Научная статья на тему 'Экономическое содержание нематериальных активов предприятия'

Экономическое содержание нематериальных активов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / КЛИЕНТЕЛА / ПРЕДПРИЯТИЕ / NON-MATERIAL RESOURCES / INTANGIBLE ASSETS / MARKET VALUE / CLIENTELE / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробец Т.И.

На нынешнем этапе становления экономики государства первостепенное значение приобретает научно-технологическое развитие, определяющая роль в котором принадлежит созданию нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) и их реализации в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Создание или приобретение нематериальных активов для предприятий различных отраслей несет экономические выгоды, связанные с их использованием. Нематериальные активы уникальны по своим характеристикам, составу, уровню влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий. Однако несовершенство нормативнозаконодательной базы, классификации нематериальных активов, недостаточная разработка методики оценки обусловливают потребность в углубленном изучении данного понятия. В процессе исследования концептуальных основ нематериальных активов предприятия использовались методы логического, статистического, морфологического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONTENT OF INTANGIBLE ASSETS COMPANIES

At the current stage of the country''s economy is paramount scientific and technological development, the decisive role that belongs to the creation of intangible assets (intellectual property) and their implementation in the production of goods, performance of works and services. Creation or acquisition of intangible assets for the enterprises of various branches bears the economic benefits associated with their use. Intangible assets are unique in their characteristics, composition, and level of impact on the economic activities of enterprises. However, the imperfection of the legislative framework, the classification of intangible assets, and the lack of development of the evaluation methodology determine the need for in-depth study of the concept. The study of the conceptual foundations of intangible assets used in the methods of logical, statistical, morphological analysis. The above morphological analysis of the concept of "intangible assets," argues that the essence of morphological units, revealing its contents for the most part are heterogeneous, their number should include keywords such as "right", "medium", "objects", "totality" "factors". Given the experience of domestic and foreign economic schools on the part of the resources of industrial enterprises were formulated generalized definitions and differences between such economic concepts as intangible resources and intangible assets. The conducted researches allow drawing the following conclusions. The use of the method of morphological analysis made it possible to reveal more deeply the content of the conceptual-categorical apparatus of intangible resources and intangible assets. That in a consequence, has allowed to generate the specified their definitions. With the help of the analysis of scientific works of scientists-economists the classification of intangible assets was presented according to the following classification signs: by branches of the national economy; for functional purposes; on a natural-material basis; in relation to the operation process; by terms of use; if possible using the depreciation mechanism; on regulatory regulation; by degree of exclusion; on the degree of influence on the financial results of the enterprise; on stages of the life cycle; at the stage of circulation of funds; in relation to an economic entity.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание нематериальных активов предприятия»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 3 (69). 2017 г. № 2. С. 27-39.

УДК 336.662

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Воробец Т. И.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вершджого, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vti.taras@list.ru

На нынешнем этапе становления экономики государства первостепенное значение приобретает научно-технологическое развитие, определяющая роль в котором принадлежит созданию нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) и их реализации в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Создание или приобретение нематериальных активов для предприятий различных отраслей несет экономические выгоды, связанные с их использованием. Нематериальные активы уникальны по своим характеристикам, составу, уровню влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий. Однако несовершенство нормативно-законодательной базы, классификации нематериальных активов, недостаточная разработка методики оценки обусловливают потребность в углубленном изучении данного понятия. В процессе исследования концептуальных основ нематериальных активов предприятия использовались методы логического, статистического, морфологического анализа.

Ключевые слова: нематериальные ресурсы, нематериальные активы, рыночная стоимость, клиентела, предприятие.

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX столетия экономики ведущих стран мира вышли на новый этап своего развития. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, появлением единого информационного пространства, активной инвестиционной деятельностью, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, развитием и интеграцией международных финансовых рынков.

Интеллектуальный капитал стал основным фактором развития новой экономики, то есть она основывается не на экстенсивном потреблении исчерпаемых природных ресурсов, а на знаниях. Инновации поспособствовали преобразованию продуктов интеллектуальной деятельности в нематериальные активы чрезвычайно высокой стоимости с дальнейшей их конвертацией в акционерный и финансовый капитал. Несмотря на уже полученные результаты исследований в области нематериальных активов предприятий, на сегодняшний день возникает необходимость в комплексном подходе к их определению и классификации.

