СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, N0. 8(69) 2016
УДК 811.512.3:379.85 й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-8
ХАМНАЕВА Нина Ивановна
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ, Респ. Бурятия, РФ);
доктор технических наук, профессор;
ЦЫНГУНОВА Евгения Тумэновна
кандидат культурологии, старший преподаватель;
Курсы монгольского языка для сотрудников как способ повышения сервиса туристских услуг в Республике Бурятия
В статье представлена разработанная авторами новая учебная программа курсов монгольского языка «Ахай Монгол» для сотрудников туристских предприятий, развивающих или планирующих свою деятельность с Монголией. Предложена вариативная программа, включающая, кроме собственно языковых курсов, возможность приобщения обучающихся к культурному наследию монгольского народа, ознакомления с важнейшими туристскими достопримечательностями страны. В статье проанализированы перспективы развития разработанной программы языковых курсов в Республике Бурятия. Цели проекта - повысить качество предоставляемых туристских услуг для гостей из Монголии на территории Республики Бурятия, а также оказать содействие представителям деловых кругов в выстраивании партнерских отношений посредством преодоления языкового барьера.
Авторами предложена технология развития и совершенствования навыков деловой разговорной речи, разработанная в рамках курсов изучения монгольского языка «Ахай Монгол». В частности, в статье приведен перечень вопросов, обязательных к рассмотрению, и рекомендации по их изучению. В статье рассматривается концептуальное содержание разработанных тематических курсов изучения монгольского языка, ориентированных на различные возможные категории обучающихся: 1) Монгольский язык для туристических поездок; 2) Курс монгольского языка для работы в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе; 3) Группа общения (краткосрочный курс): разговорный современный монгольский язык (начинающий уровень); 4) Бизнес-курс (РЯ, маркетинг, реклама, менеджмент).
С целью обеспечения полноценного освоения языка разработаны две программы учебных поездок на родину носителей языка - в Монголию: программа семидневного языкового лагеря (базовая), и двухнедельного языкового лагеря с дополнительной программой (вариативная). Описание особенностей этих программ, расчет стоимости и планируе-
Ключевые слова:
языковые курсы, курсы монгольского языка, туристские услуги, программы курсов монгольского языка, туристские предприятия, деловое общение, туризм и языковые курсы
мой выручки от их реализации представлены в статье. Сделан вывод о важности и эффективности разработанных программ языковых курсов, приобретающих особую актуальность на фоне возрастающих интеграционных процессов в Центральной и Восточной Азии, введения безвизового режима между Россией и Монголией и интенсификации деловых коммуникаций между двумя странами.
Введение. Каждому работнику туристского предприятия приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Особенности построения официального письма или приглашения, правила приёма партнеров из тех или иных стран, формат проведения переговоров с ними с целью наладить взаимовыгодное сотрудничество... Аспектов стиля и содержания деловых переговоров множество: психологические, содержательные, культурологические, лингвистические и пр. Всем этим вопросам на предприятиях и учреждениях уделяется особенно повышенное внимание.
Психологические и языковые аспекты общения в сфере деловых отношений чрезвычайно важны, а порой имеют и решающее значение для успешности переговоров. Здесь важно понимать общие закономерности делового общения, правильного построения фраз, логических оборотов речи и прочее, что позволит анализировать ситуацию и говорить на «общем» с партнером языке. В деловой сфере необходимо, чтобы партнеры говорили на «одном языке» - как в прямом, так и в переносном смысле. Для эффективного ведения международных переговоров одних знаний этикета и психологии делового общения недостаточно. Не менее важно знать родной язык деловых партнеров.
В настоящее время, благодаря введению безвизового режима между Россией и Монголией, большинство жителей приграничных регионов начали интересоваться изучением монгольского языка, появилась необходимость в гидах и переводчиках, потому как возникает взаимный интерес к турпоездкам, к созданию новых бизнес-проектов, а также к культурному обмену между двумя странами. Так, активно процесс сотрудничества с Мон-
голией налаживают Иркутская область [7] и Забайкальский край [6]. Соседствующая с Монголией Республика Бурятия несколько отстает по аналогичным показателям взаимодействия в сфере туризма. И в первую очередь данная проблема обусловлена недостаточным уровнем владения монгольским языком специалистов туристской отрасли.
