Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социально-экономического развития сельских территорий (на примере Свердловской области)'

Актуальные проблемы социально-экономического развития сельских территорий (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
713
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ЭКОНОМИКА / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Петрова Л. Н.,

Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий предполагает, прежде всего, экономически эффективное функционирование сельского хозяйства, ибо сельские территории являются местом трудовой и хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем, для обеспечения трудовой занятости сельских жителей и их благосостояния важное значение имеют и несельскохозяйственный виды экономической деятельности, то есть наряду с развитием аграрный экономики должна развиваться и сельская экономика. Именно такой комплексный подход позволит решить задачи по устойчивому социально-экономическому развитию сельских населенных пунктов и обеспечить условия для повышения качества жизни сельского социума. Значительная роль в этой сфере отводится органам местного самоуправления, которые непосредственно связаны с сельскими территориями. В настоящей статье изложена информация о правовом регулировании социально-экономического развития сельских территорий на уровне Российской Федерации и ее субъекта Свердловской области. Целью настоящего исследования является анализ и эффективность действующего нормативного правового регулирования социально-экономического развития сельских территорий на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации (на примере Свердловской области), а так же актуальных направлений развития сельской экономики. При исследовании настоящей темы использовались следующие методы: логический (анализ, синтез, обобщение), формально-юридический, экономический, статистический. Предложены варианты развития сельской экономики через организацию несельскохозяйственных видов деятельности в сельских населенных пунктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Б. А., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Петрова Л. Н.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социально-экономического развития сельских территорий (на примере Свердловской области)»

333^»— Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г.

Экономика

/

УДК: 338.431.2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

(НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель, Н. Б. ФАТЕЕВА, старший преподаватель, Л. Н. ПЕТРОВА, аспирант

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: сельская экономика; аграрная экономика; органы местного самоуправления; несельскохозяйственные виды деятельности; сельские территории.

Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий предполагает, прежде всего, экономически эффективное функционирование сельского хозяйства, ибо сельские территории являются местом трудовой и хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем, для обеспечения трудовой занятости сельских жителей и их благосостояния важное значение имеют и несельскохозяйственный виды экономической деятельности, то есть наряду с развитием аграрный экономики должна развиваться и сельская экономика. Именно такой комплексный подход позволит решить задачи по устойчивому социально-экономическому развитию сельских населенных пунктов и обеспечить условия для повышения качества жизни сельского социума. Значительная роль в этой сфере отводится органам местного самоуправления, которые непосредственно связаны с сельскими территориями. В настоящей статье изложена информация о правовом регулировании социально-экономического развития сельских территорий на уровне Российской Федерации и ее субъекта - Свердловской области. Целью настоящего исследования является анализ и эффективность действующего нормативного правового регулирования социально-экономического развития сельских территорий на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации (на примере Свердловской области), а так же актуальных направлений развития сельской экономики. При исследовании настоящей темы использовались следующие методы: логический (анализ, синтез, обобщение), формально-юридический, экономический, статистический. Предложены варианты развития сельской экономики через организацию несельскохозяйственных видов деятельности в сельских населенных пунктах.

B. A. VORONIN, doctor of jurisprudence, professor, head of the department, Ya. V. VORONINA, senior teacher, N. B. FATEEVA, senior teacher, L. N. PETROVA, graduate student Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta, 620075, Ekaterinburg)

Keywords: rural economy; agrarian economy; local governments; nonagricultural kinds of activity; rural territories.

Sustainable social and economic development of rural territories assumes, first of all, economically effective functioning of agriculture because rural territories are the place of labor and economic activity of agricultural producers. At the same time, for ensuring labor employment of villagers and their welfare importance reckon also nonagricultural economic activity, that is along with development agrarian economies also the rural economy has to develop. Such integrated approach will allow to solve problems of sustainable social and economic development of rural settlements and to provide conditions for improvement of quality of life of rural society. The significant role in this sphere is assigned to local governments which are directly connected with rural territories. In the present article information on legal regulation of social and economic development of rural territories at the level of the Russian Federation and its subject - Sverdlovsk region - is stated. Options of development of rural economy through the organization of nonagricultural kinds of activity in rural settlements are offered.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC

DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

(ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

- Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г. - < ССС^"

Экономика

Ш

-тшу

Цель и методика исследования. Целью настоящего исследования является анализ и эффективность действующего нормативного правового регулирования социально-экономического развития сельских территорий на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации (на примере Свердловской области), а так же актуальных направлений развития сельской экономики.

При исследовании настоящей темы использовались следующие методы: логический (анализ, синтез, обобщение), формально-юридический, экономический, статистический.

Результаты исследования. Общеизвестно, что сельские территории выполняют важнейшие общенациональные функции - производственную, демографическую, трудоресурсную, пространственно-коммуникационную, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.