Большой вклад в исследование ресурсов предприятия и управления ими сделали следующие зарубежные ученые, а именно: И. Ансофф, П. Джексон, Г. Десмонд, П. Друкер, Г. Браун, Л. Барух, Ж. Ламбер, А. Мескон, Р. Райли, Т. Саати, Й. Шумпетер, С. Совей, Н. Бонтис, Р. Беллман, Л. Заде и др. Также следует отметить исследования таких отечественных ученых-экономистов, как А. Градов, К. Астапов, В. Новожилов, А. Карлик, В. Козловский, Н. Кондратьев, Д. Львов, Б. Мильнер, Р. Фатхутдинов, В. Шихирин, В. Цуглевич и др.

27

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Однако в отечественной науке системная методологическая основа, принципы и методы использования нематериальных активов предприятия и их резервов в условиях рыночной экономики недостаточно изучены. Ярким примером можно назвать ошибочное сравнение или взаимозаменяемость таких понятий, как нематериальные ресурсы и нематериальные активы. Таким образом, целесообразно рассмотреть экономическое содержание и значение данных экономических понятий в отдельности. В табл. 1 приведены формулировки экономистов-теоретиков понятия «нематериальные ресурсы». Приведенный морфологический анализ данного понятия доказывает, что содержание морфологических единиц, раскрывающих его, в своем большинстве являются неоднородным. К их числу следует отнести такие ключевые слова, как «элемент», «часть», «характеристика», «факторы», «объект», «ресурсы». Для дальнейшего исследования данного понятия следует определить морфологические единицы в пределах ключевых слов (потенциала, капитала, совокупности, регулирования, структуры, предприятия, знания), анализируя которые можно сделать вывод, что в научной литературе на сегодняшний день не существует единого подхода к раскрытию его экономического содержания.

Таблица 1

Интерпретация экономической категории нематериальные ресурсы

Автор Ключевое слово Определение в диапазоне ключевого слова Интерпретация

А. М. Азрилиян, А. Загородний, Г. Л. Вознюк [24] Элемент Потенциала Это элементы производственного потенциала системы, для которых характерны отсутствие материальной основы для получения доходов и неопределенность размеров прибыли от их использования

Е. Ю. Ерыгин [9], А. И. Ильин [11] Часть Потенциала Это составная часть потенциала предприятия, способная обеспечивать ему экономическую выгоду на протяжении длительного времени. Признаками этих ресурсов являются отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность будущей прибыли от их использования

Г. Г. Кирейцева [12] Часть Потенциала Эта часть потенциала предприятия приносит экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеет нематериальную основу получения доходов. Ими являются объекты промышленной и интеллектуальной собственности и другие ресурсы нематериального происхождения

А. М. Брацило [3] Часть Капитала Являются составными частями основного капитала предприятия и рассматриваются как фактор, обеспечивающий рост стоимости бизнеса

28

Автор Ключевое слово Определение в диапазоне ключевого слова Интерпретация

С. В. Мочерный, В. И. Станкевич [8] Характеристика Совокупности Является характеристикой совокупности объектов: объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, товарные знаки); охраняемые авторским правом и смежными правами (компьютерные программы, базы данных, типология интегральных систем); другие объекты интеллектуальной собственности (рационализация, ноу-хау, коммерческие тайны)

О. М. Удовиченко [23] Объекты Структуры Это объекты, не имеющие материальной структуры, контролируемые со стороны предприятия, являющиеся следствием осуществленных предприятием операций или понесенных расходов, способные приносить ему экономические выгоды в будущем

A. Н. Козырев, B. Л. Макаров, А. П. Сергеев [13] Новые Знания Новые знания; новый или улучшенного состава материал; новое или улучшенное техническое решение; новый или улучшенный технологический способ (процесс) осуществления операций над материальным объектом с помощью материальных средств, представление совокупности зафиксированных на материальном носителе признаков в виде текста, рисунков, чертежей, таблиц и т. д. и получение результатов, допускающих идентификацию

Источник: составлено автором.

Основываясь на проведенных исследованиях, следует отметить, что вопрос определения экономического содержания нематериальных ресурсов является малоисследованным и слабоформализованным.