В связи с этим в данной статье авторы предлагают новую учебную программу курсов монгольского языка для сотрудников туристских предприятий Республики Бурятия. Особенность курсов связана с различными элементами новизны. Общение с монгольскими друзьями и деловыми партнерами на их родном языке позволит завоевать их сердца, понять самобытную культуру «народа Чингисхана», откроет двери лучших монгольских вузов и значительно расширит горизонты карьеры как в России, так и в Монголии.
Целью исследования является освещение опыта создания языковых курсов для гидов, экскурсоводов и других сотрудников индустрии гостеприимства, способствующих улучшению качества предоставляемых туристских услуг в Республике Бурятия, посредством повышения знаний монгольского языка.
Разработка языковых курсов «Ахай Монгол»
Введение безвизового режима между Россией и Монголией стимулировало рост заинтересованности жителей приграничных регионов обеих стран к взаимному межкультурному диалогу посредством туризма, развития деловых отношений, обмену студентами и пр. В связи с этим появилась особая потребность в гидах и переводчиках.
Важно отметить тот факт, что с лингвистической точки зрения бурятский и монгольский языки очень близки и родственны между
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, No. 8(69) 2016
собой. Стимулирование процессов межгосударственного партнерства будет способствовать и встречному межлингвистическому развитию, обеспечивая востребованность в различных сферах бурятского языка в Монголии, и монгольского языка - в Бурятии.
Наша исследовательская работа предполагала организацию лингвистических курсов по изучению монгольского языка.
Идея создания проекта преследуют следующие цели:
- повысить качество предоставляемых туристских услуг в республике Бурятия посредством повышения знания иностранных языков, в частности, монгольского;
- способствовать развитию туристских отношений с Монголией.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- создать базу для изучения монгольского языка;
- организовать курсы для гидов, экскурсоводов и других сотрудников индустрии гостеприимства по изучению туристского монгольского языка;
- наладить партнёрские отношения с учреждениями Монголии для возможности организации языковой практики.
Основными конкурентными преимуществами создаваемой нами программы курсов монгольского языка являются:
- преподавание монгольского языка его носителем;
- организация языковой практики в Монголии сроком на 7-14 дней с турпрограммой;
- классификация курсов по уровню владения языком и направлению: деловой монгольский, монгольский язык для туристов, монгольский язык для экскурсоводов и работников турфирм.
Поскольку языковые курсы не входят в перечень образовательных услуг по реализации общеобразовательных программ, то эта деятельность не подлежит ни лицензированию, ни страхованию.
Основным законом, регулирующим права граждан в сфере образования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»1, который устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, определяет права и ответственность участников образовательных отношений. В Монголии действует закон «Об образовании», принятый в 1991 году. В Законе указано, что «образование будет развиваться в качестве ведущей отрасли, оно будет находиться под контролем государства и общественности...».
Для организации курсов изучения монгольского языка потребовалось 3-4 месяца; за это время нужно было зарегистрировать организацию, найти помещение, провести отбор персонала, разработать методику преподавания, организовать рекламную кампанию.
Разработанные нами курсы монгольского языка «Ахай Монгол» предназначены для экскурсоводов, туроператоров, студентов, бизнесменов и всех желающих изучать монгольский язык и приобщиться к культуре этого народа. Стоимость занятий в месяц - 2000 руб.
Курсы ведутся по учебному пособию [1], изданному в 2010 году по гранту Бурятского государственного университета и переизданному повторно в 2011 году.
Языковые курсы отличаются от языковых школ гибким графиком процесса преподавания. Сроки окончания и время проведения занятий не ограничены. Все строится на пожеланиях клиента. Как правило, это удобно для тех, кому требуется освежить знания языка перед командировкой или приёмом иностранных партнеров. На языковые курсы могут прийти учиться целые рабочие коллективы.
Ещё одной немаловажной особенностью данных курсов является то, что преподаватель - носитель языка. Таким образом, разработанная программа изучения монгольского
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (с изм.) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/
языка может быть полезной и необходимой не только обучающимся, уже имеющим некоторый опыт в монгольском языке, но также и тем новичкам, кто только делает в этом направлении первые шаги. Как правило, именно такой преподаватель достаточно оперативно подстраивается под определённый уровень подготовки аудитории, употребляет в своей методике речи те слова и выражения, которые будут поняты обучающимся, постепенно усложняя и расширяя спектр словарного запаса и лексических оборотов.
