением Постоянного посреднического комитета (ППК) ЭКОВАС, приступила к операции без предварительной санкции Совета Безопасности (СБ) ООН. Впоследствии, однако, эта миссия была высоко оценена в выступлении Председателя СБ и упомянута в преамбуле к резолюции 866 [3, т. 27, с. 360]. Так был создан прецедент, определивший характерную особенность организации как провайдера миротворческой помощи - склонность решать региональные проблемы, не дожидаясь реакции международного сообщества.

Первый опыт миротворчества: ЭКОМОГ

На момент развертывания ЭКОМОГ (август 1990 г.) силы повстанческого Национально-патриотического фронта (НПФ) во главе с Ч. Тейлором уже взяли под контроль основную часть территории страны, включая Монровию, и таким образом находились лишь в шаге от полного захвата власти. Решение о направлении в Либерию военных наблюдателей было принято Постоянным посредническим комитетом (ППК) ЭКОВАС, который был учрежден четырьмя месяцами ранее в составе представителей пяти стран организации - Нигерии, Гамбии, Ганы, Мали и Того. Примечательно, что военные наблюдатели были развернуты без официального одобрения Руководящего органа ЭКОВАС и вопреки желанию Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуара, которые оказывали поддержку Ч. Тейлору.

Численность ЭКОМОГ первоначально составляла 3,5 тыс. человек, но уже к 1993 г. достигла 11,3 тыс. Изложенный в решении ППК мандат предусматривал осуществление военных операций в целях наблюдения за прекращением огня, восстановления правопорядка и создания необходимых условий для проведения в Либерии свободных и справедливых выборов. Вопреки обычной миротворческой практике мандат миссии был, по сути, бессрочным: в решении ППК оговаривалось, что в случае необходимости военные наблюдатели могут оставаться в Либерии вплоть до момента успешного проведения выборов. Существенная проблема заключалась в том, что реальная договоренность о прекращении огня на момент развертывания ЭКОМОГ отсутствовала и руководство НПФ своего согласия на допуск в зону конфликта миротворцев не давало. Повстанцы воспринимали миссию как операцию в поддержку действующего либерийского правительства, что не способствовало созданию атмосферы доверия между участниками конфликта.

Существенной помехой при реализации ЭКОМОГ явился недостаток финансирования: специально созданный ППК чрезвычайный фонд так и не достиг намеченной цели в $50 млн. Кроме того, из всех государств-участников миссии (Нигерия, Гамбия, Сьерра-Леоне, Гана, Гвинея, позднее также Уганда и Танзания) только первая обладала адекватными логистическими возможностями и, в частности, была вынуждена практически полностью обеспечивать ЭКОМОГ транспортными средствами. Среди других проблем, с которыми столкнулось руководство ЭКОВАС - недостаточная подготовка, плохое снабжение и низкий уровень дисциплины национальных контингентов, а также отсутствие эффективной координации их действий. Вопрос о состоятельности миссии

встал особенно остро после того, как в сентябре 1990 г. С. Доу был похищен одной из повстанческих группировок прямо из штаб-квартиры ЭКОМОГ в Монровии.

В июле 1993 г. при посредничестве ЭКОВАС в бенинском Котону было подписано мирное соглашение, соблюдение которого должны были обеспечить наряду с силами ЭКОМОГ военные наблюдатели ООН (всего 368 чел.). Эта операция (МНООНЛ, иЫОМ1Ь) стала первой миротворческой миссией ООН, выполненной в кооперации с другой уже развернутой миротворческой миссией. Первый опыт взаимодействия на таком уровне, однако, не оправдал ожиданий: отсутствие в соглашении Котону четкого распределения обязанностей между миссиями препятствовало их эффективному взаимодействию. Малочисленная миссия ООН зависела от ЭКОМОГ логистически и не проявляла серьезной инициативы, в связи с чем эксперты в основном говорят о второстепенной роли МНООНЛ в урегулировании конфликта [4, т. 57, с. 20].

Из-за неоднократного возобновления боевых действий провести выборы удалось только в июле 1997 г. Уставшее от конфликта население проголосовало за Ч. Тейлора, в результате чего ослабленные силы ЭКОМОГ были вынуждены уступить контроль над территорией страны вчерашним повстанцам. «Если бы нам позволили одержать победу на поле боя, мы бы окончили войну в шесть месяцев», - сетовал вновь избранный либерийский президент [5, т. 4, с. 11], намекая на то, что участие ЭКОМОГ лишь способствовало затягиванию конфликта. Вместе с тем очевидно, что без вмешательства региональных сил первая гражданская война в Либерии скорее завершилась бы военным переворотом, который, в силу своей нелегитимности, вполне мог дать повод для новых столкновений. Это обстоятельство не позволяет сделать однозначных выводов о том, насколько оправданным было вмешательство ЭКОВАС в конфликт с точки зрения минимизации человеческих жертв.

