Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКИ РОССИИ - В ОСНОВЕ УСПЕХА СИНЕРГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ'

ЭКОНОМИКИ РОССИИ - В ОСНОВЕ УСПЕХА СИНЕРГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКАЯ РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИМПУЛЬС / СИНЕРГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков Валерий Анатольевич, Суслов Никита Иванович, Ягольницер Мирон Аркадьевич

В статье обсуждаются проблемы территориального развития экономики азиатской России в аспекте рационализации политики регулирования со стороны государства. Расчет только на рыночные силы зачастую не приводит к успеху, поскольку не позволяет учесть стратегические приоритеты развития. В связи с этим обозначены контуры новой модели, предполагающей индуцирование роста внутреннего спроса за счет локализации процессов поставок для обеспечения проектов и цепочек создания ценности. В рамках концепции «большого инвестиционного импульса» обсуждаются основные пилотные проекты, призванные ускорить развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крюков Валерий Анатольевич, Суслов Никита Иванович, Ягольницер Мирон Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EASTERN VECTOR OF RUSSIAN ECONOMY - SUCCESS BASED ON THE SYNERGY OF INTERACTION AND INTERREGIONAL COOPERATION

The paper elaborates on the problems of territorial development of the East Russia’s economy in terms of a rational regulation policy on behalf of the state. Dependence on purely market forces often fails as this overlooks strategic development priorities. There is a need for a new model of development, which presumes stimulation of the internal demand through localization of supplies for projects and value-added chains. The concept of ‘major investment impulse’ involves main pilot projects capable of accelerating the region’s development.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКИ РОССИИ - В ОСНОВЕ УСПЕХА СИНЕРГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ»

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ -В ОСНОВЕ УСПЕХА СИНЕРГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ1

THE EASTERN VECTOR OF RUSSIAN ECONOMY - SUCCESS BASED ON THE SYNERGY OF INTERACTION AND INTERREGIONAL COOPERATION

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4-90-102

КРЮКОВ Валерий Анатольевич

Директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук (ИЭОПП СО РАН), академик РАН, д.э.н., профессор

Valeriy A. KRYUKOV

Director of the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, RAS Academician, Doctor of Economic Sciences, Professor

СУСЛОВ Никита Иванович

Заместитель директора по научной работе ИЭОПП СО РАН, д.э.н., профессор Nikita I. SUSLOV

Deputy director of the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the RAS, Doctor of Economic Sciences, Professor

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках выполнения работ по крупному научному проекту «Социально-экономическое развитие Азиатской России на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природно-ресурсном потенциале, расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий» (регистрационный номер заявки 2020-1902-01-377).

ЯГОЛЬНИЦЕР Мирон Аркадьевич

Ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН,к.э.н.

Miron A. YAGOLNITSER

Leading Researcher, the Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the RAS, Candidate of Economic Sciences

В статье обсуждаются проблемы территориального развития экономики азиатской России в аспекте рационализации политики регулирования со стороны государства. Расчет только на рыночные силы зачастую не приводит к успеху, поскольку не позволяет учесть стратегические приоритеты развития. В связи с этим обозначены контуры новой модели, предполагающей индуцирование роста внутреннего спроса за счет локализации процессов поставок для обеспечения проектов и цепочек создания ценности. В рамках концепции «большого инвестиционного импульса» обсуждаются основные пилотные проекты, призванные ускорить развитие региона.

The paper elaborates on the problems of territorial development of the East Russia's economy in terms of a rational regulation policy on behalf of the state. Dependence on purely market forces often fails as this overlooks strategic development priorities. There is a need for a new model of development, which presumes stimulation of the internal demand through localization of supplies for projects and value - added chains. The concept of 'major investment impulse' involves main pilot projects capable of accelerating the region's development.

Ключевые слова Азиатская Россия, инвестиционный импульс, синергия, взаимодействие, локализация проектов, комплементарные проекты, регулирование.

Keywords Asian Russia, investment impulse, synergy, interaction, project localization,

complementary projects, regulation.

