Научная статья на тему 'Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина'

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1429
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ / СТРАТЕГИЯ / СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STATE / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION / TOOLS / STRATEGY / SYSTEM / EFFICIENCY / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

Государственная стратегия интеллектуальной собственности является важнейшим инструментом формирования и развития инновационной экономики, ее исходным и центральным звеном. В основе государственной стратегии интеллектуальной собственности лежит разработка идеологии экономики интеллектуальной собственности, пока еще не выделенная в отдельную научную дисциплину. Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых, высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему, поэтому раздел «Экономика интеллектуальной собственности» является ключевым в проекте государственной стратегии интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IP ECONOMICS AS A NEW DISCIPLINE

The IP State strategy is an essential tool of innovative economy formation and development, its real source and the central part. Development of the IP economics ideology, which has not yet been allocated to a separate scientific discipline is the basis of the IP State strategy. Economics of intellectual property is built solely on the new high-performance tools integrated into the existing economic system, thus “The Economics of Intellectual Property” is the key section of the IP State strategy.

Текст научной работы на тему «Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334.021:35

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

Государственная стратегия интеллектуальной собственности является важнейшим инструментом формирования и развития инновационной экономики, ее исходным и центральным звеном. В основе государственной стратегии интеллектуальной собственности лежит разработка идеологии экономики интеллектуальной собственности, пока еще не выделенная в отдельную научную дисциплину. Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых, высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему, поэтому раздел «Экономика интеллектуальной собственности» является ключевым в проекте государственной стратегии интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: государство, интеллектуальная собственность, инновации, механизмы, стратегия, система, экономика, эффективность.

Б.Б. Леонтьев

Сегодня наиболее эффективная инновационная деятельность развивается исключительно на основе интеллектуальной собственности, источником которой являются научные достижения, полученные в сферах науки и образования. Однако традиционно в литературе по управлению инновациями вопросам интеллектуальной собственности уделяется явно недостаточное внимание и преимущественно с позиции юриспруденции, хотя экономических аспектов здесь не меньше.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС) выступили инициаторами разработки Государственной стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС) в России, в центре которой находится стратегия инноваций. Сегодня эта инициатива, поддержанная Советом Федерации, начала воплощаться действиями Минобрнауки России. В основе предложенной автором концепции ГСИС лежит разработка идеологии экономики интеллектуальной собственности, пока еще не выделенная в отдельную научную дисциплину. Раздел «Экономика интеллек-

© Леонтьев Б.Б., 2013

65

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

туальной собственности» является ключевым в проекте ГСИС, ныне разрабатываемом Минобрнаукой России. Ниже мы предлагаем его краткое содержание с целью ознакомить специалистов по инновационной экономике с его базовыми положениями.

Данный раздел имеет структуру, описывающую современную российскую проблематику экономики интеллектуальной собственности, принимающую в этом случае базовую форму рекомендуемых механизмов, принципы построения экономики, цели, задачи, макро- и микромеханизмы, систему мониторинга.

1. Проблематика. В рамках ГСИС за счет введения раздела «Экономика интеллектуальной собственности» государство намерено разрешить проблемы до сих пор крайне неэффективной инновационной деятельности и борьбы с контрафакцией в рамках всего государства и всех его субъектов — региональных, отраслевых, корпоративных, хозяйственных, общественных. Данная проблема в ракурсе всего мирового института интеллектуальной собственности ставится в Российской Федерации впервые и требует нового взгляда на всю российскую экономику.

2. Форма инструментария. Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых, высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему. Эффективность экономики возрастает за счет мультипликативного (суммарного) эффекта, полученного от использования предложенных ниже механизмов стимулирования операций с интеллектуальной собственностью (ИС) в рамках научной инновационной и коммерческой деятельности. Механизмы — основа будущих нормативных документов, оргформ и вновь создаваемых организаций.

3. Принципы построения — это самые общие обязательные требования к выстраиваемой системе экономики интеллектуальной собственности, то есть язык построения ее экономики.

3.1. Минимизация бюджетных расходов при реализации ГСИС, то есть при создании и использовании новых документов и организационных форм. И соответственно, максимизация затрат частного капитала. То, что может быть самоокупаемым, не должно быть на бюджетном содержании.