Обычная программа преподавания на любом языке должна быть направлена на развитие и совершенствование навыков деловой разговорной речи. Изучаемые темы должны включать рассмотрение следующих вопросов:
• деловой этикет и профессиональная этика;
• составление резюме и вопросы трудоустройства;
• проведение переговоров, в т.ч. телефонных;
• подготовка, ведение и заключение сделки, контрактов;
• рекламная деятельность и торговые марки;
• планирование и анализ деятельности компании;
• разработка бизнес-плана;
• оформление заказов;
• движение денежных потоков;
• как благодарить за оказанное гостеприимство;
• деловые встречи и решение спорных вопросов и др.
Должны быть разработаны и тематические курсы изучения языков.
1. Монгольский язык для туристических поездок. Этот курс разрабатывается для тех, кто собирается выехать за рубеж. Учащимися должны быть приобретены базовые знания по грамматике, фонетике, лексике, необходимые для общения в возможных реальных ситуаци-
ях, возникающих в другой стране. В курсе обязательно используются ситуативно-ролевые игры на различные темы: аэропорт; таможня; гостиница; ресторан; встречи и знакомства; шоппинг; банк.
2. Курс монгольского языка для работы в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе. Данный курс специально разрабатывается для работников сферы обслуживания и гостеприимства. Курс должен формировать необходимые коммуникативные навыки и умения для работы с клиентами и включать большое количество ситуативно-ролевых упражнений для их отработки. Также программа должна предусматривать обучение письменной речи для ведения корреспонденции и отчётности в данной сфере и основам ведения телефонных переговоров.
3. Группа общения (краткосрочный курс): разговорный современный монгольский язык (начинающий уровень) - 72 акад. ч. Этот курс предназначен для тех, кто уже хорошо владеет монгольским языком и хотел бы поддерживать свой уровень. Такого рода языковые тренинги помогают преодолеть психологический барьер общения на иностранном языке и активизировать разговорные навыки. Темы для занятий обычно подбираются с учётом пожеланий учащихся.
4. Бизнес-курс: должен включать в себя изучение различных направлений в бизнесе: PR, маркетинг, реклама, менеджмент и т.д., построен как полный курс делового языка. Бизнес-курс должен обеспечивать системное освоение основных грамматических структур и языковых навыков. Он подходит тем, кто уже работает или хочет найти работу в сфере международного бизнеса.
Для лучшего освоения языка имеется возможность выехать в Монголию. С этой целью рекомендованы несколько вариантов специально разработанных программ языковых туристских лагерей. Ориентировочный расчёт их стоимости и выручки от реализации представлен в табл. 1.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т. 10, N0. 8(69) 2016
Программа I: Языковой лагерь (7 дней). В стоимость включено:
1) проживание в гостинице 1 ночь, в лагере
—г "
7 ночей;
2) питание в лагере (пятиразовое);
3) языковые курсы (монгольский, дополнительно - английский);
4) раздаточные материалы;
5) сертификат об участии;
6) тренинги личностного развития;
7) аренда автобуса.
Программа II. Языковой лагерь + дополнительная программа (знакомство со столи-
цей Монголии, поездка в Восточное Гоби -Энергетический центр «Мир Шамбалы»), 14 дней:
1) проживание 1 ночь в гостинице, 7 ночей в лагере;
2) экскурсии по программе (табл. 2);
3) питание в лагере (пятиразовое);
4) языковые курсы (монгольский, дополнительно - английский);
5) раздаточные материалы;
6) сертификат об участии;
7) тренинги личностного развития;
8) аренда автобуса.
