Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛИАЛ УНИВЕРСИТЕТА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СМЕНА ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКЦИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛА / ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сазонова Татьяна Васильевна

Современное состояние профессионального образования определяется феноменом его трансформации. Анализ научно-педагогических исследований последних лет выявил основные причины трансформаций образования: переход к новому технологическому укладу, феномен экономики знаний, возросшие требования к молодым специалистам. Особенностью образовательной трансформации является переход на экосистемную модель, которая отображает основные направления трансформации: сочетание смены парадигм образования, цифровизации, персонализации образования. Экосистема крупного российского университета в настоящее время, как правило, включает сетевые структуры - филиалы. Развитие филиалов играет важную роль как для базового вуза, так и для его места локации. В условиях трансформации необходимо обеспечить устойчивость развития филиалов отечественных вузов. На основе понятия «проекции» возможно представлять результаты влияния общих (масштабных) процессов на частные (локальные) процессы экосистемной трансформации образования. Таким образом, развитие филиала представляется в координатах экосистемы головного вуза. Опыт развития Кумертауского филиал Оренбургского государственного университета определяет основные позиции его дорожной карты. Реализация дорожной карты разворачивается в рамках программы базового вуза, предусматривает инфраструктурные преобразования, действенные формы наращивания научного, кадрового и исследовательского потенциала. Приоритетными видами деятельности являются повышение качества образования, привлечение молодёжи в регион, взаимодействия с новыми резидентами в системе «филиал-предприятие-городская администрация», обеспечение непрерывного образования «школа-СПО-вуз-предприятие». В филиале создаются собственные студенческие рабочие отряды, идет обучение по рабочим профессиям, что привлекает и работодателей, и молодежь региона. Анализ результативного опыта развития Кумертауского филиала в условиях трансформаций современного образования, который может быть в перспективе масштабирован в региональных образовательных экосистемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сазонова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY BRANCH DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

The current state of vocational education is determined by the phenomenon of its transformation. The analysis of scientific and pedagogical research in recent years has revealed the main reasons for the transformation of education: the transition to a new technological order, the phenomenon of the knowledge economy, increased requirements for young professionals. The peculiarity of educational transformation is the transition to an ecosystem model that reflects the main directions of transformation: a combination of paradigm shifts in education, digitalization, and personalization of education. The ecosystem of a large Russian university currently, as a rule, includes network structures - branches. The development of branches plays an important role both for the basic university and for its location. In the conditions of transformation, it is necessary to ensure the sustainability of the development of branches of domestic universities. Based on the concept of “projection”, it is possible to present the results of the influence of general (large-scale) processes on private (local) processes of ecosystem transformation of education. Thus, the development of the branch is represented in the coordinates of the ecosystem of the parent university. The development experience of the Kumertau branch of Orenburg State University determines the main positions of its roadmap. The implementation of the roadmap is unfolding within the framework of the basic university program, provides for infrastructural transformations, effective forms of building up scientific, human and research potential. Priority activities are improving the quality of education, attracting young people to the region, interacting with new residents in the “branch-enterprise-city administration” system, providing continuing education “school-SPO-university-enterprise”. The branch is creating its own student work teams, training in working professions is underway, which attracts both employers and the youth of the region. Analysis of the effective experience of the development of the Kumertau branch in the context of transformations of modern education, which can be scaled in the future in regional educational ecosystems.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10). 25198/1814-6457-236-134 УДК 378

Сазонова Т.В.

Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, г Кумертау, Россия

E-mail: sazonowatv@kfosu.edu.ru

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние профессионального образования определяется феноменом его трансформации. Анализ научно-педагогических исследований последних лет выявил основные причины трансформаций образования: переход к новому технологическому укладу, феномен экономики знаний, возросшие требования к молодым специалистам. Особенностью образовательной трансформации является переход на экосистемную модель, которая отображает основные направления трансформации: сочетание смены парадигм образования, цифровизации, персонализации образования. Экосистема крупного российского университета в настоящее время, как правило, включает сетевые структуры - филиалы. Развитие филиалов играет важную роль как для базового вуза, так и для его места локации. В условиях трансформации необходимо обеспечить устойчивость развития филиалов отечественных вузов. На основе понятия «проекции» возможно представлять результаты влияния общих (масштабных) процессов на частные (локальные) процессы экосистемной трансформации образования. Таким образом, развитие филиала представляется в координатах экосистемы головного вуза. Опыт развития Кумертауского филиал Оренбургского государственного университета определяет основные позиции его дорожной карты. Реализация дорожной карты разворачивается в рамках программы базового вуза, предусматривает инфраструктурные преобразования, действенные формы наращивания научного, кадрового и исследовательского потенциала. Приоритетными видами деятельности являются повышение качества образования, привлечение молодёжи в регион, взаимодействия с новыми резидентами в системе «филиал-предприятие-городская администрация», обеспечение непрерывного образования «школа-СПО-вуз-предприятие». В филиале создаются собственные студенческие рабочие отряды, идет обучение по рабочим профессиям, что привлекает и работодателей, и молодежь региона. Анализ результативного опыта развития Кумертауского филиала в условиях трансформаций современного образования, который может быть в перспективе масштабирован в региональных образовательных экосистемах.

Ключевые слова: филиал университета, трансформация образования, цифровизация, смена парадигм образования, персонализация образования, проекция на развитие филиала, экосистема

Sazonova T.V.

Kumertau branch of the Orenburg State University, Kumertau, Russia E-mail: sazonowatv@kfosu.edu.ru

THE EXPERIENCE OF THE UNIVERSITY BRANCH DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION

The current state of vocational education is determined by the phenomenon of its transformation. The analysis of scientific and pedagogical research in recent years has revealed the main reasons for the transformation of education: the transition to a new technological order, the phenomenon of the knowledge economy, increased requirements for young professionals. The peculiarity of educational transformation is the transition to an ecosystem model that reflects the main directions of transformation: a combination of paradigm shifts in education, digitalization, and personalization of education. The ecosystem of a large Russian university currently, as a rule, includes network structures - branches. The development of branches plays an important role both for the basic university and for its location. In the conditions of transformation, it is necessary to ensure the sustainability of the development of branches of domestic universities. Based on the concept of "projection", it is possible to present the results of the influence of general (large-scale) processes on private (local) processes of ecosystem transformation of education. Thus, the development of the branch is represented in the coordinates of the ecosystem of the parent university. The development experience of the Kumertau branch of Orenburg State University determines the main positions of its roadmap. The implementation of the roadmap is unfolding within the framework of the basic university program, provides for infrastructural transformations, effective forms of building up scientific, human and research potential. Priority activities are improving the quality of education, attracting young people to the region, interacting with new residents in the "branch-enterprise-city administration" system, providing continuing education "school-SPO-university-enterprise". The branch is creating its own student work teams, training in working professions is underway, which attracts both employers and the youth of the region. Analysis of the effective experience of the development of the Kumertau branch in the context of transformations of modern education, which can be scaled in the future in regional educational ecosystems.

Key words: university branch, education transformation, digitalization, education paradigm shift, education personalization, branch development projection, ecosystem

Введение. Связь современного образования с процессами общественно-экономического развития становится все более тесной. Меняющиеся ценности, миропорядок, технологии и темп жизни цифрового общества продуцируют новые вызовы образованию. Процессы «омоложения» кадров топ-менеджмента и «преми-ум-специалистов» сочетаются с потребностью быстрого обновлении компетенций, развития рынка мобильных образовательных услуг, создания систем продолженного и альтернативного профессионального образования. Непрерывно изменяются представления о профессионализме и личности профессионала, результатах обучения и способах их достижения, что обусловливает проявление трансформаций профессионального образования.

Экосистема крупного российского университета в настоящее время, как правило, включает сетевые структуры - филиалы. Развитие филиалов играет важную роль как для базового вуза, так и для его места локации. Роль филиалов определилась на этапе социально-экономических кризисов 2000-х годов. Их достоинство состоит в формировании структур высшей школы вне столичных или областных центров, что способствует сохранению молодежи в регионах, повышению научного и культурного потенциала «провинциальных» территорий, массовизации профессионального образования, снижению социальной напряженности, обеспечению занятости молодежи. Ключевым недостатком филиалов является недостаточность ресурсов и возможностей обеспечения качества образования, тождественного качеству подготовки в базовом вузе.

