Научная статья на тему 'Экономическое значение "полюсов роста" и их расположение на территории Российской федерации'

Экономическое значение "полюсов роста" и их расположение на территории Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1564
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЮС РОСТА / GROWTH POLE / ПОЛЮС РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT POLE / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ / CENTER OF DEVELOPMENT / ТЕОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / THEORY OF REGIONAL GROWTH / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ / MANAGEMENT OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташева Мария Андреевна

Данное научное исследование посвящено изучению экономического значения полюсов роста. Цель исследования заключается в выявлении влияния развитых регионов РФ на экономику страны в целом. Рассматриваются мнения зарубежных авторов о степени значимости полюсов развития на государственную политику. Автор попытался доказать, что региональное управление с помощью финансирования и государственной поддержки определенных территорий может принести положительную динамику развития. Формирование полюсов роста может повлиять на политическую, культурную, экономическую социальную ситуацию в стране. Полюс роста это территория или регион с развитой отраслью промышленности, развивающая благодаря этому прилегающие зоны, внося вклад в общий прогресс государства. Ведущими элементами стратегии являются региональные системы с совокупностью подсистем населенных пунктов, нередко называемых «полюсами роста». Именно они играют ключевую роль в развитии и формировании социально-экономических процессов внутри страны. На фоне хрупких экономических систем « полюса роста» формируют районы скопления промышленности федерального масштаба, со временем они превращаются в «центр развития» с помощью инфраструктуры и производственных предприятий. «Центр развития» несет не меньшее экономическое значение, чем «полюс роста». Выделяют два вида «центров развития» :первый типцентр создан для равномерного распределения ресурсов от единственного промышленного узла в другие районы. Второй тип центр, объединяющий в себе, много мелких центров в отсталых районах. Целью подобного рода центров является индустриализация территорий и ускоренное развитие. Основным выводом является доказательство значимости районов роста в системе государственного регулирования. Практическим примером доказано и подтверждено данными, что центральный регион (г. Москва и Московская область) имеет наиболее важное экономическое значение для страны, принимает участие во всех инвестиционных проектах, является приоритетной территорией для иностранных вложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC VALUE OF "GROWTH POLES" AND THEIR ARRANGEMENT IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author devoted this scientific article to studying of economic value of poles of growth. The research objective consists in identification of influence of the developed regions of the Russian Federation on national economy in general. The author considered opinions of foreign authors on degree of the importance of poles of development on public policy and tried to prove that regional government by means of financing and the state support of certain territories can bring positive dynamics of development. Formation of poles of growth can influence a political, cultural, economic social situation in the country. The pole of growth is the territory or the region with the developed industry developing thanks to it adjacent zones, making a contribution to the general progress of the state. The leading elements of strategy are regional systems with set of subsystems the settlements which are quite often called «growth poles». They play a key role in development and formation of social and economic processes within the country. Against the background of the fragile economic systems of «growth pole» form regions of a congestion of the industry of federal scale, over time they turn into «the center of development» by means of infrastructure and manufacturing installations. «The center of development» does not bear smaller economic value, than «growth pole». Allocate two types of «the centers of development»: the first type the center is for uniform distribution of resources from the only industrial hub to other areas. The second type is the center uniting in itself is a lot of small centers in backward areas. Purpose of this sort of the centers is industrialization of territories and the accelerated development. The main conclusion is the proof of the importance of areas of growth in the system of state regulation. Practical example proved and data confirmed that the central region (Moscow and the Moscow region) has the most important economic value for the country, takes part in all investment projects and is the priority territory for foreign investments.

Текст научной работы на тему «Экономическое значение "полюсов роста" и их расположение на территории Российской федерации»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

SOCIAL AND ECONOMIC OUTLOOK

УДК 332.146.2 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-2-50-57

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «ПОЛЮСОВ РОСТА» И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАРТАШЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: yevseyeva.mariya@yandex.ru

