Научная статья на тему 'Экономическая политика ссср в годы второй мировой войны: внутренние и внешние аспекты'

Экономическая политика ссср в годы второй мировой войны: внутренние и внешние аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2214
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черненко Е. Ф.

В статье анализируются внутренние и внешние аспекты экономической политики СССР в годы второй мировой войны, основные формы и методы экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY OF THE USSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR PERIOD. DOMESTIC AND INTERNATIONAL ASPECTS

The USSR's economic policy during the period of the World War П is comprehended in two aspects: domestic and international ones. The author reveals both the forms and methods of economic cooperation among the Antihitler Coalition members.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика ссср в годы второй мировой войны: внутренние и внешние аспекты»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ

Е.Ф. ЧЕРНЕНКО

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов У л, Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В статье анализируются внутренние и внешние аспекты экономической политики СССР в годы второй мировой войны, основные формы и методы экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута в значительной степени благодаря взвешенной, хорошо продуманной и успешно реализованной экономической политике, проводившейся как внутри СССР, так и на международной арене. Без создания соответствующей экономической базы и устойчивого взаимодействия разгромить фашизм странам антигитлеровской коалиции было ба практически невозможно. Безусловно, основное бремя формирования экономической платформы для ведения военных действий и обеспечения будущей победы вынес на своих плечах СССР. Многие экономические заделы времен войны послужили также делу быстрого и успешного восстановления народного хозяйства в послевоенный период.

Определяющим было создание боевого щита, а затем и мощного плацдарма в СССР. Вместе с тем, было бы неправильно преуменьшать и вклад союзников по части поставок по ленд-лизу.

На вопрос, был ли СССР экономически готов к войне, нельзя ответить однозначно. С одной стороны, страна располагала высоким военно-промышленным потенциалом, усиленным индустриализацией, а также богатейшими природными и человеческими ресурсами. Были созданы все необходимые условия для развертывания военного производства своими собственными силами. Как известно, царская Россия такого преимущества не имела. СССР располагал всеми видами стратегического сырья, что являлось явным преимуществом перед Германией. С другой стороны, очевидна недостаточная готовность к войне, выражавшаяся в ряде ошибочных политических решений, репрессиях, нехватке военной техники.

Если экономика Германии перешла на военные рельсы еще до начала военных действий на территории СССР, то необходимая для ведения войны перестройка экономики Советского Союза происходила уже в ходе войны, и на это

ушло около года. Расплачиваться за это пришлось отступлением и оккупацией значительных территорий страны.

Закономерно, что важнейшей задачей начального этапа войны была эвакуация на восток промышленных предприятий из западных районов страны. На оккупированной территории осталась 1/3 отечественной промышленности, добывалось 60% угля, выплавлялось 60% стали и алюминия. Только в западных районах СССР производилась высококачественная сталь, необходимая для производства военной техники. В результате в 1942 г. в СССР было произведено

8 млн. тонн стали, а в Германии 32 млн. тонн.

Разумеется, не все промышленные объекты подлежали эвакуации: шахты, рудники, печи для выплавки стали, электростанции перевезти на восток было невозможно. Перемещенные предприятия оказывались вне привычной инфраструктуры экономических связей, источников ресурсов. Выпуск продукции сократился. Перегрузка железных дорог привела к нарушению хозяйственных контактов между разными районами страны. Перебазирование предприятий требовало налаживания социальной сферы. Не хватало жилья, производственных помещений. Спешно возводились новые цеха. Нередко выпуск продукции начинался еще до возведения новых цехов, под открытым небом.

К положительным сторонам эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны можно отнести следующие:

- более равномерное размещение промышленного производства по территории страны; центром военного промышленного производства стал Урал;

- перемещение производства в безопасные районы, не доступные врагу;

- освоение и использование новых источников топлива и сырья;

-завершение незаконченного строительства в скоростном, военном режиме за 2-3 месяца.

Другой важнейшей экономической задачей стала мобилизация промышленности, перевод ее на военные рельсы. Сокращалось мирное и расширялось военное производство. Тракторные заводы, еще до войны начавшие выпускать танки, практически полностью перепрофилировались на военное производство. Металлургические заводы стали производить марки металла, необходимые для производства военной техники. Предприятия легкой промышленности (текстильные и обувные) производили военное обмундирование, пищевые предприятия - консервы.

