Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховик И.В.

Мировой опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе идет соревнование не только и уже даже не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению эффективных нововведений. Поэтому статья посвящена экономическому стимули- рованию инновационной деятельности как фактору конкурентоспособности вузов, в ней предлагаются меры по повышению эффективности управления инновационной деятельности в вузах. Автор предлагает механизм экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах; разработаны методики экономического стимулирования инновационной деятельности в качестве элемента кадровой политики. Предложенные методы позволят поднять уровень кадрового обеспечения перехода страны к инновационной модели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL INCENTIVE OF INNOVATION ACTIVITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The global experience shows that in the contemporary competitive struggle there is the concurrence not only, and not even mainly for proprietorship of capital resources and material items, but also for the ability to develop and implement effective innovations. Therefore, this article is devoted to the economical incentive of innovation activity as a factor of competitiveness of higher education institutions and the paper also proposes some measures to increase managerial efficiency of innovation activity in higher education institutions. The author of this article offers a mechanism of the economical incentive of innovation activity in higher education institutions; methods of the economical incentive of innovation activity as an element of recruitment policy have been developed. The proposed methods will allow increasing the level of human resources of the countrys transition to innovation model of development.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ»



УДК 331.225.5

Ольховик И.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономические теории» Белорусского национального технического университета

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ

Мировой опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе идет соревнование не только и уже даже не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению эффективных нововведений. Поэтому статья посвящена экономическому стимулированию инновационной деятельности как фактору конкурентоспособности вузов, в ней предлагаются меры по повышению эффективности управления инновационной деятельности в вузах. Автор предлагает механизм экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах;разработаны методики экономического стимулирования инновационной деятельности в качестве элемента кадровой политики. Предложенные методы позволят поднять уровень кадрового обеспечения перехода страны к инновационной модели развития. Ключевые слова: управление инновационной деятельностью, экономическое стимулирование инновационной деятельности, экономика высшего образования

Ol'khovik I.,

PhD in Economics, Associate Professor of Chair "Theoretical Economics" of the Belarusian National Technical University

ECONOMICAL INCENTIVE OF INNOVATION ACTIVITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The global experience shows that in the contemporary competitive struggle there is the concurrence not only, and not even mainly for proprietorship of capital resources and material items, but also for the ability to develop and implement effective innovations. Therefore, this article is devoted to the economical incentive of innovation activity as a factor of competitiveness of higher education institutions and the paper also proposes some measures to increase managerial efficiency of innovation activity in higher education institutions. The author of this article offers a mechanism of the economical incentive of innovation activity in higher education institutions; methods of the economical incentive of innovation activity as an element of recruitment policy have been developed. The proposed methods will allow increasing the level of human resources of the country's transition to innovation model of development.

Keywords: management of innovation activity, economical incentive of innovation activity, economy of higher education

Введение

Уже вполне очевидно, что процессы глобализации не обойдут стороной анализируемый сегмент мировой экономики, чему в немалой степени способствует также и Болонский процесс. В связи с этим грядущее обострение конкуренции на международном рынке образовательных услуг неизбежно отразится и на аналогичных национальных рынках. По мере интеграции в мировое экономическое, научно-технологическое, информационное, образовательное пространство вузы вынуждены будут вступать в жесткую конкурентную борьбу не только за иностранного, но и за отечественного студента, который согласно законам рыночной экономики станет отдавать предпочтение образовательным услугам исходя из соот-

ношения их цены и качества [2]. В результате выжить и устойчиво развиваться в указанной конкурентной борьбе смогут только те учебные заведения, которые придают первостепенное значение повышению эффективности управления инновационной деятельности и ее активному стимулированию. Следование данному принципу развития является непременным условием поддержания конкурентоспособности вуза как бизнес-единицы на рынке образовательных услуг в условиях глобализации и всеобщего перехода к инновационным факторам развития. Эти факторы реализуются посредством государственного регулирования. В первую очередь, необходимо осуществить кратное увеличение вложений в исследования и разработки, повышение качества образования и укре-

пление его связи с наукой, проведение кропотливой селекционной работы по кадровому обеспечению сферы НИОКР [3, с. 13].

