Леонтьев Борис Борисович
член-корреспондент РАЕН, доктор экономических наук, профессор. г.Москва E-mail: info@sois.ru
Принципы построения экономики интеллектуальной собственности
Экономика интеллектуальной собственности как проблема в ракурсе всего мирового института интеллектуальной собственности ставится в Российской Федерации впервые и требует нового взгляда на всю российскую экономику. Являясь базовым разделом государственной стратегии интеллектуальной собственности, она, по сути, интегрирует всю творческую деятельность россиян в национальную экономику.
Ключевые слова: государство, инновации, использование, интеллектуальная собственность, механизмы, опыт, предприятие, разработка, стратегия, управление, экономика.
Седьмой Международный форум «Интеллектуальная собственность - XXI век», проходивший в Москве с 20 по 25 апреля этого года, организаторами которого были Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Роспатент, наглядно показал, что одной из наиболее ёмких и быстро развивающихся систем частного права сегодня является сфера интеллектуальной собственности. Традиционно, когда говорят об интеллектуальной собственности, то подразумевают вопросы её охраны и защиты как основные вопросы правового регулирования в сфере отношений с результатами интеллектуальной деятельности. Однако так было в прошлом.
Сегодня на двадцати одной секции Международного форума были рассмотрены проблемные отношения с интеллектуальной собственностью в сферах экономики, социологии, психологии, научно-технического и художественного творчества. Только на секции «Экономика интеллектуальной собственности», прошедшей под председательством автора, собралось более 110 специалистов и управленцев министерств, ведомств, государственных и частных предприятий. Основная тема на данной секции форума была обозначена как построение российской экономики интеллектуальной собственности, формирование стратегии интеллектуальной собственности, ориентированной на инновационное развитие российской экономики во всех регионах, отраслях и на высокотехнологичных предприятиях.
Базовым разделом в Государственной стратегии интеллектуальной собственности (ГСИС) является «Экономика интеллектуальной собственности», которая, как воздух необходима нам, чтобы интегрировать всю творческую деятельность россиян в национальный продукт, доходы, прибыли и в целом в национальную экономику. Но, как известно, российская экономика является частью мировой экономики и потому именно через российскую национальную экономику крайне важно все результаты интеллектуальной деятельности (РИД) россиян интегрировать в мировую экономику. От этого выигрывают все россияне, все активные субъекты нашей страны - творческие деятели науки, техники, литературы, искусства, предприятия и организации, отрасли, регионы и государство.
Творческая деятельность и её продукция в виде РИДов является основным источником благ граждан экономически развитых стран. Именно через РИД сегодня выявляются и решаются все основные проблемы государства и цивилизации. Если не выстраивать собственную национальную экономику интеллектуальной собственности, то значительная часть наиболее ценных РИД будет утекать за рубеж. При этом почти все РИД, идущие «снизу» как инициатива активного населения, будут уходить из страны туда, где подобные инновационные экономики уже грамотно выстроены. За рубежом сегодня хорошо знают, что в России можно ежегодно задешево собирать великолепный урожай ценных РИД. Именно этим правительства успешных
стран с успешной инновационной экономикой и занимаются, организуя и мобилизуя у себя «мягкую силу», а у нас - «утечку мозгов» по схеме «сообщающихся сосудов» [1]. Наши силовики в Советах и службах безопасности подчас думают, что это сугубо их проблема, но в действительности это, прежде всего, экономическая проблема. Банальными запретами и режимами секретности эту грандиозную проблему разрешить нельзя.
В рамках ГСИС за счёт введения раздела «Экономика интеллектуальной собственности» сегодня наше государство намерено разрешить проблему пока что явно неэффективной инновационной экономики и в системное русло встроить борьбу с контрафакцией. Важно эти две большие стратегические цели, пока что как проблемы, начать решать в рамках всего государства и всех его субъектов - региональных, отраслевых, корпоративных, хозяйственных, общественных. Сформулированная таким образом данная комплексная проблема в ракурсе всего мирового института интеллектуальной собственности ставится в Российской Федерации впервые. Это, безусловно, требует нового взгляда на всю российскую экономику и привлечения внимания к ней всех ведущих экономистов.
Подготовленный и предложенный автором руководству Минобрнауки данный раздел имеет структуру, описывающую современную российскую проблематику экономики интеллектуальной собственности, разрешаемую через систему рекомендуемых экономических механизмов. Изначально нами сформулированы принципы построения данной экономики, цели, задачи, на которых строятся макро- и микромеханизмы, а также система мониторинга, вынуждающего всю экономическую систему работать в циклическом режиме [2].
