Научная статья на тему 'Экономико-криминологический аспект борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности'

Экономико-криминологический аспект борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC CRIME / SHADOW ECONOMY / CORRUPTION / CRIMINALITY IN THE SPHERE OFECONOMIC ACTIVITY / BRIBERY / ORGANIZED CRIMINALITY / NATIONAL SECURITY / THREATS TO NATIONAL SECURITY / PRIVATIZATION / DENATIONALIZATION / POLITICO-ADMINISTRATIVE CONTROL / INVESTIGATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович

Криминализация экономики является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Оздоровлениеэкономической обстановки в стране способствует как объективному процессу вытеснения теневой экономики из национальной, так и субъективномуфактору повышения эффективности борьбы с экономической преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND CRIMINAL ASPECTS OF CRIME CONTROL IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

Criminalization of the economy represents one of the major threats to the national security of the Russian Federation. Improvement of economic situation in the country contributes to both: the objective process of ousting the shadow economy and the subjective factor of increasing the efficiency of the economic crime control.

Текст научной работы на тему «Экономико-криминологический аспект борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности»

ЭКОНОМИКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смирнов А. А.

Криминализация экономики является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Оздоровление экономической обстановки в стране способствует как объективному процессу вытеснения теневой экономики из национальной, так и субъективному фактору повышения эффективности борьбы с экономической преступностью.

Criminalization of the economy represents one of the major threats to the national security of the Russian Federation. Improvement of economic situation in the country contributes to both: the objective process of ousting the shadow economy and the subjective factor of increasing the efficiency of the economic crime control.

Ключевые слова: экономическая преступность, теневая экономика, коррупция, преступность в сфере экономической деятельности, взяточничество, организованная преступность, национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, приватизация, разгосударствление, политико-административный контроль, оперативно-розыскная деятельность.

Key words: economic crime, shadow economy, corruption, criminality in the sphere of economic activity, bribery, organized criminality, national security, threats to national security, privatization, denationalization, politico-administrative control, investigative activities

Экономическая преступность как социальное и криминальное явление - в нашей жизни, может быть и недостаточно новое, однако в связи с бурно происходящими в стране и за рубежом политическими, социальными и экономическими изменениями, особенно на фоне глобального экономического кризиса - пока еще недостаточно глубоко и всесторонне изучено. Вполне понятно, что такое положение дел не может быть удовлетворительным ни для практики социального, в том числе государственного влияния на экономическую преступность, ни для теории, призванной познать природу, закономерность возникновения и развития этого явления.

Неопределенность, «размытость» представлений об экономической преступности, ее сущности, условиях возникновения, границах распространения, причинах живучести, характере угроз для экономики страны не позволяет в достаточной степени оценить влияние этого явления на национальную

безопасность России и выработать соответствующую политику государства в сфере борьбы с этой преступностью.

Как известно, экономическая преступность возникает там и тогда, когда есть возможность конкурировать с легальной экономикой при производстве наиболее доходных товаров и услуг. Вполне очевидно, что уровень экономической преступности отражает состояние легальной экономики: чем оно хуже, тем более доходно и более активно проявляет себя организованная экономическая преступность.

Там, где спрос не отражает физически и нравственно здоровых потребностей, образуется теневая экономика: ростовщичество, наркобизнес, проституция, работорговля. Эти явления оказывают неизменно негативное влияние на общественную нравственность и экономику государств. Теневая экономика начинается с того, что на рынок в качестве товара выносятся вещи, которые по своей природе товарами быть не могут: деньги, земля и люди. Спекуляция этими псевдотоварами и составляет экономическую основу социального паразитизма, что, в сою очередь, является питательной средой и условием для возникновения и роста экономической преступности.

По мнению экспертов, удельный вес теневой экономики в России сопоставим с легальной экономикой и составляет по разным оценкам от 40% до 80% . По данным МВД в 2009 году зарегистрировано 3600 тысяч преступлений, 50% относятся к преступлениям экономической направленности, 14% из этого числа - к преступлениям в сфере экономической деятельности1.

