ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
УДК/UDC 378.1
DOI 10.54509/22203036_2024_2_119 EDN ZCRJTY
Зятева Людмила Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», г. Брянск
Zyateva Lyudmila A.
Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Bryansk State Academician I. G. Petrovski University, Bryansk
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ
ECOSYSTEM APPROACH TO ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY
Аннотация. В статье отмечается, что в современных условиях с особой остротой встает вопрос о необходимости переосмысления задач воспитания молодого поколения в целом и студенческой молодежи в частности. Цель статьи - обоснование использования эко-системного подхода в организации воспитательной работы в вузе. Исследование проводится на основе методов анализа и синтеза современной нормативно-правовой документации, определяющей новейшие требования к проектированию воспитательной системы университета. Рассматриваются возможности применения экосистемного подхода к воспитанию с опорой на приоритетные задачи, обозначенные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Статья содержит ана-
лиз теоретических подходов, отражающих понимание экосистемного подхода как научной парадигмы, тесно связанной с концепцией устойчивого развития в контексте проблем совершенствования системы образования. По результатам анализа выделяется ряд ключевых позиций для формирования воспитательного пространства региона.
С опорой на обозначенные позиции рассматривается эффективность использования инновационной образовательной технологии «Молодежный интернет-фестиваль «Поколение.^ в Брянске» в развитии воспитательной экосистемы. Фестиваль объединяет студенчество университетов и колледжей территории славянского приграничья. Взаимодействие субъектов воспитательной экосистемы в рамках данного воспитательного события достигается за счет создания тематических
социально значимых командных интернет-проектов, размещаемых на специализированном портале фестиваля и в социальных сетях, что способствует насыщению молодежного медийного пространства определенным социально ориентированным контентом. Особый способ командообразования в рамках фестиваля предполагает включение в работу над проектами студентов из всех образовательных организаций-участников в составе одной команды, благодаря чему формируется единое молодежное сообщество единомышленников. В период планирования и разработки проекта в творческий процесс вовлекаются представители администрации вузов-участников, общественных организаций и объединений, учреждений культуры, промышленности и т. п. Такой подход способствует развитию университета как открытой экосистемы, обеспечивающей сбалансированное взаимодействие ее субъектов и продуктивное развитие воспитательной среды региона. Автор приходит к выводу, что построение воспитательной работы университета на основе экосистемного подхода способствует плодотворному взаимодействию студенческой молодежи региона и становится стимулом для развития творчества, воспитания у обучающихся вузов и колледжей гражданственности, активной жизненной позиции, формирования социокультурных компетенций, отвечает задачам, поставленным в программных документах модернизации современного образования.
Abstract. The article notes that in modern conditions, the question of the need to rethink the tasks of educating the younger generation in general and students in particular arises with particular urgency. The purpose of the article is to substantiate the use of the ecosystem approach in organizing the educational work at a university. The research is carried out on the basis of methods of analysis and synthesis of modern regulatory documentation that defines the latest requirements for the design of the university educational system. The possibilities of applying an ecosystem approach to education based on the priority tasks identified by the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the issues of education of students" are considered. The article contains an analysis of theoretical approaches that reflect the understanding of the ecosystem approach as a scientific paradigm closely related to the concept of sustainable development in the context of problems of improving the education system. Based on the results of the analysis, a number of key positions are identified for the formation of the educational space of the region.
Based on the indicated positions, the effectiveness of using innovative educational technology "Youth Internet Festival: "Generation.RU in Bryansk" in the development of the educational ecosystem is considered. The festival brings
together students of universities and colleges in the Slavic borderlands. The interaction of subjects of the educational ecosystem within the framework of this educational event is achieved through the creation of thematic socially significant team Internet projects posted on the specialized portal of the festival and on social networks, which contributes to the saturation of the youth media space with certain socially oriented content. A special method of team building within the framework of the festival involves the inclusion of students from all participating educational organizations in the work on projects as part of one team, thanks to which a single youth community of like-minded people is formed. During the planning and development of the project, representatives of the administration of participating universities, public organizations and associations, cultural institutions, industry, etc. are involved in the creative process. This approach contributes to the development of the educational space of the university as an open ecosystem, ensuring a balanced interaction of ecosystem subjects and the productive development of the educational environment of the region. The author comes to the conclusion that the construction of the educational work of the university on the basis of an ecosystem approach contributes to the fruitful interaction of student youth in the region and becomes an incentive for the development of creativity, education in students of universities and colleges of citizenship, an active life position, the formation of sociocultural competencies, and meets the objectives set in program documents modernization of modern education.
