Научная статья на тему 'Экосоциальные аспекты патриотизма и проблема ответственности в российском обществе'

Экосоциальные аспекты патриотизма и проблема ответственности в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / ЭКОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / PATRIOTISM / VALUES / ECOSOCIAL ACTIVITY / SOCIAL RESPONSIBILITY / A CIVIL RESPONSIBILITY / SOCIAL ACTIVITY / RESOCIALISATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахимова Р. М.

Одна из проблем современного развития России несоответствие темпов и содержания, протекающих в обществе, процессов социальной дифференциации, изменений ценностных структурах и институционализации. В результате социетальных трансформаций в менталитете населения существуют либеральные и традиционные ценности и диспозиции, а патриотизм в России перестал быть принципом активной жизненной позиции, а прочно перешел в разряд неустойчивого эмоционального переживания. Автор предлагает выбрать ответственное отношение к окружающей среде, природным ресурсам как один из критериев приверженность патриотизму власти, бизнеса, личности. Социальная практика, построенная на принципах гражданской ответственности личности, социальной ответственности бизнеса, власти в экосоциальной сфере позволит преодолеть центробежные тенденции, радикальные движения в России, стабилизировать общество, укрепит позиции гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discrepancy of rates and the maintenance of the processes proceeding in a society of social differentiation, change in valuable structures and an institutionalization are one of the problems of modern development in Russia. Nowadays liberal and traditional values simultaneously exist in mentality of the population. But patriotism is no longer principle of an active vital position. It has strongly passed in the category of unstable emotional experience.The author suggests choosing the responsible relation to environment, natural resources as one of criteria of adherence of the power, business, the person to patriotism.Social action constructed by a principle of a civil liability of the person, social responsibility of the power, business in area natural management, will allow to stabilize a society and to strengthen positions of a civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «Экосоциальные аспекты патриотизма и проблема ответственности в российском обществе»

УДК 32

Р. М. Рахимова

ЭКОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЗМА И ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: патриотизм, ценности, экосоциальная деятельность, социальная ответственность, гражданская ответственность, социальное действие, ресоциализация.

Одна из проблем современного развития России - несоответствие темпов и содержания, протекающих в обществе, процессов социальной дифференциации, изменений ценностных структурах и институционализации. В результате социетальных трансформаций в менталитете населения существуют либеральные и традиционные ценности и диспозиции, а патриотизм в России перестал быть принципом активной жизненной позиции, а прочно перешел в разряд неустойчивого эмоционального переживания. Автор предлагает выбрать ответственное отношение к окружающей среде, природным ресурсам как один из критериев приверженность патриотизму власти, бизнеса, личности. Социальная практика, построенная на принципах гражданской ответственности личности, социальной ответственности бизнеса, власти в экосоциальной сфере позволит преодолеть центробежные тенденции, радикальные движения в России, стабилизировать общество, укрепит позиции гражданского общества в России.

Keywords: patriotism, values, ecosocial activity, social responsibility, a civil responsibility, social activity,

resocialisation.

Discrepancy of rates and the maintenance of the processes proceeding in a society of social differentiation, change in valuable structures and an institutionalization are one of the problems of modern development in Russia. Nowadays liberal and traditional values simultaneously exist in mentality of the population. But patriotism is no longer principle of an active vital position. It has strongly passed in the category of unstable emotional experience.The author suggests choosing the responsible relation to environment, natural resources as one of criteria of adherence of the power, business, the person to patriotism.Social action constructed by a principle of a civil liability of the person, social responsibility of the power, business in area natural management, will allow to stabilize a society and to strengthen positions of a civil society in Russia.

Соотношение процессов модернизации и традиции российского социума, в которых, как в зеркале, отражаются история и действительность общества, делают сегодня, как никогда, актуальной проблему реализации социальной и гражданской ответственности государства, личности, бизнеса.

Социальная ответственность государства, власти - ответственность и готовность к минимизации социальных рисков, учет ярко выраженного запроса большинства населения на большую социальную справедливость и смягчение имущественной дифференциации в обществе, регулирование соответствия платежеспособного спроса населения и предложений на рынке, способность отвечать за свою деятельность перед обществом, отдельными социальными группами, социальными институтами. Социальная ответственность личности есть обязанность и готовность отвечать за свою деятельность перед отдельными социальными группами, социальными институтами, социумом.

