Научная статья на тему 'Экономика региона идет на поправку интервью журналу «Экономика и управление»'

Экономика региона идет на поправку интервью журналу «Экономика и управление» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катенев В.И.

Санкт-Петербургская академия управления и экономики около 10 лет является членом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты негосударственной некоммерческой организации, объединяющей более 2500 компаний и организаций Санкт-Петербурга. На вопросы нашего журнала о состоянии региональной экономики, перспективах развития инновационных предприятий отвечает президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, советник Губернатора Санкт-Петербурга, доктор экономических наук Владимир Иванович Катенев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика региона идет на поправку интервью журналу «Экономика и управление»»

Экономика региона идет на поправку

Интервью журналу «Экономика и управление»

The economy of the region is on the mend Interview for the Economics and Management journal

В. И. Катенев

Президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, советник Губернатора Санкт-Петербурга, доктор экономических наук 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 46-48

V. I. Katenev

191123, 8э1п1-Ре1егзЬигд, и1. СЬэукоувкодо, 44-48

Санкт-Петербургская академия управления и экономики около 10 лет является членом Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты — негосударственной некоммерческой организации, объединяющей более 2500 компаний и организаций Санкт-Петербурга.

На вопросы нашего журнала о состоянии региональной экономики, перспективах развития инновационных предприятий отвечает президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, советник Губернатора Санкт-Петербурга, доктор экономических наук Владимир Иванович Катенев.

— Владимир Иванович, как, по Вашему мнению, отразился мировой кризис на активности предпринимателей в регионе, результативности деятельности предприятий? Пройдено ли «дно» кризиса? Когда ожидается восстановление докризисного уровня активности?

— Кризис, как системное явление, оказал значительное влияние на экономику, социально-политическую ситуацию в регионе. Многие предприятия сократили бюджеты, оптимизировали структуру расходов, приостановили часть проектов. Недавно Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Петербурга (КЭРППиТ) подвел итоги социально-экономического развития города за 7 месяцев 2009 года. Статистика показала, что объемы промышленного производства сократились на 22%. Это существенно. От падения производства больше всех пострадала металлургическая отрасль. Также сильно кризис ударил по предприятиям отрасли машиностроения и металлообработки.

При этом устойчиво работает отрасль связи, неплохо смотрятся показатели пищевой промышленности. Как ни странно, с оптимизмом смотрят в будущее строители, несмотря на кризис перепроизводства площадей и почти полное отсутствие продаж: люди отложили планы на покупку недвижимости, снизились объемы ипотечного кредитования.

На мой взгляд, сегодня одна из главных задач предприятий, в том числе строительных, — вернуть доверие покупателей, эффективно работать на результат. Так, жилье вряд ли сильно подешевеет, поэтому именно сейчас многие имеют возможность «потор-

УДК 332.1

говаться» со строителями и решить свои жилищные проблемы.

Если давать общую оценку экономической ситуации в регионе, я бы отметил рост предпринимательской активности и позитивные явления в экономике. По оценке КЭРППиТ, в последние 2-3 месяца текущего года появились тенденции оживления активности сферы услуг, стабилизации на финансовом рынке, улучшения ситуации в сфере занятости. В реальном секторе экономики есть положительные сдвиги: так, Гособо-ронзаказ, размещаемый в этом году на петербургских предприятиях, по состоянию на 15 августа составил более 51 млрд рублей, что на 42% выше, чем за весь 2008 год. Объем услуг организаций транспорта вырос на 8,6% и достиг 167,67 млрд руб., общий объем услуг связи в январе-июле 2009 года в действующих ценах увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 6,6% до 55,7 млрд руб.

«Антикризисным», по сути, является оживление внешнеэкономического присутствия в городе. Например, в Финляндии процент безработицы существенно выше, чем в России, и это, естественно, подталкивает наших соседей к поиску применения своего бизнеса у нас. Деловых миссий в России стало больше: в 2008 году наша Палата провела более 50 деловых встреч с делегациями Финляндии, Норвегии, Белоруссии, Турции, Венгрии, Кореи, Таиланда, Китая, Филиппин и других стран, особо крупные делегации приезжали к нам из Германии и Италии. В целом, увеличилось количество обращений в Палату по поиску бизнес-партнеров.

