Тема номера
УДК 33
Э.Я. Шейнин
Экономическое сотрудничество России и стран Центральной и Восточной Европы: проблемы и перспективы
В статье рассматриваются проблемы экономического сотрудничества России и стран Центральной и Восточной Европы в области энергетики и других отраслей промышленности. Большое внимание уделяется политическим условиям этого сотрудничества, включая влияние экономических санкций Европейского союза в отношении России. Представлены позиции руководителей ряда стран ЦВЕ по вопросам сотрудничества с Россией.
Ключевые слова: европейские санкции; инвестиции; политика; сотрудничество; энергоресурсы.
Политические условия для развития экономических отношений
Взаимовыгодные отношения между Россией и странами Центральной и Восточной Европы — важное условие стабильности на европейском континенте. Экономические отношения страдают от негативных процессов в мировой политике, накладывают свой отрицательный отпечаток на перспективы сотрудничества России со странами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Отметим три основные особенности политико-экономической ситуации, которые в настоящее время оказывают влияние на характер экономических отношений России и стран ЦВЕ. Во-первых, напряженность в политических отношениях России с рядом стран ЦВЕ. Во-вторых, экономические трудности и в России, и в странах ЦВЕ, падение спроса на различные группы товаров. В-третьих, стремление Евросоюза либерализовать рынок энергетических ресурсов в Европе. В-четвертых, введение в 2014 г. экономических санкций против России.
В целом обстановка на рынках энергоресурсов в Европе для России существенно осложняется. Европа не хочет зависеть от России как источника снабжения природным газом. Еврокомиссия намерена контролировать рынок энергоресурсов, разделить бизнес по продаже и транспортировке газа, ограничить участие
энергетических компаний в транспортировке энергоносителей, снизить доходы посредников, повышая уровень конкуренции. На взаимодействии между ЦВЕ и Россией в области энергетики негативно сказываются изменения в энергетической политике ЕС. В марте 2011 г. вступил в действие Третий энергетический пакет ЕС, регулирующий функционирование единого энергетического рынка. Документ ориентирует энергетическую политику ЕС и стран—членов Сообщества на либерализацию рынка энергоресурсов в Европе, проведение энергосберегающей политики. Когда одна компания владеет энергоресурсом и инфраструктурой, потребитель лишен возможности выбирать поставщиков топлива. Либерализация рынка энергоресурсов дает импульс развитию проектов по замещению российского газа в Европе. Если компании-операторы контролируются иностранными лицами, они должны пройти особую процедуру сертификации — например, доказать отсутствие угрозы энергетической безопасности ЕС. Поставщики газа в результате не могут оказывать реального влияния на управление трубопроводной системой и поэтому у них отсутствуют стимулы вкладывать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.
В обсуждаемой сейчас в ЕС концепции Единого энергетического союза отсутствует упоминание России в качестве стратегического поставщика энергоносителей в Европу.
Существенный ущерб сотрудничеству России и стран ЦВЕ наносят экономические санкции. 30 июля 2014 г. ЕС установил запрет на инвестиции в инфраструктурный, транспортный, телекоммуникационный и энергетический секторы экономики России, добычу нефти, газа и минералов. Для этих секторов запрещена поставка оборудования, оказание финансовых и страховых услуг. Введен запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. Европейским финансовым организациям запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями. 31 июля 2014 г. ЕС ввел санкции против Сбербанка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Газпромбанка, Россельхозбанка. Граждане и компании стран Евросоюза не смогут покупать или продавать новые облигации, акции или подобные финансовые инструменты со сроком обращения более 90 дней, выпущенные российскими банками с преобладающим участием государства, банками развития, их дочерними учреждениями. В принятом постановлении о введении экономических санкций против России содержится требование к экспортерам из стран — членов ЕС получать предварительное разрешение от государственных компетентных органов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию.
Страны ЦВЕ вынуждены подчиняться решениям, принимаемым в Евросоюзе. Хотя их отношение к санкциям неоднозначно. В политических кругах стран ЦВЕ нет единства позиций по вопросу экономических санкций Запада против России.
В научном докладе «Страны Центрально-Восточной Европы в санкцион-ной войне Запада против России: политические позиции и экономические
последствия» Института экономики РАН отмечается: «Входящие в ЕС страны ЦВЕ можно условно подразделить на две группы: 1) активных сторонников санкций; 2) скептиков, высказывающих опасения, что санкции не только навредят торгово-экономическим интересам их участников, но и ухудшат международную политическую обстановку и состояние европейской экономики в целом». К первой группе «относятся Польша, прибалтийские страны, Болгария, Румыния и в значительной мере Хорватия. Они отличаются антироссийской риторикой и недружественными действиями. Политическое руководство Словении, Венгрии и Словакии, а также Чехии демонстрируют осторожный скептицизм в отношении политики антироссийских санкций, хотя и подспудное, несогласие с ними. Их позиции относительно экономических санкций «формируются, как правило, с учетом многолетних дружественных политических и экономических связей» с Россией. Они пытаются занять прагматичную, сдержанную, промежуточную позицию между скептиками и ястребами, учитывая интересы бизнеса. К этому их подталкивает позиция представителей бизнеса, выступающих против сохранения санкций.
Сохраняющаяся в целом политическая напряженность в Европе, возможность расширения санкционного режима в отношении России откладывает свой отпечаток на перспективы экономического сотрудничества России и стран Центральной и Восточной Европы. Тем не менее в условиях существующих политических ограничений сложившаяся экономическая ситуация требует решать в общих интересах сложные проблемы. Необходимость повернуться лицом к активизации экономического сотрудничества с Россией находит определенное понимание в политических кругах стран ЦВЕ и особенно среди предпринимателей восточноевропейских стран. В отношениях между Россией и странами ЦВЕ появляются некоторые признаки позитивного развития. В частности, активизируют свою работу межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству России и стран ЦВЕ. Развитие этой тенденции имеет существенное значение, поскольку содержит определенный потенциал для обсуждения конкретных взаимных проектов, например, инвестиционного сотрудничества.
Среди этих проблем — снижение товарооборота между Россией и странами ЦВЕ, трудности в развитии сотрудничества в области энергетики, поиски путей активизации инвестиционного взаимодействия.