Особое значение приобрели кооперационные связи предприятий для выполнения военных заказов. В этом отношении пригодился опыт первой мировой войны, когда к военному заводу прикреплялись невоенные заводы-поставщики для выполнения отдельных видов работ. Объем таких работ иногда достигал 60%.

В результате эвакуации и мобилизации промышленности до середины

1942 года наблюдалось общее сокращение производства. Так, в 1942 году тяжелая промышленность Германии превосходила отечественную в 3-4 раза. В СССР было выплавлено в 3 раза меньше чугуна и в 2,2 раза меньше стали, чем в 1940 г. Разница в выпуске металлорежущих станков составляла 5 раз в пользу Г ермании, в 4 раза меньше добывалось угля и в 2,5 раза меньше электроэнергии.

Вместе с тем, по производству танков СССР заметно обогнал Германию. В 1942 г. в Советском Союзе их было выпущено 25 тыс., в Германии - 9 тыс.

По выпуску самолетов СССР также имел превосходство. Советские заводы выпустили 25 тыс., германские - 15 тыс.; по артиллерийским орудиям: СССР -29 тыс., Германия - 19 тыс.

В конечном счете, на базе новых производственных мощностей и более интенсивного использования старых предприятий удалось достичь выпуска промышленной продукции в размерах, соответствующих требованиям фронта и тыла. В черной и цветной металлургии получили широкое распространение скоростные плавки металла, повысился коэффициент использования печей. В течение последних трех лет войны танковая промышленность выпускала в среднем и год более 30 тыс. танков, самоходов и бронемашин. Авиационная промышленность н год выпускала в среднем 40 тыс. самолетов. В результате в

1943 г. советская авиация добилась превосходства в воздухе над немецкой. В год выпускалось до 120 тыс. орудий разных калибров, что было в 13 раз больше, чем вся наличная артиллерия царской России накануне первой мировой войны.

В период войны значительно вырос спрос на электроэнергию, необходимо было увеличить мощности электростанций в восточных районах и дополнительно строить новые. Эти задачи были успешно решены.

Во время войны успешно решались и вопросы подготовки новых промышленных кадров. Около 2 млн. квалифицированных рабочих вышли из школ фабрично-заводского и ремесленного обучения. Большинство же новых рабочих получили профессиональную подготовку прямо на производстве в порядке индивидуального обучения. Особый трудовой героизм проявляли рабочие прифронтовых предприятий.

С самого начала войны тяжело складывалось положение на транспорте. Преимущественно шли военные эшелоны. Разгружалось до 25-40 поездов в сутки. Одновременно на восток перевозили по железной дороге сотни предприятий. Существенно увеличилась длительность перевозок. По сравнению с довоенным объемом перевозок в 1942 г. перевозка всех видов грузов сократилась в два раза. После 1942 г. положение стало постепенно меняться, и к концу войны объем железнодорожных перевозок увеличился на 40%. Однако по сравнению с довоенным периодом пропускная способность железных дорог была на уровне 76%. Ведущие отрасли тяжелой промышленности увеличили производство к 1945 г. в 1,5-2 раза.

Естественно, наибольших успехов достигла военная промышленность. Выпуск военной продукции за годы войны увеличился в 2,5 раза, в том числе самолетов и танков в 3 раза. Для сравнения в начале войны у СССР было в 3 раза меньше самолетов и танков, чем у Германии; в начале 1945 г. танков у СССР стало в 2,8 раза больше чем в Германии, артиллерийских орудий - в 3,2 раза, самолетов - в 7,5 раз. По данным германского генерала Типпельскир-ха, к концу войны на каждый немецкий танк приходилось 7 советских, на каждое немецкое орудие - 20 советских. СССР обогнал по производству оружия не только своего противника - Германию, но и своих союзников - Англию и США. СССР демонстрировал успехи не только в количестве, но и в качестве вооружения. Достаточно вспомнить истребители Лавочкина, Яковлева, реактивные артиллерийские установки, танки Т-34. Это новые марки вооружения, сконструированные и запущенные в производство во время войны в рекордно

короткие сроки, что в значительной степени определило перелом в ходе войны в 1942 г.

В общем объеме производства СССР на военную продукцию приходилось 80%. Поскольку практически вся экономика работала на войну, даже к ее концу ощущалась острая нехватка товаров народного потребления. Их производилось в два раза меньше, чем до начала войны. В условиях нехватки потребительских товаров стало развиваться кустарно-ремесленное производство.

