Экономика ^Ф/
УДК 338.1:91:34
экономико-правовые проблемы обеспечения
качества жизни российских сельских жителей
Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель, Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель, Л. Н. ПЕТРОВА,
аспирант, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: сельские территории, сельские жители, качество жизни, развитие сельских территорий. Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в ситуации углубляющейся интернационализации жизни при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в эволюции государства. Сегодня не решены многие социально-экономические проблемы сельских территорий, что требует продолжения научных исследований, направленных на выработку эффективного организационного и экономико-правового механизма обеспечения качества жизни граждан, проживающих в сельских населенных пунктах. Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах. Темпы и качество развития сельских территорий заметно уступают развитию в городах, сужается доступ населения к услугам предприятий социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городом и селом, все это ведет к росту оттока населения, к утрате освоенности сельских территорий. В этих условиях остро встает проблема обеспечения качества жизни сельского населения. Органы государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации на организационно-правовом уровне принимают меры по обеспечению стабильного социально-экономического развития сельских населенных пунктов. Свидетельством этому являются действующие правовые акты, такие как: Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Комплексная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области „Уральская деревня" до 2020 года». Главное в этой сфере - обеспечить реализацию принимаемых правовых актов, направленных на создание условий для повышения качества жизни в сельском социуме.
economic and legal problems of ensuring
the quality of life of the russian rural population
Ya. V. VORONINA, senior lecturer, N. B. FATEEVA, senior lecturer, L. N. PETROVA,
graduate student, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: rural areas, rural residents, quality of life, development of rural territories.
Rural territories of the Russian Federation are the most important resource of a country whose importance is rapidly growing in the situation of the deepening of the internationalization of life at the same time strengthening the values of natural and territorial resources in the evolution of the state. Today many socio-economic problems of rural areas didn't resolve, what requires further research aimed at developing efficient organizational and legal mechanism of ensuring the quality of life of citizens living in rural settlements. The development of rural areas today is extremely uneven. Despite the rapid growth of the agricultural sector, the level and quality of life of the rural population in general, are significantly behind the level of life in cities. The pace and quality of development of rural territories are much lower than in cities, shrinking access to services of social businesses, information and innovation deepening the gap between urban and rural areas, all this leads to increased outmigration, the loss of development of rural territories. In these conditions, the problem of ensuring the quality of life of the rural population became acute. The public authorities at the federal level and in constituent entities of the Russian Federation on the institutional level take measures to ensure sustainable socio-economic development of rural settlements. Witness to this fact are current legal acts, such as: Strategy for sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030, a Comprehensive program "Development of agro-industrial complex and rural settlements of the Sverdlovsk region, "Ural village" by 2020". The main thing in this sphere is to ensure the implementation of adopted legislation aimed at creating conditions for improving the quality of life in rural society.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.
Экономика
По определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения при ООН) качество жизни - это восприятие человеком своего положения в обществе. Оценка качества жизни по методике ВОЗ определяется по следующим критериям:
- физические - сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;
- уровень независимости - повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;
- психологические - положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания;
- жизнь в обществе - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность;
- окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (загрязнители, шум, населенность, климат);
- духовность - религия, личные убеждения.
Качество жизни напрямую зависит от уровня
жизни, обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности граждан страны. Известно, что жизнедеятельность человека невозможна без чистого атмосферного воздуха, чистой питьевой воды и качественного, биологически полноценного, экологически безопасного, соответствующего медицинским нормам продовольствия. Продовольствие производится в сельском хозяйстве, на сельских территориях жителями сельских населенных пунктов. Поэтому деревня выполняет самую социально значимую функцию - обеспечение населения продуктами питания, а многие отрасли экономики государства - сельскохозяйственным сырьем.
Но, решая эту гуманную задачу, сельские жители оказались в условиях, мягко говоря, отдаленных от критериальных показателей ВОЗ по уровню качества жизни.
Проблемам обеспечения высокого качества жизни в сельском социуме посвящено большое количество научных работ, опубликованных российскими учеными. Среди научных публикаций можно отметить работы: В. Ф. Безъязычного [1]; С. К. Венедиктова [2]; В. В. Глухова и В. В. Окролипова [3]; А. Д. За-рецкого, Т. Е. Иванова, Ю. С. Клещевой [4]; Ф. Т. Ма-лыхина [5]; А. В. Щеткина [6]; Б. А. Воронина, Н. Б. Фатеевой [7]; Б. А. Воронина, Н. А. Потехина, Я. В. Ворониной [8]; И. М. Донник, Б. А. Воронина, Е. А. Тресковой [9]; Б. А. Воронина [10] и др.