Возможности и проблемы сотрудничества в сфере энергетики
Среди актуальных проблем, от решения которых зависят перспективы роста экономики стран ЦВЕ, остается проблема обеспечения их энергетическими ресурсами. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. потребление всех видов энергетических ресурсов выросло в Болгарии на 7,2 %, в Румынии — на 3,4 %. В остальных странах, приведенных в таблице 1, отмечено снижение этого показателя. В Венгрии потребление энергоресурсов за рассматриваемый период сократилось на 3 %, в Литве — на 5,3 %, Польше — на 2,2 %, в Словакии — на 11,2 %, в Чехии — на 1,7 %1.
Global Energy Statistics. 2015.
Заметны изменения и в структуре потребления энергоресурсов (см. табл. 1). В странах ЦВЕ растет доля нефти (исключение — Болгария), доля природного газа (за исключением Литвы) падает.
Таблица 1
Структура потребления топливно-энергетических ресурсов рядом стран Центральной и Восточной Европы (в %)
Нефть Природный газ Уголь Атомная энергия2
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.
Болгария 21,6 21,2 14,4 13,4 35,3 36,3 19,2 20,1
Венгрия 28,2 30,0 40,3 37,5 11,2 11,0 17,0 17,5
Литва 45,6 46,3 42,1 45,6 5,3 3,7 - -
Польша 24,2 24,9 15,2 15,4 56,7 55,2 - -
Румыния 25,8 26,7 34,7 31,4 17,8 17,2 7,9 7,7
Словакия 21,3 23,3 28,4 22,0 20,7 22,7 21,3 23,3
Чехия 20,4 22,5 18,3 16,6 39,4 39,1 16,8 16,9
Источник: Global Energy Statistics. 2015; расчеты автора
Значение угля в энергетическом балансе повысилось в Болгарии, Польше и Словакии, отмечается рост (хотя и не везде значительный) доли атомной энергии (за исключением Румынии). Видимо, сказывается стремление стран ЦВЕ диверсифицировать структуру потребления энергоресурсов, в том числе за счет восстановления роли атомной энергии. Падает спрос на природный газ.
Большая часть стран ЦВЕ не располагает сколько-нибудь существенными совокупными запасами топливно-энергетических ресурсов, достаточными для покрытия собственного потребления (см. табл. 2). Это свидетельствует о том, что преимущественно за счет импорта покрываются потребности большинства стран ЦВЕ в нефти, природном газе (за исключением Румынии) и атомной энергии. Только для рассматриваемой группы стран, по нашим расчетам, импорт нефти составляет примерно 54 млн т; природного газа — 33,6 млн т в нефтяном эквиваленте. Исключение составляет уголь. Потребление угля за счет собственного производства в значительной мере или полностью во многих странах покрывается, за исключением Литвы и Словакии.
Очевидна актуальность развития сотрудничества с другими государствами и компаниями в создании соответствующих энергетических мощностей на территории стран ЦВЕ, в удовлетворении их национальных потребностей в углеводородах. По-прежнему поставки нефти и газа из России покрывают основную часть (более 50 %) потребностей стран ЦВЕ в топливно-энергетических ресурсах. Кроме того, Россия осуществляет транзитом через эти страны до 75-80 % экспорта энергоресурсов3. Экономика Латвии, Литвы, Словакии, Эстонии практически полностью зависит от российского газа, Венгрия, Польша, Чехия — на 2/3 и более. Для России — это рынок сбыта и источник доходов от экспорта энергоносителей. Для стран ЦВЕ — это обеспеченность энергоресурсами и энергобезопасность.
Без других возобновляемых источников энергии.
Eurostat table. URL: ec.europa.cu/eurostat/tgm/table do?
Таблица 2
Потребление и производство топливно-энергетических ресурсов в 2014 г.
Страна Нефть, млн т Природный газ, млн т в нефтяном эквиваленте Уголь, млн т в нефтяном эквиваленте Атомная энергия и др. виды возобновляемых источников энергии, млн т в нефтяном эквиваленте
Потребление Производство Потребление Производство Потребление Производство Потребление Производство
Болгария 3,8 - 2,4 — 6,5 5,2 3,6 1,33
Венгрия 6,0 — 7,5 — 2,2 2,0 3,5 1,32
Литва 2,5 - 2,3 — 0,2 — — —
Польша 23,8 — 14,7 3,7 52,9 55,0 — —
Румыния 9,0 4,0 10,6 10,3 5,8 4,4 2,6 0,95
Словакия 3,5 — 3,3 — 3,4 — 3,5 1,28
Чехия 9,2 — 6,8 — 16,0 17,3 6,9 2,52
Источник: Global Energy Statistics, 2015
Набор поставщиков газа на европейский рынок крайне ограничен. Сейчас это Россия (30,2 %), Норвегия (24 %), Нидерланды (13 %), Великобритания (8,5 %), Алжир (с учетом СПГ — 6,5 %) и Катар (4,9 %) [5: с. 4].
Не все страны ЦВЕ поддерживают нынешнюю энергетическую политику ЕС, стремясь защитить свои интересы. Но, будучи членами ЕС, страны ЦВЕ вынуждены придерживаться основных принципов энергетической политики Евросоюза, выполнять решения Еврокомиссии, в том числе о резком сокращении зависимости стран континента от российских источников энергоресурсов.
Сегодня основным каналом поставок природного газа в страны ЦВЕ для «Газпрома» остается система газопровода «Союз». По этому газопроводу российский газ поставляется в Венгрию, Румынию, Словакию, Словению и Чехию, а также обеспечивает транзит в Западную Европу. Но под влиянием энергетической политики ЕС ситуация меняется. Повестка дня содержит поиски возможностей использования странами ЕС альтернативных путей транспортировки природного газа.
Речь идет о сооружении новых газопроводов, которые могли бы снизить роль его транзита через Украину, ставящего под сомнение стабильность этого маршрута.
