Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛОКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Соколовский Александр Александрович, Грибов Павел Геннадьевич

Статья посвящена раскрытию роли мониторинга основных параметров обеспечения региональной экономической безопасности в контексте эффективной реализации целей и задач социально-экономического развития регионов, поскольку полноценное обеспечение национальной безопасности страны в целом невозможно без обеспечения экономической безопасности всех субъектов Российской Федерации. Особая актуальность проблемы обеспечения региональной экономической безопасности в настоящее время связана с возрастающими внешними угрозами и продолжающимися санкционными мерами, призванными в первую очередь негативно влиять на социально-экономическое развитие регионов. В статье дается развернутое определение категории «экономическая безопасность региона», обосновывается необходимость ее постоянного мониторинга, приводятся основные показатели-индикаторы, предлагаемые для осуществления оперативного мониторинга экономической безопасности региона. При этом наличие широкого спектра «основных индикаторов» означает, что они могут для каждого региона изменяться и дополняться в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики, реализуемой на уровне данной структурной составляющей национальной экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY: MONITORING AS A SECURITY TOOL

The article is devoted to the disclosure of the role of monitoring the main parameters of ensuring regional economic security in the context of the effective implementation of the goals and objectives of socio-economic development of all local economic territories, since full-fledged national security of the country as a whole is impossible without ensuring the economic security of all subjects of the Russian Federation. The particular urgency of the problem of ensuring regional economic security is currently associated with increasing external threats and ongoing sanctions measures designed primarily to negatively affect the socio-economic development of the regions. The article gives a detailed definition of the category «economic security of the local economic territory (region)», justifies the need for its constant monitoring, provides the main indicators-indicators proposed for the implementation of operational monitoring of the economic security of the local economic territory (region). At the same time, the presence of a wide range of «main indicators» means that they can be changed and supplemented for each local economic territory (region) in accordance with the goals and objectives of socio-economic policy implemented at the level of this structural component of the national economy of the country.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №1, Том 14 / 2022, No 1, Vol 14 https://esj.today/issue-1-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/17ECVN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Соколовский, А. А. Экономика региона: мониторинг как инструмент обеспечения безопасности / А. А. Соколовский, П. Г. Грибов // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1. — URL: https://esj. today/PDF/17ECVN 122.pdf

For citation:

Sokolovskiy A.A., Gribov P.G. Regional economy: monitoring as a security tool. The Eurasian Scientific Journal, 14(1): 17ECVN122. Available at: https://esj.today/PDF/17ECVN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Соколовский Александр Александрович

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия Доцент кафедры «Экономической безопасности» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: sokolovskiy-aa@ranepa.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=970962

Грибов Павел Геннадьевич

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия Доцент кафедры «Экономической безопасности» АНО ВО «Московский международный университет», Москва Россия

Доцент кафедры «Экономики и управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: gribov-pg@ranepa.ru; pg223@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0207-2265 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=676580 Researcher ID: https://www.researcherid. com/rid/0-6337-2018

Экономика региона: мониторинг как инструмент обеспечения безопасности

Аннотация. Статья посвящена раскрытию роли мониторинга основных параметров обеспечения региональной экономической безопасности в контексте эффективной реализации целей и задач социально-экономического развития регионов, поскольку полноценное обеспечение национальной безопасности страны в целом невозможно без обеспечения экономической безопасности всех субъектов Российской Федерации. Особая актуальность проблемы обеспечения региональной экономической безопасности в настоящее время связана с возрастающими внешними угрозами и продолжающимися санкционными мерами, призванными в первую очередь негативно влиять на социально-экономическое развитие регионов. В статье дается развернутое определение категории «экономическая безопасность региона», обосновывается необходимость ее постоянного мониторинга, приводятся основные показатели-индикаторы, предлагаемые для осуществления оперативного мониторинга экономической безопасности региона. При этом наличие широкого спектра «основных индикаторов» означает, что они могут для каждого региона изменяться и дополняться в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики, реализуемой на уровне данной структурной составляющей национальной экономики страны.

Ключевые слова: национальная экономика; локальная экономическая территория; экономика региона; мониторинг экономической безопасности; индикативный анализ

Эпоха цифровых технологий, охватывает все большее число социальных и экономических процессов, происходящих в отдельных отраслях, странах и в мире в целом. Постепенная цифровизация социально-экономических процессов приводит к обострению проблем обеспечения безопасности. Возникшая в ХХ веке и развившаяся до значительного масштаба в веке ХХТ, всемирная информационная сеть несет обществу не только новые возможности для общения и получения информации, но и создает необходимые и достаточные условия для формирования и развития целого комплекса постоянно возникающих вызовов и угроз обеспечению безопасности.

