Научная статья на тему 'Экономико-географические аспекты развития туристского бизнеса в республике Бурятия'

Экономико-географические аспекты развития туристского бизнеса в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
353
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURISM / TOURIST BUSINESS / REGIONAL TOURISM / TOURIST RESOURCE / TOURIST MARKET / FACTORS OF DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Болхосоева Елена Борисовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития туристского бизнеса в Республике Бурятия на современном этапе. Внимание уделяется деятельности туристских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Болхосоева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC GEOGRAPHIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST BUSINESS IN REPUBLIC OF BURYATIA

The article is dedicated to study economic geografic aspects of the development of the tourist business in Republic of Buryatia in the modern situation.

Текст научной работы на тему «Экономико-географические аспекты развития туристского бизнеса в республике Бурятия»

Литература

1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: Бренд региона // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2008. - 224 с.

2. Бабушкин С.М. Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. - 416 с.

3. Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Изв. РАН. Сер. Геогр. 1998. № 4. С. 88-89.

4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

5. Мирзеханова Д.Г. Значение информационных ресурсов для формирования туристического продукта // Территориальные исследования Дальнего Востока: материалы III Региональной школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН РАН-ДВГСГА, 2005. С. 55-58.

6. Нуртдинова А.М. Условия развития туризма в Республике Бурятия: материалы III междунар. научно-практ. конф. -Смоленск: Изд-во «Универсум», 2004. - С. 362-367.

Lliterature

1. Actual problems of social and economic development of the Russian Federation: a region Brand //Materials of the All-Russia scientifically-practical conference. - Ulan-Ude: Izdatelstvo VSGTU, 2008- 224 p.

2. Babushkin S.M. Ethno cultural traditions and a modern condition of Cudarin buryats. - Ulan-Ude: Izdatelstvo BGU, 2007.416 p.

3. Vedenin Ju.A. Mythology of tourist resources and evolution of representations about resource potential of territories//The Russian Academy of Sciences. Ser. geography. 1998. № 4. P. 88-89.

4. Gulyaev V.G.Turism: economy and social development. - Мoscow: Finansy i statistika, 2003. - 304 p.

5. Mirzekhanova D.G. Value of information resources for formation of a tourist product //Territorial researches of the Far East: Materials of III regional school-seminar of young scientists, post-graduate students and students. - Birobidzhan: the Russian Academy of Sciences of the Russian Academy of Sciences-DVGSGA, 2005. P. 55-58.

6. Nurtdinova A.M. Condition of tourism development in Republic of Buryatia. Materials of III international scientifically-practical conference. - Smolensk: Universum, 2004. - P. 362-367.

Сведения об авторах

Бабиков Владимир Александрович - канд. геогр. наук, доцент педагогического института БГУ, geograf.05@mail.ru 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Урбанова Чимита Болотовна - канд. геогр. наук, ст. преп. каф. экономической и социальной географии, БГФ, БГУ, chimita@rambler.ru 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Data on authors

Babikov Vladimir Aleksandrovich, cand. of geography science, assistant professor of pedagogical institute of BSU, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a, E-mail: geograf.05@mail.ru.

Urbanova Chimita Bolotovna, cand. of geography science, senior teacher of economic and social geography department of BSU, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a, E-mail: chimita@rambler.ru

УДК 338.48

ББК 65.433 Е.Б. Болхосоева

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития туристского бизнеса в Республике Бурятия на современном этапе. Внимание уделяется деятельности туристских организаций.

Ключевые слова: туризм, туристский бизнес, региональный туризм, туристские ресурсы, туристский рынок, туристские услуги.

Е.Б. Bolkhosoeva

ECONOMIC GEOGRAPHIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST BUSINESS IN REPUBLIC OF BURYATIA

The article is dedicated to study economic geografic aspects of the development of the tourist business in Republic of Buryatia in the modern situation.

Key words: tourism, tourist business, regional tourism, tourist resource, tourist market, factors of development of tourism.

