СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ЭКОНОМИКА СССР В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
МЕРЫ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СССР
В декабре 1940 г. Гитлер подписал план войны против СССР, названный планом «Барбаросса». Конечную цель агрессии Гитлер определил как уничтожение жизненных сил России и невозможность возрождения никаких политических образований. Для достижения поставленной цели предстояло нанести мощный и быстрый удар по основным силам Красной Армии, стремительно продвинуться в глубь Советского Союза и занять главные политические и экономические центры в кратчайшие сроки. Что давало Германии основание для столь самонадеянных планов?
Внешнеполитическая агрессивность заставила Германию полностью перестроить свою промышленность на военный лад. Она резко расширила производство вооружений и боевой техники. Укрепила и значительно увеличила свои вооруженные силы. При этом ставка делалась не на количественные, а на качественные показатели. Фашистские военные подразделения укомплектовывались и оснащались современным вооружением. В ходе оккупации ряда европейских стран немецкие дивизии получили ценный опыт ведения современного боя. К тому же поставленная под контроль экономика покоренных стран позволила Германии значительно увеличить свой военно-экономичес-кий потенциал. Личный состав армии вермахта отличался хорошей профессиональной подготовкой, дисциплинированностью, упорством в достижении поставленных боевых задач, был хорошо обработан мощной пропагандистской машиной нацистского государства.
Исход советско-финляндской войны окончательно убедил германское командование в слабости Красной Армии. Генералы вермахта считали: «Русские вооруженные силы представляют собой глиняный колосс без головы. У них нет хороших полководцев. Потребуется по меньшей мере два года для приведения Красной Армии в боеспособное состояние» [1]. Началась активная подготовка со стороны Германии к войне с СССР.
Насколько Советский Союз был готов к отражению фашистской агрессии? В целом наша страна обладала достаточными ресурсами для отражения вражеской агрессии: обширные территории, богатые полезными ископаемыми; трудолюбивое и патриотически настроенное население; жесткая централизация в политике и экономике. В результате проведения форсированной индустриализации СССР стал обладателем мощной промышленности. Изменился качественный уровень советской экономики. В ней появились новые отрасли промышленности - тяжелое машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, подшипниковая и др. Без них невозможно наладить производство современной боевой техники, повысить образовательный и культурно-технический уровень населения, способного эффективно овладеть и управлять современным оборудованием и боевыми машинами. За предвоенные пятилетки в разных экономических районах и союзных республиках были построены тысячи новых промышленных предприятий. Опережающими темпами развивалось машиностроение. В годы третьей пятилетки упор на индустриальное строительство делался в восточных районах страны. Здесь возникли уголь-
но-металлургическая (Урало-Кузбасский комбинат) и нефтяная (Предуралье) базы, а также военно-промышленные базы (Урало-Сибирская и Дальневосточная). С конца 1930-х гг. началось строительство предприятий-дублеров в восточных регионах страны на случай войны и выхода из строя предприятий европейской части. Однако эта работа была еще далеко не закончена. Активное строительство крупных заводов продолжалось в Центральном, Северо-Западном и Южном промышленных районах. Приоритет в территориальном размещении отдавался не геостратегическим требованиям, а наличию развитой инфраструктуры. И.В. Сталин игнорировал настойчивые предупреждения маршала Б.М. Шапошникова о необходимости передислокации важнейших оборонных производств в районы, недосягаемые для предполагаемого врага [2]. Вместо этого, согласно постановлениям СНК и ЦК ВКП (б) от 31 марта и 19 июня 1941 г., продолжалось строительство крупных заводов артиллерийского и авиационного вооружения в юго-западных районах страны, в пригородах Киева, в городах Купянск, Артемовск, Шостка и т.д. [3]. К 1941 г. Германия превосходила СССР по производству угля в 2,3 раза, стали в 2,5 раза, чугуна и проката черных металлов в 1,2 раза. СССР превосходил Германию по добыче нефти в 5,2 раза, производству бензина - в 2,9 раза, автомобилей грузовых - в 2 раза [4].
В годы третьей пятилетки оборонная промышленность развивалась более высокими темпами, чем вся промышленность СССР. Об этом красноречиво свидетельствуют темпы прироста. Среднегодовой темп прироста продукции оборонной промышленности составлял 39% за период с 1938 по 1940 гг., в то время как среднегодовой темп прироста валовой продукции всей промышленности составил 13% за тот же период времени. Заметно увеличились бюджетные ассигнования на военные нужды. Если в годы первой пятилетки военные расходы составляли 3-7% государственного бюджета, в годы второй пятилетки - 13%, то в 1939 г. -27%, в 1940 г. - 33%, в 1941 - 43% [5]. Увеличение расходов на содержание армии, рост капиталовложений в отрасли оборонной промышленности резко снизили производство предметов потребления, что привело к обострению товарного дефицита и инфляции.