Таблица 1 - Ориентировочный расчет стоимости и выручки от организации и проведения
программ курсов монгольского языка
Стоимость (руб.), А Планируемый объём продаж за летний период курсов, чел., В Планируемая выручка, руб., С = АхВ
Программа курсов
Языковой лагерь (7 дней) 16 800 25 420 000
Языковой лагерь + дополнительная программа (14 дней) 27 600 20 552 000
Таблица 2 - Программа экскурсионного обслуживания в рамках языковой практики
по программе II
1 день Приезд в г. Улан-Батор. Размещение участников в гостинице «Нэгдэлчин»
2 день Языковой лагерь «Полиглот» Лагерь «Янзага»
3-8 дни Языковой лагерь «Полиглот»
9 день Прибытие в Улан-Батор. Свободное время
10 день Дацан Гандантэгченлин. Национальный музей Монголии. Дворец Богдо-Хана. Сад Будды. Мемориальный комплекс«Зайсан»
11 день Поездка на фабрики кашемира «Гое», «Эвсег», «Гоби». Шопинг. Поездка в Восточное Гоби. Ночлег в юрточном кемпинге
12 день Монастырь Хамрынхийд
13 день Приезд в УБ. Шоппинг. Детский парк. Площадь Сухэбатора. Галерея Чингисхана - музей парламента
14 день Отъезд в Улан-Удэ
В основе курса изучения монгольского языка должны лежать только новейшие материалы, которые обеспечат хорошую языковую практику, с использованием тем, непосредственно связанных с бизнесом, например:
1) Знакомство. Работа. Обязанности. Биография.
2) Деловые переговоры по телефону. Деловая переписка. Деловое письмо.
3) Презентация компании. Структура. Текущие проекты.
4) Описание товара или услуги.
5) История компании. Отчёт о проделанной работе.
6) Деловые контакты. Бизнес-ланчи.
8) Составление делового распорядка. Оформление факсов и электронной почты.
9) Финансовые отчёты.
10) Обсуждение текущих проектов компании.
11) Обсуждение альтернатив. Поиск новых возможностей.
12) Обсуждение перспективных планов.
13) Достижения компании. Реклама компании.
14) Система и процесс производства.
15) Переговоры. Презентация позиции компании. Принятие компромисса.
16) Составление резюме на монгольском языке.
По окончании бизнес-курса выпускник должен уметь вести переговоры на монгольском языке, владеть общей бизнес-терминологией, заключать контракты, работать с деловой документацией, составлять деловое письмо на монгольском языке т.д.
Необходимо понимать, что в основе преподавания языка должен лежать коммуникативный метод, который подразумевает моделирование различных языковых ситуаций, работу в парах, составление диалогов на монгольском языке. Работая с группой, преподаватели должны стараться минимально использовать русский язык.
Итак, основными конкурентными преимуществами курсов монгольского языка «Ахай Монгол» являются:
- преподавание монгольского языка его носителем;
- организация языковой практики в Монголии сроком на 7-14 дней с турпро-граммой;
- классификация курсов по уровню владения языком и направлению: деловой монгольский, монгольский язык для туристов, монгольский язык для экскурсоводов и работников турфирм.
Перспективы реализации курсов монгольского языка в Республике Бурятия.
Республика Бурятия обладает уникальными историко-культурными и природными ресурсами, которые дают возможность развивать различные виды туризма: экологический, круизный, паломнический, лечебно-оздоровительный, экскурсионный, деловой и др. В настоящее время туризм в республике признан одним из стратегических направлений развития экономики [2]. В культурном пространстве Бурятии проявляется особый интерес к туризму, который обусловлен двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, усилением глобализации и информатизации современного общества, а с другой — развитием процессов локализации и формирования культурного разнообразия [3, 4].
Следует отметить, что в современных
экономических условиях большое количество сотрудников компаний по служебной необходимости отправляются в турпоездки либо с деловыми целями, либо для участия в корпоративных мероприятиях, производственных семинарах и совещаниях, либо для посещения ярмарок, выставок и международных салонов. В комплексе весь этот сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, называют деловым туризмом. Организаторами делового туризма чаще всего являются правительственные органы, деловые структуры, общественные организации. С каждым годом деловые, научные и культурные связи Республики Бурятия и соседней Монголии становятся все более тесными. Деловой туризм играет в этом важную роль, являясь одним из ресурсов интеграции и развития компаний через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.
Туристские предприятия Бурятии начинают задумываться о возможностях активного вовлечения в сферу делового туризма. Однако следует отметить, что число туроператоров, специализирующихся на бизнес-туризме, невелико. Из 40 туристских компаний Бурятии лишь единицы могут предложить потенциальным клиентам квалифицированный спектр деловых услуг. Для Бурятии как региона, относящегося к числу слабо адаптированных к рыночным условиям, а по большинству экономических показателей - к кризисным, туризм может послужить инструментом поддержания социально-экономической устойчивости территории и естественного развития сообщества [8].