Исторически главная задача сельских жителей -производство сельскохозяйственной продукции для обеспечения населения страны продуктами питания растительного и животного происхождения, а так же сельскохозяйственным сырьем отрасли промышленности и другие сферы экономики государства.

Придавая важное значение устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий на федеральном уровне за последние годы были приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере. Среди них:

1. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2020 года» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 3 декабря 2002 г. [1];

2. Концепция устойчивого развития сельских тер-риторийРоссийскойФедерациинапериоддо2020года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2126-Р от 30 ноября 2010 г. [2];

3. Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации № 2071-р от 8 ноября 2012 г. [3];

4. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2014 годы и на период до 2020 года» утвержденная постановлением Правительства Российской федерации № 598 15 июля 2013 г. [4];

5. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 151-р от 2 февраля 2015 года [5];

Реализацией вышеуказанных нормативных правовых актов обязаны заниматься органы государ-

ственной исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6].

Наряду с органами власти заботу о сохранении работающих кадров и формировании трудового потенциала для сельскохозяйственных организаций должны проявлять и аграрные предприниматели.

Действующая Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» определяет в качестве основных целей: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Основными задачами Программы являются: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции; концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, на объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г. - <

Экономика

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

— долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

— высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения средств государственной поддержки.

Показателем результативности использования программно-целевого метода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

В настоящее время действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г. [7]. Основная цель этой программы развития сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, импортозамещение сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, ветпрепаратов, а также сельскохозяйственной техники и оборудования. Подпрограммой является организация экспорта сельскохозяйственной продукции. Объективно говоря, все вышеперечисленные программы нацелены на агропромышленный комплекс, его стабильное и позитивное развитие и это наверное совершенно правильно, поскольку агропромышленный комплекс решает ответственные общенародные и государственные задачи.

Сельские жители, работающие в фермерских хозяйствах и иных организациях агробизнеса своим трудом обеспечили за 2014-2016 годы рост объемов сельскохозяйственной продукции от 3 до 5 % ежегод-

но и этот тренд в аграрной экономике продолжается.

Вместе с тем, первые оперативные итоги сельхоз-переписи 2016 г. [8] свидетельствуют, что сократилось количество сельскохозяйственных организаций с 59,2 тыс. в 2006 г. до 36,4 тыс. в 2016 г. Число крестьянских (фермерских) хозяйств за 10 лет уменьшилось с 253,1 тыс. в 2006 г. до 136,6 в 2016 г.

Из общего числа сельскохозяйственных организаций в 2006 г. насчитывалось 27,8 тыс. крупных и средних, в 2016 г. - 15,2 тыс. Количество некоммерческих объединений граждан за десятилетие сократилось с 79,8 до 76,3 тыс. из них 67,2 тыс. в настоящее время составляют садоводческие объединения, 6,1 тыс. - дачные объединения и 3 тыс. - огороднические объединения.

Общая численность сельского населения с 38 млн чел. в 2006 г. сегодня составляет около 37 млн чел.

В стратегическом плане ожидается, что к 2030 г. численность сельского населения должна стабилизироваться на уровне 35 млн человек и возможно будет остановлено падение числа российских граждан проживающих в сельской местности.

Необходимо отметить, что наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области социально-экономического развития сельских территорий имеются подобные правовые акты и в субъектах Российской Федерации.

Например, в Свердловской области реализуется Комплексная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2020 г.» [9].

Первая подобная программа под названием Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов (Уральская деревня) была утверждена постановлением Правительства Свердловской области № 11761111 от 28 ноября 2007 г. [10]. В последующие годы программа несколько раз корректировалась исходя из финансовых возможностей бюджетов (федерального и Свердловской области).

Краткий анализ выполнения показателей программы «Уральская деревня» на 2008-2015 г. и программы до 2020 г. свидетельствует, что не все планируемые мероприятия выполнены, а по отдельным индикаторам стало хуже, чем было в 2007 г.

Возьмем для примера численность постоянного сельского населения. В 2007 г. в сельских населенных пунктах Свердловской области проживало 740,4 тыс. человек (16,8 %), а по состоянию на 1 января 2017 г. сельских жителей числится 671,9 тыс. человек. Налицо убыль почти 70 тыс. человек.

- Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г. - < ССС^"

Экономика

$3

-тшу

Занятость сельского населения Свердловской области характеризуется такими показателями. По состоянию на 1 января 2017 г. непосредственно в сельскохозяйственных организациях трудятся около 35 тыс. человек, а с учетом лесного хозяйства и ле-сопереработки 42-44 тыс. сельских жителей заняты в сфере сельской экономики. Около 100 тыс. человек работают в бюджетных учреждениях (школы, клубы, библиотеки, медпункты и др.)