Гражданская социальная ответственность личности, власти и бизнеса способны обеспечить предсказуемость социально-экономического, политического развития страны, снять несоответствие между социокультурными ориентациями большинства населения и реальной политической практикой.

Россияне сегодня находятся в достаточно сложной ситуации, т.к., в обществе длительное время сохраняется несовпадение процессов социальной дифференциации и институционализации, которое, в свою очередь, создает ситуацию противоречия в системе ценностей, неизбежно возникающих, в том числе, на фоне изменений в их иерархии.

Радикальные изменения в российском обществе в 90-х годах XX в., произошедшие на принципах неприемственности, вызвали всеобщие процессы ресоциализации, т.е. смены устоявшихся в обществе (в социальных группах, институтах) норм и ценностей - новыми. В качестве примера можно привести изменения в системе ценностей студенческой молодежи юго-востока Татарстана, которые произошли с 2005 по 2007г.г. Опросы, проведенные среди студентов Альметьевского государственного нефтяного института, в рамках программы «Социальный портрет студента АГНИ» показал следующее: за 2 года для студентов более значимы стали «здоровье» (с 66,4 % до 74,0 %), «семья» (с 44,6 % до 55 %), «деньги» (с 22,9 % до 45,0 %); уменьшилась значимость для студенческой молодежи: «дружбы» - с 44,3 % до 14 %, «любви» - с 40,5 % до 17 %: «любовь», «дружба» с 3,4 места переместились на 6,7 места в иерархии ценностей, а «деньги» - с 6 места переместились на 3 место, при неизменности позиций ценностей «здоровья» и «семьи».

Однако, всероссийское исследование по проблеме идентичности россиян, проведенное ИС РАН под руководством академика М.К.Горшкова, «Граждане России: как они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить» в 1998, 2004, 2007 гг., демонстрируют, что в стране сократилось число последователей модернистского сознания (с 26% до 20%), и возросла доля традиционалистов (с 41% до 47%). Промежуточный тип сознания, сочетающий в себе элементы традиционализма и модернизма характерен для 33% населения.

Эта тенденция затронула все возрастные группы, в т.ч. и возрастную кагорту до 25 лет, в которой с 2004 г. доля модернистов сократилась с 37% до 27%, а доля традиционалистов возросла с 29% до 39%, то есть подготовка России к модернизационному прорыву сопровождается ростом традиционалистских установок в духовной культуре общества. Таким образом, можно предположить, что в начале 21 века для населения страны важно утвердиться на ценностях, которые являются основой толерантности и идентичности в нашем менталитете. При этом социокультурные изменения у населения отличаются от тех политических процессов, которые декларируются политической властью.

Одновременно растут и противоположные по содержанию социальные установки, настроения. На основе многолетних исследований в России, академик Горшков М.К. отмечает повышение агрессивности молодежи на фоне постепенных (эволюционных) изменений сознания россиян (1997-2009 г.). Молодежь средних городов менее подвержена экстремизму (в отличие от крупных городов и сельских поселений).

Это можно квалифицировать как противоречивые компенсаторные реакции молодежи на низкое качество образования, профессионализма, отсутствие четких жизненных перспектив, плохое состояние здоровья населения, депопуляцию российского народа, рост безработицы, социальную инклюзию молодежи, спровоцированные политическими процессами в стране, в т.ч. неконтролируемыми властью.

В этих условиях особую значимость приобретает формирование гражданской ответственности как принципа деятельности личности, социальных групп, институтов, что позволит обществу приобрести вектор развития на улучшение качества жизни, стабильность и предсказуемость.

Гражданская ответственность, в первую очередь, - оценочная деятельность действий государства, критическое отношение общества к власти. В условиях современной России эта деятельность сдерживается недостаточным развитием субъектов гражданского общества - объединений, ассоциации, не связанных с доминирующими политическими институтами, несостоятельностью оппозиции, системы сдержек и противовесов в политической системе.

