Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куринова Я. И.

Цель. Представленная статья направлена на обоснование роли и значения экосистемного подхода в активизации функционирования предприятий малого и среднего бизнеса для развития региональной экономики. Структура/методология/подход. Развитие малого и среднего бизнеса играет во многом определяющую роль для экономики региона за счет создания рабочих мест, роста спроса, общего оживления конъюнктура рынка, снижения социальной напряженности и решения значимых для региона вопросов, лежащих в области социально-экономических перемен. Это предполагает интерес к экосистемному подходу, позволяющему улучшить качество взаимодействия между представителями предпринимательского сообщества, органами власти и потребителями. Методический аппарат исследования основывается на оценке роли экосистемного подхода к поддержке МСП в регионе. Результаты. Определено, что для реализации действенных мер поддержки и роста эффективности предпринимательской экосистемы в регионе необходима вовлеченность ее участников в осуществляемые цели и задачи, согласование интересов и акцент на совместных усилиях. Практические последствия. В рамках практических результатов можно отметить возможность построения на современном платформенном принципе деловых предпринимательских экосистем, в которые вовлечены потребители товаров и услуг. Данные предпринимательские экосистемы конгруэнтно встраивают в себя экосистему поддержки МСП в регионе. Оригинальность/значение. Определено, что с целью повышения эффективности работы предпринимательской экосистемы необходимо учитывать критерии вовлеченности и качество взаимодействия ее участников. Степень удовлетворенности предпринимателей можно определить на основе внедрения системы обратной связи. Подобные мероприятия будут способствовать как удовлетворенности предпринимательского сообщества, так и действенности усилий по поддержке МСП в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куринова Я. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The presented article is aimed at substantiating the role and importance of the ecosystem approach in activating the functioning of small and medium-sized businesses for the development of the regional economy. The development of small and medium-sized businesses plays, in many respects, a decisive role for the economy of the region due to the creation of jobs, the growth of demand, the general revival of market conditions, the reduction of social tension and the solution of important issues for the region that lie in the field of socio-economic changes. This implies an interest in an ecosystem approach that allows improving the quality of interaction between representatives of the business community, authorities and consumers. The methodological apparatus of the study is based on the assessment of the role of the ecosystem approach to supporting SMEs in the region. It is determined that in order to implement effective measures to support and increase the efficiency of the entrepreneurial ecosystem in the region, it is necessary to involve its participants in the goals and objectives being implemented, coordinate interests and focus on joint efforts. As part of the practical results, it is possible to note the possibility of building business entrepreneurial ecosystems on the modern platform principle, in which consumers of goods and services are involved. These entrepreneurial ecosystems are congruently integrated into the ecosystem of supporting SMEs in the region. It is determined that in order to increase the efficiency of the entrepreneurial ecosystem, it is necessary to take into account the criteria of involvement and the quality of interaction of its participants. The degree of satisfaction of entrepreneurs can be determined on the basis of the introduction of a feedback system. Such events will contribute to both the satisfaction of the business community and the effectiveness of efforts to support SMEs in the region.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ Куринова Я. И.,

к.ю.н., директор Автономной некоммерческой организации - микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» (АНО «РРАПП»), г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

JEL classification: J29, L51

Аннотация

Цель. Представленная статья направлена на обоснование роли и значения экосистемного подхода в активизации функционирования предприятий малого и среднего бизнеса для развития региональной экономики.

Структура/методология/подход. Развитие малого и среднего бизнеса играет во многом определяющую роль для экономики региона за счет создания рабочих мест, роста спроса, общего оживления конъюнктурарынка, снижения социальной напряженности и решения значимых для региона вопросов, лежащих в области социально-экономических перемен. Это предполагает интерес к экосистемному подходу, позволяющему улучшить качество взаимодействия между представителями предпринимательского сообщества, органами власти и потребителями. Методический аппарат исследования основывается на оценке роли экосистемного подхода к поддержке МСП в регионе.