Данное научное исследование посвящено изучению экономического значения полюсов роста. Цель исследования заключается в выявлении влияния развитых регионов РФ на экономику страны в целом. Рассматриваются мнения зарубежных авторов о степени значимости полюсов развития на государственную политику. Автор попытался доказать, что региональное управление с помощью финансирования и государственной поддержки определенных территорий может принести положительную динамику развития. Формирование полюсов роста может повлиять на политическую, культурную, экономическую социальную ситуацию в стране. Полюс роста - это территория или регион с развитой отраслью промышленности, развивающая благодаря этому прилегающие зоны, внося вклад в общий прогресс государства. Ведущими элементами стратегии являются региональные системы с совокупностью подсистем - населенных пунктов, нередко называемых «полюсами роста». Именно они играют ключевую роль в развитии и формировании социально-экономических процессов внутри страны. На фоне хрупких экономических систем « полюса роста» формируют районы скопления промышленности федерального масштаба, со временем они превращаются в «центр развития» с помощью инфраструктуры и производственных предприятий. «Центр развития» несет не меньшее экономическое значение, чем «полюс роста». Выделяют два вида «центров развития» :первый тип- центр создан для равномерного распределения ресурсов от единственного промышленного узла в другие районы. Второй тип - центр, объединяющий в себе, много мелких центров в отсталых районах. Целью подобного рода центров является индустриализация территорий и ускоренное развитие. Основным выводом является доказательство значимости районов роста в системе государственного регулирования. Практическим примером доказано и подтверждено данными, что центральный регион (г. Москва и Московская область) имеет наиболее важное экономическое значение для страны, принимает участие во всех инвестиционных проектах, является приоритетной территорией для иностранных вложений.

Ключевые слова: полюс роста, полюс развития, центр развития, теория регионального развития, экономическое развитие, управление регионами

В современной государственной региональной политике большое экономическое значение играют «полюса роста», поэтому важно понимать: как они могут повлиять на экономику страны и другие вопросы, связанные с социально-экономическими аспектами развития страны. Существует несколько мнений экспертов, связанных с проблематикой значения полюсов роста.

Кандидат экономических наук В. Ф. Лало отмечает, что промышленные агломерации и концентрации определенного вида производства происходят стихийно, но позже приобретают устойчивый характер тем самым образовывая полюса роста [1]. В дальнейшем тенденции размещения производства сложно изменить. Формируется региональная экономика развития с прилегающей развивающейся

территорией и экономически депрессивные регионы. После ряда финансовых реформ, экономических кризисов неравенство между уровнем развития регионов только усиливалось[2], внося корректировки в тенденции регионального развития. Немаловажным фактором в формировании концентрации производств играют развитие инфраструктуры, высокий уровень предоставления общественных благ, установленные жизненные стандарты и затраты на транспортные издержки [1].

Результатом этого могут служить трудности формирования экономического центра в стране. Самой распространенной проблемой является правильное распределение финансов, высокоразвитые районы притягивают к себе экономические импульсы, а районы, нуждающиеся в поддержке, остаются

в стороне. Возникает дефицит трудовых и денежных ресурсов. Избежать этого можно только с помощью грамотного управления процессом ядрооб-разования [3]. В подобной ситуации финансовое управление региона становится приоритетной задачей. Рыночная экономика предоставляет «поле» свободного манипулирования ресурсами на различных территориях. В случае вливания инвестиций в полюс роста сработает синергетический эффект, который сможет привести не только к росту производства экономики в регионе, но и улучшить социальные показатели, уровень жизни населения [4]. Разновидностью «полюса роста» является понятие «центр-периферия» или теория поляризованного развития. Ее значение для экономики выражается в закономерности формирования концентрации населения и хозяйства в определенных территориях. Они оказывают воздействие на окружающие районы, стимулируют их развитие [5]. Основной связью в данном взаимодействии является прямое подчинение центр-периферия т. е. развитие ядра автоматически развивает центр. Доказано, что концентрация динамично-развивающихся отраслей в нескольких центрах принесет немалый экономический эффект.

Изначальной целью формирования полюсов роста являлась активизация экономической деятельности в отсталых (депрессивных) районах периферии, которая поможет в дальнейшем ослабить резкое доминирование определенных районов и сократить региональный дисбаланс внутри страны, доказав экономическую важность данной теории.