В этой связи целью статьи является исследование влияния и специфического проявления основных направлений трансформации профессионального образования в деятельности интенсивно развивающего филиала университета, на примере Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, расположенного в Республике Башкортостан (г. Ку -мертау).

Материалы и методы исследования

Материалы исследования содержат обзор диссертаций о трансформации профессионального образования, данные об опыте трансформации образования в развитии Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета.

Методы исследования включают теоретический анализ (обзор диссертаций по теме трансформации профессионального образования с 2000 г. по настоящее время), анализ результатов деятельности филиала университета и мониторинг процесса развития филиала университета в контексте проекции трансформации образования.

Проявление трансформации отечественного профессионального образования является установленным фактом и анализируется в отечественных педагогических (Е.А. Максимова, И.М. Реморенко [1], Е.В. Неборский [2]), философских (Т.Д. Скуднова [3], Г.И. Герасимов [4]), социологических (Н.А. Аниканова, Ю.А. Тю -рина), экономических (Н.Г. Яковлева) исследованиях последних десятилетий, изучаются основные причины трансформаций (рисунок 1)

Использование Е.А. Максимовой [5] понятия «проекция эволюционной теории на сферу профессионального образования», по нашему мнению, является важным методологическим моментом. В гуманитарной сфере оно чаще всего используется в переносном смысле для представления результатов влияния общих (масштабных) процессов на частные (локальные) процессы. В технических исследованиях «проекция» представляет собой изображения многомерной фигуры на пространстве меньшей размерности. Представление о проекции общих процессов научно-технических револю-

возросшие требования к

молодым специалистам

цифровизация мировых экономик

переход к новому технологическому укладу

и

феномен экономики

Рисунок 1. Основные причины трансформации образования

ций на трансформации профессионального образования оказалось результативным. Соответствующая модель развития профессионального образования лишена недостатков технократического подхода, который ограничивается только влиянием совершенствования производственных средств.

Четвертая промышленная революция и переход к новому экономическому укладу с развитием технологий, автоматизацией рутинного труда, усложнением и ускорением производственных процессов, стимулировали возрастание роли знаний и образования. В результате фактором трансформации профессионального образования выступил феномен «экономики знаний», тесно связанный с революцией в информационных, телекоммуникационных, цифровых технологиях. В его основе - развитие образовательной и инновационной экосистемы, создаваемой интеллектуальным трудом. Именно производство, перераспределение и воспроизводство знаний становятся главными драйверами экономического роста. Требуются не просто специалисты - выпускники вузов, а сотрудники, способные объединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности (В.В. Кондратьев [6]). Расширяется опыт трансформации университета в научно-образовательный центр инновационного развития (М.А. Гаранин [7]). Новые требования к уровню подготовки кадров определяют значимость непрерывного образования (Н.А. Теплая [8]).

Исследования в русле аксиологического подхода позволяют выделить приоритетные направ-

Рисунок 2 - Свойства экосистем (графическая интерпретация автора)

ления трансформации образовательной деятельности вузов (А.В. Кирьякова [9]): цифровизация образования, персонализация образования, смена парадигм образования, негативные процессы редукции образовательного процесса к формализации, движению обезличенных форм, удобных для оценки коммерческой эффективности в цифровом виде (Н.Г. Яковлева [10]), значимость пересмотра учебно-методических и организационных решений, информационных материалов и инструментов на основе использования быстрорастущего потенциала образовательных технологий (Ю.В. Вайнштейн [11]). Экосистем-ная модель социальной системы требует новых методов организации, в том числе перехода к цифровым платформам и сетям образовательных возможностей, построенных на вовлечении всех заинтересованных сторон вместо централизованного директивного регулирования (комплексные исследования Московской школы менеджмента Сколково [12]). В экосистемах деятельность ее субъектов характеризуют разнообразие, круговорот ресурсов, адаптивность, масштабируемость (рисунок 2).

Следует отметить, что в современных исследованиях экосистем нет четкого разграничения в понимании свойств и характеристики (рисунок 3).