Анализируя выявленные проблемы управления инновационной деятельностью в вузах Российской Федерации необходимо отметить, что, несмотря на активную и вполне справедливую риторику об абсолютной приоритетности перехода к инновационной модели развития, острейший недостаток финансовых средств на осуществление инновационной деятельности и слабые стимулы к инновационной деятельности - это общие проблемы образовательного, научного, промышленного секторов экономики постсоветских стран [1]. Их решение (по меньшей мере - существенное смягчение) возможно на пути разработки и практического внедрения эффективных методов экономического стимулирования инновационного процесса в высшем образовании на всех его уровнях.

Механизм экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах

В целях преодоления сложившейся ситуации и повышения эффективности расходова ния средств инновационных фондов через создание механизма экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах предложено часть средств из специально созданного фонда поддержки инноваций в высшем образовании направлять для стимулирования инновационной активности вузов и мотивации лиц, занимающихся инновационной деятельностью в высшем образовании. Концептуальной основой функционирования данного механизма является принцип экономического стимулирования на всех уровнях функционирования системы высшего образования: общегосударственном, вузовском, уровне структурных подразделений различного вида, а также менеджеров и специалистов.

Эффективность экономического стимулирования как важнейшей функции управления инновационной деятельностью должна основываться на объективной диагностике (оценке) уровня инновационной активности конкретных вузов (их подразделений, работников). Само экономическое стимулирование должно быть поставлено в прямую зависимость от результатов указанной диагностики - рейтингового числа, характеризующего уровень инновационной активности вуза, его подразделения, конкретного работника. В этом случае вузы, его подразделения и отдельные работники будут материально и морально заинтересованы в повышении своего рейтинга, а значит - в улучшении всех тех значимых факторов (критериев оценки инновационной деятельности), из которых собственно и складывается рейтинговая оценка.

В частности, расчетная формула доли фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляе-

мой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, имеет следующий вид (см. формулу 1):

ДПр -РЗП ■ КПСО ■ ДПЛ

ДФс =

ФПИВШ -100

,0)

где ДФс - доля фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемая на стимулирование инновационной деятельности в вузах, %; ДПр - доля премии, стимулирующей инновационную активность, в средней заработной плате работников системы высшего образования, %; РЗП - размер средней заработной платы в системе высшего образования, руб.; КПСО - количество штатного профессорско-преподавательского состава со степенью доктора или кандидата наук в системе высшего образования, чел.; ДПЛ - доля премируемых лиц, %; ФПИВШ - размер фонда поддержки инноваций в высшем образовании, руб.

Абсолютная величина части фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, рассчитывается с использованием формулы 2:

где Фс - размер части фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, руб.

Далее на базе методики оценки (диагностики) уровня инновационной активности вузов (их структурного подразделения), позволяющей рассчитать их соответствующие рейтинговые числа, разработан и предложен механизм экономического стимулирования инновационной деятельности и повышения эффективности управления ею в вузах. Концептуальной основой функционирования данного механизма является принцип материального стимулирования на всех уровнях функционирования вуза, начиная с высшего учебного заведения в целом и заканчивая его структурными подразделениями. Возможно и необходимо выделять вузу дополнительное бюджетное финансирование из созданного для этих целей фонда стимулирования инновационной деятельности. Таковое должно зависеть от уровня инновационной активности вуза, его структурных подразделений промежуточного и низшего уровня (их суверенных рейтинговых чисел ,, , к). Полученные вузом суммы, в свою очередь, могут и должны быть использованы для стимулирования (в зависимости от уровня инновационной активности) как структурных подразделений вуза, включая их руководителей, так и отдельных работников - специалистов.

Общая методология исчисления рейтинговых чисел, характеризующих инновационную активность

вузов и их структурных подразделений, положена в основу нижеприведенных формул расчета соответствующих рейтинговых чисел (см. формулы 3, 4, 5).