Американский политолог Дж. Фридман в своих исследованиях называет центр движущей силой, которая постоянно обеспечивает развитие системы «центр-периферия» и формирует полюс роста. Опорой в становлении является постоянная трансформация центра за счет генерирования и развития новейших технологий. Распространение новшеств происходит поэтапно от ведущих, развитых районов к периферии. Наиболее важным экономическим показателем ядра Фридман называет «модернизацию и качественную трансформацию» [6] экономики центра, за счет своевременного технического развития в регионе. Так же автор определяет минус системы. По его мнению, центр может выкачивать ресурсы из периферии, усиливая дисбаланс между ядром и регионом, таким образом, полюс роста не формируется как экономическая ценность.

Все разновидности концепции полюсов роста определяют формы проявления экономических и социальных связей, указывают способ решения региональных проблем. Полюс роста зачастую представляет собой территорию, на которой сконцентрировано производство, в свою очередь которое

оказывает сильное влияние на развитие и формирование в регионе других отраслей, обеспечивающих и обслуживающих основную ключевую отрасль.

Стоит отметить, что экономическое значение для государства несут в себе оба термина: центр роста и полюс роста. Их разница заключается в том, что полюс роста - это набор отраслей, которые концентрируются не территории определенного географического пространства - центра роста. Ключевой мыслью концепции полюсов роста является развитие отраслевой структуры экономики, в первую очередь лидирующих и прибыльных отраслей. Географические районы, где базируются промышленные зоны, лидирующие отрасли становятся территории притяжения секторов производства, инвестиций. На основании этого формируется «полюс роста».

Искусственное стимулирование создания полюса роста является ключевым элементом региональной политики. Создание зоны промышленного развития при помощи и стимулировании государства, путем субсидий, инвестиций, региональных программ развития, приносит результат в качестве экономического развития этого региона, а, следовательно, и страны в целом. Данные регионы в случае правильного развития, становятся привлекательными областями для предпринимателей и иностранных инвесторов. Как было сказано ранее «центр развития» это продолжение «полюса роста» следовательно, экономическое значение для страны они имеют одинаковое. Основной целью является вклад в развитие промышленности, экономики, что возможно только с помощью реализации государственной региона луной политики в регионах. Полюс роста или центр развития является отправной точкой в формировании производственно-территориальной структуры. Область влияния формируется на основе интересов центра. Поляризация региона происходит с учетом того какая область промышленности развита в «полюсе роста». Именно он является главным фактором в развитии различных элементов экономики [7]. Полюс роста с преобладающей в ней пропульсивной отраслью, оказывает влияние на развитие различных элементов экономики. Все они тесно связаны между собой, образуя экономическое взаимодействие. В разных случаях развитие определенных отраслей находится на разных уровнях. Это зависит от объемов производств разных сфер промышленности. К примеру, ряд стран уделяет равное внимание от одного до пяти видов промышленности, в то время как другие строят свою экономику лишь на одной отрасли.

Несмотря на отдельные примеры, большинство слаборазвитых страх отдают предпочтение разви-

тию «полюсов роста» с помощью развития не одной, а сразу нескольких отраслей. На основании своих внутренних ресурсов и возможностей выбирается ряд перспективных направлений в промышленности, развитие которых может внести вклад в экономику страны. Выявление приоритетных отраслей помогает верно построить политику экономического развития. В подобных ситуациях нельзя забывать о депрессивных районах, слабо развитых секторах экономики и неэффективных предприятиях, они также должны быть задействованы в процессе поляризации и развития неэффективных видов промышленности [8]. В ряде случаев причиной для формирования полюса роста является наличие ряда проблем в социально-экономической сфере страны и значительно меньшее число ресурсов и возможностей, способных их решить. Совершенно точно, что экономическое значение полюсов роста станет более значимой темой в ближайшее время. Запас ресурсов в мире ограничен и необходимо верное распределение по отраслям для избегания экономического регресса и достижения промышленного прогресса. Экономическое значение создания полюсов роста можно рассматривать как на макроуровне, в случае формирования принципов геополитики, так и на микро в рамках территории одного конкретного региона. Встает вопрос о составе экономического ядра, о том из каких элементов оно состоит, какие социально-экономические структуры к нему относятся. Зачастую полюсом роста становится отрасль или ряд отраслей с высоким уровнем рентабельности и оборачиваемость капитала. Основной задачей полюса роста является влияние на интенсивное развитие всех участников народного хозяйства. В связи с этим мы можем допустить, что сам полюс роста может выступать в виде малорентабельной отрасли. В таком случае ключевой задачей ядра является не развитие самого полюса роста, а рост экономического значения смежных с ним областей, производств. Для определения сможет ли, полюс роста, вытянуть на себе развитие всей экономики страны нужно изучить и учесть всю совокупность элементов, плюсов, минусов, возможностей и последствий подобной ситуации. Стоит отметить какой из четырех, известных рынков будет задействован и развиваться в большей степени. Любая социально-экономическая взаимосвязь происходит на уровне четырех секторов (рынков): благ, труда, денег, ценных бумаг. К примеру, полюс роста выступает в виде отрасли с нулевой рентабельностью, но может обеспечить большее количество заказов в других областях и создать высокий уровень занятости населения, заняв этим рынок труда в регионе. Экономическое значение тако-

