Научная статья на тему 'ЭКОТЕХНОЛОГИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК'

ЭКОТЕХНОЛОГИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / ЭКОТЕХНОЛОГИИ / АЭРОПОРТ / AIRPORT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / GREEN CONSTRUCTION / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ALTERNATIVE SOURCES / COST REDUCTION / GREEN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мнишко Александр Владимирович, Ефремочкина Мария Сергеевна

Настоящее исследование направлено на изучение экотехнологий в аэропортах мира для выявления методов сокращения издержек и привлечения большего числа клиентов. Цель. Выявление и анализ современных экотехнологий, которые способствуют сокращению издержек, на примере аэропортов. Задачи. Дать определение и проанализировать экотехнологии; изучение мировых аэропортов, где используются зеленые технологии, для выявления и анализа источников сокращения издержек; выявить потребности пассажиров в новых технологиях, их влияние на долю рынка. Методология. В настоящей работе с помощью общенаучных методов познания в различных аспектах выявлены и изучены экотехнологии, проанализированы методы сокращения издержек с учетом использования зеленых технологий, рассмотрены и структурированы экотехнологии, выявлен рост доли рынка аэропорта при использовании современных технологий. Результаты. Аэропорты разных стран мира уже показали на практике, что новые технологии в совокупности с грамотным руководством дают результат, который выводит их на новый, более качественный уровень. В результате охват и доля рынка повышается, а с ним повышается и прибыль. Современный клиент выбирает компанию, которая может удовлетворить потребности технологического, информационного века: скорость, мобильность, цену, сервис, безопасность, технологичность, экологичность. Компания, которая понимает это, которая способна завоевать лояльность, и будет лидером на рынке. Также надо понимать, что цель не только угодить клиентам, но и выстроить отлаженную и четкую структуру управления; удовлетворять потребности не только клиентов, но и трудовых ресурсов предприятия, которые будут работать на благо компании. Выводы. Развитие экотехнологий - это будущее не только отдельно взятой структуры, но и глобальная тенденция развития человечества. Современный мир заставляет искать новые пути для решения задач, применять новые технологии, быть открытым к любым подходам, думать, как человек завтрашнего дня. Применение экотехнологий - это всего лишь одна грань будущего устойчивого развития авиации. Используя современные зеленые технологии, компания не только улучшает эффективность своей деятельности, но и добивается положительных результатов в получении прибыли, сокращении издержек и качестве сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Green Technology as an Alternative Source of Cost Reduction

This study examines green technology implemented at airports across the world for determining cost reduction methods and attracting more customers. Aim. The study aims to identify and analyze modern green technology that facilitates cost reduction through a case study of airports. Tasks. The authors aim to identify and analyze sources of potential cost reductions and determine the technological needs of passengers and their impact on market share. Methods. The study uses general scientific methods of cognition in various aspects in order to identify and examine green technology, analyze methods of cost reduction based on green technology, present various examples in a structured manner, and evaluate the growth of market share for an airport that uses such modern technology. Results. Airports around the world have long demonstrated that new technology along with proper management substantially improves their over-all quality. This amelioration leads to better market coverage and growing market share, thereby increasing profit. Modern customers select a company that meets the requirements of the high-tech information age such as speed, mobility, price, service, security, manufacturability, and environmental friendliness; a company that realizes the necessity of fulfilling these requirements is capable of securing customer loyalty and leading the market. However, the goal is to not only satisfy customers but also build a well-functioning, clear management structure and to cater to many of the needs of the labor force that works on behalf of both the company and its clients. Conclusion. Development of green technology is not only the future for a specific structure but also a global trend in the development of humanity. The modern world prompts us to find new ways of solving problems, use new technologies, be open to innovative approaches, and think like the humans of tomorrow would. Using green technology is just one aspect of future sustainable development in aviation. By implementing modern green technology, a company not only improves its operating efficiency but also achieves positive results in terms of profits, cost reductions, and service quality.

Текст научной работы на тему «ЭКОТЕХНОЛОГИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК»

Экотехнологии как альтернативный источник сокращения издержек

Green Technology as an Alternative Source of Cost Reduction

Мнишко Александр Владимирович

доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, кандидат экономических наук 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Aleksandr V. Mnishko

St. Petersburg State university Of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

Ефремочкина Мария Сергеевна

аспирант Пекинского транспортного университета

100044, Китайская Народная Республика, Пекин, Шангюенцун 3

Mariya S. Efremochkina

Beijing Jiao Tong university Shanguentsun 3, Pekin, PR China, 100044

УДК 338.5:574

> <

Настоящее исследование направлено на изучение экотехнологий в аэропортах мира для выявления методов сокращения издержек и привлечения большего числа клиентов. Цель. Выявление и анализ современных экотехнологий, которые способствуют сокращению издержек, на примере аэропортов. Задачи. Дать определение и проанализировать экотехнологии; изучение мировых аэропортов, где используются зеленые технологии, для выявления и анализа источников сокращения издержек; выявить потребности пассажиров в новых технологиях, их влияние на долю рынка.

Методология. В настоящей работе с помощью общенаучных методов познания в различных аспектах выявлены и изучены экотехнологии, проанализированы методы сокращения издержек с учетом использования зеленых технологий, рассмотрены и структурированы экотехнологии, выявлен рост доли рынка аэропорта при использовании современных технологий.

Результаты. Аэропорты разных стран мира уже показали на практике, что новые технологии в совокупности с грамотным руководством дают результат, который выводит их на новый, более качественный уровень. В результате охват и доля рынка повышается, а с ним повышается и прибыль. Современный клиент выбирает компанию, которая может удовлетворить потребности технологического, информационного века: скорость, мобильность, цену, сервис, безопасность, технологичность, экологичность. Компания, которая понимает это, которая способна завоевать

лояльность, и будет лидером на рынке. Также надо понимать, что цель не только угодить клиентам, но и выстроить отлаженную и четкую структуру управления; удовлетворять потребности не только клиентов, но и трудовых ресурсов предприятия, которые будут работать на благо компании. Выводы. Развитие экотехнологий — это будущее не только отдельно взятой структуры, но и глобальная тенденция развития человечества. Современный мир заставляет искать новые пути для решения задач, применять новые технологии, быть открытым к любым подходам, думать, как человек завтрашнего дня. Применение экотехнологий — это всего лишь одна грань будущего устойчивого развития авиации. Используя современные зеленые технологии, компания не только улучшает эффективность своей деятельности, но и добивается положительных результатов в получении прибыли, сокращении издержек и качестве сервиса.

