Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДИНАМИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ'

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
300
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ИНДЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочерягина Наталия Валерьевна

Введение. Для более точной оценки динамики и степени достижения поставленных целей в социальной сфере актуальны исследования методологических вопросов социальной безопасности и разработка системы показателей для ее оценки и мониторинга. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические аспекты дефиниции «социальная безопасность», определены подходы к определению этого понятия и методологические сложности интерпретации оценки социально-экономической безопасности региональных систем. Эмпирический анализ. Для анализа динамики уровня социальной безопасности российских регионов был составлен интегральный индекс на основе статистических показателей и построен рейтинг социальной безопасности 82 российских регионов, включающий 16 показателей по 5 группам, характеризующим ее основные индикаторы. Результаты. Выявленная поляризация значений индекса социальной безопасности указывает на неравномерность социального развития российских регионов, что является существенной угрозой экономической безопасности национальной экономики в целом и тормозит экономическое развитие. Выводы. Проведенный анализ позволил оценить уровень социальной безопасности российских регионов, составить их рейтинг и сгруппировать по уровню социальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RUSSIAN REGIONS’ SOCIAL SECURITY DYNAMICS

Introduction. For a more accurate assessment of dynamics and achievement of set goals in the social sphere, research on methodological issues of social security and the development of indicators system for its assessment and monitoring are relevant. Theoretical analysis. The article examines theoretical aspects of the “social security” definition, identifies approaches to the definition of this concept and methodological difficulties in interpreting the assessment of the regional systems’ socio-economic security. Empirical analysis. To analyze the dynamics of the Russian regions’ social security level, an integral index was compiled on the basis of statistical indicators and a social security rating of 82 Russian regions was built. It includes 16 indicators in 5 groups, characterizing the main sphere of social security. Results. The revealed polarization of the Social Security Index values indicates the uneven social development of Russian regions, which is a significant threat to the economic security of the national economy as a whole and economic development in particular. Conclusions. The analysis made it possible to assess the level of Russian regions’ social security, to compile a rating and grouping of Russian regions according to the level of social security.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДИНАМИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ»

ЭКОНОМИКА

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 236-242

Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 236-242 https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021 -21 -3-236-242

Научная статья УДК 336.71

Оценка динамики

уровня социальной безопасности

российских регионов

Н. В. Кочерягина

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77

Кочерягина Наталия Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, sstu_ko4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5175-5062

Аннотация. Введение. Для более точной оценки динамики и степени достижения поставленных целей в социальной сфере актуальны исследования методологических вопросов социальной безопасности и разработка системы показателей для ее оценки и мониторинга. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические аспекты дефиниции «социальная безопасность», определены подходы к определению этого понятия и методологические сложности интерпретации оценки социально-экономической безопасности региональных систем. Эмпирический анализ. Для анализа динамики уровня социальной безопасности российских регионов был составлен интегральный индекс на основе статистических показателей и построен рейтинг социальной безопасности 82 российских регионов, включающий 16 показателей по 5 группам, характеризующим ее основные индикаторы. Результаты. Выявленная поляризация значений индекса социальной безопасности указывает на неравномерность социального развития российских регионов, что является существенной угрозой экономической безопасности национальной экономики в целом и тормозит экономическое развитие. Выводы. Проведенный анализ позволил оценить уровень социальной безопасности российских регионов, составить их рейтинг и сгруппировать по уровню социальной безопасности. Ключевые слова: социальная безопасность, регион, индекс, экономическое развитие Для цитирования: Кочерягина Н. В. Оценка динамики уровня социальной безопасности российских регионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 236-242. https://doi. org/10.18500/1994-2540-2021 -21 -3-236-242

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Assessment of the Russian regions' social security dynamics N. V. Kocheryagina

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77 Politechnicheskaya St., Saratov 410054, Russia

Natalia V. Kocherygina, sstu_ko4@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5175-5062

Abstract. Introduction. For a more accurate assessment of dynamics and achievement of set goals in the social sphere, research on methodological issues of social security and the development of indicators system for its assessment and monitoring are relevant.