Среди них — газопровод «Южный поток». ПАО «Газпром» приступил к разработке проекта строительства этого газопровода для экспорта газа в Европу в обход Украины. Болгария не дала разрешения на его сооружение из-за отказа «Газпрома» допустить к трубопроводу сторонних поставщиков. Еврокомиссия же (далее — ЕК) заблокировала строительство «Южного потока», мотивируя это
решение тем, что проект не отвечает всем требованиям Третьего энергетического пакета, разработанного ЕК. В результате возникших препятствий на пути реализации проекта «Южный поток» в конце 2014 г «Газпром» вынужден был отказаться от его строительства.
В декабре 2014 г. было объявлено о строительстве газопровода «Турецкий поток». Главы МИД Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции подтвердили свои намерения участвовать в его строительстве. Правда, с оговоркой: только после того как ЕС и Россия придут к соглашению относительно этого проекта. Об этом, в частности, заявил премьер-министр Македонии Н. Груевский.
Но проект «Турецкий поток» был отложен, главным образом, из-за обострения политических отношений между Россией и Турцией.
На очереди новый проект — газопровод «Северный поток - 2». Между «Газпромом» и рядом европейских энергетических компаний подписано обязывающее акционерное соглашение о его строительстве. В этом блоке «Газпром» будет владеть контрольным пакетом акций, англо-голландская компания Shell, немецкие компании E. On и Wintershall, австрийская OMV получат по 10 %, французская компания Engie — 9 %. Новая труба мощностью 55 млрд куб. м в год может полностью избавить «Газпром» от необходимости транзита газа через Украину. Газопровод принесет значительные доходы от транзита газа Германии и Чехии. Но транзитные поступления в Словакию снизятся, а газопроводы в ее восточной части останутся незагруженными. Система соответствует европейскому законодательству и Третьему энергетическому пакету ЕС. Однако против строительства газопровода «Северный поток - 2» выступили Польша и Словакия. Президент Польши А. Дуда заявил, что заключенное 4 сентября 2015 г соглашение о строительстве газопровода «Северный поток - 2» «полностью игнорирует польские интересы». Польша возражала и против строительства первого «Северный поток». А премьер-министр Словакии Р. Фицо считает, что «западноевропейские газовые компании, работающие на территории стран — членов ЕС, предали другие европейские государства, включая Словакию» [2: с. 7]. Решение о строительстве газопровода «Северный поток - 2» будет приниматься с учетом законодательства ЕС и энергобезопасности Евросоюза, заявил еврокомиссар по политике соседства и расширению Й. Хан. «Для Европы важно сохранить конкурентоспособность и энергобезопасность, однако... также важно соблюдать законодательные нормы Евросоюза и тех инфраструктурных проектов, которые им соответствуют» [7: с. 11].
В отношении газового экспорта в ближайшей перспективе России придется решать задачу сохранения спроса на имеющихся рынках. Здесь российским экспортерам энергетических ресурсов в спину дышат конкуренты. Планируется расширение добычи в Азербайджане и строительство нового трубопровода для поставок газа в Европу.
В качестве объекта, который позволит Европе снизить зависимость от российского газа, Еврокомиссия рассматривает газопровод, по которому в Южную Европу будет поставляться азербайджанский газ [1: с. 1].
Под вопросом и другой альтернативный вариант поставок газа в страны ЦВЕ — магистральный газопровод «Набукко» протяженностью 3300 км, с проектной мощностью 26-32 млрд куб. м газа в год. По нему газ должен был бы пойти в Европу из Туркмении и Азербайджана. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась из-за проблем с возможными поставщиками газа. 28 июня 2013 г. было объявлено, что проект «Набукко» закрыт. Но не исключена возможность возобновления его реализации в несколько видоизмененном виде не раньше 2018 г.4
Подчеркнем еще раз, что речь идет о диверсификации источников поставок газа и разделении между компаниями-производителями и потребителями. В этих условиях перед ПАО «Газпром» стоит серьезная проблема: по возможности, сохранить свои позиции на газовом рынке стран ЦВЕ.
Поставки нефти в эти страны осуществляются из России, ряда европейских стран, Азербайджана, из государств Африки, других регионов мира. По поставкам нефти в Европу Россия занимает второе место после стран-экспортеров Ближнего Востока. Растет объем транспортировки нефти танкерами, но не снижается и роль европейских нефтепроводов «Дружба», Баку - Тбилиси - Джейхан, Одесса -Броды. В то же время в последние годы были выведены из эксплуатации участки нефтепровода «Дружба» в направлении Латвии и Литвы, сокращен транзит через Белоруссию в Польшу и Германию, а также через Белоруссию и Украину в Венгрию, Словакию и Чехию. Основные российские поставщики нефти в страны региона из России — ОАО «ЛУКойл» и ОАО «Роснефть».
Ожидать сохранения на прежних уровнях доли России в удовлетворении потребностей стран ЦВЕ в нефти и газе можно с большой осторожностью. Провалы с реализацией проектов строительства Россией газопроводов в обход Украины — тому подтверждение.
В условиях, когда ЕС проводит политику дифференциации источников снабжения стран энергетическими ресурсами, закреплению позиций российских компаний на рынках энергоресурсов в странах ЦВЕ должно способствовать развитие сотрудничества с ними в создании энергетической инфраструктуры. Весьма активна в этом отношении компания ОАО «ЛУКойл», которая в ряде стран ЦВЕ создала сеть АЗС, нефтеперерабатывающие заводы, оптовые базы и другие энергетические объекты.
В Болгарии, например, функционирует крупнейший на Балканах НПЗ, принадлежащий нефтеперерабатывающему и нефтехимическому комбинату «ЛУКойл България». Его деятельность приносит в казну страны 25 % суммарных налоговых поступлений и создает 7 % ВВП Болгарии [3: с. 127]. Компания «ЛУКойл», располагая в Венгрии 74 % АЗС и одной оптовой базой, контролирует 6,1 % венгерского рынка нефтепродуктов.
Органы власти Македонии поддерживают компанию ООО «ЛУКойл Македония» в осуществлении планов динамичного развития инфраструктуры роз-нично-оптовых продаж высококачественных нефтепродуктов, строительства
URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2016-09-13/11_europe.html
современных автозаправочных комплексов, оснащенных современным оборудованием [8: с. 148, 149].