Туристский бизнес - это один из немногих видов хозяйственной деятельности, имеющий высокую рентабельность. «Энциклопедия туризма» определяет туристский бизнес как экономическую деятельность туристской организации, дающую прибыль, или как любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды [4].

Быстро развивающийся российский туристский рынок становится катализатором развития регионального туристского бизнеса и фактором преобразования всей российской экономики. Такие изменения заключаются в обновлении всей хозяйственной структуры в направлении увеличения доли валового внутреннего продукта (ВВП), приходящийся на так называемый третий сектор, т.е. на услуги. Результаты этих преобразований уже заметны: доля сектора услуг в ВВП уже превышает 58%, тогда как сельское хозяйство дает только 7%, промышленность - около 34%. Занятость населения в секторе услуг несколько меньше - 56,7% против 13% в сельском хозяйстве и 30,7% в промышленности.

Благодаря развитию бизнеса по оказанию туристских услуг соответствующий сектор экономики будет расти и дальше, что способствует достижению поставленной стратегической цели - приблизить структуру российской экономики к хозяйственной структуре наиболее развитых стран мира, т.е. государств с наибольшим значением ВВП в расчете на одного жителя либо с наибольшим значением показателя HDI (Human Development Index - показатель развития человека) [3].

Необходимо отметить, что спецификой туризма является фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящий от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличие развитых инфраструктуры туризма и индустрии туризма, высокоаттрактивных (привлекательных) и доступных туристских ресурсов и др. [5]. Также туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе.

С учетом этих особенностей анализ развития туристского бизнеса в Республике Бурятия может стать не только источником информации, но также поводом для дискуссии и стимулом творческих поисков наилучшего пути развития регионального туризма. Сведения о развитии туристского бизнеса в Бурятии, и, особенно, знания о проблемах сохранения конкурентоспособности республиканской туристской индустрии в условиях российской интеграции и глобализации туристского рынка, могут быть очень полезными для региона. Ожидаемая в самом ближайшем будущем реализация проекта особой туристско-рекреационной экономической зоны «Байкальская гавань» приведет к обострению конкуренции, и выдержать ее хозяйствующие субъекты бурятского туристского сектора смогут только в случае принятия и последующей реализации соответствующей стратегии. По прогнозу Всемирной туристской организации Россия к 2020 г. может войти в первую десятку стран - по самым популярным направлениям туризма. И задача туристского бизнеса Бурятии - правильно использовать наметившиеся тенденции.

Значимость ресурсных факторов в привлекательности (аттрактивности) туризма является одной из причин туристского развития региона. Территория Бурятии богата ландшафтными, биологическими, культурными и антропогенными достопримечательностями. Например, археологические памятники, свидетели интересной и сложной истории населявших его народов. Здесь находятся богатейшие серии памятников, характеризующие эпохи истории Центральной Азии. Всего насчитано 1213 памятников истории и культуры, из них федерального значения 70 объектов. Памятников археологии - 514 объектов, истории - 582, архитектуры - 112 и искусства - 5. По их количеству Бурятия входит в двадцатку богатейших регионов России.

Все это представляет собой достаточно привлекательное туристское пространство, которое подлежит освоению для удовлетворения потребностей приезжающих гостей. Но так уж сложилось исторически, что в Бурятии до последнего времени туризм в качестве основной отрасли экономики региона никогда не рассматривался. На это существовали объективные причины. Вплоть до 1989 г., Улан-Удэ - столица Бурятии, в отличие от того же Иркутска, был закрытым для посещения иностранцев городом, и какая-либо инфраструктура туристского бизнеса международного класса отсутствовала. Тот туризм, который был в Бурятии, как и в других регионах России, имел краеведческую и природоведческую направленность, но он имел и свои особенности. Особое место в составе ресурсов туризма Бурятии занимает озеро Байкал. Хотя в советское время, несмотря на наличие Байкала, строить инфраструктуру для собственных граждан государство считало излишним. Потенциально курортный регион в новые времена оказался не готов принимать туристов и развивать туристский бизнес. Тем не менее, каждый год число туристов посещающих озеро Байкал растет и пока в массовом сознании туристов ассоциируется с иркутской стороной. На современном этапе экономически развитая Иркутская область с относительно богатой туристской индустрией находится на лидирующих позициях. Надо отметить, что при большом рекреационном потенциале области, развитие туризма как отрасли, приносящей серьезный доход, находится на стадии становления. Принимая во внимание

специфику Иркутской области (крупного промышленного центра) и ежегодное увеличение туристских потоков в среднем на 20% вклад туристского сектора в ВВП в 2005 г. составил всего 0,5% [6].

