Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество стран-членов антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны'

Экономическое сотрудничество стран-членов антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1400
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черненко Елена Федоровна

В статье анализируются экономическое сотрудничество СССР и США в годы Второй мировой войны, а также совместная экономическая политика стран-членов антигитлеровской коалиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Collaboration of the Anti-Hitler Member States Coalition during the World War II

The author presents the analysis of the USSR and the USA economic collaboration during the World War II, as well as the joint economic policy of the anti-Hitler member states coalition.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество стран-членов антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН-ЧЛЕНОВ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ войны

Е.Ф. ЧЕРНЕНКО

Кафедра теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье анализируются экономическое сотрудничество СССР и США в годы Второй мировой войны, а также совместная экономическая политика стран-членов антигитлеровской коалиции.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута в значительной степени благодаря взвешенной, хорошо продуманной и успешно реализованной экономической политике, проводившейся как внутри СССР, так и на международной арене. Без создания соответствующей экономической базы и устойчивого взаимодействия разгромить фашизм странам антигитлеровской коалиции было бы практически невозможно. Безусловно, основное бремя формирования экономической платформы для ведения военных действий и обеспечения будущей победы вынес на своих плечах СССР. Многие экономические заделы времён войны послужили также делу быстрого и успешного восстановления народного хозяйства в послевоенный период.

Определяющим было совместное создание боевого щита, и здесь было бы неправильно преуменьшать вклад союзников. Основной экономической формой международного сотрудничества между ними были военные поставки по ленд-лизу. Закон о ленд-лизе (принят конгрессом США 11 марта 1941 года) предоставлял президенту США полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если «её оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов». Соглашение с Советским Союзом о поставках по ленд-лизу было подписано 11 июня 1942 года. Однако поставки начались уже в ноябре 1941 года. Заметную роль сыграли союзные северные морские конвои. На этих маршрутах героически проявили себя лётчики и моряки, представители других профессий из СССР, Великобритании, США и других стран. История ленд-лиза сопряжена с немалыми жертвами: из 800 торговотранспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, западные союзники СССР потеряли около 90. Были также потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. Погибли около 5,6 тысяч моряков союзников. Советский Союз потерял более 300 тысяч человек, 2 эсминца, 20 подводных лодок, 9 транспортов, много самолётов. Морскими северными конвоями было доставлено в прифронтовые районы 22,7% всех грузов, поступивших в СССР за годы войны из-за границы (3964 тысяч тонн).

Однако, если в первые шесть месяцев после 22 июня 1941 года свыше 40% поставок из-за рубежа (154 тысячи тонн) шли через северные порты, то в

дальнейшем доля таких поставок сократилась. Союзники стали доставлять оружие и имущество главным образом через Иран. Через Персидский залив, Иран и Каспий в СССР поступило 23,8% всего объёма ленд-лиза. Это был протяжённый, сложный и не менее опасный маршрут вокруг Африки. В своём послании И.В. Сталину У.Черчиль писал: «При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию было в ещё большей степени стремление установить ещё один сквозной путь к Вам, который не может быть перерезан».

Как сухопутные магистрали, так и трассы переброски грузов по Каспийскому морю, работали с большим напряжением. Была проведена реконструкция железной дороги от Персидского залива до Каспийского моря, и к весне 1942 года её пропускная способность достигла 12 поездов в сутки в каждую сторону. В Басре были построены порт и крупный склад для приёма грузов из США. Британцами совместно с американцами была также построена автомобильная магистраль. До капитуляции Италии в 1943 году и восстановления свободного судоходства по Средиземному морю путь конвоя из Нью-Йорка до Ирана вокруг мыса Доброй Надежды требовал около 75 дней, не считая времени, необходимого для перегрузки и транспортировки поставок по сухопутным магистралям и по самому Каспию. К августу 1942 года в районе Каспия находилось 238 судов общей грузоподъёмностью 500 тысяч тонн. За период 1942-1943 годов они перевезли 21 млн. тонн нефтепродуктов и около 3 млн. тонн других грузов, существенную часть которых составляли поставки по ленд-лизу. Ежемесячный объём этих поставок через трансиранские магистрали составлял около 100 тысяч тонн, без учёта грузовиков и самолётов. Безопасность перевозок обеспечивалась кораблями Каспийской военной флотилии в количестве 175 судов (в 1943 году), включая три иранских сторожевых катера. Несмотря на принятые меры безопасности, немецкой авиации только в октябре-ноябре 1942 года удалось потопить и повредить 32 судна.

