Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / конкуренция / фирма / товар / эффективность / производство / потребитель / спрос / сектор экономики / развитие / entrepreneurship / competition / firm / product / efficiency / production / consumer / demand / economic sector / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Бабосюк, С. Йылмаз, М.И. Бакиров

В статье отмечается, что успешное развитие малого и среднего бизнеса напрямую зависит от повышения экономической эффективности их предприятий и конкурентоспособности, выпускаемой ими продукции. На основе изучения работ известных ученых и экономистов было сформулировано определение конкуренции в условиях глобализации. Предлагается усилить маркетинговые исследования с целью достижения устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечения их конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC IMPORTANCE OF COMPETITION IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

The article notes that the successful development of small and medium-sized businesses directly depends on increasing the economic efficiency of their enterprises and the competitiveness of their products. Based on the study of the works of famous scientists and economists, a definition of competition in the context of globalization was formulated. It is proposed to strengthen marketing research in order to achieve sustainable functioning of economic entities and ensure their competitive advantages

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.В. Бабосюк1, аспирант С. Йылмаз2, аспирант М.И. Бакиров1, аспирант

1Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова 2Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1007

Аннотация. В статье отмечается, что успешное развитие малого и среднего бизнеса напрямую зависит от повышения экономической эффективности их предприятий и конкурентоспособности, выпускаемой ими продукции. На основе изучения работ известных ученых и экономистов было сформулировано определение конкуренции в условиях глобализации. Предлагается усилить маркетинговые исследования с целью достижения устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечения их конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: предпринимательство, конкуренция, фирма, товар, эффективность, производство, потребитель, спрос, сектор экономики, развитие.

В условиях нынешней глобализации, учитывая специфику рыночных отношений секторов экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства, главным направлением в производстве товаров, оказании услуг является извлечение прибыли. Суть такого успеха напрямую зависит от эффективности производства предприятия и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь такой главный показатель экономики в развитии предпринимательства является основой для определения конкурентоспособности того или иного предприятия на местном или международном уровне.

Как известно, теория конкуренции впервые была обобщена Адамом Смитом около четверти века назад в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» [1, с. 20]. С его точки зрения, конкуренция подчеркивает, что это борьба за повышение цен (при снижении предложения) и снижение цен (при увеличении предложения). Далее он полностью подтвердил, что основным принципом конкуренции является «невидимая рука». Такая рука заставляет предпринимателей идти по правильному пути и упорядочивает фирмы, выпускающие ненужную про-

дукцию в рыночной структуре. В свою очередь, в теории конкуренции Смита был разработан общий механизм конкуренции. Поэтому справедливое выравнивание нормы прибыли как главного условия ее эффективности, модели усиления конкуренции и ее развития.

Для удовлетворения собственных интересов между производителями товаров на малых и средних предприятиях, выгодных условий производства и реализации товаров, получения высокой прибыли экономическая конкуренция постоянно повторяется, и такой процесс будет продолжаться и в дальнейшем. Это также является механизмом регулирования соответствия производства любой продукции (товаров, изделий, работ, услуг), улучшения ее качества. Поэтому, являясь одним из реальных условий функционирования рынка, он самостоятельно способствует появлению множества покупателей и продавцов.

Конкуренция является объективной закономерностью, касающейся всех стадий развития товаропроизводителей и рынка, соответствующих современным требованиям. Как направление, оказывающее существенное содействие повышению производительности труда, снижению издержек производства, увеличению размеров

накопления, ускорению научно-технического прогресса, инновационных технологий, организационных и структурных изменений в экономике, взаимодействию предприятий и граждан. Вместе с тем, конкуренция участвует для доминирования малых и средних предпринимателей в развитии рынков сбыта готовой продукции, источников сырья, благоприятных условиях получения кредита, новой техники и технологий, использовании квалифицированных кадров.

В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер подчеркнул, что конкуренция - это непрерывный процесс, который постоянно меняет ситуацию. Здесь появляются новые товары, новые направления маркетинга, новые производственные процессы и новые сегменты рынка [2]. По мнению А. Юданова, конкуренция на рынке - это борьба потребителей этих фирм с ограниченным платежным спросом [3].

По конкуренции после А. Смита было написано еще много научных работ, в которых высказывались различные мнения и фиксировались взгляды. Это нормальное явление в условиях развития, обновления. Например, Р.А. Фатхудинов подчеркнул, что пока нет единого, исчерпывающего мнения по поводу понятия" конкуренция", и отметил следующее:

- предложения различных авторов по понятию "конкуренция" не отвечают требованиям системности и комплексности. Точнее, во время А. Смит, а также другие авторы уделяли внимание одному и тому же из многих аспектов конкуренции, а именно тому направлению, которое каждый из них исследовал сам;

- толкование этого понятия представлено различными способами (один из исследователей воспринимает конкуренцию между фирмами, второй -борьбу физических лиц, третий -достаточное количество продавцов и покупателей в рамках рынка, четвертый -ситуацию, пятый - стремление, шестой -процесс);

- обозначенные понятия являются социально-производственными или

биологическими в любой системе не содержится конкурентоспособности [4].

Довольно сложно дать четкое определение понятию конкуренции, которое требует глубокого анализа. Конкуренция, по нашему мнению, заключается в том, что качество товаров и услуг, производимых в условиях рыночной экономики той или иной страны, полностью соответствует требованиям внутреннего, особенно международного рынка, и результаты их реализации способствуют устойчивому росту реальных доходов своих граждан.