Приходится в то же время признать, что силы ЭКОМОГ не справились с ключевой стратегической задачей - не смогли предотвратить распространение конфликта за пределы Либерии. Заблаговременное размещение военных наблюдателей в соседней Сьерра-Леоне не принесло результатов: в 1991 г. отряды НПФ вторглись в эту страну, где стали действовать заодно с местным Объединенным революционным фронтом (ОРФ). В 1996 г. повстанцам удалось добиться отстранения сьерралеонского президента А. Каб-бы от власти, что вызвало серьезную обеспокоенность нигерийского руководства. С подачи Нигерии в 1997 г. Руководящий орган ЭКОВАС включил в перечень полномочий ЭКОМОГ наблюдение за прекращением огня и обеспечение мира в Сьерра-Леоне, при этом численность контингента миссии в стране была расширена до 1,6 тыс. человек. Как и в случае с Либерией, эта миссия впоследствии получила одобрение СБ ООН.

Благодаря действиям ЭКОМОГ А. Кабба смог вернуться в Сьерра-Леоне и достичь мирного соглашения с повстанцами, однако полностью стабилизировать обстановку в стране региональными силами не удалось. В июле 1998 г. СБ ООН учредил Миссию наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ, ТЖОМБГЬ), схожую по своему мандату с МНООНЛ, только еще более малочисленную (всего 70 человек). После подписания в июле 1999 г. в Ломе соглашения о мире было принято решение об учреждении более крупной Миссии ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ, ТЖАМЗГЬ), под эгиду которой перешли военные наблюдатели МНООНСЛ. Теперь «голубые береты» не объединили усилия с отрядами ЭКОМОГ, а пришли им на смену. Операция ЭКОВАС в Сьерра-Леоне вновь акцентировала слабые стороны региональных миротворческих сил, в особенности - проблему логистики.

Порядка 80% контингента и 90% финансирования ЭКОМОГ в Либерии и Сьерра-Леоне были обеспечены Нигерией. Это обстоятельство вызывало у многих (в особенности франкофонных) государств-членов ЭКОВАС опасения, связанные с предполагаемым стремлением страны к гегемонии в субрегионе [6, т. 8, с. 28]. В случае с Либерией подоз-

ревать нигерийское руководство в использовании ЭКОМОГ в своих национальных интересах вынуждал, в частности, факт наличия между нигерийским президентом И. Бабан-гидой и С. Доу теплых дружеских отношений. Несмотря на попытки Нигерии создать хоть какую-то видимость соблюдения баланса интересов (например, ввести своих партнеров по миссии в структуры командования или поощрить их льготными поставками нефти [7, т. 21, с. 153]), раздражение в связи с ее фактическим доминированием создавало внутри ЭКОВАС заметные трения и тем самым препятствовало успеху операции.

Пока основные силы ЭКОМОГ были задействованы в урегулировании конфликтов в Либерии и Сьерра-Леоне, на карте Западной Африки появилась еще одна горячая точка: в июне 1998 г. в Гвинее-Бисау вспыхнул мятеж под предводительством начальника генштаба вооруженных сил А. Мане. На стороне повстанцев выступили сепаратисты из сенегальской провинции Казаманс, что вызвало понятную обеспокоенность руководства Сенегала. Выполняя свои обязательства по двусторонним договорам о взаимной обороне, Сенегал и Гвинея направили в поддержку президента Ж.Б. Виейры соответственно 1 300 и 400 своих военных. В ноябре 1998 г. в Абудже было подписано мирное соглашение, предусматривающее создание правительства национального единства, проведение к концу марта 1999 г. выборов и вывод из Гвинеи-Бисау всех иностранных войск при одновременном развертывании сил ЭКОМОГ.

