УДК 331.105.6
Ольховик И.В.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономические теории» Белорусского национального технического университета
ФОНДЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Статья посвящена анализу деятельности фондов как самостоятельных субъектов национальных инновационных систем. Предлагается создание в Российской Федерации фонда поддержки инноваций в высшей школе, который целесообразно использовать в качестве элемента организационно-экономического механизма и соответственно системы экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах. Это дает возможность на основе рейтингового числа вуза определить объем средств, выделяемых ему из соответствующего вышестоящего фонда. Основными фундаментальными принципами функционирования предлагаемой организационной структуры фондов должны стать: а) сквозное («сверху-донизу») экономическое стимулирование инновационного процесса, предполагающее, что экономические стимулы будут применяться как на общегосударственном уровне (по отношению к вузам), так и на уровне вузов и их структурных подразделений вплоть до менеджеров и рядовых сотрудников; б) возможность использования части средств, заработанных вузами и их структурными подразделениями, на цели экономического стимулирования собственной инновационной деятельности. Исходя из этого, предлагаемая организационная структура фондов стимулирования инновационной деятельности как фактора конкурентоспособности вузов предусматривает, что часть средств специально созданного федерального фонда поддержки инноваций в высшей школе будет использоваться для создания фондов стимулирования инновационной деятельности отдельных российских вузов.
Ключевые слова: высшее образование, научная деятельность, инновации, экономическое стимулирование, инновационная деятельность, высшие учебные заведения, инновационные фонды
Ol'khovik I.,
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Chair "Theoretical Economics" of the Belarusian National Technical University
THE ROLE OF FUNDS AS INDEPENDENT ACTORS IN THE NATIONAL INNOVATION SYSTEMS
The article analyzes the activities of the funds as independent actors in the national innovation systems. The author proposes to create the fund for supporting innovations in higher school in the Russian Federation, which should be operated as an element of the organizational-economic mechanism and thus - a system of economic stimulation of the innovation activities in higher education institutions. This gives the opportunity on the basis of rating number of a higher education institution to determine the amount of means allocated to it from its appropriate parent fund. The following main fundamental principles of the functioning of the proposed organizational structure of funds should be: a) pass-through ("top-down") economic stimulation of the innovation process, suggesting that economic stimulations will be applied both at the national level (towards the higher education institutions), and at the level of higher education institutions and their structural units up to managers and employees; b) the possibility of using the part of the financial means earned by higher education institutions and their structural units for the purpose of economic stimulation of their own innovation activities. On this basis, the proposed organizational structure of funds for stimulation of innovation activities as a factor of competitiveness of higher education institutions provides that part of the financial means of the specially created federal fund for supporting innovations in higher school will be used to provide funds for stimulation of innovation activities of separate Russian higher education institutions. Keywords: higher education, scientific activities, innovations, economic stimulation, innovation activities, higher education institutions, innovation funds
urn
Значимость деятельности фондов как самостоятельных субъектов финансовой инфраструктуры доказана практическим опытом во всех развитых странах мира. Научно-технические, инновационные, венчурные и другие фонды действуют на всех стадиях инновационной цепи, образуя систему, являющуюся неотъемлемой частью национальных инновационных систем. Мы полагаем, что с целью активизации инновационной деятельности и ускорения формирования современной национальной инновационной системы необходимо активно содействовать возникновению подобной системы фондов в Российской Федерации. Это следует из того, что работа в интенсивном инновационном режиме в рамках национальной инновационной системы на уровне лучших мировых образцов требует и качественно, и количественно улучшить основные финансовые факторы обеспечения научно-инновационных процессов в высшем образовании. К основным направлениям деятельности следует причислить: увеличение объемов и совершенствование форм финансирования вузовской науки и образовательной деятельности; стимулирование инновационной активности вузов, их структурных подразделений и персонала; ускоренное обновление материально-технической базы вузов.
Необходимость создания разветвленной сети финансовых фондов, очевидно, осознанна руководством России. По итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию 29 октября 2012 г. Главой государства даны поручения по развитию системы государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансирование обеспечения научной и научно-технологической деятельности, а также по совершенствованию механизма регулирования труда научных работников в научных организациях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования [4]. Также В.В. Путин отметил, что будет в несколько раз - до 25 млрд. руб. в 2018 г. - увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов будут сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе [3].
