Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ECOSYSTEM APPROACH / ЭКОСИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОСИСТЕМА / ECOSYSTEM / ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ / ECOSYSTEM SERVICES / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOSYSTEM CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылов Михаил Николаевич, Пок Мария Владиславовна

В статье исследованы возможности применения экосистемного подхода и в целом концепции экосистемного управления к лесам в целях достижения устойчивого лесопользования при помощи международно-правовых инструментов. Использовался анализ теории и практики применения системного подхода к управленческим задачам, положения общей теории систем, синергетический подход как «механизм оптимального управления сложноорганизованными системами». Обоснованы структурные элементы экосистемного подхода и экосистемного управления, разрабатываемых в рамках Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО. Доказано, что лес является мезоэкосистемой, находящейся в постоянном взаимодействии с другими экосистемами различного масштаба, и что при управлении лесами необходимо учитывать непрочные связи, существующие между ними и окружающими их экосистемами. Выявлены основные принципы и признаки экосистемного подхода и экосистемного управления в области лесопользования. Обоснованы перспективы применения на практике в Российской Федерации вырабатываемых в рамках международных межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФАО) принципов экосистемного управления для улучшения качества лесных экосистем-ных услуг. Проведен четкий водораздел между концепцией экосистемного подхода и концепцией экосистемного управления. Разработанные теоретические основы экосистемного управления лесами и накопленный в странах Западной Европы и Северной Америки практический опыт устойчивого лесопользования позволяют в системном виде в многочисленных взаимосвязях представить сотрудникам министерств и ведомств, как и в рамках учебного процесса, достоинства отрабатываемого сегодня варианта экологической политики, воспринимающей леса в качестве самостоятельной экосистемы со свойственными последней законами устойчивости и жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM APPROACH TO FOREST EXPLOITATION IN INTERNATIONAL LAW

In article possibilities of application of ecosystem approach and in general the concept of ecosystem control to the woods for the purpose of achievement of steady forest exploitation by means of international legal tools are probed. The analysis of the theory and practice of application of the systems concept to administrative tasks, provisions of the general theory of systems, synergy approach as «the mechanism of optimum control of elaborate systems» was used. Structural elements of ecosystem approach and ecosystem control, developed within the United Nations General Assembly and UNESCO are justified. It is proved that the wood is mezoekosi-stemy, being in continuous interaction with other ecosystems of different scale and that in case of control of the woods it is necessary to consider the fragile communications existing in between and the ecosystems surrounding them. The basic principles and signs of ecosystem approach and ecosystem control in the field of forest exploitation are revealed. Perspectives of practical application in the Russian Federation worked out within the international intergovernmental organizations (the UN, UNESCO, FAO) the principles of ecosystem control for improving of quality of forest ecosystem services are justified. The accurate watershed between the concept of ecosystem approach and the concept of ecosystem control is carried out. The developed theoretical bases of ecosystem control of the woods and the practical experience of steady forest exploitation which is saved up in the countries of Western Europe and North America allow in a system look in numerous correlations to provide to the staff of the ministries and departments, as well as within educational process, advantage of the option of the ecological policy perceiving the woods as an independent ecosystem with peculiar last laws of stability and activity fulfilled today.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