Конкуренция в любых условиях создает основу экономического развития фирмы, которая занимается малым и средним бизнесом. Конкуренция всегда требует от предпринимателей изучения

потребительского спроса, обновления выпускаемых товаров, увеличения их ассортимента, улучшения качества обслуживания, снижения цен посредством применения инновационных технологий, совершенствования торгово-закупочной деятельности, стимулирования и поиска проданных товаров, услуг в соответствии с требованиями. С расширением

экономической интеграции в дальнейшем будут усиливаться и тенденции конкуренции.

Как показывает многолетний опыт, важное место в изучении конкуренции участников рынка, определении конкурентных преимуществ предприятия принадлежит маркетингу. Если малые или средние предприятия не могут конкурировать со своими конкурентами, не умеют использовать конкурентный потенциал, рано или поздно они вынуждены выходить за рамки рынка. Поэтому целью конкурентной борьбы той или иной фирмы является расширение в будущем обеспечения устойчивого места в рамках рынка или его определенной части на основе определения и практической поддержки ее конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность товаров и услуг фирмы, производящей продукцию в рамках одного из рынков сбыта, во многом связана с ее конкурентоспособностью, качеством выпускаемой продукции и услуг. Достижение этого успеха, в свою

очередь, позволит в полной мере эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, своевременно, умело внедрять и эффективно использовать инновационные достижения в

производство, организационную работу.

Как известно, тесная связь между конкурентоспособностью изготовленного товара и фирмой включает в себя единый сценарий. При этом конкурентоспособность товара считается одной из составляющих конкурентоспособности предприятия. Однако, если качество выпускаемой продукции, покупательная способность населения будут расти, то это повысит престиж фирмы, внесет вклад в работу на международном уровне, в обилие доходов. Если товар наоборот плохо проходит на рынке, то репутация предприятия может снизиться и закрыться. В практике предпринимателей подобные ситуации встречаются очень часто. Значительное место на этапах изучения конкурентоспособности организованной фирмы занимает подготовка практических рекомендаций по определению и закреплению за ней места в определенной части рыночного сегмента выпускаемой продукции предприятия. Если такая ответственная работа будет выполнена некачественно и будет принято неправильное решение, то она может стать бесперспективной, препятствовать выходу предприятия на международный уровень. В качестве наиболее ответственной и проблемной работы тесно связан поиск, отбор подходящего партнера для совместного производства товаров, подготовка, расширение производства. Такая ситуация является постоянным повторяющимся явлением в деятельности малого и среднего бизнеса. Ведь риск всегда сопутствует, начиная с организации бизнеса и заканчивая приобретением производимого товара и получением дохода.

На товарном рынке сформировались два способа конкуренции - ценовой и неценовой. В ценовой конкуренции фирма использует метод снижения цены на выпускаемый товар. Такая работа проводится в открытом и скрытом виде. Определенная фирма в условиях открытой ценовой кон-

куренции объявляет потребителям о снижении цены на выпускаемый товар, а при скрытой цене фирма выводит на рынок немного улучшенный, менее подходящий для потребления товар. Такой подход не приводит к ожидаемому результату, так как другие конкурирующие фирмы также могут немедленно принять ответные меры. Поэтому этот метод фирмы чаще всего используют для того, чтобы войти в какой-то новый сегмент рынка.

При конкуренции, кроме цены, фирма принимает такие меры, как демонстрация исключительности своего товара, а также других сопутствующих товаров, а именно, улучшение его качества и проведение в благоприятных условиях послепродажного обслуживания. Этот метод, применяемый в условиях конкуренции, отличается значительной эффективностью. Ведь меры, предпринятые другой

конкурирующей фирмой, будут

реализованы в кратчайшие сроки, и ответ потребует определенного времени, денежных средств.

Для обеспечения

конкурентоспособности товара на рынке, особенно на международном рынке, требуется проведение регулярного маркетингового исследования

конкурентоспособности. Большинство фирм, занимающихся малым и средним предпринимательством, испытывают

недостаток в кадровых и финансовых возможностях для проведения такого исследования.

Значительное место на этапах изучения конкурентоспособности фирмы занимает подготовка практических рекомендаций по определению и закреплению за ней места в определенной части рыночного сегмента выпускаемой продукции предприятия. Если такая ответственная работа будет выполнена некачественно и будет принято неправильное решение, то она может стать бесперспективной, препятствовать выходу предприятия на международный уровень. В качестве наиболее ответственной и проблемной работы тесно связан поиск, отбор подходящего партнера для совместного производства товаров, подготовка, расширение производства. Такая ситуация явля-

ется постоянным повторяющимся явлени- ная с организации бизнеса и заканчивая ем в деятельности малого и среднего биз- приобретением производимого товара и неса. Ведь риск всегда сопутствует, начи- получением дохода.

Библиографический список

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: монография. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

2. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 384 с.

4. Фатхудинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика и управление. - М., 2000. -312 с.

ECONOMIC IMPORTANCE OF COMPETITION IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

A.V. Babosyuk1, Postgraduate S. Yilmaz2, Postgraduate M.I. Bakirov1, Postgraduate 1Kyrgyz Economic University M. Ryskulbekova Kyrgyz State University I. Arabaeva (Kyrgyzstan, Bishkek city)

Abstract. The article notes that the successful development of small and medium-sized businesses directly depends on increasing the economic efficiency of their enterprises and the competitiveness of their products. Based on the study of the works of famous scientists and economists, a definition of competition in the context of globalization was formulated. It is proposed to strengthen marketing research in order to achieve sustainable functioning of economic entities and ensure their competitive advantages.

Keywords: entrepreneurship, competition, firm, product, efficiency, production, consumer, demand, economic sector, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.