Кризис заставил всех нас думать и действовать по-другому. Следует не паниковать, а пересмотреть текущую ситуацию, избавиться от устаревших подходов и работать, используя открывающиеся перспективы.

— Какая поддержка была оказана региональному бизнесу со стороны власти: федеральной, региональной, муниципальной. Насколько она являлась действенной?

— Поскольку регионом действия нашей Палаты является Санкт-Петербург, я расскажу об инициативах Правительства Санкт-Петербурга. Год назад в городе была принята комплексная программа мероприятий по преодолению последствий экономического и финансового кризиса на 2009 год. Среди мероприятий программы — усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, снижение административного давления на бизнес и меры поддержки предпринимательства, реализация мер, направленных на оптимизацию расходов бюджета Санкт-Петербурга, организационные мероприятия по мониторингу социально-экономической ситуации в целях выработки антикризисных мер и так далее. Это действительно масштабная программа, охватывающая все секторы петербургской экономики, социальную сферу. Подробно о мероприятиях программы можно

узнать на официальном сайте Правительства города www.gov.spb.ru.

В России принято критиковать власть, но в действительности руководство страны и города делает все возможное для сохранения стабильной ситуации, «держит руку на пульсе». 13 ноября мы провели заседание Совета Санкт-Петербургской ТПП, в котором принял участие вице-губернатор города Михаил Осе-евский. Члены Совета обсудили Послание Президента РФ Федеральному Собранию и высказанные им идеи модернизации применительно к Петербургу.

Год назад, 11 ноября 2008 года, Президент России Дмитрий Медведев встретился в Кремле с членами Президиума Правления ТПП РФ. Мы обсуждали участие Палаты России в реализации антикризисных мер, принимаемых Правительством РФ для поддержки важнейших секторов экономики и противодействия коррупции. Действия властей в целом я оцениваю как эффективные и продуманные.

— Какова роль саморегулируемых организаций в развитии бизнеса в России в целом и в нашем регионе в частности? Как она трансформировалась в период кризиса? Повлиял ли кризис на направленность и основные формы работы ТПП?

— Идея создания саморегулируемых организаций (СРО) очень интересна и перспективна. При этом, несмотря на принятие закона о СРО, до сих пор многие компании не знают, что это такое и не предпринимают никаких усилий по вступлению в СРО. Саморегулируемые организации — это новое явление в России, которое вызывает у бизнеса много вопросов. В чем суть саморегулирования? В том, что сегодня государство отказывается от части своих регулятивных функций, передавая их объединениям бизнеса. Деятельность СРО определяют сегодня 12 федеральных законов, включая законы о рекламе, о негосударственных пенсионных фондах, об обеспечении оценочной деятельности в РФ и др. Создающиеся СРО призваны сделать более эффективной систему ответственности субъектов бизнеса, они должны способствовать повышению качества, безопасности товаров и услуг.

При Санкт-Петербургской ТПП мы будем создавать СРО строительных организаций — сейчас этим проектом занимаются наши сотрудники. СРО при СПб ТПП будет являться региональным филиалом крупной федеральной СРО, займется первичным отбором компаний, приемом документов, привлечением новых членов.

Хочу подчеркнуть, что сама Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата формально не является СРО, хотя принципы и цели нашей работы те же — коллегиальное управление, объединение предприятий, защита интересов бизнеса. Мы так же, как и любая СРО, выступаем своего рода гарантом надежности и стабильности той или иной компании, имеющей членство.

Торгово-промышленная палата — это негосударственная некоммерческая организация, основанная на добровольном членстве и действующая в соответствии с Федеральным Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» 1993 года. Во многих странах мира, в Европе членство в ТПП является обязательным для всех предприятий. В России же членство в палатах добровольное.