В 1945 году стали возможными поставки по ленд-лизу через порты Чёрного моря в общем объёме 681 тыс. тонн, что составляло 3,9% всех поставок. Почти половина всех поступавших во время войны в Советский Союз грузов проходила через дальневосточные порты (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре). Маршруты через Тихий океан считались наиболее безопасными. Через северные районы Тихого океана в порты Мурманска и Архангельска было доставлено 452 тыс. тонн, или 2,5% всего объёма ленд-лиза. Продолжительность морской части пути от портов западного побережья США до советских портов Дальнего Востока составляла 18-20 суток. Тихоокеанские маршруты ленд-лиза обслуживались только советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили под советским флагом. В Арктику и на Дальний Восток через Тихий океан шли разные грузы: вооружение, продукты питания, нефтепродукты, машины и оборудование. Всё это перевозилось в Европу через Сибирь по железной дороге. Около двух третей подвижного состава поступило во Владивосток из американского Портленда на специально оборудованных лесовозах. С февраля 1943 года морские перевозки стали осуществляться крупнотоннажными сухогрузами типа «Либерти». В Сан-Франциско было налажено их массовое производство. За годы войны в дальневосточное морское пароходство поступило 38 сухогрузов этого типа, а также 8 танкеров и около 100 отремонтированных судов.

Функционированию тихоокеанских маршрутов ленд-лиза всячески препятствовала Япония (несмотря на пакт о нейтралитете), закрыв для прохода советских судов незамерзающий Сангарский пролив. Корейский пролив также контролировался японскими ВМС. Первый Курильский пролив контролировался

вооружёнными силами Японии с о. Шумшу, под контролем был и пролив Лаперуза. Поэтому наиболее важные грузы пропускались через замерзающий мелководный Татарский пролив. Крупнотоннажные суда вынуждены были частично разгружаться в Петропавловске-Камчатском. Суда под советскими флагами досматривались японскими береговыми службами, задерживались ВМС Японии, некоторые потоплялись, например, транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь». Неопознанными подводными лодками были потоплены транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев». Некоторые советские корабли топились и самими американцами по ошибке, что признал вице-адмирал Чарльз Локвуд, командовавший подводными лодками CILLA на Тихом океане во время войны. Так, транспорты «Кола» и «Ильмень» были потоплены торпедами американской подводной лодки «Софиш», транспорт «Трансбалт» - подводной лодкой «Спейдфиш».

Во время войны действовали и два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному -самолёты в СССР летали из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский запив, по другому (под названием «Алсиб») - через Аляску, Чукотку и Сибирь. Через «Алсиб» было переброшено 7925 самолётов.

Из почти 18 млн. тонн грузов, отправленных в СССР в годы Второй мировой войны, более 45 млн. тонн составили продукты питания; 3,6 млн. тонн - металлы (главным образом для авиастроения) и рельсы; свыше 2,3 млн. тонн - автомашины; около 1,3 млн. тонн - химическое сырьё и взрывчатые вещества; примерно столько же - машины и оборудование; 0,5 млн. тонн - подвижный железнодорожный состав. По ленд-лизу СССР получил 12980 танков, 22206 (из них 14203 - из США) - боевых самолётов, 427386 грузовых автомобилей и 51000 джипов, 6135638 винтовок и тягачей, 345 тыс. тонн боеприпасов и другое вооружение, военное снаряжение, материалы, оборудование и продовольствие на общую сумму 11260544 тысяч долларов. В книге итальянского историка и журналиста Джузеппе Боффа «История Советского Союза», изданной в Москве в 1994 году, отмечается, что американское продовольствие, предназначавшееся почти исключительно для армии, сыграло немалую роль: пускай оно было лишь частью того, что потреблялось советскими солдатами, но частью довольно существенной. Наиболее существенную экономическую помощь СССР в годы Второй мировой войны, равную 5% ВВП, оказали США. США распространили программу ленд-лиза на 30 государств мира в объёме свыше 50 млрд. долл.. В Великобританию поступила помощь в размере 30,269 млн. долл., Францию - 1406 млн.долл., Китай - 631 млн.долл., латиноамериканские и другие страны - 424 млн.долл.

Таким образом, анализируя экономическую составляющую победы СССР в Великой Отечественной войне нельзя забывать и о вкладе союзников по антигитлеровской коалиции. Основные тяготы экономического обеспечения победы над фашизмом, безусловно, пришлись на долю СССР. Так, на 1 января 1944 года из общего числа 496 тысяч автомобилей 78% составляли автомобили советского производства. К концу войны автомобильный парк вырос до 666,5 тысяч автомобилей. Из них 58,1% составляли отечественные автомобили, 32,8% -импортные и 9,1% - трофейные. Причём, советские автомобили, по мнению специалистов, были значительно ремонтопригоднее иностранных. Со второй половины 1941 года огромные массы производительных сил начали перемещаться на Восток СССР (в течение трёх месяцев - 1500 крупных, главным образом военных предприятий). Закономерное в таких условиях падение производства прекратилось

