УДК 330.3
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Я. В. ВОРОНИНА,
старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: экономико-правовые проблемы, сельское хозяйство, промышленность, новое качество жизни уральцев.
Развитие промышленности в Свердловской области предполагает устойчивое развитие сельского хозяйства. Частно-государственное партнерство в аграрной сфере позволит стабильно развиваться сельскому хозяйству и обеспечивать население Свердловской области, в том числе и работников промышленных предприятий, качественными и безопасными продуктами питания в соответствии с медицинскими нормами. В настоящее время возникла необходимость внесения изменений и дополнений в существующие законодательные акты, в разработке и принятия новых федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сельскохозяйственную деятельность и развитие агропродовольственного рынка. Принятая в Свердловской области Комплексная программа «Новое качество жизни уральцев» должна способствовать повышению уровня качества жизни и сельских жителей, что окажет позитивное воздействие на формирование трудового потенциала сельской экономики и агропромышленного комплекса. Комплексная программа «Новое качество жизни уральцев» должна органично включать в себя мероприятия, связанные с социальным развитием сельских населенных пунктов и сельской экономики. Стратегия устойчивого экономического развития сельского хозяйства должна базироваться на тесном взаимодействии с промышленными предприятиями, поскольку без такого партнерства проблематично говорить о стабильности аграрной экономики. Реальным путем решения возникшей проблемы может стать частно-государственное партнерство, то есть симбиоз частного капитала и госбюджета. А поскольку более стабильное финансовое положение в настоящее время у промышленников, то это означает, что промышленный бизнес и агробизнес обречены на плодотворное сотрудничество, целью которого является обеспечение продовольственной безопасности Свердловской области.
ECONOMIC AND LEGAL PROBLEMS OF AGRICULTURE DEVELOPMENT IN CONJUNCTION WITH INDUSTRY DEVELOPMENT
B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, YA. V. VORONINA,
senior lecture, Ural state agricultural university
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: economic and legal problems, agriculture, industry, new quality of life of Ural residents. The development of industry in the Sverdlovsk region involves a stable development of agriculture. Private-state partnership in agriculture will allow to develop agriculture and to provide the population of the Sverdlovsk region, including employees of industrial enterprises, with high-quality and safe products in accordance with medical standards. At present there is a necessity of making changes and amendments in existing legislation, development and adoption of new federal laws and laws of subjects of the Russian Federation regulating agricultural activities and development of agro-food market. Adopted in Sverdlovsk region the Complex program "New quality of life of Ural residents" should contribute to improvement of a quality of life of rural residents, which will have a positive impact on the formation of a labour potential of a rural economy and agricultural sector. The Complex program "New quality of life of Ural residents" shall organically include activities related to a social development of rural settlements and rural economy. The strategy of stable economic development of agriculture should be based on a close cooperation with industrial enterprises, because without such a partnership, it is problematic to speak about a stability of agricultural economics. A real way to solve the problem can be a private-state partnership, that is a symbiosis of a private capital and a state budget. As the manufacturers have a more stable financial position nowadays, this means that the industrial business and agrobusiness are doomed to a fruitful cooperation, which is aimed to ensure a food security of the Sverdlovsk region.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.
Свердловская область по праву называется опорным краем державы. В настоящее время солидная доля промышленности современной России развивается именно на Среднем Урале.
Губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев в своей статье «Сохраним опорный край Державы», опубликованной в Областной газете, обозначил стратегию развития областной промышленности.
Развитие промышленности напрямую связано с существованием сельского хозяйства, так как работники заводов и других промышленных предприятий должны иметь качественные, биологически полноценные и безопасные продукты питания, причем не импортные, а отечественного производства.
В разные годы промышленные предприятия содержали в своей структуре подсобные хозяйства (совхозы, цеха, агрофирмы и др.), где производилась сельскохозяйственная продукция — овощи, картофель, молоко, мясо, зеленные культуры, грибы, мед, рыба и другие виды продовольствия.
Промышленные предприятия, особенно в советское время, были своеобразным «локомотивом» развития сельского хозяйства. В качестве примера сегодня можно привести агрохолдинг «УГМК-Агро», функционирующий в структуре Уральской горнометаллургической компании.
В настоящее время актуальной темой является частно-государственное партнерство, в том числе, и в аграрной сфере. Собственники промышленных предприятий должны осознать и пересмотреть свое отношение к подсобным сельским хозяйствам и в рыночных условиях изыскать возможность финансовой поддержки развития сельскохозяйственного производства в качестве структурных подразделений промышленной организации.
Устойчивое развитие отечественного сельского хозяйства — всегда актуальная задача для органов власти и субъектов агробизнеса. Главной целью этой деятельности является обеспечение продовольственной независимости российского государства и продовольственной безопасности (качество и безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольствия, физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения страны). Решение этих задач может быть осложнено в связи с геополитическими вызовами.
Эффективное развитие промышленности и сельского хозяйства невозможно осуществить без кадров квалифицированных специалистов. В связи с этим, в Свердловской области необходимо разработать Государственную целевую программу подготовки кадров квалифицированных специалистов и закреплению их в организациях агропромышленного комплекса на период до 2020 г. и последующие годы.
Имеющаяся Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.» практически не работает, так как не обеспечена финансированием и в целом отсутствует организационно-экономический механизм ее реализации.
Программа «Качество жизни уральцев» предполагает полноценное питание населения Свердловской области. К сожалению, проблема качества и безопасности пищевых продуктов сохраняется.
На территории Свердловской области, по данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, обнаружены несоответствия некоторых пищевых продуктов требованиям технической и нормативной документации. Стабильным остается количество забракованных пищевых продуктов: кондитерские изделия — 24,9, продукты из рыбы — 18,6, масло животное — 13,5 %. Доля изъятых импортных товаров и российских товаров в 2012 г. составила 15,2 и 12,6 % соответственно.