^хХвП2 + \У2ХвП2 + ... + 1Г,Хви2 ,(3)

где Яв. - значение рейтингового числа для /'-го вуза; t - количество наблюдаемых факторов; Wt - вес ^о фактора; Хд.л - значение стандартизированного коэффициента для /-го вуза при ^м факторе.

где Яп] - значение рейтингового числа для /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза; X - значение стандартизированного коэффициента для /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза при ^м факторе;

КНк -

Хнк\2 + ^2Хнк22 +.

,(5)

рейтинга и, соответственно, повышения инновационной активности вуза или его подразделения;

2) суммы, получаемые вузами или их подразделениями из фонда стимулирования инновационной деятельности, должны изменяться от нуля для объекта наблюдения, у которого значение рейтингового числа минимально, до максимального значения для объекта, имеющего наибольшее значение рейтингового числа.

С учетом указанных условий расчетная формула суммы, получаемой /-м вузом из фонда поддержки инноваций в высшем образовании с целью стимулирования инновационной деятельности, может иметь следующий вид (см. формулу 6):

где Янк - значение рейтингового числа для к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры) /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза; Хш - значение стандартизированного коэффициента для к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры) /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза при ^м факторе.

Рейтинговые числа (см. формулы 3, 4, 5) ранжируются, в результате чего определяется место (ранг) объекта наблюдения - вуза или его структурного подразделения - среди других аналогичных объектов по уровню их инновационной активности. Наличие суверенного рейтингового числа у каждого объекта наблюдения дает возможность не просто ранжировать вузы страны или их структурные подразделения по степени причастности к инновационному процессу, но и иметь объективный критерий оценки последней, что имеет большое значение для создания и практического внедрения механизма экономического стимулирования инновационной деятельности в вузе.

Механизм распределения финансовых ресурсов из фонда стимулирования инновационной деятельности должен удовлетворять следующим условиям:

1) сумма, получаемая конкретным объектом наблюдения (вузом, его структурным подразделением) из фонда стимулирования инновационной деятельности, должна непосредственно определяться значением рейтингового числа (см. формулы 3, 4, 5) данного объекта, что призвано обеспечить стимулирующий эффект в направлении увеличения этого

где Фв. - сумма, получаемая /-м вузом из фонда поддержки инноваций в высшем образовании для целей стимулирования инновационной деятельности, руб.; п - общее количество вузов, ед.; Яв. - значение рейтингового числа 1-го вуза (см. формулу 3); Я - минимальное значение рейтингового числа из

в т/п 1

всех наблюдаемых вузов.

Формула расчета суммы, получаемой /-м структурным подразделением промежуточного уровня в вузе (факультетом) из инновационного фонда /-го вуза для стимулирования инновационной деятельности, имеет следующий вид (см. формулу 7):

где Фп. - сумма, получаемая /-м структурным подразделением промежуточного уровня (факультетом) /-го вуза для стимулирования инновационной деятельности, руб.; т - общее количество структурных подразделений промежуточного уровня (факультетов) /-го вуза, ед.; Я - значение рейтингового числа для /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза (см. формулу 4); Япт.п - минимальное значение рейтингового числа из всех наблюдаемых /-х структурных подразделений промежуточного уровня (факультетов) /-го вуза.

Сумма, получаемая к-м структурным подразделением низшего уровня (кафедрой) из инновационного фонда /-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза с целью стимулирования инновационной деятельности, рассчитывается по формуле 8:

где Фнк - сумма, получаемая к-м структурным подразделением низшего уровня (кафедрой) j-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /'-го вуза для стимулирования инновационной деятельности, руб.; р - общее количество структурных подразделений низшего уровня (кафедр) j-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза, ед.; к - значение рейтингового числа для к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры) j-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза (см. формулу 5); тПп - минимальное значение рейтингового числа из всех наблюдаемых к-х структурных подразделений низшего уровня (кафедр) j-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза.