Ключевые слова: сокращение издержек, эко-технологии, аэропорт, устойчивое развитие, зеленое строительство, альтернативные источники

This study examines green technology implemented at airports across the world for determining cost reduction methods and attracting more customers.

Aim. The study aims to identify and analyze modern green technology that facilitates cost reduction through a case study of airports. Tasks. The authors aim to identify and analyze sources of potential cost reductions and deter-

^ mine the technological needs of passengers and

¡5 their impact on market share.

Methods. The study uses general scientific ^ methods of cognition in various aspects in or-

i der to identify and examine green technology,

s analyze methods of cost reduction based on

x green technology, present various examples in

x a structured manner, and evaluate the growth

ш of market share for an airport that uses such

m modern technology.

£ Results. Airports around the world have long

> demonstrated that new technology along with

2 proper management substantially improves

their over-all quality. This amelioration leads < to better market coverage and growing market

share, thereby increasing profit. Modern cus-^ tomers select a company that meets the require-

x ments of the high-tech information age such

о as speed, mobility, price, service, security,

manufacturability, and environmental friendliness; a company that realizes the necessity of fulfilling these requirements is capable of securing customer loyalty and leading the market. However, the goal is to not only satisfy customers but also build a well-functioning, clear management structure and to cater to many of the needs of the labor force that works on behalf of both the company and its clients. Conclusion. Development of green technology is not only the future for a specific structure but also a global trend in the development of humanity. The modern world prompts us to find new ways of solving problems, use new technologies, be open to innovative approaches, and think like the humans of tomorrow would.

Using green technology is just one aspect of future sustainable development in aviation. By implementing modern green technology, a company not only improves its operating efficiency but also achieves positive results in terms of profits, cost reductions, and service quality. Keywords: cost reduction, green technology, airport, sustainable development, green construction, alternative sources

Перед преуспевающими компаниями всегда стоит важная задача: как получить максимум прибыли с минимальными затратами или как сократить издержки, но не потерять в качестве оказываемых услуг?

Чтобы решить эту задачу, компании чаще всего прибегают к классическим методам сокращения издержек, но тенденции современного быстро развивающегося мира открывают новые курсы в области экономики, которые позволяют не только повысить прибыль организации, но и по-новому взглянуть на подход к экономии и «зеленой» экономике. Постоянный прогресс технологий, внедрение умных решений, например, внедрение экотехнологий, позволяет добиться преимущества в конкурентной борьбе за рынок, что и является главной целью компаний.

Экотехнология — это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого

результата, которые направлены на удовлетворение человеческих потребностей при минимальном или отсутствующем экологическом вреде, не нарушают экологического равновесия, дополняют друг друга (процесс экологизации), создавая безопасную и комфортную среду, соответствуют критериям smart technology и последним тенденциям цифровой экономики [1].

Устойчивое развитие предприятий требует внедрения «зеленых», эффективных и адаптированных к местным условиям окружающей среды и особенностям климата, технологий. Экотехнологии обеспечивают улучшение экономических показателей при минимизации вреда для окружающей среды путем:

• повышения эффективности экостроитель-

ства,

• контроля воздействия на окружающую среду

(ОС),

• устойчивого внедрения экотехнологий,

• «зеленого» проектного менеджмента,

• «зеленого» маркетинга.

Современные высокие технологии работают во благо компаний, руководство которых понимает, что в период, когда рынок находится в ослабленном стоянии, нужны новые пути решений и новые возможности экономии. Занимают главенствующее положение на рынке те, кто смог адаптироваться и интегрировать современные технологии в свою сферу деятельности во время кризиса.

Аэропорт — это огромный механизм, который работает по строгой и отлаженной системе. На поддержание этой системы тратятся колоссальные средства. По этой причине сокращение издержек в авиационной отрасли и непосредственно в аэропортах ведет к сокращению стоимости аэропортовых услуг, что в конечном итоге ведет к сокращению стоимости авиабилета для конечного потребителя, так как в стоимость авиабилета входят сборы, которые авиакомпания оплачивает аэропортам за оказание услуг.

Авиационная отрасль имеет плохую репутацию, когда дело касается экологических проблем. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) непрерывно работает над реализацией экологических стратегий, решением существующих экологических проблем, принятием мер по обеспечению экологической безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации, снижением авиационных инфраструктурных рисков и т. д.

Сегодня многие гражданские аэропорты мира, включая как внутренние, так и международные, вовлечены в процесс экологизации своей деятельности, с многолетними «зелеными» программами, проектами, портфо-лио, которые позволяют экономить, получать

прибыль и превращать экологические факты в инструмент для достижения преимуществ и обеспечения конкурентоспособности в авиационной отрасли [2].

Аэропорты США и Европы уже следуют принципам «зеленого» проектного менеджмента, интегрируя экологичные высокие технологии, соответствуют стандартам экостроительства.

1. Массачусетс, США. Территориальное расположение Международного аэропорта Ло-ган (Международный аэропорт имени генерала Эдварда Лоуренса Логана) изначально требовало внедрения мер, не только обеспечивающих удобство транспортного сообщения, но и защищающих ОС (аэропорт окружен Бостонским заливом). При строительстве и внутренней отделке аэропорта применялись экологичные строительные материалы (не выделяющие

в ОС) и преимущественно местные строительные материалы. Аэровокзальный комплекс работает на альтернативной энергетике (ветровой и солнечной), в нем применены технологии энергоэффективного искусственного освещения, эффективного водопользования, в конструкции крыши была предусмотрена мембрана, аккумулирующая и фильтрующая осадки; вода, прошедшая процесс очистки, используется в технических целях.

Реализация компримированного природного газа в качестве моторного топлива на заправочных станциях и зарядных станций для электромобилей в аэропорту принесла огромную выгоду, так как он безопаснее для ОС, дешевле традиционного топлива, а вызываемый продуктами его сгорания парниковый эффект меньше по сравнению с традиционными. Все это сделало аэропорт одним из самых экологически чистых в США, и он получил сертификат соответствия LEED®-стандартам.