го рода полюса роста также высоко, как и ядра с отраслью рентабельной и быстроокупаемой. В качестве полюса роста могут выступать отдельные отрасли, сектора экономики и другие элементы экономического процесса. Стоит отметить, что для благоприятного развития и изначального толка в формировании полюса роста должно принять участие государство: увеличить госзаказ, создать субсидию, проект развития, концепцию роста или иные экономические меры, применяемые к областям развития, которые влияют на функционирование других сегментов экономики.

Социально-экономическая система государства зыбка и неустойчива, именно поэтому необходимо тщательно отбирать элементы, входящие в состав экономического ядра, для избежания регресса экономики страны. Существует ряд параметров отбора для составных элементов полюса роста: уровень рентабельности, прибыльности, рост спроса, предложения, увеличения рабочих мест и других немаловажных критериев [9].

Полюс роста представляет собой некую сформировавшуюся «сеть» внутри страны. Науке известны многочисленные определенным понятия «сетевой структуры», но, по мнению автора, к нашему исследованию в отношении значимости полюса роста и его компонентов относится только одно. Сеть (или в нашем случае «полюс роста») - «институт, определяющий правила взаимодействия и интерпретации предприятий экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей. Институциональное направление мотивирует организации активировать свою деятельность и заставляет их развиваться в соответствии с основными правилами, требованиями и нормами окружающей среды» [10].

Все вышеизложенное дает нам возможность сделать вывод, что «полюс роста» не является независимой единицей экономического развития страны, он формируется с расчетом на взаимодействие со смежными отраслями и областями распространения. Взаимосвязь полюса роста с другими участниками жизнедеятельности страны необходимо, так как это влияет на достижение нужного уровня развития страны. Полюс роста приносит экономическую выгоду и не может сформироваться без государственной поддержки и частных вложений. Инвестиции распределяются в зависимости от экономической привлекательности проектов. К примеру, на территории РФ в последнее время упал имидж регионов Сибири и Дальнего Востока, что сократило число финансовых влияний. Это связано с климатическими условиями региона, трудовой миграцией и рядом иных географических, экономических про-

блем. Не смотря на наличие в регионах месторождений природных ископаемых, ограниченные условия их добычи увеличивают затраты на трудовые ресурсы, тем самым отпугивая потенциальных инвесторов, теряя удельный вес в промышленной производстве страны. Такой тенденции не наблюдается в центральном федеральном округе. С начала 1990 г. регион играет ведущую роль в промышленности, получая большую часть инвестиций за счет близости к г. Москва.

Россия является крупным государством, с огромной территорией и большим количеством субъектов федерации. Страна имеет целостное экономическое пространство на основе совокупного взаимодействия региональных экономических систем. По сути, экономика внутри одного субъекта РФ является маленькой частью большой системы. Одна из основных проблем территориального развития в РФ является неоднородность финансового пространства, неравенство между уровнями развития регионов и качеством жизни в них. Большая поляризация российских областей и тенденция усиления разрыва между качеством социально-экономических показателей признается важнейшей проблемой территориального развития России [11]. Увеличение региональной неоднородности влечет за собой разрушение самоорганизации внутри национальной и региональных экономик.