По аналогии с Западом и с учетом специфических условий России, включая отставание правовой базы рыночных отношений и неопытность как новых предпринимателей, так и органов правопорядка (омолодившихся в своем рабочем звене на 70 - 80%), при продолжении «рыночного» экономического курса и на фоне мирового кризиса можно достаточно уверенно прогнозировать:

• расширение коррупции чиновников государственных органов в процессе перераспределения собственности, в контактах с новыми предпринимателями, в сфере рынка земли и недвижимости;

• банковские манипуляции по многократному переводу средств из банка в банк, из безналичных в наличные, с одной статьи на другую для хищения на одном из этапов, перелив капиталов из теневой экономики в легальную и обратно;

• махинации по льготному или незаконному кредитованию, включая согласованное обеими сторонами хищение кредита;

• расширение и новые формы внешнеэкономических преступлений, махинации с налоговыми и таможенными декларациями, нарушение валютного законодательства;

1 Сайт МВД Статистика. WWW.MVD.RU 182 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010

• недобросовестную рыночную конкуренцию, связанную с «обходом» антимонопольного законодательства и использованием против конкурентов криминальных структур и коррумпированных чиновников;

• спекуляцию ценными бумагам, подделку акций, создание «мыльных» акционерных обществ, хищения дивидендов управленцами АО;

• махинации на фондовых биржах, в том числе с использованием методов экономического шпионажа в интересах иностранцев;

• хищения денежных средств с банковских счетов с помощью компьютерных технологий;

• хищения программ и отдельных видов информации из памяти компьютерных баз данных;

• похищения людей, поджоги, погромы офисов и квартир как средства шантажа предпринимателей, налеты на предприятия, магазины, инкассируемые объекты (и на самих инкассаторов), рэкет и внедрение на предприятия «своих» людей (для разведки и доразведки уязвимых мест, в которых хранятся денежные и валютные средства, интеллектуальная собственность предприятий), подкуп с той же целью сотрудников предприятий;

• усиление организованности преступных сообществ, координация их совместных действий против «строптивых» бизнесменов, заказные убийства, значительное повышение уровня вооруженности и технической оснащенности преступных групп, попытки проникновения в органы МВД, таможни, налоговой инспекции для получения сведений о предпринимателях и определения размера обложения их «данью», вовлечение в состав преступных группировок уволенных в запас военнослужащих (из разведки, ОСНА-ЗА, СПЕЦНАЗА и т.п.) и сотрудников правоохранительных органов;

• координацию преступных действий местных мафий с преступными группировками за рубежом (прежде всего из числа российских и «советских» эмигрантов) в области наркобизнеса, торговли оружием, фальшивомонетничества, работорговли;

• рост краж, совершаемых бездомными и безработными, так как ожидается увеличение их количества в 3 - 4 раза.

Степень коррумпированности государственных служащих в Российской Федерации расценивается как отечественными, так и зарубежными специалистами как беспрецедентно высокая. По самым скромным подсчетам, российские чиновники в 2008 году получили в виде взяток не менее 100 миллионов долларов при решении вопросов регистрации предприятий, аренды помещений, выдачи лицензий на право экспорта энергоносителей, а также в случаях оказания содействия в вывозе сырья в обход легальных каналов.

В качестве факторов, способствующих сохранению и даже нарастанию данной тенденции, можно выделить: политическую и социально-экономическую нестабильность; укоренение психологии временщичества,

вседозволенности и безнаказанности; галопирующую инфляцию. Наиболее остро проблема коррупции стоит на канале внешнеэкономических связей. Самыми активными участниками противоправных действий являются работники внешнеторговых объединений, акционерных обществ, коммерческих структур России, особенно из регионов Западной и Восточной Сибири, Урала, Севера, Москвы и Санкт-Петербурга.

В качестве причин усиливающейся коррупции в госаппарате России следует особо выделить следующие:

- слабость и неоднозначность существующей законодательной базы, отсутствие сопоставимого с развитыми странами Закона о государственной службе РФ;

- слабая правовая и социальная защищенность;

- резкое ослабление государственного контроля над экономической вообще и внешнеэкономической деятельностью, в частности, самостоятельных субъектов этой сферы;

- отсутствие у Правительства РФ, республиканских, краевых и областных администраций продуманной системы отбора кадров, их оценки, обоснованного продвижения по службе; научно-методическая слабость отделов кадров этих администраций и их «второсортность» в аппаратах; отсутствие у этих отделов необходимых функций и технического оснащения, недостаточный уровень специальной подготовки; отсутствие единой системы подготовки специалистов кадровых служб, медленное развертывание учебных и экспертных подразделений для помощи администрациям;

- отсутствие единой системы органов, ведущих работу по борьбе с коррупцией в ведомствах, учреждениях госслужбы, и отработанной системы судебного расследования и наказания уличенных в коррупции госслужащих.