Введение

Авторы представляют понимание пространственной политики, основанной не столько на реализации традиционных локальных импульсов воздействия, направ -ленных на стимулирование точек роста, сколько на реализацию проектов, в основе которых лежит активизация взаимодействия структур в процессе формирования горизонтальных производственных, организационных и социальных связей. Такой подход, по мнению авторов, будет способствовать расширению экономического пространства,т.е. более широкому охвату хозяйственной деятельностью различных территориальных зон. При этом крайне важно вести диалог между федеральными и региональными органами власти, интегрируя в дискуссию и научное, экспертное сообщества, и общественность. Проводя консультации и обсуждения и далее принимая решения, необходимо также отойти от общих формулировок и продвинуться ближе к конкретным проблемам, стоящим в повестке конкретных территорий и конкретных проектов, в конкретных политических условиях, поскольку критиче -ски важно принимать во внимание именно специфику, возникающую на местах. Неучет особенностей региональных проектов при подходе с позиции поиска общих

Аннотация

Abstract

решений для различных случаев зачастую является важной причиной неудачного регулирования и торможения реализации проектов. Очевидно также, что широкая кооперация и новые формы организации должны - на основе обеспечения высокой эффективности ведения хозяйства - стать основой для формирования новой пространственной модели развития.

Именно такой путь выбирает Академия наук. Уже с прошлого года она переходит на смешанный тип финансирования, распределяя деньги в рамках высококонкурентных конкурсов на реализацию крупных научных проектов по фундаментальным научным разработкам. Сибирским отделением получено пять таких проектов из 41 выделенного Министерством науки и высшего образования. Один из них -«Социально - экономическое развитие азиатской России на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природной среде и расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий» - реализуется консорциумом из семи исследовательских и образовательных организаций, возглавляемым Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН.

В рамках данного проекта затрагивается широкий спектр проблем развития территорий азиатской России, к которым мы относим Дальний Восток и Сибирь в ее географическом понимании, т.е. включая Тюменскую область с двумя национальными округами. К этим проблемам мы, безусловно, относим обеспечение связности территории, усиление взаимодействия в меридианном и широтном направлениях, развитие переработки ресурсов, формирование здесь экономики человека, вопросы декарбонизации, в том числе на основе роли лесов востока страны, вопросы охраны и сохранения окружающей среды, которая особенно хрупка здесь и особо подвержена ущербам от деятельности человека. Все эти проблемы не могут быть разрешены только на основе рыночных взаимодействий. Их масштаб, значение, а главное, обширная пространственная распределенность взаимодействующих агентов определяют активную роль государства, которое призвано интегрировать их в рамках политики пространственного развития.

Пространственное развитие - в основе гармония цели и содержания

Само понятие пространственного развития предполагает достижение определенной гармонии между своей целью и содержанием. Под целью политики пространственного развития мы понимаем создание и поддержание таких условий, которые на основе синергии взаимодействия различных территорий страны обеспечивают достойный уровень жизни ее населению независимо от места его проживания. Из множества показателей, измеряющих успешность развития (экономических, социальных и экологических), главным в рамках сегодняшних задач, стоящих перед российской экономикой, академической и прикладной наукой, является доля высокотехнологичных рабочих мест, которые рассредоточены в рамках российского пространства. Основным средством воплощения политики пространственного развития мы видим реализацию, прежде всего, проектов инфраструктурного характера. Но также важны проекты и производственного назначения, и в сфере услуг, особенно высокотехнологичных и направленных на формирование и улучшение качества человеческого капитала. Нельзя сосредотачивать все высокотехнологичные рабочие места и конечные звенья высокотехнологичных производственно -экономических цепочек в очень узком круге агломерации или в портовых зонах, как это предлагает концептуальное положение новой экономической географии, которая

активно пропагандируется в Российской Федерации - это не в полной мере соответствует нашей истории, нашей географии, нашим условиям, условиям реализации экономических процессов.

Основные проблемы и подходы к решению

В 2019 г. была принята Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. [1], однако она не работает - этот документ нежизнеспособный. Предвидя это, мы в свое время выступили с критическими оценками [2, 3]. Попытаемся здесь пояснить причины случившегося, а также представим наше видение существующих проблем, обозначив возможные подходы к их решению.

Основными проблемами, которые должны быть решены в регионах азиатской России в перспективный период (некоторые из них актуальны не только здесь), мы считаем депопуляцию и снижение жизненного уровня населения, слабую осво -енность отдаленных и северных территорий, общую неравномерность развития регионов, зачастую использование отсталых технологий и в добыче ресурсов, и в их переработке, низкую эффективность их использования, грубые перекосы в распределении финансовых средств, заложенные пороками «унитарности» налоговой и инвестиционной политики. По нашим оценкам, более трети денежных средств, генерируемых на территории азиатской России, используются в ее Европейской части или остаются на офшорных территориях. Применяемое в насто -ящее время в ведущих высокотехнологичных экономиках мира рентное налого -обложение понимается в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием науки и повышением конкурентоспособности экономики в целом, а не просто как фискальное изъятие налогов, как это зачастую трактуется в российской практике.