Нельзя не коснуться источников финансирования обеих стран. Германия финансировала переход своего народного хозяйства на военные рельсы за счет внутренних и внешних кредитов. Ее вне-
шний долг вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1936 г. [6]. СССР не располагал внешними кредитами. Ему приходилось маневрировать внутренними ресурсами, сохраняя баланс государственного бюджета. За счет строгой экономии и перераспределения денежных ресурсов СССР удалось увеличить расходы на нужды обороны. Основной прирост промышленной продукции в 1939 г. давали наркоматы оборонной промышленности. Если валовой продукт промышленности в среднем вырос на 15%, то наркоматы оборонной промышленности дали 47%. Продукция пищевой промышленности выросла только на 8,8%, план по производству предметов потребления почти повсеместно не был выполнен. В 1940 г. прирост промышленной продукции был еще ниже и составил 11 %, за исключением отраслей оборонной промышленности, где прирост продукции составил 38%. По производству предметов потребления план вновь не был выполнен. Показатели развития сельского хозяйства в третьей пятилетке также были невысокими. Урожаи оставались низкими. Рост поголовья скота в животноводстве был сведен на «нет» его массовым забоем, вследствие недостатка кормов [7]. В итоге - рыночные фонды основных промышленных товаров в расчете надушу населения уменьшились в 1940 г., по сравнению с 1937 г., на 6% [8].Товарный и продовольственный голод были частью социально-экономического кризиса, вызванного ростом военных расходов, массовыми репрессиями и военными действиями осени 1939 г. - весны 1940 г. Все эти явления стали причиной введения карточек. Для достижения оперативного и четкого руководства всей работой в 1939 г. наркомат оборонной промышленности был разделен на четыре самостоятельных наркомата: авиационной промышленности, судостроительной, вооружения и боеприпасов.
Быстрыми темпами наращивалось производство военной техники. Главное внимание уделялось повышению качества конструкторских разработок. Было создано несколько проектных организаций и КБ, конкурирующих между собой. На выпуск военной продукции переключались предприятия невоенных отраслей. Большое внимание уделялось развитию авиации. В СССР к этому времени уже сложилась школа цельнометаллического самолетостроения на базе ЦАГИ, достигшего выдающихся рекордов скорости, высоты и дальности полетов. Оставалось воплотить накопленный опыт и результаты исследований в производстве нового поколения боевых самолетов. Начался массовый выпуск новых типов боевых скоростных истребителей,
штурмовиков и бомбардировщиков. В ведение наркомата авиации перешло более 60 заводов гражданской промышленности, переориентированных на выпуск самолетов, что позволило повысить мощность самолетостроения в 1,5 раза. Завершилось конструирование первых образцов реактивных установок. Принимались меры для наращивания производства тяжелых и средних танков. За 1940 г. советское танкостроение увеличило суммарный выпуск танков более чем в 4 раза. Основные танковые конструкторские центры располагались в Ленинграде и Харькове. Отечественное судостроение спешно переориентировалось на выпуск легких надводных кораблей и подводных лодок. В области артиллерии и стрелкового оружия СССР имел прочную базу и старые традиции, поэтому эта техника не только не уступала немецкой, но и превосходила ее. На этом поприще трудились конструкторы двух заводов - Кировского в г. Ленинграде и Сормовского в г. Горьком.
В таких условиях большое внимание уделялось накоплению государственных ресурсов и мобилизационных запасов. Школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища ежегодно готовили до 1 млн молодых рабочих. После окончания специальных учебных заведений они централизованно распределялись на работу, что напоминало полувоенную мобилизацию. На предприятиях оборонной промышленности ужесточалась производственная дисциплина. В соответствии с постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле» (декабрь 1938 г.) резко усилились дисциплинарные наказания по отношению к лодырям и прогульщикам и в то же время повысились пособия по временной нетрудоспособности и пенсии с учетом непрерывного трудового стажа работы.
По мере расширения военных действий в Европе происходит дальнейшее ужесточение производственной дисциплины на предприятиях и усиление милитаризации труда. 26 июня 1940 г. Верховный Совет СССР принял закон «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». При прежней заработной плате занятость трудящегося увеличилась на 33 ч в месяц. Резко ужесточились все виды наказаний: самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением сроком от 2 до 4 месяцев, прогул без уважительной причи-
ны - исправительными работами на срок до шести месяцев с удержанием до 25% заработной платы. Инженеров, техников, мастеров, квалифицированных рабочих могли перераспределять между предприятиями в зависимости от производственной необходимости без учета их согласия. Многие инициативные и принципиальные работники подверглись репрессиям. Они продолжали трудиться и создавать современные образцы военной техники в закрытых, полутюремных конструкторских бюро, именуемых в народе «шарашками».
Немало работников поглотила армия. С начала второй мировой войны был проведен ряд крупных мероприятий по укреплению вооруженных сил: росла их численность, совершенствовалась структура, изменялись принципы комплектования. Ограниченность финансовых средств и материальных ресурсов не позволяла содержать многочисленную кадровую армию. До конца 1930-х гг. РККА строилась по смешанной системе. Ядро армии составляли кадровые дивизии, а остальные являлись территориальными, т.е. формировались из мужчин, призывающихся на сборы. Для придания армейским частям большей боеготовности в сентябре 1939 г. был принят закон «О всеобщей воинской обязанности», закрепивший кадровый принцип построения армии, снизивший призывной возраст и увеличивший срок военной службы. С начала 1939 по июнь 1941 г. численность Красной Армии возросла с 1,6 млн до 5,4 млн человек. С 1940 г. в Красной Армии появляются новые звания для высшего комсостава - генеральские и адмиральские. Полным ходом шло формирование 9 механизированных корпусов - главной ударной силы сухопутных войск СССР.