Ключевая особенность любого Российского региона заключается в том, что региональные власти выступают в качестве объекта управления Федеральных властей, в свою очередь организация на местах является субъектами управления властей региона. Не смотря на определенные полномочия областных администраций, сам регион это часть государства и процессы проходящие в нем имеют большое значение для страны, ее внутренней экономики и развития. Планирование регионального управления должно учитывать ряд аспектов, способных позитивно или негативно повлиять на региональное развитие. Динамика эффективности напрямую зависит от кадрового потенциала региона (наличие квалифицированных кадров на местах позволяет оптимизировать расходы путем привлечения « коренных» жителей региона, «приезжие» специалисты зачастую требуют увеличения оплаты за счет дискомфорта, вызванного переездом); производственно-ресурсного потенциала территории (регионы, имеющие природные ресурсы чаще имеют промышленную базу по их добыче, переработке и транспортировке в другие регионы. Этот факт является приоритетным аспектом в формировании регионального управления [12].

Специфическая структура территории РФ благоприятно повлияла на развитие и формирование

точек роста в стане. Огромная площадь стала ключевой причиной освоения земель в виде отдельных центров, которые выступают ядром для развития периферий.

Федеративное устройство государства фактически представляет собой систему «полюсов роста» или систему «центр-периферия», где центральный областной город выполняет основную поступательную функцию развития прилегающих территорий.

Основные принципы федерализма подразумевают равенство всех субъектов государства, однако в России существует не малое количество отсталых и депрессивных регионов. Выделение, формирование и развитие «полюсов роста» является одной из ключевых моделей развития страны. Зачастую они складываются с учетом исторического, природного экономического потенциала. Высокий уровень развития страны достигается за счет нескольких регионов « полюсов роста». Формирование «полюсов роста» в России стало важным этапом в стратегии развития страны и оказало социально-экономическое воздействие на национальную политику.

Принцип подобного регионального развития подразумевает необходимую концентрацию ресурсов на определенной территории, а также возможность дальнейшего распространения инноваций в другие регионы.

К характерным признакам «полюсов роста» в РФ относятся [13]:

- сосредоточение на ограниченной территории финансовых, человеческих, человеческих, природных, административно-управленческих и иных ресурсов;

- большая интенсивность экономического роста:

1. Значительно больший объем производства товаров и услуг;

2. Увеличение/ ускорение техники инновационного развития;

3. Наибольший поток инвестиций, включая государственные и иностранные.

Среди потенциальных городов и регионов РФ можно выделить 40 потенциальных территорий, способных сформировать «полюс роста».

Основными являются совокупные территории, формирующие собой топ-7 ведущих экономических регионов страны: г. Москва и Московская область, республика Татарстан, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Красноярский край. На долю этих регионов приходится 30 % всех инвестиций и 28 % экономически активного населения.

Для реализации попытки равномерного рассмотрения экономического развития по всей терри-

тории России используются и формируются «коридоры экономического роста». На территории нашей страны выделено три основных «экономических коридора»:

- Экономический коридор Север-Юг: Краснодар - Москва - Санкт-Петербург4

- Экономический коридор Центральный: Смоленск - Челябинск;

- Экономический коридор Восточный: Пермь

- Владивосток [14].

Каждый из них проходит через несколько агломераций с населением больше 1 млн чел., имеет транспортные «хабы» и пропускает большой объем транспортных потоков; распространяется на территории с определенной отраслевой специализацией, включая в себя регионы со схожими факторами роста и развития.

Рассмотрим каждый коридор более детально, изучая приоритеты развития, охватываемых территорий и меры реализации благотворной региональной политики.

Экономический коридор Север-Юг захватывает агломерации: Ростов-на-Дону, Воронеж, Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Самару, Казань. Транспортное сообщение между ними осуществляется за счет федеральных трасс:

М-4 «Дон»: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новоросийск;

М-10 «Россия»: Тверь - Великий Новгород -Санкт-Петербург;

М-2 «Крым»: Москва - Тула - Орел - Курск -Белгород - Крым;

М-29 «Кавказ»: Краснодар - Грозный - Махачкала - Азербайджан.

Приоритетными отраслями промышленности и производства на территории коридора являются: сельское хозяйство, операции с недвижимостью, связь и торговля, обрабатывающие производства, строительство. Основной мерой для продолжения развития «полюса роста» по направлению южного коридора считается привлечение инвестиций для улучшения социально-экономической инфраструктуры, включая вкладывание средств в исследования и высоко технологичные отрасли промышленности.

Экономический коридор Центральный проходит через крупные города: Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Челябинск.