Поэтому, по нашему мнению, целесообразно сформировать обобщающее авторское определение понятия «нематериальные ресурсы предприятия», под которым следует понимать неотъемлемую часть потенциала организации, не имеющую материальной структуры и способную сопутствовать экономическому росту предприятия, получению прибыли в долгосрочной перспективе, которая находит свое проявление в объектах интеллектуальной собственности.

Рассмотрим иерархию и гетерархию ресурсов на промышленном предприятии. По иерархии главными являются традиционные ресурсы, то есть материальные, которые на сегодня исследованы в достаточной мере по разным направлениям: стоимостная оценка, классификация, параметрическая оценка, учетная оценка и т. п. Нематериальные ресурсы промышленных предприятий исследованы менее подробно: главным образом ученые обращают внимание на нематериальные активы, другие нематериальные объекты остаются вне поля зрения исследователей. Нематериальные объекты, по нашему мнению, состоят из двух типов. Первый тип -традиционные нематериальные активы, которым присущи такие свойства и признаки, как измеримость в практике, наличие законодательной базы (интеллектуальные активы), человеческий капитал и т. п. Второй тип -специфические нематериальные ресурсы, к которым мы относим компетенции,

29

клиентский капитал, ноу-хау, деловую репутацию, коммерческую тайну, интеллектуальную собственность, новые знания, рационализаторские предложения и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Классификация нематериальных ресурсов предприятий

Источник: [29].

Нематериальные ресурсы по своему содержанию являются многогранными. Учитывая особенности нематериальных ресурсов, их признаки и свойства, определим, насколько они являются влиятельными и значимыми в деятельности промышленного предприятия. Они входят в состав общих ресурсов предприятия, но по содержанию являются не простыми, а многосложными, так как состоят из двух типов: нематериальных активов и нематериальных объектов. Рассмотрим, что же понимают под понятием «нематериальные активы».

В экономической энциклопедии под редакцией С. В. Мочерного [8] под нематериальными активами понимают приобретенные предприятием за плату права пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием; авторские права; права на товарные знаки и торговые марки, иные имущественные права; брокерские места (права торговли на бирже); программное обеспечение; организационные расходы (плата за государственную регистрацию предприятия); репутацию предприятия (гудвилл); высокую квалификацию кадров; финансовую стабильность и другие активы, не имеющие материальной основы.

Согласно международным стандартам оценки, нематериальные активы и неощутимые активы являются тождественными понятиями (замечания по поводу замены одного слова другим не вполне оправданы, поскольку слово «tangible»

30

толкуется и как «ощутимое», и как «материальное»). Неощутимые активы (intangible assets) - активы, которые проявляют себя своими экономическими свойствами, но не обладают физической субстанцией; они дают права и привилегии их владельцу и обычно приносят ему доходы. Неощутимые активы делятся на категории, возникающие из права, отношения; сгруппированные неосязаемости; интеллектуальную собственность. Такой сгруппированной неосязаемостью является их способность накапливаться и создавать резервы. Кроме того, размер резервов или их объем можно определить только на основании качества.

Таким образом, нематериальные активы являются правами на пользование нематериальными ресурсами и их резервами. Из этой интерпретации следует, что главной особенностью этих ресурсов и их резервов является отсутствие материальной формы, то есть они являются собственностью предприятия, которую невозможно увидеть, почувствовать, поскольку она не имеет материальной формы. Существует несколько взглядов на понимание сущности нематериальных активов. Рассмотрим подробнее некоторые из них. В табл. 2 приведены формулировки экономистов-теоретиков понятия «нематериальные активы».

Таблица 2

Интерпретация понятия «нематериальные активы»_

Автор Ключевое слово Определение в диапазоне ключевого слова Интерпретация

Полева Т. В. [20] Права Целевого назначения Законодательно признанные внеоборотные активы предприятия в виде различных прав, имеющих целевое назначение, реальную стоимость и способных приносить их владельцу (пользователю) прибыль или иную пользу

Бразилий Н. М. [2] Права Целевого назначения Активы являются одним из видов ресурсов предприятия, которые представляют собой различные права и привилегии, в том числе полученные за счет интеллектуальной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности, которые дают возможность владельцу осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения дополнительных экономических выгод по сравнению с конкурентами