2. Колорадо, США. Управление Международного аэропорта Денвера разработало многоэтапную экологическую стратегию, которая позволит сократить углеродный след. Сейчас аэропорт имеет крупнейшую солнечную ферму среди коммерческих аэропортов США и использует энергию солнца для искусственного освещения и обогрева комплекса, питания приборов. Аэропорт Денвера оснащен дополнительными элементами электропитания и предварительной подготовкой воздуха, так что воздушному судну нет необходимости совершать дополнительные маневры, что обеспечивает снижение вредных выбросов. Таксопарк аэропорта оснащен электромобилями, а стоянка является одной из экологичных в мире. При использовании альтернативного топлива и гибридных автомобилей на территории аэропорта таксомоторными и другими компаниями руководство аэропорта снижает пошлину за предоставление услуг. Управление

аэропорта заинтересовано в реализации zero- f waste program, поэтому на территории аэро- 5 вокзального комплекса решен вопрос не только х о раздельном сборе мусора, но и о дальнейшей ш его переработке. Сегодня в дополнение к обра- ^ ботке бумаги, пластиковых и алюминиевых бу- s тылок аэропорт Денвера перерабатывает более i 20 видов материалов, в том числе ресторанный ш жир, органические отходы, противообледени- ™ тельную жидкость (ПОЖ) воздушных судов ^ (ВС), стекло и строительные материалы. <

3. Цюрих, Швейцария. Руководство Между- ^ народного аэропорта Цюриха контролирует < устойчивость проекта, связанного со строи- >= тельством, на всех этапах жизненного цикла ^ здания и сооружения: стратегия, проектиро- е! вание, исполнение и эксплуатация. Свободные 2 от застроек территории, принадлежащие аэропорту, отведены под зеленые насаждения (с редкими представителями флоры и фауны). За их состоянием следит природоохранное бюро кантона Цюрих. Аэропорт Цюриха взимает сбор за шумовое загрязнение ВС, ставка сбора определяется в соответствии с максимальной массой и типом ВС или его модификации. Управление аэропорта занимается контролем качества воздуха и воды, приняло соответствующие меры по сокращению углеродного следа. В рамках проекта эффективного водопользования аэропорт оснащен технологиями, позволяющими аккумулировать, очищать

и использовать осадки в технических целях, например, для обслуживания санитарных устройств используется исключительно дождевая вода (в зимний период — талая вода). Вода, использованная при техническом ремонте и обслуживании ВС, подвергается процедурам очистки, предусмотренным для промышленных сточных вод, а ПОЖ после применения распыляется среди зеленых насаждений, где микроорганизмы разлагают содержащиеся в ней остатки гликоля и формиатов. Около 40% холода и около 60% тепла аэровокзальный комплекс получает при помощи геотермального теплового насоса, также комплекс оснащен системой предварительного кондиционирования воздуха, оборудованной системой дозированного потребления, предусматривает отсутствие необходимости вырабатывать холод в часы пик, что приводит к снижению энергозатрат. На территории аэропорта реализована собственная концепция ликвидации отходов, механизмом которой является систематическое отделение материалов, пригодных для переработки и вторичного использования, при помощи соответствующей инфраструктуры и электронной системы учета [3; 4].

4. Калифорния, США. Международный аэропорт Сан-Франциско является примером применения принципов устойчивого развития

^ в проектировании, Терминал Т2 SFO в США ш получил золотой сертификат LEED® Gold. Трех мя ключевыми принципами в проектировании ш терминала являются устойчивость, удобство, ^ комфорт. В аэропорту имеется понятная сих стема навигации и обилие инфографики, не-i сущей необходимую пассажиру информацию. ш Стеклянная кровля аэровокзального комплекса ™ обеспечивает естественное освещение внутрен-с них помещений и снижает энергопотребле-

< ние в дневное время. Установлена стильная ^ и функциональная система раздельного сбора

< мусора (руководство успешно реализовывает i= zero-waste program). Селективное (энергосбе-^ регающее) остекление аэровокзального ком-Ei плекса обеспечивает внутренние помещения ш естественным освещением, что снижает показатель энергопотребления в дневное время, регулирует яркость света и проникновения тепла. В туалетных комнатах применена система снижения расхода воды, двойная система водопровода для повторного использования воды в санитарных устройствах. В Терминале Т2 SFO следом за зоной досмотра создана recomposure zone — зона восстановления спокойствия, которая позволяет пассажиру прийти в себя после полученного стресса от процедуры досмотра [3].

5. Восточный Мидландс, Англия. Углеродно-нейтральный аэропорт Восточный Мидландс в Англии получил свой статус благодаря реализации комплекса мер по внедрению системы экологичной транспортировки пассажиров автобусами на биометане, реализации zero-waste program, которая позволяет вторично перерабатывать до 86% отходов аэропорта; архитектуре аэропорта, позволяющей использовать естественное освещение помещений в дневное время суток; технологичной системе вентиляции, которая помогла значительно сократить выброс СО2 (на 315 т) и сэкономить 15% энергии. На территории аэровокзального комплекса установлены два ветрогенератора и солнечные батареи, которые производят 5% от необходимой аэропорту энергии и снижают уровень СО2 еще на 300 т в год. На территории высажены неприхотливые к условиям выращивания ивы, которые используются в качестве древесного топлива для обогрева здания (снизило выброс СО2 на 280 т). Аэропорт Восточный Мидландс осуществляет рациональную систему контроля шумового загрязнения, а также прибегает к выбору эффективных маршрутов для ВС. Аэропортом выработана жесткая политика штрафов к авиакомпаниям, которые не соответствуют критериям их экологических программ, в том числе и программы шумового загрязнения [Там же].

Страны Южной Азии. Сегодня показатель инвестиций в охрану окружающей среды на

уровне 1% ВВП явно мал, для того чтобы предупредить или приостановить процесс экологической деградации и начать обратный процесс — улучшения качества ОС.