Экономика интеллектуальной собственности выстраивается исключительно на новых высокоэффективных механизмах, интегрированных в действующую экономическую систему. Эффективность экономики постепенно возрастает за счёт мультипликативного (суммарного) эффекта, полученного от использования и непрерывного совершенствования ниже предложенных механизмов стимулирования операций с интеллектуальной собственностью в рамках научной инновационной и коммерческой деятельности. Механизмы - это основа будущих нормативных документов, соответствующих им организационных форм в виде бизнес-инкубаторов, старт-апов, венчурных фондов и других, вновь создаваемых организаций.
Принципы построения - это самые общие обязательные требования к выстраиваемой системе экономики ИС, т.е. язык построения экономики ИС. Основная ценность принципов состоит в том, что они определяют исходные позиции тех, кто будет выстраивать экономические механизмы и оргформы, их реализующие. Теперь назовем эти принципы.
1. Минимизация доли бюджетных расходов при реализации ГСИС, т.е. при создании и использовании новых документов и организационных форм. И, соответственно, максимизация доли затрат частного капитала. То, что может быть самоокупаемым, не должно быть на бюджетном содержании. Это принципиально! Без этого принципа высшие госчиновники дальнейший текст ГСИС, скорее всего, читать и изучать не будут, как крайне затратный для государства.
2. Междисциплинарность понимания и использования объектов интеллектуальной собственности (технико-экономико-правовое, художественно-экономико-правовое и т.д.). Без этого принципа отношение к интеллектуальной собственности может оставаться традиционным - чисто юридическим, что не даст ожидаемого эффекта.
3. Алгоритмичность экономических механизмов учета, поддержки и стимулирования процессов создания, охраны, использования и зашиты интеллектуальной собственности. Без этого принципа стратегия ИС и экономика ИС остаются сугубо декларативными и лишенными практицизма.
4. Индикативность измерения результатов действия экономических механизмов. Без этого принципа действия механизмов будут неизмеримыми и вся модель экономики ИС также будет сугубо декларативной и нереализуемой.
5. Мультипликативность взаимосогласованных эффектов действия экономических механизмов. Без этого принципа никому не ясно, за счёт чего и как достигаются отдельные частные эффекты и общий эффект от всех нижеперечисленных механизмов и мероприятий.
Целью построения и реализации экономики ИС в РФ являются максимизация роста ВВП за счёт роста инновационности всех субъектов российской экономики (1) и минимизации объемов контрафакции (2) во всех сегментах национального рынка.
Задачами построения экономики интеллектуальной собственности в РФ являются:
1. Создание макроэкономических механизмов
стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне государства, регионов и отраслей, измеряемых индикаторами а, б, в, г (см. рис.).
2. Создание микроэкономических механизмов стимулирования учета, охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности на уровне предприятий и корпораций, измеряемых индикаторами д и е.
3. Создание механизмов поддержки, стимулирования и экспертизы творческой и внедренческой деятельности авторов и правообладателей интеллектуальной собственности в сферах науки, литературы, искусства, образования и производственной деятельности всех отраслей экономики, измеряемых индикаторами ж и з.
Макроэкономические механизмы должны в рамках государства и регионов стимулировать достижение роста показателей по индикаторам, а также некоторые из них должны быть функционально специализированы на вспомогательных экспертных функциях.
Механизмы этого типа включают: 1. Региональные и общероссийские механизмы финансовой поддержки и стимулирования массового и широкомасштабного воспроизводства и коммерциализации интеллектуальной собственности, оценивая действия субъектов Федерации макроэкономических субъектов по основным конечным индикаторам - уровень ВВП (темпы прироста), уровень контрафакции (новые рабочие места и решения экологических проблем) [3].
2. Функциональные механизмы:
2.1. Льготного налогообложения предприятий, приобретающих по договорам уступки и лицензиям новейшие и высокоэффективные технологии для развития собственного производства.
2.2. Льготного кредитования малых и средних высокотехнологичных предприятий, развивающихся на патентах, лицензиях, отечественных и зарубежных инновациях мирового уровня.
2.3. Льготного долгосрочного инвестирования капитала в создание и развитие высокотехнологичного бизнеса, созданного на базе патентов, ноу-хау и лицензий.
2.4. Льготного таможенного регулирования ввозных пошлин для любой ввозимой интеллектуальной собственности и ввозимого исследовательского оборудования.
2.5. Государственной поддержки и стимулирования национального консалтинга (оценка, аудит,
экспертиза, патентование), специализирующегося на интеллектуальной собственности и инновациях.