Ключевые слова: экосистемный подход, образовательная экосистема, экосистема вуза, воспитательная система, траектория личностного развития, социокультурные ценности.
Keywords: ecosystem approach, educational ecosystem, university ecosystem, educational system, trajectory of personal development, socio-cultural values.
Введение
В современном российском обществе вопросы воспитания молодежи становятся приоритетными, что подтверждается целым рядом государственных документов, принятых в текущем десятилетии и определяющих стратегию развития образовательного процесса в будущем.
К числу таких документов принадлежит блок федеральных законов, в частности, закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-Ф3 , закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волон-
терства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ, закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ, Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р и др.
В указанных нормативных актах процесс воспитания трактуется как «деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения...» [13]. Среди задач, определяющих современную молодежную политику государства, - обеспечение условий для самообразования, формирование образовательного пространства, благоприятного для развития молодых людей, внедрение технологии «социального лифта», позволяющей поддержать потенциал молодежи в социально-экономической сфере [14].
Задача содействия успешной интеграции молодежи в социум и возрастанию ее роли в жизни страны ставится перед педагогическим сообществом и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [12].
Развитие личностного самоопределения, формирование российской идентичности обучающихся, становление молодого человека как высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными компетенциями, способной реализовать свой потенциал в условиях быстро развивающегося общества, признаются приоритетными задачами современной государственной политики [9, с. 4].
Особую актуальность указанные задачи приобретают для современной высшей школы, университетское образование традиционно рассматривалось как духовное пространство для трансляции культуры, овладение которой помогает человеку успешно адаптироваться к условиям постоянно меняющегося социума, проявлять самостоятельность и реализовывать творческий потенциал,готовность и способность включиться в разнообразные социальные практики, используя необходимые профессиональные компетенции.
Именно поэтому продуманное построение воспитательной системы университета является стратегическим направлением его деятельности, позволяющим повысить престиж университетского образования, реализовать социокультурную миссию вуза в образовательном пространстве региона и страны в целом.
В связи с этим нам представляется возможным сформулировать проблему необходимости переосмысления базовых подходов к организации воспитания в современных университетах. Ее актуальность подтверждается тем, что в перечисленных выше нормативных документах воспитание трактуется как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных образовательных организаций, социальных институтов, общественных объединений и субъектов системы воспитания (семьи, государственных структур, образовательных, научных, религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой коммуникации, бизнес-сообществ и т. п.). Такая трактовка отражает основную идею эко-системного подхода как совокупности многогранных связей и взаимоотношений внутри биологических или социальных сообществ.
Цель и задачи проведенного исследования направлены на выявление и обоснование эффективности применения экосистемного подхода к организации воспитательного процесса современного вуза.
Научная новизна работы заключается в осмыслении экосистемного подхода к воспитанию как современной научной тенденции, непосредственно связанной с концепцией устойчивого развития. В статье представлен практический опыт реализации инновационной образовательной технологии Молодежный интернет-фестиваль «Поколение.^ в Брянске», показаны возможности и перспективы ее использования в развитии открытой воспитательной экосистемы университета как базы для плодотворного взаимодействия студенческой молодежи региона.
Методология
Экосистемный подход в современной педагогической науке все чаще рассматривается как значимый ресурс социализации и личностного становления студенческой молодежи. Его применение ориентирует педагогов на изучение личности обучающегося, его ближайшего окружения и взаимоотношений в академической группе, в коллективе факультета, а также требует детального анализа совокупности внутренних и внешних ресурсов, использование которых обеспечит необходимые и достаточные условия для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
Определяющей категорией в понимании сущности экосистемного подхода выступает термин «экосистема», обозначающий совокупность сообщества живых организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных процессов [3].