Транспортную инфраструктуру обеспечивают федеральные дороги:

М-7 «Волга»: Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Уфа;

М-5 «Урал»: Москва - Рязань - Пенза - Самара

- Уфа - Челябинск;

М-36: Челябинск - Троицк - Казахстан;

М-32: Самара - Большая Черниговца - Казахстан.

Развитие данных территорий осуществляется за счет: добычи и производства полезных ископаемых, операций с недвижимостью, торговли, транспорта и связи, обрабатывающих производств. Ключевыми факторами развития этой территории является привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, вложения в исследования, науку и научные институты, кластерное развитие промышленности и агропромышленных предприятий.

Экономический коридор восточный включает в себя три направления: Сибирское, Уральское, Дальневосточное. Сибирский участок проходит через Пермь и Екатеринбург, Уральский через Омск, Новосибирск, Дальневосточный - Красноярск.

Транспортное сообщение обеспечивает ряд дорог:

М-51, М-53, М-55 «Байкал»: Граница с Казахстаном - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Урал - Улан Удэ - Чита;

М-52 «Чуйский тракт» - Новосибирск - Бийск

- Монголия;

М-54 «Енисей» - Красноярск - Абакан - Кызыл

- Монголия;

М-60 «Уссури» - Хабаровск - Владивосток.

Основными отраслями, вносящими экономический вклад, являются: обрабатывающие производства, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, торговля. Мерами по реализации экономического роста в данных регионах является инвестиция в увеличении добычи и обработки полезных ископаемых, сырьевая ориентация экономического коридора, создания промышленных кластеров для производства и переработки продукции.

Из рассмотренного материала мы видим, что транспортная инфраструктура достаточно развита на территории практически всей страны, что помогает регионам лидерам сформировать рынки сбыта. С их помощью реализуются финансовый, человеческий и информационно-технологический капиталы. Это обуславливает приоритетное значение ряда факторов для наиболее развитых регионов:

- человеческий капитал - важнейшее условие развития территорий;

- уровень доходов населения - индикатор благосостояния общества;

- развитие инноваций играет ключевую роль в эффективном региональном развитии;

- бюджетный потенциал, инвестиционный потенциал - базис в развитии и формировании реального капитала.

Основой для полюсов роста на территории РФ служат пять крупнейших агломераций: г. Москва и

Московская область, республика Татарстан и г. Казань, Свердловская область и г. Екатеринбург, Красноярский край и г. Красноярск, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург [15].

Не смотря на все предпринимаемые меры, «полюса роста» России по некоторым абсолютным показателям отстают от мировых стран с более высоким темпом развития. Был проведен сравнительный анализ показателей российских «точек роста» с показателями в развитых странах. В результате выявили:

1) среднегодовой рост ВРП в РФ выше чем в экономически развитых странах;

2) уровень безработицы в «полюсах роста» РФ один из самых низких среди изучаемых стран;

3) объем производимого ВРП на душу населения значительно выше, чем в Индии, Бразилии, но ниже чем в странах Европы;

4) общий объем ВРП сравним с уровнем в развитых странах (Франция, Великобритания, Германия) [16].

Российские эксперты создали систему, которая включает программу развития региона для достижения максимальной экономической эффективности.

Первым и самым важным шагом для достижения экономической эффективности с помощью развития полюса роста является выделение перспективных полюсов инновационного развития, их коммуникационная поддержка. Правильный акцент на определенной отрасли промышленности, несомненно, принесет свои плоды, и полюс роста станет отправной точкой экономического развития.

Вторым этапом являются формирование региональных сетей предприятий в «сети» для оптимизации расходов, устанавливается политика издержек с целью уменьшения убытков и увеличения прибыли. К примеру, это могут быть совместные закупки, взаимозависимые условия сотрудничества, эксплуатация общего оборудования, аренда смежных помещений и иные меры направления на увеличение прибыли.

Следующим шагом в формировании экономически выгодного для страны полюса роста является стимулирование кадровой политики путем инвестиций в человеческие ресурсы с помощью отбора квалифицированного персонала, верной стратегией управления, проведения профильных тренингов и применение ряда других концепций политики управления персоналом.

Четвертым этапом является укрепление межпроизводственных связей, а также установление иных взаимодействий между отраслью полюса роста с образованием и наукой. Научная лаборатория,

выпускающая квалифицированные кадры определенно может рассчитывать на дополнительное субсидирование со стороны государства на федеральном и региональном уровнях.