Определенную нишу для развития сотрудничества России со странами ЦВЕ создает возрождение роли атомной энергии в удовлетворении их энергетических потребностей. Проводя курс на диверсификацию структуры энергетического баланса, ряд стран Центральной и Восточной Европы (например, Болгария, Венгрия, Словакия, Чехия) уделяют внимание повышению роли атомной энергетики в обеспечении потребностей в энергоресурсах. В общем объеме потребляемых энергоресурсов на долю атомной энергии приходилось, по нашим расчетам, в 2014 г. в Болгарии 21,2 %, Словакии — 25 %. Венгрии — 17,7 %, Чехии — 17 % (см. табл. 1). Кстати, практика участия российских организаций в развитии атомной энергетики стран Центральной и Восточной Европы сложилась еще в рамках существования Совета Экономической Взаимопомощи.
Участие российских компаний в развитии отраслей экономики стран ЦВЕ
Для России, заинтересованной в освоении рынков в странах ЦВЕ, перспективным направлением остается создание плацдарма широкого экономического и научно-технического сотрудничества. Чистый товарообменный подход, характерный для отношений России и стран ЦВЕ, сегодня снижает свой потенциал сотрудничества. Реальная интеграция национальных хозяйств может успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей предприятий и организаций России и стран ЦВЕ. Стремление к такому взаимодействию предприятий наблюдается и в России, и в странах ЦВЕ.
После резкого снижения в 2012 г. темпов роста валового национального продукта (ВНП) этот показатель в ряде стран региона в 2014 г. заметно вырос. Так, реальный ВНП 13 стран ЦВЕ и Балтии вырос на 2,4 %. Этот показатель увеличился в Болгарии на 1,7 %, Венгрии — на 3,6 %, Македонии — на 3,8 %, Польше — на 3,4 %, на Румынии — на 2,8 %5.
Положительный экономический рост в 2014 г. по сравнению с 2012 г. отмечает статистика в Словении и Словакии. Снижение темпов роста наблюдалось в странах Балтии, хотя и сохранилось их положительное значение. По оценкам Capital Economics, во многих странах региона прогнозируется дальнейший экономический рост. В основном на это влияют снижение цен на нефть, восстановление европейской экономики, политика правительств, адекватная экономической ситуации и проводимая в отдельных странах ЦВЕ. Положительную роль сыграла и программа денежного стимулирования ЕЦБ, которая привела к снижению процентных ставок. Но, по оценкам экспертов МВФ, возможно, ключевым моментом стало повышение внутреннего спроса в странах ЦВЕ. В первом квартале 2015 г. темп роста потребительских расходов в Восточной Европе оказался самым высоким с 2008 г. [6: с. 5] Развитие внутреннего спроса — весьма актуальная
Eurostat table. URL: ec.europa.cu/eurostat/tgm/table do?
задача для ЦВЕ. В регионе начала восстанавливаться, хотя и медленно, инвестиционная активность. Несколько оживился приток иностранного капитала, преимущественно из экономически развитых стран ЕС. В течение 2012-2014 гг. прямые иностранные инвестиции в экономику стран ЦВЕ увеличились, по нашим расчетам, на 33,8 %. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 15 странах ЦВЕ с 2009 г. по 2014 г. увеличился на 23,2 %. Наибольший их размер достигнут в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.
Определенное восстановление экономического роста обусловливает потребности экономик стран ЦВЕ в развитии энергетики, металлургии, производстве телекоммуникационного оборудования, продукции ряда отраслей машиностроения, в частности, атомного энергомашиностроения, фармацевтической и пищевой промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, строительства и туризма, банковской сферы. Иными словами, для российских компаний объективно открываются области экономического сотрудничества.
Однако сегодня роль российских компаний в развитии экономики стран ЦВЕ едва заметна (см. табл. 3). В течение 2012-2014 гг. прямые инвестиции из России в страны ЦВЕ выросли только на 8,3 %. В общей сумме притока прямых иностранных инвестиций в страны ЦВЕ на долю российских прямых инвестиций приходится около 4 %. Сказывается ряд причин. Сложившееся в течение 1950-80-х гг. экономическое и научно-техническое сотрудничество фактически было разрушено в начале 1990-х гг. Этому направлению внешнеэкономической политики руководство России не придавало сколько-нибудь существенного значения. Естественно, что и руководители стран ЦВЕ в решении своих экономических проблем не могли рассчитывать на партнерство России. Их вступление в ЕС означало разворот вектора внешнеэкономических связей на Европу. Постепенное восстановление экономических связей между Россией и ЦВЕ относится к началу 2000-х гг.
Таблица 3
Прямые инвестиции России в странах Центральной и Восточной Европы и Балтии, млн долл. США
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Болгария 441 261 319 522 716 554 308
Босния и Герцеговина 55 287 94 104 149 78 123
Венгрия 542 1789 48 -2724 67 155 67
Латвия 166 78 147 328 348 568 513
Литва 57 64 49 66 28 46 -66
Польша -50 13 -2 30 -2 73 31
Республика Македония 0 0 0 1 3 1 3
Румыния 25 39 196 -96 -1 -101 -1
Сербия 11 609 208 372 63 -39 -42
Словакия 29 7 11 19 49 32 28
Словения 9 2 3 10 18 29 101
Хорватия 75 13 23 103 31 71 111
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Черногория 173 85 117 160 185 173 187
Чешская Республика 319 142 360 337 265 340 277
Эстония 29 11 21 30 85 120 149
ИТОГО: 1881 3400 1594 -738 1937 2100 1789
Источник: www/cbr.ru/statistics/
Ускорение этого процесса сдерживается сохранением неблагоприятного политического климата в их отношениях, не всегда обоснованным опасением политической элиты стран этого региона использования Россией экономического сотрудничества для политического давления. До сих пор в России не сформирована четкая стратегия развития взаимных связей с регионом даже на среднесрочную перспективу. В изменившихся условиях в мире экономические интересы диктуют необходимость более гибкого подхода к решению проблем сотрудничества стран ЦВЕ с Россией в различных областях экономики. Некоторый оптимизм в активизации взаимного экономического сотрудничества появляется в связи с оживлением работы двусторонних межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Прямые инвестиции России в страны ЦВЕ осуществляются в форме участия в капитале их компаний. Существенно сократилась доля долговых инструментов (кредитов).