С учетом изложенного, полагаю критически важным существование в Российской Федерации фонда поддержки инноваций в высшей школе. Учитывая сложившуюся в России структуру источников финансирования исследований и разработок (в 2013 г. на долю организаций предпринимательского сектора приходилось лишь 17,2% средств, на долю иностранных источников - 3% [1]), такой фонд должен иметь бюджетное финансирование. В этих целях возможно либо создание нового фонда в форме федерального бюджетного государственного учреждения, либо преобразование в указанную форму существу-
ющего Фонда содействия развитию инновационной деятельности высшей школы. Для юридического закрепления статуса фонда необходимо принятие Федерального закона. Размер бюджетного финансирования указанного фонда в первый год его существования должен быть не менее размера средств, выделяемых Российскому гуманитарному научному фонду в 2016 г. - т.е., около 1,8 млрд. руб. (см. статью 589 Ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2016 г. [2]).
Названный фонд целесообразно использовать в качестве «конструктивного» элемента организационно-экономического механизма и соответственно системы экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах. Для этого часть средств названного фонда будет направляться для стимулирования инновационной активности вузов с целью эффективной мотивации их сотрудников, занимающихся инновационной деятельностью. С учетом этого нами разработана организационная структура фондов экономического стимулирования инновационной деятельности как фактора конкурентоспособности вуза на всех ее уровнях, начиная с фонда поддержки инноваций в высшей школе, включая механизм экономического стимулирования вузов (их структурных подразделений) и заканчивая мотивацией сотрудников вузов.
Согласно данной структуры вузы, их структурные подразделения промежуточного и базового уровня (факультеты и кафедры) имеют свои собственные фонды стимулирования инновационной деятельности. Средства этих фондов образуются за счет распределения ресурсов соответствующих вышестоящих фондов. В частности, ресурсы фонда стимулирования инновационной деятельности вузов образуются за счет распределения средств части фонда поддержки инноваций в высшей школе, предназначенных для реализации данной цели. Кроме того, весьма важно, чтобы вуз, факультет, кафедра имели возможность часть средств, заработанных соответствующим подразделением, направлять в свой собственный фонд стимулирования инновационной деятельности, что внесет в их деятельность элементы финансовой самостоятельности и рыночной конкуренции, а также само по себе явится мощным стимулирующим фактором. Возможность руководителей вузов и их структурных подразделений автономно принимать решения о назначении стимулирующих выплат своим подчиненным обеспечит повышение эффективности расходования средств соответствующих фондов стимулирования инновационной деятельности, ибо, что называется, «на местах» из-за полноты оперативной информации качество таких управленческих решений будет выше.
В конечном счете, ресурсы фонда стимулирования инновационной деятельности кафедры на-
шп
правляются на премирование ее руководителя, а также на создание премиального фонда стимулирования сотрудников, из которого выделяется премия конкретному сотруднику. Весьма важным фактором успешного функционирования данной организационной структуры является условие, согласно которому суммы, получаемые вузом или его структурным подразделением из вышестоящего фонда, напрямую зависят от демонстрируемых ими уровней инновационной активности - их интегральных рейтинговых чисел. Желание максимизировать указанные суммы послужит вузу и любому его структурному подразделению экономическим стимулом для повышения интегрального рейтингового числа, что, в свою очередь, побудит их активизировать направления инновационной деятельности, фиксируемые индикаторами в процессе диагностики уровня инновационной активности в качестве значащих параметров.
В целях повышения эффективности расходования средств инновационных фондов через создание механизма экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах, предложено часть средств из специально созданного фонда поддержки инноваций в высшем образовании направлять для стимулирования инновационной активности вузов и мотивации лиц, занимающихся инновационной деятельностью в высшем образовании. Концептуальной основой функционирования данного механизма является принцип экономического стимулирования на всех уровнях функционирования системы высшего образования: общегосударственном, вузовском, уровне структурных подразделений различного вида, а также менеджеров и специалистов.
Эффективность экономического стимулирования как важнейшей функции управления инновационной деятельностью должна основываться на объективной диагностике (оценке) уровня инновационной активности конкретных вузов (их подразделений, работников). Само экономическое стимулирование должно быть поставлено в прямую зависимость от результатов указанной диагностики - рейтингового числа, характеризующего уровень инновационной активности вуза, его подразделения, конкретного работника. В этом случае вузы, его подразделения и отдельные работники будут материально и морально заинтересованы в повышении своего рейтинга, а значит - в улучшении всех тех значимых факторов (критериев оценки инновационной деятельности), из которых собственно и складывается рейтинговая оценка.