О^ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК - 341 ББК - 67

КОПЫЛОВ Михаил Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов г. Москва

e-mail: prof.mikhail.kopylov@gmail.com

ПОК Мария Владиславовна,

аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов

г. Москва e-mail: mari-juli@yandex.ru

12.00.10 - международное право; европейское право

ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Аннотация: В статье исследованы возможности применения экосистемного подхода и в целом концепции экосистемного управления к лесам в целях достижения устойчивого лесопользования при помощи международно-правовых инструментов. Использовался анализ теории и практики применения системного подхода к управленческим задачам, положения общей теории систем, синергетический подход как «механизм оптимального управления сложноорганизованными системами». Обоснованы структурные элементы экосистемного подхода и экосистемного управления, разрабатываемых в рамках Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО. Доказано, что лес является мезоэкосистемой, находящейся в постоянном взаимодействии с другими экосистемами различного масштаба, и что при управлении лесами необходимо учитывать непрочные связи, существующие между ними и окружающими их экосистемами. Выявлены основные принципы и признаки экосистемного подхода и экосистемного управления в области лесопользования. Обоснованы перспективы применения на практике в Российской Федерации вырабатываемых в рамках международных межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФАО) принципов экосистемного управления для улучшения качества лесных экосистем-ных услуг. Проведен четкий водораздел между концепцией экосистемного подхода и концепцией экосистемного управления. Разработанные теоретические основы экосистемного управления лесами и накопленный в странах Западной Европы и Северной Америки практический опыт устойчивого лесопользования позволяют в системном виде в многочисленных взаимосвязях представить сотрудникам министерств и ведомств, как и в рамках учебного процесса, достоинства отрабатываемого сегодня варианта экологической политики, воспринимающей леса в качестве самостоятельной экосистемы со свойственными последней законами устойчивости и жизнедеятельности.

Ключевые слова: экосистемный подход, экосистемное управление, экосистема, эко-системные услуги, окружающая среда, устойчивое развитие.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

KOPYLOV Mikhail Nikolaevich,

doctor of jurisprudence, professor, professor of department of international law Russian Peoples' Friendship University Moscow e-mail: prof.mikhail.kopylov@gmail.com

POK Maria Vladislavovna,

graduate student of department of international law Russian Peoples' Friendship University Moscow e-mail: mari-juli@yandex.ru

ECOSYSTEM APPROACH TO FOREST EXPLOITATION IN INTERNATIONAL LAW

Summary: In article possibilities of application of ecosystem approach and in general the concept of ecosystem control to the woods for the purpose of achievement of steady forest exploitation by means of international legal tools are probed. The analysis of the theory and practice of application of the systems concept to administrative tasks, provisions of the general theory of systems, synergy approach as «the mechanism of optimum control of elaborate systems» was used. Structural elements of ecosystem approach and ecosystem control, developed within the United Nations General Assembly and UNESCO are justified. It is proved that the wood is mezoekosi-stemy, being in continuous interaction with other ecosystems of different scale and that in case of control of the woods it is necessary to consider the fragile communications existing in between and the ecosystems surrounding them. The basic principles and signs of ecosystem approach and ecosystem control in the field of forest exploitation are revealed. Perspectives of practical application in the Russian Federation worked out within the international intergovernmental organizations (the UN, UNESCO, FAO) the principles of ecosystem control for improving of quality of forest ecosystem services are justified. The accurate watershed between the concept of ecosystem approach and the concept of ecosystem control is carried out. The developed theoretical bases of ecosystem control of the woods and the practical experience of steady forest exploitation which is saved up in the countries of Western Europe and North America allow in a system look in numerous correlations to provide to the staff of the ministries and departments, as well as within educational process, advantage of the option of the ecological policy perceiving the woods as an independent ecosystem with peculiar last laws of stability and activity fulfilled today.

Keywords: ecosystem approach, ecosystem control, ecosystem, ecosystem services, environment, sustainable development.

Прежде всего попытаемся определить, что представляет собой «лес» как правовая категория. Тем более что большинство государств мира даже не пытаются дать легальное определение леса в своем национальном законодательстве, а если и пытаются, то делают это неуклюже, полностью игнорируя логические законы построения определений либо впадая в «тавтологическую» крайность (согласно учебнику «Логика», определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего; быть ясным, т.е. должно указывать только на известные признаки, не нуждающиеся в дополнительном определении и не содержащие двусмысленности; не должно заключать в себе круга, т.е. определять понятие, которое, в свою очередь, определяется при

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

помощи первого; определение «тоже через тоже»; не должно быть отрицательным, так как отрицательное определение указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является [3, с. 51, 52]).