Республика Бурятия позиционируется как прекрасное место для путешествий, отдыха и оздоровления. Удачное географическое положение, Байкал, горы и чистые реки, эндемичные флора и фауна, обилие термальных источников, богатое историко-культурное наследие, тибетская медицина, мирное сосуществование буддизма, православия, шаманизма, старообрядчества - все это, и многое иное, способствует развитию туризма, в т.ч. и делового.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т 10, No. 8(69) 2016
На очередном российско-монгольском бизнес-форуме решались вопросы о развитии взаимодействия малого и среднего бизнеса между странами. Как отметила заместитель главы Делового совета по сотрудничеству с Монголией Светлана Параскева, ... «деловые партнеры из Монголии сами искренне хотят сотрудничать с нами, считая Россию не только соседом, который мог бы как-то противостоять экономическому натиску другого нависшего с трех сторон соседа -Китая, но и страной, с которой за долгие десятилетия дружбы и сотрудничества, можно сказать, сжились»2'
В содержательной части выступления Президента Монголии г-на Цахиагийн Элбэ-гдорж было отмечено, что у нашего сотрудничества нет альтернативы. Население Монголии, по опросам, поставило Россию на первое место в списке наиболее дружественных государств. Монголия потенциально очень богата, это привлекает крупный бизнес со всего мира, и «хотелось бы, чтобы именно Россия, старый испытанный партнер и друг, более активно присутствовала в нашей стране», сказал Ц. Элбэгдорж, подкрепив эти слова пословицей: «Слабые - врозь, сильные - вместе».
Важно отметить, что в настоящее время туризм в Монголии развивается особенно быстрыми темпами, а количество иностранных туристов, приезжающих в страну, растет из года в год. Например, за период с 2005 по 2012 годы число посетивших страну зарубежных гостей выросло от 338 до 476 тыс. чел. (при численности населения страны немногим более 3 млн. чел.), а структура въездного туристского потока характеризуется значительным преобладанием туристов из соседних стран - Китая (48%) и России (18%) [9]. Монголия для российских туристов привлекательна своим богатым историко-культурным и природным наследием [10], что формирует спрос на её посещение, особенно жителями приграничных российских регионов, в т.ч. и Республики Бурятия. Развитие торговых отношений
2 Байкал-Lake: Проблемы и перспективы развития делового туризма в Республике Бурятия. URL: http://baikal-center.ru/ (Дата обращения: 01.09.2016).
между Бурятией и Монголией способствует увеличению бизнес-туристов, а значит, возникает необходимость обучения гидов, экскурсоводов и иных работников в сфере туризма монгольскому языку для общения с монгольскими бизнес-партнерами.
Развитию делового туризма в Бурятии способствовали мероприятия, проведённые в г. Улан-Удэ:
- Международный экологический форум «Экотуризм на Байкале», с более 200 участниками из 13 стран и 14 регионов Российской Федерации;
- Выставка-ярмарка «Туризм и отдых в Бурятии», прошедшая в апреле 2016 года, в котором приняло участие свыше 80 организаций сферы туризма и смежных отраслей Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, Китайской Народной Республики, Южной Кореи и Монголии.
Нельзя сказать, что до сих пор в Республике Бурятия не было организовано подготовки по монгольскому языку. С 2007 года в г. Улан-Удэ на базе Бурятского госуниверситета уже реализуется программа курсовой подготовки по монгольскому языку. Продолжительность этих курсов на одной ступени около трёх месяцев. Стоимость 4-месячного курса -6900 рублей при единовременной оплате, 1900 рублей при помесячной оплате.
В 2013 году при поддержке фонда «Най-дал» и Национального музея Бурятии была открыта бурят-монгольская школа. Программа школы разработана для начинающих и является базовой. Уроки проходят в музейном классе, оформленном в виде юрты, что позволяет ученикам погрузиться в атмосферу традиционного бурятского быта. Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение полугода. Длительность урока - 1 час 30 минут. Основной целью школы является популяризация бурятского языка и сохранение традиций и культуры бурятского этноса3.
3 В Национальном музее Республики Бурятия открывается школа бурят-монгольского языка. URL: http://minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&EL EMENT_ID=5570 (дата обращения: 01.09.2016).