Заметный интерес к вложению капитала в экономику стран ЦВЕ проявляет частный бизнес. Например, в последние годы растет внимание российских деловых кругов к венгерскому рынку, к инвестициям на территории этой страны. По данным Министерства национального развития Венгрии, в стране действуют 2,3 тыс. совместных предприятий с участием российского капитала. Суммарный объем накопленных российских инвестиций в Венгрии — свыше 3 млрд долл.6 Интенсифицировалось инвестиционное сотрудничество между Россией и Македонией. Совокупные российские инвестиции России составили около 300 млн долл. В настоящее время насчитывается более 30 македонских предприятий с российским участием в капиталовложениях [8: с. 147]. Незначительную роль в деловых связях российских и чешских предприятий играет инвестиционное сотрудничество. С 2011 г. размеры прямых инвестиций России в Чехию сокращаются. 2013 г. был отмечен их некоторым увеличением. Однако в 2014 г. вновь началось их падение.
Благоприятный политический фон сформировался для углубления экономического сотрудничества России и Сербии, расширения инвестиционных связей в выполнении перспективных проектов. Российские компании участвуют в обеспечении энергетической безопасности и развитии транспортной инфраструктуры, стабилизации финансовой системы страны.
6 URL: http://archive.mid.rU/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/9 5ed54cb633dd5b943257de100247579!OpenDocument
К сожалению, мы не располагаем совокупными данными об отраслевой структуре российских прямых инвестиций в экономику стран ЦВЕ. Но конкретные примеры экономических связей России с отдельными странами ЦВЕ позволяют сделать следующие оценки структурного направления этих связей.
В структуре прямых инвестиций российских компаний в страны ЦВЕ выделяются энергетический сектор, операции с недвижимостью. Другие отрасли (прежде всего обрабатывающие производства) занимают менее заметное место. Низкий технологический и инновационный потенциал промышленности России, несоответствие выпускаемой продукции техническим стандартам Евросоюза затрудняют конкурентную борьбу российских компаний с западноевропейскими коллегами за рынки стран ЦВЕ.
Присутствие российского капитала в Венгрии особенно ощутимо в энергетике. Речь идет об участии российских предприятий в развитии нефтяной промышленности, электроэнергетики, прежде всего атомной энергетики.
Участие российского капитала в развитии нефтяной отрасли происходит путем развертывания сети автозаправочных станций на территории Болгарии, Венгрии, Македонии, Хорватии. Взаимный интерес представляет совместная реализация в ряде стран ЦВЕ инвестиционных проектов в атомной энергетике. В соответствии с утвержденной правительством Венгрии долгосрочной национальной стратегией развития энергетики планируется замена действующих блоков и строительство новых энергоблоков на Пакшской АЭС. Специализированные российские компании во главе с ГК «Росатом» участвуют в расширении этой станции и строительстве двух новых энергоблоков. Стоимость установки на АЭС «Пакш» двух новых энергоблоков может составить примерно 15 млрд долл. (около 2/3 названной суммы — оборудование, порядка 1/3 — услуги по проектированию и монтажу). Соглашение об участии российских компаний в атомном проекте официально одобрено Еврокомиссией. Это крупнейший проект инвестиционного сотрудничества между Россией и Венгрией. Сотрудничество в развитии атомной энергетики в Венгрии включает в себя также поставки ядерного топлива нового поколения, комплектующих и запасных частей, оборудования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, хранения и вывоза отработанного ядерного топлива, подготовку и обучение специалистов.
Атомная энергетика занимает приоритетное место в экономических связях России и Чехии. Реализуются долгосрочные контракты по оказанию российскими предприятиями технического содействия в работе двух АЭС — «Дукованы» и «Темелин». АЭС укомплектованы реакторами российской конструкции. В соответствии с подписанными контрактами для АЭС поставляется из России ядерное топливо. Причем формирование производственной базы российского атомного энергомашиностроения произошло в результате приобретения компании Skoda JS (инжиниринг и производство оборудования для АЭС), создания совместного предприятия Alvel с участием российских и чешских производителей оборудования для АЭС7.
URL: https://ria.ru/economy/20140922/1025102500.html
В нефтегазовой сфере, горнодобывающей и электроэнергетической отраслях промышленности российские компании концентрируют свою деятельность преимущественно в Македонии. С учетом растущих потребностей ввода новых энергетических мощностей, обновления эксплуатационного парка оборудования и снабжения имеющихся объектов запасными частями эта сфера сотрудничества становится все более перспективной. Российские и македонские компании, проектные организации и строительные фирмы получают необходимую поддержку государственных органов двух стран при проведении тендеров по модернизации, реконструкции и строительству новых мощностей в области электроэнергетики и использования возобновляемых источников энергии. В частности, на основе контракта, подписанного между ОАО «Силовые машины» и компанией ELEM (Македония) осуществляется производство энергооборудования для модернизации энергоблоков ТЭС «Битола» [8: с. 149].
Участие России в развитиии энергетики стран ЦВЕ сдерживается политикой ЕС в этой области. Об этом речь шла выше. Здесь добавим, что принятие решений о реализации совместных с Россией проектов в этой сфере требует одобрения со стороны Еврокомиссии. Кроме того, очевидна поддержка со стороны ЕС альтернативных предложений со стороны соответствующих европейских компаний, обладающих более качественными ресурсами и большими финансовыми возможностями.