Существует много механизмов привлечения инвестиций в охрану ОС, и необходимо задать новый инвестируемый минимум в 5% ВВП. Япония, Сингапур, Южная Корея являются устойчиво развитыми странами Южной Азии с показателем выше этого уровня. Вложения Малайзии, Таиланда и Китайской Народной Республики (КНР) соответствуют 3% ВВП, а самый низкий показатель характеризует Индонезию и Филиппины.

Финансовая многоплановая поддержка «зеленой» индустриализации является неотъемлемой частью «зеленой» цифровой экономики. Южноазиатская промышленная и технологическая революция позволяет самостоятельно разрабатывать и внедрять «зеленые» энергосберегающие технологии, «умное» оборудование, осуществлять проекты малоотходных и безотходных программ, совершенствовать и производить оборудование экологического аудита.

Создание и реализация разноплановых задач Концепции «зеленого» устойчивого развития, включая создание «зеленого социума», «зеленого проектного управления», «зеленой транспортной системы» и др., эффективный зарубежный опыт способны улучшить ситуацию в развивающихся странах.

«Зеленая экономика» подразумевает инвестиции в будущее, в проекты, которые получают широкую огласку, агитируются и реализуются благодаря совместной работе представителей крупного бизнеса и экологической деятельности. Доказано, что в устойчиво развивающихся странах рост дохода на душу населения не пропорционален увеличению уровня загрязнения (ущерба, нанесенного ОС), ярким примером чего является лидирующее положение Сингапура в Азии.

Структуризация и цифровизация экономики, энергоэффективность транспортного сектора, новые тенденции, ведущие к росту сферы услуг, существенно снижают негативное воздействие на ОС [2].

Лидирующие по экономическим показателям страны Южной Азии в полной мере реализуют программы по сокращению углеродного следа, снижению показателя ежегодного выброса вредных выбросов (по классам) в том числе и в транспортном секторе авиаперевозок. Применение новых технологий в решении эколого-экономических и социальных задач повышает уровень комфорта и привлекательности аэропортов для пассажиров и персонала и положительно сказывается на показателе лояльности клиентов, увеличивая пассажи-рооборот.

В анализе представлены пять азиатских проектов аэровокзального комплекса, в которых сочетается «зеленая» экономическая выгода и «зеленая» клиентоориентированность.

1. Сингапур. В рейтинге лучших аэропортов мира на 1-м месте уже пятый год, не теряя позиции, а только укрепляя ее, находится международный аэропорт Чанги. Это один из крупнейших транзитных узлов в Южной Азии, имеющий большое значение для экономики Сингапура. К концу 2017 г. в аэропорту будет реализован «зеленый» проект: обустройство вечнозеленого леса, 40-метрового водопада, создание садово-парковой прогулочной зоны, которая будет связывать существующие здания аэропорта. Сегодня в Чанги уже есть не только «умные» технологии распознавания личности пассажира, которые не требуют многочасового пребывания в аэропорту, автоматизированный и отлаженный процесс регистрации и перемещения по аэропорту, но и реализованы экологичные проекты: есть один 6-метровый водопад, в Терминале-1 расположен сад кактусов, в Терминале-2 — Волшебный сад, Сад подсолнухов и Сад орхидей, в Терминале-3 можно полюбоваться бабочками. Футуристический дизайн крыши главного корпуса Терминала-3 имеет 919 застекленных отверстий, обеспечивающих естественное освещение (сокращение затрат на потребление электроэнергии) в течение светового дня. При этом существует «умная» система кондиционирования и поддержания температуры и уровня влажности, благоприятной для жизни растений (в Тер-минале-3 оборудован вертикальный сад площадью 300 х 15 м), внутри зданий, поэтому в жару в помещении не становится душно. На территории аэропорта есть все, чтобы скрасить ожидание полета, в том числе зона отдыха, кинотеатр, музей, организованные выставки, гостиница, бассейн и многое другое.

2. Сеул, Южная Корея. Международный аэропорт Инчхон с 2005 г. входит в топ лучших аэропортов мира по версии Международного совета аэропортов. Проект «Терминал-2», которым занимается архитектурное бюро Gensler и HMGY Consortium, представляя собой реализацию проекта «мини-город» на территории терминала аэропорта, который включает в себя передовые технологии для создания не только экономически эффективной и энергосберегающей системы, но и экологичной, безопасной, комфортной, оздоровительной и развлекательной сред для пассажиров (зимние сады, парковые зоны под открытым небом, каток, казино, комнаты релаксотерапии, бассейн, спортивные площадки и площадки для гольфа и др.). Главным преимуществом является применение экотехнологий: при строительстве используется установка фотоэлементов, оптимизация

естественной вентиляции, интеллектуальное f

освещение и т. д. Потребление электроэнергии ш

всех аэропортов Южной Кореи составляет 410 х

ГВт в год. ш

3. Пекин, Китай. Первый аэропорт Китая, ^ после нескольких этапов реконструкции и орга- s низации Пекинский международный аэропорт i Шоуду прошел строгий контроль по оценке ш безопасности и техническому оснащению и ™ соответствует требованиям устойчивого раз- ^ вития комплекса. Например, крыша Терми- < нала-3 (проект британского архитектурного ^ бюро Foster and Partners) не только является А источником естественного освещения в дневное >= время, но и оборудована энергоэффективными ^

осветительными приборами. Технология позво- о_

о

ляет накапливать тепло и генерировать его для ш обогрева здания в зимний период, уменьшить потребление электроэнергии для охлаждения здания в летний период. Системы комплексного контроля над состоянием окружающей среды, водообеспечения и другие пассивные системы регулирования процессов позволят уменьшить общее воздействие на состояние ОС, снизить показатель углеродного следа. Сейчас аэропорт Шоуду проводит тестирование технологий искусственного интеллекта, и в ближайшее время планируется реализация проекта Baidu, планируется запуск полноценного функционирования новой системы распознавания лиц при контроле (на данном этапе устройства применимы лишь к сотрудникам аэровокзального комплекса); помимо этого Baidu планирует роботизировать и справочную службу, которая будет предоставлять информацию по локации в аэропорту, по расписанию рейсов и т. д.