По характеру эту операцию ЭКОВАС можно назвать классической миротворческой миссией, развернутой с согласия обеих враждующих сторон. Она оказалась менее масштабной, чем предыдущие: всего 712 военных наблюдателей из Бенина, Мали, Нигера, Того и Гамбии. Нигерия на сей раз отказалась от участия, так как ее основные ресурсы уже были задействованы в разрешении конфликтов в Либерии и Сьерра-Леоне. Предполагалось, что силы ЭКОМОГ будут развернуты на границе между Гвинеей-Бисау и Сенегалом в целях разделения враждующих сторон, однако в реальности имеющегося контингента для выполнения этой задачи явно не хватало, в то время как вопрос об усилении численного состава миссии вызвал разногласия в руководстве страны пребывания. Как следствие, военные наблюдатели были вынуждены сосредоточить основные усилия на другой части мандата, касающейся обеспечения свободного доступа гуманитарной помощи к гражданскому населению.

В мае 1999 г. смещение Ж.Б. Виейры с президентского поста военными фактически положило конец мирному процессу. Силы ЭКОМОГ не вмешались в происходящее и вскоре были выведены из страны. Таким образом в Гвинее-Бисау отчасти повторился сценарий Либерии: усилия стран ЭКОВАС не смогли воспрепятствовать смене власти, причем в данном случае - насильственным путем. В то же время, по оценкам экспертов, присутствие сил ЭКОМОГ позволило удержать конфликт в несколько меньших масштабах, нежели в Либерии и Сьерра-Леоне [8, т. 7, с. 34].

Несмотря на финансовую и логистическую поддержку со стороны Франции и Португалии, проблемы со снабжением и подготовкой сил ЭКОМОГ были налицо, а процесс их развертывания оказался затянут. Как и предыдущие миссии ЭКОВАС, операция в Гвинее-Бисау показала, насколько важен фактор участия в миротворческих усилиях инициативного лидера (в данном случае Нигерии). Кроме того, она выявила необходимость более активного привлечения ресурсов со стороны других участников международного сообщества.

Механизм обеспечения безопасности

Опыт урегулирования конфликтов в Либерии и Сьерра-Леоне заставил руководство стран-членов ЭКОВАС задуматься о формировании в рамках организации собственного механизма предотвращения и урегулирования конфликтов. Правовая основа для это-

го была заложена еще в 1993 г., когда в Устав ЭКОВАС были внесены поправки, обязывающие государства-члены сотрудничать с руководством организации в целях учреждения и укрепления механизмов предотвращения и разрешения меж- и внутригосударственных конфликтов.

Основы архитектуры безопасности были закреплены в протоколе ЭКОВАС в 1999 г. Наряду с Руководящим органом глав государств и правительств (высший директивный орган ЭКОВАС), элементами этой архитектуры стали Совет по вопросам посредничества и безопасности (СВПБ) и Исполнительный секретариат (ныне - Комиссия ЭКОВАС). Решения по вопросам урегулирования конфликтов (в т.ч. о развертывании миротворческих миссий) принимаются в СВПБ большинством в две трети голосов, а в особых случаях выносятся также на заседание Руководящего органа [9, т. 10, с. 214]. Что же касается Комиссии ЭКОВАС, то ее роль в урегулировании конфликтов в основном сводится к праву председателя выступать с соответствующими инициативами в этой сфере.

Помимо упомянутых наднациональных структур протокол 1999 г. учредил также ряд вспомогательных органов - Комиссию по вопросам обороны и безопасности (ныне - Комитет начальников штабов обороны), Совет старейшин (ныне - Совет мудрецов), Резервные силы ЭКОВАС и Систему раннего оповещения, анализирующую информацию о проявлениях конфликтности в странах субрегиона. Такая сложная организация механизма обеспечения безопасности ЭКОВАС послужила в дальнейшем образцом при формировании архитектуры безопасности Организации африканского единства/Африканского союза (АС) и других региональных организаций.

В 2002 г. был подписан Протокол об учреждении Совета мира и безопасности АС, предусматривающий создание Африканских сил постоянной готовности (АСПГ) - регулярного миротворческого механизма, позволяющего привлекать национальные контингента государств-членов к участию в операциях по поддержанию мира. Поскольку формировать АСПГ предполагалось на региональной основе, в 2004 г. решением Комиссии по вопросам обороны и безопасности силы ЭКОМОГ были преобразованы в Силы постоянной готовности ЭКОВАС (СПГЭ), которые могут быть развернуты в рамках миссии как ЭКОВАС, так и АС.