Theoretical analysis. The article examines theoretical aspects of the "social security" definition, identifies approaches to the definition of this concept and methodological difficulties in interpreting the assessment of the regional systems' socio-economic security. Empirical analysis. To analyze the dynamics of the Russian regions' social security level, an integral index was compiled on the basis of statistical indicators and a social security rating of 82 Russian regions was built. It includes 16 indicators in 5 groups, characterizing the main sphere of social security. Results. The revealed polarization of the Social Security Index values indicates the uneven social development of Russian regions, which is a significant threat to the economic security of the national economy as a whole and economic development in particular. Conclusions. The analysis made it possible to assess the level of Russian regions' social security, to compile a rating and grouping of Russian regions according to the level of social security. Keywords: social security, region, index, economic development

For citation: Kocheryagina N. V. Assessment of the Russian regions' social security dynamics. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 236-242 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-236-242

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Социальная сфера является одной из ключевых компонент в обеспечении устойчивого развития и национальной безопасности страны, так как в ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства [1].

С учетом современных вызовов и проблем, стоящих перед Российской Федерацией, на период с 2019 по 2024 г. в стране запущены национальные проекты федерального масштаба. России в короткий срок необходим качественный прорыв в сфере экономики, решении социальных проблем бедности и демографии, улучшении качества образования и здравоохранения.

Выделить критерии социальной безопасности достаточно сложно с учетом многоаспект-ности и многогранности явления. В настоящее время не разработано единой методологической и критериальной основы для изучения социальной безопасности, и большинство ученых занимаются исследованием какого-либо отдельного вида безопасности.

В связи с этим для более точной оценки динамики и степени достижения поставленных целей в сфере социальной безопасности актуальны исследования методологических вопросов социальной безопасности и разработка системы показателей для ее оценки и мониторинга.

Цель настоящего исследования - оценить динамику уровня социальной безопасности 82 российских регионов за 2019 г. на основе данных Росстата (Ненецкий автономный округ. Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ были учтены в составе Архангельской и Тюменской областей). Были использованы индексный метод, методы рейтингового анализа, группирования и сравнения.

Теоретический анализ

В научную лексику термин «социальная безопасность» вошел сравнительно недавно и нашел свое конкретное воплощение во Всемирной социальной декларации, принятой в 1995 г. на Все-

мирной конференции по социальному развитию. В России понятие «социальная безопасность» начало осмысливаться после принятия в марте 1992 г. Закона РФ «О безопасности», в котором она рассматривалась как «состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [2]. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России в 1997 г., понятие «социальная безопасность» не используется. При этом, по мнению ряда авторов, социальная безопасность должна пониматься как элемент национальной безопасности страны и входить в концепцию национальной безопасности Российской Федерации.

Социальная безопасность - это состояние общества, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных благ и условий, а также защита от внутренних и внешних угроз каждого гражданина в отдельности и общества в целом, и гарантируется минимальный риск для жизни и развития личности [1].

По мнению Е. И. Холостовой, социальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, социальных групп и общества от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается с помощью совокупности мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера [3].

Д. В. Зеркалов приводит энциклопедическое определение социальной безопасности как совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений [4]. В этом подходе автор уточняет, что социальная безопасность - это, прежде всего, часть более общей категории - национальной безопасности, и что социальная безопасность - это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

С. И. Самыгин с соавт. считают значимыми три ключевые группы угроз социальной безопасности: природогенная, техногенная и собственно социальная [5].

В настоящее время можно выделить четыре подхода к определению понятия «социальная безопасность» (табл. 1).

Структура социальной безопасности представляется с точки зрения трех уровней: национальной, локальной (региональной) и частной (предприятий). Возникающие сложности в изуче-

нии данной проблемы объясняются тем, что ряд авторов считают бессмысленным употребление понятия «социальная безопасность», так как оно отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую, военную и др.). Некоторые исследователи считают, что выделение социальной безопасности в узком смысле невозможно или крайне затруднено, так как собственно социальные процессы почти невозможно отделить от экономических, политических и духовно-нравственных.