По данным за 2018 г. (рис. 1), выручка крупнейших корпораций, оперирующих в восточных районах страны, устойчиво снижается по мере продвижения от запада к востоку. И здесь не отражена другая важная особенность: в рамках этих хозяйствующих структур или субъектов на 90% превалируют первичные переделы, то, что в минерально - сырьевой экономике называется апстрим - то есть добыча, пер -вичная переработка и, как правило, вывоз за пределы территории.

Рисунок 1.

Распределе-ние выручки топ 11 корпораций по регионам Азиатской России, 2018 г. Высота столб -цов пропор -циональна выручке.

En+ Group ■ ГАЗПРОМ ЕВРАЗ И ЛУКОЙЛ НОВАТЭК ■ НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ РОСНЕФТЬ ■ РУСГИДРО И САХАЛИН ЭНЕРДЖИ НСИБУР ■ СУРГУТНЕФТЕГАЗ

% ~ (у^

(

Ls>i

ч

• -

Стратегически решение указанных проблем связано, конечно же, с ускоренным и возможно даже обгоняющим развитием инфраструктуры, позволяющей усилить связность территорий, добиться проявления синергетических эффектов. При этом необходимо создавать транзитные и экспортные коридоры, связывающие Европу, Азию и Северную Америку. Примером является комплекс авиамаршрутов из Азии в районы Североамериканского континента. Эти маршруты проходят через районы Сибири и опираются на инфраструктуры крупных сибирских и дальневосточных городов, таких как Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, а также на метеорологическую инфраструктуру Северного морского пути. Другой важный пример - прямой маршрут из восточного Китая в центральные области США, проходящий между Якутском и Магаданом и далее через Берингов пролив. Однако здесь железнодорожный путь построен лишь до Якутска. Еще один мегапроект - путь из Японии, Кореи, северо -восточного Китая в Европу. Он проходит по трассе Транссибирской магистрали, включая Китайскую Восточную Железную Дорогу (КВЖД), которая соединяет Читу с Владивостоком через китайский город Харбин. Имеется и ряд других потенциально эффективных транспортных проектов.

Другим направлением деятельности по выводу экономики из стагнации является ускоренное создание инновационно - ориентированной среды в природопользовании, что даст возможность решить сразу две проблемы - повышение эффективности добычи ресурсов и охраны окружающей среды. Еще одно направление - ускоренное развитие экономики человека, что позволит повышать качество человеческого капитала до уровней, адекватных уровням передовых технологий, без чего не может быть ни комплексного освоения и развития восточных территорий, ни ускорения экономического роста, основанного на повышении производительности труда. Речь идет о создании и развитии высокотехнологичного сектора услуг по «воспроизводству рабочей силы» - медицины, образования, науки, культуры.

Очень важен подход, который мы называем «формирование пространственных цепочек», направленных на создание и использование «социальной ценности». Речь идет, конечно, и о производственных связях в виде поставок продукции и оказании услуг в рамках кооперативной интеграции производителей на выпуск конечной продукции в виде потребительских и инвестиционных товаров, товаров для экспорта, но не только. На каждом этапе возникают социальные выгоды в виде обмена знаниями, роста взаимного доверия, формирующих нематериальные активы компаний, а также налоговых поступлений в бюджетную систему, правильное использование которых также увеличивает благосостояние сообществ.

Если говорить о добыче ресурсов, то можно сослаться на опыт других стран, таких как Норвегия, Канада, Австралия, Шотландия (в части сырьевой экономики), в определенной степени - Соединенных Штатов. Здесь на первый план выдвигаются наука, передовые технологии, использование инновационной продукции и услуг. Приобретаются и передаются навыки и умения, которые являются важнейшей составляющей интегрального мультипликатора социальных выгод и влияют на динамику экономики как страны в целом, так и отдельных регионов. К сожалению, таких цепочек в России пока чрезвычайно мало, а имеющиеся до обидного коротки и не дотягивают до передовых стандартов, включая лишь процессы освоения сырьевых ресурсов и получения полупродуктов.

Это можно проиллюстрировать на примере добычи и переработки редкоземельных металлов (РЗМ). На рис. 2 приведено сопоставление физической емкости рынка

Рисунок 2.

Дилемма глубокой переработки (на примере РЗМ). По мере роста добавленной стоимости сужаются рынки реализации продукции.