Важным достижением организации можно назвать ее относительную финансовую самостоятельность. Обязательный в большинстве стран-членов сбор в размере 0,5% от импорта из третьих стран позволяет финансировать, по разным данным, от 70 до 90% бюджета ЭКОВАС - значительно больше, чем могут позволить себе АС и другие региональные организации. В 2018 г. проект бюджета ЭКОВАС составлял 284,9 млн расчетных единиц Западной Африки [10], или около $320 млн - примерно половина предполагаемого бюджета АС за тот же год [11].

В 2003 г. в организации был также создан собственный Фонд мира, пополняемый за счет налоговых сборов ЭКОВАС и добровольных пожертвований государств-членов и внешних доноров (ЕС, АС, Африканского банка развития, Японии, Китая, Греции). Согласно информации на официальном сайте Фонда, его средства предназначены для решения гуманитарных задач, постконфликтного миростроительства и финансирования операций ЭКОВАС по поддержанию мира. Тем не менее, в реальности финансирование миротворческих усилий ЭКОВАС до сих пор осуществлялось в основном без привлечения средств Фонда мира - за счет добровольных взносов государств-участников миссий и третьих стран [12, с. 3].

Тестирование механизма

Первой миротворческой операцией, в которой был задействован новый механизм безопасности, стала сравнительно малочисленная (1,4 тыс. человек) Миссия ЭКОВАС в

Кот-д'Ивуаре (МИЭККИ, ЕСОМ1СГ). В сентябре 2002 г. здесь вспыхнуло восстание недовольных правительством президента Л. Гбагбо военных, в результате чего все северные районы страны оказались под контролем мятежников. 17 октября 2002 г. было достигнуто соглашение о прекращении огня, соблюдение которого были призваны обеспечить сначала французские миротворцы, затем силы ЭКОВАС (в действительности французы задержались в стране более чем на десятилетие).

Решение о развертывании сил по поддержанию мира было принято руководством ЭКОВАС в ходе встречи на высшем уровне в Аккре 29 сентября 2002 г. и в дальнейшем одобрено СБ ООН в резолюции 1464 от 4 февраля 2003 г. Поставленные перед миротворцами задачи включали контроль за прекращением огня, обеспечение вывода сил повстанцев из контролируемых ими районов и разоружение повстанческих групп.

Несмотря на то, что осенью 2002 г. механизм безопасности государств-членов ЭКОВАС еще был на стадии формирования, по оценкам экспертов, его элементы сработали слаженно, благодаря чему решение о развертывании миссии было принято достаточно оперативно [13, с. 156]. Основную часть контингентов предоставили франко-фонные страны (Того, Бенин, Нигер и Сенегал), а также Гана. Нигерия на сей раз не стала направлять свой контингент и предоставила гораздо меньшее финансирование. Ввиду отсутствия сильного спонсора среди стран субрегиона руководство ЭКОВАС активно работало над привлечением ресурсов международного сообщества - Франции, США, Великобритании, Нидерландов и ряда других европейских стран. Этих средств, однако, оказалось недостаточно для эффективного осуществления мандата.

Ввиду полного истощения ресурсов МИЭККИ стороны конфликта были вынуждены прибегнуть к миротворческой помощи ООН. В мае 2003 г. была развернута Миссия ООН в Кот-д'Ивуаре (МООНКИ, МШ17СГ), основная задача которой заключалась в поддержании контакта с миротворцами Франции и ЭКОВАС, а также национальными вооруженными силами. В феврале 2004 г. была учреждена Операция Объединенных Наций в Кот-д'Ивуаре (ООНКИ, (1М()(7), под эгидой которой силы МИЭККИ и МООНКИ объединились для выполнения широкого круга задач, касающихся соблюдения режима прекращения огня и содействия осуществлению программы разоружения. Так окончательно закрепилась схема сотрудничества ООН с ЭКОВАС, предполагающая последующее вхождение миротворцев организации в состав миссии ООН.

Следующим испытанием для нового механизма безопасности стало возобновление гражданской войны в Либерии. К 2003 г. повстанцы заняли основную часть Либерии, подобравшись совсем близко к столице. Президент Ч. Тейлор, критикуемый международным сообществом за поддержку боевиков в Сьерра-Леоне, был вынужден согласиться уйти в отставку в обмен на политическое убежище в Нигерии. В августе 2003 г. СБ ООН принял резолюцию 1497, предусматривающую создание в Либерии многонациональных сил. Задачи, поставленные перед ними, включали оказание поддержки осуществлению соглашения о прекращении огня от 17 июня 2003 г., поддержание безопасности на время формирования преемственных органов власти и подготовку почвы для последующего введения сил ООН по стабилизации.