Укрепление позиций теневого бизнеса в российской экономике, а также усиление коррумпированности чиновников ведет к постепенному превращению экономического пространства страны в плацдарм для деятельности международных мафиозных групп и отмывания преступного капитала. Такая ситуация чревата тем, что решение государственных задач по привлечению инвестиций в целях стабилизации экономики России будет осуществляться за счет финансовых средств мафиозных структур. Это, в свою очередь, всегда приводит к вползанию мафии в органы государственного управления и, как следствие, к полному недоверию к власти со стороны обычных граждан, отказу от выполнения ими своих гражданских обязанностей, а также к падению авторитета страны на международной арене.

Фактически положение дел в России во многом напоминает ситуацию в развивающихся странах. В некоторых из них, например, в Таиланде, правоохранительные органы даже не имеют права расследовать случаи коррупции, в которых замешаны члены парламента и кабинета министров. Зачастую пребывание у власти каждая администрация рассматривает как естественную

возможность обогащения за счет государства. Организовываемые компании по борьбе с коррупцией государственных служащих носят, как правило, разовый характер, несистемны и, нередко, призваны воздействовать на симпатии избирателей к пребывающей у власти политической партии. В подавляющем большинстве случаев такие мероприятия заканчиваются наказанием весьма ограниченного числа государственных чиновников низшего ранга. Часто деятельность правоохранительных органов направлена против бывших членов правительства конкурирующей политической партии и рассматривается как один из методов борьбы за власть.

В этой связи для России большой интерес представляет опыт борьбы с коррупцией, накопленный в развитых странах с рыночной экономикой. Коррупция в госаппарате стран Запада приобрела широкое распространение. По оценкам многих известных криминалистов, ни одно более или менее значительное экономическое преступление не обходится без участия государственных служащих. Например, в таком виде экономических преступлений, как осуществляемые прежде всего в сфере внешней торговли валютные махинации, обязательно бывают замешены чиновники государственного аппарата, учреждений внешней торговли, центрального банка и внешнеторговых компаний, поскольку при тщательной проверке с их стороны документов, сопровождающих такие операции, фиктивные сделки по экспорту и импорту были бы попросту невозможны.

Рассмотрим положение дел в США. Там ежегодно выявляются сотни коррумпированных госслужащих, причем многие из них оказываются связанными с организованной преступностью. Отмечены случаи, когда американская мафия создавала специальные фонды для финансовой поддержки молодых политических деятелей, которых предполагала использовать в своих интересах в отдаленной перспективе.

В области борьбы с коррупцией в США существует строгое распределение обязанностей, прав и функций между законодательной, исполнительной и судебной властями. Конгресс, как законодательный орган, разрабатывает и принимает законы и осуществляет надзор за их выполнением. Тексты законопроектов, как правило, готовятся в подкомитетах, затем передаются на рассмотрение комитетов и на одобрение палат конгресса.

Конгресс США обладает сильными рычагами влияния на внутреннюю и внешнюю политику администрации путем выделения или ограничения бюджетных ассигнований на все государственные расходы, в том числе и на борьбу с коррупцией.

Сенат по представлению президента США утверждает назначения министров и других руководителей ведомств, членов Верховного суда и федеральных судов.

В министерстве юстиции США вопросами с коррупцией занимается надзор за соблюдением уголовного законодательства. Органы

юстиции фиксируют также проникновение организованной преступности в легальный бизнес и в профсоюзы для извлечения дополнительных доходов и маскировки запретной деятельности. Ежегодные доходы организованной преступности в США составляли в 80-х годах свыше 160 млрд.. долларов2.

Закон 1989 года о борьбе с коррупцией внес в главу II раздела 18 Свода законов США следующую важную поправку: «Любое лицо, которое при обстоятельствах, описанных в подстатье (д), лишит или путем обмана отнимет, либо приложит усилия к тому, чтобы в результате какого-либо умысла или махинации лишить или путем обмана отнять у жителей штата или какой-либо административно-политической единицы штата возможность получить честные услуги какого-либо должностного лица или служащего такого штата или такой административно-политической единицы, должно подвергаться штрафу в соответствии с настоящим разделом или тюремному заключению на срок не более 10 лет».