Так, например, отмечаются противоречивые определения, например, одновременное выделение «устойчивость - кризисность», «временность - длительность существования», «согласованность - хаос» и др.

Выявились тенденции регионализации и централизации в территориальной структуре профессионального образования, а также вероятностные сценарии его развития (В.А. Верти-нова [13]). Определились новые резиденты и стейкхолдеры образовательных отношений (А.В.Кирьякова, И.Д. Бело-новская, Н.А.Каргапольцева и др.[14]).

Влияние экосистемной трансформации образования проявляется в инфраструктуре высшего профессионального образования (С.И.Богданов, В.В.Тимченко

[15]), в частности, разрастании и свертывании сети филиалов вузов на территории Российской Федерации. В начале нового века большинство стремительно созданных филиалов имели слабую кадровую, научную и материальную базу, а также принимали на обучение слабо подготовленных абитуриентов (Ю.А. Тюрина [16]), что привело к массовому снижением уровня подготовки их выпускников (Н.А. Аниканова [17]).

Возможные направления трансформации сети филиалов отражены в работе А.К. Клюева (2015 г.) [18]. Автор предусматривал различные сценарии развития событий, представленные на рисунке 4.

Так как новых правовых решений и экономических механизмов до настоящего времени не было разработано, реалистичными оказались варианты 1 и 2, т. е. сегмент филиалов сохранил-

Рисунок 3 - Синергетические характеристики социальных экосистем (авторская интерпретация современных

исследований)

ся, дополнился программами СПО, подготовка ведется на уровне прикладного бакалавриата, а также по схемам 2+2 и 1+3.

Для улучшения образовательной ситуации Минобрнауки РФ было принято решение проводить ежегодный мониторинг состояния филиалов по критериям, аналогичным критериям базовых вузов и лишать аккредитации и лицензии «несостоятельные филиалы». Как следствие, численность филиалов сократилась от 1400 единиц (в 2013 г.) до 510 единиц в 2021 г. По мнению Минобрнауки РФ В то же время не предполагается полная или масштабная ликвидация филиалов как институциональной формы. Необходимо учитывать социальную и экономическую значимость филиалов как центров формирования профессиональных компетенций в регионах проживания молодежи. В этой связи все большую значимость приобретает опыт достаточно устойчивого поступательного развития филиала университета, ориентированного на потребности регионального развития.

Результаты исследования

Экосистемные трансформации современного образования специфически преломляется в развитии Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, расположенного в Республике Башкортостан (г. Кумертау), созданного в 2003 г.

£ о

т 5* т

т О

е:

(5

г

5

-е-5

а

га а

а

га

1. основную часть филиалов исгользовать в подготовке

специалистов в формате 2+2 или 1+3, при котором в филиалах реализуются модули формирования преимущественно общи* компетенций

2. сохранять их как сегмент, реализующий программы прикладного бакалавриата при партнерстве с организациями среднего профессионального образования и работодателями

3. создать межвузовские филиалы, разработав необходимую правовую и экономическую основу для ик деятельности

4. трансформироватьфилиалы вхабыдистанционного образования, определивправовые и экономические механизмы их деятельности как межвузовских подразделений

Рисунок 4 - Сценарии развития сети филиалов отечественных вузов на территории Российской Федерации (по материалам А.К. Клюева, 2015 г.)

Модель развития Кумертауского филиала (далее КФ ОГУ) представлена в координатах экосистемы головного вуза (Оренбургского государственного университета), который в 2021 г. вошел в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [19], [20].

Проекцией экосистемной трансформации образования для КФ ОГУ стала дорожная карта развития филиала (рисунок 5).

Принятая ОГУ Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» стала для филиала базовым ориентиром в учебной, научной, воспитательной деятельности. Программа ОГУ направлена на достижение нового качества подготовки специалистов на уровне современных квалификационных требований, с учетом национальных приоритетов и стандартов качества. В дорожной карте развития КФ нашли отражение все направления Программы ОГУ. На период 2022-2030 гг. определены ключевые стратегические приоритеты, механизмы их реализации и предполагаемые результаты запланированных действий. Для достижения этих целей в КФ создано Управление стратегического развития, которое осуществляет координационное взаимодействие со всеми структурными подразделениями филиала для успешной реализации представленной дорожной карты.