В XXI веке границы применения термина «экосистема» существенно расширяются. Современным научным сообществом понятие стало использоваться для концептуального описания совокупности элементов саморегулирующихся и саморазвивающихся систем в таких сферах человеческой деятельности, как экономика, инновации,образование и др.
В связи с этим современные исследователи выделяют следующие самостоятельные виды экосистем: педагогическая, образовательная, социальная, воспитательная и т.п. [4; 6; 15; 16].
В последние годы экосистемный подход стал применяться и в педагогике высшей школы как реакция на возрастающую сложность и многообразие процессов, определяющих функционирование университетских систем. Разнообразие и иерархичность вузовских подразделений и сообществ, расширение границ межведомственного взаимодействия, усиление воздействия внешних факторов, оказывающих влияние на результативность функционирования и развития университета, позволяют использовать понятие экосистемы как категории, не просто характеризующей внутреннюю структуру образовательной организации, но во многом задающей базовые векторы ее развития.
Мы разделяем позицию ученых, рассматривающих экосистемный подход к осмыслению и решению проблем совершенствования системы образования как научную парадигму, тесно связанную с концепцией устойчивого развития.
В частности, Н. В. Акинфиевой устойчивое развитие в образовательной системе характеризуется как процесс использования внутренних и внешних, реальных и потенциальных возможностей для достижения качественно новых прогрессивных образовательных результатов, новых качеств образовательной системы, способствующих выполнению миссии образования в изменяющемся мире, характеризующихся неотрицательной (стабильной или положительной) временной динамикой [1, с. 55]. По мнению автора, устойчивое развитие образовательной организации предполагает создание в образовательной системе развитого инновационного пространства, открытого для поиска новых методов и форм достижения результатов функционирования, стимулирования творческих процессов и продуктивного взаимодействия субъектов экосистемы. [1, с. 56].
В. А. Ермоленко под устойчивым развитием образовательной организации понимает направленное и закономерное изменение ее духовной и материальной сфер. Устойчивость экосистемы проявляется в том, что в результате возможных неблагоприятных воздей-
ствий в работе организации не произойдет существенных негативных отклонений [5, с. 81].
Научные тенденции последних лет отразились и на трансформации трактовок категории «образовательной экосистема».
Так, С. И. Богданов, В. В. Тимченко определяют ее как инновационную социально-образовательную сеть, которая объединяет формальные и неформальные образовательные институты, всех членов сообщества с их потребностями в образовании, имеет разнообразные источники образовательных, кадровых, материальных ресурсов и ориентирована на обеспечение инновационного социально-экономического развития [2, с. 112; 24].
С точки зрения И. М. Федорова, наличие у образовательной экосистемы свойств интерактивности, модульности, системности, вариативности, инновационности и адаптивности обеспечивает ее развитие как устойчивого и эффективного компонента социокультурной среды [15, с. 248-250].
Большинство исследователей (Е. Н. Дзятковская, В. И. Ерошенко, Н. И. Рыжова, Т. Е. Свириденко, И. М. Федоров, О. Н. Яницкий и др.) сходятся во мнении, что в рамках экосистемного подхода возможно успешное решение следующих задач:
- выстраивание среды, способствующей эффективному обмену компетенциями, масштабированию и продвижению успешных образовательных и исследовательских инициатив и проектов;
- расширение ресурсного пространства образовательной системы за счет выявления социально-значимых лиц (общественные деятели, высококлассные специалисты в сфере получаемой профессии, известные предприниматели , медийные личности , лидеры молодежных общественных организаций и т. п.) и их включения в процесс образования, социального развития и решения педагогических проблем [11; 15; 16].
Именно открытость образовательной организации как экосистемы и ее структурных элементов и подсистем обеспечивает стабильные возможности для включения в образовательные отношения новых субъектов, гибкого обновления выполняемых ими функций в процессе управления устойчивым развитием [6, с. 20-21].
С позиций экосистемного подхода мы рассматриваем университет как открытую экосистему, обеспечивающую активное взаимодействие большого количества людей разных возрастов и уровней компетентности, структурных подразделений, молодежных сообществ и общественных объединений.
Преимущество университетского образования мы видим в том, что оно обладает существенным ресурс-
ным потенциалом для организации условий, направленных на самоопределение и социализацию обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [7, с. 7-18].