Вместе с тем, как отмечают многие эксперты в США, взяточничество государственных чиновников на практике в уголовном порядке преследуется чрезвычайно трудно, прежде всего, в силу отсутствия реальной политической воли центрального руководства, опасающегося за свою репутацию, а также по причине трудоемкости процесса сбора улик и их доказательства в суде. Существует целая система легальных ухищрений, прикрывающих взяточничество: получение «комиссионных», дорогих подарков через родственников и подставных лиц, скидки на работы и услуги, политическая реклама и т.п.

В то же время в странах Запада доказанная причастность, а тем более участие государственных политических деятелей и служащих в каких-либо махинациях традиционно оканчивается их «политической смертью» и увольнением с занимаемого поста. В этих странах существует целый ряд законов, предусматривающих жесткие санкции за противоправные действия, относящиеся к коррупции. Например, дача взятки государственному служащему может повлечь штраф до 20 тыс. долларов и тюремное заключение на срок до 15 лет. Лица, принимающие взятки, могут быть оштрафованы на сумму до 10 тыс. долларов и приговорены к тюремному заключению сроком до 3 лет.

Опыт США показывает, что отработанные нормативная, организационная и материально-техническая базы борьбы с коррупцией не обеспечивают решения этой проблемы. Значительно меньший размах коррупции в Японии еще раз подчеркивает роль национальной идеологии в изживании теневой экономики. В то же время многие доказавшие свою эффективность методы борьбы с разложением государственного аппарата могут быть адаптированы к российским условиям. В первую очередь, необходимо существенное повышение роли

2 Политико-правовые и психологические вопросы управления (отечественный и зарубежный опыт). Выпуск 1.-СПБ., 1995.

представительных органов власти. Следует расширить права Государственной Думы в распоряжении бюджетными ассигнованиями и принять правовую норму, согласно которой исполнительные органы власти образуются представительными. Государственная Дума должна утверждать назначения министров и председателей государственных комитетов и иметь возможность освобождать их от должности. Давно назрело принятие закона об организованной преступности, четкое правовое определение коррупции и мошенничества, декларация доходов депутатов и государственных служащих.

Для предотвращения дальнейшего роста экономической преступности необходимо начать работу по наведению элементарного порядка в сфере приватизации. В соответствии с Законом 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» под приватизацией понимается приобретение негосударственными юридическими и физическими лицами объектов государственной собственности. В странах с развитой рыночной экономикой используется широкое толкование этого понятия, включающее различные мероприятия по уменьшению масштабов деятельности государства как в предпринимательской, так и в традиционно общественной сферах деятельности, например, заключение контрактов с частными фирмами на уборку улиц, эксплуатацию систем водоснабжения, мусоросжигающих заводов и т.п., вплоть до содержания тюрем и иных мест заключения. Таким образом, целесообразно разделить понятия «разгосударствление» и «приватизация». Приватизация означает, что государство передает в частные руки и собственность, и право управлению ею. Разгосударствление помимо приватизации предусматривает передачу в частные руки только функций управления, когда собственность остается государственной. Именно неприватизационный вариант разгосударствления дает в большинстве случаев основной экономический эффект в странах с рыночной экономикой. Поэтому было бы правильным внести дополнение в закон о приватизации, предусматривающее более широкое применение этого варианта.

В свое время председатель Государстенного комитета по управлению государственным имуществом В.П.Полеванов, разобравшись с делами вверенной ему структуры, 18 января 1995 года направил письмо премьер-министру Черномырдину, озаглавленное «Анализ первого этапа приватизации и предложения по его совершенствованию». В этом письме дана следующая справка: 500 крупнейших приватизируемых предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд. долларов были фактически проданы за бесценок - около 7,2 млрд. долларов США - и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур. В частности, за бесценок проданы 77 предприятий в металлургии, 85 - в машиностроении, 66 - в нефтегазовой отрасли, 65 - в химической промышленности3.

3 Полеванов В. Технология великого обмана. М., 1995.

Для наведения порядка в сфере отношений собственности, блокирования теневой экономики и локализации преступлений в сфере экономической деятельности целесообразно принятие и применение следующей правовой нормы. Закон допускает и охраняет только такую собственность на средства производства и обращения, которая социально полезна. Если собственник использует ее социально вредно, имущество конфискуется или национализируется.