Таким образом» благодаря подпитке военного производства невоенным (производство танков на тракторных заводах) и удовлетворению потребительского спроса за счет продукции кустарей и ремесленников, в 1945 г. общий объем промышленного производства достиг 91% от предвоенного уровня.

Военно-промышленный потенциал СССР обеспечивался двумя составляющими: фронтовиками и работниками тыла в пропорции 1:6-7.

Сокращение численности рабочих и служащих во время войны (к 1943 г. -на 40%) компенсировалось мерами военной дисциплины: увеличением рабочего дня до 11 часов, ликвидацией отпусков, мобилизацией всего трудоспособного населения (женщин, стариков, подростков). Доля женщин во время войны составляла более половины всех занятых, в сельском хозяйстве - 80%.

Однако, несмотря на тяготы военных лет, патриотический дух людей, как на фронте, так и в тылу был настолько высок, что многие сутками не покидали своих рабочих мест, выполняя по 2-3 нормы. В результате росла производительность труда, поистине в тылу «ковалась победа». По всей стране было развернуто соревнование, в ходе которого рождались новые формы движения за подъем военного производства. За время войны звания Героя Социалистического Труда получили 199 тружеников тыла, 204 тыс. человек рабочих, колхозников, представителей интеллигенции награждены орденами и медалями. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 млн. человек.

Ситуация в сельском хозяйстве во время войны была крайне тяжелой: 47% посевных площадей оказались на оккупированных территориях. Среди них Украина, Дон и другие, где до войны производилось более половины зерна. На фронте оказалось фактически все здоровое мужское население села. Женщинам, старикам и даже детям приходилось выполнять весь объем сельскохозяйственных работ, а нередко заменять сельскохозяйственную технику и лошадей, поскольку новые трактора не выпускались, а значительная часть имевшихся забиралась на военные нужды.

Однако коллективные хозяйства тыловых областей сумели дать в 1943 г. почти вдвое больше мяса, чем в 1940 г., не сократив при этом поголовья общественного скота. Уже в годы войны началось восстановление сельского хозяйства в освобожденных районах. Из государственных фондов бесплатно выделялся строительный материал для восстановления и строительства животноводческих помещений. Были возвращены в освобожденные районы сотни тысяч голов скота, ранее эвакуированного в восточные районы.

Несмотря на все трудности, в восточных районах страны удалось на 8% увеличить посевные площади. Это не смогло восполнить потерю западных земель, поэтому общий объем производства сельскохозяйственной продукции сократился и составил в 1944 г. 54% от довоенного уровня. Производство тех-

нических культур (сахарной свеклы, подсолнечника, хлопка) уменьшилось в 2-3 раза. Распределение продовольствия жестко нормировалось, а его выдача осуществлялась по карточкам. На все нормированные продовольственные и промышленные товары правительство сохраняло неизменные цены. Для улучшения снабжения рабочих на крупных предприятиях создавались ОРСы (отделы рабочего снабжения), которые организовывали подсобные хозяйства. В 1944 г. на них приходилось 30% рыночного товарооборота.

Для обеспечения населения промышленными товарами оставалось лишь 9% хлопчатобумажных тканей и 28% кожаной обуви. Их продажа населению принимала форму материального поощрения. Если товары в магазинах продавались по твердым ценам, то на свободном рынке из-за перекоса в соотношении спроса и предложения они подскочили в 13 раз.

В 1943 г. по решению правительства были созданы специальные управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. Во многих коллективных хозяйствах производились специальные посевы в фонд помощи семьям фронтовиков. Кроме того, семьям фронтовиков помогали денежными средствами, вещами.

Инфляционные тенденции, характерные для любого военного периода, подстегивались бумажно-денежной эмиссией, в связи с необходимостью для государства покрывать военные расходы. Количество бумажных денег в обращении к концу войны выросло в 4 раза. В связи с уменьшением денежной массы и сокращением объемов ее поступления государству, в 1944 г. была организована торговля через «коммерческие» магазины по повышенным ценам. При этом решались две задачи: во-первых, задерживался рост цен на свободном рынке, благодаря увеличению товарной массы в обращении; во-вторых, часть денег возвращалась государству. Кроме этой меры, увеличивались налоги с населения, в частности, был введен налог на холостяков. Этой же цели - пополнению государственного бюджета - служили и принудительные займы. Если перед началом войны налоги с населения давали государству 9 млрд. руб., а займы 11 млрд. рублей, то в 1945 г. -40 млрд. руб. и 30 млрд. руб. соответственно.