4. Шеньчжэнь, Китай. Международный аэропорт Баоань с слоганом «Безопасность, расписание, услуги», известный как «футуристический экоаэропорт Китая» (проект итальянского архитектурного бюро Fuksas), закончил строительство нового, соответствующего стандартам экологического строительства терминала в 2013 г. На реализацию «зеленого» проекта Китай потратил 1,4 млрд долл. Внешне здание аэропорта напоминает очертания самолета, а дизайн внутренних помещений выполнен в светлых тонах, что с учетом необычной «сотовой» организации окон практически исключает использование искусственного освещения в дневное время (в ночное — искусственное освещение, питающееся от 10-мегаваттной солнечной элек-тространции). В аэропорту происходит сбор дождевой воды, применяются технологии ее очищения и рециркуляции для полива растений, обслуживания мест общего пользования и технического использования. В ближайшем будущем планируется строительство подъезд-

^ ных железнодорожных путей и строительство ш терминала, выполняющего функции железно-х дорожного вокзала [5].

ш По актуальным данным прогноза развития ^ рынка гражданской авиации (до 2035 г.), вых полненного ПАО «ОАК», в Южной Азии Китай

1 является лидером текущего рейтинга роста ш авиаперевозок (внутренних и международ™ ных), где также прогнозируется наибольший ^ спрос на новые ВС [6]. Авиационная отрасль

< Китая развивается очень быстро — по пла-^ нам устойчивого развития межрегионально-

< го сообщения и инфраструктурного развития 1= регионов, к 2030 г. количество аэропортов в ^ Китае должно возрасти до 2000. И посколь-сь ку в стране ужесточается контроль качества

2 окружающей среды, переписывается экологическое законодательство и взымаются штрафы за нарушение норм экологических правовых отношений, Китай сконцентрировал свое внимание на расширении рынка «экоаэропортов», оснащенных последними «экотехнологиями» и соответствующих стандартам экологического строительства.

Россия. Крупные российские аэропорты уже разработали собственную экологическую стратегию, в то время как некоторые региональные только приступают к ее проектированию. При этом все действуют в рамках экологического законодательства и финансируют работы за счет собственных средств.

1. Шереметьево

В 2005 г. аэропорт Шереметьево реализует комплекс мер, который позволяет снизить вредные воздействия на окружающую среду. В итоге такой деятельности в аэропорту снижаются показатели выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и снижается уровень объема отходов от производственной деятельности.

Экономический эффект от строительства и эксплуатации очистных сооружений, специальные площадки для обработки ВС противо-обледенительным раствором, который в дальнейшем не попадет в окружающую среду, позволили сократить расходы за негативное влияние почти в 2 раза.

Также аэропорт Шереметьево утвердил в Роспотребнадзоре проект санитарно-защи-той зоны площадью 11,2 км2 (ССЗ) и зоны санитарных разрывов площадью 693,7 км2. На данной территории проводятся регулярные исследования и замеры с целью контроля загрязнения окружающей среды.

2. Пулково — четвертый аэропорт в России по объему пассажиропотока. С 2010 г. компания «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) является главным оператором аэропорта и осуществляет проект его реконструкции и развития на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных

средств. Аэропорт Пулково на регулярной основе производит мониторинг экологического состояния, которое может негативно сказываться на окружающей среде и почве, также регулярно производятся шумовые замеры ВС. В аэропорту имеются очистные сооружения ливневых стоков, улучшена система мелиорации и дренажа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же как и аэропорт Шереметьево, Пулково имеет санитарно-защитную зону и санитарный разрыв, на котором производятся постоянные замеры экологического состояния. Разработана и внедрена система раздельного сбора отходов, переработки и вторичного их использования, очистных сооружений сточных вод, модернизированный автопарк, используется энергоэффективное газотурбинное оборудование. Постоянно ведется работа с авиакомпаниями по снижению уровня шума и вредных веществ, для снижения шумового воздействия применются более эффективные методы векторения, взлетов и посадки. Для снижения концентрации парниковых газов аэропорт обеспечивает ВС наземным питанием.

3. Уфа

Международный аэропорт Уфа второй год подряд признан лучшим в России среди аэропортов с пассажиропотоком до 4 млн человек в год и лучшим в стране аэропортом по итогам пассажирского голосования.

В аэропорту Уфа была принята программа по контролю за окружающей средой. Данная программа включает в себя ряд мероприятий по улучшению нормативно-правовой и технической составляющей охраны окружающей среды. Была произведена модернизация очистных сооружений, разработаны нормативы по сбросу загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Аэропорт Уфа внедрил специально оборудованные места для обработки ВС противообледенительной жидкостью с последующим сбором и очисткой [7].

Зеленые технологии. Генеральный план аэропорта должен соответствовать требованиям обеспечения безопасности и регулярности полетов ВС, функционально-технологическим, градостроительным, архитектурно-строительным, санитарно-гигиеническим, экологическим, эстетическим, социальным и экономическим требованиям, которые обуславливают и обеспечивают потребности и условия для нормального, бесперебойного функционирования аэровокзального комплекса на всех этапах жизненного цикла. Исходя из сравнительного анализа современных экоаэропортов мира необходимо выделить семь основных «зеленых» технологий, применяемых не только для улучшения качества ОС и экологизации объекта, но и для сокращения издержек и получения прибыли:

1. Геотермальная система кондиционирования. Россия обладает значительными запасами геотермальных ресурсов, которые можно использовать в качестве «зеленого» альтернативного способа получения энергии. У геотермальной системы кондиционирования (скважинного кондиционирования) есть три преимущества:

1. она работает от экологически чистой и возобновляемой тепловой энергии Земли;

2. она требует минимального потребления электроэнергии;

3. простота установки и эксплуатации: на этапе установки необходимо пробурить необходимое количество скважин, затем в которые поместят fancoll (локальный теплообменник) и chiller (охлаждающая машина), и вода начинает процесс циркуляции между ними. Технология кондиционирования от геотермальных источников энергии находит применение в течение последних трех десятилетий. GHP System GHP (Geo Heat Pumps) — это надежные и долговечные системы, простые в установке и эксплуатации (за счет относительно небольшого количества механических компонентов), позволяющие снизить выброс CO2 в ОС на 60%.

