Научная статья на тему 'Экономика - основа социальной жизни'

Экономика - основа социальной жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ECONOMY / SOCIAL LIFE / MANUFACTURING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов В. В.

Трансформация отраслей промышленности привела к значительному сокращению продукции основных обрабатывающих производств, к снижению уровня квалификации, оплаты труда работников. Удельный вес зарплаты в структуре валовой добавленной стоимости снизился с 77 до 47%. Как следствие снизилась возможность населения удовлетворять свои текущие и долгосрочные потребности. Необходимо составление балансов потребностей и возможностей различных слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AS THE BASIS OF SOCIAL LIFE

The dramatic changes in manufacturing industry in recent years led to a significant reduction of manufacturing industry output, qualification level decrease and lower wages and salaries. The payroll ratio in gross value added structure dropped from 77% to 47%. As a result purchasing power and ability to satisfy current and long-tern needs decreased. The author states that it is necessary to make an assessment of needs and purchasing power of different walks of society.

Текст научной работы на тему «Экономика - основа социальной жизни»

♦

УДК 333163 В.В. Кузнецов

ЭКОНОМИКА - ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Трансформация отраслей промышленности привела к значительному сокращению продукции основных обрабатывающих производств, к снижению уровня квалификации, оплаты труда работников. Удельный вес зарплаты в структуре валовой добавленной стоимости снизился с 77 до 47%. Как следствие снизилась возможность населения удовлетворять свои текущие и долгосрочные потребности. Необходимо составление балансов потребностей и возможностей различных слоев населения.

Ключевые слова: экономика, социальная жизнь, обрабатывающие производства.

V.V. Kuznetsov

ECONOMY AS THE BASIS OF SOCIAL LIFE

The dramatic changes in manufacturing industry in recent years led to a significant reduction of manufacturing industry output, qualification level decrease and lower wages and salaries. The payroll ratio in gross value added structure dropped from 77% to 47%. As a result purchasing power and ability to satisfy current and long-tern needs decreased. The author states that it is necessary to make an assessment of needs and purchasing power of different walks of society.

The key words: economy, social life, manufacturing industry.

«Формирование комфортного общества для жизни людей должно стать приоритетной задачей», - заявил Президент РФ Д. Медведев. На путях решения этой важнейшей для России задачи есть нерешенные вопросы, среди которых: придание обрабатывающим производствам ускорения в развитии, состояние производства высокотехнологичных товаров, обеспечение людей труда достойной работой и заработной платой. Среди всех задач, на наш взгляд, требует первоочередного решения повышение доли добавленной стоимости (ВДС) в составе валового регионального продукта в каждом регионе и повышение на этой основе возможностей семейных бюджетов населения.

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) целенаправленно занимается изучением проблем качества и уровня жизни населения и разработкой предложений для органов власти в центре, в субъектах Российской Федерации. Распределение населения по уров -ню жизни на основе потребительских бюджетов населения в период 1990 - 2008 гг. приведено в таблице.

Из таблицы следует, что советский период Россия была в основном страной среднеобеспеченных людей с заметной группой низкообеспеченного населения. Уже в 1992 г. в результате «шоковой терапии» Россия стала страной со значительным преобладанием бедных и низкообеспеченных людей, составивших 79,5% населения. В их состав перешла основная часть среднего слоя. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чем в 30 раз за счет обеднения низкообеспеченного и среднего слоев и составила почти 36% от общей численности населения. Средний слой уменьшился в 3,5 раза и составил 20,9% россиян.

Жизнь лишь в каждой пятой семье можно было считать сравнительно благополучной, в то время как до реформ такой материальный достаток имело более трех четверти населения. Прогнозные оценки показывают, что за 2006 - 2008 гг., на которые рассчитана Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу1, ни бедные, ни низкодоходные, ни среднедоходные группы населения не изменять своего объема в обществе. Доходы бедных и низкообеспеченных к 2006 г. составили 16,4 и среднеобеспеченных 57,8% от общего объема денежных доходов, а 7,7% высокоообеспеченной группы населения обладают 25,8% всех доходов населения. Программа социально-экономического развития РФ предполагает, что эта доля к 2009 г. поднимется до 33,3%. Таким образом, только высокоообеспечен-ная группа населения может примерно в 2 раза увеличить свою численность и в 2,3 раза денежный доход.

