УДК 332.14
Ирландия. Пространственное
W *
развитие национальной экономики
СТРОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ,
канд. экон. наук, младший научный сотрудник Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. Стратегическое планирование занимает особое место в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов, происходящих в современном обществе. Разрабатываемые на общегосударственном и региональном уровнях планы и программы являются важнейшим инструментом реализации политики соответствующих субъектов управления. Они позволяют преодолеть неопределенность, избежать хаоса в управлении, организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по формулированию целей и решению стоящих перед обществом и хозяйствующими субъектами задач. Стратегическим направлением решения этой проблемы является развитие полюсов роста, которые стимулируют проведение крупных междисциплинарных исследований; внедрение их результатов дает значительные синергетические эффекты, способствует созданию новых секторов экономики и центров деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на международном рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке уже существующих полюсов роста и создании новых с включением компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию таких полюсов роста, но и само становится их участником. В современном мире полюсы роста (кластеры, территории опережающего развития, точки роста) - основа экономического роста стран мира. Развитые в экономическом отношении страны уделяют особое внимание пространственному развитию национальной экономики. В связи с этим для России сегодня особенно интересен опыт развитых стран в сфере государственного регулирования экономики с целью анализа, адаптации и оценки возможности использования для решения проблем российской экономики.
В статье проводится анализ системы стратегического планирования в Ирландии, при этом особое внимание уделяется планированию пространственного развития национальной экономики. Результатом проведенного анализа является выявление особенностей функционирования системы стратегического планирования в Ирландии и определение подхода к пространственному развитию страны через формирование и стимулирование полюсов роста.
Ключевые слова: стратегическое планирование, государственное регулирование, пространственное развитие, региональная экономика, полюса роста, агломерации, кластеры, социально-экономическое развитие.
Ireland. Spatial development of the national economy**
PAVEL V. STROEV,
PhD, Researcher Center of the regional economy and inter-budgetary relations, Institute of Financial and Economic Research, Financial, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2015 г.
** This article was prepared on the results of research carried out at the expense of budgetary funds of the state task Financial University 2015.
Abstract. Strategic planning has the major place of the government regulation of economic and social process at modern conditions. The government and regions administrations develop plans and programs that are used as instrument realization politic of management. This plans and programs aid government to reach their correct, justified goals.
Radical innovations give impact to progressing big economy systems that founded on the growth multiply economy growth theory of innovation type developed on create poles of growth. Technological innovations are the result of generating these radical innovations in special centers, so there is another fresh quality of economy growth. The point of such economy growth consist in formation economic agglomeration near centers either location way or industrial.
The leading countries focus special attention on spatial development of the national economic. Russia especially interested in the experience of the leading countries in the sphere of state economy regulation to analyze, adapt and evaluate possibilities to use the decision of problems for the Russian economy. There is analyze of Ireland's system of strategy planning where especial consider the theme of planning spatial development national economy. The result of the analysis is identification the peculiarities functioning system of strategic planning in Ireland and the definition of the approach to spatial development of Ireland through the way to format and promote poles of growth.
Keywords: strategic planning; government regulation; spatial development; regional economy; growth pole; agglomeration; clusters; socio-economic development.
Система стратегического планирования Ирландии в настоящее время находится в стадии становления. Значительная работа уже проделана при подготовке и внесении изменений в уже существующие стратегические документы в соответствии с новыми возникающими вызовами, другие инструменты еще находятся в разработке.
К основным современным механизмам стратегического планирования в Ирландии относятся следующие:
• Соглашение о Концепции социального партнерства на 2006-2015 гг. Навстречу 2016 г. (Ten-Year Framework Social Partnership Agreement
2006-2015. Towards 2016);
• Новый Национальный план развития на
2007-2013 гг. (The new National Development Plan 2007-2013);
• Национальная пространственная стратегия [The National Spatial Strategy (NSS)];
• Национальный план действий по социальной интеграции (National Action Plan on Social Inclusion)1.
Политика ирландского правительства координируется посредством семилетних планов национального развития, составляемых на
1 National Action Plan on Social Inclusion. Published by the stationery office. Government of Ireland. Dublin 2007.
основе консультаций с представителями бизнеса, профсоюзов и региональных властей.