2.6. Борьбы с контрафакцией на основе саморегулируемых организаций как наиболее эффективного и массового инструмента, бесплатного для бюджета и необременительного для госслужащих.
2.7. Борьбы с контрафакцией на базе местного самоуправления по тем же самым мотивам, что и саморегулирование.
2.8. Системного развития «мягкой силы» как создания наиболее привлекательных условий для привлечения иностранных специалистов.
Микроэкономические механизмы на предприятиях должны стимулировать достижение высоких показателей (д и е) и должны быть специализированы на следующих функциях:
1. Освоения и развития технологии возвратного капитала, гарантирующих самофинансирование НИОКР, вознаграждения всем участникам предыдущего инновационного цикла.
2. Введения в хозяйственный оборот с гарантированными уровнями учета и охраны интеллектуальной собственности.
3. Освоения и широкого применения паспорта творческого участия как инструмента интеграции персонала, знаний и капитала в инновационной деятельности, гарантирующей наиболее объективное и стабильное вознаграждение всем творческим участникам инновационных программ и проектов.
4. Гарантированных и обоснованных вознаграждений правообладателям и авторам созданных и практически реализованных объектов интеллектуальной собственности.
5. Коммерциализации интеллектуальной собственности с целью извлечения доходов, прибыли и других рыночных преимуществ в рамках бизнеса.
6. Стимулирования капитализации бизнеса, то есть, целевого наращивания стоимости бизнеса и его нематериальных активов для повышения инвестиционной привлекательности российских компаний и противодействия экспансии зарубежного капитала.
Механизмы государственной и негосударственной поддержки и стимулирования процессов создания новых научных, научно-технических и технических систем за счет поддержки продуктивных ученых, состоятельных авторов открытий, изобретателей, инновационных менеджеров и правообладателей единых технологий:
1. Механизмы рейтинговой оценки творческих деятелей науки, техники, литературы, искусства, менеджмента для целей приоритетных поддержки, стимулирования и интеграции в национальную экономику.
2. Грантовая система для целевой поддержки авторов научно-технических перспективных идей.
3. Контрактная система финансирования средних и крупных НИОКР ч целью создания новых и обновления действующих научных, научно-технических и технических систем.
4. Механизм стимулирования экспорта новейших российских изделий за счет учета продаж отечественных высокотехнологичных изделий и достойного вознаграждения менеджеров, авторов и правообладателей. При этом должна оцениваться денежная сумма сделок, а также полученные доходы государства, регионов и предприятий.
5. Механизм обстоятельного и качественного учета и стимулирования результатов интеллектуальной деятельности в сфере фундаментальных знаний, ориентированных на их дальнейшую практическую реализацию. Здесь должно произойти изменение культуры и формы учета РИД ученых с целью существенного роста отдачи фундаментальной науки в системе РАН и других академий.
6. Механизм учета и стимулирования изобретательской деятельности по результатам, превосходящим мировой уровень. Целью данного механизма являются комплексный учет всех создаваемых РИД и, тут же, их сертификация как индикатор их качества и эффективности.
Механизмы стимулирования независимой
экспертной деятельности фирм и отдельных
высококвалифицированных специалистов, действующих на российском рынке услуг:
1. Деятельности патентных поверенных, обеспечивающих компетентную регистрацию и сопровождение объектов интеллектуальной собственности.
2. Оценки стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности, инновационных и инвестиционных проектов и высокотехнологичного бизнеса.
3. Сертификации состоятельности патентов, ноу-хау, коммерчески ориентированных НИОКР, проектов, программ, бизнеса и качества управления в данных системах, гарантирующих воспроизводимость заявленных результатов авторами и правообладателя-
ми. Данные механизмы являются аналогами форм технологического аудита. 4. Экспертизы инновационных программ и проектов для иных целей, включая инвестирование средств, выдачу кредитов, бюджетное финансирование и др. Механизмы мониторинга и координации состояния экономики:
1. Создание региональных и общегосударственной системы индикативного измерения функционирования макро- и микроэкономических механизмов. Изначально такие механизмы могут быть созданы в виде единого программного продукта.
2. Разработка, реализация и периодическое совершенствование системы мониторинга и тактического регулирования всей системы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности в рамках национальной экономики. Этот механизм должен выполнять функцию организационно-тактического мониторинга, чтобы чётко отслеживать состояние всей российской экономики интеллектуальной собственности как основы национальной инновационной экономики.