2. Greening, или озеленение. Процессы урбанизации и индустриализации негативно сказываются на качестве жизни и состоянии окружающей среды, оставляя за собой углеродный след — основную экологическую проблему XXI в. Во время авиаперелета выделяется большое количество продуктов сгорания топлива. На углеродный след влияют тип ВС, дистанция, длительность полета и т. д. Для полного возмещения наносимого вреда экологии города объем инвестирования должен быть соразмерен углеродному следу компании. Для измерения объема выбросов проводится углеродный аудит.

Аэровокзальный комплекс нуждается в интенсивном озеленении, который позволит клиентам дышать чистым воздухом в пределах территории аэропорта. При озеленении архитектурного комплекса аэровокзала травой и цветами, суккулентами, мелким кустарником и др. возникает новая задача — необходимость тщательного ухода за озелененным объектом: удобрения почвы, поддержания жизненного цикла зеленых насаждений, утилизации скошенной травы и растений в конце их жизненного цикла. Восполнить потребность можно путем организации компостных ям (ящиков, бочек, ферм и т. д.), подробнее об этом говорится в пункте 7 Zero-waste program (программа безотходного производства).

Согласно социально-экономическим исследованиям прогнозируется устойчивый рост рынка услуг озеленения зданий и сооружений

на 7% ежегодно, аэровокзальный комплекс ^ нуждается в интенсивном озеленении, явля- 5 ющемся экологически-эстетическим решением х в борьбе за комфорт пассажиров и персонала, ш и частично компенсирует углеродный след за ^ счет смягчения эффекта теплового острова; ^ инноваций (простота конструкции и ее жиз- 1 ненного цикла и т. д.). ш

Озеленение стабилизированными растени- ™ ями является низкозатратным на эксплуата- ^ цию, снижает вероятность поражения гриб- < ковыми заболеваниями, плесенью, появление ^ различных вредителей, практически не требует < полива, определенного уровня освещения и >= ухода [8]. ^

3. Светодиодное освещение. Одним из меро- ^ приятий по энергосбережению является вне- 2 дрение светодиодных систем освещения на аэровокзалах, в служебно-пассажирских зданиях аэропорта, зданиях и сооружениях грузового комплекса, технического обслуживания ВС

и в помещениях вспомогательного назначения. Преимущественными недостатками традиционных систем освещения являются:

• токсичность ртутьсодержащих люминесцентных ламп;

• мерцание, которое приводит к утомляемости и негативно сказывается на зрении;

• особенности эксплуатации, требующие соблюдений мер безопасности: сбора, хранения и утилизации отработанных люминесцентных ламп;

• дороговизна утилизации;

• зачастую высокое энергопотребление, непродолжительный срок службы и невысокий КПД ламп.

Сегодня ведущие eco-friendly «зеленые» аэропорты исключают применение ртутьсодер-жащего осветительного оборудования и ламп накаливания, заменяя их на светодиодные аналоги, позволяющие экономить энергоресурсы и денежный фонд и усовершенствовать эффективность осветительной системы аэропорта. Это экологичное решение адресовано как пассажирам, подвергающимся стрессу на досмотре и от перелета, так и сотрудникам, которые подвергаются стрессу от флуоресцентных ламп, постоянной работы с клиентами и т. д.

4. Альтернативная солнечная энергетика.

На сегодняшний день энергетические установки, работающие и преобразующие солнечное излучение, становятся неотъемлемой частью архитектурного комплекса терминала аэропорта (парковочной зоны, пустующих территорий аэропорта и т. д.). Разнообразие технологий малой солнечной энергетики настолько велико, что сложно ограничиться выбором только кремниевых солнечных батарей или предполагать, что для окупаемости проекта необходима

^ установка лишь большого числа элементов,

ш территориально-географическое положение и

х др. Мощность энергии, получаемая от солнеч-

ш ных батарей, выгодна и представляет собой

^ возможность «с умом» использовать свободное

х пространство (на территории) и земли вокруг

1 аэропортов и позволит стать энергоэффектив-ш ным предприятием, выйти на новый уровень ™ энергетической независимости или даже стать

^ элементом энергетической системы, которую

>

< могут использовать в качестве источника пи-^ тания близлежащие малые поселения. Меж-

< дународный аэропорт Кочин (Керал, Индия) 1= полностью обеспечивает себя электроэнергией ^ на солнечных батареях (имеет собственную сь электростанцию).

2 5. Электромобили. В третьем пункте «Технологические процессы и организация обслуживания пассажиров» руководства по проектированию аэропортов местных воздушных линий представлены требования к технологической схеме организации основных потоков в аэровокзале, на привокзальной площади и пассажирском перроне:

1) быстрое и качественное обслуживание пассажиров;

2) следование пассажиров в аэровокзале по наиболее прямым маршрутам, исключая пересечения путей движения основных потоков;

3) эффективнее использование сооружений и технических средств обслуживания на уровне современных требований;

4) безопасность движения пассажиров и персонала.

Следовательно, средства механизации и спецтехника аэропорта требуют модернизации. Компактные электрокары — электротягачи (самоходные электротележки) — способны выполнять перевозку крупногабаритных грузов весом в 2-3 т, что значительно упрощает работу сотрудников грузового комплекса.

Аэровокзальный комплекс занимает большую площадь, поэтому дорога из одного терминала в другой может занять у пассажиров много времени, в этом случае применение электромобилей может стать решением этой проблемы. Такая услуга будет пользоваться популярностью у пассажиров с ограниченными возможностями, у пассажиров с маленькими детьми или пассажиров, делающих пересадку в данном аэропорту.

Рассмотрим два опыта приобретения электрокаров московским и лондонским аэропортами.

1) В России Шереметьево — крупный аэровокзальный комплекс с общей площадью его терминалов 500 000 м2, поэтому сейчас аэропорт предоставляет услугу пользования электромобилями вместимостью по 6 чело-

век, которые доставят пассажира в нужный терминал или зону отдыха. Данная услуга аэропорта является платной, что, учитывая годовой объем пассажирских перевозок и интенсивность движения ВС, быстро окупает стоимость одного электромобиля. 2) В пятом терминале лондонского Хитроу можно воспользоваться услугами системы pod car — современного экологичного, беспилотного электромобиля с футуристическим дизайном, выпускаемого ULTra PRT (Urban Light Transit). Эти электромобили обеспечивают перевозку пассажиров со скоростью 40 км/ч по заданному маршруту (с интервалом 30 секунд), для чего необходимо нажать определяющую место назначения кнопку на сенсорном дисплее пульта управления. На дисплее демонстрируется информация о маршруте (дистанция, длительность поездки) и передвижении пассажира по нему. Для таких электромобилей может быть выделена и ограждена зона на участках существующих трасс, либо может быть спроектирован и построен отдельный путь.