К числу наиболее востребованных современным обществом ресурсов воздействия на личность будущего специалиста относится воспитательный процесс как элемент вузовской экосистемы [7, с. 18-30]. Экосистемный подход к воспитанию обусловлен самой природой данного социально-педагогического явления.
Главной целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование системы целенаправленного педагогического взаимодействия, обеспечивающей становление компетентной, разносторонне развитой и социально ответственной личности, формирование российской идентичности студенческой молодежи, развитие социального и жизненного опыта студенчества, что призвано обеспечить содействие успешной интеграции выпускников вуза в общество и профессиональную деятельность.
Для реализации цели воспитания в высшей школе необходимо поставить и решать следующие задачи:
- формирование университета как интегратора развития региональной социокультурной среды;
- создание условий для максимально полного освоения духовных ценностей, накопленных как российским обществом, так и человечеством;
- оказание помощи будущему специалисту в раскрытии его внутреннего потенциала, построении траектории личностного роста;
- построение и развитие открытой безбарьерной инфраструктуры для реализации общественного потенциала и социокультурных компетенций студенческой молодежи;
- реализация эффективных моделей и технологий вовлечения студентов в профессиональную и социально-значимую деятельность, такую как деятельность студенческих научных обществ, волонтерских и трудовых объединений, творческих коллективов, педагогических отрядов и т.п.;
- организация систематического межструктурного, межвузовского и межведомственного взаимодействия, способствующего успешной адаптации и социализации обучающихся [7, с. 18-30].
Результаты
Успешное решение представленных выше задач возможно в том случае, если построение воспитатель-
ной траектории университетского образования будет вестись с использованием комплексных педагогических технологий. Одной из таких технологий, ставшей традиционной в Брянском государственном университете, является молодежный интернет-фестиваль «Поколение.^ в Брянске», который реализуется в воспитательном процессе вуза с 2001 года.
Интернет-фестиваль как комплексная инновационная воспитательная технология опирается на реализацию педагогических концепций, предполагающих сближение опыта профессиональной подготовки с формированием целостного мировоззрения, актуализацией духовно-нравственных скреп в сознании молодого поколения [8, с. 105-128].
Стратегическая цель фестиваля - реализация базовых направлений воспитания студенчества (граж-данско-патриотического, духовно-нравственного, научно-образовательного и др.) средствами современных интернет-технологий, насыщение информационного интернет-пространства, актуального в молодежной среде, гражданско-ориентированным контентом, формирование готовности и способности молодых людей сделать малую родину инновационным, сильным регионом, успешно развивающимся в условиях славянского приграничья.
С позиций личностного развития, фестиваль предоставляет современным молодым людям возможность раскрыть свой потенциал как исследователя, креативного лидера, активного участника командного сотрудничества.
Содержание фестивальной деятельности предполагает моделирование, создание и частичную или полную реализацию социально значимых творческих проектов, отражающих требования, заданные тематикой текущего года. Каждый год содержание фестивальных событий определяется темами, предложенными студенческими объединениями учреждений-участниц, такими как «Поколение.^ - Поколению Победы», «Чистая Земля - чистая душа», «Поколение.^ - сила в единстве» и т.п.
Фестиваль проводится в формате долгосрочного соревнования между постоянно действующими командами. Следует особо обратить внимание на то, что его отличает уникальная особенность командообразова-ния, при которой в каждую команду входят представители всех образовательных организаций, участвующих в нем. Такой принцип позволяет сохранить дух соревновательности мероприятия в целом, но исключает конкуренцию между отдельными образовательными организациями-участницами проекта. В разные годы в фестивале приняла участие студенческая молодежь
университетов и колледжей Брянска, Орла, Смоленска, Донецка, Луганска, Могилева, Гомеля и Москвы.
В рамках темы «Поколение.^ - сила в единстве» в работу фестиваля активно включились студенты разных национальностей из учреждений-участников: представители Белоруссии, Туркменистана, Узбекистана, республики Конго, Гвинеи, Камеруна и др. Участие в данном воспитательном событии позволило этим обучающимся легче преодолеть барьеры социокультурной адаптации и успешно интегрировать в экосистему университета.
