Научная статья на тему 'Конкурентоспособность потребительских товаров'

Конкурентоспособность потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность потребительских товаров»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Н.Д. ЭРИАШВИЛИ, доктор экономических наук, профессор;

М.А. ЕЛЬЧАНИНОВ

(Продолжение. Начало в № 3, 5 за 2008 г.)

Рассматривая конкурентоспособность как соответствие товара условиям рынка по техническим, экономическим, коммерческим и иным характеристикам, исследователи сталкиваются с многообразием существующих показателей качества изделия. Они отражают его основные свойства и увязывают воедино понятия «качество», «технический уровень», «конкурентоспособность». Технико-экономические показатели качества являются важнейшими при определении потребительских свойств изделий, составляющих основу их конкурентоспособности.

При выборе потребителем изделия на рынке учитываются следующие группы технико-экономических показателей, характеризующих его с различных сторон:

Ф свойства изделия на стадии потребления; в частности, экономическая эффективность его использования (например, вычислительная мощность, долговечность, амортизация, ремонтопригодность);

Ф характеристики изделия с точки зрения возможности его использования в комплексе с другими машинами и удобства эксплуатации (технические параметры, занимаемая площадь);

Ф характеристики изделия на стадии его сбыта (внешняя отделка, упаковка);

Ф другие позиции и признаки (например, престижность).

Все приведенные группы показателей разделяются на два основных вида: технические и экономические. В свою очередь они распадаются соответственно на параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), параметры эргономичности, эстетики, соответствия стандарту и законодательству, а также на параметры, определяющие уровень отдельных элементов цены потребления. Эти два вида показателей составляют основу конкурентоспособности машиностроительной продукции.

В качестве основных показателей качества можно выделить следующие.

1. Показатели назначения представляют такие свойства и функции продукции, которые обусловливают область ее применения (производительность, маневренность, проходимость, мощностные показатели).

2. Показатели надежности охватывают такие свойства, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

2.1. Показатели безотказности учитывают свойства объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или эксплуатации (вероятность безотказной работы, наработка на отказ).

2.2. Показатели долговечности характеризуют свойства объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (ресурс между средними или капитальными ремонтами, срок службы, ресурс до списания).

2.3. Показатели ремонтопригодности охватывают свойства объекта в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их устранения путем ремонта (средняя оперативная продолжительность текущего и капитального ремонта и технического обслуживания).

2.4. Показатели сохраняемости характеризуют свойства объекта сохранять исправное и работоспособное состояние или свойства продуктов и материалов сохранять пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и (или) транспортировки (средний срок сохраняемости).

3. Эргономические показатели характеризуют систему«человек — изделие» («человек — машина») и учитывают комплексгигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства личности, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах при работе с этим изделием (уровень шума, вибраций, максимальная температура воздуха, максимальное содержание пыли и т. д.).

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции (стилевое соответствие, соответствие моде, объемно-пространственная структура, цветовой колорит; чистота выполнения сочленений, сопрягающихся поверхностей, округлений; четкость выполнения фирменных знаков, указателей и упаковки).

5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции (к основным показателям технологичности относятся трудоемкость и себестоимость изготовления продукции).

6. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к перемещению в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

пространстве (транспортирование), не сопровождающемуся ее использованием и потреблением. К этим показателям относятся средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию, средняя продолжительность установки продукции на транспортное средство, коэффициент использования объема транспортирующего средства.

7. Показатели унификации и взаимозаменяемости характеризуют насыщенность изделия унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями и взаимозаменяемость этих изделий.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют уровень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную чистоту и защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в Москве и за рубежом (показатели патентной чистоты и защиты, территориального распространения).

9. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации и потреблении продукции (вероятность и уровень выброса вредных веществ в окружающую среду).

10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность обслуживающего персонала. К показателям безопасности относятся вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность токоведущих частей изделия, среднее замедление при торможении, углы статистической устойчивости, обзорность.

Кроме основного показателя (качества продукции) потребитель включает требования, относящиеся к сфере эксплуатации товара (сервисное обслуживание и др.). Потребитель мысленно сравнивает товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, учитывая их потребительские свойства, ищет степень соответствия собственным предпочтениям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между потребительскими свойствами изделия и расходами на его приобретение и использование, т. е. получить максимальный потребительский эффект на единицу затрат.