Таблица 1 / Table 1

Трактовки понятия «социальная безопасность» российскими учеными Interpretations of the «social security» concept by Russian scientists

Группы авторов Groups authors Определение Definition

В. Л. Манилов, Н. Р. Мали-кова, В. М. Мирошниченко, А. В. Возжеников и др. Отождествляют социальную безопасность с достойным статусом и гарантиями предотвращения угроз физической и экономической безопасности. Эти гарантии предоставляются государством и общественными институтами. Данное определение социальной безопасности носит, скорее, правовой характер. В нем сужено понимание угроз социальной безопасности, не раскрыты механизмы ее обеспечения [6, 7]

М. Б. Лига, В. Н. Кузнецов, С. И. Григорьев, В. Н. Гусаков, Н. А. Зотова и др. Рассматривают социальную безопасность в сопоставлении понятий «национальная безопасность» и «общая безопасность» [8-10]

А. Г. Арбатов, Г. В. Брои, Н. М. Пожитой, М. Н. Чуба-ров, А. А. Стрельцов и др. Считают, что выделение социальной безопасности в узком смысле невозможно или крайне затруднено, так как собственно социальные процессы почти невозможно отделить от экономических, политических, духовно-нравственных [11, 12]

С. З. Павленко, В. Л. Манилов, С. В. Лекарев и др. Считают, что понятие «социальная безопасность» отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую, военную и др.) [13, 6, 14]

Вместе с тем оценка социально-экономической безопасности региональных экономических систем играет большую роль в их развитии, она позволяет выявлять проблемы функционирования и формировать мотивационный вектор дальнейшего развития системы.

В научной литературе проблемам исследования и оценки социальной безопасности на региональном уровне уделяется большое внимание. В работах А. Ю. Гайфуллина и М. М. Гайфулли-ной, Н. Д. Эмирова и З. Ф. Джигкаева предложены методические подходы к оценке социальной безопасности, разработана система оценочных показателей и методов интегральных оценок социального развития, а также критерии ранжирования регионов [15, 16]. В то же время современные исследования по данной проблеме практически отсутствуют, что не позволяет дать оценку современному состоянию социальной безопасности регионов и увидеть динамику данных процессов.

Разрешение проблем оценки и поддержания достаточного уровня социально-экономической безопасности региональных систем требует развития и совершенствования методологии анализа экономической безопасности

и определения соответствующих показателей и индикаторов для их мониторинга.

Методологическая сложность интерпретации оценки социально-экономической безопасности региональных систем заключается в обосновании критериев такой оценки, их адекватности целям анализа и возможности получения объективных результатов, применимых в практической деятельности. Сложным подбор критериев для оценки социально-экономической безопасности региональных систем становится по следующим причинам:

— большое число факторов, оказывающих влияние на социально-экономическую безопасность региональных систем;

— специфические особенности, присущие регионам, существенная дифференциация;

— трудности формализованного описания социально-экономических процессов;

— трудоемкость сбора необходимых статистических показателей для анализа;

— сложность получения комплексного обобщающего показателя, объективно оценивающего социально-экономическую безопасность региональных систем.

В настоящее время существует необходимость не только в раскрытии сути социальной безопасности, но и в определении ее факторов, угроз, показателей и пороговых критериев. Для целей анализа, мониторинга и дальнейшего поддержания уровня социальной безопасности необходима оценка ее уровня в региональном разрезе.

Эмпирический анализ

Влияние каждого фактора социальной сферы проявляется через изменение социально-экономических показателей, которые характеризуют различные аспекты социальной безопасности страны, региона, общества, личности.

Использование для оценивания формализованных числовых методов позволяет во многом очистить оценку от субъективизма. Для подобной сравнительной оценки совокупности субъектов анализа, какими являются российские регионы, релевантным представляются рейтинговый и индексный методы.

Для построения рейтинга социальной безопасности российских регионов в настоящем исследовании был использован комплекс отслеживаемых государственной статистикой показателей как факторов, описывающих уровень социальной безопасности.

Для анализа динамки уровня социальной безопасности российских регионов нами были выбраны статистические показатели за 2019 г. на основе имеющихся в российской статистике данных в региональном разрезе [17].