Учрежденная в соответствии с резолюцией Миссия ЭКОВАС в Либерии (ЭКОМИЛ, ЕСОМГЬ) включала 3,5 тыс. миротворцев из восьми государств-членов организации -Нигерии, Ганы, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Мали, Сенегала, Того и Бенина. В отличие от предыдущих миссий ЭКОВАС, состав участников в этот раз был самый широкий и разнородный по лингвистическому признаку. Тот факт, что решение о развертывании миссии было принято оперативно и без возражений (в том числе, со стороны прежних противников ЭКОМОГ - Кот-д'Ивуара и Буркина-Фасо), по мнению экспертов, было обусловлено повышением уровня взаимопонимания между государствами-членами ЭКОВАС, отчасти произошедшим в результате согласования протокола 1999 г. [14, 5].

Следующей страной, где оказался востребован миротворческий потенциал ЭКОВАС, вновь стала Гвинея-Бисау, где в 2012 г. военные арестовали бывшего премьер-министра, кандидата в президенты от правящей партии Г. Жуниора. Недовольство представителей хунты вызвало присутствие в стране Ангольской миссии по оказанию военно-технической помощи, приглашенной для содействия проведению реформы в области обороны.

Лидеры стран ЭКОВАС на чрезвычайном совещании осудили военный переворот и поручили Комиссии развернуть в стране Резервные силы ЭКОВАС для обеспечения мирного вывода Ангольской миссии. Члены военной хунты, оказавшись перед угрозой целевых санкций и преследования Международным уголовным судом, были вынуждены согласиться с решением региональной организации. Их согласие на проведение операции было зафиксировано в специальном меморандуме и соглашении о статусе миссии.

Миссия ЭКОВАС в Гвинее-Биссау (ЭКОМИБ, ЕСОМ1В) была развернута в мае 2012 г. Изначально ее мандат включал в себя обеспечение безопасности в стране в период формирования нового правительства, обеспечение безопасности участников избирательного процесса, охрану гуманитарных коридоров и др. Когда весной 2014 г. выборы наконец состоялись, Руководящий орган глав государств и правительств ЭКОВАС постановил продлить мандат миссии, переориентировав его на поддержку усилий правительства по укреплению своей власти и содействие реформированию органов безопасности. Вывод миротворцев из страны начался в августе 2020 г. с расчетом завершить этот процесс к декабрю - одновременно с закрытием упомянутого Отделения ООН.

Контингент ЭКОМИБ был предоставлен Сенегалом, Нигерией, Того и Буркина-Фасо. Его численность изначально достигала 800 человек, включая полицейских, но в дальнейшем была снижена до 500. Основную часть миротворцев направил Сенегал, что, как и в случае с Нигерией, вызывало у многих сомнения в непредвзятости миссии [15].

В официальной документации ООН и ЭКОВАС результаты ЭКОМИБ оцениваются положительно. Так, еще в декабре 2018 г. высокую оценку «сдерживающей роли» миссии дал в своем специальном докладе Генеральный секретарь ООН А. Гутерреш, подчеркнув, что с момента развертывания ЭКОМИБ в стране не было случаев политических убийств или серьезных проявлений насилия [16]. В сентябре 2020 г. было объявлено о выводе миротворцев ввиду улучшения функционирования парламента и правительства. В январе следующего года Руководящий орган глав государств и правительств ЭКОВАС заявил об успешном выполнении ЭКОМИБ своего мандата, отметив, что «несмотря на оперативные и финансовые вызовы» [17] миссия сыграла решающую роль в стабилизации обстановки в стране. Под «вызовами» имеется в виду нехватка средств на обеспечение контингента, из-за которой в 2015-2020 гг. существенную финансовую поддержку миссии оказывал Евросоюз.

В целом, истощение финансовых возможностей ЭКОВАС в первой половине 2010-х гг. сказалось не только на реализации ЭКОМИБ, но и на урегулировании кризиса в Мали, возникшего в 2012 г. в результате очередного восстания туарегов и осуществленного на этом фоне военного переворота. Планам ЭКОВАС развернуть в стране собственную миротворческую операцию (МИСЕМА, М1СЕМА) помешали финансовые и логистические трудности, из-за которых западноафриканскую инициативу пришлось трансформировать в континентальную. В итоге миротворцы ЭКОВАС составили костяк Международной миссии под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА, АПЯМА), которая изначально имела мандат ЭКОВАС, однако вскоре перешла под эгиду АС. Лишь в таком качестве и только после согласования мандата с СБ ООН инициатива смогла получить ооновское финансирование.