Развитие регионов является одной из важнейших тем в экономическом сообществе. Так, Ершов М.В., Танасова А.С., Соколова Е.Ю. обращают внимание на необходимость стимулирования внутреннего спроса для стимулирования развития региона [1]. Коропец О.А., Тухтарова Е.Х. обращают влияние на влияние цифровых технологий — «Индустрии 4.0» — на уровень безработицы в регионах. Отмечается, что одной из угроз экономической безопасности региона может быть структурная безработица среди квалифицированного персонала в связи с быстрой сменой технологического уклада и недостаточной адаптацией персонала к новой среде [2]. Аганбегян А.Г. отмечает чрезвычайную актуальность формирования целевого направления социально-экономического развития, которое является актуальным и для локальных экономических территорий, так как регион [3]. Юшков А.О., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И. подходят к вопросу необходимости развития регионов с позиции возможного увеличения их финансовой самостоятельности, а также увеличения количества регионов-доноров в России [4].

В своем стремлении обеспечить национальную безопасность Россия предпринимает усилия, направленные на обеспечение эффективного противодействия новым вызовам и угрозам, которые возникают в различных сферах и способны нанести существенный и трудновосполнимый ущерб. Реализация основных направлений обеспечения национальной безопасности России необходима как для государства в целом, так и для его составляющих. В этой связи, не следует забывать о том, что как основу прочности любого здания составляет его фундамент, так и основу национальной безопасности страны составляет безопасность его составляющих — регионов. Необходимо заметить, что важнейшей составляющей национальной безопасности страны, является ее экономическая безопасность.

Под безопасностью национальной экономики следует понимать такое состояние ее социально-экономической системы, при котором формируются и развиваются оптимальные условия, обеспечивающие возможность для эффективного функционирования различных экономических агентов, экономического роста, повышения эффективности функционирования народного хозяйства. Фундаментом обеспечения экономической безопасности страны, является экономическая безопасность ее регионов.

Российская экономика, как и экономика любой страны, представляет собой сложный макроэкономический организм, структурными составляющими которого является множество экономических агентов, к числу которых относятся: домохозяйства, индивидов, предприятия (организации), государство. Однако углубляя анализ составляющих национальной экономики, необходимо отметить, что все названные экономические агенты функционируют в условиях, диктуемых особенностями локальной экономической территории (региона), которые могут существенно различаться. Подобные различия формирую специфические черты, присущие определенной территории. При этом, все регионы в совокупности, образуют единую экономическую территорию страны.

Экономическая безопасность региона представляет собой такое состояние региональной социально-экономической системы при котором каждый ее структурный элемент способен наиболее оптимально реализовать цели и задачи стоящие перед ним в рамках государственных программ социально-экономического развития; эффективно и наиболее полно реализовать

локальные социально-экономические цели и задачи, обеспечивая поступательное развитие региональной экономики, эффективно противодействуя различным вызовам и угрозам экономической безопасности.

Под экономической безопасностью локальной экономической территории (региона) следует понимать защищенность ее экономического, информационного, научно-технологического, производственного, кадрового потенциала от возможных внешних и внутренних угроз, включающих, нарастание вызовов и угроз формирующихся в крайне агрессивной глобальной (внешней) среде и представляющих собой периодически пополняющийся комплекс экономических и политических санкций. Возможные вызовы и угрозы экономической безопасности локальной экономической территории (региона) могут возникать в связи с ошибками и недоработками в проводимой государственной социально-экономической политикой и др. Базируясь на вышеприведенном определении, целесообразно рассматривать экономическую безопасность локальной экономической территории (региона) со следующих позиций:

1. Рациональное распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении региона.

2. Поддержание устойчивого экономическое развитие вне зависимости от воздействия негативных факторов внешней среды.

3. Оценка экономической безопасности региона, предполагающей не только ее постоянный и своевременный мониторинг, но и создание обоснованного перспективного прогноза на научной основе.

Каждый хозяйствующий субъект стремится к удовлетворению собственных интересов, что является одним из важнейших мотиваторов эффективной хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Возникновение и развитие интересов обусловлено постоянным стремлением к наиболее полной реализации развивающихся и возрастающих потребностей. Именно экономические интересы участников процесса общественного воспроизводства, выступают главной движущей силой социально-экономического прогресса.