Особую роль в улучшении финансовой ситуации во время войны сыграл Фонд обороны, состоявший из добровольных взносов населения. Были случаи, когда колхозники вносили в этот фонд суммы денег, достаточные для покупки самолета или танка.

В результате перечисленных мер доход государства увеличился со 180 млрд. руб. накануне войны до 300 млрд. руб. в 1945 г. Во время войны удалось сохранить планомерную организацию товарно-денежного хозяйства, четкую систему всех видов снабжения. Полностью оправдала себя централизованная система управления экономикой. Пригодился и опыт государственного регулирования в период первой мировой войны, накопленный другими странами. В экстремальных условиях войны главным потребителем продукции становится государство, обеспечивающее удовлетворение, прежде всего, военных нужд. При централизованной системе управления все ресурсы страны подчинены решению военных задач. Товарно-денежные отношения, полностью не исчезая, неизбежно отступают на задний план.

В годы Великой Отечественной войны государство было не только хорошим оперативным организатором экономики военного времени. Оно пользова-

лось безусловной поддержкой населения страны, поскольку выступало действительным выразителем общественных потребностей, вдохновителем победы.

Решение проблем экономики военного времени неразрывно связано с именем H.A. Вознесенского, который с января 1938 г. по март 1949 г. (с перерывом в период с марта 1941 г. по декабрь 1942 г.) являлся председателем Госплана СССР, с 1941 г. - первым заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (советского правительства, возглавлявшегося И.В. Сталиным). Кроме того, во время войны H.A. Вознесенский занимал посты председателя Совета по оборонной промышленности и заместителя председателя Комитета Обороны при СНК СССР. Выступая на XVIII Всесоюзной партконференции в феврале 1941 г. с докладом «Хозяйственные итоги 1940 г. и план развития народного хозяйства СССР на 1941 г.», он отмечал: «В условиях начавшейся новой империалистической войны государственный план и содержание плана учитывают то г факт, что с технико-экономической стороны эта война есть война моторов и в значительной мерс - резервов, и в отношении выпуска оборонной промышленности правительство исходило из простой истины: если хочешь, чтобы никакие «случайности» не застали наш народ врасплох, порох держи сухим и не жалей средств на производство самолетов, танков, вооружения, военных кораблей и снарядов». В период войны Госплан СССР под руководством H.A. Вознесенского фактически превратился в оперативный штаб военной экономики. Был составлен и с конца 1941 г. неукоснительно, с четким соблюдением сроков и этапов, выполнялся государственный военно-хозяйственный план «для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии» -план беспрецедентно масштабного и невиданного по темпам развертывания военно-промышленной базы в восточной части страны, восстановления и развертывания эвакуированных промышленных мощностей. H.A. Вознесенский руководил работой ряда эвакуированных на восток наркоматов: авиационной и танковой промышленности, вооружения, черной металлургии и боеприпасов. Кроме того, он был членом созданного в 1943 г. при СНК Комитета по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистской оккупации. Примечательны воспоминания начальника Генерального штаба, маршала А.М. Василевского: «Естественно, что на Политбюро высказывались различные мнения о возможности производства удовлетворить запросы Генштаба. Выносились различные предложения. Но самым авторитетным являлось слово члена ГКО, председателя Госплана СССР H.A. Вознесенского. Он нередко не соглашался с мнением И.В. Сталина, других членов Политбюро и точно называл количество материально-технических средств, которые может дать промышленность для рассматриваемой операции. Его мнение являлось решающим. Вознесенский прекрасно знал народное хозяйство, имел точное представление о его работе и в своих суждениях, оценках никогда не ошибался».

H.A. Вознесенский стоял у истоков разработки макроплана (1943-1957 гг.). Согласно его замыслу предполагалось возведение новых гигантских металлургических предприятий, завершение реконструкции железнодорожного транспорта и строительство Байкало-Амурской магистрали, сооружение Куйбышевского, Соликамского и Ангарского гидроузлов, создание мощной топливной и металлургической базы на севере европейской части СССР. Генеральным планом также намечалось решение крупнейших социальных задач, например, «пе-

регнать главные капиталистические страны» планировалось «в производстве на душу населения» не только «чугуна, стали, топлива, электроэнергии, машин и других средств производства», но и «предметов потребления». В результате реализации плана главные показатели народного благосостояния должны были возрасти более чем вдвое. Особое внимание H.A. Вознесенский уделял кадровым вопросам. В результате к началу войны Госплан был укомплектован кадрами, способными решать любые задачи развития национальной экономики, включая осуществление радикальных структурных маневров, что в высшей степени пригодилось в годы войны.