Криштопа И. И. [15] Нематериальн ый носитель Имущественн ых прав Немонетарный актив, который не имеет материальной формы. Ресурс предприятия, использование которого приведет к получению ожидаемых экономических выгод в будущем, может быть идентифицирован, достоверно оценен и использоваться на срок более 12 месяцев в разных видах деятельности предприятия

Лепетан И. М. [16] Объекты Права Стоимостное выражение немонетарных активов, объектов права собственности, которые являются частью интеллектуального капитала предприятия, созданные самостоятельно или привлеченные со стороны и способные приносить экономическую выгоду

31

Автор Ключевое слово Определение в диапазоне ключевого слова Интерпретация

Азрилиян А. М. [24] Объекты Нематериального содержания Объекты долгосрочного использования, не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход

Загородний А. Г., Вознюк Г. Л. [10] Объекты Нематериального содержания Не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы (отделены от предприятия) и содержатся предприятием для использования в течение периода более года

Мочерный С. В. [8] Права Пользования Приобретенные предприятием за плату права пользования природными ресурсами, имуществом, программным обеспечением; репутация предприятия; высокая квалификация кадров, стабильность и т. п., не имеющие материально-вещественной основы

Мармыш С. Б. [17] Совокупность Ресурсов Понятие интеллектуальных активов, под которыми понимают всю совокупность информационно-интеллектуальных ресурсов, созданных и используемых как внутри предприятия, так и в окружающей среде формирования уникальных конкурентных преимуществ. При этом рассматриваются только те активы, которые предприятию удалось определить, описать и занести в определенный реестр

Ьеу В. [26] Факторы Влияния Значение интеллектуальных активов для промышленных предприятий рассматривается с точки зрения факторов, влияющих на стоимость интеллектуальных активов и предприятия в целом. В качестве основных выделяют «факторы получения дохода от использования интеллектуальных активов», «неконкурентность» и «сетевой эффект»

Источник: составлено автором.

Приведенный морфологический анализ понятия «нематериальные активы» доказывает, что морфологические единицы, раскрывающие его содержание, в своем большинстве являются неоднородными. К их числу следует отнести такие ключевые слова, как «права», «носитель», «объекты», «совокупность», «факторы». Для дальнейшего исследования данной категории следует определить морфологические единицы в пределах ключевых слов, анализируя которые можно сделать вывод, что в научной литературе на сегодняшний день не существует единого подхода к раскрытию ее экономического содержания.

32

Так, в работе Р. Каплан и Д. Нортон [22] сказано, что «нематериальные активы - это основной источник устойчивого создания стоимости». Исследование B. Lev, G. Feng показывает, что 40 % рыночной стоимости компании не отражено в балансе, при этом для компаний из высокотехнологичных отраслей эта цифра достигает 50 % [26]. Таким образом, до 50 % ценности компании может приходиться на нематериальные активы, а по результатам исследований других авторов эта цифра может составлять 90 %.

В другой работе В. Lev не раз подчеркивается мысль о том, что нематериальные активы являются «главными драйверами роста и ценности компаний в большинстве секторов экономики» [28].

Международный стандарт финансовой отчетности IAS 38 «Нематериальные активы» трактует нематериальный актив как актив, который не имеет физической субстанции и может быть идентифицирован [18].

Ученые при исследовании проблем учета, анализа и аудита нематериальных активов постоянно пытаются уточнить дефиницию «нематериальные активы». Банасько Т. М. экономическое содержание нематериальных активов рассматривает в широком и узком аспектах. В широком смысле, на ее взгляд, под нематериальными активами следует понимать совокупность неосязаемых немонетарных факторов, имеющих характер исключительных прав и обеспечивающих получение экономических выгод в будущем [1]. Определение нематериальных активов, приведенное в П (С) БУ 8 «Нематериальные активы», она рассматривает только как их экономическое содержание в узком смысле.

Под нематериальными активами в налоговом учете (п. 3 ст. 257 НК РФ) понимаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Нематериальный актив обязательно должен приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход) и быть надлежаще оформленным документами, подтверждающими существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки [приобретения] патента, товарного знака) [19].

В разделе 8 ГК РФ это понятие именуется «нематериальные блага», а в статье 128 этого же кодекса «Виды гражданских прав» «нематериальные блага» относятся к объектам гражданского права. В том случае если нематериальные блага используются в предпринимательской деятельности, они рассматриваются как «нематериальные активы». Это обстоятельство отмечено в статье 257 НК РФ, п. 3, где сказано, что для признания нематериального актива необходимо наличие его способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход). Таким образом, понятие «нематериальные

33

активы» является вполне корректным экономическим термином, принятым российским законодательством. Это не «бухгалтерское понятие», а характеристика конкретной совокупности активов предприятия [6].