Соглашение о Концепции социального партнерства на 2006-2015 гг. Навстречу 2016 г.
Стратегическое планирование в Ирландии реализуется через механизм социального партнерства. Ирландские власти исходят из того, что социальное партнерство — важный механизм разработки и реализации стратегии, ориентированной на национальные приоритеты, такие как создание и поддержка условий для существенного роста занятости, финансовой стабильности и реструктуризации экономики в ответ на новые вызовы и возникающие возможности.
Соглашение «Навстречу 2016 г.»2 содержит оптимальные рамки для ответа экономическим и социальным вызовам будущих периодов. Каждый предыдущий договор о социальном партнерстве был нацелен на достижение одной определенной цели и являлся инновационным по сути. В этом отношении в соглашении «Навстречу 2016 г.» разработана новая концепция, нацеленная на ответ социальным вызовам, с которыми сталкивается каждый человек на
2 Ten-Year Framework Social Partnership Agreement 2006-2015. Towards 2016. Government of Ireland. Dublin. 2006.
протяжении жизни. Соглашение ориентировано на решение проблем детей, молодежи, людей в трудоспособном возрасте, пожилых людей и инвалидов.
Соглашение о социальном партнерстве подписано в Дублине 2 февраля 2006 г. Действующая на то время Стратегия Национального экономического и социального совета 2006: люди, производительность и цель (NESC Strategy 2006: People Productivity and Purpose) стала основой для переговоров и договоренностей о Концепции социального партнерства.
В переговорах участвовали: правительство, профсоюзы, представители работодателей, организации фермеров, представители коммун и общественных организаций.
Социальные партнеры договорились о следующей формулировке видения будущего Ирландии: «динамично развивающееся интернациональное государство, в обществе и экономике которого строго соблюдается принцип социальной справедливости, экономическое развитие не нарушает устойчивость окружающей среды, страна конкурентоспособна в международном масштабе».
Достижение цели, поставленной в соглашении «Навстречу 2016 г.», а также будущего Ирландии будет осуществляться на основе решения следующих задач:
• установление взаимодействия социальной политики с экономическим процветанием;
• развитие преуспевающей экономики, основанной на знаниях;
• переориентация ирландской социальной политики;
• интеграция экономики в рамках всей страны;
• углубление потенциала, достижение более высокого уровня занятых в трудоспособном возрасте и более успешное управление диверсификацией, включая иммиграцию.
Принятие концепции жизненного цикла является основной инновационной характеристикой Соглашения. Подход «жизненный цикл» ставит человека в центр политики развития, определяя риски, с которыми он сталкивается, и поддерживая его возможности противостоять этим рискам на основных стадиях жизни: детство, трудоспособный возраст, пожилой возраст и люди с ограниченными возможностями [1].
Соглашение содержит перечень предложений по поддержке роли коммун и общественных организаций в работе по реализации мероприятий на основе подхода «жизненного цикла»: обеспечение совершенствования финансирования этого сектора и привлечение благотворительных организаций и волонтеров.
За управление реализацией Соглашения на протяжении всего десятилетнего периода будет отвечать специально созданная Наблюдательная группа. Будут проводиться ежеквартальные заседания для мониторинга и обсуждения текущих отчетов, а также ежегодные официальные встречи всех сторон, участвующих в Соглашении.
Национальный план развития на 2007-2013 гг.: «Преобразование Ирландии — лучшее качество жизни для всех»
В Национальном плане развития «Преобразование Ирландии — лучшее качество жизни для всех» (далее — НПР) изложен план действий по достижению желаемого будущего Ирландии3.
