которого бы свидетельствовали о необходимости внедрения именной этого инструмента, не был сформирован соответствующий организационный механизм выбора, внедрения и дальнейшего использования системы.
Список литературы:
1. Чжин Ч.С. Sony против Samsung: увлекательная история борьбы титанов. - М.: Эксмо, 2010.
2. Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / М. Имаи; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2009.
3. Внедрение сбалансированной системы показателей / пер. с англ. В. Толкача, С. Данишевич, М. Гавриша. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
© Текиев М.В.*, Мирзабекова М.Ю.Ф
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ
Данная статья рассматривает анализ управления качеством на предприятии. Качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.
Ключевые слова показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые показатели, эргономические показатели, сохраняемость, ремонтопригодность.
Современное состояние экономики и перспективы ее развития определяют возрастающий интерес к вопросам качества. Управление качеством является основным средством достижения удовлетворенности потребителей и поддержание конкурентоспособности любого предприятия. Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если ее продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Очень важным аспектом успешной деятельности предприятия является выпуск экономически выгодной продукции, т.е. приносящей прибыль.
* Заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии», кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии», кандидат экономических наук.
В настоящее время работа по принципу «качество любой ценой» уже никого не может удовлетворить. Кроме того, важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались на языке высшего руководства - языке денег. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности предприятия становится управление затратами на качество. Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции. Эффективность любой коммерческой деятельности измеряется, прежде всего, величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью предприятия является жизненно важным. Знание и анализ затрат, связанных с деятельностью предприятия оказывает большую помощь в успешном руководстве компанией. Определенные один раз, они являются дополнительным мощным инструментом управления.
Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Словарь русского языка в четырех томах дает несколько толкований понятия «качество»: существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого; степень достоинства, ценности, при годности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть; существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу, которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом.
Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции -основной фактор конкуренции между фирмами [4, с. 30].
Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов [1, с. 64].
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в
показателях качества. Общепризнана классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.
Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость [2, с. 51].
Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.
Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов [2, с. 55].
Сохраняемость - свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования [2, с. 61].
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек - изделие - среда использования».
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия [3, с. 73].
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
к = О-
опт г-1
где Копт - экономически оптимальное качество;
Q - качество изделия;
С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции [4, с. 53].
Итак, качество продукции в условиях современного производства -важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.
Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у предприятия системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
Проблема обеспечения стабильно высокого качества продукции - комплексная. Для преодоления отставания в области качества предстоит в ближайшие годы не только довести техническое оснащение отечественных организаций, технологию и культуру продаж до уровня ведущих развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных работников по качеству (специалистов в области качества, менеджеров систем качества, аудиторов качества) и массового обучения работников всех уровней - рабочих, специалистов и руководителей организаций - методам современного менеджмента качества.
В связи с этим, особое внимание уделяется этапам внедрения системы качества на предприятиях, выявлению причин, препятствующих эффективному внедрению системы качества.
Список литературы:
1. Шалык Г. Программа управления качеством / Г. Шалык, И. Демин // Мясные технологии. - 2009. - № 5. - С. 48-49.
2. Столов А.С. Система рисков в обеспечении и контроле качества продукции / А.С. Столов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - № 2. - С. 166-169.
3. Ткаченко С.В. Управление качеством персонала как эффективный инструмент развития предпринимательской деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - № 3 (23).
4. Бамбалов С.Н. Экономические методы управления качеством продукции: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / С.Н. Бамбалов; БГПА. - Минск, 2008. - 19 с.