6. Фотокаталитические материалы. Сегодня известно множество материалов, содержащих в своем составе вещества-фотокатализаторы, способные ускорить процессы реакций синтеза и разложения, протекающие при облучении светом. Под действием фотокатализа стекло обретает способность самоочищаться (обеззараживаться) от органических соединений, летучих химических веществ, запахов, вирусов и бактерий, формальдегида, ацеталь-дегида и других веществ, которые в за счет процесса фотокаталитического окисления способны разлагаться до безопасных молекул воды и СО2.

7. Zero-waste program (программа безотходного производства). Восстановление и поддержание плодородных свойств почвы — необходимый и необратимый процесс техногинеза и урбанизации, с целью обогащения почвы питательными веществами необходимо высаживать сидераты, становящиеся удобрением: натуральным — свежей зеленой биомассой (удобрение почвы); перегнившим (перегной) — в виде компоста — и жидким — в виде настоя зеленой биомассы растений.

Существует множество методов организации компоста (быстрого и медленного разложения) с разными технологиями ускорения процесса брожения, добавлением других органических бытовых отходов (остатки еды, напитков) и равномерного процесса брожения. Организация компостных участков может постоянно предоставлять натуральное удобрение для зеленых насаждений аэропорта. Таким образом, решается сразу две проблемы — утилизация

органических отходов и озеленение аэровокзального комплекса.

Как и большинство крупных транспортных объектов, аэровокзальный комплекс ежедневно оставляет огромное количество жидких отходов и твердого мусора разных классов опасности. Аэровокзальный комплекс нуждается в услугах клиринговых компаний и служб вывоза мусора на свалки, транспортировка которого требует времени и прелполагает финансовые расходы. Сегодня во избежание последующих затрат на сортировку мусора многие аэропорты поддерживают проекты по раздельному сбору. В России в пассажирском терминале Пулково-2 уже 4 года работает система раздельного сбора мусора по следующим фракциям: «Бумага, газеты, журналы», «Тара» и «Прочий мусор»; мусорные контейнеры оснащены лотком для слива жидкости, наличие которого особенно актуально перед прохождением предполетного досмотра. Благодаря внедрению этой системы отходы аэропорта станут вторичным сырьем и продукцией переработки.

Экосистема аэропорта и зеленая клиенто-ориентированность. Компания Amadeus подводит итоги проведенного исследования «Reinventing the Airport Ecosystem» («Исследование экосистемы аэропорта»). В ходе исследования были выявлены наиболее проблемные аспекты деятельности аэровокзального комплекса и обозначены пути преобразований и развития аэропортов до 2025 г. Исследование включает в себя обзор наиболее современных технологий, применяемых сегодня в аэропортах, а также детальный анализ деятельности 11 аэропортов; в этот список входят и южнокорейский аэропорт Инчхон, сингапурский Чанги, лондонский Гатвик и берлинский Тегель. В исследовании рассматриваются следующие пять моделей развития.

Мини-город. Саморазвивающийся и независимый аэровокзальный комплекс, способный самостоятельно обеспечивать себя энергией и запасами продовольствия. Подобный комплекс предлагает уникальные решения в сфере розничной торговли, развлечений и ресторанного обслуживания, организации работы и проживания.

Квартал в большом городе. Аэровокзальный комплекс, тесно связанный с ближайшим населенным пунктом, объединяющий в себе его лучшие проявления с точки зрения культуры и обычаев, истории, национальной кухни.

Торгово-развлекательный центр. По мнению потребителей (15% всех опрошенных пассажиров), данная модель будет доминирующей к 2025 г. На территории здания аэропорта будут представлены все основные и ведущие магазины и развлекательные центры, характерные для данного пункта назначения, до-

ступные не только для пассажиров, но и для f

сторонних посетителей. ш

Пешеходный переход. Исследование данной х

модели предполагает, что многие из существу- ш

ющих аэропортовых операций будут осущест- ^

вляться пассажирами дистанционно — из дома s

или через отдельный виртуальный терминал i

(доставка багажа домой, аренда автомобиля, ш

бронь гостиницы и т. д.). ™

Автобусная остановка. Это решение пред- ^

лагается для авиакомпаний, выполняющих <

низкобюджетные авиаперевозки, развивающих ^

концепцию авиаперелетов, где главными кри- <

териями выступают эффективность и время. >=

Исследование показало, что будущее, с точ- ^

ки зрения пассажиров, выглядит несколько ü

о

иначе, где главными приоритетами для по- ш требителя является создание комфортной и безопасной обстановки на территории аэровокзального комплекса, или «аэропорта без стрессов». Также пассажиры видят перспективность развития модели «Аэропорт — торгово-раз-влекательный центр», тогда как аэропорт является неотъемлемой частью путешествия и может отражать культурные особенности того или иного пункта назначения.

Для пассажиров возрастной категории до 60 лет большую роль играют новые технологии и дистанционный доступ к услугам аэропорта. Большинство опрошенных пассажиров заинтересованы в создании виртуального путеводителя для ориентирования в здании аэропорта при помощи приложении мобильного телефона; была проявлена заинтересованность в расширении функциональности работы карт лояльности пассажиров (использование их в качестве посадочных талонов); упрощении системы получения и поиска багажа, используя электронные встраиваемые чипы, отображающиеся в приложении телефона; автоматизации всех процедур и операций аэропорта, включая сдачу багажа. Большинство опрошенных хотели бы, чтобы их предложения по модернизации и улучшению качества работы аэропортов были приняты во внимание, а также своевременно получать информацию об изменениях, отправлять отзывы в режиме виртуального времени и получать своевременную поддержку, получать больше бонусов как часто летающие пассажиры и клиенты (рис. 1-3).