Новые собственники, приобретшие имущественные права за бесценок, должны полностью рассчитаться с государством, исходя из реальной стоимости предприятий. Если они не пожелают или не смогут этого сделать, их имущественные права переходят к государству. В случае, если новые собственники социально полезно повели дело, хотя и приобрели предприятие не по его реальной стоимости, за ними можно сохранить посты управляющих. Их акции признаются государственной собственностью, но им доверяется управление этой собственностью. Дивиденды могут идти в основном - государству и частично - управляющим. Только пересмотр в этом направлении итогов приватизации способен задержать рост экономической преступности.

Исключительно важное значение для блокирования роста экономической преступности имели бы меры по первичному оздоровлению системы денежного обращения в стране. Проблема оздоровления заключается в том, чтобы выработать механизмы вытеснения рублем нерублевых компонентов денежного обращения.

Для вытеснения доллара из обслуживания внешнеторгового оборота достаточно осуществить следующие меры: 1) объявить о взимании с заранее установленного срока ввозных пошлин исключительно в рублях, что сразу заставит экспортеров и импортеров совершать часть операций в рублях, дабы не терять на конвертации; 2) административно обязать национальных экспортеров нефти, газа и иных пользующихся повышенным спросом на внешних рынках товаров совершить операции и устанавливать цены исключительно в рублях, что приведет к резкому увеличению доли рублевого оборота во внешней торговле и ускорит вытеснение доллара из внутреннего обращения. Вытеснение из обращения долларовой массы может дать в руки государства ресурс безинфляционной эмиссии минимум в 600 млн. рублей ежегодно.

Далее для оздоровления экономической обстановки в стране целесообразно отказаться от основных фискальных налогов, имеющих дестимулиру-ющий производство характер. Мизерное количество реально собираемых налогов и массовость ухода от них в результате разрушения системы денежного обращения делает их несущественными для финансирования бюджетной системы. Ликвидация налогового давления немедленно приведет к «выходу из тени» обращающихся там капиталов. Легализация всех кругов денежного обращения ликвидирует главную базу криминализации страны. НДС стимулирует развитие теневых операций, что приводит к сокращению примерно

в 2 раза базы налога на прибыль. В свою очередь налог на прибыль подталкивает хозяйствующих субъектов на сокрытие прибыли, в связи с чем масса собираемого налога примерно в 3,5 раза меньше потенциальной ставки. Действие налога на прибыль стимулирует развитие теневого бизнеса и наносит ущерб всем формам легального бизнеса, прежде всего негативно сказываясь на производстве. Отмена его будет иметь результатом прекращение падения производства и сужение базы теневого капитала.

Для замещения основных фискальных налогов в доходной части бюджета напрашиваются следующие меры. Прежде всего, необходимо увеличение акцизов и ресурсных платежей. Сегодняшняя их величина явно занижена и экономически необоснована. Такое положение дел стимулирует растранжиривание ресурсов, с одной стороны, а с другой - неэквивалентную торговлю указанными ресурсами. В первую очередь следует добиться серьезного повышения акцизов на нефть и газ. Целесообразно ввести примерно 10% налог на операции с недвижимостью. Ежегодно в России из рук в руки переходят гигантские объемы недвижимости. Введение налога на такие операции существенно пополнит бюджет и затруднит спекуляцию недвижимостью. Принципиально важным является введение системы протекционных импортных пошлин с тенденцией к увеличению их ставок. Эта мера приведет к тому, что производитель любого товара по эту сторону таможенного барьера будет получать сверхприбыль по сравнению с импортером (последний будет терять ее на таможне). Это защитит отечественного товаропроизводителя и повлечет серьезный приток иностранного капитала для инвестиций в производство товаров в России.

Надежный контроль за состоянием и тенденциями развития экономической преступности как составная часть политико-административного управления невозможен без комплексного использования разнообразных по своему характеру и содержанию сил и средств правоохранительных органов. В системе контроля за преступностью важное место занимает оперативно-розыскная деятельность, регулируемая Законом 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Этот закон впервые в законодательной практике страны поставил оперативную работу на прочную правовую основу, сформулировав принципиальные положения негласной работы государственных органов - субъектов ОРД4.