Вся вышеописанная система взаимосвязанных механизмов представлена на рисунке для лучшего её понимания. Разумеется, что реализация данной системы не может быть выполнена теми, кто подобными задачами хотел бы заниматься из коммерческих соображений, но ранее с ними не работал. Успех нашей инновационной экономики и экономики интеллектуальной собственности может быть лишь в случае адекватной кадровой политики, основанной не на любителях, как это происходит сегодня у нас, а на профессионалах, а также при искренней заинтересованности власти.
Заключение
Состояние и развитие мировой и российской экономики сегодня согласовано исключительно по вектору производства и торговли ресурсной продукцией. Развитие по вектору инновационной экономики, формирующейся во всем мире на базе интеллектуальной собственности, в России осуществляется неудовлетворительно. Экономика интеллектуальной собственности сегодня развивается на базе сложившегося в целом удовлетворительного законодательства.
Существенные проблемы сложились в правоприменительной практике и явно неудовлетворительной инновационной инфраструктуре, где происходит превращения интеллектуальной собственности в инновации, затем в высокотех-
Пирамида экономических механизмов ГСИС Индикаторы: Уровни управления:
а) ВВП; б) уроеень контрафакции А || / ,, \ мегауровень международной / Задачи \ ИИТеГраЧИН / Принципа \
в) новые рабочие места; г) решение экологических проблем / Механизмы учета, \ / продвижения и \ / стимулирования \ / гфйдуктивног&т&орчбетйа \ / субъектов макроуровень государства, регион с в, отраслей
д) новые и е) об мое пени ые- / товары и услуги / ' Механизмы роста эффективности бизнеса \ микроуровельпредприятий, \ организаций
ж)изабретения; / а) открытия / Механизмы поддержки и стимулирования \ ь шчност[1 состоятельных авторов \
и о
со (О CL
С
>>
л
X 41
ю
о
Рис.1. Графическая иллюстрация сочетания механизмов экономики интеллектуальной собственности, порождающих мультипликативный эффект
нологичный бизнес. Не наблюдается развитие франчайзинговых систем наподобие транснациональных корпораций.
Заслушав и обсудив доклад выступивших в Международном форуме «Интеллектуальная собственность XXI Век» по теме «Экономика интеллектуальной собственности» участники секции выработали следующие рекомендации:
1. Одобрить инициативу ТПП РФ о регулярном проведении Международного форума «Интеллектуальная собственность XXI Век», рассматривающего наиболее актуальные вопросы и проблемы рынка интеллектуальной собственности.
2. Рекомендовать руководству ТПП РФ обратиться к Президенту РФ, Правительству, Совету Федерации и Государственной Думе с предложением внесения корректировок в процедуру разработки стратегии развития российской экономики в части более системного её выстраивания на основе интеллектуальной собственности и инноваций.
Литература
1. Б. Леонтьев. Триллионы, потерянные для бюджета // Экономика и жизнь, 1996, № 41, стр. 39.
2. А.В.Захаров, Б.Б.Леонтьев Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности. Журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», 2012, № 3, стр. 14-21.
3. Б. Леонтьев. Нематериальные активы должны работать на регион // Экономика и жизнь, 1999, № 36, стр. 30.
2.1. Предлагается проведение обучения по теме «Экономика интеллектуальной собственности» для руководителей всех уровней и отраслей экономики, всех ветвей власти. С этой целью уже организован соответствующий центр обучения и программа повышения квалификации в этой системе знаний.
2.2. Предлагается вновь вернуться к вопросу разработки Государственной стратегии развития интеллектуальной собственности и с этой целью провести общероссийский форум.
3. Рекомендовать руководству ТПП РФ обратиться к исполнительным органам Таможенного Союза о разработке Стратегии развития интеллектуальной собственности в рамках Таможенного Союза.
4. В рамках ТПП РФ провести конференцию по теме развития инфраструктуры инноваций на базе интеллектуальной собственности, где выявить основные проблемы её несовершенства.
Refereces
1. B. Leont4ev. Trilliony4, poterianny4e dlia biudzheta // E'konomika i zhizn\ 1996, № 41, str. 39.
2. A.V.Zaharov, B.B.Leont4ev Kontceptciia gosudarstvennoi4 strategii intellektual^noi4 sobstvennosti. Zhurnal «IntellektuaPnaia sobstvennost4. Promy4shlennaia sobstvennost4», 2012, № 3, str. 14-21.
3. B. Leont4ev. NemateriaPny4e aktivy4 dolzhny4 rabotat4 na region // E^konomika i zhizn4, 1999, № 36, str. 30.