Санкт-Петербургская ТПП объединяет сегодня более 2500 компаний Санкт-Петербурга и региона, предприятия малого, среднего и крупного бизнеса всех сфер деятельности, являясь представителем интересов регионального делового сообщества. Говоря о собствен-

ной антикризисной программе Санкт-Петербургской ^ ТПП, отмечу, что на заседаниях Палаты мы обсуждаем =п поведение бизнеса в условиях экономического кризи- ^ са. У нас 20 отраслевых комитетов, каждый из которых < проводит заседания и анализ практических ситуаций. щ Не так давно прошло совместное заседание с Коми- ^ тетом финансов Правительства Санкт-Петербурга, по- х священное государственной поддержке малого биз- ^ неса. Проходили специальное заседание и «круглые 5 столы» с участием Прокуратуры города, посвященные ^ вопросам более тесного взаимодействия предпринима- 2 телей и представителей закона в свете усиления анти- ® коррупционной борьбы, о которой мы говорили выше. ^

— Каково отношение предпринимательского со- ^ общества к перспективам посткризисного разви- ^ тия экономики? ^

— Петербургское бизнес-сообщество в целом спо- ш койно относится к происходящему: в городе проходит 3 большое количество деловых мероприятий — конфе- -о ренций, форумов, переговоров, встреч, где обсужда- < ются вопросы совместной работы, пути повышения н эффективности и выхода из кризиса. Люди хотят жить < хорошо, работать, обучать детей, развиваться, поэтому, думаю, все заинтересованы в завершении кризиса.

— Как бы Вы охарактеризовали инновационную политику Санкт-Петербурга?

— В Петербурге с 2008 года действует комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики. В программе восемь направлений, согласно которым инновационные компании получают поддержку со стороны городского бюджета. Город помогает бизнесу в таких направлениях, как: подготовка и переподготовка кадров, создание инновационной инфраструктуры, реализация кластерной политики, создание нормативно-правовой базы, содействие реализации инновационной продукции на экспорт, повышение спроса на нее, популяризация инновационной деятельности и помощь бизнесу в участии в федеральных целевых программах. Кроме того, поддерживаются четыре федеральных проекта за счет софинансирова-ния из федерального и регионального бюджетов. Это создание ОЭЗ технико-внедренческого типа в двух отделениях: «Нойдорф» и «Новоорловская», возведение технопарка «Ингрия», Наукограда в Петергофе и действие Венчурного фонда Санкт-Петербурга под управлением «ВТБ. Управление активами».

В 2008 году одним из самых ярких инновационных проектов был проект создания сети цифрового телевидения группой компаний во главе с «Заводом им. Козицкого». Проект стал победителем городского конкурса лучших инновационных проектов, реализуемых в рамках кластера, и получил премию 9 млн рублей. На тот момент эта сумма составляла 10% от общих инвестиций в проект. Сейчас уже есть предварительные результаты поддержки сети цифрового телевидения: выбрана опытная зона цифрового вещания в Красном селе площадью 4500 м2, а в конце года состоится подключение первых жителей района к цифровому телевидению.

Хочу отметить, что почти все инновационные компании, поддержанные городом за два года, приняли участие во II Петербургском международном инновационном форуме, прошедшем с 30 сентября по 3 октября. В этом году форум прошел в рамках Российской инновационной недели — совместного мероприятия Правительства Санкт-Петербурга и корпорации «Роснано».

В петербургской части Российской инновационной недели приняли участие более 12 000 участников из

^ 38 стран мира и 233 городов России и зарубежья.

1 В «Ленэкспо» действовали пять экспозиций — «Инно-^ вационная Россия», «Российский промышленник»,

< «Атомная промышленность», «Display-2009», «Мехатро-с= ника и робототехника». Особенностью инновационного ^ форума стало активное вовлечение в его организацию х различных общественных объединений бизнеса, в том ^ числе Санкт-Петербургской торгово-промышленной 5 палаты. Мы проводили свои конгрессные мероприятия,

работали с бизнесом на выставочном стенде Палаты.