Отсутствие влиятельной и конструктивной оппозиции может обернуться радикализацией как либералов, так и националистов, формированием полуфашистских молодежных банд, охотящихся за иммигрантами, гражданской деморализацией

значительной части общества. События декабря 2010 года в крупных городах России еще одно подтверждение этого.

Ситуация осложняется тем, что нестабильность экономики России не может обеспечить эффективное функционирование институтов гражданского общества. В свою очередь, без развитой практики гражданской ответственности населения невозможно эффективное развитие экономики.

Настоятельное обращение официальной пропаганды к идее патриотизма сегодня, по нашему мнению, есть попытка использовать эту ценность в качестве основополагающей, способной сплотить народ и власть, государство и общество, различные слои населения, и укрепить межпоколенные связи.

Патриотизм, в большинстве словарей, определяется как сильное чувство любви к Родине, которое проявляется через беззаветную преданность и служение ей.

Современные социологические теории рассматривают патриотизм как традиционную ценность, не совместимую с процессами в постиндустриальных, открытых обществах.

Дмитрий Лихачев, выдающийся российский филолог, историк, культуролог в своей книге "Заметки о русском" отмечал, что при всей значимости патриотизма, как моральноэтической ценности, подчас бывает трудно определить границу между патриотизмом и национализмом, т. к. всегда существует опасность превращения патриотизма в национализм: «Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро». [1]

И сегодня, в современной российской практике мы, нередко наблюдаем то, как государство не может юридически квалифицировать, четко определиться в оценках современных националистических движений. Поэтому в обществе постоянно возникает вопрос: группировки, политические лидеры, которые декларируют тезисы, подобные: "Россия для русских", "Татарстан - для татар" - патриоты или националисты - радикалы?

Тем более, что все чаще основной причиной негативного отношения россиян, проживающих в различных регионах страны, к некоренному населению называют неспособность (нежелание) этого населения стремительно ассимилироваться [2], а не скудость ресурсов местных органов власти, неразвитость инфраструктуры регионов, дефицит рабочих мест, возникший в результате структурной неразвитости экономики, правовую несостоятельность власти и прочее.

Для российского массового сознания «патриотизм» важная характеристика России. По количеству упоминаний эта ассоциация близка к понятиям «духовный мир», «культура», «взаимопомощь», «кризис», «наркотики», «моральный упадок» (от 63% до 58%) [3]. На основании этого можно предположить, что для российского массового сознания, «патриотизм» - есть симбиоз сложных ассоциаций (чувств), в которых присутствуют любовь, гордость и боль за свою Родину.

Опросы, проведенные автором в молодежной среде 90-х годов на юго-востоке Татарстана, также показали противоречивость патриотического чувства в сознании молодежи: она демонстрировала свою готовность отдать жизнь за свою отчизну, при этом не испытывала гордости за свою Родину.

Опрос, проведенный в АГНИ в 2009 г. (ноябрь) среди студентов 1, 3, 5 курсов (по 50 чел.), показал, что для студентов 1 курса ценность «патриотизм» имеет большое значение: 7,5 баллов из 10. Меньшее значение - для студентов 3 курса (6,2) и студентов 5 курса - (6,6 баллов из 10).

Опрос студентов 1 и 4 курсов АГНИ, проведенный в апреле 2010 г. показал, что у студентов разного возраста отличаются представления о том, что такое патриотизм. Для студентов 1 курса «патриотизм» означает: «уважать и знать историю России» - 71,8%, «уважительно относиться к участникам ВОВ, людям пожилого возраста, инвалидам» -48,7%, «испытывать чувство ответственности за происходящее в стране» - 46,2%.

Для студентов 4 курса «патриотизм» в первую очередь, - «гордость за свою страну» -63,3%; «уважать и знать историю России» - 56,7%, «уважительно относиться к участникам ВОВ, людям пожилого возраста, инвалидам» - 53,3%. На четвертом месте «испытывать чувство ответственности за происходящее в стране» - 36,7%.

Таким образом, «патриотизм» для студентов - это во многом эмоциональные переживания, основанные на исторических ретроспективах, достижениях и заслугах великих предшественников, а не готовность быть ответственным за судьбу страны.