РМЗ и его стоимостной оценки в зависимости от стадии (глубины) переработки. Видно, что узость спроса на чистые и сверхчистые РМЗ с лихвой компенсируется их продажными ценами, что поддерживает наши предположения об экономической целесообразности удлинения производственных цепочек.

Однако переработка - это только один фрагмент общей сети создания социальной ценности, формируемой углублением степени переработки ресурса. Надо добавить поставки оборудования, тренинг персонала, рост социального капитала, выгоды от использования налоговых поступлений. В России при ее колоссальном потенциале добыча не сопровождается адекватной глубиной переработки. В результате, экспортируя сырье или первые переделы цепочек переработки, Россия вынуждена в массовом порядке закупать готовые продукты, чтобы покрывать внутренний спрос. Чтобы приблизить предложение товаров к внутренней структуре спроса, необходима действенная помощь государства. Отсюда вытекает важнейшая особенность реализации того подхода, который мы здесь обсуждаем - это не только формирование цепочек, не только и не столько поддержка крупных игроков, но и в значительной степени действенные шаги по формированию внутреннего спроса через различные инструменты фискальной, научно -технологической, структурной, транспортной политики.

Инвестиционный импульс: крупные комплементарные проекты развития Азиатской России

Наши предложения в целом укладываются в готовящиеся материалы для обоснования «Концепции стратегии комплексного освоения и развития территорий Азиатской России», а также двух других, ее дополняющих и носящих функциональный характер - это «Концепция территориальной инвестиционной политики» и «Концепция расширения и развития транспортной сети в рамках Азиатской России». Предусматривается развитие в рамках трех основных сценариев: инерционного, умеренно - оптимистического и прорывного (последний предполагает значительную степень успеха в реализации наших предложений), обсуждается структурная политика, перспективы опорных секторов и территорий, разрабатываются меры и механизмы реализации.

Но главным средством, которое может «вдохнуть жизнь» в экономику территорий азиатской России, является эшелонированная реализация ряда взаимосвязанных и взаимодополняющих крупных инновационных проектов - «большой инвестиционный импульс» или просто инвестиционный импульс. Этот термин является нашим авторским переводом английского термина. В основе теоретического обоснования подхода лежит концепция «большого толчка» (big push). В свою очередь, концепция инвестиционного импульса является результатом продуктивного синтеза двух других теоретических концепций - «порочного круга нищеты» и «самоподдерживающегося роста» [4], предложенных рядом зарубежных исследователей для анализа возможностей развития развивающихся стран [5-10].

Основная идея инвестиционного импульса состоит в том, что в экономику следует вложить большой объем хорошо распределенных инвестиций, чтобы размер рынка увеличивался и приводил к более высокому уровню производительности, увеличению отдачи от масштаба и, в конечном итоге, развитию страны. Это предполагает выполнение одного важнейшего условия: между секторами экономики, получающими крупные инвестиции от государства, должна существовать взаимодополняемость. Нужны не инвестиционные толчки в отдельных секторах, а взаимные усилия всех секторов, повышающие положительный эффект межсекторального «перелива». Именно такая система взаимодополняющих секторов создает сильный импульс к росту. Поэтому требуется не реализация отдельных государственных проектов, а всесторонняя стратегия, нацеленная на развитие взаимодополняемости между экономическими секторами и проектами.

И конечно, такая инвестиционная политика государства вряд ли будет успешной без поддержки и содействия частного сектора. Воздействие «большого толчка» на рынок будет наиболее ощутимо в секторах, где инвестиции подстегнут рост производства и развитие инфраструктуры - в транспортном секторе (особенно порты, железнодорожные сети), металлургии, производстве строительных материалов и т.д., а также в сферах развития человеческого капитала - образовании и здравоохранении.

Инвестиционный импульс азиатской экономике призваны обеспечить выбранные нами пять крупных пилотных структурно - определяющих проектов: «Металлургия Плюс», Южно - Сибирская конурбация, «Уголь плюс», «УВС - углеводороды, нефтегазохимия» и «Лес и лесное хозяйство». 1. «Металлургия Плюс».