2 В ходе работы стендов «Инновационной России» ® были представлены Санкт-Петербург и его зарубеж-

2 ные партнеры (Центральная Финляндия, Лаппеенран-^ та, Дублин, Гамбург, Бавария, Штирия, Краков, Грац, ^ Австралия, Дания, Норвегия), Российская корпорация ^ нанотехнологий, Технопарк «Ингрия», Особая экономи-UJ ческая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Пе-

3 тербурге, Российская венчурная компания, Российская -о ассоциация прямого и венчурного инвестирования,

< Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов, н Мебельный технопарк, Фонд содействия кредитова-

< нию малого бизнеса в Санкт-Петербурге, ведущие вузы города. Стенды инновационных предприятий работали по кластерному признаку — машиностроение, медицина, экология, электроника, лазерное оборудование, энергосбережение, информационные технологии и др. Выставка продемонстрировала срез инновационной активности города, те отрасли, которые находятся в лидерах развития инноваций.

Интересными оказались итоги электронного голосования на пленарном заседании. 59% присутствовавших в зале на вопрос «Инновационная Россия: миф или реальность?» ответили «реальность». Это доказывает, что интерес со стороны бизнеса к инновациям растет, а такие мероприятия, как Инновационный форум, являются его индикаторами, доказывающими, что инновационная политика города и страны идет в нужном для предпринимателей направлении.

В ходе инновационного форума были подписаны соглашения об инвестициях в инновационные проекты на сумму более 1 млрд рублей. Инвестиции были направлены в четвертый петербургский проект Российской корпорации нанотехнологий, в увеличение активов Венчурного фонда Санкт-Петербурга, в два инновационных проекта петербургской организации бизнес-ангелов, в развитие деятельности седьмого резидента бизнес-инкубатора «Ингрия» и научно-исследовательский центр при университете им.М. А. Бонч-Бруевича.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о конкретных примерах удачных инновационных проектов. Оказывалась ли им поддержка со стороны ТПП? Какая?

— При Санкт-Петербургской ТПП несколько лет действует Комитет по инвестиционной политике. Комитет объединяет предпринимателей, заинтересованных в обсуждении особенностей инвестирования в инновационные бизнес-проекты. В ходе заседаний Комитета проходят презентации инновационных проектов с привлечением потенциальных инвесторов. В 2009 году Комитет начал развивать программу сотрудничества с участием НП «Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов» и инвесторов. Программа действует так: предприятия обращаются в НП с вопросами о возможностях развития уже существующих проектов и бизнесов с использованием инноваций. Бизнес-ангелы на стадии «посева» финансируют запуск проекта из собственных средств, в результате чего реализуются старт-апы в уже действующих компаниях.

— Не могли бы Вы описать направления и механизмы взаимодействия ТПП, предприятий с учебными заведениями по подготовке кадров для инновационной экономики.

— Кадровая проблема во все времена была одной из самых сложных. Весной 2009 года состоялось заседание городского Правительства по обеспечению города профессиональными кадрами, в ходе которого мы обсуждали сложившуюся ситуацию. Я был председателем рабочей комиссии по подготовке этого вопроса. ПТУ № 89 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — очень хороший пример, показывающий, как эффективное современное инновационное предприятие может планомерно готовить себе кадры. Известно, что раньше была довольно эффективная система закрепления ПТУ за производством. Исторически сложившиеся связи существуют и сейчас. Во многих случаях, если предприятие не удовлетворено качеством выпускаемых рабочих, они эти ПТУ меняют, ищут на рынке другие предложения. Конечно, сейчас смешались формы собственности. Понятно, что те ПТУ, которые остались, содержатся на федеральные деньги. Кроме того, училищам предоставлено право зарабатывать деньги за счет предоставления профильных услуг на имеющемся оборудовании. Некоторые крупные предприятия берут шефство над действующими ПТУ, оказывают финансовую помощь.