Так, например, определения понятия «лес» отсутствуют в законодательстве Венгрии и Франции. Например, Закон Венгрии 2009 г. «О лесах» содержит лишь перечень территорий, которые считаются лесами. Во Франции же, наоборот, законодатель в ст. 111-1 Лесного кодекса ограничивается указанием категорий лесов, на которые распространяет свое действие Кодекс.

В тех же странах, в законодательстве которых можно встретить определение понятия «лес», законодатели, похоже, не утруждали себя оттачиванием юридических формулировок и в большинстве слу-

чаев ограничивались сведением понятия «лес» к территориям, покрытым лесами, или к функциям лесов. Так, федеральное законодательство США и законодательство отдельных штатов, на территории которых еще произрастают леса, под лесами понимают земельные участки, поросшие лесом. В Швейцарии пошли немного дальше и закрепили в Федеральном законе Швейцарии о лесах 1998 г., что лесом считаются все покрытые лесами и полукустарником площади, способные выполнять функции леса. При этом происхождение этих площадей, способ их эксплуатации и запись в земельном реестре значения не имеют.

В Сербии законодатели решили к определению лесов добавить цифровые показатели: в Законе о лесах 2010 г. под лесом понимается земельный участок свыше 5 га, на котором располагаются леса. Кроме того, к лесам отнесены лесные питомники и лесосеменные участки, а также защитные леса площадью более 5 га.

Более развернутое определение лесов можно встретить в Законе о лесах Чехии № 289/1995. В этом Законе под лесом понимаются лесные насаждения с их окружением и земельные участки, предназначенные для выполнения лесами полезных функций, которые, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Под лесными насаждениями понимаются деревья и кустарники, которые в конкретных условиях выполняют функции леса.

Единственным государством, которое выработало легальное определение понятия «лес» и включило это определение в свое законодательство, является Республика Беларусь, Лесной кодекс 2010 г. которой под лесом понимает совокупность естественной и искусственно созданной дре-весно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Завершить этот краткий экскурс в национальное законодательство государств

нам хотелось бы Россией. И, в частности, указанием на то, что в настоящее время в ее законодательстве отсутствует нормативное определение лесов. В России единственный нормативный документ, в котором можно встретить определение леса как правовой категории, — это утвержденный Рослесхозом 3 декабря 1998 г. документ под названием «Лесоводство. Термины и определения». Лес в этом документе рассматривается как «целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой».

Что касается доктринального определения лесов, то в концентрированном виде мнение российских юристов-экологов отражено в шеститомной Экологической энциклопедии. В третьем томе этой энциклопедии лес определяется как природный комплекс, состоящий из древесно-кустар-никовой растительности одного или многих видов, растущих близко друг от друга и образующих более или менее сомкнутый древостой [11, с. 255].

Создатели Энциклопедии, похоже, не намеревались раскрыть правовой статус лесов, ограничившись лишь естественнонаучным определением этого понятия. По такому же пути, как нам представляется, пошли и разработчики Международного соглашения по тропической древесине 2006 г., в которой «ресурсы лесов» понимаются как «естественные сомкнутые леса и лесопосадки» (п. 12 ст. 2).

Мы глубоко убеждены в том, что это и подобные ему определения лесов существенно обедняют масштабность проблемы, их охраны и использования, а также не способствуют объективному восприятию отношений человека и лесов с позиции международного права. В связи с этим намного удачнее выглядит определение лесов в упоминавшемся документе «Лесоводство. Термины и определения» 1998 г., в котором отдельной мыслью проходит идея о взаимосвязи лесов и их компонентов с внутренней и внешней средой. А, как всем хорошо известно, именно такое внутреннее и внешнее взаимодействие является одной из главных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

отличительных черт экосистемы. Иными словами, возникает в этом контексте реальная возможность дать международно-правовую оценку лесов с позиций экосистем-ного подхода и оказания лесами экосистем-ных услуг. Однако, прежде чем анализировать такое взаимодействие, необходимо ответить на принципиально важный вопрос: что же представляет собой явление под названием экосистема?