Таким образом, минусуя около 150 тыс. человек занятых в вышеизложенных организациях и учреждениях, а также детей и пенсионеров, получается, что около 100 тыс. сельских жителей не вовлечены в активную трудовую деятельность в рамках сельской экономики.

В 2016 г. в аграрной сфере Свердловской области числилось около 300 сельскохозяйственных организаций, около 730 фермерских хозяйств, более 306 тыс. граждан занимались ведением личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Из более, чем 500 предприятий, производящих пищевые продукты незначительное количество работало в сельской местности (как правило, производители молочных продуктов) [11].

Рассматривая варианты трудовой занятости сельских жителей можно прийти к выводу, что в рамках аграрной экономики при реальной государственной финансовой поддержке можно более эффективно развивать фермерские хозяйства, особенно, по производству органической сельскохозяйственной продукции. Увеличения числа крупных сельскохозяйственных организаций вряд ли можно ожидать, ибо они уже заняли свою нишу в сельских населенных пунктах с развитой социально-бытовой инфраструктурой. Развитие личных подсобных хозяйств, как о непредпринимательских структур, возможно только в рамках сельскохозяйственной кооперации.

В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.

Определимся с понятием сельская экономика. На наш взгляд, сельская экономика - это специфичная отрасль экономики государства, в которой в качестве трудовых ресурсов заняты жители сельских населенных пунктов и включающая в себя аграрную экономику (сельское хозяйство и организации по переработке сельскохозяйственного сырья); организации

системы потребительской кооперации; личные подсобные хозяйства граждан как форма самозанятости сельского населения; не сельскохозяйственные виды занятости сельских жителей (лесное хозяйство и ле-сопереработка, охотничьи и рыболовные хозяйства, сельский туризм, заготовка пищевых дикорастущих лесных ресурсов, развитие народных промыслов, разработка общераспространенных не рудных материалов и др.)

Выводы. Несмотря на принимаемые программы и другие правовые документы на практике, например, в Свердловской области не наблюдается резкой активизации в решении проблем организации полноценной трудовой занятости жителей сельских населенных пунктов, что отражается на их качестве жизни.

Изложенное выше понятие сельской экономики носит комплексный характер и в силу этого должна выстраиваться деятельность органов государственной власти и особенно органов местного самоуправления, которые ближе всех иных органов власти находятся к сельским жителям.

Объективности ради отметим, что в сельских населенных пунктах, так или иначе, но решаются задачи по их социально-бытовому развитию. Строится жилье, идет газификация, возводятся или модернизируются объекты социально-бытовой и коммунальной инфраструктуры, решаются и другие социально значимые задачи.

За 2014-2016 гг. по программе «Уральская деревня» с господдержкой на селе введено (построено) 33,6 тыс. м2 жилья для граждан и 8,9 тыс. м2 -для льготных категорий граждан (детей-сирот, инвалидов и ветеранов), введено в эксплуатацию 272 км газопроводов, построено (реконструировано) 36,4 тыс. км дорог; 520 семей получили господдержку на улучшение жилищных условий, 605 человек переселено из аварийного жилья.

В сфере здравоохранения введено 48 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в 44 ФАПах проведен капитальный ремонт, введено шесть новых общеврачебных практик, в 21 практике сделан капитальный ремонт. В сфере физической культуры и спорта построено четыре школьных стадиона, 19 различных спортивных площадок, три лыжных базы и одна лыжероллерная трасса, три хоккейных площадки. Проведена реконструкция двух спортивных комплексов, двух хоккейных площадок и двух футбольных полей с искусственным покрытием. В сфере образования за три года проведен капитальный ремонт 138 сельских школ, построена одна школа-сад, приобретено 89 школьных автобусов.

В сфере окружающей среды и жилищно-коммунального хозяйства построены одно очистное сооружение, реконструировано более 8 км водопроводов и

Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г. - <

Экономика

Шг7

несколько гидротехнических сооружений, обустроены родники,

В сфере культуры проводится информатизация и совершенствование материально-технической базы сельских библиотек [12].

К сожалению, пока без достаточного внимания остаются вопросы, связанные с организацией полноценной трудовой занятости сельских жителей, а ведь возможность трудиться и получать за труд достойную зарплату одно из решающих факторов повышения благосостояния сельского населения, что, в конечном счёте, напрямую влияет на качество их жизни [13].

По нашему мнению, пока во властных структурах не созрело понимание серьезного комплексного подхода к организации и развитию сельской экономики, не пришло осознание того, что полноценная трудовая занятость во всех видах сельской экономики позволит привнести дополнительные объемы сельскохозяйственной и иной пищевой продукции в продовольственный фонд страны, увеличить выпуск

товаров народных промыслов, за счет сельского туризма и других видов не сельскохозяйственной экономической деятельности увеличить поступления в бюджеты муниципальных образований, а также заметно активизировать общественную активность сельского населения [14].