В силу различных масштабов российских регионов и различий в единицах измерения показателей было проведено их нормирование с помощью метода линейного масштабирования по каждому региональному показателю на основе критерия минимакса [18]:

XX _ X ~ Xmin ,

X - X ■

max min

где X - фактическое значение показателя для данного региона, минимум и максимум вычисляются по аналогичным показателям среди всех регионов, при этом минимальное значение данного показателя 0, максимальное - 1.

Для построения индекса социальной безопасности регионов 1инт вычислялся интегральный показатель уровня социальной безопасности с помощью среднеарифметического метода, включающего 16 показателей по 5 группам, характеризующим следующие основные позитивные индикаторы социальной безопасности в региональном разрезе:

• первая группа «Демография»: — коэффициент естественного прироста населения на 1000 чел.;

— ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет;

— коэффициент миграционного прироста на 10 000 чел.;

• вторая группа «Рынок труда»:

— уровень участия в составе рабочей силы, %;

— уровень занятости населения, %;

• третья группа «Уровень жизни»:

— численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %;

— соотношение доходов населения к величине прожиточного минимума, %;

— соотношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума, %;

— общая площадь жилых помещений на 1 жителя;

• четвертая группа «Здравоохранение»:

— численность врачей всех специальностей на 10 000 чел.;

— число больничных коек на 10 000 чел.;

— мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену на 10 000 чел. населения;

• пятая группа «Образование, спорт, культура»:

— число обучающихся в вузах на 10 000 чел.;

— число обучающихся в ссузах на 10 000 чел.;

— число спортивных сооружений на 10 000 чел;

— число посещений театров и музеев на 10 000 чел.

Результаты оценки уровня социальной безопасности и ранжирование российских регионов по этому показателю за 2019 г. представлены на рисунке.

Результаты

С целью выявления кризисных ситуаций в социальной сфере необходима оценка уровня социальной безопасности, для чего возможно провести ранжирование российских регионов по уровню индекса социальной безопасности. Предлагается следующая шкала ранжирования: регионы-аутсайдеры 1инт < 0,34; средние регионы 0,35 < 1инт < 0,44; регионы-лидеры I инт > 0,55.

Выявленная поляризация значений индекса социальной безопасности (0,25 < 1инт < 0,55) указывает на неравномерность социального развития российских регионов, разрыв в уровне показателя регионов-лидеров и аутсайдеров составляет более 2 раз, что является существенной угрозой экономической безопасности национальной экономики в целом и тормозит экономическое развитие.

Группирование российских регионов представлено в табл. 2.

г. Санкт-Петербург _ —— ^^^^^Р 0,55

Тюменская область _ —— ^^^^^Р 0,4

Чукотский АО Р 0,44

г. Москва Ш 0,43

Магаданская область 0,42

Республика Татарстан 0,42

Белгородская область 0,41

Калининградская область 0,40

Сахалинская область 0,40

Омская область 0,40

Архангельская область 0,40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежская область ^^^^^р 0,38