Среди других перспектинвых объектов сотрудничества России со странами ЦВЕ с учетом их интересов — добывающая промышленность, машиностроение, преимущественно атомное энергомашиностроение, металлургия, транспорт, сельское хозяйство, строительная индустрия. Так, производство телекоммуникационного оборудования, некоторые отрасли машиностроения, пищевая промышленность, строительство — являются объектами продолжающегося сотрудничества компаний России и Хорватии [11: с. 186]. Отдельные страны проявляют интерес к развитию экономических связей в высокотехнологичных отраслях. В качестве примера можно привести Соглашение о сотрудничестве между российско-венгерским совместным предприятием ООО «Наново» и венгерской фирмой ООО «Амазон» в производстве товаров широкого потребления с использованием российских нанотехнологий. Другой пример: сотрудничество российских компаний с Европейским институтом инноваций и технологий (Будапешт), и с рядом венгерских организаций. Цель сотрудничества — продвижение в Венгрию когнитивных технологий, технологий переработки отходов алюминиевого производства («красный шлам») [4: с. 4]. Среди актуальных проблем, требующих своего решения, — финансирование реализации заключаемых деловых контрактов. Учитывая сложное финансовое положение в экономиках стран ЦВЕ и России, ее решение весьма затруднено. Многое зависит от позиций правительств стран. Государственная финансовая поддержка — необходимое условие успеха проектов. Например, для вступления соглашения между Будапештским транспортным предприятием и российской компанией ОАО «Метровагонмаш» о реконструкции подвижного состава третьей линии метро в Будапеште было заключено дополнительное
соглашение о финансовом обеспечении проекта. В конце августа 2015 г. правительство Венгрии одобрило выделение кредита в размере 60 млрд форинтов (примерно 200 млн евро) и предоставило государственные гарантии. Финансовые средства на реализацию проекта предоставил консорциум в составе банков ОТР, Erste, UniCredit, K&H, МКВ8.
Острота проблем финансирования совместных проектов может быть ослаблена путем привлечения банковского капитала. Заметна активизация в странах ЦВЕ крупных российских банков. Решение руководства Сбербанка России и Внешэкономбанка вложить свои средства в капитал венгерских компаний — тому подтверждение. Так, Сбербанк приобрел 100 % акций австрийского банка Volksbank International AG. Австрийский банк располагает филиалами во многих странах ЦВЕ, в том числе в Венгрии (Sberbank Magyarorszag Zrt). Внешэкономбанк владеет значительной долей акций крупнейшего венгерского комбината черной металлургии в Дунауйвароше. Готовность некоторых российских банков вкладывать капитал в решение проблем развития экономики стран ЦВЕ помогло бы обеспечивать заключенные соглашения необходимыми финансовыми ресурсами и продвигать российский капитал на рынки этих стран9.
Политика страны в вопросах освоения российского рынка
Сложившиеся международные политические и экономические условия сдерживают экономическую активность восточноевропейского бизнеса в России. Об этом наглядно свидетельствует, прежде всего, динамика прямых инвестиций из стран ЦВЕ в Россию. Согласно данным статистики, с 2011 по 2014 гг. общий объем прямых инвестиций в российскую экономику снизился на 41 %, размеры участия восточноевропейских стран в капитале российских компаний сократились на 86 % (см. табл. 4). Иными словами, частный бизнес стран ЦВЕ фактически теряет свои позиции на российском рынке. Рост коснулся лишь кредитных отношений.
Таблица 4
Прямые инвестиции стран ЦВЕ в экономику России (по состоянию на начало года, млн долл. США)
Страны Центральной и Восточной Европы 2012 г. 2014 г. 2015 г.
Всего Участие в капитале Долговые инструменты Всего Участие в капитале Долговые инструменты Всего Участие в капитале Долговые инструменты
Болгария 152 144 8 54 33 21 29 12 17
Венгрия 875 632 243 1023 845 178 603 494 109
Латвия 215 177 38 451 168 284 539 114 426
Литва 216 49 167 232 49 183 133 23 110
Македония 15 14 1 - - - - - -
8 Торгово-экономические отношения между Россией и Венгрией. URL: www.rustrade. hu/03_Economich_sotrudnich/03_04_te_otnosh.html
9 Почетное консульство Венгрии в Нижнем Новгороде. URL: www.hungary-nn.ru/id=223
Страны 2012 г. 2014 г. 2015 г.
Центральной и Восточной Всего Участие в капи- Долговые инстру- Всего Участие в капи- Долговые инстру- Всего Участие в капи- Долговые инстру-
Европы тале менты тале менты тале менты
Польша 442 319 123 141 73 69 204 127 77
Румыния 10 - 10 12 1 11 10 - 10
Сербия 15 14 - 170 169 2 17 15 1
Словакия 4 - 4 8 - 7 27 23 5
Словения 166 72 95 209 141 68 153 105 47
Хорватия 64 45 20 32 2 30 23 1 22
Чехия 832 778 54 460 347 114 383 291 92
ИТОГО: 3006 2244 763 2792 1828 967 2121 1205 916
Источник: www.cbr.ru/statistics/
В то же время у компаний ряда стран ЦВЕ в России накоплен определенный капитал. Так, в экономике России функционируют 1,2 тыс. СП с участием компаний Венгрии и России. Суммарный накопленный объем венгерских инвестиций в России — около 2 млрд долл. [12: с. 77]. По данным Банка Литвы и Департамента статистики Литвы, прямые инвестиции литовских компаний составили в 2012 г. 94,1 млн евро, в 2013 г. — 81,5 млн евро. Накопленные прямые инвестиции Болгарии в России росли с 1 млн евро в 2009 г. до 1,8 млн евро в 2013 г.
Причины снижения инвестиционной активности восточноевропейского бизнеса можно разделить на следующие группы. К первой группе причин отнесем общую экономическую ситуацию в России и инвестиционный климат. Статистические данные констатируют продолжающееся ухудшение экономической ситуации в России, ее неопределенность в ближайшем будущем. Негативно отражается на притоке прямых иностранных инвестиций в Россию существующий деловой климат: высокие административные барьеры, коррупционность российской бюрократии и слабая правовая защита собственности. Значительное беспокойство иностранных инвесторов вызывает сложившаяся в России неэффективная судебная система. Правда, законов и нормативных актов, обеспечивающих необходимую правовую базу для развития предпринимательства, достаточно. Речь идет об их соответствующем правоприменении. К важным факторам, сдерживающим предпринимательскую активность, иностранные инвесторы относят зарегулированность ведения бизнеса в России, продолжающийся отток капитала, неспособность ЦБ РФ добиться стабилизации валютного курса рубля. Ограничен доступ иностранных компаний и к государственным заказам. Поставщик из-за рубежа не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза. Риски работы в России увеличиваются из-за сокращения реальных доходов населения и бюджетных доходов. Кстати, по этой причине многие иностранные компании решили сворачивать работу в России. Международная консалтинговая группа Global Counsel изучила финансовую отчетность 46 компаний, работающих в России. Подавляющее большинство из них ожидает ухудшения
ситуации в экономике России. Наблюдается существенная разница в оценках предпринимательских условий в России и поведении компаний в зависимости от сектора экономики. Более оптимистично воспринимают экономическую ситуацию в России компании, относящиеся к медицине и фармацевтике. Финансовые и энергетические компании настроены в основном негативно. Резервы роста взаимных экономических связей сторон — осуществление проектов в отраслях обрабатывающей промышленности, в строительстве, сельском хозяйстве и т. п.