Необходимо подчеркнуть, что средства, направляемые на стимулирование инновационной деятельности, должны создаваться не только за счет распределения средств фонда поддержки инноваций в высшем образовании, но и за счет собственных средств вузов и их подразделений, образующихся в процессе реализации образовательных услуг и другой научно-технической продукции.

Экономическое стимулирование инновационной деятельности в качестве элемента кадровой политики

С целью повышения эффективности управления инновационной деятельностью в вузах страны мы предлагаем использовать систему материального стимулирования менеджеров системы высшего образования на основе изучения и анализа присущих им качеств, способствующих инновационному процессу в вузе. Очевидно, что использование указанной системы возможно при наличии эффективной

методики диагностики (оценки) качеств менеджера, необходимых для осуществления инновационной деятельности в вузе. Оценка этих качеств может быть реализована на основе анализа величины совокупного отклонения качеств реального менеджера от соответствующих параметров, свойственных идеальному руководителю (см. формулу 9):

где Бк - величина совокупного отклонения качеств реального менеджера от соответствующих параметров, свойственных идеальному руководителю, %; п - общее количество анализируемых качеств менеджера; j - порядковый номер анализируемого качества в их перечне; м. - весовой коэффициент, характеризующий значимость у-го качества; к.' - степень (оценка) проявления у-го качества у реального (оцениваемого) менеджера, баллы; к. - степень (оценка) проявления у-го качества у идеального менеджера, баллы.

На базе анализа величины Б. с использованием

к

специально разработанной шкалы в таблице определяется уровень профессиональной пригодности конкретного менеджера (см. табл. 1).

С другой стороны, параметр Бк непосредственно используется для определения величины стимулирующей премии менеджера. В частности, доля инновационного фонда к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры), предназначенная для премирования его менеджера, рассчитывается следующим образом (см. формулу 10):

где ДПрМк - доля инновационного фонда к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры), предназначенная для премирования его менеджера, %.

Таблица 1

Диагностика (оценка) качеств менеджера, необходимых для успешной инновационной деятельности в вузе

Б, % 0-15 15-25 25-35 >35

Диагностическое заключение Высокая профессиональная пригодность менеджера. Менеджер может быть рекомендован к занятию высших руководящих должностей, связанных с организацией научно-инновационной деятельности в вузе. Профессиональная пригодность менеджера. Менеджер может быть рекомендован к занятию руководящих должностей, связанных с организацией и осуществлением научно-инновационной деятельности в структурных подразделениях вуза. Частичная профессиональная пригодность менеджера. Менеджер может быть рекомендован к занятию должностей, связанных с осуществлением научно-инновационной деятельности в структурных подразделениях вуза. Профессиональная непригодность менеджера. Требуется дополнительное обучение менеджера или его замена (при Б > 50%).

Источник: собственная разработка автора.

Соответственно абсолютный размер стимулирующей премии менеджера рассчитывается по формуле 11:

ПрМк =

_Фнк-ДПрМк

100

,(11)

где ПрМк - размер премии менеджера, выделяемой к-м структурным подразделением низшего уровня (кафедрой) для стимулирования инновационной деятельности, руб.

Суммарное значение (размер фонда) стимулирующих премий сотрудников структурного подразделения низшего уровня (кафедры) определяется следующим образом (см. формулу 12):

где ПФСк - премиальный фонд сотрудников к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры), предназначенный для стимулирования их инновационной активности, руб.

Для расчета премии каждого конкретного сотрудника структурного подразделения низшего уровня (кафедры) используется формула 13:

где ПрСк1 - премия 1-го сотрудника, выделяемая из премиального фонда стимулирования инновационной активности сотрудников к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры), руб.; t - общее количество сотрудников к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры), чел.; Рк1 -значение рейтингового числа для 1-го сотрудника к-го структурного подразделения низшего уровня (кафедры).