По данным государственной статистики в 2007 г. туристскими организациями республики обслужено 34 600 туристов, в том числе 28 920 по выездному туризму и лишь 5680 туристов принято в республике. Необходимо отметить, что это в несколько раз меньше, чем в Иркутской области - естественном конкуренте Бурятии. К тому же, основной целью большинства из тысяч приезжающих в республику не является туризм. Главный поток туристов - это транзитные туристы. И для того чтобы многочисленные достопримечательности, рекреационный потенциал байкальской акватории стали для туристов главной целью путешествия и источником серьезных доходов для всей республики, местного самоуправления различного уровня и для самих жителей Бурятии нужна грамотно продвигаемая и рекламируемая их эксплуатация, способная к созданию туристским бизнесом новых рабочих мест. Существенная особенность туризма - эффект мультипликации, когда одно рабочее место в туризме создает семь новых рабочих мест в других отраслях и секторах народного хозяйства: транспорта, торговли, связи, бытового обслуживания, сельского хозяйства и т.д. [5].

В стратегических приоритетах и механизмах регионального развития Республики Бурятия в качестве приоритетных кластеров выбраны три - это агропищевой, туристский и строительный. Причем, туристский кластер, по своей связанности с транспортным, строительным и агропищевым кластерами, является наиболее эффективным. Основу данного кластера составляют достаточно развитые туристские активы региона [7]. На территории республики около 50 туристских фирм (на 1 января 2009 г.) и 5 общественных и некоммерческих организаций туризма, материальную базу составляют свыше 340 объектов гостиничной и туристской инфраструктуры.

За последние несколько лет деятельность туристских организаций в республике активизировалась. Так, в 2007 г. численность обслуженных туристов по сравнению с 2000 г. увеличилась на 70%, объемы платных туруслуг возросли в несколько раз (таб.1).

Таблица 1

Деятельность туристских фирм

Показатели\ год 2000 2002 2004 2005 2006. 2007

Число реализованных тур. путевок (единиц) 3114 14011 89860 12111 19329 16892

Стоимость тур. путевок (тыс.руб.) 2500,6 14539,0 32443,6 44366,8 67273,8 343809,3

Численность обслуженных туристов 10120 17702 23025 30814 31974 34600

в т.ч. иностр.граждан 2402 3347 4542 5886 3529 5680

По тем же данным госстатистики по РБ в 2000-2007 гг. наблюдался постепенный прирост объемов туруслуг, который в 2006 г. составил 660,2 млн р.: услуги туристских организаций составили 84,8 млн р. (на 85% больше, чем в 2000 г.), санаторно-курортные услуги - 291,9 млн р. (прирост на 130%), гостиничные услуги - 185,2 млн р. (прирост на 84,1%).

В структуре туристских поездок преобладает выездной туризм (около 84 %). В этом секторе цифры впечатляющие - по сравнению с 2000 г. число туристов Бурятии, выехавших в зарубежные страны, увеличилось в десятки раз: с 517 человек до 20 997 человек в 2007 г. Бесспорным лидером по выезду туристов является Китай - почти половина всех путешествующих. Популярны Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Франция. Причем, в ОАЭ в 2007 г. отправлено рекордное количество туристов - 1597 чел.

Начиная с 2000 г. в республике наблюдается устойчивая тенденция роста туристских прибытий и, соответственно, объемов оказанных туруслуг. Интересно, что прием иностранных туристов по годам достаточно сильно различается (табл. 1.) Территориальное распределение из года в год не меняется, так, из стран дальнего зарубежья основными поставщиками туристов для Бурятии являются Германия, Китай, Франция, США, Великобритания, Италия.