Отдел статистики уровня жизни, труда и обследований населения территориального органа федеральной

службы государственной статистики по Ульяновской области подвел итоги выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за 2006 г Из 510 домашних хозяйств, участвующих в обследовании, 71% составляют городские и 29% сельские домохозяйства. Большинство респондентов работают на постоянной основе на предприятиях, в организациях, учреждениях (81,3%) и у физических лиц (16,1%). Одним из показателей, позволяющих оценить материальное положение различных

1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р.

Распределение населения по уровню жизни на основе потребительских бюджетов, %*

Население Доходы 1990 1992 2004 2005 2006 2008

Бедные До 1 ПМ 1,5 35.9 17,8 15,0 13,4 10,4

Низ коо беспече нные От 1 ПМ до 2 ПМ 18,9 43,6 32,2 30,4 28,4 24,9

Среднеобеспеченные От 2 ПМ до 7 ПМ 73,9 20,9 45,2 48,5 50,4 53,5

Высокообеспеченные От 7 ПМ и выше 7 0,2 4,8 6,1 7,8 11,2

* Расчеты проведены сотрудниками ВЦУЖ А.А. Гулюгиной и В.П. Васильевым.

социально-экономических групп населения, является уровень бедности, который определяется в настоящее время величиной прожиточного минимума (ПМ)2. В 2006 г. прожиточный минимум вырос по сравнению с 2005 г. на 18,9 % и составил 2 945,0 руб. в среднем за месяц на одного жителя области. Уровень бедности в Ульяновской области в 2006 г составил 24,9% - это на 4,5% меньше, чем в 2005 г. По уровню бедности область занимает 11 место среди 14 регионов ПФО. Уровень бедности в республике Марий Эл составил 30,7% (это максимальное значение), а в республике Татарстан - 10% (это минимальное значение). Следует отметить, что в Приволжском федеральном округе максимальный среднедушевой денежный доход - 11 361,6 руб. - был в 2006 г в Самарской области, минимальный - 4 758,6 руб. - в республике Мордовия. В 2006 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 28,0% всех денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного - лишь 2,3% (в 2005 г соответственно 27,3% и 24%).

Для анализа уровней и качества жизни населения чаще всего используем среднедушевые показатели. Так, для оценки финансовых возможностей населения принят показатель «среднегодовой доход», который в области по состоянию на конец 2006 г. на 45,9% формируется за счет заработной платы, занятой в экономике части населения, 18,3% - за счет государственных социальных трансфертов и на 12,1% - за счет предпринимательской деятельности. Перераспределение общего объема денежных доходов в 2006 г., как и 2005 г, сложилось в пользу высокодоходных групп населения.

Оценивая свое финансовое положение, 2,1% населения заявляют что денег не хватает даже на еду (в 2005 г -6,9%); в 40,4% домохозяйствах считают затруднительным покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги (в 2005 г - 46,4 %); 56,1% - денег хватает на еду и одежду, но не могут себе позволить покупать товары длительного пользования (в 2005 г. - 45,4%), 1,4% - могут позволить покупку товаров длительного пользования, но не хватает денег на покупку автомобиля, квартиры, дачи (в 2005 г. - 1,3%).

Таким образом, решение проблем преодоления абсолютной бедности и низкой обеспеченности, а также расширения среднего класса до преобладающей в обществе социальной группы остается главной задачей перспективной социально-экономической политики.

Величина доходов населения, безусловно, зависит от состояния экономики. В экономике Ульяновской области за рассматриваемые 15 - 16 лет произошли значительные структурные изменения. Структурные изменения произошли в составе валового регионального продукта (ВРП). Меняется доля добавленной стоимости (ВДС) в составе валового регионального продукта и доля товарной продукции по отношению к объему услуг. Например, за анализируемый период (1991 - 2006 гг.) валовая добавленная стоимость области выросла в 15,5 раз, добавленная стоимость в производстве товаров выросла в 10 раз. В то же время добавленная стоимость в услугах выросла в 25,4 раза. Из рис. 1 следует, что доля ВДС в производстве товаров снизилась с 62,3 до 40%, а доля услуг выросла с 36,8 до 60%.

Рис. 1. Динамика структуры валовой добавленной стоимости в региональном продукте Ульяновской области (млрд руб.)

2 Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №1 34-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина установлена законом Ульяновской области от 30 августа 2001 г. № 032-30 «О потребительской корзине в Ульяновской области».