В числе недавних сюжетов в истории миротворчества западноафриканских стран необходимо отметить Миссию ЭКОВАС в Гамбии (ЭКОМИГ, ЕСОМЮ). Она была раз-

вер нута в январе 2017 г. на фоне отказа Я. Джамме, правившего страной с 1996 г., признать победу А. Бэрроу на президентских выборах 2016 г. 14 января, за четыре дня до назначенной инаугурации А. Бэрроу, на встрече начальников штабов обороны ЭКОВАС был согласован мандат операции. В качестве основных задач были названы обеспечение безопасности А. Бэрроу, других политических лидеров и населения, поддержка результатов президентских выборов и приведение 19 января 2017 г. избранного президента к присяге.

18 января Сенегал, Нигерия, Гана, Мали и Того начали стягивать свои контингенты общей численностью 7 тыс. человек к сенегало-гамбийской границе, а также установили морскую блокаду Гамбии. В день инаугурации СБ ООН принял резолюцию 2337, которая одобрила решения ЭКОВАС и АС признать А. Барроу в качестве президента. В создавшейся ситуации Я. Джамме признал поражение и согласился передать власть мирным путем.

Новый мандат миссии в дополнение к обеспечению безопасности включал в себя содействие установлению доверия между новыми властями и гамбийскими силами обороны и безопасности. В результате многочисленных продлений ЭКОМИГ задержалась в стране на несколько лет к неудовольствию оппозиции, считающей, что А. Барроу использует военный потенциал ЭКОВАС для укрепления своего режима. После истечения 1 января

2022 г. мандата ЭКОМИГ планируется преобразовать ее в полицейскую миссию2.

* * *

Таким образом, на миротворческом направлении ЭКОВАС сумел пройти путь от аморфного «клуба по интересам» до влиятельного провайдера миротворческой помощи с разветвленной внутренней структурой и отлаженным механизмом принятия решений. Во многом именно благодаря этой институциализации удалось обеспечить выполнение сверхзадачи, с которой первые миссии не справлялись, - купировать конфликты в границах тех стран, где они возникли.

Вместе с тем, механизм обеспечения безопасности государств-членов ЭКОВАС еще далек от совершенства. В частности, серьезной проблемой остается финансовое и логистическое обеспечение миссий. Несмотря на относительную финансовую самостоятельность организации явно не всегда хватает собственных средств для реализации намеченных целей, что отчетливо проявилось в ходе урегулирования кризиса в Мали. Кроме того, бюджет большинства миссий ЭКОВАС обеспечивает обычно либо одна заинтересованная страна, либо узкая коалиция таких стран, что неизбежно ставит вопрос о непредвзятости миротворческих усилий организации и негативно влияет на их эффективность.

В целом, можно признать, что несмотря на вышеперечисленные недостатки ЭКОВАС является достаточно сильным и независимым актором в сфере конфликтного урегулирования в Африке. Представляется, что более тщательное планирование операций, особенно в части обеспечения стабильного финансирования, способствовало бы дальнейшему укреплению авторитета организации на континенте и обеспечило бы ей доверие и поддержку ООН и других региональных сил.

Источники

1. ECOWAS Protocol Relating to Mutual Assistance on Defence, 29 May 1981. Cooperating for Peace in West Africa. An Agenda for the 21st Century. UNIDIR/2001/9. https://unidir.org/sites/default/

2 Примечание для редакции: подтверждение завершения мандата можно найти здесь: ЬйрвУ/весиг^ councilreport.org/monthly-forecast/2022-01/west-africa-and-the-sahel-7.php

files/publication/pdfs/cooperating-for-peace-in-west-africa-an-agenda-for-the-2 lst-century-en-7.pdf (дата обращения 25.10.2021)

2. Okoli A., Atelhe G., Alphonsus Т. Liberia: Civil War and the Complications SALWs Proliferation. Conflict Studies Quarterly. 2019, ч. 29, с. 43-61. DOI: 10.24193/csq.29.4.

3. Arthur P. ECOWAS and Regional Peacekeeping Integration in West Africa: Lessons for the Future. Africa Today. 2010, т. 57, ч. 2, с. 2-24. DOI: 10.2979/africatoday.57.2.2.