Однако, несмотря на все принятые меры, необходимые масштабы производства современного вооружения и подготовки вооруженных сил не были достигнуты. По количественным показателям СССР почти не уступал Германии и ее союзникам, а по производству танков и самолетов даже превосходил. Необходимо учитывать качество подготовки и мастерство летчиков, танкистов и других военных специалистов, а также оснащенность вооруженных сил современной боевой техникой. К началу войны Красная Армия получила 2,7 тысячи новейших самолетов, что составляло 17% всего летного парка. 83% приходилось на самолеты устаревших типов. Аналогичная ситуация наблюдалась и в танковых частях. Из 20 тыс. танков, имевшихся в армии, современные боевые машины составляли примерно 2 тыс., или 10%. Подсту-
пившая война застала оборонную промышленность в стадии технологического перевооружения. Новых бомбардировщиков было выпущено 2 единицы, истребителей - 20, танков Т-34 -115 единиц вместо 600 по плану, поэтому танковый и самолетный парк Красной Армии на 85% состоял из машин устаревших типов. Для полного завершения переоснащения Военно-Воздушных Сил требовалось около 1,5-2 лет. К началу войны СССР завершил испытания и начал налаживать серийное производство новых самолетов, пушек и стрелкового оружия. Но заметно увеличить их выпуск и начать массовое перевооружение армейских частей не удалось из-за недостатка металла, электроэнергии, специального оборудования и дефицита времени.
Непоправимый урон боеспособности армии нанесли репрессии командного состава. Из 733 человек высшего командно-политического состава Вооруженных Сил (от комбрига до маршала) погибло 579. В начале 1939 г. около 85% командиров были моложе 35 лет и не имели практического боевого опыта. К 1941 г. около 75% командиров и 70% политработников находились на своих должностях менее года, только 7% имели высшее военное образование, а 37% не прошли даже полного курса в средних военно-учебных заведениях. Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер в мае 1941 г. записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох (производит жалкое впечатление), гораздо хуже, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, чтобы офицерский корпус достиг прежнего уровня» [9].
Основными причинами неудач Красной Армии в начальный период войны стали преступные «чистки» вооруженных сил; ошибки:
• в разработке военной доктрины, оперативно-стратегического плана обороны и мобилизационного развертывания советских вооруженных сил;
• в оценке характера начального этапа войны;
• в определении направления главного удара;
• в размещении оборонного комплекса и сосредоточении военной техники у западных рубежей страны.
ПЕРЕВОД ЭКОНОМИКИ НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ
22 июня 1941 г. Германия начала военные действия против СССР. Вместе с нею в борьбе против советского государства участвовали Венгрия, Ита-
лия, Румыния и Финляндия. Фашистский блок, вторгнувшийся на территорию нашей страны, насчитывал 5,5 млн человек, 5 тыс. боевых самолетов, около 4 тыс. танков, 47 тыс. орудий и минометов [10]. Стратегический удар был нанесен в трех направлениях: Москвы, Ленинграда и Киева. Немецкое командование было настроено на «блицкриг» - молниеносную войну.
В тот же день с правительственным сообщением по радио выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов. Ко всем верующим обратился митрополит Сергий. Для руководства вооруженной борьбой была создана Ставка Главного командования, преобразованная в Ставку Верховного командования. Была объявлена мобилизация военнообязанных, началась запись в народное ополчение и истребительные батальоны. 29 июня 1941 г. ВКП (б) и СНК СССР подготовили программу организации борьбы с фашистским агрессором, которая была изложена в директиве к партийным и советским органам прифронтовых областей. В кратчайшие сроки предстояло перевести народное хозяйство на военный лад, увеличить производство оружия и боеприпасов, обеспечить быстрое продвижение воинских эшелонов, охрану предприятий, электростанций, средств связи и т.д. При вынужденном отходе частей Красной Армии следовало эвакуировать или уничтожать все ценное -заводы, станки, оборудование и т.п. Во временно оккупированных врагом районах должны были создаваться партизанские отряды, подпольные партийные и комсомольские организации [11].
К концу 1941 г. Германия оккупировала обширные территории Советского Союза, на которых до войны проживало около 40% населения; находилось 47% посевных площадей; производилось более 30% всей промышленной продукции, свыше 40% электроэнергии, 84% сахара; добывалось 67% угля; выплавлялось 68% чугуна и 58% стали [12]. Более тяжелой была утрата электростанций, угольных шахт, металлургических заводов, выплавлявших высококачественные марки стали, необходимые для военного производства. В руки врага попало большое количество несжатых хлебов. Все это еще более увеличило экономическую мощь Германии. Соответственно для советской страны это были самые тяжелые месяцы для вооруженных сил и экономики. Промышленное производство сократилось более чем в 2 раза, производство высококачественного металла - в 4 раза. Оккупация вермахтом важнейших промышленных районов заметно сократила экономическую базу оборонного произ-
водства. В 1942 - 1944 гг. по отношению к довоенному уровню добыча железной руды составила всего 32-38%, выплавка чугуна - 32 - 49%, выпуск металлорежущих станков - 39-58%, производство стройматериалов - 26 - 35% и т.д. [13]. В первые месяцы войны Красная Армия понесла огромные потери в боевой технике: из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года было утрачено 20,5 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов потери составляли 17,9 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - более 100 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 5,5 млн [14]. Восполнить потери надлежало в кратчайший срок. В такое критическое время напряжение всех сил общества и возможности мобилизационной экономики дали неожиданный для агрессора результат.