Разработчики плана исходили из того, что в течение следующих семи лет, на которые рассчитан план, экономика и общество Ирландии подвергнутся преобразованиям, почти столь же радикальным, как и изменения, которые страна испытала в течение прошлого десятилетия. Эти преобразования приведут к продолжающемуся росту населения страны: планируемая к 2021 г. численность жителей составит около 5 млн человек. Предстоят существенные изменения в экономической базе на основе развития новых отраслей и предприятий, принадлежащих местному и иностранному капиталу. Чтобы оптимизировать выбор направлений продвижения к видению будущего Ирландии, в стратегии зафиксированы направления, развитие по которым будет способствовать преодолению вызовов, с которыми столкнется страна:
• ликвидация остающихся узких мест в инфраструктуре, которые ограничивают экономическое развитие и препятствуют сбалансированному региональному развитию и устойчивости окружающей среды;
3 The new National Development Plan 2007-2013. Dublin. Published by the stationery office.
• предоставление детям и молодежи возможностей получения профессиональной подготовки и образования, чтобы они могли реализовать предоставляемые возможности;
• создание и поддержка высокооплачиваемых рабочих мест;
• перераспределение продукта богатства (результатов производства) в целях формирования общества, предоставляющего равные возможности, в том числе и тем, кто работал в предыдущие десятилетия.
Финансирование НПР предполагается почти полностью из собственных внутренних ресурсов, что обеспечит экономический рост, повысит благосостояние общества в целом и поднимет уровень жизни. Обеспечение правильного соотношения инвестиций в НПР и получаемого от них эффекта, а также мониторинг реализации будут ключевыми приоритетами и залогом успеха преобразования Ирландии [2]. Приоритеты и подходы, зафиксированные в Плане, основаны на положениях Соглашения о Концепции социального партнерства на 20062015 гг., разработанном в 2006 г.
На протяжении всего срока реализации НПР предполагалось инвестировать приблизительно 184 млрд евро, которые будут вложены в развитие социально-экономической инфраструктуры, предпринимательство, науку и сельское хозяйство, образование, обучение и переподготовку, экологические службы, а также в развитие социальной структуры общества, для того чтобы на основе сильной и жизнеспособной экономики ответ на вызовы будущего позволил обеспечить более высокий уровень и качество жизни для всех.
Инвестиционные приоритеты НПР отражают договоренности, зафиксированные в Соглашении «Навстречу 2016 г.» на базе консультаций с широким кругом организаций, заинтересованных групп и коммун. Инвестиционные приоритеты были также независимо оценены ББШ4. Приоритеты НПР в значительной мере совпадают с направлениями, предложенными ББШ, но объем инвестиций предполагается более значительный по сравнению с предложениями ББШ (см. таблицу).
4 ББШ — американская компания, производитель геоинформационных систем (ГИС).
Основные цели Плана можно определить, как взаимосвязанные.
• Значительное обновление инфраструктуры, текущее состояние которой снижает конкурентоспособность, тормозит региональное развитие и рост качества жизни и не соответствует потребностям увеличивающегося населения.
• Усиление развития предпринимательства, науки, технологий и инноваций, обеспечение условий для образования и переподготовки людей, находящихся в трудоспособном возрасте.
• Интеграция регионального развития на основе Национальной стратегии пространственного развития в целях обеспечения экономического роста в регионах и привлечения значительных инвестиций в сельскую экономику.
• Инвестирование в обеспечение устойчивости окружающей среды на долгосрочную перспективу, чтобы сохранить ее для будущих поколений, а также выполнить международные обязательства в этой сфере с учетом изменения климата.
• Создание возможностей для сотрудничества в рамках всей страны в целях повышения конкурентоспособности, особенно в сфере модернизации инфраструктуры, активизации исследований и разработок, укрепления навыков и инноваций для повышения качества предоставляемых услуг [4].
• Разработка широкой программы социальной интеграции и повышения качества жизни для всех возрастных и социальных групп.
• Обеспечение эффективного расходования средств налогоплательщиков на основе прозрачной системы управления и мониторинга инвестиций в НПР.
В соответствии со стратегическими целями НПР и Инвестиционной стратегией определены следующие сферы инвестиционных приоритетов:
• региональное развитие;
• экономика сельского хозяйства;
• сотрудничество «Весь остров» (в рамках всей страны);
• устойчивость окружающей среды;
• социальная включенность.
Пять инвестиционных приоритетов НПР
Приоритеты Млрд евро, в текущих ценах
Экономическая инфраструктура 54,7
Предпринимательство, наука, инновации 20,0
Человеческий капитал 25,8
Социальная инфраструктура 33,6
Социальная интеграция 49,6
Всего 183,7
Региональное развитие. НПР содержит активные политики содействия региональному развитию с упором на инвестиции в «города-ворота»5 (Gateway centres) в рамках Национальной пространственной стратегии.«Го-рода-ворота» непосредственно определяют региональное развитие, занятость, доходы и качество жизни в регионах [6]. Основной акцент в региональном развитии будет сделан на эффективном вложении инвестиций в инфраструктуру. Для того чтобы активизировать процесс регионального развития, был создан Инновационный фонд Gateway.