Содержание ксенобиотиков в 7,3 % проб пищевых продуктов превышает генетические нормативы, отмечается тенденция ухудшения микробиологических показателей продуктов питания. Особую озабоченность вызывает присутствие на продовольственном рынке Свердловской области фальсифицированных пищевых продуктов.
Оценка питания населения области показывает, что более 18,7 % питаются с нарушениями рациональных норм потребления пищевых продуктов. Доля лиц, приверженных к здоровому питанию, на территории Свердловской области составляет всего 10 %.
Проблему обеспечения качества жизни и продовольственной безопасности необходимо решать совместными усилиями федеральных и региональных властей, сельхозтоваропроизводителей, предприятий пищевой промышленности и научного сообщества.
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений и дополнений в существующие законодательные акты, в разработке и принятия новых федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сельскохозяйственную деятельность и развитие агропродовольственно-го рынка:
— в связи с членством России в ВТО, ШОС, БРИКС, ЕврАзЭс (Таможенный союз) и других, необходимо внести соответствующие дополнения в основной федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», где следует прописать нормы об адаптации российского агропромышленного комплекса к новым экономическим отношениям и направлениям сельскохозяйственной деятельности, связанным с импортозамещением и экспортно-ориентированным развитием;
— принять новые федеральные законы: «Об органическом сельскохозяйственном производстве», «О внутренней продовольственной помощи»;
— разработать и принять новую редакцию «Концепции здорового питания».
В Свердловской области разработать и принять областные законы:
— о качестве и безопасности пищевых продуктов, производимых на территории Свердловской области;
— о производстве органической сельскохозяйственной продукции в Свердловской области;
— об организации внутренней продовольственной помощи населению Свердловской области.
Внести в Комплексную программу «Новое качество жизни уральцев» подраздел «Об устойчивом социально-экономическом развитии сельских территорий в Свердловской области «Уральская деревня», изъяв соответствующую подпрограмму из Государ-
ственной программы развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 г., так как в этой госпрограмме в первую очередь финансируется развитие субъектов АПК, а по остаточному принципу — социальное развитие села и развитие несельскохозяйственных видов деятельности как составной части сельской экономики.
В настоящее время в сельских населенных пунктах Свердловской области проживает 694 тыс. человек, из них непосредственно занято трудом в сельскохозяйственных организациях по состоянию на 01.01.2014 г. 34 тыс. человек.
Минусуя бюджетную систему, а также детей и пенсионеров, практически 200 тыс. трудоспособного населения остаются вне аграрной экономики. Чтобы обеспечить свое благосостояние эти люди должны иметь возможность трудовой занятости, причем, желательно, в своем населенном пункте. От этого фактора напрямую зависит уровень качества жизни в сельском социуме.
Комплексная программа «Новое качество жизни уральцев» должна органично включать в себя мероприятия, связанные с социальным развитием сельских населенных пунктов и сельской экономики.
Иначе сельские жители останутся с сегодняшним уровнем качества жизни, далеким от социальных стандартов.
Стратегия устойчивого экономического развития сельского хозяйства должна базироваться на тесном взаимодействии с промышленными предприятиями, ибо без такого партнерства проблематично говорить о стабильности аграрной экономики.
Рассчитывать на увеличение государственного финансирования в условиях членства России в ВТО после 2017 г. не придется.
Поэтому реальный путь — это частно-государственное партнерство, то есть симбиоз частного капитала и госбюджета. А поскольку более стабильное финансовое положение в настоящее время у промышленников, то это означает, что промышленный бизнес и агробизнес обречены на плодотворное сотрудничество, цель которого — обеспечение продовольственной безопасности Свердловской области.
Литература
1. Куйвашев Е. В. Сохраним опорный край Державы // Обл. газ. 20.03.2014.
2. Комплексная программа «Новое качество жизни уральцев» // Обл. газ. 04.02.2014.
3. Воронин Б. А. Проблемы правового регулирования развития АПК в условиях членства Росси в ВТО // Управленец. 2014. № 1 (47). С. 4-7.
4. Воронин Б. А. Проблемы обеспечения продовольственной независимости Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса и международного регулирования сельскохозяйственной деятельности // Аграрное и земельное право. 2010. Т. 61. № 1. С. 89-92.
5. Воронин Б. А., Крапивин Н. П. Аудиторская деятельность в России : история, правовое регулирование // Аграрное и земельное право. 2010. Т. 61. № 1. С. 75-80.
6. Воронин Б. А. Крестьянские (фермерские) хозяйства : правовые проблемы и тенденции развития // Аграрное и земельное право. 2004. № 1. С. 7-8.
References
1. Kuyvashev E. V. We'll save a supporting region of the country // Obl. gaz. 20.03.2014.
2. Complex Program "New quality of life of Ural residents" // Obl. gaz. 04.02.2014.
3. Voronin B. A. Problems of legal regulation of agrobusiness development in the conditions of Russia's membership in the WTO // Manager. 2014. № 1 (47). P. 4-7.
4. Voronin B. A. Challenges of achieving food self-sufficiency of the Russian Federation in the context of the global financial and economic crisis and international regulation of agricultural activity // Agricultural and Land Law. 2010. Vol. 61. № 1. P. 89-92.
5. Voronin B. A., Krapivin N. P. Auditing in Russia : history, regulation // Agricultural and Land Law. 2010. Vol. 61. № 1. P. 75-80.
6. Voronin B. A. Farmer's economy : legal problems and trends // Agricultural and Land Law. 2004. № 1. P. 7-8.