Обеспечивая эффективную реализацию экономической безопасности экономических агентов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в рамках национальной экономики, общество и государство формируют наиболее благоприятные условия для всесторонней реализации их экономических интересов. В этой связи, экономические интересы хозяйствующих субъектов заключаются в обеспечении стабильного воспроизводства социально-экономических ресурсов, приумножении социального-экономического, ресурсного, демографического потенциалов, росте уровня и качества жизни граждан, проживающих в данном регионе.

Нарушение процесса реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность в рамках локальной экономической территории (региона), представляет собой вызов ее экономической безопасности, способный перерасти в самовозрастающую угрозу, способную трансформироваться в социально-экономическую нестабильность, социальные потрясения и возможные экономические катаклизмы. С формированием и развитием подобной ситуации регион способен перейти в разряд депрессивных, нуждающихся в восстановлении утраченного уровня экономической безопасности, серьезной государственной финансовой поддержке. Выйти из сложившейся ситуации самостоятельно регион скорее всего не сможет и дополнительное финансирование в целях купирования сложившейся ситуации станет заботой федерального бюджета [5].

Отдельно необходимо отметить, что для стимулирования развития локальных экономических территорий на государственном уровне предпринимается ряд мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Наибольшее

распространение получили мероприятия, связанные с предоставлением налоговых льгот на отдельные виды деятельности, а также создание особых условий реализации определенных видов хозяйственной деятельности. Примером подобных территорий являются Особые экономические зоны (ОЭЗ) и Территории опережающего развития (ТОР), призванные стимулировать развитие регионов [6]. Однако, бесконтрольная реализация подобных программ превращает их из средства стимулирования развития локальной экономической территории, в область разрастания теневой экономики. Следует отметить, что за годы существования ОЭЗ, экономические успехи данных территорий остаются весьма скромными, а влияние на экономическое развитие локальных территорий и вовсе минимальное. Практика использования подобных инструментов показала, что наделение особым статусом отдельных территорий не гарантирует их успешного развития [7]. Введение подобного статуса на длительный период времени (двадцать и более лет) представляется нецелесообразным, так как низкая активность хозяйствующих субъектов может являться индикатором невостребованности подобного особого статуса территории. При реализации подобных программ необходимо понимать, что создание благоприятного инвестиционного климата не может быть основной целью, так как в случае отсутствия соответствующей хозяйственной деятельности и спроса на товары и услуги, подобные мероприятия не принесут ожидаемого экономического эффекта. В условиях развития современной экономики необходимо проводить регулярный контроль и мониторинг деятельности подобных образования, с целью своевременной коррекции их деятельности. В противном случае, из блага, подобные инструменты могут стать величайшим злом для национальной экономики, стимулируя развитие теневого сектора и ухода от налогообложения.

Создание подобных зон призвано, в первую очередь, создать благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, российский опыт показал, что инвестиционная привлекательность регионов не всегда повышается с введением льготных режимов налогообложения. Примером подобной ситуации может быть создание особой экономической зоны «Алтайская долина» в 2007 г. Основной целью создание подобного комплекса была организация крупного туристко-рекреационного центра в регионе. Следует отметить, что бюджеты различных уровней выступали инвесторами проекта наравне с частными компаниями. За время существования проекта, его основная цель так и не была достигнута. Привлечение частных инвестиций и финансирование со стороны государства не позволили компенсировать недостатки проекта, а также ошибки в проектировании отдельных объектов проекта. При оценке хода реализации проекта наибольшее количество вопросов вызывает первоначальная оценка перспективности проекта, а также количество и объем финансирования подобной программы.

Для обеспечения и развития экономической безопасности локальной экономической территории (региона) необходимо формирование базы осуществления эффективной оценки ее текущего состояния. Постоянная и эффективная оценка (мониторинг) экономической безопасности региона крайне важны, что обусловлено чрезвычайно высокой вероятностью формирования и развития кризисных социально-экономических явлений в данной системе. Эффективный мониторинг экономической безопасности региона представляет собой постоянный и непрерывный процесс, позволяющий менеджменту (как федеральному, так и региональному) в любой момент получать необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений. Представляется, что оценка (мониторинг) экономической безопасности региона должен осуществляться не по мере необходимости, зачастую обусловленной запросом информации о состоянии той или иной проблемы вышестоящими органами государственного управления, а постоянно. Оценка экономической безопасности локальной экономической территории, осуществляемая на постоянной основе, будет способствовать формированию объективной картины социально-экономических процессов, происходящих на территории мониторинга.