г. Севастополь 0,38

Хабаровский край ^^^^^р 0,38

Томская область ^■ 0,38

Республика Саха (Якутия) ^^^^^р 0,38

Липецкая область ^^^^^Я 0,38

Курская область ^^^^^р 0,38

Нижегородская область ^^^^^р 0,38

Ярославская область ^■ 0,37

Челябинская область ^^^^^р 0,37

Чувашская Республика ^■ 0,37

Тамбовская область ^^^^^р ^^^^Р 0,37

Республика Марий Эл —^^^^Р 0,36

Амурская область ^Щ 0,36

Республика Коми ^^^^^р ^^^^Р 0,36

Московская область ^^^^^Р ^^^^Р 0,36

Камчатский край ^^^^^р ^^^^Р 0,36

Тверская область 0,35

Республика Калмыкия ^^^^^Р 0,35

Астраханская область 0,35

Самарская область ^Щ 0,35

Свердловская область 0,35

Красноярский край ^^^^^р 0,35

Смоленская область ^^^^^р 0,35

Рязанская область ^^^^^Р 0,35

Новгородская область ^^^^^р 0,35

Оренбургская область ^^^^^Р 0,35

Новосибирская область 0,35

Владимирская область ^■ 0,35

Респ. Сев. Осетия-Алания ^^^^^р 0,34

Республика Мордовия ^^^^^Р 0,34

Ульяновская область ^^^^^р ^^^Р 0,34

Республика Башкортостан ^^^^^Р 0,34

Приморский край ^^^^^р ^^^Р 0,34

Кемеровская область ^^^^^Р ^^^Р 0,34

Краснодарский край ^^^^^р ^^^Р 0,34

Удмуртская Республика ^Р ^^^Р 0,34

Ростовская область ^Р ^^^Р 0,34

Республика Ингушетия 0,33

Волгоградская область ^^^^^Р ^^^р 0,33

Калужская область ^■ ^^^Р 0,33

Республика Хакасия ^^^^^Р ^^^Р 0,33

Мурманская область ^Я ^^^Р 0,33

Пензенская область ^^^^^Р ^^^Р 0 33

Республика Бурятия ^^^^^Р ^^^Р 0 33

Кировская область 0 33

Иркутская область ^^^^^Р 0 33

Республика Адыгея _ —^^Р 0 33

Тульская область ^^^^^Р 0 33

Саратовская область 0,32

Орловская область ^^^^^Р 0,32

Костромская область 0,32

Брянская область ^^^^^Р ^^Р 0,32

Забайкальский край ^^Р 0,31

Респ. Кабардино-Балкария 0,31

Псковская область ^^Р 0,31

Вологодская область ^^Р 0,31

Чеченская Республика ^^^^^Р ^^Р 0,31

Пермский край ^^^^^Р ^^Р 0,31

Республика Карелия ^^^^^Р ^^Р 0,31

Ставропольский край ^^^^^Р ^^Р 0,30

Ивановская область ^^^^^Р ^^Р 0,30

Республика Алтай ^^^^^Р ^^Р 0,30

Ленинградская область ^^^^^Р 0,29 Еврейская АО Алтайский край Республика Дагестан Курганская область Респ. Карачаево-Черкесия Республика Тыва Республика Крым

0,00 0,20 0,40 0,60 Индекс социальной безопасности, 2019 г. Fig. Social security index, 2019

Таблица 2 / Table 2

Типы регионов по уровню социальной безопасности, 2019 г. Types of regions by level of social security, 2019

Значение индекса социальной безопасности 1инт / Social security index value lint Типы российских регионов Types of Russian regions

0,45-0,55 г. Санкт-Петербург, Тюменская область

0,35-0,44 г. Москва, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Республика Татарстан, Белгородская область, Калининградская область, Сахалинская область, Омская область, Архангельская область, Воронежская область, г. Севастополь, Хабаровский край, Томская область, Республика Саха (Якутия), Липецкая область, Курская область, Нижегородская область, Ярославская область, Челябинская область, Чувашская Республика, Тамбовская область, Республика Марий Эл, Амурская область, Республика Коми, Московская область, Камчатский край, Тверская область, Республика Калмыкия, Астраханская область, Самарская область, Свердловская область, Красноярский край, Смоленская область, Рязанская область, Новгородская область, Оренбургская область, Новосибирская область, Владимирская область

0,25-0,34 Республика Северная Осетия - Алания, Республика Мордовия, Ульяновская область, Республика Башкортостан, Приморский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Удмуртская Республика, Ростовская область, Республика Ингушетия, Волгоградская область, Калужская область, Республика Хакасия, Мурманская область, Пензенская область, Республика Бурятия, Кировская область, Иркутская область, Республика Адыгея, Тульская область, Саратовская область, Орловская область, Костромская область, Брянская область, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область, Вологодская область, Чеченская Республика, Пермский край, Республика Карелия, Ставропольский край, Ивановская область, Республика Алтай, Ленинградская область, Еврейская автономная область, Алтайский край, Республика Дагестан, Курганская область, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Тыва, Республика Крым

Выводы

Настоящее исследование предлагает подходы к оценке социальной безопасности региональных систем, позволяющие количественно оценить уровень социальной безопасности каждого региона на основе расчета его интегрального индекса, что позволяет проводить сопоставление и ранжирование регионов с целью выявления и мониторинга показателей и предупреждения появления кризисных ситуаций в социальной сфере.