уже с декабря, а с марта 1942 года началось его увеличение. Производство военной продукции на Урале увеличилось в 1942 году по сравнению с 1940 годом более, чем в пять раз, а в 1943 году - в шесть раз. В районах Западной Сибири производство военной продукции в 1942 году увеличилось по сравнению с 1940 годом в 27 раз, а в 1943 - в 34 раза. И это в условиях, когда 86% всей наличной рабочей силы составляли женщины, дети и старики. Их трудом было обеспечено производство лучшего танка Т-34, тяжёлых танков ИС, КВ-85, СУ-76 и другой бронетехники. К концу 1942 года войска получили 24,4 тыс. танков, к концу войны - 35,2 тыс. танков и САУ - в 1,6 раза больше, чем к началу войны; орудий и миномётов 321,5 тыс. единиц - превышение составило 2,9 раза; боевых самолётов 47,3 тыс. - в 24 раза больше, чем в начале войны. Английские танки «Валентайн» не пользовались популярностью из-за тонкой брони, пожароопасных карбюраторных двигателей, слабых клапанов и других причин. И. Сталин писал Ф. Рузвельту 18 июля 1942 года: «...Как утверждают наши специалисты на фронте, американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей, попадающих сзади или сбоку. Происходит это оттого, что высокосортный бензин, употребляемый американскими танками, образует в танке большой слой бензиновых паров, создающих благоприятные условия для загорания...». Ф. Рузвельт ответил 23 июля 1942 года: «... Нашим специалистам по танкам эта информация будет весьма полезна для устранения недостатков этого типа танков. Однако опасность пожара в будущих типах будет снижена, так как они будут работать на горючем с более низким октановым числом...».

В втором полугодии 1941 года было выпущено 9777 самолетов, хотя 85% производственных мощностей авиационной промышленности было перебазировано накануне в восточные районы СССР. Среднемесячный выпуск самолётов в 1941 году составил 1630, в 1942 - 2120, в 1943 году - 2907, в 1944 году - 3355, в 1945 году - 3483, т.е. рос непрерывно. Всего за годы войны было произведено 125655 самолётов (по ленд-лизу - 22 тысячи самолётов). Ленинградскими судостроителями было передано флоту 814 единиц различных кораблей, судов и плавсредств. Успешно работали Севастопольский морской завод, новые заводы на Дальнем Востоке, завод «Красное Сормово», Сосновский, Навашинский, Тюменский, Сретенский и другие заводы речного судостроения. В послании к конгрессу президент США Ф. Рузвельт отмечал: «Мы не должны забывать при этом, что наши достижения не более велики, чем достижения русских,., которые развили свою военную промышленность в условиях невероятных трудностей, порождённых войной». При всей благодарности союзникам за их помощь во время войны не будем забывать и о некоторых не вполне приятных фактах. Так, в 1942, 1943, 1944 годах отправка конвоев приостанавливалась со ссылкой на тяжёлые потери, понесённые конвоем PQ-17. На самом деле, опасаясь нападения немецких кораблей в открытом море, английский адмирал внезапно отдал приказ военному сопровождению покинуть транспорты. Грузовым судам пришлось рассредоточиться и продолжить движение поодиночке. Позицию американцев красноречиво иллюстрирует заявление сенатора и будущего президента США Г. Трумэна 23 июня 1941 года газете «Нью-Йорк Таймс»: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше!» [2, с. 325].

Победа Советского Союза во Второй мировой войне является колоссальной исторической заслугой героического многонационального советского народа. Экономическая политика СССР внутри страны и на международной арене сумела

обеспечить освобождение человечества от ига фашизма. В книге известного немецкого политолога К. Дешнера «Молох» разоблачается миф о том, что только благодаря американской помощи Россия выиграла войну. Он пишет, что эта помощь «даже после Сталинграда никогда не достигала 10 процентов собственно советского производства. В действительности русские изготовили 91 процент всех танков, 92 процента всех самолётов, 95 процентов всех орудий и 100 процентов всего личного стрелкового оружия сами» [цит. по: 1]. Наиболее объективной представляется оценка помощи союзников, высказанная маршалом Г.К. Жуковым: «Она в определённой степени помогла Красной Армии и военной промышленности, но ей всё же нельзя отводить роль больше той, чем она была в действительности». К основным составляющим экономической победы СССР в войне можно отнесли следующие: (1) в сжатые сроки в сложнейшей обстановке потери значительной части промышленных баз, сельскохозяйственных районов, транспорта, при непрерывном ведении военных действий внутренняя экономика страны бала перестроена на военный лад; (2) огромное количество промышленных предприятий было перебазировано в восточные районы страны; (3) были созданы новые хозяйственные связи в форме разделения труда, производственного кооперирования, материально-технического снабжения; (4) экономика функционировала на основе плана с элементами рыночных отношений; (5) рационально использовались научные силы страны, научно-технические открытия быстро воплощались в жизнь; (6) было расширено сельскохозяйственное производство; (7) бесперебойно работал транспорт; (8) успешно решались кадровые задачи; (9) удалось достичь повышения эффективности общественного производства; (10) чётко осуществлялась организация нормированного снабжения, постепенно улучшалось материальное положение гражданского населения, применялись меры по профилактике инфляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьёв Б.Г. Экономическое противоборство СССР и Германии в Великой Отечественной войне. - М.: Юрлитинформ, 2001.

2. Яковлев H.H. Новейшая история США. 1917-1960. - М.,1961.

ECONOMIC COLLABORATION OF THE ANTI-HITLER MEMBER STATES COALITION DURING THE WORLD WAR II

E.F. CHERNENKO

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The author presents the analysis of the USSR and the USA economic collaboration during the World War II, as well as the joint economic policy of the anti-Hitler member states coalition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.