Совпадение технических параметров в воображении потребителя с аналогичными параметрами собственно товара служит необходимым условием покупки товара. По отношению к конкретному потребителю степень конкурентоспособности данного товара может быть строго индивидуальной, ввиду чего признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения конкретного спроса, получает тот, который наиболее полно ему соответствует. Следовательно, конкурентоспособность любого изделия может быть определена только в результате мысленно проводимого сравнения. По существу это характеристика товара, отличающая его от товара-конкурента как по

степени удовлетворения конкретного спроса, так и по затратам на его изготовление.

Таким образом, соответствие качества продукции является основной составляющей ее конкурентоспособности, первым и непременным условием возможности реализации продукции.

Существующая в настоящее время концепция жизненного цикла товара в подавляющем большинстве случаев не применима к современному рынку маши-нотехнической продукции. В технике период стабилизации спроса на товары больше интервала между созданием новых видов продукции. Значит, рынок определяется не монополией и даже не конкуренцией однотипных изделий, а конкуренцией новых технических идей.

Технические достижения — это потенциал, который дает материальные результаты только тогда, когда он находит адекватную затратам рыночную реализацию. На практике это может проявляться в активизации усилий по изучению возможных областей применения новых разработок. Главная роль при этом отводится маркетингу, на основе которого изучаются спрос рынка и возможности использования новых разработок при создании изделий, обслуживающих соответствующий спрос.

Уже на стадии разработки изделия необходимо последовательно проводить в практику стратегические цели предприятий и фирм, концентрацию НИОКР на наиболее важных направлениях, оценку новых разработок на основе критериев, которыми руководствуются потребители, использование современных достижений науки управления для активизации творческого потенциала предприятия или фирмы.

Для реализации потенциальной возможности полезного использования произведенной продукции нужно найти потребителя, способного организовать его эффективное применение и обеспечить послепродажное обслуживание. Технический сервис на современном рынке воспринимается покупателем как неотъемлемое свойство продукции. Существует тесная взаимосвязь между уровнем технического обслуживания, обеспечиваемым фирмой, и будущим спросом на выпускаемые ею изделия. В силу этого осуществление мероприятий по совершенствованию технического сервиса стало необходимой частью управления конкурентоспособностью продукции.

Создание сервисно-сбытовых сетей имеет для поставщиков важное значение, так как сферой технического сервиса, кроме обслуживания, выполняется целый ряд других жизненно важных для предприятия функций. В настоящее время сфера технического обслуживания превратилась наряду со сбытовыми службами в важнейший информационный канал для обеих сторон. Сведения, поступающие по этому каналу из сферы технического обслуживания, используются для доработки изделий в процессе их серийного производства, являются важным пока-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

........................................................... .............................................................

зателем качества изготовления продукции, ее надежности, ремонтопригодности, технологичности в обслуживании и ряда других свойств. В частности, для фирмы «Дженерал моторс» эта информация дала возможность после доработки повысить надежность автомобилей уже во 2-й год серийного выпуска в среднем на 8%. И так как сервисные службы наиболее четко представляют себе тенденции развития потребительского спроса на готовые изделия, они не только задают необходимые значения показателей надежности и ремонтопригодности, но и принимают участие в формировании концепции изделия в целом.

Ориентация на потребителя модифицирует отношение отечественных предприятий и фирм к техническому сервису, превращает его в важный инструмент управления конкурентоспособностью продукции. Современный подход предприятий к вопросам конкурентоспособности оказывает заметное влияние на всю их деятельность, начиная с разработки продукции и кончая ее послепродажным обслуживанием.

Исходя из оценки долгосрочных тенденций развития международной торговли, научно-технический прогресс продолжает оставаться одним из наиболее важных факторов, который может способствовать ее росту. Благодаря этому фактору в мировой экономике возрастает интерес к оказанию услуг. Все большее внимание уделяется повышению конкурентоспособности, экономии, обусловленной увеличением масштабов производства, а также вызванной передачей и распространением по каналам внешней торговли технических знаний.

В целях улучшения реального торгового баланса особое внимание уделяется увеличению экспорта. По мнению специалистов, темпы роста мировой торговли будут обеспечиваться, главным образом, темпами роста наукоемкой продукции, а следовательно, научно-технического прогресса, т. е. наукоемкие изделия становятся все более динамичным средством воздействия на мировую торговлю и ее структуру.

Под наукоемкостью в общепринятом смысле следует понимать относительные затраты научно-технического потенциала на различных уровнях хозяйствования (предприятие, отрасль, народное хозяйство). При этом уровень наукоемкости (как относительный показатель) определяется на стоимостной основе, соответственно как отношение затрат на НИОКР к стоимости конкретного изделия (либо объему его продаж) — на уровне предприятия; к стоимости произведенной продукции (либо объему ее продаж) — на уровне отрасли.