3.2. Междисциплинарность понимания и использования объектов интеллектуальной собственности (технико-экономико-правовое, художественно-экономико-правовое и т.д.).

3.3. Алгоритмичность экономических механизмов учета, поддержки и стимулирования процессов создания, охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности.

3.4. Индикативность измерения результатов действия экономических механизмов.

3.5. Мультипликативность взаимосогласованных эффектов действия экономических механизмов.

66

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

4. Цель построения и реализации экономики интеллектуальной собственности в Российской Федерации — максимизация роста ВВП за счет роста инновационности всех субъектов российской экономики и минимизации объемов контрафакции во всех сегментах национального рынка.

5. Задачи построения экономики интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

5.1. Общей задачей является создание и системное периодическое совершенствование единого и общего механизма управления интеллектуальной собственностью, который позволит взаимосогласованно решать сотни тысяч проблем одновременно в разных отраслях, регионах, на разных предприятиях, в сфере творческой деятельности.

Создание макроэкономических механизмов стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне государства, регионов и отраслей, измеряемых индикаторами а, б, в, г (рисунок 1).

Пирамида экономических механизмов ГСИС

Рисунок 1. Графическая иллюстрация сочетания механизмов экономики интеллектуальной собственности, порождающих мультипликативный эффект

5.2. Создание микроэкономических механизмов стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне предприятий и корпораций, измеряемых индикаторами д и е.

5.3. Создание механизмов поддержки и стимулирования творческой и внедренческой деятельности авторов и правообладателей интеллектуаль-

67

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

ной собственности в сферах науки, литературы, искусства, образования и производственной деятельности всех отраслей экономики, измеряемых индикаторами ж и з.

6. Макроэкономические механизмы должны стимулировать (государством и регионами) достижение роста показателей по индикаторам и быть функционально специализированы на следующих механизмах.

6.1. Региональные механизмы управления интеллектуальной собственностью, где отрабатываются механизмы финансовой поддержки и стимулирования массового и широкомасштабного воспроизводства и коммерциализации интеллектуальной собственности, оценивая действия субъектов Федерации, других макроэкономических и микроэкономических субъектов по их участию в основных конечных индикаторах — уровень ВВП (темпы прироста), создание новых рабочих мест, количество решенных экологических проблем, уровень контрафакции.

6.2. Отраслевые механизмы управления интеллектуальной собственностью, ориентированные на постоянное научно-техническое совершенствование, инновационное обновление и монопольное развитие уникальных производств, уникальной продукции для последующего агрессивного захвата новых рыночных ниш, расширения рынков сбыта от регионального масштаба, через весь национальный рынок и с ориентацией на международный. Все это возможно лишь в случае отыскания и индивидуальной адресной поддержки способных и выдающихся ученых, изобретателей, инноваторов, высокотехнологичных предпринимателей, на которых до сих пор государство и власти не обращают должного внимания.

6.3. Функциональные механизмы:

— льготного налогообложения предприятий, приобретающих по договорам уступки и лицензиям новейшие и высокоэффективные технологии для развития собственного производства;

— льготного кредитования малых и средних высокотехнологичных предприятий, развивающихся на патентах, лицензиях, отечественных и зарубежных инновациях мирового уровня;

— льготного долгосрочного инвестирования капитала в создание и развитие высокотехнологичного бизнеса, созданного на базе патентов, ноу-хау и лицензий;

— льготного таможенного регулирования ввозных пошлин для любой ввозимой интеллектуальной собственности и ввозимого исследовательского оборудования;

— государственной поддержки и стимулирования национального консалтинга (оценка, аудит, экспертиза, патентование), специализирующегося на интеллектуальной собственности и инновациях;

— борьбы с контрафакцией на основе саморегулируемых организаций как наиболее эффективного и массового инструмента, бесплатного для бюджета и необременительного для госслужащих;

68

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

— борьбы с контрафакцией на базе местного самоуправления по тем же самым мотивам, что и саморегулирование;

— системного развития «мягкой силы» как создания наиболее привлекательных условий для иностранных специалистов.