Актуальность темы вызвана нерешенностью социально-экономических проблем в сельских территориях, что требует дальнейшего продолжения научных исследований, направленных на выработку эффективного организационного и экономико-правового механизма обеспечения высокого качества жизни граждан страны, проживающих в сельских населенных пунктах.
Этим же целям отвечает настоящее исследование, задачей которого является анализ участия органов власти в решении социально-экономических проблем в сельском социуме.
Сегодня в Российской Федерации на селе проживают около 38 млн человек, т. е. практически 25 % населения страны. Распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [11], которая направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал села и обеспечит выполнение селом общенациональных функций - производственной, демографической, трудоре-сурсной, пространственно-коммуникационной, сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоенности сельских территорий.
Положения стратегии развивают основные направления Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [12].
До 2013 г. главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий была федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе „Социальное развитие села до 2013 года"» [13].
С 2014 г. основные направления Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе „Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"».
Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, а также параметров умеренно-оптимистичного варианта прогноза долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 г., разработанного Министерством экономического развития РФ.
Устойчивое развитие сельских территорий - это увеличение объема производства сельскохозяйствен-
- - Аграрный вестник Урала № 03 (145), 2016 г.-. ^^ _
Экономика ^Ф/
ной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Приведем изложенные в стратегии от 2 февраля 2015 г. проблемы, препятствующие устойчивому развитию сельских территорий. Так, переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы межведомственного взаимодействия и координации отдельных вопросов, связанных с развитием сельских территорий.
По сравнению с развитыми странами государственная поддержка сельского хозяйства значительно ниже, что является одним из факторов низкой доходности сельского хозяйства, ограничивает возможности модернизации и инновационного развития отрасли, негативно сказывается на уровне оплаты труда работников отрасли и формировании налоговой базы местных бюджетов сельских поселений. Поддержка развития инфраструктуры в целом недостаточна и ориентирована на развитие тех сельских территорий, где осуществляются инвестиции в сельское хозяйство, что еще больше усиливает дифференциацию территорий и очаговость в развитии.
Развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам, что фактически ведет к нарушению конституционных прав жителей села на медицинскую помощь и образование.
Инфраструктурное развитие сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, ведется темпами, не позволяющими в ближайшее время преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Сохраняются ведомственные барьеры, препятствующие доступности ресурсов развития для сельского населения.
Реформирование местного самоуправления не привело к созданию института сельского самоуправления, обладающего достаточными средствами для решения проблем сельского населения. Институты гражданского общества развиваются в сельской местности слабо.
Утрата сельской традиционной культуры не осознается обществом как проблема, заслуживающая внимания и общественных ресурсов для ее преодоления, в результате разрушаются и исчезают уникальные памятники материального и нематериального наследия народов России, служащие основой их идентичности.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города выступает ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Как же органы государственной власти намерены решать задачи по повышению качества жизни www.avu.usaca.ru
сельских жителей? Задачи устойчивого развития сельских территорий должны решаться на основе использования сравнительных преимуществ сельских территорий, поиска точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
В регионах с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития необходимо использовать набор следующих универсальных мер, направленных на развитие сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения:
- диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, малого бизнеса и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел;
- повышение качества жизни и доступа сельского населения к жилью и качественным социальным услугам;
- обеспечение развития рыночной инфраструктуры и повышение доступа мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции;
- расширение доступа сельского населения к ресурсам развития, развитие сельского самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ;
- поддержка сельской кооперации.
В регионах с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности, характеризующихся высокой плотностью сельского населения, развитой инфраструктурой и активным жилищным строительством при высокопродуктивном сельскохозяйственном производстве, политика в области развития сельских территорий должна проводиться в основном по следующим направлениям:
- поддержка высокопродуктивного сельского хозяйства, ориентированного на производство высококачественного сырья и продовольствия для обеспечения жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России продуктами отечественного производства;
- создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных;
- сохранение и восстановление природных и аграрных ландшафтов, развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнь и деятельность людей, проживающих в сельской местности, а также рекреацию городского населения;
- совершенствование земельных отношений и прекращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, поддержка промышленной и инфраструктурной субурбанизации, способствующей диверсификации сельской экономики и появлению новых рабочих мест для селян;
Экономика
- содействие диверсификации сельской экономики на территориях пригородного типа, поддержка развития малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, для создания новых рабочих мест в сельской местности;
- содействие миграции населения в сельскую местность, поощрение строительства частных домов, поддержка сельских инфраструктурных проектов (благодаря увеличению миграционных потоков в сельскую местность, в том числе рекреационного характера, расширение сферы обслуживания приведет к созданию новых рабочих мест и развитию мелкого предпринимательства).
Регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности страдают главным образом от депопуляции, для преодоления которой необходим комплекс следующих мер:
- проведение специальной демографической политики, включая усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, и оказание дополнительной поддержки социально уязвимым семьям - многодетным, малообеспеченным, неполным, воспитывающим детей-инвалидов, разработку мер по сохранению и укреплению здоровья, формированию мотивации ведения здорового образа жизни, сокращению смертности населения, миграционного оттока и повышению миграционной привлекательности этих территорий, а также по содействию занятости населения;
- развитие социальной инфраструктуры, включая разработку специальных программ по сохранению доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, улучшению транспортной доступности, развитию инженерно-бытовой инфраструктуры (доступ к сетевому газу, водопроводу и канализации);
- обеспечение специальной поддержки сельского хозяйства, включая осуществление перехода на более экстенсивные и менее трудоемкие отрасли сельского хозяйства в периферийных районах (пастбищное животноводство, выращивание трав), а также облегчение доступа к кредитам, оказание помощи в обновлении техники и закупке кормов, предоставление дотаций к закупочным ценам на молоко со стимулированием продуктивности;
- диверсификация сельской экономики, включая развитие несельскохозяйственных отраслей сельской экономики по таким направлениям, как лесное хозяйство и деревообработка, лесопереработка, ремесла, сохранение традиционного культурного ландшафта, сельской архитектуры, а также развитие сферы обслуживания туристов;
- сохранение освоенности территорий, включая введение таких мер, как поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, реализация политики по привлечению соотечествен-
ников из стран ближнего зарубежья, расширение сезонного дачного заселения удаленных деревень;
- выделение в каждом регионе депрессивных районов и предоставление адресных субсидий жителям этих районов.
Для развития регионов со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями необходимо выполнение следующих мер:
- разработка программы обеспечения доступа сельского населения к основным социальным услугам (магазины, больницы, школы, учреждения культуры, доступ к телевидению, сотовой связи и сети Интернет), включая развитие доступного авиатранспорта и речного транспорта;
- разработка на основе внутрирегионального зонирования и выделения депрессивных районов программы финансовой поддержки населения, заключающейся в предоставлении адресных субсидий жителям депрессивных районов;
- сохранение традиционной культуры коренных малонаселенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, стимулирование активности сельских сообществ путем выделения грантов на развитие народного творчества, проведение фестивалей;
- развитие малого предпринимательства, включая введение таких мер экономической поддержки, как льготное кредитование и налогообложение, развитие бизнес-консультирования, упрощенная процедура регистрации и отчетности, создание и развитие сельской кооперации.
Как видим, стратегия от 2 февраля 2015 г. достаточно полно учла все имеющиеся проблемы и наметила пути решения задач по улучшению ситуации в сельских территориях.
Для того чтобы житель сельского населенного пункта имел устойчивую возможность приобрести необходимые продукты питания, оплатить все социальные, коммунально-бытовые, культурно-оздоровительные и иные услуги, а также выучить своих детей, он должен иметь определенный уровень благосостояния. Благосостояние же прежде всего определяется уровнем доходов как отдельного гражданина, так и семьи в целом.
Путей повышения благосостояния, на наш взгляд, два.
Первый - это получение денег из государственной казны. Государство сегодня принимает меры по финансовой поддержке пенсионеров, студентов, военнослужащих и других категорий граждан. Но если на его плечи переложить расходы, связанные с компенсацией затрат населения на обеспечение благосостояния, оно может не выдержать.
Поэтому второй путь - это заработная плата в суммах, обеспечивающих расчеты за все вышеперечисленные жизненно важные приобретения и услуги. Значит, надо для трудоспособного населения изыскивать возможность зарабатывания денег в организациях, учреждениях и на предприятиях в различных отраслях экономики.