Перевод народного хозяйства на нужды фронта проходил под строгим контролем Государственного комитета обороны (ГКО). По поручению ГКО специальная комиссия во главе с председателем Госплана СССР H.A. Вознесенским в короткие сроки разработала военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. План предусматривал широкое использование экономического потенциала Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии для производства всех видов вооружений и боеприпасов, интенсивное развитие сельского хозяйства в восточных районах страны. Начавшаяся война потребовала коренной структурной перестройки всей экономики страны. Невиданное расширение военного производства и обеспечение действующей армии всем необходимым потребовало всеобъемлющей мобилизации людских, материальных, сырьевых, финансовых и научно-технических ресурсов. Четкая и продуманная работа осуществлялась по четырем основным направлениям.
Главной хозяйственной задачей первого года войны стала эвакуация из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей. В первые дни войны в зоне боевых действий и прифронтовых районах оказалось свыше 80% общего числа предприятий оборонной промышленности, в том числе 94% авиационных заводов и более 80% заводов наркомата вооружения. Потребовались огромные усилия для эвакуации этих предприятий в условиях военного времени. Вся работа координировалась и направлялась специально созданным уже 24 июня 1941 г. Советом по эвакуации под председательством Н. М. Шверника. В постановлениях ЦК КПСС от 27 июня 1941 г. «О порядке вывоза и размещения люд-
ских контингентов и ценного имущества» и от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» были даны конкретные указания по всем вопросам. Всего в действие вступило 128 эвакуационных центров. Эвакуация проходила при массированных бомбардировках советских городов, сел и железных дорог. Всего за лето и осень 1941 г. было вывезено в тыловые районы 10 млн человек и 1523 промышленных предприятия [15].
Наркоматы ключевых оборонных отраслей были подключены к решению проблем эвакуации. Наркомат авиапромышленности вывез 85% своих мощностей, наркомат вооружений 31 предприятие из 32, наркомат танкостроения демонтировал 9 основных заводов по производству танков. Вместе с предприятиями шла эвакуация рабочих и их семей. Местным органам предстояло решать проблемы жилья, питания и снабжения необходимой одеждой в условиях сурового климата. Организованно проведенная эвакуация позволила укрепить тяжелую промышленность и постепенно наладить выпуск танков, самолетов и орудий. Монтаж эвакуированных предприятий осуществлялся в считанные месяцы.
Второй хозяйственной задачей первого года войны стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники. Резко сократилось производство мирной продукции. Центральное место принадлежало кадровым специализированным военным заводам. Нередко по примеру первой мировой войны прибегали к системе коопераций, когда вокруг военного завода создавалась цепь невоенных предприятий-поставщиков и цехов гражданских отраслей промышленности, перепрофилированных на выполнение военных заказов. Предприятия тяжелого машиностроения переходили на производство танков. Крупные центры танм ~ :ч>ения сложились на базе Челябинскоготракторнсм о ¡авода, Сталинградского тракторного завода, Горьковского завода «Красное Сормово». Предприятия сельскохозяйственного машиностроения стали основой минометной промышленности. Азотные и сернокислые комбинаты поставляли сырье для производства пороха. Концентрация усилий всех предприятий, ведущей тенденцией которых стала работа в интересах обороны, позволила постепенно и непрерывно увеличивать мощность военного производства.
Третьей важной задачей в области налаживания военного производства стало ускоренное строительство новых промышленных предприятий, взамен утраченных в первые месяцы войны. Толь-
ко за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены тысячи километров железных и шоссейных дорог [16].
Наконец, четвертым направлением народнохозяйственной программы стало обеспечение промышленных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, которые резко сократились в первые месяцы войны. С первых дней войны миллионы призывников были мобилизованы в действующую армию. Значительная часть людей, не успев эвакуироваться, оказалась на оккупированной врагом территории. В целом численность рабочих и служащих к концу 1941 г. сократилась почти в 2 раза. Чтобы обеспечить полную загрузку оборудования без привлечения дополнительной рабочей силы, пришлось удлинить продолжительность рабочего дня до 11 часов, ввести обязательные сверхурочные работы, отменить отпуска. Это позволило на одну треть повысить нагрузку производственных мощностей. Освободившиеся места на фабриках, заводах, шахтах, полях и фермах заполнялись добровольцами из числа женщин, молодежи и стариков. Приток трудящихся на добровольной основе не снял всю остроту кадровой проблемы, поэтому с февраля 1942 г. была введена плановая мобилизация в промышленность и строительство всего трудоспособного городского населения, начиная с 14-летних подростков. Затем мобилизация была распространена и на сельских жителей. С декабря 1941 г. трудовые коллективы оборонных предприятий переводились на военное положение. Были ужесточены санкции для нарушителей трудовой дисциплины. Самовольный уход с предприятий карался сроком заключения от 5 до 8 лет. Для организации работы на предприятиях всех отраслей промышленности с ноября 1941 г. был введен институт уполномоченных ГКО и парторгов ЦК ВКП (б). Но эта мера себя полностью не оправдала, так как вводила параллелизм в работе с государственными органами и подчас осложняла экономическую ситуацию некомпетентными решениями.