Филиал наработал определенные инновационные стратегии обеспечения устойчивого развития. Так, был взят курс на широкое привлечение молодежи не только Кумертау, но и других территорий. С этой целью была создана образовательная среда, привлекательная для будущих специалистов, а также инфраструктура - кампус и общежитие для комфортного современного проживания приезжих студентов. В результате контингент обучающихся постоянно нарастал и составил на 01.10.2022 г. более 2,5 тыс. студентов. География обучающихся представлена 22 районами и 10 городами Республики Башкортостан, а также субъектами Российской Федерации (рисунок 6).

Практически 65 % от общего количества обучающихся - это приезжие студенты. Всего за прошедшие годы филиалом подготовлено более 4500 выпускников с высшим образованием. Отвечая потребностям рынка труда создана системы СПО и в 2022 г. состоялся второй выпуск специалистов со средним профессиональным образованием.

В целом, можно утверждать, что активно действующий филиал создал в г. Кумертау центр притяжения молодежи и студентов региона при поддержке администрации муниципального образования.

Значимость процесса вовлечения заинтересованных сторон обусловлена также создаваемой базовой экономической платформой

г. Кумертау. В 2016 году город получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создав порядка 1400 рабочих мест. В рамках программы ТО-СЭР перед системой образования города ставятся перспективные задачи модернизации образовательных программ профессионального образования содержанием, отвечающим потребностям новых резидентов. В 2022 году заключено 127 договоров о сотрудничестве с ведущими предприятиями отрасли экономики Республики Башкортостан в области подготовки кадров, научной деятельности, предоставления баз практик и трудоустройства. Филиалом закреплены договорными взаимными обязательствами связи с ведущими саморегулируемыми

Рисунок 5 - Инфографика дорожной карты развития Кумертауского филиала ОГУ на 2022-2030 г.

Рисунок 6 - География обучающихся в КФ ОГУ

организациями в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, энергоаудита, теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.

Важное место в трансформации образовательного процесса и подготовки профильно-ориентированных специалистов, отводится интеграционному взаимодействию «Школа-ВУЗ -производство», что создаёт реальные условия для системно-поступательного перехода в новые постоянно-прогрессирующие формы подготовки будущих специалистов. В этом же направлении системно трансформируются форма, содержание и организация профориентаци-онной работы.

Филиалом создана материально-техническая база с полным учебно-методическим обеспечением, для проведения ранней профессиональной ориентации учащихся школ начиная с 14 летнего возраста. С этой целью в КФ был создан второй в Республике Башкортостан Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОП), в рамках которого была развёрнута работа по ориентации школьников на рабочие профессии, что позволяет молодому человеку получить правильное понимание в выборе своей будущей профессии и желанию постоянного совершенствования и роста профессионального мастерства. Филиал активно реализует программы ранней профессиональной ориентации учащейся молодежи школ города и района на базе соглашения между Администрациями г. Кумертау и Куюргазинского района по «Программе развития движения Junior Skills». Всего за данный период времени было обучено 200 школьников по 5 направлениям профессиональной подготовки. Обучение проходит в течении четырех месяцев на рабочих площадках Филиала и завершается конкурсом «Лучший по профессии». Победители проходят дополнительную подготовку под руководством экспертов-наставников Филиала и затем представляют город и республику на региональных чемпионатах World skills юниорской линейки. Филиал участвует в проекте ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», который входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». На аккредитованных площадках, так называемых СЦК, школьники проходят про-

фессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности по направлениям подготовки, реализуемых в Филиале, что позволяет выстраивать интеграцию образования в контексте «Школа-СПО-Вуз-Предприятие». КФ ОГУ уже третий год подряд становится региональной площадкой для проведения чемпионатов по стандартам WS (линейка юниоров) в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