Результаты. Определено, что для реализации действенных мер поддержки и роста эффективности предпринимательской экосистемы в регионе необходима вовлеченность ее участников в осуществляемые цели и задачи, согласование интересов и акцент на совместных усилиях.

Практические последствия. В рамках практических результатов можно от-

метить возможность построения на современном платформенном принципе деловых предпринимательских экосистем, в которые вовлечены потребители товаров и услуг. Данные предпринимательские экосистемы конгруэнтно встраивают в себя экосистему поддержки МСП в регионе.

Оригинальность/значение. Определено, что с целью повышения эффективности работы предпринимательской экосистемы необходимо учитывать критерии вовлеченности и качество взаимодействия ее участников. Степень удовлетворенности предпринимателей можно определить на основе внедрения системы обратной связи. Подобные мероприятия будут способствовать как удовлетворенности предпринимательского сообщества, так и действенности усилий по поддержке МСП в регионе.

Ключевые слова: экосистема, предпринимательская экосистема, развитие, малый и средний бизнес.

Ya.I. Kurinova

ECOSYSTEM APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Abstract

The presented article is aimed at substantiating the role and importance of the ecosystem approach in activating the functioning of small and medium-sized businesses for the development of the regional economy.

The development of small and medium-sized businesses plays, in many respects, a decisive role for the economy of the region due to the creation of jobs, the growth of demand, the general revival of market conditions, the reduction of social tension and the solution of important issues for the region that lie in the field of socio-economic changes. This implies an interest in an ecosystem approach that allows improving the quality of interaction between representatives of the business community, authorities and consumers. The methodological apparatus of the study is based on the assessment of the role of

the ecosystem approach to supporting SMEs in the region.

It is determined that in order to implement effective measures to support and increase the efficiency of the entrepreneurial ecosystem in the region, it is necessary to involve its participants in the goals and objectives being implemented, coordinate interests and focus on joint efforts.

As part of the practical results, it is possible to note the possibility of building business entrepreneurial ecosystems on the modern platform principle, in which consumers of goods and services are involved. These entrepreneurial ecosystems are congruently integrated into the ecosystem of supporting SMEs in the region.

It is determined that in order to increase the efficiency of the entrepreneurial ecosystem, it is necessary to take into account the criteria of involvement and the quality of interaction of its participants. The degree of satisfaction of entrepreneurs can be determined on the basis of the introduction of a feedback system. Such events will contribute to both the satisfaction of the business community and the effectiveness of efforts to support SMEs in the region.

Keywords: ecosystem, entrepreneurial ecosystem, development, small and medium business.

Введение

Вопросы развития сегмента малого и среднего бизнеса приобретают особую актуальность ввиду необходимости поиска новых направлений государственной поддержки МСП, поскольку этот сектор чрезвычайно значим для экономики страны, ее территориальных и отраслевых подсистем, сферы инноваций, а также социальной сферы и уровня жизни населения в целом.

Отметим также, что в рамках усиливающегося перехода к новому технологическому укладу, опирающемуся на открытие и акселерацию прежде всего технологических стартапов, работающих на цифровых платформах, усиливаются риски, связанные с продолжающейся автоматизацией производства и цифровизацией всех сфер, которые могут быть нивелированы

путем роста предприимчивости и применения творческого подхода к функционированию бизнеса. Продолжающаяся пандемия COVГО-19 и связанный с нею экономический кризис усиливают процесс безработицы и ускоряют процесс цифро-визации, что все больше ухудшает состояние сектора МСП в целом и его отдельных сегментов в частности.

В России реализуются различные меры поддержки МСП. В результате реализации мер такой политики предполагался, например, рост числа занятых в секторе МСП (включая ИП) с 19,3 млн чел. в 2018 г. до 25,1 млн. Но уже в 2019 г. произошло сокращение числа занятых в секторе МСП на 0,5 млн чел., а кризис 2020 г. еще больше осложнил эту ситуацию. Если говорить о прогнозе на 2021 г., то по результатам проведенного опроса Торгово-промышленная палата России пришла к выводу, что в ближайшем будущем каждое третье предприятие сектора МСП может закрыться.