Вторая группа причин — экономическая ситуация в самих странах ЦВЕ. В 2014 г. во многих странах этого региона отмечен некоторый экономический рост. В то же время в ряде стран сохраняется проблема ликвидности, что ограничивает финансовые возможности компаний работать на зарубежных рынках. К этой группе причин можно отнести и внешнеэкономическую политику стран ЦВЕ, их ориентацию преимущественно на европейский рынок. Решающую роль играет членство основной группы стран в ЕС и реальные перспективы вступления в него оставшихся стран. Сами иностранные компании-инвесторы в России «попадают в клещи двух юрисдикцию» [5: с. 4]. С одной стороны, бизнес не защищен от конфискации со стороны российских властей, с другой — восточноевропейские компании могут быть «наказаны» Евроко-миссией за деловые контакты с Россией, против которой объявлены санкции.
Характеризуя третью группу причин, следует отметить влияние политических рисков конфликта России с ЕС и США, продолжение антироссийских санкций. Следует отметить, что введение западных санкций против России, а также ответные меры российского правительства вызвали значительную озабоченность руководства и деловых кругов стран ЦВЕ, оказывают негативное влияние на экономическое сотрудничество. По справедливому замечанию экс-премьера Чешской Республики Р. Тополанека, антироссийские санкции ведут к потере странами ЦВЕ российского рынка. В конечном счете, по его словам, санкции «приведут к усилению напряженности в Европе»10.
Более откровенно эту точку зрения разделяет и В. Длоуш, бывший министр экономического развития Чехии: «Санкции — проявление беспомощности. Наши фирмы должны удерживать контакты с русскими партнерами там, где политики не видят перспектив сотрудничества... Европейские фирмы теряют в России рынки, на которые с восторгом ринутся экспортеры из других частей света. Ситуация может измениться, и если мы уйдем с русского рынка, то потом долго в России о нас и не вспомнят» [11: с. 157].
Президент национальной торгово-промышленной палаты Венгрии Л. Парраг 30 июля 2014 г. заявил, что большинство участников экономической деятельности выступают против санкций. Он отметил: «Вплоть до самого последнего времени российско-венгерское экономическое сотрудничество успешно развивалось. Но теперь Венгрия, — в силу открытости ее экономики
10 URL: http://inecon.org/docs/2016/Kulikova_book_CEE_2016.pdf
и расположения в центрально-восточноевропейском регионе, — стала особенно уязвимой»11.
Но санкции охватывают лишь некоторую часть производств в России. Поэтому их взаимное партнерство возможно в проектах, которые не подпали под санкции, например, участие в совместных проектах. Напомним еще раз, что в России у многих восточноевропейских компаний сохраняется накопленный капитал. Продолжается сотрудничество в проектах, реализуемых по ранее заключенным договорам и контрактам.
Например, в производственной сфере России работают совместные предприятия с участием венгерских, македонских компаний, капитала других стран ЦВЕ. Общая стоимость объектов, построенных, строящихся и намечаемых к строительству в Российской Федерации при содействии венгерских фирм в рамках межрегионального сотрудничества оценивается к настоящему времени на уровне 2 млрд евро. В течение 2014 г. продолжалось участие венгерских компаний в реализации на территории РФ инвестиционных проектов в области жилищного строительства, объектов социальной инфраструктуры, здравоохранения, пищевой промышленности и аграрного сектора. Венгерская фармацевтическая компания ОАО «Гедеон Рихтер» построила в Московской области завод по производству лекарств и объекты инфраструктуры, а также владеет почти 81 % акций отечественного предприятия ОАО «Акрихин». Совокупные инвестиции упомянутой венгерской компании в отечественную экономику превышают 150 млн долл.
Банк «ОТП» (ОАО «Венгерская сберегательная касса и коммерческий банк») вложил свыше 0,5 млрд долл. в российские «Инвестсбербанк» и «Донской народный банк». В настоящее время банк «ОТП» устойчиво входит в число 50 наиболее крупных финансовых институтов РФ, а по отдельным показателям находится в группе лидеров (например, по розничному кредитованию).
Македонские бизнесмены все чаще инвестируют свои средства в Россию, преимущественно в производственную сферу, где работают десяток совместных предприятий.
Это солидный потенциал для двустороннего сотрудничества между агентами рынков России и стран ЦВЕ. Неслучайно в глазах бизнеса стран ЦВЕ российский рынок становится все более важным направлением их участия в международном обмене. Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества России и стран ЦВЕ играют межправительственные комиссии по экономическому сотрудничеству.
На российско-болгарском бизнес-форуме, проходившем в Москве в мае 2015 г. с участием приблизительно 100 компаний из Болгарии и России, министр экономики Болгарии Б. Лукарски заявил: «Большой интерес к настоящему форуму свидетельствует о категорически выраженном желании представителей бизнеса
11 Торгово-экономические отношения между Россией и Венгрией. URL: www.rus-trade.hu/03 Economich sotrudnich/03 04 te otnosh.html
из двух стран продолжить активные отношения в экономической области и преодолеть негативные тенденции. Болгаро-российские экономические отношения имеют особую важность для нашей страны, и мы готовы поддержать совместные инициативы, которые способствовали бы динамическому развитию двустороннего сотрудничества». По его словам, несмотря на европейские санкции и российские контрмеры, двусторонние экономические отношения продолжают развиваться на хорошем уровне. Во время форума был подписан меморандум о сотрудничестве между болгарским Агентством поощрения малых и средних предприятий и Московской ассоциацией предпринимателей12.
