УДК 336.225
Рамазанова Барият Курбановна
аспирант. Дагестанский государственный институт народного хозяйства b. ramazanova@mail. ru Bariyat K. Ramazanova Graduate student.
Dagestan state institute of a national economy [email protected]
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ECONOMICAL AND LEGAL APPROACHES TO DEFINITION OF TAX CONTROL
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению налогового контроля, предложенные учеными-налоговедами. Исследование основных подходов к определению налогового контроля дало возможность уточнить и дать собственное определение данного понятия. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что основной задачей налогового контроля является предупреждение нарушений налогового законодательства.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, налоговая система, налоговая политика, методы налогового контроля, налоговые органы, налоговое законодательство, налоговые проверки.
Summary. In article approaches to definition of the tax control, offered by scien-tists-nalogovedami are considered. Research of the main approaches to definition of tax control gave the chance to specify and give own definition of this concept. The carried-out analysis allowed to draw a conclusion that the main objective of tax control is the prevention of violations of the tax legislation.
Keywords: tax control, tax audits, tax system, tax policy, methods of tax control, tax authorities, tax legislation, tax audits.
Значимость налогов и сборов как одного из элементов налоговой системы и как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов, в первую очередь, обуславливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. На современном этапе развития экономики РФ, несмотря на уже проведенные многочисленные исследования, среди ученых продолжаются дискуссии относительно сущности налогового контроля. При этом сущность налогового контроля рассматривается с различных точек зрения.
Так, сущность налогового контроля возможно раскрыть через определение понятия налогового контроля, которое призвано отражать существенные признаки. Так как именно определение содержит основные существенные признаки, ха-
растеризующие определенную совокупность явлений, оно должно раскрыть то общее, на основе чего данное определяемое множество объединится одной категорией.
Действующее налоговое законодательство рассматривает налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах [1]. Законодательное определение налогового контроля значительно облегчает процесс реальной оценки работы налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему. Однако, на взгляд авторов, сформулированная в Налоговом кодексе РФ трактовка понятия налоговый контроль недостаточно полно раскрывает его экономический смысл и требует уточнения. (см. табл.)
Основные подходы к определению понятия «налоговый контроль»
Авторы Определение
Кучерова И.И., Судакова О.Ю., Орешкин И.А. Налоговый контроль-это важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства. [2].
Кустова М.В., Ногина АО., Шевелева НА. Налоговый контроль определяется как особый организационно-правовой механизм, который представляет собой систему взаимосвязанных элементов и посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. [3].
Майбуров И.А. Под налоговым контролем следует понимать одно из важнейших направлений государственного финансового контроля [4].
Брызгалин А.В. Налоговый контроль это установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд [5].
Осокина И.В. Налоговый контроль это специализированный (исключительно в отношении налогов и
сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений [6].
Зрелов А.П. Налоговый контроль это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности [7].
Юткина ТФ. Налоговый контроль это элемент финансового контроля и налогового механизма [8].
Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.Л. Налоговый контроль это контроль над обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей [9].
Сомоев Р.Г. Налоговый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм, методов его организации и проведения и обусловленных главным образом мобилизацией налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему страны [10].
Евстигнеев Н.Е. Налоговый контроль это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства [11].
Анализ основных подходов к трактовке понятия «налоговый контроль» дал нам возможность уточнить и дать собственное определение данного понятия.
Итак, налоговый контроль представляет собой экономико-правовой механизм, посредство которого обеспечивается соблюдение налоговой дисциплины, предупреждение налоговых правонарушений с целью максимального исключения нарушений налогового законодательства и достижения эффективно действующей налоговой системы.
На основании изложенного выше, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению понятия «налоговый контроль». Таким образом, данные понятия нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении с учетом сложившейся правоприменительной деятельности налоговых органов.
В дополнение, для более полного понимания сущности понятия «налоговый контроль», необходимо также определить его цель, задачи, формы и методы.
Известные ученые - налоговеды И.А. Майбуров, А.Д. Выварец, Е.В. Ядрен-никова и другие справедливо определяют основную цель налогового контроля как обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются
или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений. [12].
Анализ имеющихся научных точек зрения позволяет сделать вывод, что большинство авторов в числе задач налогового контроля выделяют предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.
Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом развернулась еще в советское время. В настоящее время в статье 82 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли и другие формы.
В юридической литературе формы налогового контроля и методы его проведения рассматриваются в разных аспектах. Так, некоторые ученые под формой контроля понимают внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля. Методы налогового контроля понимают как совокупность приемов, способов и средств воздействия.
Чтобы раскрыть содержание налогового контроля, необходимо также определить его субъект, объект и предмет. Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы России и ее территориальные органы, имеющие всеобъемлющие полномочия по проведению налогового контроля за уплатой налогов и сборов.
По вопросу определения объекта контроля в научной литературе существуют самые различные мнения. Так, например, существует точка зрения, согласно которой объектом контроля являются проверяемые организации, в отношении которых осуществляется контрольная деятельность уполномоченных органов [13], согласно же другой позиции в качестве «конечного» объекта контроля необходимо рассматривать действия людей, ответственных за определенные участки своей работы [14].
Предметом налогового контроля в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию
[15].
Таким образом, налоговый контроль, как и другие функции управления производством, нуждается в дальнейшем повышении эффективности. И в настоящее время налоговая система России продолжает сохранять существенный потенциал криминогенных факторов, реализуемых во взаимодействии с другими звеньями финансовой системы, поэтому налоговая политика направлена на предупреждение налоговых правонарушений и воспитание правопослушного налогоплательщика.
Литература
1. Налоговый Кодекс РФ часть первая
2. Кучерова И.И., Судакова О.Ю., Орешкин И.А. налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.-М., 2001. С. 26.
3. Ку-стова М.В., Ногина А.О., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть.-М, 2001. С. 255.
4. Май-буров И.А. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 109.
5. Брыз-галин А.В. Налоги и налоговое право: учебное пособие.-М.,1997. С. 409.
6. Осо-кина И.В. Методические аспекты совершенствования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006. С. 14.
7. Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия «налоговый контроль» //Налоги и налогообложение. 2004. №9. С. 38.
8. Ют-кина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М., 1998. С. 34.
9. Чер-ник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.Л. Основы налоговой системы. М., 2000. С. 86.
10. Сомо-ев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. М., 2000. С. 153.
11. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. СПб., 2001. С. 199.
12. Налоги и налогообложение / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009.
13. Шохин С.О., ВоронинаЛ.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит.-М., 1997. С. 10.
14. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР.-М., 1973. С.28.
15. Зали-бекова Д.З. Совершенствование налогового контроля на основе изучения зарубежного опыта. / Казанская наука. 2013. №11. С. 124-126.
Literature
1 . The tax Code of the Russian Federation part one
2 . Kucherova I.I. Sudakova O. Yu. Oreshkin I.A. tax control and responsibility for violations of the law about taxes and fees. - M, 2001. Page 26.
3 . Kustova M. V., Nogin A.O. Sheveleva N. A. Tax right of Russia. General part. - M, 2001. Page 255.
4 . Mayburov I.A. Taxes and taxation. Textbook. - M.: YuNITI-DANA, 2012. Page 109.
5 . Bryzgalin A.V. Taxes and tax right: manual. - M., 1997. Page 409.
6. Osokina I.V. Methodical aspects of improvement of exit tax audits of the largest taxpayers: yew. ... edging. house-keeper. sciences. M, 2006. Page 14.
7. Zrelov A.P. Modern problems and features of definition of essence of the concept "tax control "//Taxes and taxation. 2004 . No. 9. Page 38.
8 . Yutkina T.F. Taxes and taxation: textbook. M, 1998. Page 34.
9 . D.G. bilberries, Repairs A.P., Morozov V. L. Bases of tax system. M, 2000. Page 86.
10 . Somoyev R. G. General theory of taxes and taxation. M, 2000. Page 153.
11 . Yevstigneyev E.N. Taxes and taxation. SPb. 2001. Page 199.
12 . Taxes and the taxation / Under the editorship of I.A. Mayburov. M.: YUNITI DAN, 2009.
13 . Shokhin S. O., Voronin L.I. budgetary and financial control and audit. - M, 1997. Page 10.
14 . Voznesensky E.A. Financial control in the USSR. - M, 1973. Page 28.
15 . Zalibekova of Z. Improvement of tax control on the basis of studying offoreign experience. / Kazan science. 2013 . No. 11. Page 124-126.