В общем виде он может быть записан так: Н = 3/Ц,

где Н — уровень наукоемкости;

3 — затраты на НИОКР;

Ц — цена реализованной продукции.

Показатель Н, рассчитанный на стоимостной осно-

ве, считается практически значимым в интервале от 1 до 50% для конкретного изделия или отрасли.

Итак, использование слова «наукоемкий» применительно к продукции означает относительно больший объем научно-технической подготовки к ее изготовлению, а значит, прежде всего проведение НИОКР, охватывающих теоретические, поисковые и прикладные исследования.

Использование при расчете уровня наукоемкос-ти в качестве базовой величины попеременно либо стоимости продукции, либо объема ее продаж позволяет оценивать этот уровень с позиций как самого производства, так и рынка, подтверждающего (или не подтверждающего) уровень наукоемкости, свойственный производственной стадии движения нового товара.

Исходя из приведенных выше критериев, а также статистики, в мировой практике, например, к разряду производящих наукоемкую продукцию относят общее машиностроение (исключая производство автомобильных двигателей, тракторов и оборудования для текстильной и кожевенной промышленности). К его продукции могут быть отнесены сложные технические изделия, включающие:

Ф устройство — механизм, выполняющий одну или несколько функций и служащий для реализации одной цели (например, электродвигатель);

Ф комплекс — несколько устройств одного объекта, предназначенных для выполнения разнородных задач и не связанных между собой функционально (например, электротехническое оборудование);

Ф технологический ряд машин (оборудование) — комплекс машин, связанных между собой определенной последовательностью действий, технологий;

Ф систему — несколько устройств, выполняющих разнородные задачи и связанных между собой функционально для выполнения принципиально новой задачи (например, ЭВМ).

При анализе наукоемкого изделия необходимо рассматривать его как семейство аналогичных изделий, классифицируемых по одному или нескольким критериям. Например, ЭВМ делятся по назначению (общие, для научных целей, специальные, управляющие), по размеру (электронно-счетные клавишные машины, малые, мало-средние, средние, средне-большие, большие, сверхбольшие). Ввиду такого деления ЭВМ совершенствуются по нескольким технико-экономическим направлениям:

Ф по линии повышения их быстродействия;

Ф увеличению объемов памяти и объемов обрабатываемой информации;

Ф повышению надежности;

Ф снижению себестоимости;

Ф улучшению удобства обслуживания.

Весьма существенным аспектом при учете уровня сложности бытовой наукоемкой техники является готовность потребителя к использованию изделия. Тем

более это обстоятельство важно для производственного оборудования и аппаратуры.

Понятие «наукоемкое изделие» рассматривается в тесной взаимосвязи с комплексом других понятий. Наукоемкое изделие — новая сложная техническая (технологическая) система, относящаяся к определенному классу изделий, производимая подготовленной для этого отраслью, требующая предварительных научных исследований и разработок, квалифицированного персонала и соответствующей подготовки потребителя к ее использованию. Иными словами, это сложный объект новой техники, созданный посредством относительно высоких затрат научно-технического и производственного потенциалов и предполагающий соответствующую систему до- и послепродажного обслуживания.

Уровень наукоемкости изделия представляет собой показатель, рассчитанный как отношение суммы затрат на НИОКР к стоимости данного изделия (объема его продаж).

Авиатехническая промышленность, где доля расходов на НИОКР в общей стоимости продукции составляет около 14% (а в отдельных случаях 20% и более) считается самой наукоемкой. Далее следуют электронно-вычислительная техника, оборудование связи, лазеры, роботы, станки с ЧПУ, некоторые изделия химической промышленности.

Уровень наукоемкости изделия непосредственно связан с конкурентоспособностью. Конкурентоспособность изделия тем выше, чем больше оно приближается к абсолютно новому и системному техническому решению.

Рассматривая конкурентоспособность как соответствие товара условиям рынка, его техническим, экономическим, коммерческим характеристикам, мы сталкиваемся с многообразием существующих показателей качества изделия (в том числе наукоемкого), отражающих совокупно понятия «качество», «технический уровень», «конкурентоспособность». Технико-экономические показатели качества являются важнейшими при определении потребительских свойств изделий, составляющих основу их конкурентоспособности.