Напомним, что первым, кто предложил использовать в науке термин «экосистема», был английский эколог А. Дж. Тенсли. С этим предложением он выступил в 1935 г. С тех пор это понятие стало широко использоваться как в международных договорах и соглашениях, в нормах «мягкого» международного экологического права, так и в актах национального законодательства.

Наиболее известным международным договором, использующим это понятие, является принятая в 1992 г. Конвенция о биологическом разнообразии. В статье 2 этой Конвенции под экосистемой понимается «динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое».

Думается, уместно сравнить это определение с пониманием экосистемы, выработанным и включенным в «Экосистемный подход к рыболовству: Вопросы, терминология, принципы, институциональные основы, реализация и перспективы» в рамках ФАО: «система сложных взаимодействий популяций между собой и с окружающей их средой»; «совместное функционирование и взаимодействие этих двух составляющих (население и окружающая среда) в функциональной единице переменного размера».

В российском законодательстве понятие «экосистема» раскрывается в Федеральном законе 2002 г. «Об охране окружающей среды», причем делается это более полно: «...естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элемен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

ты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией» (ст. 1) (Курсив наш. — авт.).

Схожее содержание этого понятия можно встретить и в доктрине. Под экологической системой понимаются любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости отдельных экологических компонентов и существующих между ними причинно-следственных связей [9, с. 599].

Аналогичной точки зрения на экосистему придерживается и известный американский эколог и зоолог Ю. Одум, который под ней понимает «любое единство, включающее все организмы на данном участке и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт чётко определённую трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ (обмен веществами и энергией между биотической и абиотической частями) внутри системы» [8].

Одно время в России ученые вслед за академиком В.Н. Сукачевым [10, с. 45-60] предлагали использовать вместо понятия «экосистема» понятие «биогеоценоз» как тождественное. В этой связи уместно напомнить, что если в естественных науках термин «биогеоценоз» имеет вполне конкретное содержание и толкование, то в юридической литературе он не может быть воспринят как понятие, полностью замещающее собой экосистему, поскольку биогеоценоз имеет строгие параметры в пределах соответствующего ландшафта и внутри него какие-либо дополнительные границы невозможны.

Естественную экосистему характеризуют три главных признака:

1) совокупность живых и неживых компонентов;

2) полный цикл круговорота веществ в рамках экосистемы, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;

3) обязательная, хотя бы какое-то время, устойчивость.

Можно считать устоявшимся деление экосистем в науке на типы. Как правило, ученые выделяют три типа экосистем: микроэкосистемы (ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (пруд) и макроэкосистемы (биосфера, вселенная).

Иногда в основу классификации экосистем ученые кладут характер среды обитания сообществ живых организмов, и в этом случае выделяют наземные и водные экосистемы; последние иногда подразделяются на морские и пресноводные.

Исходя из приведенных классификаций, можем заключить, что леса относятся к категории мезоэкосистем.

В тех случаях, когда речь заходит об управлении и охране экосистем, ученые предпочитают говорить об их экологическом равновесии. Под ним почти всегда подразумевается состояние экологической системы, или сообщества животных и растений, характеризующееся устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до нарушения равновесия. В науке такие свойства принято называть принципом Ле Шателье-Брауна, согласно которому «при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется».

В подавляющем большинстве лесов (если не во всех), как правило, присутствуют: растительноядные животные; животные-хищники; потребители погибших животных; сапротрофы (грибы, бесхлоро-филльные растения, простейшие животные и микроорганизмы). Это дает основание считать леса экосистемами. А коль скоро это так, то именно в этом своем качестве («экосистема») леса оказываются в центре активно разрабатываемого в настоящее время на всех уровнях межгосударственного сотрудничества «экосистемного подхода».