Аграрный вестник Урала № 03 (145), 2016 г. - . ¿588^
Экономика ^Ф/
Что касается жителей сельских населенных пунктов, то для них проблема повышения доходности усугубляется тем, что во многих деревнях и селах сегодня сельскохозяйственного производства нет. Например, в Свердловской области в 1990 г. функционировало 1056 субъектов сельскохозяйственной деятельности (совхозы, колхозы, объединения, фирмы и другие государственные формирования аграрного профиля). Только в 1056 сельских населенных пунктах были размещены центральные усадьбы хозяйств, фермы, гаражи, склады и другие объекты производственной и коммунально-бытовой инфраструктуры. Кроме центральных усадеб в малых деревнях и селах размещались еще и отделения, цеха и бригады. Иначе говоря, у сельских жителей была возможность трудиться в сельском хозяйстве и зарабатывать деньги на обеспечение своего благосостояния. К этому надо добавить еще работу в лесхозах, леспромхозах и особенно в межхозяйственных сельских лесхозах в качестве объездчиков, лесников, лесничих и просто рядовых работников.
Многие трудились в системе потребительской кооперации в качестве заготовителей, штатных охотников и рыбаков, а также в хлебопекарнях и других структурах этой важной для села организации.
Сегодня ситуация такова, что в 1843 сельских населенных пунктах Свердловской области, где проживает около 690 тыс. человек, функционирует лишь 302 сельскохозяйственные организации и предприятия, в которых занято 34 тыс. сельских жителей. Практически свыше 200 тыс. потенциально трудоспособного населения вынуждено работать в городах вахтовым методом в качестве охранников, рабочих в службах благоустройства и других городских организациях или быть безработными.
Но в условиях экономического кризиса в городских организациях и предприятиях идет сокращение кадров, и по этой причине проблема трудовой занятости сельских жителей может резко обостриться. Каковы же пути решения этой социальной задачи?
Прежде всего, сельская местность - это место производственно-хозяйственной деятельности крестьян (а ныне просто работников сельскохозяйственных организаций и предприятий). А поскольку главная задача сельских тружеников - производство продовольствия и соответственно обеспечение продовольственной безопасности страны, то необходимо решать проблему трудовой занятости именно с возрождения и развития аграрного производства на всех сельских территориях.
Сказать, что в нашей области не уделяется внимание решению этой задачи - значит погрешить против истины. Достаточно напомнить, что в области действует ряд целевых программ, направленных на развитие сельскохозяйственной деятельности.
Наряду с организацией рабочих мест непосредственно в аграрном производстве должна быть разработана и опубликована программа развития несельскохозяйственных видов деятельности. Соответствующие министерства и ведомства должны соста-www.avu.usaca.ru
вить свои разделы о том, где возможно использовать сельских жителей в лесном хозяйстве, лесозаготовке, лесопереработке, в разработке месторождений нерудных материалов, в организации агротуризма, охотничьего и рыбоводного хозяйства и т. д.
Все эти направления на слуху, но дальше разговоров пока дело не идет. Перечень направлений трудовой деятельности далеко не исчерпан. И при желании можно найти еще множество вариантов организации рабочих мест в сельских населенных пунктах, а значит, и повышения благосостояния сельских жителей.
Важно создать какой-то штаб для организации и координации всей работы по вышеперечисленным направлениям и системно, шаг за шагом, начать воплощать в жизнь все намеченные мероприятия.
Такие штабы (или иные организационные структуры) должны быть созданы в каждом муниципальном районе или городском округе, а также в областном центре. Их задача - провести мониторинг социально-трудовой сферы сельских населенных пунктов и выявить всех потенциально трудоспособных граждан, желающих вновь заняться сельскохозяйственной деятельностью. Особенно нужно определиться с созданием фермерских хозяйств на базе личных подсобных хозяйств граждан. Сегодня фермерские хозяйства могут ввести в аграрное производство заброшенные поля бывших совхозов и колхозов и заняться производством органической сельскохозяйственной продукции, что позволит решить задачу трудовой занятости сельских жителей, увеличения ассортимента сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых на территории Свердловской области.
Выводы. Проведенные исследования показывают, что органы государственной власти Российской Федерации, озабоченные состоянием социально-экономического развития сельских территорий, принимают определенные меры организационного и экономико-правового характера. Свидетельством этому служит принятие ряда нормативных правовых актов, среди которых и Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Вместе с тем проблема сельских территорий требует разработки новой аграрной идеологии. Современная аграрная политика, направленная на создание эффективного и конкурентоспособного аграрного сектора, обеспечивающего страну продуктами питания, должна быть больше ориентирована на решение социальных проблем села.
Ведь деревня является и производителем, и поставщиком продовольствия, и местом обитания десятков миллионов россиян с самобытным образом жизни, моральными ценностями и духовной культурой. Сельские жители - хранители вековых традиций народов, населяющих Россию. Нужно пересмотреть потребительское отношение к деревне, перестать превращать аграрный вопрос только в продовольственный.