В основе постоянного и непрерывного мониторинга экономической безопасности региона должны лежать экономико-математические модели, позволяющие осуществлять комплексную оценку, оперативно и с минимальными затратами отреагировать на формирующиеся вызовы и угрозы экономической безопасности, не давая им развиться. Разрабатываемые экономико-математические модели, имеющие целью обеспечить объективную и эффективную оценку (мониторинг) экономической безопасности региона, должны включать в себя комплекс индикаторов (параметров), позволяющих оперативно формировать представление о текущем состоянии экономической безопасности региона. В число включаемых в модель параметров, а точнее — в число факторов позволяющих оценить экономическую безопасность региона, влияющих на происходящие в регионе воспроизводственные и социально-экономические процессы должны быть включены индикаторы, позволяющие сформировать представление о процессах, протекающих в сфере производства, в сфере распределения, в сфере обмена, в сфере потребления. Перечень подобных индикаторов (параметров), включаемых в экономико-математическую модель, используемую для объективной оценки (мониторинга) экономической безопасности региона, может быть достаточно широк. Однако именно за счет расширения совокупности оцениваемых параметров интересанты, к числу которых следует отнести представителей федерального и регионального менеджмента, может оперативно получить объективное представление о еще зарождающихся вызовах и угрозах экономической безопасности региона. Развитие и совершенствование математического обеспечения процессов социально-экономического анализа, цифровизация процессов управления региона дают возможность формировать необходимые и научно-обоснованные управленческие решения, базирующиеся объективных данных о состоянии основных параметров, характеризующих экономическую безопасность региона.

Современный этап развития рыночной экономики в российских регионах позволил накопить определенный опыт управления социально-экономическими процессами, формирующимися и развивающимися в рамках региона [8]. Это обстоятельство подтверждает необходимость использования для оперативной оценки состояния экономической безопасности региона как можно более широкого перечня индикаторов. В этой связи первоочередной задачей практической реализации основных направлений мониторинга экономической безопасности региона представляется формирование совокупности объективных показателей, служащих индикаторами экономической безопасности и позволяющих оперативно оценить ее основные параметры.

«Нулевой точкой» или «точкой отсчета» в целях оценки (мониторинга) текущего состояния экономической безопасности региона может служить так называемый «оптимальный уровень экономической безопасности» который в регионе должен поддерживаться на постоянной основе. Параметры «оптимального уровня экономической безопасности» следует определять для каждого отдельного региона индивидуально с учетом имеющейся региональной специфики. Объективную оценку соответствия, мониторинг состояния экономической безопасности региона «оптимальному уровню» или, как его характеризуют отдельные авторы «пороговому значению» состояния экономической безопасности, целесообразно осуществлять на основе формирования системы показателей, отражающих основные социально-экономические особенности определенного региона [9].

Отклонение состояния экономической безопасности региона от «оптимального уровня» должно служить сигналом для регионального и федерального менеджмента, о ее нарушении. Далее должна следовать активизация комплекса мер, направленных на нейтрализацию или минимизацию возникающих вызовов и угроз экономической безопасности региона.

Нахождение основных параметров (индикаторов) в состоянии, соответствующем «оптимальному уровню экономической безопасности», должно свидетельствовать об отсутствии формирующихся либо активных угроз экономической безопасности региона. Выход за пределы «оптимального уровня экономической безопасности», сигнализирует о появлении и развитии угроз социально-экономической системе, ее вступлении в период нестабильности. Состояние нестабильности системы экономической безопасности региона способно привести к обострению и нарастанию социальных конфликтов, нанести существенный урон региональной экономической безопасности. В Государственной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года в концентрированной форме, нашли свое отражение основные национальные, а значит и экономические интересы нашей страны. Важнейшими из них являются1:

• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

• сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в объемах, которые могли бы причинить ущерб национальным интересам России;

• исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

• поддержание приемлемого уровня жизни населения, недопущение выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с учетом социально-политической стабильности в обществе;

• устойчивость финансовой системы, банковской системы и национальной валюты;

• должный уровень развития российского финансового рынка и рынка ценных бумаг;

• снижение и эффективное управление внешним и внутренним долгом;

• обеспечение финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

• сохранение единого экономического пространства и развитых межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;

• определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Экономические интересы, обозначенные в Государственной Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года актуальны и для регионов. В этой

1 Указ Президента 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

связи, в основу системы показателей, формируемой в целях эффективной оценки (мониторинга) экономической безопасности регионов следует в первую очередь включить индикаторы, характеризующие «объем валового регионального продукта в стоимостном выражении», его динамику, размер — на душу населения региона, сопоставление с валовым региональным продуктом аналогичных регионов и локальных экономических территорий. К числу других, не менее важных факторов, состояние которых следует отслеживать в процессе мониторинга могут быть:

• доля обрабатывающих производств в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости;

• доля машиностроения в объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг;

• удельный вес инвестиций в основной капитал;

• объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах к общему объему отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

• объем государственного внутреннего долга региона в процентах к валовому региональному продукту [10].