Значение рейтингового числа Рк2 в формуле 13 изменяется в интервале от 0 до 1,0 и назначается менеджером каждому подчиненному с учетом: вклада сотрудника в освоение средств, выделенных на финансирование научных исследований и разработок; наличия у него ученой степени; количества полученных им патентов; вклада сотрудника в освоение средств, выделенных на финансирование научных исследований и разработок из средств российских хозяйствующих субъектов; количества у сотрудника публикаций в международных изданиях, монографиях, учебных пособиях и научных изданиях; его вклада в освоение средств, выделенных на финансирование научных исследований и разработок из средств зарубежных источников; вклада сотрудника в разработку

и создание объектов новой техники, технологий, материалов; количества опубликованных им научных статей; вклада сотрудника в освоение средств, выделенных на финансирование проектов из средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; защиты сотрудником диссертации и т.д. (перечисленные факторы расположены в порядке уменьшения их значимости, определенной экспертами).

Выводы

1. Исследования, посвященные изучению проблемы качества образования, убедительно свидетельствуют о наличии взаимосвязи между хорошим (качественным) образованием и конкурентоспособностью вузов, которая, в свою очередь, существенно влияет на конкурентоспособность национальной экономики в целом. Значительное повышение качества образования возможно на пути внедрения в вузы инновационных методов обучения в рамках управления инновационной деятельностью в системе высшего образования.

2. Важнейшей функцией управления инновационной деятельностью в высшем образовании является ее экономическое стимулирование. Эффективность управления инновационной деятельностью в вузах и экономического стимулирования должна обеспечиваться объективной диагностикой (оценкой) уровня инновационной активности конкретных вузов (их подразделений, работников), причем само экономическое стимулирование должно быть поставлено в прямую зависимость от результатов указанной диагностики - рейтингового числа, характеризующего уровень инновационной активности вуза, его подразделения, конкретного работника. Стремление вуза, каждого его подразделения и отдельного работника повышать свой рейтинг заставит предпринимать меры по улучшению значимых факторов (критериев оценки инновационной деятельности), из которых складывается рейтинговая оценка, а значит, демонстрировать более высокую инновационную активность.

3. Наличие суверенного рейтингового числа у каждого объекта наблюдения дает возможность не просто ранжировать вузы или их структурные подразделения по степени причастности к инновационному процессу, но и иметь объективный критерий оценки последней, что имеет большое значение для создания и внедрения практического механизма экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах. Указанный механизм функционирует на основе распределения части средств фонда поддержки инноваций в высшем образовании, а также собственных ресурсов вузов и их подразделений, образующихся путем реализации образовательных и прочих интеллектуальных услуг. Концептуальной

основой функционирования данного механизма является принцип экономического стимулирования на всех уровнях функционирования системы высшего образования: общегосударственном, вузовском, уровне структурных подразделений различного вида, а также менеджеров и специалистов.

4. Предлагаемая система сквозного (многоуровневого) стимулирования инновационной активно-

сти субъектов образовательной деятельности позволит поднять качество образовательных услуг за счет привития студентам умения генерировать и эффективно управлять инновациями. Это не только повысит конкурентоспособность страны на международном рынке образовательных услуг, но и насытит ее народное хозяйство творческими кадрами, а значит, поднимет ее престиж и глобальную конкурентоспособность.

Список литературы

1. Байнев В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт: монография. - Минск: Право и экономика, 2007. - 180 с.

2. Бездудная А.Г. Теория и методология формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в едином образовательном пространстве: монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 277 с.

3. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. -Минск: Право и экономика, 2005. - 370 с.

Reference list

1. Baynev V. The transition to innovation economy under the conditions of interstate integration: Tendencies, problems, Belarusian experience: Monograph. Minsk: Law and Economics, 2007. 180 p.

2. Bezdudnaya А. The theory and methodology of formation of competitive strengths of educational services in the unified educational sector: Monograph. SBR.: Saint Petersburg State University of Engineering and Economics, 2009. 277 p.

3. Markov А. State innovation policy: Theoretical frameworks and implementation mechanism. Minsk: Law and Economics, 2005. 370 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.