На селе значительно увеличился обязательный минимум трудодней. Его должны были отрабатывать все оставшиеся жители деревни: женщины, старики и подростки с 12 лет. В ноябре 1941 г. на селе были восстановлены политотделы МТС и совхозов. Колхозы и совхозы ценой неимоверного напряжения обеспечивали промышленность сырьем, армию и население - продовольствием. Этому помогала распашка 5 млн га залежной земли в вос-
точных районах и введение карточного снабжения по нормам 400 - 500 г хлеба в день на рабочего и служащего и 300 - 400 г на иждивенца.
Катастрофическая ситуация с первых дней войны сложилась на транспорте. Не очень разветвленная сеть железных дорог СССР призвана была доставлять военные эшелоны на театр военных действий в западном направлении и эвакуировать промышленные предприятия и население в недоступные для врага районы. Для перемещения того и другого требовались десятки поездов. К тому же резко увеличилась продолжительность по времени и по протяженности перевозок военной продукции для действующей армии. В целом перевозки по железным дорогам сократились вдвое в сравнении с довоенным периодом. Заметим, что речь идет о военных перевозках. Во сколько раз сократилось перемещение гражданских грузов, не знает никто. Лишь после 1942 г. наметилось увеличение железнодорожных перевозок. С 1943 г. работники железнодорожного транспорта переводятся на военное положение. Но даже к концу войны пропускная способность железных дорог составляла 76% от довоенной.
В результате мобилизации всех сил и средств страны на разгром врага к концу декабря удалось остановить падение промышленного производства. Суммарный выпуск военной продукции даже превзошел объемы первого полугодия 1941 г. Иная картина наблюдалась в уровне производства базовых отраслей промышленности. Здесь спад удалось преодолеть лишь к середине 1942 г.
ЭКОНОМИКА ЗАХВАЧЕННЫХ ПРОТИВНИКОМ ТЕРРИТОРИЙ СССР
1941 и 1942 гг. были временем максимального продвижения германских войск по территории Советского Союза. В зоне вражеской оккупации оказались пять советских республик, полностью захваченных, и ряд областей европейской части РСФСР. Некоторые территории находились под фашистским игом более двух лет. Война на востоке велась на уничтожение. Цыган и евреев следовало уничтожать немедленно. Представителей славянской расы частично уничтожить, частично онемечить и, перебросив за Уральский хребет, превратить в рабов третьего рейха.
Структурная подготовка функционированием оккупационных органов управления в экономической сфере в Германии начала осуществляться еще до нападения на СССР. Этими вопросами занима-
лись два имперских министерства, возглавляемые Гиммлером и Розенбергом. Ими была разработана строго централизованная система военно-хозяйственной организации восточных областей. В специальных учебных заведениях готовился корпус руководителей управлений для будущих оккупированных территорий. Особое издательство в Гамбурге обслуживало потребности научного центра во-енно-экономических проблем. Так в Германии была создана разветвленная система для экономического руководства завоеванными в будущем территориями. Верховная власть в этой структуре принадлежала Герингу - уполномоченному по четырехлетнему плану. В состав Главного штаба вооруженных сил Германии входил отдел по управлению военной экономикой и снаряжением, на который возлагалась ответственность за организационное руководство военно-экономическими органами на востоке. За осуществление всех экономических мероприятий отвечал Восточный штаб экономического руководства (хозяйственный штаб «Восток»), которым управляли часто сменяющие друг друга генералы. В состав штаба входили генерал-квартирмейстер (начальник тыла), министр экономики, министр продовольствия и снабжения. Кроме этого ведомства, указом Гитлера было учреждено специальное министерство по делам оккупированных областей на востоке (Восточное министерство). Оно возглавлялось А. Розенбергом и являлось высшим органом управления на завоеванных территориях.
Следует отметить, что для оккупационных структур экономического характера кадры подбирались с особой тщательностью. Среди них были опытные офицеры интендантской службы, нередко участники первой мировой войны, чиновники МВД и фашистской организации «Трудовой фронт». Также управлением экономики при Главном штабе привлекались офицеры запаса, ставшие предпринимателями, специалистами в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и торговли.
К победному маршу на восток активно готовились немецкие фирмы и монополии. Так, в марте 1941 г. было создано «Континентальное нефтяное акционерное общество» с целью использования сырой и синтетической нефти. Руководителями акционерного общества стали Фишер от «ИГ Фарбен» и Блессинг, бывший директор Рейхсбанка. Суммарный капитал общества достиг 8 млн рейхсмарок [17]. Также правительством Германии было создано горно-рудное и металлургическое об-
щество с ограниченной ответственностью «Берг унд хюттенверк ГМБХ Ост» (сокращенно БХО). Оно призвано было заниматься добычей, первичной обработкой, продажей и распределением угля и руд, необходимых для производства металла.
