Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ'

ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
397
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РЕЛИГИЯ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / ЭТИКА ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдульманова Е.С.

В статье рассматривается взаимосвязь между религией и экономикой. Обосновываются положения об их влиянии друг на друга. Доказывается благотворное влияние религии на экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ»

что количество зарегистрированных преступлений, совершаемых с использованием взрывоопасных предметов, незначительно варьируется, говорить о реальном снижении их уровня недопустимо, поскольку это связано с интенсивным ростом нелегального распространения предметов вооружения.

Распространенность преступлений, совершаемых с использованием взрывоопасных предметов, обусловлена противоречиями в социальной системе общества, которые детерминируют условия, когда предметом или орудием преступления выступают боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные и имитирующие их устройства, пиротехнические изделия.

В качестве наиболее распространенного вида орудия совершения преступлений выступают самодельные взрывные устройства, в том числе с использованием взрывателей на основе радиоэлектронных устройств.

Отмечается заметное увеличение количества самодельных взрывчатых веществ и смесей. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об острой актуальности, большой социальной и правовой значимости проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием взрывоопасных предметов.

Абдульманова Е.С. студент 1 курса факультет «Экономика» Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Россия, г. Оренбург ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И

ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

В статье рассматривается взаимосвязь между религией и экономикой. Обосновываются положения об их влиянии друг на друга. Доказывается благотворное влияние религии на экономический рост.

Ключевые слова :экономика, религия, взаимовлияние, этика труда, экономический рост.

Одним из важнейших аспектов экономической культуры является вопрос о взаимовлиянии экономики и религии. Парадоксально, но в мире никогда не было больше людей с традиционными религиозными убеждениями, чем в нынешнее время.

Таблица 1

№ 1 Религия Христиане «Религии ми 2 292 454 000 фа» 33,2 % «Британии! 2 280 616 000 ка» 33,0 %

2 Мусульмане 1 549 444 000 22,4 % 1 553 189 000 22,5 %

3 Индуисты 948 507 000 13,7 % 942 871 000 13,6 %

4 Буддисты 468 736 000 6,8 % 462 625 000 6,7 %

5 Атеисты 138 532 000 2,0 % 137 564 000 2,0 %

6 Иудеи 14 641 000 0,2 % 14 824 000 0,2 %

7 Мир, всего 6 906 560 000 100 % 6 908 689 000 100 %

В историческом плане огромное значение имеют как выяснение влияния хозяйственной этики различных религий на формирование современного капитализма и выяснение причин экономических успехов религиозных меньшинств, так и отслеживание влияния теологии на формирование основных терминов и концепций экономической теории.

Многие ученые в наши дни изучают влияние религии на человека, в том числе и на экономическую деятельность.

На первый взгляд может показаться, что религия и экономика мало соприкасаются друг с другом. Ведь экономика погружена в заботы об устроении земной жизни, ее интересует «сущее», реальное и материальное, а религия сосредоточена на небесном, божественном, трактуя о «должном», нравственных идеалах и высших духовных ценностях. Но если посмотреть внимательнее, то можно обнаружить теснейшую связь между этими двумя направлениями человеческой деятельности. На протяжении всей истории религия оказывала глубокое воздействие на экономическое поведение, определяла мотивацию и этику труда, отношение к социальному и имущественному неравенству, собственности и богатству. Другими словами, задавала вектор развития, как духовной, так и материальной культуры, а также определяла (и во многом продолжает определять) облик различных цивилизаций.

Религиозное, философское и этическое осмысление социально-экономических проблем прослеживается в самых древних памятниках письменности Шумера и Египта, Индии и Китая, содержится в священных текстах, сочинениях античных и средневековых авторов, не говоря уже о мыслителях нового и новейшего времени. Человечество постоянно задавало себе вопрос, поставленный библейским Екклесиастом: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми он трудится под солнцем?». Ради чего трудится человек? Только ли из-за необходимости физического выживания? И что есть сам труд — цель или средство, наказание или призвание, проклятие или благо?

Пожалуй, еще более сложны вопросы, связанные с бедностью и богатством.

Действительно, проходят века, а разрыв в жизненном уровне не только не уменьшается, но даже растет.

Для современной России вопросы, связанные с бедностью и богатством, приобрели особый смысл и значение. Разрыв в доходах в нашей стране значительно выше, чем в большинстве стран мира.

Религиозные лидеры различных конфессий и главы церквей не остаются в стороне от этих проблем. Так, например, они активно обсуждали

причины мирового экономического кризиса. По их единодушному мнению, одна из главных причин сбоя в экономике связана с ее отрывом от этики. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, из кризиса нужно выводить не столько экономику, сколько человеческие души. О собственности и богатстве как нравственных категориях говорил и глава католического мира папа Бенедикт XVI. Он уже давно высказывал мысль, что экономика и этика должны не исключать, а дополнять друг друга, не теряя при этом своей автономности. "Экономике нужна этика для того, чтобы правильно функционировать, - подчеркивает Бенедикт XVI, - но это не любая этика, а этика, центром которой будут люди" 13. Он признает, что глобализация "подняла миллиарды людей из нищеты", однако указывает, что рост глобальной экономики также создает очень серьезные проблемы, такие, как массовая миграция, загрязнение окружающей среды и утрата доверия к мировому рынку.

Тот факт, что религиозные ценности сформировали экономическое и социальное развитие, подтверждается не только финансовыми реалиями, с которыми сталкиваются некоторые страны, но и анализом специалистов, обеспокоенных этим явлением. Делая сравнение с менталитетом протестантов, бывший Министр Культуры, академик Рэзван Теодореску, считает, что «православие связано с конкретной экономической отсталостью» Румынии. Это связано с определенными представлениями о Боге, который формирует отношение ко всей жизни румына: «Бог создал все, а он сидит, смотрит, молится.»