В Свердловской области 1 июля 2014 г. принята комплексная программа повышения качества жизни
Экономика
населения Свердловской области на период до 2018 ктов Свердловской области „Уральская деревня" до года «Новое качество жизни уральцев» [15]. 2020 года» [16]. Однако не наблюдается заметной ак-
К сожалению, эта программа адресована, как го- тивизации в части реализации подпрограммы имен-ворят юристы, неопределенному кругу лиц, и в ней но по социально-экономическому развитию сельских отсутствует раздел о повышении уровня качества населенных пунктов.
жизни в сельском социуме. Качество жизни сельских жителей - это не поли-
В настоящее время в Свердловской области дей- тический лозунг, а серьезная, кропотливая и ответствует комплексная программа «Развитие агропро- ственная работа всех ветвей власти, общественных мышленного комплекса и сельских населенных пун- организаций, субъектов агропромышленного предпринимательства и самих жителей сел и деревень. Литература
1. Безъязычный В. Ф. Качество жизни : учеб. пособие. Рыбинск : Регата, 2004.
2. Венедиктов С. К. Стандартизация в управлении качеством жизни населения в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2010.
3. Глухов В. В., Окрепилов В. В. Управление качеством жизни. СПб. : Наука, 2008.
4. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е., Клещева Ю. С. Накопление человеческого капитала как фактор повышения качества жизни // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 470-474.
5. Малыхин Ф. Т. Качество жизни, обусловленное состоянием здоровья лиц пожилого и старческого возраста (обзор литературы) // Качественная клиническая практика. 2011. № 1.
6. Щеткин А. В. Качество жизни в контексте социально-философского знания // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7.
7. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6. С. 70-73.
8. Воронин Б. А., Потехин Н. А., Воронина Я. В. Экономико-правовые проблемы создания крестьянских (фермерских) хозяйств гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2015. № 5. С. 81-86.
9. Донник И. М., Воронин Б. А., Трескова Е. А. Социально-экономическое развитие сельских территорий : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. аграр. изд-во, 2013.
10. Воронин Б. А. Право сельского населения на достойные условия жизни - конституционное право сельского населения // Аграрное и земельное право. 2011. № 2. С. 77-84.
11. Рос.газ. 2015. 4 февр.
12. СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.
13. Информ. бюл. МСХ РФ. 2012 (ноябрь).
14. СЗ РФ. 2013. № 20. Ст. 4110.
15. Обл. газ. 2014. 11 июля.
16. Обл. газ. 2014. 17 июня.
References
1. Bezyazichnyi V. F. Quality of life : tutorial. Rybinsk : Regata, 2004.
2. Venediktov S. K. Standardization in the management of the quality of life of the population in the region : autoref. dis. ... cand. of econ. sciences. SPb., 2010.
3. Glukhov V. V., Okrepilov V. V. Quality management of life. SPb. : Science, 2008.
4. Zaretskiy A. D., Ivanova T. E., Klesheva Yu. S. Accumulation of human capital as a factor of improvement of quality of life // Fundamental research. 2012. № 9. P. 470-474.
5. Malykhin F. T. Quality of life, determined by health status of elderly and senile age (literature review) // Qualitative clinical practice. 2011. № 1.
6. Shchetkin A. V. Quality of life in the context of socially-philosophical knowledge // Bulletin of the Orenburg State University. 2007. № 7.
7. Voronin B. A., Fateeva N. B. Preparation ofthe personnel for the agribusiness sector: organizational and economic mechanism // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. № 6. P. 70-73.
8. Voronin B. A., Potekhin N. A., Voronina Ya. V. Economic and legal problems for the creation of peasant (farmer) economies ofthe citizens, the leading personal subsidiary economy // Agrarian Bulletin ofthe Urals. 2015. № 5. P. 81-86.
9. Donnik I. M., Voronin B. A., Treskova E. A. Socio-economic development of rural territories : tutorial. Ekaterinburg : Ural agrarian publishing house, 2013.
10. Voronin B. A. Agricultural population right to decent living conditions - constitutional rights of the rural population // Agrarian and land law. 2011. № 2. P. 77-84.
11. Russian newspaper. 2015. 4 February.
12. Collection of laws of the Russian Federation. 2002. № 49. Art. 4887.
13. Inform. bulletin of the Ministry of agriculture of the Russian Federation. 2012 (November).
14. Collection of laws of the Russian Federation. 2013. № 20. Art. 4110.
15. Region newspaper. 2014. July 11.
16. Region newspaper. 2014. June 17.
82 www.avu.usaca.ru