Постоянным партнером фестиваля выступали Управление молодежной политики и общественных проектов департамента внутренней политики, Департаменты культуры, физической культуры и спорта Брянской области. Указанный состав участников и партнеров обеспечивает возникновение прочных форм межличностного взаимодействия, единения молодежи региона, создания новых межрегиональных молодежных сообществ, что отвечает основным задачам экосистемного подхода к воспитанию.
Работа фестиваля осуществляется как в дистанционном, так и в очном форматах. Самостоятельная поисковая, проектная и добровольческая деятельность студентов реализуется и координируется в рамках технологий дистанционного электронного общения и консультирования. Презентации проектов и тематических информационных ресурсов, социальные акции, интернет-форумы, творческие конкурсы проводятся в рамках очного этапа и допускают как реальное, так и виртуальное участие. Основной площадкой работы выступает специализированный портал www.planetakreativa.ru, где находят отражение текущие и итоговые результаты работы творческих команд, осуществляется их координирование и руководство.
На разных этапах существования молодежного интернет-фестиваля «Поколение.^ в Брянске» студентами были реализованы десятки мероприятий,которые могут быть сгруппированы следующим образом:
- историко-краеведческое направление: создание рекламных видеосюжетов об истории и перспективах развития своих образовательных организаций и регионов, которые участники представляют, создание сетевого ресурса-интегратора «Национальное достояние России» на портале фестиваля и т.п.;
- медийное направление, примером которого может служить кинопроект, посвященный военному кино и кинодокументалистике. В рамках проекта команды создавали, демонстрировали и размещали в интернет-пространстве собственные видеосюжеты, посвященные личным воспоминаниям ветеранов о событиях и пере-
живаниях, связанных с началом войны, военным детством, буднями военного времени;
- научно-образовательное направление, представленное, в частности, студенческой научно-практической конференцией «Информационная культура студенческой молодежи: современное состояние и перспективы развития», интернет-форумом «Межнациональное взаимодействие студенческой молодежи в поликультурном пространстве славянского приграничья» и т.п.;
- дискуссионное направление:работа дискуссионной интернет-площадки «Мы едины на пути в информационное общество», конкурсы тематических информационных ресурсов «Мы единый народ, и Россия у нас одна» и др.;
- добровольчество: в процессе фестивалей реа-лизовывались социальные акции «Доброе дело», оказывалась реальная помощь ветеранам, приводились в порядок заброшенные военные памятники, проходило возложение цветов к Памятнику учителям, погибшим в годы Великой Отечественной, установленному на территории университета и т.п.;
- культурно-просветительское направление, в котором реализовывались тематические флешмобы, видеоконференции, творческие конкурсы, гражданские форумы, выставки, деловые и имитационные игры и т.п.;
- спортивное направление: обязательным элементом каждого фестиваля стала спортивно-ориентированная игра «Экстремальный интернет», цель которой -выработка навыков координации коллективной деятельности, оперативного и грамотного использования современных гаджетов в условиях, моделирующих экстремальные ситуации.
Организационная составляющая фестиваля представлена центром молодежных инициатив, который осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности, разрабатывает тематику и содержание очередного фестивального события, координирует деятельность команд, готовит пресс-релизы, обеспечивает работу интернет-портала фестиваля, тематических групп и каналов в социальных сетях, выстраивает взаимодействие с администрациями вузов и колледжей, структурами власти города и области, связанное с продвижением проектов, налаживает контакты со средствами массовой информации и т.п.
Основополагающими принципами управления фестивальной деятельностью являются принципы систематичности и открытости, благодаря чему вуз-организатор становится центром сообщества единомышленников, объединенных общими воспитательными целями и вовлеченных в процессы межлич-
ностного взаимодействия и совместную социально-значимую деятельность в рамках региона проживания, что отвечает условиям экосистемного подхода.
Интернет-фестиваль и сам может рассматриваться как система, открытая изменениям и совершенствованию. В соответствии с новыми задачами воспитательной деятельности переосмысливается тематика, совершенствуется технология данного воспитательного события, меняются организационно-управленческие подходы в пользу большей субъектности и самостоятельности студентов, постоянно обновляются информационные, технические ресурсы.