С другой стороны, немецкий социолог Макс Вебер считает, что западное христианство не только не сдерживало развитие общества, но даже было определяющим в прогрессе капитализма. В своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает, что этика и понимание протестантского мира положительно повлияли на развитие капитализма. Вебер приводит доводы, считая, что в результате религиозных протестантских Реформ долг человека в обществе состоял в том, чтобы работать с усердием, так понимая Божий план. Такое видение своего места и задачи человека в мире сопровождалось особенно строгими запретами, касающимися трат заработанных денег на предметы роскоши или на что-нибудь еще, что превышало строгую ежедневную необходимость заработать себе на жизнь. Макс Вебер утверждает, что эти факторы привели к непрерывному накоплению и зарабатыванию денег, чтобы поддержать очень динамичную экономику и добиться значительного накопления капитала.

Хотя выводы немецкого социолога и оспариваются сегодня в некоторых средах, они поддерживаются и литературно подтверждаются. Доктор Саша Беккер из Университета Уорика в Мюнхене пришел к такому же выводу, что религия может быть фактором, объясняющим экономическое неравенство между северной и южной Европой, пишет «The Guardian».

13 Энциклика Папы Бенедикта XVI "Caritas in Veritate" (Милосердие в истине).

Используя сравнение Италии, Испании и Португалии, стран с крупной задолженностью (все являются католическими) и северных соседей, таких как Германия и Скандинавия (преимущественно протестантов), которые в сравнительно хорошем финансовом положении, Беккер пришел к выводу: что это влияние религии происходит из-за разницы в воспитании между католиками и протестантами, которая сохранилась до наших дней.

Таблица 2

Религия Население** Общая свобода*** ВВП на душу* коррупция

протестантизм 530 2,3 $29784 14,9

иудаизм 6 4 $19320 16

католицизм 904 5,5 $9358 45,6

православие 262 8,6 $7045 75,7

ислам 1122 9,7 $3142 78,6

Более 50% населения страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***_ 2 — наивысшая степень свободы, 14 — наименьшая (данные

обзора Freedom House 2001).

*Оценка ВВП на душу населения велась по равенству покупательской способности.

В заключение, больше протестантов, чем католиков имеют высшее образование, что фактически подтвердило тезисы Макса Вебера задолго до того.

Нельзя не упомянуть и об Исламском банкинге, который в последнее время получил довольно широкое распространение и стоимость активов которого растет с удивительной прогрессией.

$1 800,00

$1 600,00

$1 400,00

$1 200,00 2009

$1 000,00 2010

$800,00 2011 2012

$600,00 2013

$400,00

$200,00

$0,00

Объем активов,$ млрд.

Рисунок 1

Так в частности, в Саудовской Аравии обычные граждане получают беспроцентные ссуды. Что касается бизнеса, то тут заключаются инвестиционные соглашения. В случае, когда предприниматель, получивший кредит, имеет прибыль - он делит ее с банком, если же случается убыток - банк не будет требовать возврата средств вообще. Отличие этих банков от других заключается, прежде всего, в запрете на процентные сделки, что объясняется запретом в Исламе ростовщичества.

Религиозные мыслители занимались не экономическими и не юридическими аспектами собственности, а ее «человеческим» измерением. Основное внимание было сосредоточено на личности собственника, мотивации его поведения, его мыслях и чувствах.

С одной стороны, в этических системах разных религий можно найти немало общего, и нравственные принципы, касающиеся труда, собственности и богатства, во многом совпадают. Так, повсюду можно найти:

— признание труда важнейшей добродетелью;

— приоритет духовных благ над материальными;

— осуждение сребролюбия, жадности и скаредности;

— восхваление милосердия и благотворительности;

— запрет на воровство и грабеж;

— осуждение обмана и мошенничества.

С другой стороны, обоснование этих принципов определяется всем комплексом вероучительных постулатов, которые принципиально различаются в разных религиозных системах.

Если говорить в целом о том, как религия влияет на экономику, то можно отметить и следующие тенденции. Во-первых, если в экономической жизни важны честность, уважение, то религия помогает привить эти

качества своим приверженцам. Во-вторых, религия восхваляет труд, что способствует росту доходов населения.

В связи с этим сейчас нет смысла думать о том, как бороться с религией. Сейчас она может укрепить конкретные экономические системы. Американские исследователи даже утверждают, что религия влияет на темп экономического роста.

С выходом на мировую арену стране необходима поддержка не только государственных институтов, но и церкви, которая в настоящее время играет все более значимую роль в государственном и экономическом устройстве.

Современная религия все больше затрагивает умы людей, активно участвует в экономических отношениях, выражая свое мнение по тем или иным вопросам, не остается равнодушной к событиям, происходящим в мире.

Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в ближайшее время взаимоотношения между религией и экономикой станут более тесными, и связи между ними только укрепятся.

Использованные источники:

1.Коваль Т. Б. Религия и экономика : Труд, собственность, богатство. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

2.Религия в системе экономики страны: история и современные тенденции // Россия и современный мир: проблемы политического развития. - М., 2015.

3.Фомин С.В. Международные экономические отношения, М.: «Юркнига». -М., 2014.

УДК 003.316.3/.4

Абрамова Ю. магистратура 1 курса направление социальная работа факультет управления и психологии Гудакова Л. В., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего

образования

Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Статья посвящена исследованию качественных методов в социальной работе. Применение качественных методов в социальной работе очень актуально. Именно благодаря им мы можем «капнуть» в самую глубину и «прописать качественную терапию нуждающимся».

Ключевые слова: качественные методы, социальная работа, социальные исследования, помощь, нуждающийся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.