ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 334.021:35
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
Государственная стратегия интеллектуальной собственности является важнейшим инструментом формирования и развития инновационной экономики, ее исходным и центральным звеном. В основе государственной стратегии интеллектуальной собственности лежит разработка идеологии экономики интеллектуальной собственности, пока еще не выделенная в отдельную научную дисциплину. Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых, высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему, поэтому раздел «Экономика интеллектуальной собственности» является ключевым в проекте государственной стратегии интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: государство, интеллектуальная собственность, инновации, механизмы, стратегия, система, экономика, эффективность.
Б.Б. Леонтьев
Сегодня наиболее эффективная инновационная деятельность развивается исключительно на основе интеллектуальной собственности, источником которой являются научные достижения, полученные в сферах науки и образования. Однако традиционно в литературе по управлению инновациями вопросам интеллектуальной собственности уделяется явно недостаточное внимание и преимущественно с позиции юриспруденции, хотя экономических аспектов здесь не меньше.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) выступили инициаторами разработки Государственной стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС) в России, в центре которой находится стратегия инноваций. Сегодня эта инициатива, поддержанная Советом Федерации, начала воплощаться действиями Минобрнауки России. В основе предложенной автором концепции ГСИС лежит разработка идеологии экономики интеллектуальной собственности, пока еще не выделенная в отдельную научную дисциплину. Раздел «Экономика интеллек-
© Леонтьев Б.Б., 2013
65
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
туальной собственности» является ключевым в проекте ГСИС, ныне разрабатываемом Минобрнаукой России. Ниже мы предлагаем его краткое содержание с целью ознакомить специалистов по инновационной экономике с его базовыми положениями.
Данный раздел имеет структуру, описывающую современную российскую проблематику экономики интеллектуальной собственности, принимающую в этом случае базовую форму рекомендуемых механизмов, принципы построения экономики, цели, задачи, макро- и микромеханизмы, систему мониторинга.
1. Проблематика. В рамках ГСИС за счет введения раздела «Экономика интеллектуальной собственности» государство намерено разрешить проблемы до сих пор крайне неэффективной инновационной деятельности и борьбы с контрафакцией в рамках всего государства и всех его субъектов — региональных, отраслевых, корпоративных, хозяйственных, общественных. Данная проблема в ракурсе всего мирового института интеллектуальной собственности ставится в Российской Федерации впервые и требует нового взгляда на всю российскую экономику.
2. Форма инструментария. Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых, высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему. Эффективность экономики возрастает за счет мультипликативного (суммарного) эффекта, полученного от использования предложенных ниже механизмов стимулирования операций с интеллектуальной собственностью (ИС) в рамках научной инновационной и коммерческой деятельности. Механизмы — основа будущих нормативных документов, оргформ и вновь создаваемых организаций.
3. Принципы построения — это самые общие обязательные требования к выстраиваемой системе экономики интеллектуальной собственности, то есть язык построения ее экономики.
3.1. Минимизация бюджетных расходов при реализации ГСИС, то есть при создании и использовании новых документов и организационных форм. И соответственно, максимизация затрат частного капитала. То, что может быть самоокупаемым, не должно быть на бюджетном содержании.
3.2. Междисциплинарность понимания и использования объектов интеллектуальной собственности (технико-экономико-правовое, художественно-экономико-правовое и т.д.).
3.3. Алгоритмичность экономических механизмов учета, поддержки и стимулирования процессов создания, охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности.
3.4. Индикативность измерения результатов действия экономических механизмов.
3.5. Мультипликативность взаимосогласованных эффектов действия экономических механизмов.
66
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
4. Цель построения и реализации экономики интеллектуальной собственности в Российской Федерации — максимизация роста ВВП за счет роста инновационности всех субъектов российской экономики и минимизации объемов контрафакции во всех сегментах национального рынка.