В частности, расчетная формула доли фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, имеет следующий вид (см. формулу 1): ДПр РЗП кпсо ■ дпл
где ДФс - доля фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемая на стимулирование инновационной деятельности в вузах, %; ДПр -доля премии, стимулирующей инновационную активность, в средней заработной плате работников системы высшего образования, %; РЗП - размер средней заработной платы в системе высшего образования, руб.; КПСО - количество штатного профессорско-преподавательского состава со степенью доктора или кандидата наук в системе высшего образования, чел.; ДПЛ -доля премируемых лиц, %; ФПИВШ - размер фонда поддержки инноваций в высшем образовании, руб.
Абсолютная величина части фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, рассчитывается с использованием формулы 2:
ДФс ФПИВШ
Фс =
100
-,(2)
где Фс - размер части фонда поддержки инноваций в высшем образовании, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, руб.
Далее на базе методики оценки (диагностики) уровня инновационной активности вузов (их структурного подразделения), позволяющей рассчитать их соответствующие рейтинговые числа, разработан и предложен механизм экономического стимулирования инновационной деятельности и повышения эффективности управления ею в вузах. Концептуальной основой функционирования данного механизма является принцип материального стимулирования на всех уровнях функционирования вуза, начиная с высшего учебного заведения в целом и заканчивая его структурными подразделениями. Возможно и необходимо выделять вузу дополнительное бюджетное финансирование из созданного для этих целей фонда стимулирования инновационной деятельности. Таковое должно зависеть от уровня инновационной активности вуза, его структурных подразделений промежуточного и низшего уровня (их суверенных рейтинговых чисел , Яфд, ЯКс|). Полученные вузом суммы, в свою очередь, могут и должны быть использованы для стимулирования (в зависимости от уровня инновационной активности) как структурных подразделений вуза, включая их руководителей, так и отдельных работников - специалистов.
Расчет интегрального рейтингового числа вуза, характеризующего уровень его инновационной активности на основе учета величин и значимостей всех т наблюдаемых факторов, имеет следующий вид (см. формулу 3):
кт - -/
ЩХ2вя +ЩХ2ва +... + Ж]Х2ви... + 1¥тХ2В1т Л3)
1 ви
ДФс =
ФПИВШ -100
,(1)
где ЯВ. - значение интегрального рейтингового числа /'-го вуза; / - порядковый номер наблюдаемого
пш
вуза в их перечне; т - количество наблюдаемых факторов (т = 30); W. - весовой коэффициент/-го фактора; X - значение стандартизированного коэффициента для /'-го вуза при /-м факторе.
Аналогичным образом рассчитывается значение интегрального рейтингового числа для д-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза (Я ) и значение интегрального рейтингового числа для д-го структурного подразделения базового уровня (кафедры), входящего в состав д-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза (Я ).
Рейтинговые числа ранжируются, в результате чего определяется место (ранг) объекта наблюдения - вуза или его структурного подразделения - среди других аналогичных объектов по уровню их инновационной активности. Наличие суверенного рейтингового числа у каждого объекта наблюдения дает возможность не просто ранжировать вузы страны или их структурные подразделения по степени причастности к инновационному процессу, но и иметь объективный критерий оценки последней, что имеет большое значение для создания и практического внедрения механизма экономического стимулирования инновационной деятельности в вузе.
Механизм распределения финансовых ресурсов из фонда стимулирования инновационной деятельности должен удовлетворять следующим условиям:
1) сумма, получаемая конкретным объектом наблюдения (вузом, его структурным подразделением) из фонда стимулирования инновационной деятельности, должна непосредственно определяться значением рейтингового числа данного объекта, что призвано обеспечить стимулирующий эффект в направлении увеличения этого рейтинга и, соответственно, повышения инновационной активности вуза или его подразделения;
2) суммы, получаемые вузами или их подразделениями из фонда стимулирования инновационной деятельности, должны изменяться от нуля для объекта наблюдения, у которого значение рейтингового числа минимально, до максимального значения для объекта, имеющего наибольшее значение рейтингового числа.