Глобализация, на наш взгляд, усилит процессы развития гражданского общества и гражданской ответственности населения России, что, в свою очередь, поможет перейти «патриотизму» из разряда эмоционального состояния в разряд ответственного социального, гражданского действия.

Экосоциальный аспект патриотизма, который постепенно начинает занимать важное место в сознании общества, можно расценивать как позитивное изменение в российском менталитете, позволяющее восполнить потери, которые возникают в результате формирования новой иерархии ценностей.

В этих условиях очень важно формировать ответственные экосоциальные установки и ценности в молодежной среде. Результаты опроса «Культурологические представления населения г. Альметьевск о земле, природе» позволяют оценить, как молодежь оценивает значение природной среды.

Эко-социальный фактор - взаимосвязь между оптимальным состоянием окружающей среды (воздушное пространство, наземные, подземные воды, почвенный покров, своевременная утилизация отходов) и позитивным социальным самочувствием населения, основанном на стабильности их социального положения, здоровья и активной гражданской позиции.

Этот фактор напрямую связан с социально устойчивым развитием общества, в том числе городов.

Социально - устойчивое развитие города - направленный вид социального изменения, ориентированный на реализацию социально - значимых для населения города целей, решение социальных проблем, дестабилизирующих развитие города и обеспечение социальной стабильности. Это особенно важно для монопромышленных городов, которые возникли в большом количестве в России, благодаря специфике ее геополитического пространства. В этих городах, на основе развития полного цикла промышленного производства, добычи или переработки сырья, возникают так называемые «градообразующие» предприятия. Монопрофильные города юго-востока Татарстана -Альметьевск, Лениногорск, Бавлы, Азнакаево и др. - уютные малые и средние города с хорошей инфраструктурой и высоким, в сравнении с другими регионами республики, уровнем жизни.

Все аспекты социально-экономического развития городов юго-востока РТ подчинены специфике технологических процессов ОАО «Татнефть», а так же воспроизводству трудовых ресурсов необходимых для производственной деятельности ОАО «Татнефть». Это способствует превращению практики социальной ответственности компании в регионе в корпоративный интерес.

Социальная ответственность бизнеса - готовность строить деятельность в интересах нации, поддерживать рынок на условиях соответствия предложений платежеспособности населения, соблюдение принципов национальной безопасности, неприятие норм, предающей интересы страны, компрадорской или, как определил часть российского бизнеса А. Ципко, «оффшорной буржуазии».

Многолетняя деятельность градообразующих нефтяных предприятий привела к серьезным негативным последствиям в окружающей среде. Это, в первую очередь, связано с использованием различных агрессивных методов добычи нефти: закачка в пласт кислотосодержащих жидкостей, пара, применение внутрипластового горения и

внутрипластовых взрывов и т. д. Как следствие, юго-восток РТ - регион благополучия и, в то же время, центр острых экологических, демографических, социальных проблем. Потрясения на рынке сбыта продукции градообразующих предприятий (в данном случае -нефти), ведут к дестабилизации во всех сферах жизнедеятельности поселений. Города занимают лидирующие позиции по количеству населения с сердечно-сосудистыми, легочными и онкологическими заболеваниями в республике.

Устойчивое развитие городов юго-востока РТ во многом зависит от решения экологических проблем, которые не должны переноситься в будущее, а экосоциальный фактор становится ведущим в этом развитии. Основными агентами экосоциальной деятельности являются муниципалитет, ОАО «Татнефть» и другие промышленные предприятия региона и горожане. Их ответственность в сфере охраны окружающей среды становятся критерием их патриотизма.

В начале XXI века, согласно данным ежегодных нефинансовых отчетов ОАО «Татнефть» об устойчивом развитии и социальной ответственности, компания ведет свою деятельность в регионе с наивысшей плотностью населения по сравнению с регионами деятельности других крупных нефтегазодобывающих компаний России, используя современные методы добычи нефти и газа, которые позволяют бережнее относится к природе.