5. Задачи построения экономики интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
5.1. Общей задачей является создание и системное периодическое совершенствование единого и общего механизма управления интеллектуальной собственностью, который позволит взаимосогласованно решать сотни тысяч проблем одновременно в разных отраслях, регионах, на разных предприятиях, в сфере творческой деятельности.
Создание макроэкономических механизмов стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне государства, регионов и отраслей, измеряемых индикаторами а, б, в, г (рисунок 1).
Пирамида экономических механизмов ГСИС
Рисунок 1. Графическая иллюстрация сочетания механизмов экономики интеллектуальной собственности, порождающих мультипликативный эффект
5.2. Создание микроэкономических механизмов стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне предприятий и корпораций, измеряемых индикаторами д и е.
5.3. Создание механизмов поддержки и стимулирования творческой и внедренческой деятельности авторов и правообладателей интеллектуаль-
67
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
ной собственности в сферах науки, литературы, искусства, образования и производственной деятельности всех отраслей экономики, измеряемых индикаторами ж и з.
6. Макроэкономические механизмы должны стимулировать (государством и регионами) достижение роста показателей по индикаторам и быть функционально специализированы на следующих механизмах.
6.1. Региональные механизмы управления интеллектуальной собственностью, где отрабатываются механизмы финансовой поддержки и стимулирования массового и широкомасштабного воспроизводства и коммерциализации интеллектуальной собственности, оценивая действия субъектов Федерации, других макроэкономических и микроэкономических субъектов по их участию в основных конечных индикаторах — уровень ВВП (темпы прироста), создание новых рабочих мест, количество решенных экологических проблем, уровень контрафакции.
6.2. Отраслевые механизмы управления интеллектуальной собственностью, ориентированные на постоянное научно-техническое совершенствование, инновационное обновление и монопольное развитие уникальных производств, уникальной продукции для последующего агрессивного захвата новых рыночных ниш, расширения рынков сбыта от регионального масштаба, через весь национальный рынок и с ориентацией на международный. Все это возможно лишь в случае отыскания и индивидуальной адресной поддержки способных и выдающихся ученых, изобретателей, инноваторов, высокотехнологичных предпринимателей, на которых до сих пор государство и власти не обращают должного внимания.
6.3. Функциональные механизмы:
— льготного налогообложения предприятий, приобретающих по договорам уступки и лицензиям новейшие и высокоэффективные технологии для развития собственного производства;
— льготного кредитования малых и средних высокотехнологичных предприятий, развивающихся на патентах, лицензиях, отечественных и зарубежных инновациях мирового уровня;
— льготного долгосрочного инвестирования капитала в создание и развитие высокотехнологичного бизнеса, созданного на базе патентов, ноу-хау и лицензий;
— льготного таможенного регулирования ввозных пошлин для любой ввозимой интеллектуальной собственности и ввозимого исследовательского оборудования;
— государственной поддержки и стимулирования национального консалтинга (оценка, аудит, экспертиза, патентование), специализирующегося на интеллектуальной собственности и инновациях;
— борьбы с контрафакцией на основе саморегулируемых организаций как наиболее эффективного и массового инструмента, бесплатного для бюджета и необременительного для госслужащих;
68
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
— борьбы с контрафакцией на базе местного самоуправления по тем же самым мотивам, что и саморегулирование;
— системного развития «мягкой силы» как создания наиболее привлекательных условий для иностранных специалистов.
7. Микроэкономические механизмы на предприятиях должны стимулировать достижение высоких показателей (д и е) и быть специализированы на следующих функциях:
— освоения и развития технологии возвратного капитала, гарантирующих самофинансирование НИОКР, вознаграждения всем участникам предыдущего инновационного цикла;
— введения в хозяйственный оборот с гарантированными уровнями учета и охраны интеллектуальной собственности;
— освоения и широкого применения паспорта творческого участия как инструмента интеграции персонала, знаний и капитала в инновационной деятельности, гарантирующей наиболее объективное и стабильное вознаграждение всем творческим участникам инновационных программ и проектов;
— гарантированных и обоснованных вознаграждений правообладателей и авторов созданных и практически реализованных объектов интеллектуальной собственности;
— коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках бизнеса;
— стимулирования капитализации (наращивания стоимости бизнеса и его нематериальных активов).