В Кумертауском филиале ОГУ все студенты, начиная со второго курса получают рабочую профессию с соответствующим квалификационным разрядом, что позволяет быть непосредственным участником российских стройотрядов. В КФ открыт первый и единственный Штаб студенческих отрядов на юге Республики Башкортостан, объединивший все профессиональные образовательные учреждения города. Штаб занесен в реестр республиканского регионального отделения, в который вошли три студенческих отряда: строительный - «Титан», педагогический - «Медея» и сервисный отряд «Нерей» По результатам конкурсного отбора, Кумертауский филиал ОГУ стал победителем третьего конкурсного отбора на профессиональное обучение бойцов РСО в 2022 году (сумма гранта - 406 260 рублей). В этом году принять участие в конкурсе смогли образовательные организации из 73 регионов страны, в том числе и КФ. Итоговым мероприятием является ежегодный Межрегиональный слёт студенческих отрядов, который в этом году проходил в шестой раз (рисунок 7).

Заключение. Процессы общественно-экономического развития оказывают трансформационные влияния на современное профессиональное образование. Филиалы как

144

12 0

55

36

| |

2013 г. 2019 2020 т. 2021 г.- 2022 й

Рисунок 7 - Динамика роста численности обученных бойцов студенческих строительных отрядов Кумертауского филиала ОГУ

территориально обособленные подразделения высших учебных заведений при грамотной стратегии обеспечивают доступность качественного высшего образования, позитивную занятость молодежи, возможность обучения в регионе проживания, гарантированное трудоустройство в своем регионе, что содействует привлечению и удержанию талантливой молодежи

в регионе. Филиал мобильно и быстро реагирует на изменение рынка образовательных услуг. Анализ развития филиала в условиях трансформаций современного образования расширяет границы применимости представленных инноваций. Результативный опыт может быть в перспективе масштабирован в региональных образовательных экосистемах

9.06.2022

Список литературы

1. Реморенко, И. М. Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития: автореферат дис. ... доктора педагог. наук: 13.00.01. - Москва, 2019. - 42 с.

2. Неборский, Е. В. Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков : автореф. дис. ... доктора педагог. наук : 13.00.01. - Москва, 2018. -38 с.

3. Герасимов, Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2005. - 58 с.

4. Мелихов, В. Ю. Формирование экономики постиндустриального типа в России: трансформация отношений собственности в высшей школе : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01. - Тамбов, 2009. - 46 с.

5. Максимова, Е. А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 5.8.7. - Саратов, 2021. - 39 с.

6. Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции) / В. В. Кондратьев, М. Ф. Галиханов, П.

H. Осипов [и др.] // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 12. - С. 105-122.

7. Гаранин, М. А. Методология комплементарной трансформации университета в научно-образовательный центр инновационного развития : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 - Казань, 2022. - 45 с.

8. Теплая, Н. А. Многоуровневая система формирования информационной культуры обучающихся инженерного профиля в условиях непрерывного образования автореф. дис. ... доктора педагог. наук : 13.00.08. / Теплая Наила Алигасановна. - Орел, 2017. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кирьякова, А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Традиции и инновации в национальных системах образования : Материалы Международной научно-практической конференции , Уфа, 17 декабря 2020 года. Том

I. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. - С. 19-27.

10. Яковлева, Н. Г. Противоречия трансформации образования в современной экономике : политико-экономический подход : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.01 - Москва, 2021. - 41 с.

11. Вайнштейн, Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации : автореферат дис... доктора педагогических наук. 13.00.02 - Красноярск, 2021. - 46 с.

12. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования [Электронный ресурс]. https://www.skolkovo. ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/

13. Вертинова, А. А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 2(66). https://eee-region.ru/article/6614/

14. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодежных сообществ в экосистеме университета - ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т.31 . № 8/9. С. 116-136

15. Богданов, С. И. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики : Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-21 ноября 2019 года. - Санкт-Петербург: 2019. - С. 10-25.

16. Тюрина, Ю. А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.04 - Санкт-Петербург, 2010. - 47 с.

17. Аниканова, Н. А. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 - Новочеркасск, 2006. - 28 с.

18. Клюев, А. К. Организационное развитие вузов: оптимизация практик / А. К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 6(100). - С. 57-67.

19. Сазонова, Т. В. Образовательная трансформация в условиях непрерывной подготовки кадров // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 72.