При выборе конкурентом изделия на рынке учитываются следующие группы технико-экономических показателей, характеризующих его с разных сторон:

Ф свойства изделия на стадии потребления, в частности экономическая эффективность его использования;

Ф характеристики изделия с точки зрения возможности его использования в комплексе с другими машинами и удобства эксплуатации;

Ф характеристики изделия на стадии сбыта;

Ф другие признаки.

Приведенные группы показателей подразделяются на два основных вида: технические и экономические. В свою очередь они распадаются на параметры

назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), параметры эргоно-мичности, эстетики, соответствия стандартам и законодательству, а также на параметры, определяющие уровень отдельных элементов цены потребления. Эти два вида показателей составляют основу определения конкурентоспособности машинотехнической продукции.

Все приведенные показатели целесообразно учитывать также при определении конкурентоспособности наукоемкой продукции. Разница лишь в том, что по отношению к наукоемкому изделию эти показатели обязательно должны характеризовать взаимосвязанную группу факторов, вычленяющих данное изделие из ему подобных и обеспечивающих его конкурентоспособность.

К основным факторам конкурентоспособности наукоемкого изделия относят уникальность, техническую новизну, качество и системность технического решения, обусловленные уровнем имеющегося научно-технического и производственного потенциалов и использования достижений науки и техники. Именно эти факторы обеспечивают изделию проникновение на новые сегменты внешнего рынка, закрепление на них и преимущественное положение по сравнению со старыми видами техники. Статистические данные свидетельствуют, что заслуживающих внимание предложений по созданию новой техники на уровне отраслей отечественной промышленности выдвигается достаточно.

Однако дело, очевидно, в создании адекватного механизма отбора и в быстрой реализации этих идей, способствующей стабильному удержанию позиций на мировых товарных рынках, их последовательному развитию и углублению.

Основные причины, тормозящие отбор отечественной конкурентоспособной научно-технической тематики, заключаются не только в недостаточной инициативе организаций отраслевой науки и техники, равно как и самих предприятий при формировании отраслевой научно-технической политики в целом, а также при отборе конкурентоспособной тематики. Тормозом служит сама процедура отбора тематики. Она ориентирована прежде всего на создание новой техники в ее существующем виде, сведена преимущественно к учету требований внешнего рынка, что является значительным ее упрощением. К тому же нередко технико-экономическое обоснование рассматривается как формальный документ на стадии планирования. Он не служит инструментом отбора перспективной тематики и сводится преимущественно к техническому обоснованию.

Оценка и отбор конкурентоспособной научно-технической тематики могут осуществляться на основе взаимоувязанного анализа результатов экспорта данного вида техники за прошлый период, ее технического уровня и экономических сторон конкурентоспо-

собности. Такого рода анализ позволит обоснованно подойти к проблеме отбора конкурентоспособной тематики еще на стадии формирования технического задания и принять аргументированные решения о целесообразности той или иной НИОКР.

В практике отечественных и зарубежных исследований используется количественный подход к отбору научно-технической тематики, подразделяющийся на три метода: оценки, экономический, оптимизации по ограничениям.

Метод оценки: предложения ранжируются по различным критериям, после чего каждый из них наделяется весом относительной важности, что позволяет на основе индивидуальных оценок по отдельным критериям вывести общую оценку того или иного предложения.

Экономический метод предполагает простой учет ожидаемых расходов и доходов по каждому предложению и их сравнение по экономичности.

Метод оптимизации по ограничениям предполагает использование принципов линейного программирования, его максимизирует функция некоторого критерия в зависимости от ограничений. Критерии и ограничения могут быть экономическими по природе или давать другие измерения прибыльности.

Комплексный подход к решению проблемы конкурентоспособности отечественной продукции имеет, таким образом, два аспекта:

1) внутренний предполагает создание и развитие соответствующего базиса и обоснования (посредством целенаправленного взаимодействия обеспечивающих служб) возможности, путей, средств достижения, а также результатов поставленных целей в ходе создания новых изделий;

2) внешний предполагает целенаправленный маневр всем наличным арсеналом средств осуществления внешнеэкономической деятельности (патентно-лицензионным обменом, международным научно-техническим сотрудничеством и экспортом конечных изделий).

Фактор времени служит своеобразным критерием эффективности взаимодействия этих аспектов (при условии соблюдения всех других требований повышения конкурентности). Речь идет о длительности проектирования и продвижения на внешний рынок того или иного экспортного изделия. С его помощью в определенной мере можно оценить экспортоспо-собность предприятия, отрасли, промышленности.