В области теоретических исследований H.A. Вознесенский обращал серьезное внимание на существование при социализме товарной формы продуктов труда, исследовал особенности исторической эволюции этой формы в разных секторах переходной экономики, отмечал диалектику плана и хозрасчета, считая хозрасчет рычагом планирования. Он подчеркивал, что закон стоимости остается «элементарным законом издержек производства, распределения и обмена продуктов» и продолжает в определенной мере и в новом (социалистическом) обществе регулировать распределение общественного труда по отраслям и сферам народного хозяйства. Ключевая роль в развитии экономики и социальной сферы отводилась научно-техническому прогрессу, большое значение придавалось механизации трудоемких и тяжелых работ, ликвидации ручного труда на базе передовой техники. H.A. Вознесенскому принадлежит идея превращения планирования развития техники в важнейшее звено народно-хозяйственного планирования.

Опыт реализации в СССР военно-мобилизационной модели экономики был проанализирован H.A. Вознесенским в известной книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны, в 1948 г. отмеченной Государственной премией СССР (Сталинской премией) первой степени. В ней автор, в частности, писал, что план, «не учитывающий законов производства и распределения», не имеет шансов на успех. Благодаря усилиям H.A. Вознесенского, произошло усиление социальной ориентации экономической политики страны в послевоенные годы, ускорение темпов роста производства предметов потребления, подъем легкой промышленности, перевод на индустриальную основу жилищного строительства, активизация кооперативной торговли, увеличение розничного товарооборота с помощью денежной реформы и восстановления полноценного рубля.

H.A. Вознесенский предложил развернутую концепцию радикальных демократических перемен в экономике, политике и духовной жизни общества.

В своей книге «Военная экономика...» H.A. Вознесенский раскрывает реальную цену Великой Победы. Отмечая, что заметную роль в увеличении продовольственных ресурсов страны в военный период сыграли индивидуальные огороды рабочих и служащих, он делает адресованный будущему вывод: «Опыт организации этих огородов показывает необходимость развития личной инициативы трудящихся в улучшении своего материального положения». В других своих публикациях H.A. Вознесенский выступает с предложением о развертывании строительства индивидуальных жилых домов за счет долгосрочных государственных кредитов.

Идеи академика H.A. Вознесенского об использовании товарно-денежных отношений в плановом хозяйстве имеют практическое значение и в наши дни,

когда продолжаются споры о соотношении плана и рынка в условиях переходной экономики, о роли государственного регулирования в рыночной экономике и др. Жизнь показывает актуальность поставленных в работах ученого-практика еще в 1930-1940-х гг. прошлого века проблем управления национальной экономикой, экономической политики.

Немалый вклад, хотя и не сопоставимый с вкладом СССР в великую победу над фашизмом, внесли союзники по антигитлеровской коалиции. Основной экономической формой международного сотрудничества между ними были военные поставки по ленд-лизу.

Заметную роль сыграли союзные северные морские конвои. На этих маршрутах поистине героически проявили себя летчики и представители других профессий, как военных, так и гражданских, из СССР, Великобритании, США и других стран. Эта страница второй мировой войны также была сопряжена с немалыми жертвами: из 800 торгово-транспортных судов, участвовавших в 42 шедших к нам и 37 уходивших от нас северных конвоях, западные союзники СССР потеряли около 90. Выли также потеряны 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка. Погибли около 5600 моряков союзников. Советский Союз потерял более 300 тысяч человек, 2 эсминца, 20 подводных лодок,

9 транспортов, много самолетов.

Морскими северными конвоями было доставлено в прифронтовые районы 22,7% всех грузов, поступивших в СССР за годы войны из-за границы (3964 тыс. тонн).