Таким образом, основными компонентами, которые характеризуют нематричные активы, являются:

- отсутствие материально-вещественной структуры;

- использование в течение длительного периода времени;

- реальное участие в финансово-экономических процессах, которое выражается в функции влияния на повышение эффективности деятельности предприятий по достижению более высоких конечных результатов;

- значительная степень неопределенности размеров будущей прибыли от их использования, существенная роль в инновационных процессах.

Как и любые другие активы, нематериальные активы становятся собственностью предприятия в результате их приобретения, создания, обмена и т. д. Главным из путей получения нематериальных активов явлеятся именно их создание благодаря собственным усилиям предприятия. Как видим, рассмотренные определения имеют разногласия относительно составляющих нематериальных активов и совпадают с условиями их использования и невещественности формы существования. В результате проведенного анализа научных взглядов на трактовку понятия «нематериальные активы» можем предложить собственное видение их экономического содержания. Так, под нематериальными активами следует понимать совокупность всех имеющихся у предприятия прав на различные виды собственности (у которой отсутствует материально-вещественная структура), имеющих определенную ценность для предприятия и обеспечивающих ему возможность получения выгоды или дохода.

Наиболее сложной и комплексной проблемой в исследовании нематериальных активов является их классификация. Это усложняется наличием особенностей, присущих нематериальным активам. Однако для рациональной организации данного вида активов классификация является необходимой. Так, К. В. Кривицкая в своей работе «Уточнение классификации нематериальных активов в бухгалтерском учете» предлагает выделять следующие классификационные признаки нематериальных активов (табл. 3) [14].

34

Таблица 3

Классификация нематериальных активов предприятия

Классификационный признак Группы активов

По отраслям народного хозяйства - используемые в промышленности; - применяемые в сельском хозяйстве; - необходимые в лесном хозяйстве; - используемые в строительстве; - употребляемые в других отраслях

По функциональному назначению - производственные; - непроизводственные

По натурально-вещественному признаку - объекты интеллектуальной собственности; - деловая репутация

По отношению к процессу эксплуатации - функционирующие; - нефункционирующие

По срокам использования - от 1 до 5 лет; - от 5 до 10 лет; - от 10 до 20 лет; - свыше 20 лет

По возможности использования механизма амортизации - амортизируемые; - неамортизируемые

По нормативному регулированию - регулируемые патентным правом; - регулируемые авторским правом; - регулируемые другими отраслями права

По степени отчуждения - отчуждаемые; - неотчуждаемые

По степени влияния на финансовые результаты предприятия - объекты, оказывающие прямое влияние; - объекты, оказывающие косвенное влияние

По этапам жизненного цикла - на этапе разработки товара; - на этапе выведения на рынок; - на этапе роста; - на этапе зрелости; - на этапе упадка

По стадии кругооборота движения средств - на стадии процесса снабжения; - на стадии производства продукции; - на стадии продажи продукции

По отношению к хозяйствующему субъекту - внешние; - внутренние

Источник: [14].

В свою очередь С. Н. Авдеев, Н. А. Козлов и В. М. Рутгайзер [21] разделяют все нематериальные активы, которые должны быть в наличии у предприятия, на две категории: внешние нематериальные активы и внутренние нематериальные активы. К первой категории относят нематериальные активы, связанные с внешним восприятием самого предприятия: его продукцией, товарным знаком, имиджем, то есть признание рынком. К таким активам авторы относят клиентелу. Внешние нематериальные активы объединяет то, что в основе их происхождения

35

непосредственно лежит восприятие предприятия или его частей (причем, возможно, отдельных) внешней средой, то есть все эти активы в определенной степени имеют характер «репутации».