Развитие на территории полюса только инновационных производств является пятой ступенью для достижения экономической прибыли. Закостенение отрасли и регресс производства в полюсе недопустим.

Шестой шаг - создание эффективной коммуникации полюса роста с внешним миром, а также его тесное сотрудничество с региональными и федеральными властями. Как уже отмечалось ранее, полюсу необходимо изначальное финансирование, поддержка страны для принесения ей дальнейшей прибыли.

Анализируя все изложенной выше мы можем сделать вывод, что правильно сформированный полюс роста несет в себе стратегически важное значение для экономики страны.

Формирование полюса роста становится отправной точкой в развитии инновационных производств, дает возможность вывести ключевую отрасль на международный уровень принеся государству ряд заказов от зарубежных коллег. На основе правильно и прогрессивно работающего полюса роста можно развить экономику страны с помощью формирования верхних межпроизводственных связей, занимая и вытесняя поставщиков товаров и услуг, привлекших с внешних рынков.

Делая выводы можно сказать, что формирование «полюсов роста» в любой стране возможно только при наличии ресурсов и потенциала. РФ наряду с развитыми странами усердно реализовывает одну из концепций регионального развития.

Приведенные данные свидетельствуют, что главной территорией развития в РФ является г. Москва и Московская область, именно данный регион задействован в экономических коридорах, вследст-вии этого он является зоной привлекательной для инвестиций во все сферы бизнеса. Столица государства перспективная территория, привлекающая экономически активное население со всей страны наличием рабочих мест, высоким уровнем жизни, развитой социальной сферой. Поток не только российских граждан, на территорию Московской области помогает агломерации удерживать за собой статус «точки роста». За счет географического положения область является участником всех экономических процессов внутри страны. Остаточных явлений развития достаточно для благополучного развития прилегающих областей: Липецкой, Воронежской, Рязанской, Тульской и др., формируя собой территорию устойчивого регионального развития, ведь именно данные районы занимают лидирующие по-

зиции в региональных рейтингах по разным показателям. Таким образом, мы видим, что на территории Российской Федерации французская теория «полюсов роста» удачно применяется и приносит свои положительные результаты.

Литература

1. Лало В. Ф. Влияние агломерационных эффектов на государственную региональную политику // Известия ИГЭА. 2005. № 3-4. С. 44-45.

2. Лало В. Ф. Концентрация и динамика промышленного производства в регионах России // Вопросы статистики. 2003. № 11. С. 85-89.

3. Световцова М. Г. Управление формированием экономического ядра региона: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Воронеж, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Павлов К. В. Экономическое ядро региона: сущность, критерии формирования и элементный состав// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. URL:http://www.eee-regionru

5. Световцова М. Г., Кузьбожев Э. Н., Павлов К. В. Анализ структуры экономического ядра региона (на примере Курской области) // Журнал Известия Курского государственного технического университета. 2003. № 10. С. 14.

6. Фридман Жд. Следующие 100 лет: Прогноз событий XXI век. URL: https://www.litmir.me/

7. Lasuen J. R. On growth poles // Urban Studies. 1969. № 6. P. 137-152.

8. Лузин Г. П., Павлов К. В. Патоэкономика, или общая теория переходных, кризисных социально-экономических процессов и состояний. Мурманск,1999.

9. Hodson John A. International Trade: An Application of Economic Theory. NY, 2003.

10. Jevons W.S. The theory of political economy. Fifth edition. 1957.

11. Петрухина Н. А. Региональная политика как инструмент преодоления поляризации национального экономического пространства // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3.

12. Keynes J. N.e The scope and method of political economy. Kitchener,1999

13. AV Regions Competition Index. URL: http://av-group.ru

14. AV Economic growth corridors. URL: http://http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/20 16/58687/6061 .pdf

15. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

16. France Is Heading For The Biggest Economic Train Wreck In Europe. Business Insider. URL: http://www.businessinsider.com/

References

1. Lalo V. F. Vliyaniye aglomeratsionnykh effektov na gosudarstvennuyu regional'nuyu politiku [Influence of

agglomerative effects on the public regional policy] // Izvestiya IGEA. 2005. № 3-4. S. 44-45.