Это показывает, во-первых, имеющуюся значительную потребность в курсовой подготовке по монгольскому языку среди населения Республики Бурятия; а во-вторых, свидетельствует о значительной нехватке имеющихся предложений, особенно в свете наметившихся тенденций интенсификации российско-монгольских отношений. Поэтому предложенная нами разработка языковых курсов и программ также находит своего потребителя и является достойной альтернативой уже имеющемуся опыту.
В Республике Бурятия наметилась тенденция развития рынка туруслуг, увеличение потока туристов - как выездного в Монголию, так и въездного из Монголии. С введением безвизового режима с Монголией поток туристов резко возрос (на более чем 30%), что обусловливает необходимость повышения языковой квалификации гидов, экскурсоводов и других работников в сфере туризма, работающих на монгольском направлении.
Выводы
Подводя итоги, следует отметить, что спектр связей Республики Бурятия с внешним миром становится все более обширным. Эффективность деловой коммуникации напрямую зависит от продуктивности общения и полезности коммуникации для достижения той или иной цели. Поэтому в деловом общении важно все - умение строить диалог, культура и манера речи, умение аргументировать свою позицию и убеждать собеседника, контролировать свою жестикуляцию и мимику, а
также знание основных правил этики делового общения. Развитие торговых отношений между Бурятией и Монголией способствует увеличению количества бизнес-туристов, а значит, возникает необходимость обучения гидов, экскурсоводов и иных работников в сфере туризма монгольскому языку.
Открытие курсов по изучению монгольского языка в Бурятии можно считать прибыльным делом, поскольку в Республике не так велика конкуренция между подобными учреждениями. Тем не менее, планируя открытие языковых курсов, все же необходимо стремиться завоевать клиентов безупречным качеством оказываемых услуг.
Представленное в статье авторское видение программы и содержания языковых курсов по изучению монгольского языка «Ахай Монгол» имеет своей целью в первую очередь улучшение качества предоставляемых туристских услуг в Республике Бурятия посредством повышения знания иностранных языков, в частности, монгольского, а также способствование развитию туристских отношений с Монголией. Ввиду отсутствия конкуренции на рынке языковых курсов, вход на рынок новой языковой курсовой программы не будет затруднительным. Открытие разработанных языковых курсов «Ахай Монгол», обладающих комплексом собственных конкурентных преимуществ, приведёт к значимым для региона социально-экономическим результатам.
Список источников:
1. Бальжинимаева Б.Д., Бухоголова С.Б. Современный монгольский язык. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. 543 с.
2. Васильева Д.Д. Приоритеты развития туристической деятельности в Республике Бурятия // Вестник БГУ. 2013. №7. С. 163-166.
3. Гудкова И.Н. Туризм как фактор развития культурного пространства Республики Бурятия // Вестник МГУКИ. 2015. №3 (65). С. 98-101.
4. Гудкова И.Н., Цынгунова Е.Т. Культурное пространство Республики Бурятия как полиэтнического региона // Общество. Среда. Развитие. 2015. №4 (37). С. 61-67.
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Т 10, No. B(69) 2016
5. Пивоваров А.Н., Дашиев А.Б. Создание системы делового и научного туризма: возможности и ресурсы университета // Вестник БГУ. 2014. №2. С. 137-139.
6. Ce Илинь Перспективы развития туризма в Забайкальском крае // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. №2 (7) С. 141-146.
7. Суходолов А.П. Предпосылки и направления развития российско-монгольского сотрудничества: роль Иркутской области // Известия ИГЭА. 2014. №1 С. 84-89.
8. Хамнаева Н.И., Цынгунова Е.Т. Особенности развития туризма в Республике Бурятия // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: матер. VII ме-ждунар. науч.-практ. конф. н.-и. ц. «Академический». 2015. С. 18-20.
9. Энхтайван Д., Евстропьева О.В. Трансграничный туризм в Монголии // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 37-43. DOI: 10.12737/14530.
10. Buckley R., Oilenburg C., Zhong L. Cultural landscape in Mongolian tourism // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 35. Iss. 1. Pp. 47-61.
