Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования системы мер по противодействию коррупционной преступности'

Основные направления совершенствования системы мер по противодействию коррупционной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
688
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CORRUPTION CRIMINALITY / CORRUPTION COUNTERACTION / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обручиков Андрей Петрович

в статье рассматривается коррупционная преступность как сложное социальное явление, создающее угрозу национальной экономической безопасности России, анализируются актуальные проблемы выявления, предупреждения и пресечения коррупционных преступлений, а также основные направления реализации мер по повышению эффективности борьбы с коррупцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF COUNTERACTION TO CORRUPTION CRIMINALITY

the article deals with corruption criminality as a complex social phenomenon threaten Russian economic security. The author shows challenges of revealing, prevention and restraint of corruption crimes and the basic methods on increase of efficiency to combat corruption

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования системы мер по противодействию коррупционной преступности»

Борьба с коррупцией

УДК343 85 A.P. OBRUCHIKOV*

ББК 67.518.1 О-24

THE BASIC PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF COUNTERACTION TO CORRUPTION CRIMINALITY

Аннотащя.: в статье рассматривается к°ррупци- Annotation: the article deals with corruption

онная преступность как сложное социальное явле- criminality as a complex social phenomenon threaten

ние, создающее угрозу национальной экономичес- Russian economic security. The author shows

кой безопасности России, анализируются актуальные challenges of revealing, prevention and restraint of

проблемы выявления, предупреждения и пресечения corruption crimes and the basic methods on increase of

коррупционных преступлений, а также основные на- efficiency to combat corruption.

правления реализации мер по ждаьшетию эффектив- Keywords: corruption criminality, corruption

ности борьбы с коррупцией. counteraction, economic security.

Ключевые слова: коррупционнаяпреступность, противодействие коррупции экономическая безопасность.

Коррупционные процессы, протекающие практически на всех уровнях власти как федерального центра, так и субъектов Федерации, являются источником широкого спектра угроз в экономической политической, социальной, военной и иных сферах жизни государства и общества, характер которых определяет АНДРЕИ борьбу с преступлениями коррупционной направлен-ПЕТРОВИЧ ности в качестве одной из наиболее важных и приори-

ОБРУЧИКОВ* тетных задач.

Эффективность решения указанных задач напрямую зависит от уровня организации противодействия коррупции, что определяет необходимость принятия мер по ее совершенствованию. Актуальность борьбы с коррупционными преступлениями обусловлена масштабами наносимого ими ущерба и важностью их выявления и пресечения для обеспечения экономическойбе-ОСНОВНЫЕ зопасности страны. Прямые потери России от корруп-НАПРАВЛЕНИЯ ции, по отдельным оценкам, составляют несколько де-

СОВЕРШЕНСТВОВДНИЯ сятков миллиардов долларов ежегодно-

СОВЕРШЕНС I ВОВАНИЯ Указанные обстоятельства привели к необходимо-

СИСТЕМЫ МЕР сти скорейшего принятия специализированного законодательства, призванного защитить национальную ПО Про I ИВОДЕЙС I EDrl^J экономикуот негативного воздействия коррупционных

КОРРУПЦИОННОЙ проявлений.

Одними из приоритетных направлений стали реализация положений международных соглашений по противодействию коррупции и приведение российского уголовного законодательства в соответствие с ними с целью повышения его эффективности.

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» дается такое определение: «Коррупция - злоупотреблениеслу-жебным положением, дача взятки, получение взятки,

ПРЕСТУПНОСТИ

* Аспирант кафедры уголовного права и процесса (Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина). E-mail: [email protected].

злоупотреблениеполномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государствав целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а равно совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица1.

Коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений, прежде всего с организованной преступностью, теневой экономикойи терроризмом. В связи с этим ее необходимо рассматривать как складывающуюся и развивающуюся систему, которая является реальной угрозой национальной экономической безопасности России. В основе возникновения и развития коррупционной преступности лежат экономические отношения и экономика в целом, а базис коррупции - преступления в сфере экономики, то есть для эффективного противодействия коррупции необходимо прежде всего осуществлять мероприятия по подрыву ее экономическихоснов, теневой экономики и снижению объемов наличных денег в хозяйственной деятельности, сводя его до контролируемого минимума, организации действенной системы налогообложения и финансового контроля за движением финансовых средств, пресечению незаконных финансовых потоков, что создаст предпосылки для организации эффективной борьбы с коррупцией.

Коррупционная преступность может включать себя:

- преступления, предусмотренные ст. 285, 2851, 2852, 286, 289-292 УК РФ (коррупционная преступность в государственном секторе);

- преступления, предусмотренные ст. 201, 202, 204 УК РФ (коррупция в коммерческомили частном секторе);

- другие преступления коррупционного характера, совершаемые с использованием служебного положения (например, предусмотренные ст. 136-142, 159, 160, 169, 170, 174, 174 1, 188, 294, 299-303, 305, 315 УК РФ).