Проект «Металлургия Плюс» фактически является развитием стратегии по созданию Дальневосточного металлургического кластера, что обусловлено современной экономической и промышленной политикой России. Этот кластер позволит стабильно и надежно контролировать источники топлива и сырья в отрасли, а также внутренний и внешний рынки металла в регионе. По мере своего развития он обеспечит минерально - сырьевую и экономическую безопасность не только удаленного от центра Дальнего Востока, но и в целом национальную безопасность и обороноспособность страны. Вновь создаваемый пятый региональный металлургический кластер позволит:

■ сократить технологическую отсталость черной металлургии России за счет активного и эффективного использования инновационных технологий;

■ приблизить экспортируемую металлопродукцию к дальневосточным морским портам, сократив транспортные издержки;

■ эффективно использовать избыточные в регионе энергоресурсы;

■ улучшить демографическую ситуацию, создать новые рабочие места, что укрепит экономический потенциал региона.

При этом место размещения металлургического предприятия не будет иметь определяющего значения. Роль и значение железорудных ресурсов Южной Якутии в формировании Дальневосточного металлургического кластера определяются локальным размещением больших запасов угля и высококачественных железных руд, концентрацией горнорудного производства, отличающегося большими масштабами и высокой степенью подготовленности их к промышленному освоению.

На Дальнем Востоке в Еврейской автономной области группа компаний «Петропавловск» начала строить металлургический комбинат, рудно - сырьевой базой которого будут местные Кимкано -Сутарский, Гаринский и Олекминский ГОКи. Вместе с действующим и модернизируемым ОАО «Амурметалл» и вновь создаваемым Южно -Якутским ГМК они сформируют новый, пятый в стране Дальневосточный металлургический кластер. Ведущую роль в нем будет играть Южно - Якутский ГМК, так как на его долю будет приходиться 68,2% добычи руды и 66,4% производства концентрата. Между тем Амурская область за счет создания железорудной и металлургической промышленности из дотационного субъекта станет донором, а по объемам получаемой прибыли железорудное производство обойдет золотодобывающую отрасль, занимающую второе место в стране.

На базе трех месторождений в ЕАО будет создаваться Приамурский горно - металлургический комплекс, а в Якутии владелец лицензии на четырех железорудных месторождениях ЕВРАЗ начинает освоение Таежного месторождения. Продукция ГОКа Таежный на начальном этапе в виде сухого железорудного концентрата будет поставляться на сибирские металлургические комбинаты (г. Новокузнецк).

Инвестируя в развитие черной металлургии на востоке страны, ЕВРАЗ решает главную стратегическую цель: получает перспективу для развития за счет использования огромных запасов железной руды Южной Якутии, в первую очередь - крупнейшего на азиатском континенте Чаро -Токкинского железорудного региона. Кроме того, получив преференции, обойдет ММК и Мечел своих традиционных конкурентов на азиатском рынке черных металлов.

Все это требует пересмотра ранее сложившихся стереотипов по устранению проблемы. Вопросы освоения железорудных ресурсов региона ранее наряду с угольными месторождениями связывались исключительно с созданием в Южной Якутии крупномасштабной черной металлургии по классической коксодоменной технологии выплавки металла. Однако в связи с намечаемыми изменениями в ближайшей перспективе структуры топливно -энергетического баланса региона, обусловленными приходом в район природного газа, возникает задача рассмотрения использования ЖРС в альтернативных технологиях производства металла. Металлурги давно занимаются поиском новых технологий производства металла, способных заменить консервативную и неэкологичную коксодоменную технологию выплавки металла.

Эффективность освоения железорудных месторождений в значительной мере определяется масштабами вновь создаваемого горнорудного предприятия и объемом добычи железной руды, зависящим от потребности в ЖРС. Следует отметить, что на базе месторождений Южно -Алданского железорудного района невозможно создание крупномасштабной черной металлургии, поскольку освоение даже двух

наиболее крупных месторождений района - Таежного и Десовского - позволяет производить только 5 млнт железорудного концентрата, из которого можно выплавить 2,5 млн т чугуна.

2. Южно-Сибирская конурбация.

Южно - Сибирская конурбация является одним из немногих перспективных пространственных объединений, опирающихся на географическую концентрацию нескольких крупных городских агломераций, и выступает естественной формой эволюции существующих активных связей между центрами юга Сибири, куда входят Новосибирск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул (в какой-то мере Омск и Красноярск). Эти города связывают активные экономические, производственные, научные, образовательные и культурные отношения. Проект формирования и развития Южно - Сибирской конурбации предполагает интеграцию пространства вокруг городских центров юга Сибири на основе развития скоростного транспорта, устранения инфраструктурных и институциональных барьеров мобильности, факторов и результатов экономической и социальной активности, создания преференциальных режимов для бизнеса и инновационной деятельности на данной территории, а также государственной поддержки проектов межрегионального и межмуниципального взаимодействия. Южно -Сибирская конурбация рассматривается как «драйвер» социально - экономического развития, способствующий сокращению социально - экономических и пространственных диспропорций развития Азиатской части и Российской Федерации в целом.