Российский и латвийский бизнес прилагают все усилия, чтобы сохранить уже существующие проекты. В докладе Министерства иностранных дел (МИД) Латвии по внешней политике и вопросам ЕС отмечается, что развитие событий на Украине и состояние отношений ЕС — Россия продолжают влиять на атмосферу российско-латвийских двусторонних отношений. Несмотря на это, продолжается необходимое сотрудничество в решении важных для Латвии вопросов, особенно на уровне экспертов и отраслей. Президент Латвийской торгово-промышленной палаты Г. Страутманис привел результаты опроса бизнесменов Латвии, который показал, что деловые круги этой страны по большей части недовольны сложившейся ситуацией и выступают за скорейшее восстановление отношений с Россией13.
Таким образом, несмотря на сложности и неурядицы российской действительности, количество компаний, желающих работать в России, не уменьшается. Признаваемая иностранными инвесторами относительно высокая доходность бизнеса в России перекрывает все недостатки его ведения в нашей стране. Но пролонгация экономических санкций ЕС против России до июля 2016 г. сохраняет риски торможения взаимного экономического сотрудничества России со странами региона. Ухудшение отношений России с ЕС преломляется через отношения России со странами ЦВЕ. Только политическое урегулирование отношений ЕС с Россией на основе переговоров, поиски компромиссов могут помочь преодолевать возникающие противоречия, устранять существующие барьеры на пути развития экономического и внешнеторгового сотрудничества между Россией и странами ЦВЕ.
Литература
1. Барсуков Ю. «Турецкому потоку» придется Скопье ломать // Коммерсант. 2015. 28 мая. С. 1.
2. БарсуковЮ. Информация // Коммерсант. 2015. 9 сентября. С. 7.
3. Валева Т.Э. Российско-болгарское взаимодействие и его геополитическая составляющая // Энергетическая безопасность. Геополитические аспекты энергодиалога России и ЕС. Часть II. Вестник научной информации. 2009. № 2. М.: ИЭ РАН, 2009. С. 127-144.
12 URL: http://inosmi.ru/bnr_bg/20150529/228285116.html
13 URL: http://krastpp.ru/news/135-na-vstreche-rukovoditelei-tpp-rossii-i-latvii-dostignuta-dogovorennost-o-dalneishem-razvitii-vza.html
4. Голяков А. Инвестиции — на выход // Новые Известия. 2015. 20 октября. С. 4.
5. Гречухин К. Высокомерие не греет // Нефть и газ. Российская газета. 2015. 4 сентября. С. 4.
6. Джонсон С. Нефтяное ускорение // Ведомости. 2015. № 3850. 11 июня. С. 5.
7. Евросоюз проанализирует необходимость «Северного потока - 2» // Ведомости. 2015. 8 декабря. С. 11.
8. Князев Ю.К Россия - Македония // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2014. С. 139-157.
9. КопытинаМ.О. Россия - Чехия // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2014. С. 312-335.
10. Милованов В.С. Россия - Хорватия // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2014. С. 293-311.
11. Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке / под ред. Н.В. Куликовой, И.И. Орлика, Н.В. Фейт. М.: ИЭ РАН. 2012. 350 с.
12. Фейт Н.В. Встраивание Центрально-Восточной Европы в мировой торговый обмен. Македония // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2011-2013 гг. / отв. ред. И.И. Орлик. М.: ИЭ РАН, 2014. С. 77, 78.
Literatura
1. Barsukov Yu. «Tureczkomu potoku» pridetsya Skop'e lomat' // Kommersant. 2015. 28 maya. S. 1.
2. Barsukov Yu. Informaciya // Kommersant. 2015. 9 sentyabrya. S. 7.
3. Valeva T.E'. Rossijsko-bolgarskoe vzaimodejstvie i ego geopoliticheskaya sostav-lyayushhaya // E'nergeticheskaya bezopasnost'. Geopoliticheskie aspekty' e'nergodialoga Rossii i ES. Chast' II. Vestnik nauchnoj informacii. 2009. № 2. M.: IE' RAN, 2009. S. 127-144.
4. GolyakovA. Investicii — na vy'xod // Novy'e Izvestiya. 2015. 20 oktyabrya. S. 4.
5. Grechuxin K. Vy'sokomerie ne greet // Neft' i gaz. Rossijskaya gazeta. 2015. 4 sentyabrya. S. 4.
6. Dzhonson S. Neftyanoe uskorenie // Vedomosti. 2015. № 3850. 11 iyunya. S. 5.
7. Evrosoyuz proanaliziruet neobxodimost' «Severnogo potoka - 2» // Vedomosti. 2015. 8 dekabrya. S. 11.
8. Knyazev Yu.K. Rossiya - Makedoniya // Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v 2011-2013 gg. / otv. red. I I. Orlik. M.: IE' RAN, 2014. S. 139-157.
9. Kopy'tina M.O. Rossiya - Chexiya // Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v 2011-2013 gg. / otv. red. I I. Orlik. M.: IE' RAN, 2014. S. 312-335.
10. Milovanov VS. Rossiya - Xorvatiya // Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v 2011-2013 gg. / otv. red. I I. Orlik. M.: IE' RAN, 2014. S. 293-311.
11. Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v XXI veke / pod red. N.V. Kulikovoj, I I. Orlika, N.V. Fejt. M.: IE' RAN. 2012. 350 s.
12. Fejt N.V. Vstraivanie Central'no-Vostochnoj Evropy' v mirovoj torgovy'j obmen. Makedoniya // Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v 20112013 gg. / otv. red. I I. Orlik. M.: IE' RAN, 2014. S. 77, 78.
Je.Ja. Shejnin
Economic Cooperation of Russia and Countries of Central and Eastern Europe:
Problems and Prospects
Problems of economic cooperation of Russia and the countries of Central and Eastern Europe in the field of power engineering and other industrial sectors are considered in the article. Much attention is paid to political conditions of this cooperation, including influence of economic sanctions of the European Union against Russia. Positions of leaders of a number of the countries of Central and Eastern Europe concerning problems of cooperation with Russia are presented.
Keywords: gas; European sanctions; investments; infrastructure; oil; policy; cooperation; pipelines.