Феномен конкурентоспособности продукции так или иначе связан с использованием разносторонней информации. Исследование конъюнктуры внешнего рынка всегда нацелено на разработку рекомендаций, способствующих принятию конкретных решений по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Информационного обеспечения требуют в первую очередь работы по технико-экономическому обоснованию решений в

области научно-технической подготовки товаров на экспорт. Вне связи с целями и задачами всего процесса научно-технической подготовки производства на экспорт, со всем комплексом проблем информационное обеспечение рассматриваться не может. Об этом свидетельствует зарубежный опыт в области информационного обеспечения маркетинга и развития соответствующих баз данных коллективного пользования (как реферативного, так и цифрового порядка).

В российских фирмах разработаны прогрессивные системы маркетинговой информации, своевременно обеспечивающие руководящий состав необходимыми данными. Под прогрессивными системами маркетинговой информации понимается такая информация, в которой люди и машины, взаимодействуя, создают упорядоченный поток информации, полученный как с внутренних, так и с внешних (по отношению к фирме) источников. Фактически речь идет о создании специализированных баз данных для задач по международным сопоставлениям при исследованиях конъюнктуры внешних рынков.

Во многих странах мира созданы специализированные базы данных коллективного пользования, представляющие следующие виды информации и информационных услуг:

Ф оценка мирового спроса и предложения на конкретный продукт;

Ф статистические данные о производстве конкретной промышленной продукции по отдельным странам;

Ф информация о финансовых рынках с указанием ставок и условий предоставления займов;

Ф материалы о возможностях и каналах экспорта;

Ф сведения об имеющейся технологии (включая патенты) и ценах ее приобретения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф информация о профиле корпораций (особенно транснациональных);

Ф социально-экономические данные по странам-партнерам.

Значительное внимание укреплению своих позиций в области информационного обеспечения уделяют торговые монополии Японии. Наряду с финансами и кадрами этот фактор служит главным средством, позволяющим монополиям занимать ведущую позицию в развитии внешнеторговых связей.

Благодаря использованию баз данных, информационных систем, новейших средств коммуникации торговые фирмы Японии стали играть важную роль в формировании и развитии экспорта товаров, в освоении рынков сбыта.

В условиях России проблема улучшения информационного обеспечения предприятий-экспортеров (создание базы конъюнктурно-экономической информации) была бы эффективно решена на уровне центральных отраслевых институтов технико-экономических исследований. Во многих из них имеются реальные условия для формирования систем

информационного обеспечения научно-технической подготовки производства на экспорт. Они могут быть сформированы на основе специализированных баз данных, обеспечивающих последующее развитие систем коллективного пользования.

Безусловным фактором повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий может стать активное использование преимуществ международного научно-технического сотрудничества, что найдет свое отражение в быстром внедрении результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство. В этом плане все большую роль играют внедренческие организации (инжиниринговые фирмы), обеспечивающие четкое разделение труда между опытным и серийным производством, а также занимающиеся обслуживанием потребителей новой техники.

Научно-техническая подготовка производства продукции на экспорт требует совершенствования организационной структуры подразделений предприятий, занятых этой подготовкой. При этом должна быть максимально учтена специфика и целевая функция экспортной деятельности.

В условиях ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня взаимосвязанности всех звеньев промышленности возникает ряд проблем в области организации управления, прежде всего проблема совершенствования организационных структур. Последние должны обеспечивать успешную работу отраслевых служб, занятых научно-технической подготовкой производства на экспорт.

Формирование организационной структуры вполне универсально и включает следующие основные этапы:

Ф формулировка целей и задач;

Ф определение состава и места подразделения;

Ф ресурсное обеспечение (включая численность работающих);

Ф разработка регламентирующих процедур;

Ф разработка документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, осуществляемые в организационной системе управления тем или иным подразделением.

В целом формирование организационной структуры управления предполагает три стадии:

1) формирование общей структурной схемы аппарата управления (стадия композиции);

2) разработка состава основных, базовых подразделений и связей между ними (стадия структуризации);

3) разработка количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности (стадия регламентации).

Третья стадия (регламентация) должна в большей степени быть объектом анализа непосредственно на уровне того или иного предприятия и учитывать его производственную специфику, вид продукции и т. п.

Первая стадия (композиция) призвана реализовать принципы, способствующие повышению эффективности экспортной деятельности:

Ф обеспечение целенаправленности и стабильности в сочетании с гибкостью и комплексностью;

Ф концентрация рыночной деятельности по основным товарам, отраслям и контрагентам;

Ф осуществление политики приспособления к внешнему рынку, его требованиям с одновременным целенаправленным воздействием на него.