4. De Wet E. The Evolving Role of ECOWAS and the SADC in Peace Operations: A Challenge to the Primacy of the United Nations Security Council in Matters of Peace and Security? Leiden Journal of International Law. 2014, т. 27, с. 353-369. DOI: 10.1017/S0922156513000599.

5. Tuck C. "Every Car Or Moving Object Gone" The ECOMOG Intervention in Liberia. African Studies Quarterly. 2000, т. 4, ч. 1, с. 1-16. ISSN: 2152-2448.

6. Adeboye F. The Liberian Conflict and the ECOMOG Operation: A Review of Nigeria's Key Contributions. Global Journal of Political Science and Administration. 2020, т. 8, № 3, с. 14-31. ISSN: 2054-6335.

7. Howe H. Lessons of Liberia: ECOMOG and Regional Peacekeeping. International Security. 1996-1997, т. 21, №3, c. 145-176. DOI: 10.1162/isec.21.3.145.

8. Atuobi S. ECOWAS and Mediation in West Africa: Toward an Enhanced Capacity. Harvard A frica Policy Journal. 2010-2011, т. 7. https://mediationsupportnetwork.net/wp-content/uploads/2014/ 03/ECOWAS-and-mediation-in-West-Africa.pdf (дата обращения 26.10.2021)

9. Abass A. The Implementation of ECOWAS' New Protocol and Security Council Resolution 1270 in Sierra Leone: New Developments in Regional Intervention. University of Miami International and Comparative Law Review. 2001, т. 10, ч. 2, с. 177-216. https://repository.law.miami.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=l 143&context=umiclr (дата обращения 26.10.2021)

10. ECOWAS Parliament adopts 2018 community budget. Vanguard. https://www.vanguardngr. com/2017/1 l/ecowas-parliament-adopts-2018-community-budget/ (дата обращения 26.10.2021)

11. Financial reforms at the African Union lead to massive cuts of the Union's Budget. African Union. https://au.int/en/pressreleases/20180706/financial-reforms-african-union-lead-massive-cuts-unions-budget (дата обращения 26.10.2021)

12. Jaye Т., Garuba D., Amadi S. ECOWAS and the Dynamics of Conflict and Peace-building. Council for the Development of Social Science Research in Africa. 2011. DOI: 10.2307/j.ctvk8w0dp.

13. Tardy T. Funding peace operations: Better value for EU money. European Union Institute for Security Studies. 2013, 4 c. https://www.jstor.org/stable/pdf/resrep06837.pdf?refreqid=excelsior %3A3435ffbd818ace2f94b76ab0a943f3c6 (дата обращения 26.10.2021)

14. Aboagye F., Bah A. Liberia at a Crossroads: A preliminary look at the United Nations Mission in Liberia (UNMIL) and the protection of civilians. Institute for Security Studies. 2004. https://media.africaportal.org/documents/PAPER95.pdf (дата обращения 26.10.2021)

15. ECOWAS Mission in Guinee-Bissau. Global Security, https://www.globalsecurity.org/ military/world/int/ecomib.htm (дата обращения 26.10.2021)

16. Стратегическая оценка Объединенного отделения ООН по миростроительству в Гвинее-Бисау. 6 декабря 2018 г. S/2018/1086. https://undocs.Org/ru/S/2018/1086 (дата обращения 26.10.2021)

17. Final Communique of the Fifty-Eighth Ordinary Session of the Authority of Heads of State and Government of ECOWAS. 23 January 2021. https://unowas.unmissions.org/sites/default/ files/communique_final_58th_ahsg_vf_0.pdf (дата обращения 26.10.2021)

ECOWAS AS A PROVIDER OF PEACEKEEPING ASSISTANCE IN AFRICA

© 2022 Irina Iutiaeva

IUTIAEVA Irina R., MSc (International Relations), MGIMO University, 76, av. Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454; e-mail: iutiaevairina@gmail.com

Abstract. This article examines the peacekeeping experience of the Economic Community of West African Countries (ECOWAS). It traces the entire evolution of the union in peacekeeping - from the first missions in Liberia and Sierra Leone to the operation in the Gambia. The advantages and disadvantages of the ECOWAS security mechanism, established in 1999, the principles of its peacekeeping activities and the experience of carrying out operations are analyzed. A comprehensive assessment of ECOWAS as a provider of peacekeeping assistance in Africa is given, taking into account the remaining problem areas and objective achievements of the organization in the conflict settlement.