Структурная трансформация в производстве товаров сопровождалась резким сокращением занятых в этой отрасли работников. Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых в обрабатывающих производствах сократилась на десятки тысяч работников (на 39%), особенно в отраслях машиностроительных производств, где была самая высокая заработная плата. Удельный вес зарплаты в торговле к зар-

плате в обрабатывающих производствах в среднем составляет 67,7%. Следствием явилось то, что удельный вес зарплаты в структуре ВДС по области за период с 1998 по 2005 гг снизился с 73,3 до 47%.

Проблема не только в том, что уменьшение доли товарной продукции в структуре валовой добавленной стоимости ведет к снижению денежной массы в семейных бюджетах населения, но также и в том, что снижается доходная часть регионального и местного бюджетов. Например, в доходной части бюджета Ульяновс -кой области 2005 г доля налогов на заработную плату населения составляла 31% (для сравнения - налог на прибыль организаций составил 14,3%), а в бюджете г Ульяновска налог на доходы физических лиц - вовсе 44,8%. Нарушение равновесия между товарной массой и услугами, на наш взгляд, привело к снижению как уровня, так и качества жизни населения региона, что мы и наблюдаем в Ульяновской области в настоящее время.

Несмотря на положительную динамику ряда экономических показателей 2006 г. (среднемесячная зарплата к уровню 1990 г. выросла в 25 раз, среднедушевые доходы населения - в 31 раз), отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму в 2006 г. по сравнению с 1990 г. ухудшилось в 2,8 раза. Это соотношение сложилось по причине того, что прожиточный минимум за этот период вырос в 100 раз. Следовательно, оплата труда выросла в 4 раза медленнее, чем прожиточный минимум (рис. 2).

жителей, и они вынуждены искать работу и источники существования на стороне, в других регионах, что создает дополнительные социальные проблемы в семьях, проблемы воспитания детей-подростков. Это проблемы социального характера, но их решение находится в экономической сфере.

Инновационно-ориентированные предприятия, ко -торые осваивают новые технологии, применяют передовые методы производства и управления, создают изделия с высокой добавленной стоимостью, пользующиеся спросом потребителей, способны извлечь на рынке потребителей существенные преимущества и решить социальные проблемы в регионах. И международная практика показывает, что наиболее быстрое развитие демонстрировали те сектора промышленности, в которых движущей силой выступали новейшие технологии. Отрасли же, использующие в качестве движущей силы рынок, развивались более низкими темпами . Инновационно-технологические компании могут эффективно функционировать в странах с высоким уровнем заработной платы, в то время как трудоемкие производства перемещаются в страны с низкооплачиваемой рабочей силой.

Президент РФ Д. Медведев обращает внимание на следующие ключевые элементы, необходимые для успеха:

- макроэкономическая стабильность;

- инвестиции;

7000

6000 --

5000 --

1500

1000

0 -

^^^ Душ. ден. доходы выросли в 31 раз • — Ср.мес. зарплата выросла в 25 раз Прожиточн. минимум вырос в 100 раз X Ср.мес. расход ы вы росли в 29 раз Соотношение доходов к прож.

6708

5344

42 59

4098

5,06 523 1472 ■

-Ж"-___— 265 — 18397 ^^ 1459 ч 677 2,3 ^1,7 ЖТ24-"Ж1,8

1990

1996

2000

2005

2006

Рис. 2. Динамика основных показателей уровня жизни населения Ульяновской области за 1990 - 2006 гг.

Важным, на наш взгляд, для разрешения проблемы доходов населения является вопрос занятости, спроса и предложения рабочей силы в регионе. Предприятия, производящие товары с использованием трудоемких процессов, испытывают соблазн использования низкооплачиваемой рабочей силы. Особенно это просматривается в строительном, сельскохозяйственном производстве и в торговле. Собственники, соблюдая свои экономические интересы, часто используют дешевый труд приезжих рабочих из других регионов или стран. При этом страдают экономические интересы местных

- наука и инновации;

- развитие квалификации труда;

- развитая инфраструктура;

- управляемый рынок.

Сокращение продукции машиностроительных отраслей в области предопределило необходимость выработки новой стратегии развития: приоритетное развитие обрабатывающих производств и в первую очередь машино-строительных отраслей, что позволит решить социальные проблемы в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.