«Экологическая программа ОАО Татнефть на 2000 - 2015 гг.» декларирует в качестве главной цели экологической политики компании - максимально возможное предотвращение загрязнения окружающей среды на территории деятельности, и уменьшение негативного воздействия технологических процессов разработки нефтяных месторождений и любой другой производственно-хозяйственной деятельности на природную среду.

Соответствующие службы ОАО «Татнефть» ежегодно в 68 населенных пунктах юго-востока Татарстана проводят отбор и анализ проб воздуха на содержание основных загрязняющих веществ - углеводорода, сероводорода, окиси азота, пыли, сажи и др.

Ведомственная наблюдательная сеть состояния пресной воды действует с 1968 года (а деятельность с 50-х годов). Контролируются реки, которые используются в качестве источников водоснабжения объектов нефтедобычи и поддержки пластового давления: Кама, Ик, Степной Зай, Шешма, Карабашское водохранилище. 100% попутно добываемой воды используется в системе поддержки пластового давления. С целью задержания нефти и снижения риска дальнейшего загрязнения открытых водоемов, в случае отказа в системе нефтепровода, - построены стационарные нефтеулавливающие сооружения на малых реках, ручьях, сухих оврагах. Сегодня в рабочем состоянии более 600 стационарных нефтеулавливающих сооружений, биопруд и т. д.

Пахотные угодья территорий, где развернула свою деятельность ОАО «Татнефть» -составляет 80% этой территории. Земли большинства административных регионов РТ, где ведется добыча нефти, обладают высоким и естественным плодородием.

Опрос, проведенный весной 2010 года среди студентов и школьников г.Альметьевска по программе «Культурные представления населения г.Альметьевск о земле, природе» показал, что молодежь в возрасте 15-30 лет связывают состояние природы, почвы с состоянием своего здоровья. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, это состояние почвы определяет состояние нашего здоровья ?», подавляющее большинство респондентов - 92%, в возрасте 15-30 лет ответили утвердительно.

Молодые люди считают, что в большей степени плодородию почвы угрожает деятельность промышленных предприятий - 76% респондентов, деятельность сельскохозяйственных предприятий -16% респондентов.

Анализ величин земельных отводов ОАО «Татнефть» показывает, что с 1971 года идет снижение их площади, обусловленное уменьшением изъятия под коммуникации и трубопроводы. При этом, общая площадь отчужденных и, в настоящее время,

эксплуатируемых ОАО «Татнефть» земель, составляет менее 1% всей территории административных районов республики, в пределах которых функционируют структурные подразделения компании.

Количество редких видов животных, являющихся прямым отражением состояния окружающей природной среды региона деятельности ОАО «Татнефть», полностью соответствует той насыщенности, которая действительно существует в этой зоне. На юго-востоке республики вновь стали привычными соколы, перепелки, зайцы, сурки и лисы.

Важное направление в природоохранной деятельности ОАО «Татнефть» - работа по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду за счет сбора и утилизации отходов, образующихся в технологических процессах нефтедобычи, которые используются как дополнительный, нетрадиционный источник для получения товарной продукции -жидких углеводородов, вторичного полиэтилена, кабельной продукции и т. д.

Однако на промыслах нередко встречается устаревшее оборудование, которое не справляется с современными темпами производства. Поэтому - до сих пор нередко продолжается запрещенная практика стравливания газа в атмосферу, выброс использованных труб после капитального ремонта скважин в лесах и оврагах, вместо их утилизации. Сегодня всерьез рассматривается возможность открытой добычи битума. Ветераны нефтяной промышленности РТ, которые работали на промышленности в 50-70-е годы, оценивая свою работу в эти годы, нередко с горечью говорят: «Нас судить надо! А нам давали ордена... »

Более чем 60-летняя деятельность компании по добыче нефти - источник процветания республики и одна из причин того, что юго-восточный регион РТ имеет наивысший показатель, в сравнении с другими регионами республики, по заболеваниям верхних дыхательных путей, различным аллергиям, раковым заболеваниям и др.

Активная социальная политика, которая проводится сегодня руководством ОАО «Татнефть»: развитие инфраструктуры здравоохранения: строительство диагностических центров, больниц, спортивных сооружений, баз отдыха, оздоровительных лагерей, благоустройство родников, рекультивация земель - направлены на снижение уровня заболеваний в регионе.