С началом войны Германии и СССР на оккупированных землях сразу же заработали органы экономического руководства, которые имели сложную структуру. В зоне боевых действий вопросами экономики занимались специальные отделы при наступающей армии, находящиеся в оперативном подчинении командующему армии и хозяйственного штаба «Восток». Они передвигались вместе с передовыми армейскими частями и решали следующие задачи: делали экономическую характеристику занятого района; выявляли наличие и состояние складов; производили быстрое восстановление и пуск промышленных, транспортных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий; обеспечивали уборку урожая. По мере продвижения фронта экономические вопросы занятых территорий переходили в ведение хозяйственных инспекций, имеющих свои управления. В 1942 г. управления хозяйственных инспекций размещались следующим образом: в Таллине - инспекции группы армий «Север»; в Днепропетровске - инспекции группы армий «Юг»; в Смоленске - инспекции центральной группы армий. Названные инспекции выполняли следующие организационно-хозяйственные функции: обеспечение всем необходимым войск за счет конфискованных и местных запасов; охрана и отправка в тыл имущества для работы промышленности и нужд армии; мобилизация местной рабочей силы для налаживания военного производства; решение проблем местного населения. Работа инспекций строилась по территориальному или отраслевому принципу.
Далее общее и экономическое руководство районом переходило к гражданской администрации. При этом снабжение войск и работу промышленных предприятий контролировала инспекция по снаряжению. В оккупированных областях на востоке действовали три таких инспекции: в Ровно, в Риге и в Варшаве. Оккупированные территории СССР, вошедшие в военно-административную зону, располагались в двух рейхскомиссариатах и одном генерал-губернаторстве. Прибалтика, часть Ленинградской области и часть Белоруссии вошли в рейхскомиссариат «Остланд». Основная территория Украины составила рейхскомиссариат «Украина». Четыре области Западной Украины были включены в состав Польского генерал-губер-
наторства. Территории западнее реки Южный Буг вместе с Молдавией были объединены в «Транс-нистрию» и переданы королевству Румыния. При рейхскомиссариате «Остланд» имелась Главная экономическая палата со следующими отделами: промышленным, ремесленным, торговым, транспортным, банков и страховых обществ. В прифронтовых районах РСФСР все экономические вопросы решали военные комендатуры. В тыловых районах создавались административные округа, уездные и городские управы.
В эксплуатации и расхищении богатств оккупированных территорий не последнее место занимали германские фирмы и монополии. Их сотрудники выступали консультантами и советниками по экономическим вопросам, участвовали в разработке планов по использованию экономического потенциала оккупированных территорий. Например, концерн «ИГ Фарбен» представил список сотрудников, желавших занять руководящие посты на предприятиях по переработке синтетического каучука. К июню 1942 г. концерном Круппа и «Объединением сталелитейных заводов» был подготовлен перечень мероприятий совместно с хозяйственной группой «Юг» по пуску к 1943 г. ряда заводов в Мариуполе, Макеевке, Днепродзержинске, Запорожье по выпуску колючей проволоки и броневого листа [18].
На оккупированной территории директора концернов столкнулись с некоторыми ограничениями. Это было связано с тем, что германские власти советскую собственность объявили «особым имуществом» рейха, которое не передавалось в собственность ни монополиям, ни частным лицам, так как его судьба должна решаться после окончания войны. Оккупированное предприятие можно было получить либо на условиях опекунского управления, либо взять в аренду. Это обстоятельство не остановило предпринимателей. Большим спросом пользовались предприятия каучуковой, металлургической, угледобывающей промышленности, заводы литейного производства и металлообрабатывающей промышленности.
Для более эффективного управления и усиленной эксплуатации экономических возможностей временно занятых территорий директора концернов стали учреждать восточные компании как филиалы акционерных обществ и монополий. Появилось «Центральное торфяное бюро в Ровно», «Немецкое общество лесной и деревообрабатывающей промышленности». Для контроля над нефтяной промышленностью были созданы общества «Ост-
Оль», «Карпатен-Оль», «Балтик-Оль». Главная задача «Общества обеспечения немецких капиталовложений» состояла в финансировании восстановления нефтяной промышленности на Кавказе. Многочисленные государственно-монополистические восточные общества создавались для руководства отдельными отраслями промышленности и отдельными предприятиями. Вопросы продовольственного снабжения координировало созданное по распоряжению Геринга Центральное торговое общество «Восток» (ЦТО). Общество контролировалось лично Розенбергом и являлось государственной монополией по зерну, скоту, молочным продуктам, маслам, жирам, яйцам, складам посевного зерна и имперской группой торговли. ЦТО наделялось правом создавать филиалы, сдавать в аренду предприятия и другие заведения. Основные задачи общества «Восток» состояли в заготовке, перевозке, сбыте сельскохозяйственной продукции; управлении продовольственными предприятиями, снабжении их оборудованием, а всей сельской отрасли - средствами производства. Летом 1943 г. штат сотрудников ЦТО вместе с его дочерними компаниями насчитывал 7 ООО человек (немцев). В этот период общество сотрудничало с 250 немецкими фирмами. Оборот организации со времени ее основания до 31 марта 1944 г. составил 5,6 млрд марок [19].