Темпы роста туристского бизнеса в Республике Бурятия за последние годы были достаточно интенсивными, увеличивались объемы производства туристских услуг. Влияние бушующего в настоящее время мирового экономического кризиса, безусловно, будет негативным, произойдет спад, из-за снижающегося платежеспособного спроса. Как мы уже отмечали, туризм - это индикатор благосостояния населения.

Литература

1. Туризм в Бурятии. Статистический сборник № 01-01-23 /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2007.- с. 61.

2. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2008. - 403 с.

3. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польск. / И. Енджейчик. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.

4. Зорин И.В. Энциклопедия туризм: Справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартально. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 368 с.

5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

6. Рютина И.В. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа - катализатор развития туристско-рекреационной отрасли в Иркутской области / И.В. Рютина // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II междунар. научно-практ. конф., Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 524 с. - с. 66-69.

7. Думнова Т.Г. Стратегические приоритеты и механизмы регионального развития / Т.Г. Думнова // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. научно-практ. конф., Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 524 с. - с.40-47.

Literature

1. The Tourism in Republic of Buryatia. Analytical note №01-01-23/ Buryatstat.-Ulan-Ude, 2007. - 61p.

2. Statistic annual: Analytical book / Buryatstat. - Ulan-Ude, 2008. - 403 p.

3. Endzheichik I. Modern tourist business. Ecostrategy management by company: Transl. from Polish. - Moscow: Financy i sta-tistika, 2003.- 320 p.

4. Zorin I.V., Kvartalno V.A. Encyclopedia of tourism: Reference book. - Moscow: Finansy i statistika, 2003. - 368 p.

5. Gulyaev V.G. Tourism: economy and social development. - Moscow: Finansy i statistika, 2003. - 304 p.

6. Ryutina I.V. The Special economic area tourist-recreation type- a catalyst of the development tourist-recreation branches in Irkutsk region // Firm development of the tourism: experience and innovation// Materials of II international scientifically-practical conference, Ulan-Ude, 23-25 of May 2007. - Ulan-Ude: Izd-vo BNTS SO RAN, 2007. - 524 p. - p.66-69.

7. Dumnova T.G. The Strategic priorities and mechanisms regional development // Firm development of the tourism: experience and innovation // Materials of II international scientifically-practical conference. Ulan-Ude, 23-25 of May 2007.- Ulan-Ude: Izd-vo BNC SO RAN, 2007. - 524 p. - p.40-47.

Сведения об авторе

Болхосоева Елена Борисовна - канд. геогр. наук, ст. преп. кафедры экономической и социальной географии БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. +79021663634. E-mail: uman5@mail.ru

Data on author

Bolkhosoeva Elena Borisovna - the cand. of geography science, the senior instructor of the department of economic and social geography of BSU, 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a. E-mail: uman5@mail.ru

УДК 911.3

ББК 60.522.14 Е.Б. Болхосоева

РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ В ФОРМИРОВАНИИ БУРЯТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Статья посвящена изучению роли административно-территориального устройства территории на формирование бурятского населения, на особенности расселения и демографического развития. Значительное внимание уделяется территориальному аспекту выделения этнической территории.

Ключевые слова: население, территория, формирование населения, административно-территориальное устройство, расселение.

E.B. Bolkhosoeva

THE ROLE OF ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL ARRANGEMENT OF THE TERRITORY IN THE FORMATION TO THE BURYAT POPULATION

The article is dedicated to study administrative-territorial device of the territory on shaping the population, on particularities of the settling and demographic development. Significant attention is spared territorial aspect of the separation ethnic territory.

Key words: population, territory, formation of population, the administrative and territorial arrangement, settling.

Современные проблемы формирования населения, особенности расселения и демографического развития являются одним из важных направлений географических исследований. Считается, что «территориальные различия в направленности, масштабах и интенсивности роста населения позволяет рассматривать формирование населения как географический процесс» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.