Чтобы избежать путаницы, авторы указывают на различие понятий «внешние нематериальные активы» и «деловая репутация». По их мнению, первое понятие шире второго. Вторая категория нематериальных активов, на их взгляд, непосредственно не связана с восприятием предприятия внешней средой. Это использованные внутри самого производства своеобразные технологии, которыми располагает предприятие, его незавершенные проекты и исследования, различные заключенные соглашения, в результате которых предприятие становится владельцем тех или иных конкурентных преимуществ, или наоборот, различные заключенные соглашения об отказе от конкуренции. К этой категории коллектив авторов относит специально обученный персонал, а также патенты, лицензии, принадлежащие предприятию. Нематериальные активы второй категории объединяет то, что в основе их происхождения лежит неприятие предприятия или его частей внешней средой, то есть они являются внутренними источниками развития предприятия, поэтому данная категория получила название внутренних нематериальных активов.

Такое разделение нематериальных активов на внешние и внутренние никак не связано с условиями их использования или средой, где они больше активизируются. Так, бренды, принадлежащие предприятию, являются активами вполне обособленными, в то же время деловая репутация органично связана с самим предприятием. Вместе с тем и бренды, и деловую репутацию авторы отнесли к внешним нематериальным активам. Предложенное разделение нематериальных активов на внутренние и внешние является своего рода «рабочей» версией классификации, положенной в основу изучения клиентелы (клиентела - это наличие постоянных клиентов у предприятия, которые являются основой перспектив его развития).

Зарубежные ученые при построении классификации исходят не из сущности тех или иных активов, а из их роли в экономической деятельности и полезности от использования. По мнению Р. Брейли и С. Майерса, все активы фирмы делятся на реальные и финансовые [4]. К реальным относятся материальные и нематериальные активы. Аналогичный подход к классификации активов содержится в системе национальных счетов, в соответствии с которой все активы делятся на финансовые и нефинансовые. Нематериальные активы в соответствии с системой национальных счетов относятся к нефинансовым активам и включают патентованные объекты, договоры об аренде, купленный гудвилл и прочие объекты.

По мнению американских экономистов, весь капитал на рынке классифицируется на интеллектуальный, финансовый и физический. Э. Брукинг, считает, что интеллектуальный капитал предприятия делится на рыночные активы, интеллектуальную собственность, человеческие активы и инфраструктурные активы [27].

В США нематериальные активы делят на специфически идентифицируемые нематериальные активы (например патенты, авторские права, лицензии), для

36

которых могут быть определены затраты на приобретение и срок полезного использования, и нематериальные активы типа гудвилл, которые дают фирме определенные права и привилегии, но для них практически невозможно однозначно определить затраты на приобретение и срок полезного использования. Д. Андриссен и Р. Тиссен классифицируют нематериальные активы на пять групп [25]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- навыки и неформализованные знания (ноу-хау, сфера компетенции);

- общие моральные ценности и нормы (ориентация на потребителя, надежность, качество);

- технологические и формализованные знания (патенты, руководство, процедуры);

- первичные процессы и процессы управления (руководство и контроль, обмен информацией, управленческая информация);

- ценные ресурсы и приобретения (сложившаяся клиентская база, торговая марка и имидж, сеть поставщиков, интеллектуальный потенциал, обладание стандартами).

В российской экономической литературе имеются иные подходы к классификации нематериальных активов. Наиболее распространенной классификационной моделью нематериальных активов до принятия российского Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов (ПБУ 14/2000) являлась модель, разработанная учеными В. А. Пипко [7], Л. И. Ушвицким и Л. Н. Булавиной [5], в соответствии с которой нематериальные активы делят на четыре группы: объекты интеллектуальной собственности; права пользования ресурсами и имущественные права; отложенные затраты; деловая репутация (гудвилл).

ВЫВОДЫ

Использование метода морфологического анализа позволило более глубоко раскрыть содержание понятийно-категориального аппарата нематериальных ресурсов и нематериальных активов, что впоследствии позволило сформировать уточненные их определения. С помощью анализа научных трудов экономистов была составлена классификация нематериальных активов по следующим классификационным признакам: по отраслям народного хозяйства; по функциональному назначению; по натурально-вещественному признаку; по отношению к процессу эксплуатации; по срокам использования; по возможности использования механизма амортизации; по нормативному регулированию; по степени отчуждения; по степени влияния на финансовые результаты предприятия; по этапам жизненного цикла; по стадии кругооборота движения средств; по отношению к хозяйствующему субъекту.

37

Список литературы

1. Банасько Т. Проблемы и перспективы исследования нематериальных активов в Украине // Экономист. 2010. № 2. C. 30-33.