Заключение
Таким образом, представляется возможным утверждать, что применение экосистемного подхода к организации воспитательного процесса вуза посредством комплексной педагогической технологии молодежного интернет-фестиваля «Поколение.^ в Брянске» отвечает современным требованиям, предъявляемым к системе воспитания и повышает ее результаты.
Объединение студенческой молодежи в единое сообщество, наполнение интернет-пространства позитивным гражданско-ориентированным контентом, развитие патриотизма, личной ответственности, инициативности и самостоятельности студентов-участников, приобретение будущими специалистами опыта поисково-исследовательской деятельности в области разработки, продвижения и реализации новых совместных социальных проектов - таковы базовые результаты использования представленной технологии в воспитательном пространстве региона.
Это способствует решению задач, означенных в программных документах, характеризующих современные тенденции и пути развития воспитательного процесса в современной высшей школе.
Литература
1. Акинфиева Н. В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием в российском образовании. Саратов : СГУ
2006. 296 с.
2. Богданов С. И., Тимченко В. В. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики : сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. С. 10-25.
3. Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/ (дата обращения: 05.02.2024).
4. Дзятковская Е. Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 112-125.
5. Ермоленко В. А. Методологические основы обеспечения устойчивого развития образования // Вестник ИТИП РАО.
2007. № 1. С. 79-98.
6. Зятева Л. А., Исакова Г. С. Экосистемный подход к организации образования: исторические предпосылки и современные тенденции // Журнал педагогических исследований. 2022. № 3. С 14-22.
7. Зятева Л. А., Исакова Г С., Киютина И. И. Проблема воспитания в социокультурной среде современного вуза. Брянск : РИО БГУ ООО «Новый проект», 2022. 204 с.
8. Зятева Л. А., Киютина И. И., Елисеева Е. В., Исакова Г. С. Становление системы гражданско-патриотического воспитания молодежи в интернет-пространстве. Брянск : РИО БГУ ООО «Новый проект», 2020. 218 с.
9. Красноперова В. Ф., Смирнова Н. Е., Солодова И. Л., Каткова О. А. Методические рекомендации по реализации моделей обучения и воспитания, направленных на развитие личностного самоопределения и формирование российской идентичности обучающихся / под общ. ред. Л. А. Царевой. М. : ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2023. 102 с.
10. Поколение RU - в единстве сила : учебно-методические материалы Интернет-фестиваля. Брянск : РИО БГУ 2019. 300 с.
11. Рыжова Н. И., Свириденко Т. Е., Ерошенко В. И. Тенденции и актуальные задачи экологического образования и просвещения в условиях угроз современного социума // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 36-48.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 05.02.2024).
13. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 08.02.2024).
14. О молодежной политике в Российской Федерации : федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 06.02.2024).
15. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250.
16. Яницкий О. Н. Россия как экосистема // СОЦИС. 2005. № 7. С. 84-93.
References
1. Akinfieva N. V. Social'nye mehanizmy upravlenija ustojchivym razvitiem v rossijskom obrazovanii [Social mechanisms for managing sustainable development in Russian education]. Saratov, 2006. 296 p. (In Russian).
2. Bogdanov S. I., Timchenko V. V. Jekosistemnaja model' razvitija obrazovanija v cifrovoj jekonomike [Ecosystem model of education development in the digital economy]. Menedzhment XXI veka: obrazovanie v jepohu cifrovoj jekonomiki: sbornik nauchnyh statej po materialam XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii, Saint Petersburg, 2019, pp. 10-25. (In Russian).
3. Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija [Great Russian Encyclopedia]. URL: https://old.bigenc.ru/ (accessed 05.02.2024). (In Russian).
4. Dzjatkovskaja E. N. Novaja koncepcija jekologicheskogo obra-zovanija: jevoljucija kljuchevyh ponjatij [New concept of environmental education: evolution of key concepts]. Cennosti i smysly, 2022, no. 5 (81), pp.112-125. (In Russian).
5. Ermolenko V. A. Metodologicheskie osnovy obespechenija usto-jchivogo razvitija obrazovanija [Methodological foundations for ensuring sustainable development of education]. Vestnik ITIP RAO, 2007, no. 1, pp. 79-98. (In Russian).