Однако, если в первые шесть месяцев войны свыше 40% поставок из-за рубежа (154 тыс. тонн) шли через северные порты, то в дальнейшем доля таких поставок сократилась. Союзники стали доставлять оружие и имущество главным образом через Иран. Через Персидский залив, Иран и Каспий в СССР поступило 23,8% всего объема ленд-лиза. Это был весьма протяженный, сложный и не менее опасный маршрут вокруг Африки. В своем послании И.В. Сталину У. Чер-чиль писал по этому поводу: «При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к Вам, который не может быть перерезан».

Как сухопутные магистрали, так и трассы переброски грузов по Каспийскому морю, работали с большим напряжением. Для этого была проведена реконструкция железной дороги от Персидского залива до Каспийского моря. К весне 1942 г. пропускная способность железной дороги достигла 12 поездов в сутки в каждую сторону. В Басре построен тепловодный порт и крупный склад для приема грузов из США. Британцами совместно с американцами была также построена автомобильная магистраль.

К августу 1942 г. в районе Каспия находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн. За период 1942-1943 гг. они перевезли 21 млн. тонн нефтепродуктов и около 3 млн. тонн других грузов, существенную часть которых составляли поставки по ленд-лизу.

На рубеже 1942-1943 гг. ежемесячный объем этих поставок через трансиранские магистрали составлял около 100 тыс. тонн, без учета грузовиков и самолетов.

Безопасность перевозок обеспечивалась кораблями Каспийской военной флотилии в количестве 175 в 1943 г., включая три иранских сторожевых катера.

Несмотря на принятые меры безопасности, немецкой авиации только в октябре-ноябре 1942 г. удалось потопить и повредить 32 судна.

Только в 1945 г. стали возможными поставки по ленд-лизу через порты Черного моря в общем объеме 681 тыс. тонн, что составляло 3,9% всех поставок. До капитуляции Италии в 1943 г. и восстановления свободного судоходства по Средиземному морю путь конвоя из Нью-Йорка до Ирана вокруг мыса Доброй Надежды требовал около 75 дней, не считая времени, необходимого для перегрузки и транспортировки поставок по сухопутным магистралям и по самому Каспию.

Почти половина всех поступавших во время войны в Советский Союз грузов проходила через дальневосточные порты (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре). Маршруты через Тихий океан считались наиболее безопасными. 452 тыс. тонн, или 2,5% всего объема ленд-лиза, было доставлено через северные районы Тихого океана в советские порты Арктики (Мурманск, Архангельск и др.). Продолжительность морской части пути от портов западного побережья США до советских портов Дальнего Востока составляла 18-20 сугок. После начала войны на Тихом океане 7 декабря 1941 г. тихоакеанские маршруты ленд-лиза обслуживались только советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходил только под советским флагом.

В Арктику и на Дальний Восток через Тихий океан шли разные грузы: не только вооружение, но и продукты питания, нефтепродукты, машины и оборудование. Все это перевозилось в Европу через Сибирь по железной дороге. Около двух третей подвижного состава потупило во Владивосток по ленд-лизу из американского Портленда на специально оборудованных лесовозах.

Кроме того, с февраля 1943 г. морские перевозки стали осуществляться также поступившими по ленд-лизу крупнотоннажными сухогрузами типа «Либерти». В Сан-Франциско было налажено их массовое производство. За годы Великой Отечественной войны в дальневосточное морское пароходство поступило 38 сухогрузов этого типа, а также 8 танкеров и около 100 отремонтированных судов.

Функционированию тихоокеанских маршрутов ленд-лиза всячески препятствовала Япония, закрыв для прохода советских судов незамерзающий Сан-гарский пролив, несмотря на наличие советско-японского пакта о нейтралитете. Также незамерзающий Корейский пролив контролировался японскими ВМС. Первый Курильский пролив контролировался вооруженными силами Японии с о-ва Шумшу, под контролем был и пролив Лаперуза. Поэтому наиболее важные грузы пропускались через замерзающий мелководный Татарский пролив. Крупнотоннажные суда вынуждены были частично разгружаться в Петропавловске-Камчатском.

Суда под советскими флагами досматривались японскими береговыми службами, задерживались ВМС Японии, некоторые потоплялись, например, транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь». Неопознанными подводными лодками были потоплены транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев». Некоторые советские корабли топились и самими американцами по ошибке, что признал вице-адмирал Чарльз Локвуд, командовавший подводными лодками США на Тихом океане во время войны. Так, транспорты «Кола» и «Ильмень» были

потоплены торпедами американской подводной лодки «Софиш», транспорт «Трансбалт» - подводной лодкой «Спейдфиш».