Проведенный анализ позволил провести оценку уровня социальной безопасности российских регионов, их ранжирование и группирование, а также выявить направление динамики социальной безопасности в каждом регионе.

Для управления социальной безопасностью региональных системах и выравнивания социально-экономических условий в российских регионах необходимо:

— сформировать перечень источников появления негативных воздействий;

— разработать в рамках приведенных источников перечень возможных угроз;

— оценить влияние этих угроз на социальную безопасность региона;

— разработать методики по нейтрализации и ликвидации этих угроз и применять их на практике.

В статье развиваются методы оценки уровня социальной безопасности региона, что делает их более чувствительными к изменению социальной ситуации в каждом регионе.

В целом результаты исследования направлены на разработку современной теории и методологии оценки уровня социальной безопасности региона.

Список литературы

1. Гуськов Н. С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность России. М. : Алгоритм, 2000. 287 с.

2. О безопасности : закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1. Доступ из прав.-правовой системы «Гарант».

3. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Дашков и К°, 2008. 216 с.

4. Зеркалов Д. В. Социальная безопасность. Киев : Основа, 2012. 532 с.

5. Социальная безопасность : учеб. пособие / С. И. Са-мыгин, А. В. Верещагина, Г. И. Колесникова. М. : Дашков и К° ; Ростов-н/Д : Наука-Спектр, 2011. 359 с.

6. Манилов В. Л. Безопасность в эпоху партнерства. М. : Терра, 1999. 364 с.

7. Маликова Н. Р. Институционализация социологии безопасности // Доклады II Всероссийского со-

циологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке : социальные вызовы и альтернативы» (Москва, 20 сентября - 2 октября 2003 г.) : в 2 т. М. : Альфа-М, 2004. Т. 1. С. 673-683.

8. Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М. : Гардарики, 2006. 223 с.

9. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М. : Книжный дом «Университет», 2009. 216 с.

10. Григорьев С. И. Основы становления социальной квалитологии как отрасли современного социологического знания. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 20 с.

11. Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 10. С. 21-28.

12. Брои Г. В., Пожитой Н. М., Чубаров М. Н. Критика «универсального эволюционизма», «информационного мировоззрения», «гомеостатической концепции» и системный подход к выживанию человеческой цивилизации // Безопасность информационных технологий. 1999. № 4, ч. 1. С. 14-28.

13. Павленко С. З. Философия безопасности страны : поиск новых подходов // Социально-политические аспекты обеспечения государственной безопасности в современных условиях : сб. ст. М. : Граница, 1994. С. 115-120.

14. Лекарев С. В. Экономическая безопасность предприятий // Безопасность. 1993. № 3-4. С. 70-76.

15. Гайфуллин А. Ю., Гайфуллина М. М. Методический подход к оценке социальной безопасности региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 12 (ч. 5). С. 1001-1006.

16. ЭмировН. Д., Джигкаев З. Ф. Принципы построения результативных показателей государственного управления в социальной сфере // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия : Экономика и экологический менеджмент (электронный журнал). 2014. № 2. URL: http:// economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/9003/principy_postro-eniya_rezultativnyh_pokazateley_gosudarstvennogo_ upravleniya_v_socialnoy_sfere.htm (дата обращения: 10.04.2021).

17. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2020 г. // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/ b20_14p/Main.htm (дата обращения: 10.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Выгодчикова И. Ю. Метод построения рейтинга конкурентоспособности российских компаний // Современная конкуренция. 2018. Т. 12, № 2 (68) -3 (69). C. 5-17.

References

1. Guskov N. S., Zenyakin V. E., Kryukov V. V. Ekonomi-cheskaia bezopasnost' Rossii [Economic Security of Russia]. Moscow, Algorithm Publ, 2000. 288 p. (in Russian).

2. About Security. Law of the Russian Federation 2446-1 of 05.03.1992. ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).

3. Kholostova E. I. Sotsial'naia politika i sotsial'naia rabota. 2-e izd. [Social Policy and Social Work. 2nd ed.]. Moscow, Dashkov and K° Publ., 2008. 216 p. (in Russian).