Из содержания данной статьи можно сделать вывод, что развитие экотехнологий — это не только будущее отдельно взятой структуры, но и глобальная тенденция развития человечества. Современный мир заставляет искать новые пути для решения задач, применять новые технологии, быть открытым к любым подходам, думать, как человек завтрашнего дня.

> <

□ Повышение эффективности процесса регистрации и посадки на рейс

□ Повышение эффективности работы служб безопасности

□ Внедрение модели развития «Аэропорт -торгово-развлекательный центр»

□ Повышение эффективности работы служб таможенного контроля

Рис. 1. Диаграмма приоритетных потребностей пассажиров (2016-2017 гг.)

□ Создание виртуального путеводителя аэропорта

□ Улучшение функциональности работы карт лояльности клиента

□ Повышение эффективности работы системы получения и поиска багажа

□ Автоматизация процедур и операций аэропорта

Рис. 2. Диаграмма потребностей клиентов в сфере 1Т-технологий (2016 г.)

□ Внимание к желанию

и предложениям клиента

□ Желание клиента быть своевременно осведомленным

□ Желание клиента получать своевременную поддержку

□ Желание участвовать в бонусной программе карт лояльности клиентов

Рис. 3. Диаграмма желаний клиентов аэровокзального комплекса (2016-2017 гг.)

Применение экотехнологий — это всего одна грань будущего устойчивого развития авиации. Используя современные «зеленые» технологии, компания не только улучшает эффективность своей деятельности, но и добивается положительных результатов в получении

прибыли, сокращении издержек и повышении качества сервиса.

Подводя итог, отметим, что в данной статье мы выявили и проанализировали современные экотехнологии, которые способствуют сокращению издержек. Аэропорты разных стран

мира уже показали на практике, что новые технологии в совокупности с грамотным руководством дают результат, который приводит их на новый, более качественный уровень. В результате чего охват и доля рынка повышается, а с ним повышается и прибыль.

Современный клиент выбирает компанию, которая может удовлетворить его потребности, потребности технологического, информационного века: скорость, мобильность, цену, сервис, безопасность, технологичность, эко-логичность. Та компания, которая понимает это, которая способна завоевать лояльность, и будет лидером на рынке. Также надо понимать, что цель состоит не только в том, чтобы угодить клиентам, но и выстроить отлаженную и четкую структуру управления; удовлетворять потребности не только клиентов, но и трудовых ресурсов предприятия, которые будут работать на благо компании.

Все эти современные подходы, новые, свежие взгляды на вечные вопросы помогают добиться новых вершин. Экономика — это постоянно развивающаяся система, которая не стоит на месте, которая требует новых подходов и решений. От этих решений зависит эффективность компаний в современном обществе.

Литература

1. Ефремочкина М. С., Некрасова М. А., Ся Хай Шань. Концепция зеленой инфраструктуры Арктики // Управление инновационным развитием Архангельской зоны Российской Федерации / Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Северодвинск. 14-16 сентября 2017). Северный (Арктический) федерал. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск: КИРА, 2017. С. 149-150.

2. Михайлов К. Л. Природоохранная деятельность предприятия и конкурентоспособность // Экология человека. 2005. № 9. С. 10-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Houston S. 6 Eco-friendly Airports: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thebalance. com/eco-friendly-airports-282729.

4. Аэропорт Zurich. Подходы к охране окружающей среды // Вестник «ЮНИДО в России»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unido-russia. ru/archive/num11/art11_16/.

5. Shenzhen Airport Group: [Электронный ресурс]. < Режим доступа: http://www.szairport.com. щ

6. Прогноз рынка гражданской авиации 2016-2035 ^ годов // АвиаПОРТ.Ии: [Электронный ресурс]. Режим ^ доступа: https://www.aviaport.ru/digest/2016/ 12/19/404605.html. s

7. Слюсарева Е., Романова О. «Зеленые» аэропорты // х АвиаПОРТ.Ии: [Электронный ресурс]. Режим до- х ступа: https://www.aviaport.ru/news/2011/11/14/ 5 224859.html. m

8. Allenby B. R., Richards D. J., eds. The Greening of 2 Industrial Ecosystems. Washington, DC: National > Academy Press, 1994. 259 p. 2

X

References

1. Efremochkina M. S., Nekrasova M. A., Sya Khay ^ Shan'. Kontseptsiya zelenoy infrastruktury Arktiki ^ [The concept of the green infrastructure of the Arctic]. о "Upravlenie innovatsionnym razvitiem Arkticheskoy ^ zony Rossiyskoy Federatsii". Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast. Severodvinsk, 14-16 sent. 2017 ["Management of innovative development of the Arctic zone of the Russian Federation". All-Russ. sci.-pract. conf. with int. particip. Severodvinsk, Sept. 14-16, 2017]. Arkhangel'sk: CIAA Publ., 2017, pp. 149-150.

2. Mikhaylov K. L. Prirodookhrannaya deyatel'nost' predpriyatiya i konkurentosposobnost' [Enterprise's nature conservation activity and competitiveness]. Ekologiya cheloveka, 2005, no. 9, pp. 10-14.

3. Houston S. 6 Eco-friendly airports. October 27, 2016. Available at: https://www.thebalance.com/eco-fri-endly-airports-282729. Accessed July 05, 2017.

4. Airport Zurich. Approaches to the protection of the environment. Vestnik "UNIDO v Rossii", June 2013, no. 11. Available at: http://www.unido-russia.ru/ archive/num11/art11_16/. Accessed July 03, 2017. (in Russ.).

5. Shenzhen Airport Group. Available at: http://www. szairport.com. Accessed June 25, 2017.

6. Forecast of the civil aviation market in 2016-2035. AviaPORT.ru. December 19, 2016. Available at: https://www.aviaport.ru/digest/2016/12/19/404605. html. Accessed June 25, 2017. (in Russ.).

7. Slyusareva E., Romanova O. "Green" airports. AviaPORT.ru. November 14, 2011. Available at: https://www.aviaport.ru/news/2011/11/14/224859. html. Accessed July 29, 2017. (in Russ.).

8. Allenby B. R., Richards D. J., eds. The greening of industrial ecosystems. Washington, DC: National Academy Press, 1994. 259 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.