Появление Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» указывает на то, что благодаря некоторому расширению реальных полномочий представительной власти государством взят курс на реализацию конституционного положения об ознакомлении населения с любыми правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности

4 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (в дейст. ред.)

человека и гражданина. Такого рода нормативные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ). Однако, указанный законодательный акт не разрешил и (в силу своей новизны) не мог разрешить оптимально все вопросы, возникающие в сфере оперативной работы. Поэтому проблемы этико-политических и правовых основ оперативной деятельности, от которых напрямую зависит ее эффективность, должны быть предметом постоянного осмысления и исследования.

Для повышения эффективности политико-административного контроля за экономической преступностью к его осуществлению привлекается население. Наиболее важной формой участия общественности в этом контроле является оказание гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной возмездной или безвозмездной, контрактной или бесконтактной основе. Ст. 15 Закона РФ «Об ОРД в РФ» регулирует это содействие указанием на возможность привлечения отдельных граждан к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий только с их согласия.

Тем самым решение о сотрудничестве с органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, и выбор форм этого сотрудничества принимается и определяется свободным волеизъявлением гражданина, что повышает его ответственность за качество предоставляемой информации.

Деятельность граждан, сотрудничающих с органами дознания, сложна, опасна и специфична. Поэтому этико-политически допустимыми должны быть не только процедуры привлечения граждан к негласному сотрудничеству, но и отношение государства к привлеченному к содействию в процессе оперативно-розыскных мероприятий и после их окончания. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об ОРД в РФ», на граждан, сотрудничающих с оперативными подразделениями, возложена обязанность сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий. В то же время, поскольку в соответствии со ст. 17 Конституции России осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, постольку в законе следовало бы запретить также использование этих сведений гражданами в личных целях.

Заслуживает позитивной оценки комплексное решение в рассматриваемом законе вопросов правовой защищенности граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Законом предусмотрено: 1) предоставление органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, права использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность граждан, сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе; 2) разрешение этим органам заключать контракты о сотрудничестве только с совершеннолетними и дееспособными лицами; 3) возложение на указанные

органы обязанности принятия необходимых мер или специальных мероприятий по обеспечению безопасности сотрудничающих с ними граждан, членов их семей и близких; 4) отнесение сведений о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, к информации, являющейся государственной тайной; 5) разрешение предавать гласности сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе, только с письменного согласия этих лиц либо в других случаях, прямо предусмотренных законом; 6) предоставление лицам, сотрудничающим с органами дознания, права на вознаграждение, на включение периода сотрудничества по контракту в качестве основного рода в их трудовой стаж, на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством; 7) предоставление этим лицам и членам их семей единовременного пособия и назначение пенсии соответственно по инвалидности или по случаю потери кормильца, если травма или кончина последовали в связи с их участием в оперативно-розыскных мероприятиях.

Сотрудничество на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, выступает делом совести, нравственного и правового сознания каждого гражданина. Не случайно в законе установлено положение, в соответствии с которым контракт на сотрудничество заключается с лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. В то же время сформулирован запрет на использование конфиденциального содействия по контракту народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. В этом запрете присутствует двусмысленность, ибо он не распространяется на сотрудничество на бесконтрактной основе. Кроме того, перечень лиц носит ярко выраженный субъективный характер. Поэтому представляется целесообразным исключить этот запрет из закона.

Важное этико-политическое значение имеет положение закона, согласно которому должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при получении приказа или указания, противоречащего закону, должно руководствоваться законом. При этом, если у него имеются основания полагать, что в результате их исполнения может или могло быть совершено преступление, он обязан сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру. Тем самым анализируемое положение является правовым основанием невыполнения незаконных приказов и указаний. Оно создает предпосылки для формирования законопослушного поведения в сфере оперативно-розыскной деятельности, которая в силу конспиративности создает условия профессиональной деформации личности. Это положение оберегает

внутренние этические убеждения оперативных работников, которые играют важную роль в определении содержания конкретной оперативно-розыскной деятельности и повышения ее эффективности.

Таким образом, оздоровление экономической обстановки и морального климата в стране будет способствовать как объективному процессу вытеснения теневой экономики из национальной, так и субъективному фактору повышения эффективности борьбы со спекулятивным интересом вообще и экономической преступностью, в частности. Для этого нужны согласованные меры экономического, политического и административно-правового воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.