Программа развития скоростного движения предусматривает формирование сети железных дорог, позволяющих передвижение со скоростью 250 км/ч. Проект также предполагает развитие инфраструктуры транспорта и связи, гарантирующей мобильность и активное взаимодействие внутри всей территории конурбации. В результате вокруг Новосибирска в зоне двухчасовой доступности формируется интегрированное пространственное объединение, включающее городские агломерации, малые города и сельские населенные пункты с населением более 5 млн чел.

Развитие транспорта «сжимает» пространство, снижает транспортные издержки взаимодействия, увеличивает мобильность населения и бизнеса, создает возможности формирования крупного общего рынка труда, товаров и услуг и, как следствие, дает использование выгод масштаба агломерационной экономики. Однако наряду с физическими барьерами пространства существуют институциональные ограничения, которые сдерживают межрегиональное и межмуниципальное взаимодействие. Их источниками являются дефекты законодательства и существующая система общественных финансов.

3. «Уголь Плюс».

Проект «Уголь Плюс» разрабатывается для анализа возможных ответов на складывающиеся в мире и в России риски для угольной промышленности и особенно регионов ее локализации. Эти риски связаны с набирающей силу декарбонизацией экономики и всей жизни, в особенности в развитых странах Европы и Северной Америки, которые все более отчетливо акцентируются на инвестициях в возобновляемые источники энергии. Среди стран - экспортеров угля растет конкуренция за рынки Азии, которая тоже инвестирует в ВИЭ, но пока не в состоянии отказаться от угля. Снижение мирового спроса на уголь оборачивается стратегической угрозой для российских регионов, экономика которых базируется на угледобыче. Можно ожидать и роста конкуренции между российскими угледобывающими регионами

за выход на внешние рынки в связи с ожидаемым роста добычи в северной части российской Азии - в Якутии и на Таймыре. Обширные запасы угля имеются также и на юге Дальнего Востока.

Существует запрос на пересмотр государственной политики в отношении традиционных угольных территорий страны, что, естественно, должно сопровождаться соответствующей корректировкой моделей развития самих ресурсных регионов и созданием работоспособных механизмов реализации их стратегических ориентиров. Рост добычи на разных этапах опирался на поддержку государства, прямую и косвенную, которую в настоящее время также следует переоценить и направить на развитие других сфер хозяйства старых регионов - производителей угля для компенсации потерь от прогнозируемой стагнации или даже сокращения добычи. Так, в настоящее время для Кузбасса рассматривается концепция «Мягкой посадки», предусматривающая переход угольной отрасли из системообразующей и, по крайней мере, претендующей в настоящее время на отрасль -драйвер развития экономики региона, в отрасль стабильного развития.

Развитие новых угольных проектов должно осуществляться на новом технологическом базисе, при этом необходимо проектировать и реализовывать проекты глубокой переработки углей, а также использовать метан угольных месторождений, например, для получения сжиженного газа.

4. «УВС - углеводороды, нефтегазохимия».

У проекта «УВС - углеводороды, нефтегазохимия» есть и другое название - «Нефтегазовый сектор Тюменской области» - указывающее на то, что крупное мероприятие всероссийского значения все же имеет достаточно четкую территориальную локализацию: юг Тюменской области и Ханты-Мансийский автономный округ. Задачами данного проекта являются оценка направлений кооперации и взаимодействия двух пилотных регионов, выбор рациональной структуры перерабатывающих (нефтегазохимических) производств и оценка выгод от реализации проектов создания нефтегазохимических производств для различных участников - общества в целом, регионов и бизнеса.

5. «Лес и лесное хозяйство».

Проект «Лес и лесное хозяйство» преследует ряд задач, которые касаются как самого лесного комплекса посредством рационализации лесопользования, углубления переработки древесного сырья, производства современных материалов и конструкций для строительства, так и экологических задач декарбонизации экономики и окружающей среды. Важны также и задачи рекреации, поддержания общественного здоровья, развития туризма.

Несмотря на тот факт, что Россия обладает пятой частью всех мировых массивов леса, она не является ни крупнейшим поставщиком лесных ресурсов, ни страной, экономика которой существенно зависит от лесопромышленного комплекса и лесопользования. На фоне постоянного роста лесозаготовок, а также вывоза леса за рубеж, доходы от этой деятельности не достаются ни государству, ни населению. В результате значительно увеличиваются потери лесов, особенно в азиатской России, страдает и лесопользование. Другая проблема состоит в том, что государственная лесная политика «пропустила» тренд декарбонизации за счет поглощающей способности лесов.