Как показывает практика, предпринимаемые на региональном уровне до недавнего времени меры, направленные на стимулирование предпринимательства, не обеспечивали решение перечисленных проблем, рост деловой активности бизнеса, поскольку были сформированы без учета конкретного пространственного контекста, в котором развивается бизнес, что в значительной мере снижало их эффективность. В связи с тем, что государственная политика поддержи МСП в стране, использующая секторальный подход и практикующая прежде всего прямую государственную поддержку субъектов МСП, в современных условиях не приносит ожидаемых результатов, остро встал вопрос о смене как подхода к развитию МСП вообще, так и подхода к государственной поддержке МСП в частности. Соответственно, высокая значимость сегмента малого и среднего предпринимательства, а также необходимость поиска нового формата его поддержки и сопровождения перспективных направлений развития, готовности отвечать на кризисные реалии акцентировали интерес к экосистемному подходу.

Материалы и методы

В нацеленности на исследование эко-системного подхода в развитии предприятий малого и среднего бизнеса нами анализируется роль и значение МСП для региональной экономики, возможные уровни реализации экосистемного подхода к поддержке МСП в целях его устойчивого развития, а также сущность деловых и предпринимательских экосистем. Использованы методы описания, сравнения, анализа и синтеза полученных данных.

Обсуждение

Экосистемный подход повышает устойчивость объединяемых в общий экономический организм структур, способствует наращиванию их коллективной конкурентоспособности, приросту потребительской ценности и вовлечению в фарватер функционирования экосистемы ее потребителей, становящихся, по сути, партнерами на долгосрочной основе.

Это феномен проявляется в различных отраслях и сферах деятельности, что отмечают различные исследователи. Например, такие авторы, как В. Бондарен-ко, Е. Семерникова, указывают на значение экосистемного подхода для сектора финансовых услуг [1, 2]. М. Кольган, Ю. Медведева акцентируют внимание на повышении эффективности работы сферы торговли и продвижении товаров и услуг на основании выстраивания деловых экосистем [7]. И. Красюк подчеркивает значение экосистемного подхода для развития инновационной составляющей [8].

Характеризуя понимание экосистем-ного подхода к предпринимательству, прежде всего малому и среднему, можно отметить, что он представляет собой акцент на индивидах и сетевых форматах.

Этот подход открывает совершенно новые эволюционные пути и возможности для развития в результате появления инновационных решений за пределами старых отраслей и границ организации, открывает новые возможности для их устойчивого роста и дифференциации. Новая форма сотрудничества между организациями позволяет добиться успеха на равной основе и быть эффективными, поскольку получае-

мая прибыль повышается в результате сокращения операционных издержек. Можно сказать, что совершается переход к новому подходу в создании ценности. Экосистема позволяет не только сопровождать клиентов на протяжении всего его пути при получении и использовании продукта, но и поддерживать развитие самого бизнеса. Организации, входящие в экосистему, получают двойную пользу - значительное конкурентное преимущество и возможность устойчиво развиваться, используя все преимущества экосистемного подхода.

Преимущество экосистем проявляется в том, что они позволяют преодолевать барьеры и препятствия реализации различных предпринимательских проектов и формируют ценностное предложение для клиента, создаваемое несколькими партнерами внутри экосистемы, а не только внутри цепочки поставок. Экосистема включает разнообразных участников, которые определенным образом взаимосвязаны друг с другом, и устанавливает равное партнерство между ними.

Результаты

На наш взгляд, преимущества экоси-стемного подхода также позволяют обеспечить устойчивое развитие бизнеса в регионе, и прежде всего МСП. Устойчивое развитие МСП зависит от уровня развития предпринимательской экосистемы региона, на которую, в свою очередь, оказывают влияние внешние условия: природные ресурсы, экономико-географическое положение, инновационный потенциал, инфраструктура, культурные и иные особенности региона, а также состояние поддержки МСП в регионе. Это говорит о том, что каждая экосистема обладает уникальностью. Ряд исследователей справедливо отмечают, что единого образца создания предпринимательской экосистемы не существует [4]. Также нет единого подхода к формированию экосистемы поддержки МСП как одной из составных частей предпринимательской экосистемы. Все это обусловливает необходимость исследования сущности, особенностей и преимуществ экосистемного подхода в целях повышения уровня устойчивого развития