Кроме морских, во время войны действовали и два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному - самолеты в СССР летали из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому (под названием «Алсиб») - через Аляску, Чукотку и Сибирь. Через «Алсиб» было переброшено 7925 самолетов.

Из почти 18 млн. тонн грузов, отправленных в СССР в годы второй мировой войны, более 45 млн. тонн составили продукты питания; 3,6 млн. тонн - металлы (главным образом для авиастроения) и рельсы; свыше 2,3 млн. тонн - автомашины; около 1,3 мн. тони - химическое сырье и взрывчатые вещества; примерно столько же - машины и оборудование; 0,5 млн. тонн - подвижный железнодорожный состав. По ленд-лизу СССР получил 12 980 танков, 22 206 (из них 14 203 - из США) - боевых самолетов, 427 386 грузовых автомобилей и 51 000 джипов, 6 135 638 винтовок и тягачей, 345 тыс. тонн боеприпасов и другое вооружение, военное снаряжение, материалы, оборудование и продовольствие на общую сумму 11 260 544 тыс. долларов.

Наиболее существенную экономическую помощь СССР в годы второй мировой войны, равную 5% ВВП, оказали США. США распространили программу ленд-лиза на 30 государств мира в объеме свыше 50 млрд. долларов.

Таким образом, анализируя экономическую составляющую победы СССР в Великой Отечественной войне нельзя забывать и о вкладе союзников по антигитлеровской коалиции. Основные же тяготы экономического обеспечения победы над фашизмом, безусловно, пришлись на долю СССР. Победа Советского Союза во второй мировой войне является колоссальной исторической заслугой героического многонационального советского народа. Экономическая политика СССР, как внутри страны, так и на международной арене сумела обеспечить, хотя и ценой огромных потерь, освобождение человечества от ига фашизма в глобальном масштабе.

Основные составляющие экономической победы СССР в Великой Отечественной войне видятся в следующем:

1. В сжатые сроки в сложнейшей обстановке потери значительной части промышленных баз, сельскохозяйственных районов, транспорта, при непрерывном ведении военных действий внутренняя экономика страны бала перестроена на военный лад.

2. Огромное количество промышленных предприятий было перебазировано в восточные районы страны.

3. Экстренным порядком были созданы новые хозяйственные связи в форме разделения труда, производственного кооперирования, материально-технического снабжения.

4. Национальная экономика функционировала на планомерной основе с элементами рыночных отношений.

5. Рационально использовались научные силы страны, научно-техничес-кие открытия быстро воплощались в жизнь.

6. Несмотря на огромный ущерб, нанесенный сельскому хозяйству страны, было расширено сельскохозяйственное производство, наращивались продовольственные фонды.

7. Бесперебойно работал транспорт, успешно справляясь с выполнением боевых заданий.

8. Была успешно решена кадровая задача, связанная с распределением, перераспределением и использованием трудовых ресурсов, пополнением кадрового состава.

9. В условиях войны удалось достичь повышения эффективности общественного производства.

10. Четко осуществлялась организация нормированного снабжения, постепенно улучшалось материальное положение гражданского населения, применялись меры по профилактике инфляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Втнах'нскчш НА. Поенная экономика С-ССР » период Отечественной войны. М.,

тт.

2. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.: Т. 1. Переписка е У. Черчиллем К. Эттли (июль 1941 г. - ноябрь 1945 г.) Министерство иностранных дел СССР. 2-е изд. ~ М., 1989.

3. Копотопов МЛ, Сметанин С.И. Очерки истории экономики. - М., 1993.

4. Копотопов МЛ, Сметанин С.И. История экономики России. ••• М.: Палеотип; Логос, 2004.

5. Кузнецов ИГ. Накануне. Курсом к победе. - М., 1990.

6. Краснознаменный Тихоокеанский флот. 3-е изд. - М., 1981.

7. Локвуд Ч Тони их всех / Пер. с англ. - М., 1960.

8. http://arcticwar.pornorsu.ru/sea/nc3/research/zimonin.html.

ECONOMIC POLICY OF THE USSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR PERIOD. DOMESTIC AND INTERNATIONAL ASPECTS

E.F. TCHERNENKO

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The USSR’s economic policy during the period of the World War П is comprehended in two aspects: domestic and international ones. The author reveals both the forms and methods of economic cooperation among the Antihitler Coalition members.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.