Сельская экономика. Примерно 40% населения Ирландии живут в сельских районах — это очень высокий процент по европейским стандартам. Ключевая задача состоит в том, чтобы поддержать диверсификацию сельского хозяйства, сохраняя, в том числе, и традиционные направления [5]. Для всех сельских коммун и территорий необходимо обеспечить более широкую интегрированность в национальную экономику на базе развития инфраструктуры и сектора услуг. В НПР предусмотрено развитие партнерства сельских и городских территорий через дополнительное развитие инфраструктуры и сферы услуг. Развитие в сельских районах и городах широкополосной сети передачи данных определено в качестве одного из главных направлений экономического развития сельских регионов Ирландии, предусмотрены также значительные
5 «Города-ворота» — понятие геополитики и экономической географии, обозначает особую пространственную роль городов, находящихся на границах политико-экономических зон и пересечениях важных информационных и транспортных потоков, выполняющих связывающую и пропускающую функции.
инвестиции в микропредприятия, туризм, сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство.
Кооперация в рамках страны в целом. НПР включает широкий диапазон текущих и запланированных инициатив для сотрудничества Север — Юг. Впервые в Плане содержатся предложения о существенных инвестициях ирландского Правительства в проекты Север — Юг для получения взаимной выгоды. Осуществлялись данные проекты Правительством Ирландии в период 2007-2013 гг. совместно с британским правительством и восстановленным органом исполнительной власти Северной Ирландии.
Устойчивость окружающей среды. В рамках НПР в обеспечение устойчивости окружающей среды предусмотрены прямые инвестиции в сумме около 25 млрд евро. Эти инвестиции будут дополнены средствами, предназначенными на финансирование Стратегии сбалансированного регионального развития и землепользования как составной части Плана, с учетом Национальной пространственной стратегии в целях обеспечения компактного и устойчивого городского развития. Такая четкая система планирования сможет обеспечить сбалансированное развитие с учетом ожидаемого роста численности населения и роста экономической активности, сохраняя при этом качество окружающей среды [3]. Такие меры, как стимулирование пользования общественным, а не личным транспортом, особенно в Дублине и других крупных городских центрах, окажут существенное влияние на экологическую устойчивость в долгосрочной перспективе и укрепят потенциал Ирландии для реализации международных обязательств, касающихся изменения климата.
Высокий уровень социальной включенности. Правительство придерживается последовательной стратегии социального включения (интеграции), основанной на подходе «жизненного цикла», изложенном в Соглашении «Навстречу 2016 г.», положения которого учитывают НПР и Национальный план действий по социальному включению. Сформулирован ряд целей для достижения социальной интеграции и сокращения бедности.
Национальная пространственная стратегия Ирландии на 20022020 гг.: люди, территории и потенциал
Национальная пространственная стратегия Ирландии (далее — НПС) — стратегический документ пространственного планирования, рассчитанный на двадцатилетний период и определяющий ключевые направления достижения баланса социального, экономического, физического и пространственного развития и прироста населения между регионами страны6. Необходимость разработки НПС была определена в Плане национального развития на период 2000-2006 гг.
Общий подход, используемый в НПС для достижения сбалансированного регионального развития, исходит из следующих предпосылок.
Развитие Большого Дублина останется в дальнейшем центральным направлением для достижения процветания Ирландии в целом. Однако необходимо повышать конкурентоспособность других территорий и регионов, чтобы они также были конкурентоспособными в национальном и международном масштабе.
Несбалансированное пространственное развитие страны сказывается на качестве жизни. Существенная удаленность в некоторых регионах мест проживания людей от мест работы не создает устойчивости в долгосрочной перспективе ни в экономической, ни в социальной сфере, а также наносит ущерб окружающей среде.
Рост населения Ирландии обеспечивает базис для продолжения экономического роста, однако пока нет необходимости строительства новых городов.