предпринимательства и разработки для этой цели единой экосистемы поддержки МСП в регионе. Считаем целесообразным

проиллюстрировать уровни реализации экосистемного подхода к поддержке МСП в целях его устойчивого развития (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровни реализации экосистемного подхода к поддержке МСП в целях его устойчивого развития (составлен автором)

Подобная иерархия позволяет проследить значение экосистемности для развития сегмента малого и среднего бизнеса. Как известно, сама экосистема представляет связанный комплекс элементов, которые неотделимы друг от друга, взаимодействуют вместе внутри экосистемы, обеспечивая положительный эффект, который не может быть получен без данного взаимодействия и пропадет, если оценивать какой-либо из элементов экосистемы отдельно. То есть каждый элемент, входящий в экосистему, нельзя рассматривать отдельно без учета его взаимосвязи со всей экосистемой. Это обстоятельство является одной из характерных и важных черт экосистемы.

Дж. Мур определил сущность и понятие бизнес-экосистемы, состоящей из организаций и отдельных представителей делового сообщества, которые в совокупности не только образуют систему взаимной поддержки, но и эволюционируют сообща [11]. Организации взаимодействуют друг с другом на конкурентной основе или

совместно работают над поиском новых решений для удовлетворения потребностей клиентов, что в конечном итоге запускает следующий инновационный виток, и этот процесс неоднократно повторяется.

В таком подходе выделены следующие ключевые категории: центральная организация, вокруг которой выстраивается бизнес-экосистема; различные экономические агенты, являющиеся или не являющиеся членами данной экосистемы; связи между членами экосистемы, в том числе и связи с центральной организацией; совместно создаваемая ценность, создание которой либо не было бы возможно без данной экосистемы, либо требовало бы больших затрат.

Мур проводил анализ экосистем по фазам жизненного цикла. Фазы организации разделяются на четыре стадии: рождение, расширение, лидерство и самообновление, или смерть, что позволяло выработать комплекс взаимоотношений между участниками существующей бизнес-экосистемы и определить шаги по конку-

рентной борьбе с возможными альтернативными бизнес-экосистемами.

Такой подход позволяет реализовы-вать уникальный функционал, который часто каждая организация не может реализовать по отдельности. При этом важно, чтобы один из участников экосистемы, ее инициатор определял правила работы и управлял взаимодействием между партнерами, входящими в экосистему. Предпринимательская экосистема - социально-экономическая среда, влияющая на развитие местного и регионального предпринимательства.

Сама предпринимательская экосистема представляется сложным организмом из числа экономических экосистем. В нее входят клиенты, конкуренты, посредники, поставщики, организации, реализующие сопутствующие товары и услуги, регулирующие органы. Она создается предпринимателями на локальном территориальном пространстве, как правило в регионе, с целью развития бизнеса. Ее жизненный цикл такой же, как у организации.

Можно также отметить, что предпринимательская экосистема - это сеть взаимодействия основных заинтересованных сторон различной специализации (организации, университеты, научные учреждения, венчурные фонды и т.д.), которые участвуют в создании, развитии и поддержке предпринимательских структур.

В отличие от бизнес-экосистемы, основа которой - деловое партнерство компаний, членами предпринимательской экосистемы могут быть и другие заинтересованные в инновациях организации, к числу которых могут быть отнесены соответствующие государственные органы, реализующие государственную или региональную инновационную политику и поддержку предпринимательства.

Вне зависимости от представленных подходов к определению данного понятия, основная идея экосистемы заключается в партнерстве между тремя или более организациями, в результате которого возника-

ет предложение услуг, которое ни одна из сторон не сможет предложить в одиночку. Организации, входящие в экосистему, поддерживают друг друга в конкурентной среде, что является основой устойчивого развития как экосистемы в целом, так и участников, входящих в нее.