Keywords: ECOWAS, peacekeeping, armed conflicts, Africa, West Africa, UN Security Council

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-58-1-49-59

References

Abass A. The Implementation of ECOWAS' New Protocol and Security Council Resolution 1270 in Sierra Leone: New Developments in Regional Intervention. University of Miami International and Comparative Law Review https://repository.law.miami.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=l 143& context=umiclr (accessed 26.10.2021)

Aboagye F., Bah A. Liberia at a Crossroads: A preliminary look at the United Nations Mission in Liberia (UNMLL) and the protection of civilians. Institute for Security Studies. 2004. https://media.africaportal.org/documents/PAPER95.pdf (accessed 26.10.2021)

Adeboye F. The Liberian Conflict and the ECOMOG Operation: A Review of Nigeria's Key Contributions. Global Journal of Political Science and Administration. 2020. Vol. 8, № 3, pp. 14-31. ISSN: 2054-6335.

Arthur P. ECOWAS and Regional Peacekeeping Integration in West Africa: Lessons for the Future. Africa Today. 2010, vol. 57, issue 2, pp. 2-24. DOI: 10.2979/africatoday.57.2.2.

Atuobi S. ECOWAS and Mediation in West Africa: Toward an Enhanced Capacity. Harvard Africa Policy Journal. 2010-2011, vol. 7. https://mediationsupportnetwork.net/wp-content/uploads/ 2014/03/ECOWAS-and-mediation-in-West-Africa.pdf (accessed 26.10.2021)

ECOWAS Mission in Guinee-Bissau. Global Security, https://www.globalsecurity.org/military/ world/int/ecomib.htm (accessed 26.10.2021)

ECOWAS Parliament adopts 2018 community budget. Vanguard. https://www.vanguardngr. com/2017/1 l/ecowas-parliament-adopts-2018-community-budget/ (accessed 26.10.2021)

ECOWAS Protocol Relating to Mutual Assistance on Defence, 29 May 1981. Cooperating for Peace in West Africa. An Agenda for the 21st Century. UNIDIR/2001/9. https://unidir.org/sites/ default/files/publication/pdfs/cooperating-for-peace-in-west-africa-an-agenda-for-the-21st-century-en-7.pdf (accessed 26.10.2021)

Final Communique of the Fifty-Eighth Ordinary Session of the Authority of Heads of State and Government of ECOWAS. 23 January 2021. https://unowas.unmissions.org/sites/default/files/ communique_final_58th_ahsg_vf_0.pdf (accessed 26.10.2021)

Financial reforms at the African Union lead to massive cuts of the Union's Budget. African Union. https://au.int/en/pressreleases/20180706/financial-reforms-african-union-lead-massive-cuts-unions-budget (accessed 26.10.2021)

Howe H. Lessons of Liberia: ECOMOG and Regional Peacekeeping. International Security. 1996-1997. vol.21, №3, pp. 145-176. DOI: 10.1162/isec.21.3.145.

Jaye T., Garuba D., Amadi S. ECOWAS and the Dynamics of Conflict and Peace-building. Council for the Development of Social Science Research in Africa. 2011. DOI: 10.2307/j.ctvk8w0dp.

Okoli A., Atelhe G., Alphonsus T. Liberia: Civil War and the Complications SALWs Proliferation. Conflict Studies Quarterly. 2019. issue 29, pp. 43-61. DOI: 10.24193/csq.29.4.

Strategic assessment of the United Nations Integrated Peacebuilding Office in Guinea-Bissau. 6 December 2018. S/2018/1086. https://undocs.Org/en/S/2018/1086 (accessed 26.10.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tardy T. Funding peace operations: Better value for EU money. European Union Institute for Security Studies. 2013. 4 p. https://www.jstor.org/stable/pdf/resrep06837.pdf?refreqid=excelsior% 3A3435ffbd818ace2f94b76ab0a943f3c6 (accessed 26.10.2021)

Tuck C. "Every Car Or Moving Object Gone" The ECOMOG Intervention in Liberia African Studies Quarterly. 2000, vol. 4, issue 1, pp. 1-16. ISSN: 2152-2448.

Wet E. The Evolving Role of ECOWAS and the SADC in Peace Operations: A Challenge to the Primacy of the United Nations Security Council in Matters of Peace and Security? Leiden Journal of International Law. 2014, vol. 27, pp. 353-369. DOI: 10.1017/S0922156513000599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.