Дальше всех в разработке основ экоси-стемного подхода продвинулись стороны Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. Так, на своей второй Конференции в Джакарте в 1995 г. стороны Конвенции

единодушно признали, что использование экосистемного подхода способно содействовать сбалансированному решению поставленных в Конвенции задач в области сохранения биоразнообразия, устойчивому использованию последнего и справедливому и равному распределению выгод от использования генетических ресурсов. После Джакарты этот вопрос продолжительное время обсуждался во Вспомогательном органе Конвенции по научным, техническим и технологическим консультациям. Наконец, в 1998 г. в Малави Рабочее совещание выработало 12 принципов экосистемного подхода, которые в 2000 г. очередная Конференция сторон рекомендовала применять всем сторонам Конвенции. Суть этих принципов сводится к следующему:

1) только общество имеет право определять задачи управления земельными, водными и живыми ресурсами. Необходимо признавать права и интересы коренных и иных малочисленных народов, живущих за счет природных ресурсов. Центральными элементами экосистемного подхода является культурное и биологическое разнообразие. Их необходимо постоянно учитывать в процессе управления ресурсами;

2) управление должно быть по возможности децентрализовано. Это позволяет повысить ответственность и подотчетность органов управления, расширить круг собственников и состав участников, а также возможности в использовании местных знаний;

3) принимая или намереваясь принять то или иное решение, органы управления должны учитывать их реальное или потенциальное влияние на иные экосистемы;

4) управление экосистемами необходимо осуществлять в экономических интересах и при этом не забывать о законах их функционирования. Каждая программа управления экосистемами должна быть направлена на ликвидацию любых диспропорций в рыночных условиях, которые способны подорвать основы сохранения биологического разнообразия; на стимулирование охраны и устойчивого использования биоразнообразия; на концентрацию всех выгод и затрат внутри экосистемы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Такое стимулирование приводит к тому, что контролирующая ресурсы сторона извлекает выгоду, а вызывающая экологические расходы сторона оплачивает такие расходы;

5) экосистемный подход в качестве своей главной задачи видит поддержание эко-системных услуг путем сохранения функций и структуры экосистем;

6) экосистемное управление экосистемами должно осуществляться только в рамках естественного функционирования;

7) экосистемный подход следует осуществлять в соответствующих пространственных и временных масштабах. Границы управления должны определяться на практике пользователями, органами управления экосистемой, учеными и коренными и местными народами. Там, где это необходимо, следует содействовать взаимосвязи между районами;

8) цели экосистемного управления должны быть рассчитаны на длительную перспективу;

9) при экосистемном управлении всегда надо помнить о возможных экосистемных изменениях. Экосистемный подход требует гибкого управления, предусматривающего прогнозирование возможных изменений и событий и приспособление к ним;

10) экосистемный подход направлен на достижение равновесия между сохранением биоразнообразия и его устойчивым использованием;

11) экосистемный подход должен учитывать любые формы информации, включая научные данные, а также знания, нововведения и практику коренных и местных общин;

12) к реализации экосистемного подхода должны быть привлечены все заинтересованные группы общества и научные дисциплины. Это позволяет предвидеть как прямые, так и опосредованные формы антропогенного воздействия на природные объекты.

Как справедливо отметила М.И. Васильева, при экосистемном подходе объекты правового регулирования воспринимаются как части единой природной среды, в которой именно естественные взаимосвязи обеспечивают условия жизни и дея-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

тельности человека [2]. На аналогичных позициях стоят и зарубежные исследователи [12, с. 54, 55].

Благополучие человека и, в частности, его право на благоприятную окружающую среду [1, с. 2-9] во многом зависит от объема и качества тех услуг, которые ему предоставляют экосистемы. При этом под эко-системными услугами принято понимать имеющиеся в экосистеме условия и происходящие в ней процессы, с помощью которых поддерживается и осуществляется жизнь человека [14, с. 1-10].