20. Sazonova T.V. Axiological approach in the university's transformation based on the use of digital and remote educational technologies in pandemic and normal conditions. XI International Conference on Aerospace Education and Staffing for High-Tech Enterprises (AESHE 2021) Alushta, Crimea, September 21-26, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701021

References:

1. Remorenko I.M. State and public regulation of education: innovations and development trends. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2019, 42 p.

2. Neborsky E.V. Transformation of development strategies of universities abroad in the context of global risks. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2018, 38 p.

3. Gerasimov G.I. Transformation of education - the socio-cultural potential ofthe development of Russian society. Extended abstract of Doctor's thesis. Rostov-on-Don, 2005, 58 p.

4. Melikhov V.Yu. Formation of the post-industrial economy in Russia: the transformation of property relations in higher education. Extended abstract of Doctor's thesis. Tambov, 2009, 46 p.

5. Maksimova E.A. The concept of the development of vocational education in Russia with the change of scientific and technological structures. Extended abstract of Doctor's thesis. Saratov, 2021, 39 p.

6. Kondratiev V. V., Galikhanov M. F., Osipov P. N. [et al.] Engineering education: transformations for industry 4.0 (conference review). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2019, vol. 28, no. 12, pp. 105-122.

7. Garanin M.A. Methodology of complementary transformation of the university into a scientific and educational center for innovative development. Extended abstract of Doctor's thesis. Kazan, 2022, 45 p.

8. Teplaya N.A. A multi-level system for the formation of information culture of engineering students in the context of continuous education. Extended abstract of Doctor's thesis. Orel, 2017, 22 p.

9. Kiryakova A.V. The relationship of axiology and innovation in educational systems. Tradicii i innovacii vnacional'nyh sistemah obrazovaniya [Traditions and innovations in national education systems]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Ufa, December 17, 2020. Volume 1. Ufa: Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, 2021, pp. 19-27.

10. Yakovleva N.G. Contradictions in the transformation of education in the modern economy: a political and economic approach. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2021, 41 p.

11. Vainshtein Yu.V. Pedagogical design of personalized adaptive subject-based learning for university students in the context of digitalization. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnoyarsk, 2021, 46 p.

12. Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya [Educational ecosystems: emerging practice for the future of education]. Available at: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/

13. Vertinova A.A. Methods for assessing the level of co-development of universities and the region as an ecosystem. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Regional economy and management: electronic scientific journal], 2021, no. 2 (66). Available at: https://eee-region.ru/article/6614/

14. Kiryakova A.V., Kargapoltseva N.A., Belonovskaya I.D., Duzhnikov S.A. Development of Youth Communities in the University Ecosystem - Resources, Projects and Risks. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2022, V. 31, No. 8/9, pp. 116-136

15. Bogdanov S.I. Ecosystem model for the development of education in the digital economy. Menedzhment XXI veka: obrazovanie v epohu cifrovoj ekonomiki [Management of the XXI century: education in the era of the digital economy]. Collection of scientific articles based on the materials ofthe XVII International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, November 19-21, 2019. St. Petersburg: 2019, pp. 10-25.

16. Tyurina Yu. A. Transformation of education in Soviet and post-Soviet Russia: a comparative analysis. Extended abstract of Doctor's thesis. St. Petersburg, 2010, 47 p.

17. Anikanova N. A. The quality of education in Russian higher education: socio-cultural guidelines for transformation. Extended abstract of candidate's thesis. Novocherkassk, 2006, 28 p.

18. Klyuev A.K. Organizational development of universities: optimization of practices. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2015, №6(100), pp. 57-67.

19. Sazonova T.V. Educational transformation in the conditions of continuous training of personnel. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2021, No. 3, p. 72.

20. Sazonova T.V. Axiological approach in the university's transformation based on the use of digital and remote educational technologies in pandemic and normal conditions. XI International Conference on Aerospace Education and Staffing for High-Tech Enterprises (AESHE 2021). Alushta, Crimea, September 21-26, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/202213701021

Сведения об авторе:

Сазонова Татьяна Васильевна, директор Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета, E-mail: sazonowatv@kfosu.edu.ru

453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, переулок 2-ой Советский, д. 3б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.