6 The National Spatial Strategy 2002-2020. Dublin. Published by the stationery office.
Ирландия должна возродить, укрепить и развить существующие крупные и малые города и сельские поселения, поддерживать их пространственную компактность и приспособленность для использования общественного транспорта, минимизировать стихийное разрастание городской территории, занимающей сельские земли, а также применять новые современные дизайнерские решения в развитии городской среды.
Только те политики и программы, которые нацелены на формирование и активизацию социальной и экономической деятельности, могут быть реализованы в рамках Пространственной стратегии.
Важнейшими направлениями НПС является развитие «городов-ворот» и городов — транспортных узлов (транспортно-логистических кластеров, hubs). «Города-ворота» имеют стратегическое местоположение как в масштабах страны, так и относительно окружающих их территорий, и являются в национальном масштабе центрами социальной и экономической инфраструктуры. Дальнейшее развитие пяти существующих «городов-ворот» (Дублин, Корк, Лимерик/Шаннон, Голуэе и Уотерфорд) — это основное направление НПС. Небольшое количество других крупных городов, у которых есть потенциальная возможность стать «городами-воротами» и возглавить развитие своих регионов, будут играть ключевую роль в достижении более сбалансированного регионального развития.
Множество городов будет функционировать как транспортные узлы, поддерживая национальную и международную роль «городов-ворот» и, в свою очередь, активизируя развитие малых городов и сельских районов в пределах своих сфер влияния. Дополняющая роль других городов, сельских поселений и районов, различных городов средних размеров в каждом регионе состоит в том, что они будут действовать как «местные центры», предоставляя услуги и обеспечивая возможности для занятости.
Таким образом, ориентируясь на развитие стратегических центров территорий, которые способны активизировать развитие своих регионов и развитие страны в целом, а также на города, являющихся центрами округов, малые города и сельские поселения [3], НПС нацелена
на построение динамичной городской и сельской пространственной структуры.
Реализация НПС должна привести к достижению следующих результатов:
• сильная и конкурентоспособная на международной арене агломерация Большой Дублин, являющаяся локомотивом развития национальной экономики;
• стратегически размещенные урбанизированные территории, функционирующие как «города-ворота» (транспортно-логистические кластеры), которые, каждый в отдельности и в партнерстве, будут ключевыми элементами пространственной сбалансированности территории страны и регионального экономического развития;
• стратегические средние и крупные города как «города-ворота», связанные с городами — транспортными узлами, усилят развитие многих сельских территорий;
• достижение пространственной структуры с более сильными округами (графствами) и значительным количеством городов среднего размера;
• разносторонне развитые и жизнеспособные сельские поселения, которые способствуют развитию более крупных центров и сами получают стимулы к развитию за счет крупных городов.
Стратегические роли, которые крупные и малые города, сельские поселения, коммуны, а также сельские территории должны играть в построении более сбалансированной пространственной структуры Ирландии, заключаются в следующем:
• объединение (консолидация) — агломерация Большого Дублина;
• усиление — Юг, Юго-Восток, Запад и Северо-Запад как дополнение к Дублину;
• восстановление (оживление) — Запад и Юго-Запад;
• укрепление — центральные территории Ирландии и Юго-Восток;
• кооперация — территория всей страны.
Участие регионов в Национальной пространственной стратегии
Основные принципы регионального подхода к пространственному планированию:
• создание системы пространственного планирования для городов и прилегающих к ним территорий;
• усиление структуры окружных и крупных городов;
• восстановление структуры малых городов и сельских поселений;
• поддержка и развитие основных сильных сторон сельских территорий.
Для того чтобы помочь властям различного уровня в формировании их планов развития, НПС предлагает учитывать следующие факторы:
• взаимосвязь размещения предприятий с учетом необходимости обеспечения занятости на различных территориях;
• рациональный выбор территорий для нового жилищного строительства;
• учет пространственных аспектов развития сельского хозяйства;
• доступность сферы услуг для жителей;
• сохранение окружающей среды, в том числе и для повышения качества жизни и роста привлекательности территорий.