В рамках реализации проекта мы исходим их того, что необходима институциональная модернизация отрасли, направленная, прежде всего, на рационализацию

лесозаготовок, изъятие большей части рентных доходов лесной отрасли в бюджет и последующее их перераспределение (по аналогии с нефтегазовой отраслью). Параллельно мы ставим вопрос о том, что финансирование лесопользования можно существенно увеличить за счет структурных маневров в экономике, например, в рамках национальных проектов, привлекая средства из секторов металлургии, нефтегазовой промышленности и угледобычи.

Возможные препятствия и шаги по их преодолению

Что может помешать реализации планов по формированию и претворению в жизнь рациональной территориальной политики для обеспечения связности территорий азиатской России и ускорения развития ее экономики?

Основное - это доминирование корпоративного и отраслевого «начала» при принятии решений, отсутствие видения и подходов к формированию и развитию цепочек создания ценности/стоимости. Как правило, многие документы, которые предлагаются для реализации, являются сводкой тех разработок, которые сделаны на уровне корпоративного звена. Это важно, но недостаточно, потому как не рассматривается вся совокупность условий и факторов создания социальной ценности. Среди причин - то, что связано с природными ресурсами. Другой причиной, как это ни парадоксально, является колоссальная роль природно -ресурсного сектора в решении финансово - бюджетных и внешнеполитических проблем страны и в особенности ее восточной части. Добыча полезных ископаемых в России почти в 8 раз производительнее, чем любой другой вид экономической деятельности: даже чисто экономически очень трудно решиться на структурные маневры, перераспределяя производственные ресурсы из добывающего сектора в перерабатывающий.

Однако пойти на это необходимо - как раз в рамках формирования цепочек стоимости (ценности), поскольку этим процессом можно и нужно управлять. Необходимыми мерами в этой сфере мы считаем, во-первых, регулирование фискальной нагрузки, причем желательно с учетом индивидуальных особенностей регулируемых структур; во-вторых, целевое субсидирование; в-третьих, согласованную, зачастую принудительную локализацию,т.е. принуждение к закупкам оборудования и других необходимых ресурсов внутри страны, внутри территорий азиатской России (индуцирование спроса на внутреннем рынке). Локализацию закупок инвестиционных товаров на основе формирования производственных цепочек инвестиционных товаров нельзя отдавать на откуп только рыночным силам, которые действуют в рамках текущей конъюнктуры и не учитывают стратегические приоритеты. Если мы посмотрим показатели локализации по закупкам основного капитала, то в целом они выглядят неплохо. Но при более детальном анализе структуры основных фондов оказывается, что во многом удовлетворительные цифры локализации объясняются пассивной частью капитала, «наполняемой» фундаментами, зданиями, сооружениями, трубами и другими видами низкотехнологичного оборудования. Высокотехнологичное оборудование и хайтек - до сих пор импорт, и здесь ситуация не дает оснований для оптимизма. В то же время в странах - лидерах по технологическому уровню добычи ресурсов (таких, как Норвегия и Канада) степень локализации по поставкам высокотехнологичной продукции доходит до 75%, что достигается не только за счет использования рыночных сил, но и на основе специальных мер политики. Подчеркнем следующие из них:

■ достройка и опережающее развитие каркаса современной транспортной инфраструктуры;

■ реализация мер поддержки проектов и программ, ориентированных на кооперационные связи и взаимодействие компаний (включая и компании, расположенные в разных регионах) с целью производства современной наукоемкой продукции;

■ создание экономических макрорегионов, объединяющих территориально близко расположенные регионы и имеющих предпосылки формирования и развития кооперационных связей по выпуску конкурентоспособной и современной технологически сложной продукции;

■ переориентация бюджетной системы от межбюджетных трансфертов на стимулирование экономического развития экономики регионов в отмеченных выше направлениях.