С учетом указанных условий расчетная формула суммы, получаемой /-м вузом из фонда поддержки инноваций в высшей школе для стимулирования инновационной деятельности, имеет следующий вид (см. формулу 4):
где ФВ. - сумма, получаемая /-м вузом из фонда поддержки инноваций в высшей школе для стимулирования инновационной деятельности, руб.;
Фс - размер части фонда поддержки инноваций в высшей школе, направляемой на стимулирование инновационной деятельности в вузах, руб.; d - общее количество вузов, ед.; ЯВ. - значение интегрального рейтингового числа /'-го вуза (см. формулу 3); ЯВ min - минимальное значение рейтингового числа из всех d наблюдаемых вузов.
Аналогичным образом рассчитывается сумма, получаемая g-м структурным подразделением промежуточного уровня (факультетом) /-го вуза для стимулирования инновационной деятельности (Ффд), и сумма, получаемая q-м структурным подразделением базового уровня (кафедрой) g-го структурного подразделения промежуточного уровня (факультета) /-го вуза для стимулирования инновационной деятельности (Ф ).
Необходимо подчеркнуть, что средства, направляемые на стимулирование инновационной деятельности, должны создаваться не только за счет распределения средств фонда поддержки инноваций в высшем образовании, но и за счет собственных средств вузов и их подразделений, образующихся в процессе реализации образовательных услуг и другой научно-технической продукции.
Следует отметить, что использование средств в рамках фондов стимулирования инновационной деятельности сулит большие выгоды. Если учесть, что предложенный нами объем бюджетного финансирования фонда поддержки инноваций в высшей школе составляет около 1,8 млрд. руб. или 23 580 млн. долл., а предельный потенциальный экономический эффект от функционирования предлагаемой нами системы методов экономического стимулирования инновационной деятельности как фактора конкурентоспособности вузов достигает 568,7 млн. долл. в год, то при условии, что если за счет стимулирования инновационной деятельности в высшем образовании путем использования на эти цели всего лишь 15% средств фонда указанный потенциальный эффект будет реализован хотя бы на 10%, то экономическая отдача от использования средств на данные цели составит 7,8 долл. на каждый доллар затрат. Кстати говоря, согласно мировому опыту, отдача от средств инновационных фондов, связанных с вложениями в высокотехнологичные, наукоемкие, интеллектуальные факторы экономического роста, составляет примерно такую же величину.
В завершение необходимо отметить, что разработанный механизм экономического стимулирования инновационной деятельности в вузах, способен обеспечить высокий стимулирующий эффект, повысить эффективность управления инновационной деятельностью в вузе, а значит, в системе высшего образования в целом и обеспечить предпосылки для ее перехода к инновационным факторам развития.
пш
Список литературы
1. Наука России в цифрах: 2014 // ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. 2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.csrs.ru/ archive/stat_2014_science/science_ 2014.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
2. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14 дек. 2015 г. № 359-Ф3 // КонсультантПлюс. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=190535; dst=42949 67295;rnd=189271.32147695613093674;div=LAW;mb=LAW;opt=1;7=%7C3389892;SearchAnotherDiv=1;SEM=;TS= 0B601CB517F3BA715EDA5D1FB5D249AD;S0RTTYPE=0;BASEN0DE=1280210795-4213728314;ts=41619525318927 18579209360759705 (дата обращения: 15.03.2017).
3. Путин В.В. О наших экономических задачах // АО Бизнес Ньюс Медиа. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vedomosti.ru/politics/news/ 1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: 10.03.2017).
4. Утвержден перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию // Администрация Президента России. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/assignments/16840 (дата обращения: 26.03.2017).
Reference list
1. Science of Russia in figures: 2014 // SRI FRCEC. 2017 [Electronic resource]. URL: http://www.csrs.ru/archive/ stat_2014_science/science_ 2014.pdf (date of access: 14.11.2016).
2. On the Federal budget for 2016: Federal Law of 14 Dec. 2015 г. № 359-ФЗ // Consultant Plus. 2017 [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=190535;dst=4294967295;rnd=189271.32 147695613093674;div=LAW;mb=LAW;opt=1;7=%7C3389892;SearchAnotherDiv=1;SEM=;TS=0B601CB517F3BA715 EDA5D1FB5D249AD;S0RTTYPE=0;BASEN0DE=1280210795-4213728314;ts=4161952531892718579209360759705 (date of access: 15.03.2017).
3. Putin V. On our economic goals // JC Business News Media. 2017 [Electronic resource] URL: http://www.vedomosti. ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (date of access: 10.03.2017).
4. A list of orders approved following meeting of the Council on science and education // The administration of the President of Russia. 2017 [Electronic resource] URL: http://www.kremlin.ru/assignments/16840 (date of access: 26.03.2017).