2. Бразилий Н. М. Особенности методики проведения аудита нематериальных активов на предприятиях Украины // Сб. научн. работ Черкасского государственного технологического университета. Серия: Экономические науки. Черкассы: ЧГТУ, 2006. Вып.16. С. 169-177.

3. Брацило А. Н. Налогообложение операций хеджирования // Бухгалтерский учет. 2009. № 9. С. 31-34.

4. Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 1008 с.

5. Бухгалтерский учет и аудит внеоборотных активов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. А. Липко, Л. Н. Булавина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АГРУС, 2006. 177 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.01.2006 № 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2006. 11 янв. С. 11.

7. Денежные средства: учет, анализ, аудит [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Под ред. В. А. Пипко. М.: Финансы и статистика, 2007. 236 с.

8. Економiчна енциклопедiя: у 3-х томах. Т. 2 / редкол.: С. В. Мочерний (вда. ред.) та ш. К.: Видавничий центр «Академiя», 2001. 848 с.

9. Ерыгин Ю. В., Саакян А. М., Голощапова О. С. Формы и методы стимулирования инновационной деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: Монография. Сиб. гос. аэрокосимч. ун-т., 2013. 150 с.

10. Загороднш А. Г., Вознюк Г. Л., Смовженко Т. С. Фшансовий словник. 4-те вид., випр. та доп. К.: Т-во «Знання», КОО; Л.: Вид-во Львгв. банк. ш-ту НБУ. 566 с.

11. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 668 с.

12. Кирейцева Г. Г. Финансовый менеджмент. М.: Финансы, 2009. 332 с.

13. Козырев А. Н. Экономика интеллектуальной собственности: измерения, мифология, математические модели // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85. № 9. С. 776.

14. Кривицкая К. В. Уточнение классификации нематериальных активов в бухгалтерском учете // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 77-82.

15. Крыштопа И. Учет затрат на создание нематериальных активов // Проблемы экономического образования и научный прогресс: межвузовская научно-практическая конференция, 30 ноября 2007 г.: тезисы докладов. Кривой Рог, 2007. С. 98-99.

16. Лепетан И. М. Внешний и внутренний контроль нематериальных активов в научно-исследовательских хозяйствах // Учет и финансы АПК. 2009. № 2. С. 49-52.

17. Мармыш С. Б. Оценка и управление стоимостью интеллектуальных активов промышленного предприятия: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. эконом. наук: спец. 08.00.05, 08.00.10 «Экономика природопользования и охрана окружающей среды», «Региональная экономика». Ижевск, 2007. 26 с.

18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы». URL: http://minfin.ru/common/upload/library/no_date/2012/IAS_38.pdf.

19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000): (ред. от 22.07.2005): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф. М., 2005.

20. Полевая Т. В. Учет, аудит и анализ нематериальных активов: дис... канд. экон. наук: 08.06.04. Харьковский гос. ун-т питания и торговли. Харьков, 2006. 265 с.

21. Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса. 2-е издание. М.: Маросейка, 2008. 432 с.

22. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 512 с.

23. Удовиченко О. М. Понятие, классификация, измерение и оценка нематериальных активов (объектов) компании: подходы к проблеме. Научные доклады № 13 (R). СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2007.

38

24. Экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.

25. Andriessen D. Designing and Testing an OD Intervention; Reporting Intellectual Capital to Develop Organizations // Journal of Applied Behavioral Science. 2007. Vol. 43, №. 1, P. 89-107.

26. B. Lev, S. Li, T. Sougiannis, The Usefulness of Accounting Estimates for Predicting Cash Flows and Earning // Review of Accounting Studies. 2010. P. 779-807.

27. Brooking A. Dream Ticket: Using Intellectual Capital Management as a Strategic Planning Paradigm // 5th Workshop on Visualising, Measuring and Managing Intangibles and Intellectual Capital, Dresden, October 2009.

28. F. Gu, B. Lev, Overpriced Shares, Ill-Advised Acquisitions and Goodwill Impairment // The Accounting Review, 2011.

29. Ячменьова В. М., Федоркша М. С. Резерви тдприемства: оцшювання якост ^MaTepianb^x ресурсш: монографш. ймферополь: ВД «АР1АЛ», 2012. 266 с.

Статья поступила в редакцию 11.09.2017

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.