Вторая стадия (структуризация) решает следующие проблемы:

Ф определение целесообразных структур различных базовых подразделений предприятий, занятых разработкой и изготовлением продукции на экспорт;

Ф формирование рациональных связей внутри этих подразделений и между ними.

Указанные проблемы являются центральными в совершенствовании организационной структуры служб научно-технической подготовки производства на экспорт и требуют глубокого анализа этого вида деятельности. В качестве базовых подразделений, обеспечивающих научно-техническую подготовку производства на экспорт, выделяются службы:

Ф информации;

Ф конъюнктурно-экономических исследований;

Ф рекламы;

Ф инфраструктурные и др.

Интересны причины, обусловливающие включение в состав базовых так называемых инфраструктурных отделов и отделов экономической службы предприятий. Как правило, это связано с тем, что стадия научно-технической подготовки производства на экспорт обязательно предполагает учет требований по развитию специальной инфраструктуры обслуживания внешнего рынка. Будучи многофункциональным элементом, она представляет собой совокупность тех экономических факторов, которые не прямо, а косвенно, минуя продукт, влияют на уровень его конкурентоспособности. Инфраструктура по обслуживанию внешнего рынка включает:

Ф организацию сбыта продукции;

Ф связи (коммуникацию) с покупателем или потребителем;

Ф обслуживание покупателей и ремонтную службу;

Ф службу информации о порядке и технике применения (использования) продукта;

Ф гарантийную службу.

На современном рынке наблюдается рост зависимости объемов реализуемой продукции от инфраструктуры рынка. На рынки сбыта (определенных изделий) можно выйти лишь через предварительно созданную специальную систему организации этих рынков.

На стадии структуризации разрабатываются как организационные схемы, так и положения о базо-

вых подразделениях. Основным критерием является создание системы организационного обеспечения функций специализированного анализа и оценок для повышения эффективности и качества соответствующего вида деятельности (например, организация работ по конъюнктурным исследованиям).

Кроме выявления базовых подразделений, возникает и другая важная и методически сложная задача — построение внутриорганизационных связей.

Следовательно, экспортная деятельность непосредственно сопряжена с совершенствованием соответствующих организационных структур управления. Научно-технический прогресс, усиливший организационную интеграцию науки, техники и производства, все активнее вторгается в сферу осуществления внешнеторговой деятельности, привнося в нее свою специфику и связанные с ней изменения, требующие реализации принципов маркетинга.

Зарубежный опыт показывает, что основанием для создания базового подразделения служит необходимость определения ответственности работников и разделения труда в соответствии со следующими факторами:

1) однородность целей (конечных результатов) или объектов управленческой деятельности по видам выпускаемой продукции, типам производственных процессов и оборудования, сферам потребления продукции и услуг (например, производство ЭВМ, научно-исследовательская разработка, экспортные поставки);

2) однородность выполняемых управленческих функций по роли обусловленного ими этапа в комплексном процессе принятия решений (например, региональные производственно-хозяйственные органы и филиалы).

Формирование организационной структуры в данном направлении дает возможность эффективно увязывать функции информационного, научно-исследовательского, конъюнктурно-экономического,

рекламного обеспечения научно-технической подготовки производства конкурентоспособных видов техники, а также ее до- и послепродажного обслуживания. Структура учитывает уже сложившуюся систему связей и прогрессивный мировой опыт. В ней отражено объективное требование усиливающейся интеграции трех видов деятельности: научно-исследовательской, производственной, внешнеторговой (сбытовой). Жизненность такого подхода подтверждает реальная действительность. Во многих отраслях промышленности начался процесс совершенствования управления экспортной деятельностью и ее научно-технической подготовки. Наблюдается он как в промышленно развитых странах, так и в России.

Таким образом, задача повышения конкурентоспособности экспортируемых товаров требует совершенствования организационного механизма управления перспективным развитием отраслей. В частности, речь идет о формировании и контроле планов осуществления НИОКР, которые должны быть ориентированы на учет требований внешнего рынка. Действующий ныне механизм управления недостаточен для целенаправленной концентрации усилий соответствующих служб предприятий и отраслевых институтов, имеющих отношение к повышению конкурентоспособности отечественной техники, эффективного взаимодействия этих служб и налаживания должного научно-информационного обеспечения. Необходима взаимоувязанная долгосрочная программа организационных мероприятий, подготовленных на основе анализа отечественной и зарубежной практики внешнеэкономической деятельности.

Горяев И.П. Маркетинг. Словарь-справочник. — М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.