Перечни коррупционных преступленийу исследователей значительно разнятся, что в основном связано с разным определением сути и сферы коррупции К коррупционным преступлениям традиционно и бесспорно относят только должностное взяточничество, считая его «ядром коррупции»2. Разумеется получение и дача

взятки, предусмотренные ст. 290, 291 УК РФ, -типичные виды коррупционного поведения. В них четко прослеживается подкуп и продажность как разные стороны противоправной сделки в классическом ее варианте - с извлечением, по крайней мере, одной из сторон материальной выгоды. Именно поэтому все преступления, предусмотренные ст. 290, 291 УК РФ, всегда являются коррупционными, вне зависимости от каких-либо условий их осуществления Что касается иных должностных и служебных преступлений, в том числе не предусмотренных гл. 23 или 30 УК РФ, а помещенных законодателем в другие главы и разделы уголовного закона, практически все они могут быть отнесены к коррупционным преступлениям, если в основе поведения совершившего их субъекта лежала материальная или иная заинтересованность.

В связи с этим коррупционное преступление -это предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается «в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ»3.

Таким образом, коррупция многообразна в своих проявлениях. Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные составляющие коррупции До настоящего времени в России нет действующего нормативного акта, в котором прямо говорилось бы о том, какие именно преступления следует относить к коррупционным. Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений- это не только технологическая проблема (эффективный учет и контроль над распространенностью коррупционных проявлений), но и этическая. Любая неопределенность в решении этой проблемы открывает бесчисленные возможности для политических спекуляций Вместе с тем следует отметить, что эффективность борьбы с коррупционными проявлениями во многом зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их солидарной ответственности за процесс оздоровления общества Противодействие коррупционным преступлениям должно осуществляться с использованием широкого комплекса мер правового, экономического и иного характера. Одной из таких составляющих является

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией

наличие соответствующей законодательной базы, адекватной степени ее опасности, способной реагировать на все виды коррупционных преступлений, а основным уголовно-правовым направлением противодействия коррупции следует считать не только совершенство уголовного закона, но и воспитание воли, желания и умения правоохранительных и судебных органов его реально и эффективно применять.

Оценка коррупционной преступности в России свидетельствует о необходимости поиска резервов повышения эффективности работы по противодействию коррупции, совершенствования международного сотрудничества осуществления эффективного информационного противодействия преступности, интегрирующей коррупцию, экономическую преступность, организованную преступность и терроризм, с целью достижения информационного превосходства в этой сфере. Ведущую роль в деятельности правоохранительных органов призваны играть технические средства (в настоящее время технические средства в добывании информации и оперативно-розыскной деятельности используют на 70 %).

В случае возбуждения уголовного дела по признакам совершения преступлений, относящихся к коррупции, в отношении госслужащих нередко включается мощный административный ресурс, направленный на недопущение нанесения ущерба престижу госучреждения, оказание давления на правоохранительные и судебные органы, сокрытие следов преступления Подобное вмешательство может происходить при реализации материалов и в отношении вы-сокопоставленныхдолжностных лиц правоохранительных органов. Для сохранения «чести мундира» применяется практика увольнения «задним числом» рядовых сотрудников, замешанных в коррупционном скандале. Следует отметить, что одной из основных проблем, возникающих у сотрудников правоохранительных органов, является реализация оперативных материалов в уголовно-процессуальном порядке. Это подтверждает позицию Ю.В. Голика о том, что коррупция пустила глубокие корни в политической элите4.

Негативным явлением остается крайне незначительное использование возможностей институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Одной из возможных причин этого может быть недостаточно высокий уровень доверия населения к органам, призванным выявлять, предупреждать и пресекать коррупционные преступления.

Однако не менее актуальной остается проблема обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Здесь важную роль играет проблема обеспечения собственной безопасности сотрудников, поиска новых форм агентурной деятельности, организации взаимодействия оперативных сотрудников, конфиденциальных источников и руководящих лиц, при которых минимизируется возможность утечки информации, в том числе вследствие подкупа или физического воздействия на должностных лиц и членов их семей. Необходимо совершенствовать кадровое обеспечение подразделений, участвующихв решении задач борьбы с коррупцией. В связи с этим требуется повышение уровня профессиональной подготовки оперативного состава и следователей «Национальная стратегическая задача - необходимость разработки и принятия общегосударственнойкомплек-сной программы подготовки кадров для правоохранительных органов»5.

Качественный анализ организации работы по противодействию коррупции позволяет выделить основные, типичные ее недостатки:

- непрофессиональный подход к определению основных коррупциогенных факторов и направлений, требующих особого внимания с точки зрения предупреждения и выявления коррупционных преступлений;

- недостаточно активная работа по выявлению, предупреждению и пресечению коррупции в различных отраслях экономики, кредитно-финансовой сфере, в правоохранительных и специальных органах;

- неэффективный подход к определению причин и условий, способствующих совершению преступленийкоррупционной направленности.

Вместе с тем в России главным средством противодействия коррупции, взяточничеству являются не социально-экономические, политические, этические методы, а правовые меры, причем репрессивного характера, то есть применение всех предусмотренных уголовным законом мер, направленных на привлечение недобросовестных чиновников к уголовной ответственности и их планомерное комплексное совершенствование П. Яни указывает; что «главным средством противодействия ей (коррупции) является не столько, скажем, прозрачность деятельности чиновников (они изобретательны и найдут способ замаскировать свои злоупотребления), свобода печати (в бедной стране порой продажна и печать, в смысле - пресса) и прочее, сколько репрессии, причем репрессии из арсенала уголовной юстиции»6.