Работы в этом направлении много. Есть программа, в рамках которой КЭРППиТ при участии Палаты проводит мониторинги потребностей города в тех или иных специалистах, учитывая также заявки отдельных предприятий. На основании этого нашим профтехучилищам выдается госзаказ и выделяются федеральные средства.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что у нас в ТПП создан Комитет по вопросам кадровой, социальной политики и профессиональному образованию, его возглавляет Игорь Дубинников, заместитель генерального директора по персоналу ОАО «ТГК-1». В этот комитет входят около 100 руководителей кадровых служб предприятий города. Комитет занимается разработкой профессиональных стандартов, по которым сегодняшние специалисты могут подтвердить свою квалификацию. Раньше не вызывало сомнений, что, например, у водителя первого класса есть стаж, опыт, безаварийность. А что такое водитель первого класса сегодня?.. Также Комитет занимается созданием основ тарифной политики при оценке стоимости труда. Анализируются данные ряда предприятий, и каждые полгода печатается внутренний сборник реальных выплат сотрудникам компаний. Это делается для того, чтобы не происходило завышение фактической стоимости рабочей силы. Это ведь тоже область этики бизнеса. Одной из причин кризиса можно назвать то, что темпы роста заработной платы значительно превышали рост производительности труда. И за счет того, что трудовых ресурсов не хватало, мы переманивали их друг у друга, завышали зарплату, снижая тем самым рентабельность бизнеса.

— Как Вы оцениваете перспективы обсуждавшегося летом этого года закона о создании инновационных фирм при вузах? Есть ли, в этой связи, перспективы создания такого рода предприятий при вузах (факультетах) гуманитарного профиля (экономика, управление, право и т. п.)?

— Почему нет? На мой взгляд, малые предприятия при вузах могут быть очень перспективными и финансово успешными, будь то молодежное, информационное или PR-агентство, группа аналитиков-эконо-

мистов или оператор индивидуальных туристических туров. Другая проблема — неповоротливость самих вузов в организации технического обеспечения для студенческих фирм, бухгалтерская отчетность, бюрократические проволочки... Но это не должно останавливать начинающих предпринимателей. Пусть они

получат свой первый опыт в вузе, без серьезного отрыва от учебы. Этому должны содействовать сами вузы, преподаватели, университетские менеджеры: заниматься этой проблематикой, учить молодежь грамотному планированию, экономическому мышлению, эффективному менеджменту.

Редакция журнала благодарит В. И. Катенева за интервью и надеется на дальнейшее развитие сотрудничества

Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан в Санкт-Петербурге

Unemployed citizens entrepreneurship initiative development in Saint-Petersburg

П. Б. Панкратов

Председатель Комитета по труду и занятости населения г Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 7

P. B. Pankratov

190000, 8э1п1-Ре1егзЬигд, и1. Са!егпауа, 7

Анализируется опыт оказания комплексной поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан в рамках выполнения программ содействия занятости населения r. Санкт-Петербурга, реализуемых Комитетом по труду и занятости населения.

The article analyses the experience of unemployed citizens entrepreneurship initiative complex support within the framework of Saint-Petersburg population employment programs, implemented by Labor and Employment Committee.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная услуга, безработные граждане, предпринимательская инициатива, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, программа поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан Keywords: entrepreneurship, government service, unemployed citizens, entrepreneurship initiative, Saint-Petersburg Committee on labor and employment, unemployed citizens entrepreneur initiative support program

Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], является частью общей государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской

< >

УДК 331.5(470.23-25)

Федерации, местного самоуправления и направленных на создание эффективного организационно-хозяйственного механизма формирования и устойчивого развития цивилизованного предпринимательства.

Среди основных целей государственного регулирования предпринимательской деятельности в России определена цель обеспечения занятости и развития самозанятости населения, что приобрело особую актуальность в условиях нынешнего глобального экономического кризиса.

В г. Санкт-Петербурге в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами основными проводниками политики государственной поддержки предпринимательства выступают Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.

Надо отметить, что Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является крупнейшим и наиболее инициативным посредником по найму рабочей силы для организаций различных форм собственности, в том числе и для предпринимательских структур. Комитет оказывает широкий спектр государственных услуг трудоспособному населению и работодателям по обеспечению занятости граждан [2]:

1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

2. Информирование о положении на рынке труда в Санкт-Петербурге.

3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

4. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

5. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

6. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.