Следует отметить, что монополии не только выкачивали прибыли, но и затрачивали некоторые средства для развития отраслей, стратегически важных для вермахта. Так, упомянутое уже ЦТО вложило в сельское хозяйство и пищевую промышленность 500 млн рейхсмарок, поставив 6 700 тракторов, 16 000 генераторов, 300 тыс. плугов. Правда, имеются в виду поставки из Германии во все зависимые территории. К тому же трактора собирались по всей Европе с уже выработанным моторесурсом. Для иностранных тракторов на территории СССР отсутствовали запасные части, ремонтная база и не хватало горючего. На восстановление кавказских нефтяных объектов «Общество обеспечения немецких капиталовложений » израсходовало 45 млн марок, предоставило 40 дизель-моторов, 29 комплектов дизель-аппаратов и 300 грузовых машин [20].
Значительно меньшую долю участия в эксплуатации экономического потенциала территорий СССР принимали фирмы других европейских стран. Можно отметить «Голландско-Нидерланд-скую восточную компанию»с капиталом в 2,55 млн гульденов; венгерское общество «Транскарпатия»
с капиталом в 100 тыс. марок; «Брюссельско-ев-ропейский синдикат сельского хозяйства, промышленности и торговли» с капиталом в 500 тыс. франков. Все они занимались торговлей, сельскохозяйственной деятельностью, переселением колонистов.
Как решались кадровые вопросы на захваченных территориях? Руководителями предприятий назначались немецкие специалисты. Только на Украину прибыло 5 тыс. иностранных специалистов. Особенно ценились специалисты со знанием советской специфики. Нехватка немецких специалистов восполнялась кадрами из других европейских государств, чаще всего Голландии и Бельгии. Лишь в крайнем случае на руководящие должности фашисты назначали советских специалистов.
Проблема сотрудничества с противником носит сложный и противоречивый характер. Разнообразны его мотивы и нравственная основа. Широкомасштабный характер сотрудничество с врагом носило в первые месяцы войны, когда ее перспективы казались неясными и население оккупированных территорий не вкусило еще все ужасы «нового порядка». В последующие периоды войны социальная база сотрудничества заметно сузилась. Коллаборационизм на территории СССР имел свои специфические особенности. В присоединенных к СССР в 1939 - 1940 гг. областях и некоторых регионах Кавказа он имел националистическую окраску, надежду воссоздать национальные государства. Отсутствие класса предпринимателей исключало производственный коллаборационизм. Поощряли сотрудничество экономические мероприятия (раздача земель и скота «лояльным» к новому режиму лицам), исключало сотрудничество откровенно расистское отношение к местному населению. В отличие от оккупированных стран Европы, коллаборационизм в СССР почти не имел экономического и политического аспекта, но носил ярко выраженный военный характер.
В оккупированных областях германское руководство создавало специальные организации по заготовке сырья для снабжения немецкой экономики. Большое внимание оккупационные власти в системе экономической эксплуатации захваченных территорий уделяли сельскому хозяйству. Структура земельных органов управления была достаточно разветвленной. Низшей ступенью управленческой пирамиды был достаточно развитый институт волостных и общинных старост и старшин, которые выполняли приказы немецкого командования, собирали натуральные и денежные
налоги, проводили реквизиции продуктов, наблюдали за выполнением трудовой повинности. На должность старост оккупанты подбирали людей, конфликтовавших с советской властью или пострадавших от нее. Старосты могли прибегать к репрессивным мерам: наложить штраф до 1 000 руб., подвергнуть аресту до 14 дней, назначить принудительные работы. Оплата труда старост производилась в соответствии с местными условиями: натурой (зерно, скот), советскими деньгами (до 300 руб.) или оккупационными марками (до 150 марок).
В начальный период войны государство и армия не могли защитить советских граждан от нашествия врага. Оставшиеся на оккупированной территории работали на благо Германии. Таких работающих насчитывалось до 22 млн человек. Для многих из них, особенно жителей городов, устройство на работу было единственным способом выжить и прокормить своих детей. Условия труда на предприятиях были рабскими. Рабочий день длился 14 -16 ч, заработок составлял 60 марок в месяц (стоимость обеда от 3 до 5 марок), выдавалось 200-300 г хлеба в сутки на человека. Население было обязано нести различные трудовые повинности. За невыполнение грозили виселица, расстрел или концлагерь.
Одной из печальных страниц войны стал массовый вывоз жителей СССР на работы в Германию с апреля 1942 г. По советским подсчетам, на работы в рейх было угнано 5,3 млн советских людей. Немецкие данные несколько ниже, так как учитывают только рабочую силу, трудившуюся на территории Германии в границах 1937 г. Восточные рабочие («остарбайтеры») подвергались бесчеловечному и презрительному отношению. Их рабочий день был практически не ограничен, платили 1-3 марки в неделю, в день давали 150 - 250 гсуррогат-ного хлеба и миску баланды. Жили они в специальных бараках или лагерях. Две трети всей иностранной рабочей силы составляли в рейхе выходцы из Советского Союза.
Экономическая политика оккупантов базировалась на солидной законодательной основе. Под руководством заместителя рейхсминистра по восточным областям А. Мейера в 1943 г. в Берлине был издан свод законов оккупированных областей. Сборник содержал распоряжения, приказы, предписания руководящим органам по управлению финансами, сельским хозяйством, судопроизводством и транспортом.