По оценкам специалистов [4, с. 82-86], около 60% мировых экосистемных услуг деградировало за последние 50 лет в результате антропогенного воздействия. Эксперты говорят о необходимости изменения методологических основ правового регулирования пользования экосистемными услугами посредством перехода на модель экосистемного управления. В связи с этим обращает на себя внимание принятый в 1997 г. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, который явился первой попыткой мирового сообщества включить экосистемные услуги в международные и национальные механизмы борьбы с изменением климата [5, с. 32-40; 6, с. 63-81].

В юридической литературе принято наделять экосистемное управление следующими чертами:

- концентрацией внимания на долгосрочном использовании природных ресурсов;

- содействием увеличению биологического разнообразия;

- широкомасштабным и многомерным мышлением;

- интегрированным включением в процесс планирования экономических, социальных и экологических вопросов;

- адаптацией планов управления к полученной в результате мониторинга информации;

- осознанием сложности взаимодействия экосистем;

- восприятием людей как составной части экосистем [7, с. 115].

Что касается того, что следует понимать под экосистемным управлением, то

здесь мнения ученых расходятся в зависимости от сфер их профессионального интереса [19, с. 27-38]. К.А. Вууд (США), например, считает, что «экосистемное управление - интеграция экологических, экономических и социальных принципов управления биологическими и физическими системами так, чтобы защищать экологическую устойчивость, биологическое разнообразие и продуктивность окружающей среды» [23, с. 6-12]. В этом определении, как нам представляется, автору удалось достичь, по крайней мере, двух основных целей - указать на цель, ради которой осуществляется экосистемное управление, и те три основных области, на которые такое управление распространяется (экономическая, социальная, экологическая).

ЮНЕП, напротив (и в этом с ней согласны многие ученые [20, с. 385-394]), понимает под экосистемным управлением подход к управлению природными ресурсами, который фокусирует свое внимание на устойчивости экосистем с целью обеспечения экологических и гуманитарных потребностей в будущем.

В юридической литературе можно встретить и иные определения. Дж.К. Агри и Д.Р. Джонсон, в частности, полагают, что суть экосистемного управления сводится к «регулированию внутренней структуры и функции экосистемы» [15]. Авторы коллективного труда, посвященного здоровью и продуктивности лесов на долгосрочную устойчивую перспективу, под экосистем-ным управлением понимают «стратегию для сохранения всего спектра полезных свойств и функций» [22]. Еще одна группа специалистов в области лесопользования при определении экосистемного управления акцентирует свое внимание на том, что это - стратегия «управления экосистемами для всех связанных организмов, в отличие от стратегии или плана управления отдельными видами» [16].

Составители Руководства по принципам устойчивого лесопользования и их осуществлению полагают, что экосистем-ное управление — это «система управления ресурсами для поддержания или улучшения здоровья и производительности экосистемы в пределах социально, биоло-

гически и экономически приемлемого риска». Р.И. Грамбайн, С. Лич, А. Вьенчик, Дж. Тернер, напротив, считают, что экосистем-ное управление — «объединение научных знаний в области экологических отношений в направлении общей цели защиты естественной целостности экосистемы в долгосрочной перспективе» [17, с. 27, 28; 18, с. 1 — 12]. Наконец, Н.Л. Кристенсен видит в экосистемном управлении «управление, осуществляемое на базе того, как мы понимаем экологические взаимодействия и процессы, необходимые для поддержания структуры и функции экосистемы» [13, с. 665—691].

Экосистемное управление является одним из семи сквозных тематических направлений деятельности ЮНЕП, зафиксированных в Среднесрочной стратегии ЮНЕП на 2014—2017 гг.

В рамках этого направления ЮНЕП поставила перед государствами цель — содействовать осуществлению перехода к объединению задач по сохранению и рациональному использованию земельных, водных и живых ресурсов в целях поддержания биоразнообразия и предоставления странам экосистемных услуг устойчивым и справедливым образом.

Экосистемное управление нашло свое применение и в деятельности ЮНЕСКО, особенно в ее программе «Человек и биосфера». На это, в частности, указывает распространение на сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО названных выше 12 принципов управления [21] и принятый в 2008 г. Мадридский план действий по таким резерватам.

Состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 2012 г. Конференция ООН по устойчивому развитию еще раз подтвердила важность экосистемного управления. Участники Конференции обязались эффективно применять экосистемный подход и осмотрительность при организации в соответствии с нормами международного права деятельности, сказывающейся на окружающей среде, в целях реализации всех трех аспектов устойчивого развития.

Сказанное позволяет заключить, что и принципы экосистемного управления, и принципы экосистемного подхода должны

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

лежать в основе любых решений, принимаемых в отношении использования лесов на универсальном, региональном и национальном уровнях. Это единственный верный путь, способный привести к реализации на практике задач устойчивого лесопользования.

Список литературы

[1] Бринчук М.М. Правовой механизм сохранения (восстановления) экологических систем // Экологическое право. 2008. № 2.

[2] Васильева М.И. О возможностях правого регулирования пользования экосистемными услугами // Стратегия России. 2008. № 10. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_ arch_to.php?subaction = showfull&id = 1225438354&archive=1226044849&start_from= &ucat=14&.

[3] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юристъ, 2006.

[4] Копылов М.Н., Нгуен К.Т. Современные подходы к экосистемному управлению // Евразийский юридический журнал. 2013. № 4 (59).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Копылов М.Н., Емельянова Н.Н. Борьба с изменением климата - вклад в поддержание глобальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2011. № 9 (40).

[6] Копылов М.Н., Якушева Е.А. Гибкие механизмы Киотского протокола 1997 года // Московский журнал международного права. 2007. № 4 (68).

[7] Копылов С.М. Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктике: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2011. 199 с.

[8] Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. 328 c.

[9] Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 c.

[10] Сукачев В.Н. О соотношении понятий «географический ландшафт» и «биогеоценоз» // Вопросы географии. 1949. № 16.

[11] Экологическая энциклопедия: в 6 т. / Ред. кол.: В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев и др. М.: Энциклопедия, 2010. Т. 3.

[12] Alcamo J., Ash N.J., Butler C.D. Ecosystems and human well-being: a framework for assessment. Wash.: Island Press, 2005.

[13] Christensen N.L. The report of the Ecological Society of America committee on the scientific basis for ecosystem management // Ecological Applications. 1996. Vol.6.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

[14] Daily G.C. Introduction: What are ecosystems services // Nature's Services: Societal Dependence on Natural Ecosystems. Wash.: Island Press, 1997.

[15] Ecosystem management for parks and wilderness / J.K. Agee, D.R. Johnson (eds). Seattle: University of Washington Press, 1989.

[16] Forest ecosystem management: An ecological, economic, and social assessment. Forest Ecosystem Management Team (FEMaT), 1993. URL: http://www.blm.gov/or/plans/ nwfpnepa/FEMAT-1993/1993_% 20FEMAT_Report.pdf.

[17] Grumbin R.E. What is ecosystem management? // Conservation Biology. 1994. Vol. 8. № 1.

[18] Leech S., Wiensczyk A., Turner J. Ecosystem management: A practitioners' guide // Journal of Ecosystems and Management. 2009. Vol. 10. № 2. URL: http://www.forrex.org/jem/ ISS51/vol10_no2_art1.pdf.

[19] Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A holistic approach to the Management of the Natural Resources // Ecosystems and Sustainable Development II, Proceeding of the International Conference ECOSUD 99, 31 May-2 June / C.A. Brebbia, J.L. Uso (eds). Lemos: WIT Press, 1999.

[20] Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A Review of a New Concept and Methodology // Water Resources Management. 2000. Vol.14. № 14.

[21] Solving the puzzle. The ecosystem approach and biosphere reserves. UNESCO, 2000.

[22] Sustaining long-term forest health and productivity. Bethesda: The Society, 1993.

[23] Wood C.A. Ecosystem management: Achieving the new land ethic // Renewable Resources Journal. 1994. № 12.