Довлеющее положение ОАО «Татнефть» - бюджетообразующей компании в решении вопросов социальной сферы привело к тому, что в социальных практик населения городов юго-востока Татарстана получили распространение иждивенческие установки, индифферентность к городским проблемам, упование на то, что экономические, социальные, экологические, политические проблемы в городе будут решены государством, муниципалитетом, градообразующим предприятием. Как следствие: низкая гражданская культура горожан, которые поддаются любым социально-политическим манипуляциям со стороны властей. Опрос, проведенный в Альметьевске, показал, что молодежь считает озеленение города, сохранение плодородия почвы задачей государственных муниципальных служб (90%) и частных фирм (18%).

Гражданская пассивность горожан проявилась в их молчаливом согласии на строительство подземных и наземных гаражей на берегу городских водоемов, на территории средних школ, рядом с православной часовней, построенной в память о советских воинах, погибших в Афганистане. Муниципальные власти и городская общественность не смогли противостоять разграблению городскими маргиналами большинства легендарных садов-огородов нефтяников, которые были не просто «лёгкими» города, а формой общения, организацией свободного времени, оздоровления горожан, трудового, экологического воспитания подрастающего поколения, визитной карточкой города. Для молодых людей 15-20 лет - это история, которая, в первую очередь, коснулась старшего поколения в их семьях. В свою очередь, сегодня молодежь города в том числе, студенты - нефтяники, предпринимает конкретные действия по сохранению окружающей среды [4].

Студенты Альметьевского государственного нефтяного института во время профильной смены студенческого актива «Гаудеамус» 2009 году разработали проект городского парка «След жизни», в котором предлагают посадку деревьев в честь каждого родившегося в городе ребенка. Бизнес-план этого проекта был отмечен Дипломом юговосточного отделения Торгово-промышленной палаты РТ.

Молодежь города согласна с тем, что городская среда должна быть оптимально включена в природное окружение (82%). Однако отрицательных ответ на вопрос «Есть ли у Вас в городе любимы уголок природы» 42% молодых респондентов говорит об отчужденности молодых людей от природы.

При этом, молодежь высказалась за создание перспективного плана озеленения города: 56,1% опрошенных студентов и 43,9% школьников.

Относительная «планетарность» мышления молодежи проявилась при ответе на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Земля»?». Большинство ответили: «планета» - 68% респондентов, («плодородный слой, почва» - 44%, «место, где родился»-36% респондентов).

На проведенном в 2010 г. Фондом духовного возрождения «Рухият» ОАО «Татнефть» конкурсе детского рисунка «Дети нефтяников за экологию», Сахбеев Усман 13 лет назвал свой рисунок «Жива природа - жив и я!».

Может быть, поколение сегодняшних 13-18 летних возьмут на себя ответственность за город, страну, в которой они живут?

Экосоциальный аспект патриотизма достаточно просто освобождается от классовой, клановой дифференциации. Эта, значимая для России, ценность легко наполняется рациональным смыслом. Это, тем более, важно сейчас, когда исторические основания гордости за свою страну все больше отдаляются от молодого поколения.

Социальная, гражданская ответственность за сохранение окружающей среды, как одна из основ идентичности россиян, которую осознает молодежь, может стать основой духовного, экономического роста страны.

Это снизит опасность того, что «патриотизм» может стать терминальной и инструментальной ценностью российского фашизма, который разрушит и российскую идентичность и российскую государственность.

Литература

1. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С.Лихачев // Советская Россия. - 1981. - С.43

2. Костиков, В. Хиджаб для Марии / В.Костиков // Аргументы и факты. - 2009. - №46 (1515). - С.6 11-17 ноября.

3. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении / М.К. Горшков //Социологические исследования. - 2009. - №3. - С.15-26

4. Кузьмина, Ю.М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения / Ю.М. Кузьмина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №3 - С.116-125

© Р. М. Рахимова - д-р социол наук, проф., зав. каф. гуманитарного образования и социологии Альметьевского госуд. нефтяного ин-та, gumanitarii@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.