Наконец, надо думать о будущем трудового потенциала, прежде всего, для сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, поскольку сегодня очевидно старение работающих кадров в организациях сельскохозяйственных товаропроизводителей [15].

Нельзя забывать и о сохранении традиционного образа жизни сельских жителей (крестьян). Ведь они, сельские жители, есть корни жизни всего российского государства. В Год экологии не лишним будет дополнить, что именно сельские жители могут быть реальными хранителями и защитниками окружающей природной среды, поскольку дикие представители флоры и фауны находятся именно на сельских территориях.

Литература

1. Социальное развитие села до 2020 года : федеральная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 3 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.

2. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6748.

3. Концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской федерации № 2071-р от 8 ноября 2012 г. // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2012. № 2.

4. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.» : постановление правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 г. // СЗ РФ. 2013. № 30. Ст. 4110.

5. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ № 151-р от 2 февраля 2015 г. // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1014.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. //. СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

8. Спеццентручет в АПК. 14.11.2016 г.

9. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня") до 2020 года» : постановление Правительства Свердловской области от 3 июня 2014 г. № 471-ПП // Областная газета от 17.06.2014 г.

10. О Комплексной программе социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов ("Уральская деревня") : постановление Правительства Свердловской области от 28 ноября 2007 г. № 1176-ПП // Областная газета. 2007 г. Декабрь.

11. Информационный бюллетень Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области за 2016 год.

12. Информационный бюллетень МСХ РФ. 2017. № 8. С. 39.

13. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б., Воронина Я. В. Качество жизни в сельских территориях: пути улучшения // Антропологические чтения-2016 : сб ст. 2016. С. 38-41.

» - Аграрный вестник Урала № 09 (163), 2017 г. - < JJJ^Tl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика —*'

14. Воронин Б. А., Майзель С. Г., Воронина Я. В., Фатеева Н. Б., Долгополова А. А. Качество жизни в сельских территориях: состояние, пути улучшения // Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 4.

15. Воронин Б. А., Юсупов М. Л. Право сельского населения на достойные условия жизни // Социальное государство: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург, 2011. С. 90-101.

References

1. Social development of the village till 2020 : the federal target program approved by the resolution of the Government of the Russian Federation № 858 of December 3, 2002 // CL of RF. 2002. № 49. Art. 4887.

2. About the approval of the Concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation until 2020 : order of the Government of the Russian Federation of November 30, 2010 № 2136-r // CL of RF. 2010. № 50. Art. 6748.

3. The concept of the federal target program "Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and until 2020" approved by the order of the Government of the Russian Federation № 2071-r of November 8, 2012 // the Newsletter of the MCX Russian Federation. 2012. № 2.

4. On the federal target program "Sustainable Development of Rural Territories for 2014-2017 and until 2020" : resolution of the Government of the Russian Federation № 598 of July 15, 2013 // CL of RF. 2013. № 30. Art. 4110.

5. On the adoption of Strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation until 2030: order of the Government of the Russian Federation № 151-r of February 2, 2015 // CL of RF. 2015. № 6. Art. 1014.

6. On the general principles of the organization of local government in the Russian Federation: federal law № 131-FZ of October 6, 2003 // CL of RF. 2003. № 40. Art. 3822.

7. On the State program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and food for 2013-2020 : resolution of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 № 717 // CL of RF. 2012. № 32. Art. 4549.

8. Special central account in agrarian and industrial complex. November 14, 2016.

9. On the approval of the comprehensive program of Sverdlovsk region "Development of agro-industrial complex and rural settlements of Sverdlovsk region ("The Ural village") till 2020" : resolution of the government of Sverdlovsk region from March 6, 2014 № 471-PP // Regional newspaper from June 17, 2014.

10. About the Comprehensive program of social and economic development of territories of rural settlements in Sverdlovsk region for 2008-2015 ("The Ural village"): resolution of the government of Sverdlovsk region from Novembe 28, 2007 № 1176-PP // Regional newspaper. 2007. December.

11. The newsletter of the Ministry of agro-industrial complex and food of Sverdlovsk region for 2016.

12. Newsletter of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. 2017. № 8. P. 39.

13. Voronin B. A., Fateeva N. B., Voronina Ya. V. Quality of life in rural territories: ways of improvement // Anthropological readings-2016 : coll. of art. 2016. P. 38-41.

14. Voronin B. A., Mayzel S. G., Voronina Ya. V., Fateeva N. B., Dolgopolova A. A. Quality of life in rural territories: state, ways of improvement // Agrarian science and education. 2016. № 3. P. 4.

15. Voronin B.A., Yusupov M. L. Right of country people on worthy living conditions // Social state: problems of functioning and development. Ekaterinburg, 2011. P. 90-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.