Spisok literatury:

[1] Brinchuk M.M. Pravovoj mexanizm soxraneniya (vosstanovleniya) e'kologicheskix sistem // E'kologicheskoe pravo. 2008. № 2.

[2] Vasil'eva M.I. O vozmozhnostyax pravogo regulirovaniya pol'zovaniya e'kosistemny'mi uslugami // Strategiya Rossii. 2008. № 10. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_ to.php?subaction=showfull&id = 1225438354 &archive=1226044849&start_from=&ucat=14&.

[3] Kirillov V.I., Starchenko A.A. Logika. M.: Yurist», 2006.

[4] Kopy'lov M.N., Nguen K.T. Sovremenny'e podxody' k e'kosistemnomu upravleniyu // Evra-zijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 4 (59).

[5] Kopy'lov M.N., Emel'yanova N.N. Bor'ba s izmeneniem klimata - vklad v podderzhanie global'noj bezopasnosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2011. № 9 (40).

[6] Kopy'lov M.N., Yakusheva E.A. Gibkie mexanizmy' Kiotskogo protokola 1997 goda // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2007. № 4 (68).

[7] Kopy'lov S.M. Mezhdunarodno-pravovy'e aspekty' preduprezhdeniya negativny'x e'kologi-cheskix posledstvij xozyajstvennoj deyatel'nosti v Antarktike: Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.10. M., 2011. 199 s.

[8] Odum Yu. E'kologiya. M.: Mir, 1986. 328 c.

[9] Rejmers N.F. Prirodopol'zovanie: Slovar'-spravochnik. M.: My'sl', 1990. 637 c.

[10] Sukachev V.N. O sootnoshenii ponyatij «geograficheskij landshaft» i «biogeocenoz» // Voprosy' geografii. 1949. № 16.

[11] E'kologicheskaya e'nciklopediya: v 6 t. / Red. kol.: V.I. Danilov-Danil'yan, K.S. Losev i dr. M.: E'nciklopediya, 2010. T. 3.

[12] Alcamo J., Ash N.J., Butler C.D. Ecosystems and human well-being: a framework for assess-ment. Wash.: Island Press, 2005.

[13] Christensen N.L. The report of the Ecological Society of America committee on the scien-tific basis for ecosystem management // Ecological Applications. 1996. Vol.6.

[14] Daily G.C. Introduction: What are ecosystems services // Nature's Services: Societal Dependence on Natural Ecosystems. Wash.: Island Press, 1997.

[15] Ecosystem management for parks and wilderness / J.K. Agee, D.R. Johnson (eds). Seattle: University of Washington Press, 1989.

[16] Forest ecosystem management: An ecological, economic, and social assessment. Forest Ecosystem Management Team (FEMaT), 1993. URL: http://www.blm.gov/or/plans/ nwfpnepa/FEMAT-1993/1993_% 20FEMAT_Report.pdf.

[17] Grumbin R.E. What is ecosystem management? // Conservation Biology. 1994. Vol. 8. № 1.

[18] Leech S., Wiensczyk A., Turner J. Ecosystem management: A practitioners' guide // Journal of Ecosystems and Management. 2009. Vol. 10. № 2. URL: http://www.forrex.org/jem/ ISS51/vol10_no2_art1.pdf.

[19] Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A holistic approach to the Management of the Natural Resources // Ecosystems and Sustainable Development II, Proceeding of the International Conference ECOSUD 99, 31 May-2 June / C.A. Brebbia, J.L. Uso (eds). Lemos: WIT Press, 1999.

[20] Pavlikakis G.E., Tsihrintzis V.A. Ecosystem Management: A Review of a New Concept and Methodology // Water Resources Management. 2000. Vol.14. № 14.

[21] Solving the puzzle. The ecosystem approach and biosphere reserves. UNESCO, 2000.

[22] Sustaining long-term forest health and productivity. Bethesda: The Society, 1993.

[23] Wood C.A. Ecosystem management: Achieving the new land ethic // Renewable Resources Journal. 1994. № 12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.