Paykovich Petar Radoslavovich, docent
(e-mail: [email protected])
Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.
EXTRABUDGETARY FUNDS AS A COMPONENT OF SOCIAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: The article responds to the current theoretical issues associated with the development of extra-budgetary funds, and social protection in the Russian Federation.
Keywords: state non-budgetary funds of the Russian Federation, social protection, social risks, social insurance.
УДК 336.1
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Пайкович Петар Радославович, доцент
(e-mail; [email protected]) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Россия Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Круск, Россия
Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с экономическим назначением государственных внебюджетных фондов в РФ.
Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды РФ, социальная защита, социальные риски, социальное страхование.
Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. [1]
Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой - собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде. При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.
Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоя-
тельными финансовыми средствами.[2] Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.
Деятельность каждого из внебюджетных фондов обязательного социального страхования регламентируется соответствующим федеральным законом и направлена на целенаправленную социальную защиту от присущих только этому виду социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [3] обеспечивает финансовые гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу при наступлении страхового случая и по её оплате медицинской организации, в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом под базовой программой обязательного медицинского страхования понимается часть общей программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая их права на бесплатное оказание им медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской федерации аккумулирует средства и осуществляет финансовое обеспечения страховых и накопительных пенсий граждан России, а также в связи с утерей кормильца. [4]
Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение основных двух направлений социального страхования:
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, [5]
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [6]
Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:
- эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщая обязательность социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;
- государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);
- ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.
При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.
Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:
- экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:
- обеспечение за счёт средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по её оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.
Вышеуказанные принципы положены в основу регламентирующих документов внебюджетных фондов социального страхования как финансовых учреждений. Для Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации такими документами являются Положения о фондах. Для Федерального фонда медицинского страхования таким документом является Устав.
Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией внебюджетных фондов обязательного социального страхования является
финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.
Страховым обеспечением для пенсионного страхования является
- страховая пенсия по старости;
- страховая пенсия по инвалидности;
- страховая пенсия по случаю потери кормильца;
- фиксированная выплата к страховой пенсии;
- накопительная пенсия;
- единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
- срочная пенсионная выплата;
- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребёнка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
- социальное пособие на погребение.
Страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является:
а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
б) страховые выплаты:
- единовременная выплата лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного лица;
- ежемесячные выплаты лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного лица.
Необходимо отметить некорректность описания сути этих выплат в самом федеральном законе: «выплата застрахованному лицу в случае его смерти».
в) оплата расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица:
- оплата лечения застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжёлого
несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
- оплата приобретённых лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- оплата специального медицинского и бытового ухода за застрахованным лицом, в т. ч. осуществляемый членами его семьи;
- оплата проезда застрахованного лица, а в необходимых случаях и сопровождающего его лица, для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а также при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи профессионального заболевания с его профессией;
- оплата медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в случаях необходимости оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;
- оплата изготовления и ремонта протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
- оплата приобретения технических средств реабилитации и их ремонта;
- оплата приобретения транспортных средств при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению этих транспортных средств, их текущего и капитального ремонта и оплата расходов на горюче-смазочные материалы;
- оплата профессионального обучения, переквалификации и (или) получение дополнительного профессионального образования.
Страховым обеспечением для медицинского страхования является:
- исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по её оплате медицинской организации.
Подытоживая вышеизложенное можно сделать нижеследующие выводы.
- основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования - финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;
- внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обяза-
тельного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.
Список литературы
1. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. 6.12.2012) URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3197/
2. Финансы и кредит/ Пайкович П.Р.// Москва, 2015.
3. Бюджетная система РФ/ Пайкович П.Р.// Курск, 2017.
4. Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 81-86.
5. Пути повышения эффективности управления государственным долгом/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 235-240.
6. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с. URL: http://www.pravo.vuzlib.su/book_z338_page_60.html
7. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 №\ 326-ФЗ (действ. ред. 2016) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_107289/
8. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (действ. ред. 2016) URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_34447/
9. Федеральный закон) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_64871/
10. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19559/
Paykovich Petar Radoslavovich, docent
(e-mail: [email protected])
Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.
EXTRABUDGETARY FUNDS AS A COMPONENT OF SOCIAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: The article responds to the current theoretical issues related to the economic purpose of the state budget funds in the Russian Federation. Keywords: state non-budgetary funds of the Russian Federation, social protection, social risks, social insurance.