Заключение

В заключение хотелось бы расставить некоторые акценты. Мы выделяем особую роль и значение знаний и навыков, имеющих локальный (специализированный) характер, что означает усиление роли и значимости человеческого капитала -людей с их знаниями и навыками работы и понимания конкретных условий. Далее необходим повсеместный отход отунитарной модели реализации проектов. Кооперация, интеграция, сотрудничество и партнерство - ключевые черты и особенности новой модели. Требуется также перейти к гражданско - правовой модели взаимоотношений по линии «государство - недропользователь» - иначе говоря, к контрактной модели таких отношений. Другая важная черта предлагаемой парадигмы регулирования и развития - ориентация не только и не столько на показатели финансовой доходности и выплаты дивидендов, сколько на «социально - экономическую отдачу» проектов, их социально - экономические выгоды. Очень важно также вовлекать местные сообщества не только в обсуждение, но и в процесс реализации различных сторон реализации проектов.

Библиографический список

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 207-р от 13 февраля 2019 г.). - М., 2019.

2. Seliverstov V.E., Melnikova L.V., Kolomak E.A., Kryukov V.A., Suslov V.l., Suslov N.I. Spatial Development Strategy of Russia: Expectations and Realities. - DOI: 10.1134/S2079970519020114// Regional Research of Russia. - 2019. - Vol. 9, Is. 2. - P. 155-163.

3. Коломак Е.А., Крюков В.А., Мельникова Л.В., Селиверстов В.Е., Суслов В.И., Суслов Н.И. Стратегия пространственного развития России: ожидания и реалии. - DOI: 10.15372/REG20180212//Регион: экономика и социология. - 2018. - № 2. - С. 264-287. RSCI, ВАК.

4. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: Норма, 2008. - 639 с.

5. Rosenstein-Rodan P.N. Problems of Industrialisation of Eastern and South-Eastern Europe // The Economic Journal, 1943. - Vol. 53, No. 210/211. - P. 202-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nurkse R. Equilibrium and Growth in the World Economy// Cambridge, 1961.

7. Leibenstein H. Economic Backwardness and Economic Growth. Studies in the Theory of Economic Development// New York,1957. - P. 132-134.

8. Hirschman A.O. The Strategy of Economic Development // New Haven: Yale University Press, 1958.

9. Singer H.W. International Development Growth and Change // New York: McGraw-Hill, 1964. - P. 295.

10. Rosenstein-Rodan P.N. Notes on the Theory of the 'Big Push'. Economic Development for Latin America. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-349-08449-4 International Economic Association, 1961. - P. 57-81.

References

1. Strategija prostranstvennogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 207-r ot 13 fevralja 2019 g.). - M., 2019.

2. Seliverstov V.E., Melnikova L.V., Kolomak E.A., Kryukov V.A., Suslov V.I., Suslov N.I. Spatial Development Strategy of Russia: Expectations and Realities. - DOI: 10.1134/S2079970519020114// Regional Research of Russia. - 2019. - Vol. 9, Is. 2. - P. 155-163.

3. Kolomak E.A., Krjukov V.A, Mel'nikova L. V., Seliverstov V.E., Suslov V.I., Suslov N.I. Strategija prostranstvennogo razvitija Rossii: ozhidanija i realii. - DOI: 10.15372/REG20180212 // Region: jekonomika i sociologija. -2018. - № 2. - S. 264-287. RSCI, VAK.

4. Nureev R.M. Jekonomika razvitija: modeli stanovlenija rynochnoj jekonomiki. M.: Norma, 2008. - 639 s.

5. Rosenstein-Rodan P.N. Problems of Industrialisation of Eastern and South-Eastern Europe // The Economic Journal, 1943. - Vol. 53, No. 210/211. - P 202-211.

6. Nurkse R. Equilibrium and Growth in the World Economy// Cambridge, 1961.

7. Leibenstein H. Economic Backwardness and Economic Growth. Studies in the Theory of Economic Development// New York,1957. - P. 132-134.

8. Hirschman A.O. The Strategy of Economic Development // New Haven: Yale University Press, 1958.

9. Singer H.W. International Development Growth and Change//New York: McGraw-Hill, 1964. - P. 295.

10. Rosenstein-Rodan P.N. Notes on the Theory of the 'Big Push'. Economic Development for Latin America. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1 -349-08449-4 International Economic Association, 1961. - P. 57-81.

Контактная информация / Contact Information

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН 630090, Новосибирск, пр. Ак. Лаврентьева, 17.

Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences 630090, Novosibirsk, Academician Lavrentyev Avenue, 17. Крюков Валерий Анатольевич / ValeriyA. Kryukov kryukov@ieie.nsc.ru

Суслов Никита Иванович / Nikita I. Suslov nsus@ieie.nsc.ru

Ягольницер Мирон Аркадьевич / Miron A. Yagolnitser miron@ieie.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.