С практической точки зрения одним из наиболее действенных средств изобличения фактов взяточничества является оперативный эксперимент. «Однако для более успешного его использования необходимо снять некоторые ограничения по его применению (а вернее, необходимо снять существенные ограничения по его применению в отношении любых проявлений коррупции, включая протекционизм в отношении определенных бизнес-структур, проведения выборных кампаний, корыстные преференции, то есть любые преимущества неправомерного характера»7.

Кроме того, существующая система оценки и статистического учета результатов оперативно-служебной деятельности по борьбе с преступностью не стимулирует расширение и углубление расследования Введенная в действие с 1 января 2006 г. приказом от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 « О едином учете преступлений» система учета преступлений не только не содержит стимулов для развития взаимодействия правоохранительных органов, в том числе при борьбе с коррупционными преступлениями, но и ведет к отрицательному эффекту

Проанализировав данную проблему, можно сделать вывод о том, что существует достаточное количество уголовно-правовых мер противодействия коррупционной преступности и необходимо лишь улучшать качество уголовного законодательства. С целью повышения эффективности выявления, предупреждения и пресечения коррупционных преступлений представляется целесообразным:

1. Ввести в качестве основного и (или) дополнительного вида наказания «лишение определенных политических прав, таких как:

- лишение права осужденному выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы государственной власти и местного самоуправления (лишение пассивного избирательного права);

- лишение права осужденному принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления;

- лишение права осужденному принимать участие в качестве доверенного лица кандидата на выборные государственныеи муниципальные должности и т. д.»8.

2. Повысить эффективность установления ответственности за посредничество в получении и даче взятки, которое в действующем УК РФ предусмотрено ст. 290 и 291 со ссылкой на

ч. 5 ст. 33 УК РФ. Однако «в ч. 5 ст. 33 УК РФ

в числе перечисленных в ней форм поведения нет такой, которая отражала бы поведение посредника. В связи с этим было бы правильным в ч. 5 ст. 33 УК РФ указать и на осуществление иных действий, способствующих совершению преступления. Такое дополнение данной нормы позволит с большей полнотой охватить на практике все возможные варианты пособни-чества»9.

3. «Ликвидировать уголовно-правовой запрет на «провокацию взятки», который изжил себя в современных условиях, а также следует считать оперативный эксперимент законным средством изобличения преступника, если он выступает способом фиксации не только сложившегося механизма преступной деятельности, но и доказывания наличия умысла, готовности лица на получение очередной взятки»10.

4. Ограничить иммунитеты депутатов, сотрудников прокуратуры, судей от уголовного преследования в случае выявления в их действиях признаков коррумпированности, выразившихся в форме совершения конкретных преступлений Этого можно добиться путем отмены ограничений в проведении оперативно-розыскных мероприятий органами ФСБ России в отношении работников прокуратуры и судей подозреваемых в совершении коррупционных преступлений.

5. В силу сложности и многоаспектности коррупционных деяний борьба с преступлениями коррупционного характера должна осуществляться на более высоком уровне межведомственного взаимодействия. Требуется разработать и утвердить совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России и других правоохранительных органов, регламентирующий порядок создания по резонансным преступлениям совместных оперативных, а на стадии расследования уголовныхдел - следственно-оперативных групп. Существует также потребность совершенствования нормативно-правовой базы оформления результатов оперативно-розыскных мероприятий, которые могут быть использованы в процессе доказывания по уголовным делам, в том числе о коррупционных преступлениях

Таким образом, одним из основных шагов в деле борьбы с коррупцией будет совершенствование уголовнойполитики в отношении взяточничества и иных форм коррупции. Необходимо усилить практическую реализацию принятых изменений в законодательстве, проявлять настойчивость и последовательность в действиях по раскрытию коррупционныхпреступлений

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией

1 См.: Российская газета. 2008. 30 дек.

2 См.: ЛунеевВ.В. Преступность ХХ века. М., 1999. С. 268.

3Максимов С.В. Коррупция Закон. Ответственность. М., 2000. С. 16.

4 См.: ГоликЮ.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовномуправосу-дию // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2005. С. 41-48.

5Хабибуллин А. Коррупция - коррозия государства// Щит и меч. 2007. № 3. С. 5.

6Яни П. В борьбе с коррупциейэффективны только репрессии // Рос. юстиция. 2001. № 7. С. 58-59.

7Александрова И.А., Шевелев А.В. Использование оперативного эксперимента для изобличения взяточников // Рос. следователь 2007. № 15. С. 29-30.

8 Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупцияв России: понятие, сущность, причины, противодействие: учеб. пособие. Набережные Челны, 2003. С. 70-71.

9 Сичинава И.М. Уголовно-правовые меры противодействия коррупционным преступлениям: автореф. дис. ... канд. юрид. наук М., 2006. С. 8.

10 Александрова И.А., Шевелев А.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.