В сфере экономического развития НПС определяет следующие направления:
• размещение предприятий по территории страны, включая формирование кластеров. Определение роли и функций Агентств развития в формировании пространственной структуры Ирландии;
• развитие туризма;
• развитие сельского хозяйства;
• развитие жилищной сферы в городах и в сельской местности;
• повышение уровня жизни на территориях, обладающих разной спецификой.
В заключение стоит отметить, что структуры и механизмы реализации национальной пространственной стратегии сформированы таким образом, чтобы гарантировать, что НПС будет учитываться при разработке планов и программ развития отдельных секторов, включая будущие решения по выбору инвестиционных приоритетов [7]. Руководить процессом реализации будет Министерство охраны окружающей среды и местного самоуправления.
В реализации пространственной стратегии также примут участие:
• Правительство, включая ведомства и департаменты;
• агентства Правительства, связанные с продвижением регионального развития и созданием инфраструктуры;
• региональные местные органы власти, советы округов;
• частный сектор, в том числе работающий в сфере развития инфраструктуры.
Поддержка местным и региональным органам управления будет оказываться с помощью подготовки и адаптации утвержденных
основных направлений (принципов) регионального планирования. Стратегия коммуникаций поможет в обеспечении НПС необходимой информацией, а Мониторинговый комитет на основе этой стратегии будет отслеживать соблюдение интересов основных целевых групп.
Литература
1. Орешников В.В., Низамутдинов М.М. Модельный инструментарий обоснования стратегий развития субрегиональных экономических систем // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. № 6. С. 66-75.
2. Плисецкий Е.Л. Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 42. С. 32-44.
3. Строев П.В. Трансформация пространственной структуры России // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 4. С. 61-71.
4. Строев П.В., Фаттахов М.Р. Инновационное развитие США. Опыт формирования и развития территориальных инновационных кластеров // Общество и экономика. 2012. № 5. С. 117-129.
5. Фаттахов Р.В., Нещадин А.А. Приоритеты государственной политики в сфере регионального развития // Общество и экономика. 2013. № 1-2. С. 108-123.
6. Фаттахов Р.В., Нещадин А. А. О формировании территориальных инновационных кластеров в России // Общество и экономика. 2012. № 5. С. 98-116.
7. Шманев С.В., Порошин И. С. Региональная инвестиционная политика — проблемы и перспективы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2014. № 8. С. 41-45.
References
1. Oreshnikov V. V., Nizamutdinov M.M. Model'nyj instrumentarij obosnovanija strategij razvitija subregional'nyh jekonomicheskih system [Model tools substantiate development strategies subregional economic systems]. Problemnyj analiz igosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie — Problem analysis and public management design. 2013. no. 6, pp. 66-75.
2. Pliseckij E.L. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt gosudarstvennoj podderzhki razvitija territorij [Foreign and domestic experience of state support to the development of territories]. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika — Regional economy: theory and practice, 2014, no. 42, pp. 32-44.
3. Stroev P. V. Transformacija prostranstvennoj struktury Rossii [The transformation of the spatial structure of Russia]. Vestnik Instituta jekonomiki RAN — Bulletin of the Institute of Economics RAS, 2014, no. 4 pp. 61-71.
4. Stroev P. V., Fattahov M.R. Innovacionnoe razvitie SShA. Opyt formirovanija i razvitija territorial'nyh innovacionnyh klasterov [Innovative development of the United States. Experience in the formation and development of regional innovation clusters]. Obshhestvo i ekonomika — Society and economy, 2012, no. 5, pp. 117-129.
5. Fattahov R. V., Neshhadin A. A. Prioritety gosudarstvennoj politiki v sfere regional'nogo razvitija [The priorities of the state policy in the part of regional development]. Obshhestvo i ekonomika — Society and economy, 2013, no. 1-2, pp. 108-123.
6. Fattahov R. V., Neshhadin A. A. O formirovanii territorial'nyh innovacionnyh klasterov v Rossii [About the formation of regional innovation clusters in Russia]. Obshhestvo i ekonomika — Society and economy, 2012, no. 5, pp. 98-116.
7. Shmanev S. V. Poroshin I.S. Regional'naja investicionnaja politika — problem i perspektivy [Regional investment policy — problems and prospects]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy jekonomiki i sfery uslug — Theoretical and practical issues of the economy and services, 2014, no. 8, pp. 41-45.