6. Zjateva L. A., Isakova G. S. Jekosistemnyj podhod k organizacii obrazovanija: istoricheskie predposylki i sovremennye tendencii
[Ecosystem approach to the organization of education: historical background and modern trends]. Zhurnal pedagogicheskih issle-dovanij, 2022, no. 3, pp. 14-22. (In Russian).
7. Zjateva L. A., Isakova G. S., Kijutina I. I. Problema vospitanija v sociokul'turnoj srede sovremennogo vuza [The problem of education in the sociocultural environment of a modern university]. Bryansk, 2022, 204 p. (In Russian).
8. Zjateva L. A., Kijutina I. I., Eliseeva E. V., Isakova G. S. Stanovle-nie sistemy grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija molodezhi v internet-prostranstve [Formation of a system of civic-patriotic education of youth in the Internet space]. Bryansk, 2020, 218 p. (In Russian).
9. Krasnoperova V. F., Smirnova N. E., Solodova I. L., Kat-kova O. A. Metodicheskie rekomendacii po realizacii modelej obuchenija i vospitanija, napravlennyh na razvitie lichnostnogo samoopredelenija i formirovanie rossijskoj identichnosti obu-chajushhihsja [Methodological recommendations for the implementation of training and education models aimed at developing personal self-determination and the formation of Russian identity of students]. Ed. L. A. Tsarevoy. Moscow, 2023. 102 p. (In Russian).
10. Pokolenie RU - v edinstve sila. Uchebno-metodicheskie materi-aly Internet-festivalja [Generation RU - there is strength in unity. Educational and methodological materials of the Internet Festival]. Bryansk, 2019. 300 p. (In Russian).
11. Ryzhova N. I., Sviridenko T. E., Eroshenko V. I. Tendencii i aktual'nye zadachi jekologicheskogo obrazovanija i prosvesh-henija v uslovijah ugroz sovremennogo sociuma [Trends and
current tasks of environmental education and enlightenment in the context of threats in modern society]. Prepodavatel' XXI vek, 2020, no. 4-1, pp. 36-48. (In Russian).
12. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. No. 996-r [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025. Approved by Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospi-tanie-dok.html. (accessed 05. 02.2024). (In Russian).
13. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitanija obuchajushhihsja. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 g. No. 304-FZ ["On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on issues of education of students. Federal Law of July 31, 2020 no. 304-FZ]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_358792/ (accessed 08.02.2024). (In Russian).
14. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 No. 489-FZ ["On Youth Policy in the Russian Federation". Federal Law dated December 30, 2020 no. 489-FZ]. URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (accessed 06.02.2024). (In Russian).
15. Fedorov I. M. Perehod ot obrazovatel'noj sredy k obrazovatel'noj jekosisteme [Transition from educational environment to educational ecosystem]. Molodoj uchenyj, 2019, no. 28 (266), pp. 246-250. (In Russian).
16. Janickij O. N. Rossija kak jekosistema [Russia as an ecosystem]. SOCIS, 2005, no. 7, pp. 84-93. (In Russian).
УДК /UDC 371
DOI 10.54509/22203036_2024_2_126 EDN GIQFYK
Кириченко Владимир Владимирович
кандидат педагогических наук, руководитель структурного подразделения «Бассейн» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», г. Кемерово
Kirichenko Vladimir V.
Candidate of Pedagogy Sciences, Head of Structural Division "Swimming Pool" of the Secondary School No. 36, Kemerovo
СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
SOCIO-ADAPTIVE COMPETENCE OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER
Аннотация. В статье актуализируется проблема необходимости изучения взаимодействия человека в социально-культурном окружении, то есть в антропо-экологическом контексте.
Акцент делается на необходимости формирования у педагога совокупности компетенций, которые представлены в авторской трактовке как социально-адаптивные.
Целью статьи является изучение подходов к формированию социально-адаптивной компетентности педагога. Целостное адаптивно-развивающее
и реабилитационное образовательное пространство может быть организовано на основе комплексного использования здоровьеориентированного ресурса воспитательно-образовательной деятельности, включая технологии, средства и методы физического воспитания, обеспечивающего трансформацию образовательной среды в адаптивно-развивающее пространство, реализующееся с помощью межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных, социально-оздоровительных и профессиональных организаций в целях совершенствования управлен-