2. Lalo V. F. Kontsentratsiya i dinamika promyshlennogo proizvodstva v regionakh Rossii [Concentration and dynamics of industrial production in regions of Russia] // Voprosy statistiki. 2003. № 11. S. 85-89.

3. Svetovtsova M. G. Upravleniye formirovaniyem ekonomicheskogo yadra regiona [Management of formation of an economic kernel of the region] : avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Voronezh, 2004.

4. Pavlov K. V. Ekonomicheskoye yadro regiona: sushchnost', kriterii formirovaniya i elementnyj sostav [Economic kernel of the region: essence, criteria of formation and element structure] // Regional'naya ekonomika i upravleniye: elektronnyj nauchnyj zhurnal. URL:http://www.eee-region.ru

5. Svetovtsova M. G., Kuz'bozhev E. N., Pavlov K. V. Analiz struktury ekonomicheskogo yadra regiona (na primere Kurskoj oblasti) [The analysis of structure of an economic kernel of the region (on the example of Kursk region)] // Zhurnal Izvestiya Kurskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2003. № 10. S. 14.

6. Fridman Zhd. Sleduyushchiye 100 let: Prognoz sobytij XXI vek [Next 100 years: Forecast of events XXI century]. URL: https://www.litmir.me/

7. Lasuén J. R. On growth poles // Urban Studies. 1969. № 6. P. 137-152.

8. Luzin G. P., Pavlov K. V. Patoekonomika, ili obshchaya teoriya perekhodnykh, krizisnykh sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov i sostoyanij [Patoeconomics, or general theory of transition, crisis social and economic processes and states]. Murmansk,1999.

9. Hodson John A. International Trade: An Application of Economic Theory. NY, 2003.

10. Jevons W.S. The theory of political economy. Fifth edition. 1957.

11. Petrukhina N. A. Regional'naya politika kak instrument preodoleniya polyarizatsii natsional'nogo ekonomicheskogo prostranstva [Regional policy as instrument of overcoming polarization of national economic space] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2010. № 3.

12. Keynes J. N. The scope and method of political economy. Kitchener,1999

13. AV Regions Competition Index. URL: http://av-group.ru

14. AV Economic growth corridors. URL: http://http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents /2016/58687/6061 .pdf

15. Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/

16. France Is Heading For The Biggest Economic Train Wreck In Europe. Business Insider. URL: http://www.businessinsider.com/

* * *

ECONOMIC VALUE OF «GROWTH POLES» AND THEIR ARRANGEMENT IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

KARTASHEVA MARIYA ANDREEVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: yevseyeva.mariya@yandex.ru

The author devoted this scientific article to studying of economic value of poles of growth. The research objective consists in identification of influence of the developed regions of the Russian Federation on national economy in general. The author considered opinions of foreign authors on degree of the importance of poles of development on public policy and tried to prove that regional government by means of financing and the state support of certain territories can bring positive dynamics of development. Formation of poles of growth can influence a political, cultural, economic social situation in the country. The pole of growth is the territory or the region with the developed industry developing thanks to it adjacent zones, making a contribution to the general progress of the state. The leading elements of strategy are regional systems with set of subsystems - the settlements which are quite often called «growth poles». They play a key role in development and formation of social and economic processes within the country. Against the background of the fragile economic systems of «growth pole» form regions of a congestion of the industry of federal scale, over time they turn into «the center of development» by means of infrastructure and manufacturing installations. «The center of development» does not bear smaller economic value, than «growth pole». Allocate two types of «the centers of development»: the first type - the center is for uniform distribution of resources from the only industrial hub to other areas. The second type is the center uniting in itself is a lot of small centers in backward areas. Purpose of this sort of the centers is industrialization of territories and the accelerated development. The main conclusion is the proof of the importance of areas of growth in the system of state regulation. Practical example proved and data confirmed that the central region (Moscow and the Moscow region) has the most important economic value for the country, takes part in all investment projects and is the priority territory for foreign investments.

Key words: growth pole, development pole, center of development, theory of regional growth, economic development, management of regions

Об авторе:

Карташева Мария Андреевна, аспирант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

About the author:

Kartasheva Mariya Andreevna, Post-graduate Student of the Foreign Regional Studies and International Cooperation Department, Institute of Public Service and Management, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.