***
Таким образом, к июню 1941 г. СССР при относительном равенстве в артиллерии превосходил Германию по количеству танков и самолетов, но уступал по числу солдат и офицеров. Однако при оценке боевой мощи нужно учитывать качественные показатели состояния вооруженных сил страны. Германская армия обладала высокой дисциплиной личного состава, его прекрасной боевой выучкой, хорошим взаимодействием частей и соединений различных родов войск, опытом ведения современной войны. К тому же Германия имела более широкую и качественную, чем СССР, сырьевую, энергетическую и машиностроительную базу.
Реальный уровень боевой готовности советских вооруженных сил не позволил им в первые дни войны квалифицированно отразить нападение фашистов. В первые недели войны Красная Армия потеряла значительное количество военной техники и вооружений. Только в дивизиях потери насчитывали более 3 тыс. орудий противотанковой обороны, около 12 тыс. минометов и около 6 тыс. танков. Военно-воздушные силы лишились более 3 тыс. самолетов. К концу 1941 г. Красная Армия потеряла наиболее подготовленные кадровые войска.
К ноябрю 1941 г. фашистские войска продвинулись глубоко по территории нашей страны и находились на расстоянии 30 - 50 км от Москвы. Под пятой оккупантов оказались плодородные земли, экономически развитые районы и 55 млн человек жителей. Несмотря на создание разветвленной структуры органов экономического управления и жестокой эксплуатации природных и человеческих ресурсов захваченных территорий, наладить работу промышленных объектов в полной мере не удалось. Из 5 млн рабочих и служащих, оставшихся на оккупированной врагом территории, во всех экономических сферах было занято 500 тыс. человек, 175 тыс. из которых занимались строительством укреплений для германской армии. К весне 1943 г. на захваченных территориях функционировало около 200 промышленных предприятий. Металлургические заводы Кривого Рога выплавляли в месяц 3-4 тыс. т стали вместо 150 тыс. т запланированных. Металлургические предприятия Донбасса и Приднепровья, способные давать 2 млн тонн продукции в год, достигали максимального годового производства - 35 - 70 тыс. т. Украина и Белоруссия, до войны дававшие 13 млрд кВт*ч. электроэнергии, в войну давали менее 2 млрд кВт • ч. Не оправдались надежды фашистов на майкопскую нефть, на добычу угля, который для обеспечения работы оккупированных предприятий при-
ходилось ввозить из Верхней Силезии. О масштабе саботажа и народной борьбы говорят следующие цифры. Западная и Центральная Европа дали третьему рейху товаров и услуг на 26 млрд дол. США. Ресурсы оккупированных территорий СССР составили 1 млрд дол. США.
В связи с наступлением коренного перелома в ходе войны функции экономических органов на захваченных территориях стали сводиться к мероприятиям по ограблению и эвакуации имущества и ценностей в пользу германской экономики. В этом фашистская Германия преуспела гораздо больше. В 1943 г. у населения было изъято и отправлено в Германию 4 млн т зерна, 1 млн т мяса. Всего за годы войны из оккупированных территорий СССР было вывезено в основном по железной дороге 120 млн т грузов [21]. Многие руководители хозяйственно-оккупационного аппарата Германии оказались на скамье подсудимых и были осуждены Международным трибуналом на Нюрнбергском процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цит. по кн.: Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. М., 1996. Ч. II. С. 11.
2. См.: Шапошников Б.М. Воспоминания. Воен-но-научные труды. М., 1982. С. 443.
3. См.: Зверев Б.И. Оружие - фронту. // Отечественная история.1995. № 3. С. 60.
4. См.: Великая Отечественная война. 1941 -1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 7.
5. См.: Финансовая система государства в годы Великой Отечественной войны. М., 1996. С. 37
6. См. : Белоусов P.A. Советская экономика в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 6.
7. См.: Осокина Е.А. Люди и власть в условиях кризиса снабжения 1939 - 1941 гг. // Отечественная история.1995. № 3. С. 20.
8. См.: Дихтяр Т.А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма. М., 1965. С. 101.
9. Гальдер Ф. Военный дневник. Т. 2. М., 1969. С.504.
10. См.: Щетинов Ю.А. История России. XX век. М., 1999. С. 211.
11. См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 7. С. 221 - 223.
12. См.: Тимошина Т.М. Экономическая история России. М„ 1998. С. 285 - 286.
13. См.: Рабочий класс СССР накануне и в годы
Великой Отечественной войны.1938 - 1945 гг. Т. 3. М„ 1984. С. 260.
14. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 351.
15. См.: Канун и начал о войны: Документы и материалы / Сост. Д.А. Киршнер. Д., 1991. С. 427 -431.
16. См.: Щетинов ЮЛ. Указ соч. С. 224.
17. См.: Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и видении мировой войны. М., 1971. С. 364.
18. См.:Хаас Г. Планы ограбления советской экономики германскими монополиями (1941 г.) / / Ежегодник германской истории 1973. М., 1974. С. 400.
19. См.: Комаров Д.Е. Органы экономического управления на захваченных противником территориях СССР в период немецко-фашистской оккупации (1941 - 1944 гг.) //Россия в мировых войнах XX века. М. - Курск, 2002. С. 413.
20. См.: Комаров Д. Е. Указ. соч. С. 414.
21. См.: Старинов В. Г. Битва на вражеских коммуникациях // Советские партизаны: Из истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. М., 1963. С. 733.