7. Микроэкономические механизмы на предприятиях должны стимулировать достижение высоких показателей (д и е) и быть специализированы на следующих функциях:

— освоения и развития технологии возвратного капитала, гарантирующих самофинансирование НИОКР, вознаграждения всем участникам предыдущего инновационного цикла;

— введения в хозяйственный оборот с гарантированными уровнями учета и охраны интеллектуальной собственности;

— освоения и широкого применения паспорта творческого участия как инструмента интеграции персонала, знаний и капитала в инновационной деятельности, гарантирующей наиболее объективное и стабильное вознаграждение всем творческим участникам инновационных программ и проектов;

— гарантированных и обоснованных вознаграждений правообладателей и авторов созданных и практически реализованных объектов интеллектуальной собственности;

— коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках бизнеса;

— стимулирования капитализации (наращивания стоимости бизнеса и его нематериальных активов).

8. Механизмы стимулирования процессов создания новых научных, научно-технических и технических систем за счет поддержки продуктивных ученых, состоятельных авторов открытий, изобретателей, инновационных менеджеров и правообладателей единых технологий.

8.1. Грантовая система для авторов научно-технических перспективных идей.

8.2. Контрактная система финансирования средних и крупных НИОКР как новых научных, научно-технических и технических систем.

8.3. Механизм стимулирования экспорта новейших российских изделий за счет учета продаж отечественных высокотехнологичных изделий и стимулирования менеджеров, авторов и правообладателей (оценивается денежная сумма сделок, полученные доходы государства, регионов и предприятий).

8.4. Механизм обстоятельного и качественного учета и стимулирования результатов интеллектуальной деятельности в сфере фундаментальных знаний, ориентированных на практическую реализацию (измерение культуры учета редакционно-издательской деятельности (РИД) с целью существенного роста отдачи фундаментальной науки в системе редакционноиздательской деятельности РАН и других академий).

69

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

8.5. Механизм учета и стимулирования изобретательской деятельности по результатам, превосходящим мировой уровень (с целью учета всего комплекса РИД и сертификации их качества и эффективности).

9. Механизмы стимулирования независимой экспертной деятельности фирм и отдельных высококвалифицированных специалистов, действующих на российском рынке услуг:

— деятельность патентных поверенных, обеспечивающих компетентную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;

— оценки стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, инновационных и инвестиционных проектов и высокотехнологичного бизнеса;

— сертификация состоятельности патентов, ноу-хау, коммерческих концепций НИОКР, проектов, программ, бизнеса и качества управления в данных системах, гарантирующих воспроизводимость заявленных результатов авторами и правообладателями (в том числе и аналоги форм технологического аудита);

— экспертиза инновационных программ и проектов для иных целей, включая инвестирование средств, выдачу кредитов, бюджетное финансирование и др.

10. Механизмы мониторинга и координации состояния экономики:

— создание региональных и общегосударственной систем-индикатив-ного измерения функционирования макро — и микроэкономических механизмов (в виде единого программного продукта);

— разработка, реализация и периодическое совершенствование системы мониторинга и тактического регулирования всей системы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках национальной экономики (механизм организационно-тактического мониторинга).

Вышеописанная модель представляет собой лишь наиболее общий и отнюдь не завершенный вариант построения госстратегии интеллектуальной собственности, а на ее основе — экономики интеллектуальной собственности и инноваций. Выстраивая с помощью этой и подобной модели экономику высокоэффективной интеллектуальной собственности, фактически мы будем выстраивать инновационную экономику, поскольку основными действующими лицами в ней являются авторы и правообладатели интеллектуальной собственности, при их поддержке и продвижении со стороны менеджеров, инвесторов, консультантов, экспертов и госорганов.

Литература

1. Захаров А.В., Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2012. №3. С. 14—21.

70

Экономика интеллектуальной собственности как новая научная дисциплина

2. Леонтьев Б.Б. О новой государственной политике в сфере управления интеллектуальными ресурсами // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2012. №3. С. 14—17.

3. Леонтьев Б.Б. Управление интеллектуальной собственностью: руководство к действию // Большой консалтинг. 2012. №3. С. 72—74.

References

1. Zakharov A.V, Leontiev B.B. The concept of the State Intellectual Property Strategy // Intellectual property 2012. №3. P. 14—21.

2. Leontiev B.B. A new state policy in the field of knowledge management // Human Resource Management and intellectual resources in Russia. 2012. №3. P. 14—17.

3. Leontiev B.B. Intellectual Property Management: A Guide to Action // Large consulting number. 2012. №3. P. 72—74.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.