4. Zerkalov D. V. Sotsial'naia bezopasnost' [Social Security]. Kiev, Osnova Publ., 2012. 532 p. (in Russian).

5. Samygin S. I., Vereshchagin A. V., Kolesnikova G. I. Social'naia bezopasnost' [Social Security]. Moscow, Dashkov and K° Publ. ; Rostov-on-Don, Nauka-Spektr Publ., 2011. 359 p. (in Russian).

6. Manilov V. L. Bezopasnost'v epokhu partnerstva [Security in the Era of Partnership]. Moscow, Terra Publ., 1999. 364 p. (in Russian).

7. Malikova N. R. Institutionalization of the sociology of security. Doklady II Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa «Rossiyskoye obshchestvo i sotsiologiya v XXI veke: sotsial'nyye vyzovy i al'ternativy» (Moskva, 20 sentyabrya - 2 oktyabrya 2003 g.) [Reports of the II All-Russian Sociological Congress "Russian Society and Sociology in the XXI Century: Social Challenges and Alternatives" (Moscow, September 20 - October 2, 2003): in 2 vols]. Moscow, Alfa-M Publ., 2004, vol. 1, pp. 673-683 (in Russian).

8. Liga M. B. Kachestvo zhizni kak osnova sotsial'noi bezo-pasnosti [Quality of Life as a Basis for Social Security]. Moscow, Gardariki Publ., 2006. 223 p. (in Russian).

9. Kuznetsov V. N. Sotsiologiia bezopasnosti [Sociology of Security]. Moscow, Knizhnyi dom "Universitet" Publ., 2009. 216 p. (in Russian).

10. Grigoriev S. I. Osnovy stanovleniya sotsial'noi kva-litologii kak otrasli sovremennogo sotsiologicheskogo znaniya [The Foundations of the Formation of Social Qualitology as a branch of Modern Sociological Knowledge]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006. 20 p. (in Russian).

11. Arbatov A. Russia's national security in a multipolar world. World Economy and International Relations, 2007, no. 10, pp. 21-28 (in Russian).

12. Broi G. V., Pozhitoi N. M., Chubarov M. N. Criticism of "universal evolutionism", "information worldview", "homeostatic concept" and a systematic approach to the survival of human civilization. Bezopasnost' informatsionnykh tekhnologiy [Security of Information Technologies], 1999, no. 4, pt. 1, pp. 14-28 (in Russian).

13. Pavlenko S. Z. The philosophy of the country's security: The search for new approaches. In: Sotsial'no-politicheskiye aspekty obespecheniya gosudarstven-noy bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh [Sociopolitical Aspects of Ensuring State Security in Modern Conditions: Collected of articles]. Moscow, Granitsa Publ., 1994, pp. 115-120 (in Russian).

14. Lekarev S. V. Economic security of enterprises. Bezopasnost' [Security], 1993, no. 3-4, pp. 70-76 (in Russian).

15. Gaifullin A. Yu., Gaifullina M. M. Methodical approach to assessing the social security of the region. Fundamental Research, 2015, no. 12 (pt. 5), pp. 1001-1006 (in Russian).

16. Emirov N. D., Dzhigkaev Z. F. Principles of constructing effective indicators of public administration in the social sphere. Scientific journal ITMO. Series Economics and Environmental Management (electronic journal), 2014, no. 2. Available at: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/arti-cle/9003/principy_postroeniya_rezultativnyh_pokazate-ley_gosudarstvennogo_upravleniya_v_socialnoy_sfere. htm (accessed 10 April 2021) (in Russian).

17. Regions of Russia. Socio-economic indicators - 2020. Federal'naiasluzhbagosudarstvennoistatistiki (Federal State Statistics Service. Site). Available at: URL: https:// gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (accessed 10 April 2021) (in Russian).

18. Vygodchikova I. Yu. Construction the rating of competitiveness the Russian companies. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 2 (68) - 3 (69), pp. 5-17.

Поступила в редакцию 23.04.2021, после рецензирования 20.05.2021, принята к публикации 23.05.2021 Received 23.04.2021, revised 20.05.2021, accepted 23.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.