8. Механизмы стимулирования процессов создания новых научных, научно-технических и технических систем за счет поддержки продуктивных ученых, состоятельных авторов открытий, изобретателей, инновационных менеджеров и правообладателей единых технологий.
8.1. Грантовая система для авторов научно-технических перспективных идей.
8.2. Контрактная система финансирования средних и крупных НИОКР как новых научных, научно-технических и технических систем.
8.3. Механизм стимулирования экспорта новейших российских изделий за счет учета продаж отечественных высокотехнологичных изделий и стимулирования менеджеров, авторов и правообладателей (оценивается денежная сумма сделок, полученные доходы государства, регионов и предприятий).
8.4. Механизм обстоятельного и качественного учета и стимулирования результатов интеллектуальной деятельности в сфере фундаментальных знаний, ориентированных на практическую реализацию (измерение культуры учета редакционно-издательской деятельности (РИД) с целью существенного роста отдачи фундаментальной науки в системе редакционноиздательской деятельности РАН и других академий).
69
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
8.5. Механизм учета и стимулирования изобретательской деятельности по результатам, превосходящим мировой уровень (с целью учета всего комплекса РИД и сертификации их качества и эффективности).
9. Механизмы стимулирования независимой экспертной деятельности фирм и отдельных высококвалифицированных специалистов, действующих на российском рынке услуг:
— деятельность патентных поверенных, обеспечивающих компетентную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
— оценки стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, инновационных и инвестиционных проектов и высокотехнологичного бизнеса;
— сертификация состоятельности патентов, ноу-хау, коммерческих концепций НИОКР, проектов, программ, бизнеса и качества управления в данных системах, гарантирующих воспроизводимость заявленных результатов авторами и правообладателями (в том числе и аналоги форм технологического аудита);
— экспертиза инновационных программ и проектов для иных целей, включая инвестирование средств, выдачу кредитов, бюджетное финансирование и др.
10. Механизмы мониторинга и координации состояния экономики:
— создание региональных и общегосударственной систем-индикатив-ного измерения функционирования макро — и микроэкономических механизмов (в виде единого программного продукта);
— разработка, реализация и периодическое совершенствование системы мониторинга и тактического регулирования всей системы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках национальной экономики (механизм организационно-тактического мониторинга).
Вышеописанная модель представляет собой лишь наиболее общий и отнюдь не завершенный вариант построения госстратегии интеллектуальной собственности, а на ее основе — экономики интеллектуальной собственности и инноваций. Выстраивая с помощью этой и подобной модели экономику высокоэффективной интеллектуальной собственности, фактически мы будем выстраивать инновационную экономику, поскольку основными действующими лицами в ней являются авторы и правообладатели интеллектуальной собственности, при их поддержке и продвижении со стороны менеджеров, инвесторов, консультантов, экспертов и госорганов.
Литература
1. Захаров А.В., Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2012. №3. С. 14—21.
70
Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина
2. Леонтьев Б.Б. О новой государственной политике в сфере управления интеллектуальными ресурсами // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. №3. С. 14—17.
3. Леонтьев Б.Б. Управление интеллектуальной собственностью: руководство к действию // Большой консалтинг. 2012. №3. С. 72—74.
References
1. Zakharov A.V, Leontiev B.B. The concept of the State Intellectual Property Strategy // Intellectual property 2012. №3. P. 14—21.
2. Leontiev B.B. A new state policy in the field of knowledge management // Human Resource Management and intellectual resources in Russia. 2012. №3. P. 14—17.
3. Leontiev B.B. Intellectual Property Management: A Guide to Action // Large consulting number. 2012. №3. P. 72—74.
71