Ряд специалистов считают, что первоочередным условием становления предпринимательской экосистемы в регионе является сформированная в нем база знаний, то есть концентрация значительного числа научных работников, исследователей, инженеров и активных одаренных студентов, которые в совокупности могут повышать технологический и предпринимательский потенциал территории [9, 10].

Тем не менее не только уровень технологического развития определяет успех и дальнейшее устойчивое развитие предпринимательской экосистемы в регионе. Важную роль играет готовность компаний региона именно к инновационному предпринимательству и сотрудничеству в его рамках. Сотрудничество в широком смысле предполагает не только сотрудничество с компаниями-партнерами, вузами, различными заинтересованными организациями в рамках локальной бизнес-системы, но и с другими, в том числе межрегиональными и межгосударственными бизнес-системами.

Такие отечественные исследователи, как О. Коломыц, Л. Фарамазян, не только предложили свою структуру предпринимательской экосистемы, которая представлена на рисунке 2, но и показали ее значение для экономики.

Из рисунка 2 следует, что результат функционирования предпринимательской экосистемы проявляется через рост предпринимательской активности, которую можно оценить посредством анализа динамики количества компаний, занятости и благосостояния населения. В свою очередь, рост этих показателей обеспечит увеличение количества рабочих мест и роста ВВП и в итоге понизит уровень бедности.

Рисунок 2 - Структура предпринимательской экосистемы и ее значение для экономики [5]

Показателями результативности предпринимательской экосистемы могут быть и такие показатели, характеризующие состояние сектора МСП, как стабильный прирост создаваемых малых и средних предприятий и превышение их над ликвидированными (при этом показатель сам по себе должен иметь тенденцию к росту), повышение среднего срока жизни малых и средних предприятий (ввиду того, что большая их доля ликвидируется уже после одного года работы).

Следует отметить, что конечный эффект от использования экосистемного подхода к поддержке МСП может быть получен, только если каждый элемент, входящий в предпринимательскую экосистему будет рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Так, невозможно выделить из предпринимательской экосистемы систему поддержки МСП и рассматривать ее отдельно, поскольку эта система создается для того, чтобы обеспечить развитие предпринимательства, а не изолированно от него.

Получается, что предпринимательская экосистема носит динамический (эволюционный) характер и не находится в статическом состоянии. «Каждая экосистема стремится к развитию за счет увеличения количества высокорастущих фирм, в связи с чем важно создать такую культуру

в экосистеме, которая бы поддерживала перспективных предпринимателей» [6].

«Центральным объектом предпринимательской системы является предприниматель. Именно с него начинается формирование экосистемы, и он же ею и управляет. Из этого исходит одна из ее характеристик - самоорганизация. Экосистема зарождается естественным путем и через какое-то время становится самодостаточной» [3]. Это же еще раз подтверждает необходимость учитывать потребности предпринимателей при формировании экосистемы поддержки.

Выводы

В настоящее время экосистемный подход представляется оправданным для развития сегмента малого и среднего предпринимательства в регионах, поскольку он способствует повышению качества взаимодействия образуемого экономического организма, приводит к росту его конкурентоспособности, удовлетворенности потребителей и партнеров. Само развитие малого и среднего бизнеса значимо для региональной экономики.

Предпринимательские экосистемы представляют собой сложное образование, формирующееся как эволюционирующий организм бизнес-экосистемы. Для эффективной работы предпринимательской экосистемы следует учитывать критерии вовлеченности и качества взаимодействия ее

участников. Представляется необходимым при оценке эффективности системы поддержки МСП обязательно учитывать степень удовлетворения предпринимателей этой поддержкой. Степень удовлетворенности можно выявить, например, наладив эффективную систему обратной связи с предпринимателями. В случае, когда предприниматели систематически указывают на имеющиеся проблемы в получении и использовании поддержки, это один из признаков неэффективности существующей поддержки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаренко В.А., Семерникова Е.А. Маркетинг взаимоотношений и потребительская лояльность в банковской сфере: целесообразность формирования "экосистемы" // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2 (54). С. 17-22

2. Бондаренко В.А., Семерникова Е.А. Актуализация маркетинга партнерских отношений в секторе оказания банковских услуг // Практический маркетинг. 2013. № 8 (198). С. 10-17.

3. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. №4. -2017. - С. 212-221.

4. Земцев С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России / С.П. Земцев, В.Л. Бабурин // Региональные исследования. - 2019. - № 2. С. 4-14.

5. Коломыц, О.Н., Фарамазян, Л. Г. Трактовка и характеристика дефиниции "предпринимательские экосистемы" /КУБГТУ- Краснодар, 2017. - с. 108-110.

6. Коломыц О.Н., Черникова В.Е., Гудкова А.Г. Предпринимательские экосистемы: сущностные характеристики и законы развития // Современная научная мысль. 2017. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru

7. Кольган Мария Владимировна, Медведева Юлия Юрьевна Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг.

2017. №3 (241). URL:

https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/problemy-i -perspektivy-primeneniya-innovatsionnyh-metodov-stimulirovaniya-sbyta-v-roznichnoy-torgovle (дата обращения: 29.08.2021).

8. Красюк Ирина Анатольевна, Кольган Мария Владимировна Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящейся маркетинговой системы // Практический маркетинг. 2020. №3 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-tsepochki-sozdaniya-tsennosti-na-osnove-samovosproizvodyascheysya-marketingovoy-sistemy (дата обращения: 29.08.2021).

9. Isenberg D. How to start an Entrepreneurial Revolution // Harvard Business Review? June 1. 2010. P. 41-50.

10. Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, V.A., 2011.

11. Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition, Harvard Business Review, 1993, May-June, pp. 75-83. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and prey-a-new-ecology-of-competition/

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bondarenko V.A., Semernikova E.A. Relationship marketing and consumer loyalty in the banking sector: the feasibility of forming an "ecosystem" // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). 2016. № 2 (54). Pp. 17-22

2. Bondarenko V.A., Semernikova E.A. Actualization of partner relations marketing in the banking services sector // Practical marketing. 2013. No. 8 (198). pp. 10-17.

3. Doroshenko S.V., Shelomentsev A.G. Entrepreneurial ecosystem in modern socio-economic research // Journal of Economic Theory. No.4. -2017. - pp. 212-221.

4. Zemtsev S.P., Baburin V.L. Entrepreneurial ecosystems in the regions of Russia / S.P. Zemtsev, V.L. Baburin // Regional studies. - 2019. - No. 2. pp. 4-14.

5. Kolomyts, O.N., Faramazyan, L. G. Interpretation and characteristics of the definition of "entrepreneurial ecosystems" /KUBSTU- Krasnodar, 2017. - pp. 108-110.

6. Kolomyts O.N., Chernikova V.E., Gudkova A.G. Entrepreneurial eco-systems: essential characteristics and laws of development // Modern scientific thought. 2017. No.5. Access mode: https://cyberleninka.ru

7. Kolgan Maria Vladimirovna, Medvedeva Yulia Yurievna Problems and prospects of application of innovative methods of sales promotion in retail trade // Practical marketing. 2017. No. 3 (241). URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/problemy-i-perspektivy-primeneniya-innovatsionnyh-metodov-stimulirovaniya-sbyta-v-roznichnoy-torgovle (accessed: 08/29/2021).

8. Krasyuk Irina Anatolyevna, Kolgan Maria Vladimirovna The concept of forming a value chain based on a self-reproducing branding system // Practical branding. 2020.

No. 3 (277). URL:

https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/kontseptsiya-formirovaniya-tsepochki-sozdaniya-tsennosti-na-osnove-samovosproizvodyascheysya-marketingovoy-sistemy (accessed:

08/29/2021).

9. Isenberg D. How to start an Entrepreneurial Revolution // Harvard Business Review? June 1. 2010. P. 41-50.

10. Jackson D.J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, V.A., 2011.

11. Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition, Harvard Business Review, 1993, May-June, pp. 75-83. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and prey-a-new-ecology-of-competition/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.