Помимо вышеперечисленных индикаторов региональной экономической безопасности, формируемая для оценки текущего состояния экономико-математическая модель, должна включать показатели, относящиеся к социально-экономическому блоку, такие как:

• уровень безработицы (с подразделением по половозрастным группам, по уровню образования и др.);

• численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

• среднегодовой уровень инфляции;

• число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения.

В заключении, следует отметить, что показатели (индикаторы), использование которых предполагается для осуществления оперативного и эффективного мониторинга экономической безопасности региона следует отнести к числу основных. Наличие совокупности «основных индикаторов» означает, что их перечень для каждого региона может изменяться и дополняться в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики реализуемой на уровне данной структурной составляющей национальной экономики страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершов М.В., Танасова А.С., Соколова Е.Ю. О механизмах стимулирования внутреннего спроса как ключевого фактора роста экономики / М.В. Ершов, А.С. Танасова, Е.Ю. Соколова // Экономика региона, 2021, Т. 17, вып. 1. С. 114— 129.

2. Коропец О.А., Тухтарова Е.Х. Влияние передовых технологий индустрии 4.0 на безработицу в российских регионах / О.А. Коропец, Е.Х. Тухтарова // Экономика региона, 2021. Т. 17, вып. 1. С. 182-196.

3. Аганбегян А.Г. О приоритетах социальной политики / А.Г. Аганбегян. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 512. С.

4. Юшков А.О., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И. Судьбы российских регионов-доноров / А.О. Юшков, Н.Ю. Одинг, Л.И. Савулькин // Вопросы экономики. 2017; (9):63-82.

5. Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н., Прилепский А.И. Экономическая безопасность региона: Теория и практика. Москва: Наука, 1996. — С. 19.

6. Громов В. Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации / В. Громов // Экономическое развитие России, том 25, № 2, 2018. С. 25-32.

7. Старостина М.И. Проблемы функционирования особых экономических зон в России / М.И. Старостина // Российский внешнеэкономический вестник, № 8, 2016. — С. 13-30.

8. Кузьмина Н.Л., Тонышева Л.Л. Пространственная организация экономической деятельности региона: сущность, формы, трансформация / Н.Л. Кузьмина, Л.Л. Тонышева // Региональные проблемы преобразования экономики, № 9, 2018. С.118-126.

9. Корнилов М.Я. К вопросу об обеспечении экономической безопасности в современной России / М.Я. Корнилов // Вестник РУДН, № 6, 2016. С. 5-18.

10. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. — Новосибирск: изд-во ИЭОПП СО РАН, 2017. — С 128.

Sokolovskiy Alexander Aleksandrovich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

E-mail: sokolovskiy-aa@ranepa.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=970962

Gribov Pavel Gennad'evich

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Moscow International University, Moscow, Russia E-mail: gribov-pg@ranepa.ru; pg223@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0207-2265 RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=676580 Researcher ID: https://www.researcherid. com/rid/0-6337-2018

Regional economy: monitoring as a security tool

Abstract. The article is devoted to the disclosure of the role of monitoring the main parameters of ensuring regional economic security in the context of the effective implementation of the goals and objectives of socio-economic development of all local economic territories, since full-fledged national security of the country as a whole is impossible without ensuring the economic security of all subjects of the Russian Federation. The particular urgency of the problem of ensuring regional economic security is currently associated with increasing external threats and ongoing sanctions measures designed primarily to negatively affect the socio-economic development of the regions. The article gives a detailed definition of the category «economic security of the local economic territory (region)», justifies the need for its constant monitoring, provides the main indicators-indicators proposed for the implementation of operational monitoring of the economic security of the local economic territory (region). At the same time, the presence of a wide range of «main indicators» means that they can be changed and supplemented for each local economic territory (region) in accordance with the goals and objectives of socio-economic policy implemented at the level of this structural component of the national economy of the country.

Keywords: national economy; local economic territory; regional economy; monitoring of economic security; indicative analysis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.