Nina KHAMNAEVAa, Evgeniya TSYNGUNOVA b
MONGOLIAN LANGUAGE COURSES FOR EMPLOYEES AS A WAY TO IMPROVE TOURIST SERVICES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
East Siberia State University of Technology and Management (Ulan-Ude, Rep. of Buryatia, Russia);
a PhD (Dr.Sc.) in Engineering sciences, Professor;
e-mail: [email protected];
b PhD in Culturology, Senior Lecturer;
e-mail: [email protected]
The article presents the authorial training program of Mongolian courses "Ahai Mongol" for the staff of the tourist entities developing or planning the activities with Mongolia. The authors offer variable program including a possibility of familiarizing of students with cultural heritage of the Mongolian people, acquaintance with the most important tourist sights of the country. In article analyzes the development prospects of the language course program in the Republic of Buryatia. Increasing quality of the tourist services provided for guests from Mongolia in the Republic of Buryatia, and also assistance to representatives of a business community in forming of partnership by means of overcoming a linguistic barrier are the project objectives. The authors offer the technology of development and enhancement of skills of business informal conversation within courses of studying Mongolian "Ahai Mongol". In particular, the article contains the list of the questions obligatory to consideration, and recommendations for their studying by students. The article also gives conceptual content of the developed thematic courses of studying Mongolian oriented to various possible categories of students: 1) Mongolian for tourist trips; 2) Mongolian courses for work in tourism, hotel and restaurant business; 3) Group of communication (short-term course): the Keywords: conversational modern Mongolian (beginning level); 4) Business course (PR,
language courses, marketing, advertizing, management).
Mongolian courses, The authors have developed two programs of educational trips to native land
tourist services, programs of of native speakers to ensure full mastering of language. The first one is the Mongolian language courses, program of the seven-day language camp (basic), and the second one - is tourist enterprises, two-week language camp with the additional program (variable). The de-
business communication, scription of features of these programs, calculation of cost and the planned
tourism and language courses revenue from their implementation are provided in the article.
The authors draw the conclusion about importance and efficiency of developed programs of the language courses, acquiring special relevance against the background of the increasing integration processes in Central and East Asia, entering of a visa-free regime between Russia and Mongolia and an intensification of business communications between two countries.
References
1. Bal'zhinimaeva B.D., Buhogolova S.B. Modern Mongolian. Ulan-Ude: Publishing House of the BSU, 2010. 543 p.
2. Vasil'eva D.D. Priorities for the development of tourism activities in the Republic of Buryatia // Vestnik BGU [Bulletin of BSU]. 2013. №7. Pp. 163-166.
3. Gudkova I.N. Tourism as development factor of the cultural space of the Republic of Buryatia // Vestnik MGUKI [Bulletin of MSUCA]. 2015. №3 (65). Pp. 98-101.
4. Gudkova I.N., Cyngunova E.T. The Cultural Space of the Republic of Buryatia as a multi-ethnic region // Obshhestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development]. 2015. №4 (37). Pp. 61-67.
5. PivovarovA.N., DashievA.B. Creating a system of business and scientific tourism: opportunities and resources of the university // Vestnik BGU [Bulletin of BSU]. 2014. №2. Pp. 137-139.
6. Ce Ilin' Prospects for the development of tourism in Zabaikalsky Krai // Rossijskie regiony: vzgljad v budushhee [Russian regions: Look into the Future]. 2016. №2 (7) Pp. 141-146.
7. SuhodolovA.P. Background and development directions of the Russian-Mongolian cooperation: the role of Irkutsk region // Izvestija IGJeA [Proceedings of ISEA]. 2014. №1 Pp. 84-89.
8. Hamnaeva N.I., Tsyngunova E.T. Особенности развития туризма в Республике Бурятия // Aktual'nye napravlenija fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij [Actual directions of fundamental and applied research]: mater. VII Intern. scientific-practical. conf. Research Center "Academic". CreateSpace, ] 2015. Pp. 18-20.
9. Enhtajvan D., Evstrop'eva O.V. Cross-border tourism in Mongolia // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9. № 4. Pp. 37-43 (DOI: 10.12737/14530).
10. Buckley R., Ollenburg C., Zhong L. Cultural landscape in Mongolian tourism // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 35. Iss. 1. Pp. 47-61.
Хамнаева Н.И., Цынгунова Е.Т. Курсы монгольского языка для сотрудников как способ повышения сервиса туристских услуг в Республике Бурятия // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 68-77. й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-8.
Khamnaeva N., Tsyngunova E. Mongolian language courses for employees as a way to improve tourist services in the Republic of Buryatia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 68-77. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-8.